Проблема отношения человека к старости по тексту Германа Гессе (ЕГЭ по русскому). «Уважительное отношение к старости

Очевидно, со скорбной миной лицо кажется более благородным и умным. Но как говорил незабвенный Олег Янковский в таком же незабываемом фильме: «Умное лицо — это еще не признак ума».

Если говорить о старости, то такой, как у артиста Зельдина, который прожил 101 год и был бодр, востребован, а, самое главное, внутренним оком устремлен не в прошлое, каким бы притягательным оно для него ни было, а в будущее.

…И бабушек приходим навестить
На день рожденья раз. И раз — в день смерти.
А в третий раз — когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть.

В этот момент я искренно люблю их всех: морщинистых и не очень; аккуратно расправляющих складки головного платка или так же аккуратно наносящих на поблекшие губы красную помаду из богом забытого тюбика; добродушно ворчащих нам вслед или испытующе глядящих из-под выпуклых стекол очков: старушек-веселушек с бодрым румянцем на щечках или сдержанных элегантных дам.

Мой искренний порыв длится недолго (не буду лукавить!). Три-четыре старческих лика, блаженно ностальгирующих по дням минувшим, когда «все было не так, был порядок!», или увлеченно повествующих про очередные анализы и таблетки, или (о! о! о!!!) раздающих бесплатные ценные указания, способны вогнать меня если не в тихую ненависть, то в отчаянную скуку.

…Мы давно приучились обходиться без них. Это жестко, но это правда, а не пафос. «Тому, кто идет дорогой жизни, Бог дарует способность забвения». Это тоже замечательная истина из такого же замечательного фильма. И все-таки жаль иногда и сжимается горечью сердце, что больше никто старческой рукой не выльет тебе вслед традиционную кружку воды, чтобы дорога твоя была легка, и не накроет худенькой морщинистой ладонью твою, гудящую от усталости руку, словно говоря: «Устала, внученька? Ну, ничего, Бог труды любит. Отдохни!»

Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте зависит от многих факторов экзистенциального характера: осмысленность жизни, принятие своего жизненного пути (сознание, что жизнь прожита не зря), сохранность профессиональной идентичности (продолжение работы по своей специальности), наличие концепции будущего и деятельность, наполненная смыслом (например, воспитание внуков, занятие садоводчеством, общественная работа).

Материально-бытовые условия и фактор здоровья в меньшей степени, чем экзистенциальные факторы, влияют на удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте (М. П. Бельски, 2010).

Американский психолог Пекк пишет о двух кризисах этого периода. Первый - переоценка собственного Я независимо от профессиональной карьеры, т. е. человек должен ответить прежде всего себе и для себя: «Кто я есть, что есть Я» - после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены ученые и воинские звания, высокие и невысокие должности? Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела и получение ответа на вопрос: «Кто есть Я» - без красивой прически, стройной фигуры и крепкого здоровья? Для мужчины труднее преодоление первого кризиса, а для женщин - второго.

Люди обозревают свою жизнь, и многие испытывают разочарование, потому что они недовольны своими достижениями, им кажется, что они что-то недополучили, что им недодали. Вспомним слова Фирса из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»: «Про меня забыли… Жизнь-то прошла, словно и не жил… Силушки-то у меня нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!»

Американский поэт У. Уитмен так выразил свое отношение к старости, когда ему было 69 лет:

Дряхлый, больной я сижу и пишу,

И мне тягостно думать, что ворчливость

И скука моих стариковских годов,

Сонливость, боли, запоры,

Уныние, сварливая мрачность

Могут просочиться в мои песни.

Уныние пожилых людей можно понять, но лучше понимать другое: если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. А древний философ Луций Анней Сенека, по меркам своего времени - долгожитель (он прожил 70 лет), уверял: «Старость полна наслаждений, нужно только уметь ими пользоваться».

Не все могут найти применение своим силам и способностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настроение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение и депрессия могут быть вызваны различными причинами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам - огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищеные ботинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более чем втрое склонны к самоубийству по сравнению с молодыми мужчинами и во столько же раз - по сравнению со своими сверстницами. Причем такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия.

В. Д. Альперович , 1998.

