Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе. Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в старшей группе

Цель: формировать у детей стереотипы гендерного поведения.

Образовательные задачи:

1. Учить анализировать, обобщать и, согласно возрасту, рефлексировать впечатления и знания о своеобразии и разности полов на примерах самых близких людей.

2. Учить идентифицировать себя с определенным полом и примерять на себя модель данного пола, объединяя социокультурное наследие (живопись, художественное слово) с личным опытом.

Развивающие задачи:

1. Формировать положительный образ - Я в процессе познания социального мира, в ходе исполнения роли своего пола.

2. Развивать у ребенка ценностное осмысление себя, как представителя определенного пола, активировать поиск своего места в мире.

3. Развивать умение аргументировать свои мысли и высказывания.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство самоуважения, чувство собственного достоинства.

2. На примерах портретной живописи и художественного слова воспитывать эстетическое отношение к стереотипам мужественности и женственности.

Здоровьесберегающие задачи:

1. Содействовать сохранению психического и социального здоровья детей.

2. Профилактика умственного утомления на занятии.

3. Увеличение двигательной активности детей в ходе занятия.

Материалы и оборудование:

Рамка для фотографии, карточки со схемами-действиями полоролевого поведения мальчиков и девочек (по количеству превышающие количество детей), две корзины, одна их которых с бантом, репродукции портретной живописи знаменитых художников, элементы ролевых костюмов.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Психогимнастика "Доброе утро" (проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния). Дети вместе с воспитателем говорят:

"Доброе утро, всем кто проснулся,
доброе утро, кто улыбнулся,
глазки откройте и посмотрите,
мы всех вас любим, и вы нас любите!"

2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.

Дети сидят на модулях - валиках на ковре.

Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Мы с вами встречаемся давно, но, насколько хорошо знаем друг друга? Давайте получше познакомимся и узнаем кто мы в этом мире, кто мы для своей семьи и друг для друга. Первой расскажу о себе я. Я - женщина, моё имя - Лариса. Дома меня называют по - разному: родители - дочкой, дочка - мамой, внук - бабушкой. А кто вы, и как вас называют дома родственники?

Ответы детей.

Воспитатель: в семье нас могут называть по-разному, в зависимости от того с кем общаемся. Об этом даже есть стихотворение Я. Акима "Кто кому кто?". Кто бы хотел его рассказать?

Дети рассказывают стихотворение.

А) Члены семьи - мужчины и женщины.

Воспитатель: В семье может быть много родственников и это хорошо. Ведь чем больше близких людей нас окружает, тем радостнее и интереснее жизнь. Мы часто фотографируем своих родных, а потом любим смотреть фотографии.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Семейный фотограф". Кто-то один будет загадывать загадку о членах семьи, а вы своим видом, мимикой должны показать отгадку. Самую лучшую "отгадку" выбранный "фотограф" будет помещать в рамку. Первая загадка для мальчиков.

Все мальчики встают.

Ребёнок загадывает 1-ую загадку, в руках у него большая рамка:

Кто хозяин в доме первый,
На ком держится семья?
"Мама", - скажете наверно:

Ведущий выбирает ребёнка, демонстрирующего, по его мнению, лучшую фотографию и подносит к нему рамку "для портрета". Выбранный ребенок отвечает на загадку: "Это папа, это я".

Мальчики садятся.

Воспитатель: Почему ты выбрал именно этого ребенка? Почему говорят, что на папе держится семья? Каким должен быть, на ваш взгляд, главный мужчина в семье - папа?

Ответы детей. По необходимости воспитатель дополняет их.

Воспитатель: Следующая загадка для девочек.

Все девочки встают.

Девочка загадывает загадку:

Кто на кухне жарит, парит,
Кормит всех нас каждый день.
Убирать, стирать, готовить,
Ей ничуточки не лень.
Её любит вся семья:

Ведущая выбирает девочку, демонстрирующую, по её мнению, лучшую "фотографию" и подносит к ней рамку " для портрета". Выбранный ребёнок отвечает на загадку: "Это мама, это я".

Девочки садятся.

Воспитатель разговаривает с детьми о главной женщине в семье - маме: Какая ваша мама? Какой на ваш взгляд должна быть мама? Почему вы так думаете?

По необходимости ответы детей дополняются воспитателем.

Воспитатель: Следующую загадку тоже отгадывают девочки.

Все девочки встают.

У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички:

Выбранный ребёнок: "Конечно это я, сестричка".

Девочки садятся.

Воспитатель выясняет: У кого есть сестра, какая она? Какую бы сестричку хотели иметь дети? А какую дочку хотела бы иметь мама?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из девочек прочитать потешку "Аленка-сестричка".

Воспитатель: И последняя загадка будет для мальчиков.

Все мальчики встают.

Кто по утрам идет учиться,
Он получать оценки рад:

Выбранный ребенок: "Конечно это старший брат".

Мальчики садятся.

Воспитатель: брат, или мамин и папин сын - младший мужчина в семье. Каким сыном и братом, на ваш взгляд, должен быть мальчик?

Ответы детей.

Оздоровительный момент

(динамическая пауза для увеличения двигательной активности, смены вида деятельности, расслабления).

Воспитатель просит детей встать и выполнять движения согласно тексту, который он говорит.

Девочки умеют танцевать,

Мальчики бегать и маршировать. (пауза)

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье,

И становится понятно расслабляться нам приятно.

В конце воспитатель замедляет темп речи и демонстрирует расслабляющие движения, дети повторяют.

3. Работа в основной части занятия.

3 Б) Мужские и женские качества

Дети стоят полукругом рядом с воспитателем. Перед ними находится столик с двумя корзинами.

Дети расходятся по группе и выбирают соответствующие схемы. Становятся возле стола с корзинами. Девочки, опуская в корзину свои карточки, проговаривают какое качество (изображённое на выбранной схеме) они "дарят", затем мальчики аналогично наполняют свою корзину.

Воспитатель: Ребята, какие замечательные подарки! Действительно достойные мужчин и женщин.

4. Закрепление новых знаний

Дети садятся на ковёр на модули-валики.

Воспитатель: Ребята, мы с вами любим фантазировать и часто представляем, какими будем, когда вырастем сами и какими станут наши друзья. Давайте поиграем в игру, "Каким я вижу тебя". Для этого нужно повернуться друг к другу, крепко взяться за руки, посмотреть в глаза друг другу и назвать качества, которыми будет обладать товарищ, но постараться, чтобы характеристика качества начиналась с первого звука имени. Начнем мы с Руслана. Руслан - ты будешь решительным.

По очереди дети подбирают характеристику. Кто затрудняется, может назвать ее на любую букву в имени.

Воспитатель: Карточки - схемы, которые мы собрали в корзину, нарисовал компьютер, а художники-портретисты рисуют людей, отражая в портретах весь мир чувств, в зависимости от того мужчина это или женщина, герой или трус, добрый или злой.

Дети, по очереди здороваясь, называют портреты и авторов.

С репродукции картин к нам в окошки смотрят мужчины и женщины, это наши старые знакомые. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: На кого из них вы бы хотели быть похожими, когда вырастете? Я предлагаю поиграть в игру "Зеркало", т.е. как можно достовернее стать зеркальным отражением портрета. Для этой цели можно использовать дополнительные предметы.

Дети встают, выбирают элементы костюма, которые отражают характеристику выбранного героя и имитируют портрет.

Воспитатель по очереди спрашивает: "Ты чьё отражение?" Ответ ребёнка.

Ребята вы настоящие артисты!

5. Итог занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Мы сегодня говорили о том, какими бывают мужчины и женщины, какими вы видите в будущем себя.

Давайте с помощью цветка подарим комплименты друг другу, высказав свое доброе отношение. Начну я "Лиза, ты красавица (предавая шарик).

Дети дарят комплименты рядом стоящему другу.

Воспитатель, завершая круг, говорит:

Дорогие мои дети!

Дети отвечают хором: "Мы лучшие на свете!"

Тема: Общение.

Цель: сформировать у обучающихся представления о способах и средствах общения.

Задачи:

    развитие навыков взаимодействия с другими;

    обучение школьников использованию полученных знаний для эффективного общения;

    стимулирование учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

1. Копилка хороших новостей.

---Что хорошего, доброго произошло в вашей жизни за неделю?

2. Установка на занятие : без чего человек не может прожить?