Но есть люди, склонные восхвалять «очарование преклонного возраста». У них физическое ослабление компенсируется высоким духовным подъемом. Поэтому период, предшествовавший наступлению старости и старческого недомогания, называют «лучшими годами». Именно это имеется в виду, когда говорят о счастливой старости. Л. Н. Толстой, например, говорил: «Я никогда не думал, что старость так привлекательна», а К. И. Чуковский писал в своем дневнике: «Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли добрей и светлей».

Образ старого человека, бытующий в традиционных представлениях, не соответствует мнению так называемых старых людей о самих себе. По данным исследований, проведенных Е. Пиотровским, В. Д. Шапиро, лишь меньшинство пожилых людей (старше 65 лет) считает себя стариками, а около 25 % опрошенных думают, что они в расцвете сил, или относят себя к среднему возрасту.

Н. Ф. Шахматов изучил жизненную позицию пожилых людей, считавших свою старческую жизнь успешной и даже счастливой. Было выявлено, что эти люди ориентированы не на прошлое и будущее, а на настоящее. Свое старческое существование они воспринимают без каких-либо оговорок и без планов изменить что-то в лучшую сторону. Это приводит к выработке новой, спокойной, созерцательной и самодостаточной жизненной позиции. Сегодняшнее состояние здоровья, недуги, быт воспринимаются терпимо, как данность. Появляются новые интересы, ранее не свойственные этому человеку. Многие начинают заниматься творчеством (стихосложением, рисованием и др.), принимать посильное участие в общественной работе, помогать больным и слабым. Часто, преодолевая свое одиночество, заводят домашних животных. Происходит существенная переоценка ценностей: начальственные должности, почетные звания и награды, материальные ценности, приобретенные в течение жизни, теряют свою привлекательность и кажутся малозначащими.

Страшно то, что чем старше становишься, тем более чувствуешь, что драгоценнее становится (в смысле воздействия на мир) находящаяся в тебе сила жизни, и страшно не на то потратить ее, на что она предназначена, как будто она (жизнь) все настаивается и настаивается (в молодости можно расплескать ее - она без настоя) и под конец жизнь густа, вся один настой.

В глубокой старости обыкновенно думают и другие, и часто сами старики, что они только доживают век. Напротив, в глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти. Хорошо было бы, если бы это понимали и сами старики, и окружающие их.

Л. Н. Толстой . Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 20. С. 21, 233.


Страх смерти

Особенностью переживаний пожилых людей является приближение смерти, которую, несмотря на ее неизбежность, большинство людей боится и стремится отодвинуть срок ее наступления.

Л. Н. Юрьева приводит данные зарубежных социологических опросов. Исследования 1 тыс. жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста. Они философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий; у 70 % лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28 % - составили завещание; 25 % - уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками) (Hinton, 1972).

Однако большинство опрошенных жителей Великобритании избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом: «Я пытаюсь как можно меньше думать о смерти и умирании», «Я стараюсь переключаться на другие темы» и т. п.

В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется не только возрастная, но и половая дифференциация.

К. Бек (Back, 1974), пришел к выводу, что мужчины относятся к смерти с большим неприятием, чем женщины: эта тема вызывает у них ассоциации, проникнутые страхом и отвращением. У женщин описан «комплекс Арлекина», при котором смерть представляется загадочной и в чем-то даже привлекательной.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет.

Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам социологического исследования более 20 тыс. французов. Полученные данные были опубликованы в одном из номеров «Regards sur l’actualité» (1993) - официальном издании Французского государственного центра документации, публикующего статистические материалы и отчеты по важнейшим для страны проблемам. Результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц 35–44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни, что наглядно отражено в табл. 10.2.

Таблица 10.2. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу, %

У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично. Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено в табл. 10.3.

Таблица 10.3. Распределение мыслей об отношении к смерти по полу, %

Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть (табл. 10.4).

Таблица 10.4. События, более страшные, чем смерть, %

Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни; 90 % опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий.

Психологи утверждают, что страх смерти - это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Платон опирался на представления о бессмертии души и писал, что настоящие философы всю жизнь готовятся к смерти; при этом было бы нелепым, если бы, неустанно стремясь к этой единственной цели, они устранялись от нее и боялись, когда смерть настигнет их. Аристотель тоже верил в бессмертный дух, продолжающий жить после смерти.

Цицерон, опираясь на эту идею, писал: «Вот почему старость для меня не только лишена горести, но, напротив, полна прелести… Если я ошибаюсь, веря в бессмертие души, то я люблю эту иллюзию и не хочу, чтобы она была отнята у меня, пока я жив». В дальнейшем идея о бессмертии души и загробной жизни закрепилась в различных религиозных верованиях.

Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: «Смерть для человека реально не существует, он с нею “не встречается”. Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть - его нет. Поэтому ее не стоит страшиться». Марк Аврелий говорил: «Ребячество бояться того, что в природе вещей». П. Брэгг утверждает, что смерть надо принимать как неизбежность и следует выбросить из головы вечный страх перед ней. «Молодость - это приготовление к старости, жизнь - это приготовление к смерти».

Умирание, говорим мы себе, подобно засыпанию. Такого рода выражения имеют место не только в нашем повседневном языке и мышлении, но и в многовековой литературе разных народов. Такие выражения были и в Древней Греции. Например, в «Илиаде» Гомер называет сон «братом смерти»… Та же аналогия используется и в современном языке. Я имею в виду выражение «усыпить». Если вы приносите к ветеринару собаку с просьбой усыпить ее, вы обычно имеете в виду нечто совсем иное, чем когда вы просите анестезиолога усыпить вашу жену или вашего мужа. Другие люди предпочитают иную, но сходную аналогию. Умирание, говорят они, похоже на забвение. Когда человек умирает, он забывает все свои горести, исчезают все мучительные и неприятные воспоминания.

Как бы ни были стары и широко распространены эти аналогии, как с «засыпанием», так и с «забвением», их все же нельзя признать вполне удовлетворительными. Каждая из них говорит об одном и том же. Хотя они и говорят это в несколько более приятной форме, тем не менее обе они утверждают, что смерть фактически есть просто исчезновение нашего сознания навсегда. Если это так, то тогда смерть в действительности не имеет ни одной из привлекательных черт засыпания или забвения. Сон приятен и желателен для нас, поскольку за ним следует пробуждение. Ночной сон, доставляя нам отдых, делает часы бодрствования более приятными и продуктивными. Если бы не было пробуждения, всех преимуществ сна просто не существовало бы. Сходным образом аннигиляция всего нашего сознательного опыта подразумевает исчезновение не только мучительных воспоминаний, но также и всех приятных. Таким образом, при более тщательном рассмотрении ни одна из аналогий не является настолько адекватной, чтобы дать нам реальное утешение или надежду перед лицом смерти.

Р. Муди, 1990. С. 140–141.

Поэт Илья Сельвинский выразил свое отношение к смерти следующим стихом:

Бояться смерти - что бояться сна.

Она для духа вовсе не страшна,

Боится смерти только наше тело,

Но это уж совсем другое дело.

Предсмертные мученья из лихих!

Но сколько раз мы испытали их

В теченье жизни! Сколько умирали,

Не умерев. Так, значит, не пора ли

Возвыситься над смертью? Ведь она

На сотни возрождений нам дана.

Воскреснем мы не у Господня трона,

А под ваяньем бога Электрона:

Упрямый скульптор, он наверняка

Одних и тех же лепит все века.

Много лет назад, прочитав это стихотворение, я выразил полное несогласие с ним в следующем стишке:

«Бояться смерти - что бояться сна», -

Писал Сельвинский так Илья.

Нет, не согласен с этим я!

Боюсь не сна - небытия.

Боюсь, что много важных дел

Еще я сделать не успел.

Боюсь, не все еще познал

И сам другим не все отдал…

Я многого чего боюсь,

Вот с жизнью и не расстаюсь!

Можно согласиться с мнением, что бояться смерти бесполезно. «Никогда еще не случалось, чтобы человек, боящийся смерти, достиг глубокой старости», - считает X. Гуфеланд. Однако одно дело - говорить о бессмысленности этого страха, а другое дело - его не испытывать. Ведь причиной этого страха является не немощь нашего тела («страх тела»), а психика человека, понимание того, что разорвутся его связи с родными и близкими и человек не будет знать, что произойдет после его смерти с детьми и внуками, с развитием мира; что останутся незаконченными многие дела, что прекратится его связь с прошлым и будущим. А. С. Догель рассматривает страх смерти как врожденный, который исчезает лишь у глубоких стариков, которые устали уже жить и которым сама жизнь, как и смерть, стали безразличными.