Все мы живём среди людей. Мы учимся, встречаемся с друзьями, с близкими, ходим в гости. И в любой ситуации, иногда независимо от нашего желания , общаемся с людьми – родителями, сверстниками, педагогами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьи нам не нравятся, а с четвёртыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения очень трудно человеку.

Общение – очень большая тема, человек всю свою жизнь осознанно или бессознательно пытается найти людей, с которыми приятно общаться. Сегодня мы постараемся поговорить о том, что нам помогает в общении, а что мешает?

    Упражнение «Эстафетная палочка»

Умеете ли вы общаться друг с другом? Эта ручка – будет эстафетной палочкой. Я скажу предложение, смысл его неважен. Задача каждого – передавая друг другу, начать своё предложение с последнего слова моей фразы.

Легко ли было придумывать фразы? Почему?

3. Информация об общении.

«Итак, что же такое общение. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включает в себя три взаимосвязанных стороны:

    обмен информацией (коммуникативная сторона);

    обмен действием – взаимодействие с другими людьми, согласование, распределение, договор, убеждение собеседника (интерактивная сторона);

    познание, восприятие и понимание друг друга в результате общения.

Существует много видов общения, например:

формальное , когда нет стремления понять собеседника

деловое , когда учитывают особенности личности человека, но интересы дела важнее, чем расхождения

духовное , чаще с близкими людьми, когда не обязательно прибегать к помощи слов, понимаешь собеседника по выражению лица, мимике, интонации голоса.

Мы поговорим о межличностном общении , т.к. именно оно наиболее важно для дружеских отношений, и влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т.п.

Межличностное общение – это общение людей в группе, которая постоянна по составу.

Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Выделяют вербальные (речевые): темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз и т.д. и невербальные (жесты, поза, мимика и т.д.) средства общения.

Какие качества, как вам кажется, нужны для общения? Что же помогает в общении? А что мешает?

Перед вами два конверта:

1 конверт – «Что помогает в общении?»

2 конверт – «Что мешает в общении?».

Подумайте и напишите на листочках по одному качеству к каждому заданию и положите в конверт.

Анализ предложений школьников.

Для позитивного межличностного общения необходимы соответствующие качества, к числу которых относятся:

Умение внимательно слушать , при необходимости задавать уточняющие вопросы, один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним контакт.

Искренность : то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».

Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.

Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица;

Разборчивая и грамотная речь.

Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

4. Умение слушать. Важное качество – уметь слушать. Все ли вы владеете этим умением?

Анкета «Умеете ли вы слушать?».

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить

и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете

суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои

мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие-

либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные

предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности

в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить

свое слово за него, опередив его собственные выводы?

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ , (словарь) Ложное , предвзятое , заранее сложившееся отрицательное мнение о ком - нибудь или чем - нибудь.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприят​ность.

- Задумывались ли вы, почему это происходит?

- Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.

- В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

5. Сложные ситуации.

Каждый оказывался в сложной ситуации. Ситуация – выход; подберите и запишите свои варианты выхода из сложных ситуаций:

    Тебе надо отпроситься у учителя с классного часа.

    Тебя публично обвинили в том, что ты не делал.

    Мама, придя с работы уставшей, начинает отчитывать тебя за беспорядок.

    Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.

    Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

    Ты опоздал на урок.

    На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

В общении мы лучше узнаем самих себя и людей, с которыми живем рядом, через общение мы получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные и духовные ценности общества.

Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

6. Правила общения.

Для общения с людьми необходимы определённые правила.

«ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»
Познакомьтесь с ними, дополните или уточните их.
Быть доброжелательным.
Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.
Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая.
Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.
Быть честным, искренним и привлекательным.
Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.
Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.
Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.
Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.

7. Упражнение «ШАГ НАВСТРЕЧУ» .

У каждого человека, в той или иной мере, есть неполадки в общении, например, многие не умеют говорить приятное, делать комплименты. Необходимо учиться общению! В этом нам помогут некоторые упражнения.
Ведущий просит двух друзей выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон класса. Затем им дается такое задание: сделать шаг навстречу другу и сказать другому что-либо приятное, какой-нибудь комплимент. Кто быстрее другого дойдёт до друга.

Занятие заканчивается высказываниями великих людей об общении. «В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями» Пифагор.

8. Рефлексия.

Что понравилось во время проведения занятия?

Что нового узнали по данной теме?

Какие важные “открытия” для себя сделали?

Чему научило вас это занятие ?

Литература:

    Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть 1. Методическое пособие для педагогов и психологов к учебному курсу для 8-9 классов / Под ред. канд. пед. наук П.И. Горлова. – Томск: Изд – во НТЛ, 2007.

    О.В. Хухлаева, Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе,- Москва: Генезис, 2005 г.

    О.В. Хухлаева, Т. Кирилина, О. Фёдорова. Счастливый подросток. Москва. Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2002

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В нашем маленьком городе, в детском саде комбинированного вида №27 есть очень нужная группа, для детей с умственной отсталостью. Здесь учатся адаптироваться к жизни в современном обществе разновозрастные дети с разными диагнозами. К каждому необходимо найти подход и с мотивировать на обучение и воспитание. Этим занимаются воспитатели и учитель-дефектолог во время непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема: «Чудо-дерево»

Цель - создание условий для речевого и социального развития детей с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Привлекать внимание детей к речи взрослого, слушать обращенную речь, учить детей отвечать на поставленный вопрос. Уточнить и расширить знания детей по этой теме «Обувь», учить классифицировать обувь по нескольким категориям. Знакомство с понятиями «правый- левый», «пара».

2. Развивать общую, мелкую моторику и координацию движений.

3. Развивать положительные личностные качества и навыки толерантного поведения.

Оборудование: самодельная модель «Чудо-дерево» из полых кубиков, внутри которых помещены карточки-картинки с изображением разных видов обуви, игрушки по количеству детей (желательно с одетой обувью), пиктограммы - мимика людей.

Ход занятия

Доброе утро, ребята. А какими еще словами можно поприветствовать друг друга? (Привет, хай, здравствуй, добрый вечер…).

Сегодня у нас в гостях Волшебное дерево, не листочки на нем, не цветочки на нем, а сапоги да башмаки. Вы догадались, о чем я говорю?

О Чудо-дереве! Давайте поздороваемся с ним (дети по цепочке приветствуют дерево, используя разные формы приветствия).

Посмотрите, что на Чудо-дереве вместо листочков? (ботинки, туфли, сапоги и др.) При правильном назывании обуви на картинке, эту картинку ребенок снимает с чудо-дерева.


- А как одним словом можно назвать то, что растет на нашем Чудо-дереве? (обувь). Давайте подумаем, а зачем нам обувь?

Расскажите мне об обуви на ваших картинках, как она называется, когда ее одевают, зачем, удобная ли она..?

Ребята, а почему каждой обуви по 2 штуки: два сапога, два валенка..?

Два - это значит пара: на правую и левую ноги. И они всегда дружат между собой, идет нога в ногу и дорогу друг другу не переходят. А вы знаете о том, что однажды пара ботинок поссорились - нет? - тогда слушайте внимательно, я вам сейчас расскажу!

Заспорили правый и левый ботинок кто из них лучше. Один говорит: «Я главнее, мальчик меня всегда первым обувает». А второй спорит: «Нет, я главнее, мальчик тобой на жвачку наступил, а мною нет, потому что я главный и любимый». Спорили, они спорили и разбежались в разные стороны. Но тут из спальни вышел их мальчик-хозяин, смотрит, а ботинок нет. Сел он на стул и заплакал: «Где мои любимые ботинки-и-и?». Вышел правый ботинок и говорит: «Не плачь, я здесь, я тебя никогда не брошу». А мальчик все равно плачет: «А где мой левый ботинок? Не пойду я в садик в одном ботинке». Вышел левый ботинок. Мальчик обрадовался, обулся и побежал в садик. А ботинки поняли, что любят их вместе и ссориться им ни как нельзя. Поэтому они с тех пор дружат и ходят всегда ПАРОЙ.

Понравилась вам история? (Да). Дружить очень хорошо. А вы дружные ребята? (Да). Тогда давайте играть.

(Игровые упражнения проводятся в виде подвижных игр).

Игра «Найди пару». Дети выбирают по карточке, на которой изображена правая или левая пара обуви. Задача детей как можно быстрее отыскать пару своей картинке.

Игра «Моя половинка». Дети берут часть разрезной картинки с изображением обуви. Задача детей добежать до противоположного стола, где лежат оставшиеся половинки и отыскать свою половинку картинки.