С. А. Мирошников с соавторами (2010) исследовали неосознаваемый страх смерти с помощью различных экспериментальных методик: опознание проявляющихся из фона слов, свободный ассоциативный эксперимент и другие, в которых использовалось предъявление связанных со смертью и нейтральных слов. Результаты исследования подтвердили высказанную экзистенциальными психологами идею, «согласно которой страха смерти нельзя избежать, поскольку значительная его доля является неосознаваемой. Вытеснение знания о смерти из сознания не освобождает организм от связанного с этим страха на неосознаваемом уровне и даже, напротив, способствует возрастанию неосознаваемого страха» (С. 288).

Публичный, декларируемый современным российским обществом подход к смерти таков: смерть человека есть зло и горе, мечта человечества - бессмертие. Но наряду с ним существует другой, тоже публичный, «научный» дискурс, который берет начало в европейской новейшей истории. В нем исходя из общественной необходимости смерти жизнь признается высшим, но ограниченным для каждого человека благом, которым он не может пользоваться беспредельно. Человек должен уступать место другим. Ясно, что в таких условиях смерть теряет качества зла - если не публично, то в умолчании.

А. Левинсон, 2005.

Наличие этого страха в старости часто ведет к различным формам психологической защиты, в частности - вере в существование после смерти. Для верующих людей с их представлениями о загробной жизни встреча со смертью может быть более легкой, чем для атеистов, для которых смерть - это действительно уход в небытие (Alvarado et al., 1995). Пожилые люди также используют регрессию, начинают стремиться к детским формам поведения. Еще один вид реагирования - реактивное образование, которое подразумевает трансформацию негативного аффекта в позитивный, или наоборот. Например, ненависть - в любовь, привязанность - в пренебрежение. С этим связаны убеждения стариков в том, что раньше было лучше, чем сегодня. Также пожилые люди могут использовать отрицание, когда они отказываются принять существование какой-либо проблемы.

Человек живет, покуда он боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней.

Проблема смерти в истории философии традиционна. Но ее рассмотрение почти всегда приобретало у философов психологический оттенок. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Толстой, М. Вебер - все они стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть ее трагизм <…> Сенека по тому же поводу: «Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти».

Фрэнсис Бэкон был убежден, что «люди страшатся смерти, как малые дети потемок. Но боязнь ее как неизбежной дани природе есть слабость».

Спиноза вообще отвергал проблему смерти: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Мы же полагаем, что <…> философские сентенции цитированных философов давно опровергнуты практическими исследованиями И. И. Мечникова, который потратил массу времени для подтверждения своей гипотезы о том, что к концу естественного срока жизни человек преодолевает страх смерти и готов спокойно умереть, так же как к концу рабочего дня он с удовольствием, освобождаясь от усталости, предается сну… Но поиски ученого окончились безрезультатно, даже очень старые люди испытывали явное желание жить. Преодоление страха смерти для пожилого человека, как и вообще для человека любого возраста, возможно лишь в двух случаях: когда этот страх преодолевается ради жизни и в состоянии деменции. Безумству храбрых не надо петь песен. Безумство оно и есть безумство.

Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгибаются под его тяжестью. Илья Толстой (сын Льва Толстого) в книге «Мои воспоминания» записал: «Как натура очень стойкая и сильная физически, он [Лев Толстой] инстинктивно всегда боролся не только со смертью, но и со старостью. Ведь до последнего года он так и не сдался, - все делал для себя сам, и даже ездил верхом. Поэтому предполагать, что у него совершенно не было инстинктивного страха смерти, нельзя. Этот страх у него был, и даже в большой степени, и он с этим страхом постоянно боролся. Победил ли он его? Отвечу определенно, что да».

Священник Евлампий Кременский в одной из проповедей говорил: «Жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога. Каждому приятно смотреть свет Божий и сознавать себя живым». Страх смерти - это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно потому, что это человеческое чувство, оно и может быть преодолено.

Гипотеза о возможности «желаемой» смерти никогда не находила реального подтверждения. Как объяснил Боланд в «Мастере и Маргарите», человек не просто смертен, а всегда внезапно смертен. Смерти боятся не те, кто уходит, а те, кто остается. И это по-человечески понятно. Смерть близкого человека, сколько бы лет ему ни было, тяжкое испытание. Привлекательно выглядит древний японский культ предков, они верили, а многие и поныне верят, что человек после смерти продолжает существовать через своих живущих потомков и только при отсутствии таковых окончательно умирает. Умершие предки продолжают считаться членами семьи «из» - «духами», которые могут наказать, и потому следует уважать живых предков - «будущих духов».

В. Д. Альперович, 1998.

Пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые («мы уже пожили, на наш век прожитого хватит»). Более легко относятся к смерти те люди среднего возраста, кто имеет ясную цель в жизни (Kastenbaum, 1998). Страх смерти чаще появляется у мужчин, чем у женщин (Lang et al., 1994).


Похожая информация.


Каждому воздастся по вере его, как гласит старая поговорка. Я верю в перерождение человеческих душ. Я не верю в ад и рай, кроме тех, что сами люди создают на Земле. Смерть для меня - всего лишь смена тела.
Но я намерена продержаться в своём нынешнем теле как можно дольше, потому что у меня есть цель, которой я живу, и которая наполняет смыслом мою жизнь. И этого смысла мне хватит до конца моей жизни и даже на все последующие мои жизни. Эта моя цель - собрать и сплотить свою Дикую Стаю из себе подобных, сохранять и укреплять Единство Дикой Стаи, которая есть ни что иное, как большая семья родных по духу.
Когда я постарею и не смогу больше участвовать на равных в проделках и творчестве своих детей и внуков, я посвящу себя и всё время оставшейся мне жизни воспитанию детей Стаи, своих внуков, правнуков и праправнуков, буду передавать им свои знания, накопленные за эту жизнь, вкладывать в них своё мировоззрение и свои идеалы, свои духовные ценности, свой смысл жизни, буду учить их сохранять Единство Дикой Стаи и свою дружбу. Я ещё собираюсь увидеть, как будут отстаивать мои идеалы праправнуки моей Стаи.
И только когда это тело износится настолько, что не сможет полноценно выполнять свои функции и не позволит мне дальше заниматься делами Дикой Стаи, я покину это тело, чтобы воплотиться в одном из своих прапраправнуков и продолжить хранить Единство Дикой Стаи.
Я уверена, что мне удастся задуманное. Я из рода долгожителей, а вечная молодость моей души и моего сознания, которую я сама себе запрограммировала, пожелав навсегда остаться подростком, позволит мне и в старости остаться такой же, какая я сейчас и не отступить от своей цели! Я верю в себя и свою Дикую Стаю!

Рецензии

Привет, Диана!)
Я вижу, это написано давно, в 2012.
Сейчас у тебя до сих пор такое отношение к старости и смерти?
Смущает даже не стая, а твоя хватка за это...А если детки захотят свободы от стаи?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В октябре в петербургском пространстве Охта Lab стартовал проект «Старшее поколение: Young Old», посвящённый либерализации старения и тому, как меняется образ старости в современном мире. В лектории проекта уже обсудили, как выглядит процесс либерализации старения с точки зрения социальных исследований, а вскоре состоится лекция о городской архитектуре для людей старшего возраста .

Предлагаем задуматься о том, как воспринимаются пожилые люди сегодня, и о том, почему это касается всех.

Ребёнок в социуме - существо достаточно бесправное. Что делать, как себя вести и как поступать, ему объясняют взрослые. Сам ребёнок в ответ на многочисленные директивы и запреты может только сокрушаться: «Меня сначала закрыли, потом шарик не дали, ничего нельзя!» .

Впоследствии, в пубертатном возрасте, мы доказываем (а иногда мучительно отвоёвываем у других) право на субъектность. В современном мире этот рубеж взросления отодвигается всё дальше. Многие молодые люди в плане взаимоотношений с семьёй и старшими членами общества сохраняют полуподростковый статус на протяжении всего обучения в университете, а то и после его окончания.

И вот, когда кошмар взросления позади, а пройдены, человек становится взрослым и в глазах социума, и по собственным ощущениям. Сегодня в развитых странах, как правило, этот момент наступает, когда человек перевалил за 20-летний рубеж, но ещё не достиг 30-летнего.

Но стоит нам только выбраться из бесправия юности, как с другой стороны жизни уже подступает другой период, когда наши желания ограничиваются снаружи, а возможности снижаются изнутри. Так период, когда мы считаемся самостоятельными и адекватными людьми, контролирующими свою жизнь, становится не так уж велик.