Работа с пиктограммами . На оборотной стороне разрезных картинок изображены пиктограммы: строгие, грустные, серьезные лица. Задача детей попытаться превратить предложенное пиктограммой лицо в веселое.

Ребята, я вижу, что вы очень дружные, быстрые, ловкие. Вам можно поручить ОЧЕНЬ ответственное задание. У вас на столах лежат «фотографии» обуви, которая болеет, ее нужно починить. Это можно сделать при помощи фломастеров, главное знать, что случилось с обувью (варианты: нет шнурков - дорисовать, сломался каблук - дорисовать, недокрашен носок и т.п. Все обговаривается в процессе работы).

Давайте сделаем зарядку для пальчиков, чтоб они нас слушались (пальчиковая гимнастика, любая по выбору детей). Игровое упражнение «Шнуровка».


- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы. И Чудо-дерево благодарит вас за помощь - смотрите (на оборотной стороне Чудо-дерева прикреплены конфеты, по количеству на 1 больше, чем детей). Дети угощаются конфетами - 1 лишняя.

Как дружные ребята поступят с этой лишней конфетой? Обсуждение вариантов ответов детей: подарят воспитателю или, как вариант, оставить для дерева и др.

    «Учусь общаться»

    Продолжительность: 45 минут.

    Аудитория: 10-11 лет.

    Количество участников: 10-15 человек.

    Формы проведения:

    Цель:

    Задачи:

Оборудование и материалы:

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Упражнение «Твое имя»

Цель:

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других - назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель:

Общение - это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;
  • Взаимодействие;

Цели общения:

  • Установление контакта;
  • Координация действий;
  • Обмен эмоциями;
  • Установление отношений - осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Цель:

  • броеДо восло вечекуло - точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку - что дождь в засуху).
  • воСло ен бейрово-титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь).

Цель:

Количество человек

Сверстники

Старше меня на 1 - 3 года

Младше меня на 1-3 года

Маленькие дети

Взрослые

Упражнение « Я - это …» « Какой я?»

Цель:

Давайте напишем 10 предложений « Я - это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик - старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель:

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Цель:

Цель:

Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью - то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.

Упражнение «Спина к спине»

Цель:

Притча о гвоздях

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Обсуждение:

  • Ребята, какой был мальчик?
  • Что сказал отец сыну?
  • Что посоветовал отец?

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек - уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Литература:

  1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2012.
  2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. - М.: “Сюита”, 1996.
  3. Н.В. Клюева. Учим детей общению. - Ярославль: 1997.
  4. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. - М.: 2004.
  5. В.Н . Морохин. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Высш. шк., 1986.

1000 загадок. Популя

Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие социального педагога «Учусь общаться»»

Развивающее занятие социального педагога

«Учусь общаться»

Пояснительная записка:

а) Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».

б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой

    Технологическая карта занятия.

    Методика: конспект мероприятия.

    Ресурсы: презентация.

    Список используемых информационных ресурсов (литература)

Конспект развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

    раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;

    объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;

    проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;

    способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;

    рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: презентация, кроссворд, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди».

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.

Упражнение «Твое имя»

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

    Обмен информацией;

    Взаимодействие;

    Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

    Установление контакта;

    Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

    Побуждение, стимулирование активности партнёра;

    Координация действий;

    Обмен эмоциями;

    Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.

    броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).

    воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).

    шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).

    шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Упражнение « Круг моего общения»

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту

Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя - вы ученик).

Упражнение « Я – это …» « Какой я?»

Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.

Давайте напишем 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик - старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).

Упражнение «Музыка и чувства»

Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).

Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.

Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.

Дискуссия « Что может мешать общению»

Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении.

А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)

Обучающимся предлагается рассмотреть схему:




Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую информацию.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

Садитесь в пары лицом друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги).

Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.

Затем происходит обмен впечатлениями.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Обсуждение:

    Ребята, какой был мальчик?

    Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?

    Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?

    Почему он вытащил гвозди из столба?

    Что сказал отец сыну?

    В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»?

    Что посоветовал отец?

Заключение. Подведение итогов.

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго!

Литература:

    Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.

    Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.

    Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.

    Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: 2004.

    Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н . Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.

    В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с. 26.

    1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.

    Энциклопедия для девочек и мальчиков. Сост. Л.И. Павлова. – М.: 2000.