В 2017 году пенсионный возраст в России составляет 55 лет и шесть месяцев для женщин и 60 лет и шесть месяцев - для мужчин.

Казалось бы, это всего лишь числа, которые никак не могут влиять на нашу личность и отношения с другими людьми (к тому же, даже цифры смещаются - в рамках российского законодательства пенсионный возраст с каждым годом отодвигается на полгода). Однако «выход на пенсию» - событие, которое имеет большую символическую значимость, особенно в странах с социалистическим прошлым. Закон не запрещает продолжать работу и после достижения пенсионного возраста, и множество людей использует эту возможность. В то же время, существуют негласно принятые представления о том, чем «человеку на пенсии» следует заниматься, а также список понятий, с которыми ассоциируется пенсионер.

В России среди «тэгов старости» обязательно будут поездки на дачу, рассада, тележки в метро, пристрастие к домашней кухне, лавочка у дома, скандалы в почтовых отделениях, кроссворды в газетах и телевизор. Над этим в обществе принято подшучивать, но, в то же время, всерьёз предполагается, что пожилому человеку нужно «остепениться», обратиться к традиционным занятиям вроде садоводства, слушать музыку и читать книги времён своей молодости, смотреть старые фильмы и рассказывать внукам истории из прошлого.

При этом пожилым людям (опять же, по негласному социальному договору) часто отказывают во множестве важных вещей: в новых хобби, широте интересов, знакомствах и дружбе, романтике и сексуальности, в переменах, общении и веселье; вообще в нетипичном поведении, которое не укладывается в представления о старчестве.

Сегодня в западном мире каждый седьмой человек - старше 60 лет, а через тридцать лет такого возраста будет каждый четвёртый.

Не за горами и тот момент, когда на пенсию выйдут представители поколения Х, а за ними наступит очередь миллениалов. Очевидно, что пенсионный контекст должен претерпевать изменения. Меняя отношение к старости уже сегодня, мы можем повлиять не только на положение нынешних пожилых людей, но и на то, каким будет образ старости через 20, 30, 50 лет. И эта проблема касается всех, кто не планирует умереть молодым.

Два образа пожилого человека

Хотя в последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения, образ пожилого человека до сих пор определяют две идеи, идущие из древних времён. Несмотря на взаимную противоречивость этих идей, они успешно сосуществуют, создавая образ-оксюморон.

1. «спросим у старейшины!»

Традиционно старики выступали в роли носителей моральных и социальных ценностей, а также практических навыков. В этом смысле пожилые люди должны выполнять роль общественных патриархов, на которых равняются остальные. В традиционной модели общества это фигуры, которые контролируют, чтобы все остальные не отлынивали от своих социальных ролей и вели себя прилично. Поэтому, хотите вы или нет, если вы пожилой человек, общество назначает вам роль старейшины-надсмотрщика. Даже если вы хотите встать и убежать или устроить для всех вечеринку.

В дописьменные времена человеческий мозг не мог вместить всех знаний. Уважением пользовались те, кто мог делиться информацией о том, где пролегают тропы животных, как изготовлять те или иные орудия; впоследствии, с формированием оседлого образа жизни - как выращивать растительные культуры, заботиться о домашних животных. Старики были и книгой, и интернетом. Так сформировалось мнение, что пожилой человек - хранитель опыта и мудрости.

Однако в индустриальном мире значение стариков стало уменьшаться, а в постиндустриальном - и вовсе больше нет нужды в том, чтобы носителем информации был человек. Принципы информационного оборота и хранения изменились. И это одна из причин, почему старость требует переосмысления.

2. «стар да мал - дважды глуп»

Существует много свидетельств антропологов и археологов о том, что в первобытных обществах стариков хоронили заживо или ещё каким-то образом избавлялись от них, когда в племени не нужны были лишние рты. Главная значимость - практическая, важны те члены общества, которые могут держать оружие и орудия труда, участвовать в охоте и собирательстве. Отсюда идёт представление о старике как обузе, или - в более либеральном варианте - как о «выжившем из ума», этаком капризном слабоумном.

Сегодня мы не относим бабушек в лес к крокодилам, однако создаём для них изолированные пространства, где те могут доживать свои дни, не мешая всем остальным. Там стариков, как немощных и слабых людей, во многом лишают самостоятельности, отказывая им в личном волеизъявлении так же, как в ней отказывают детям.

Человек может иметь какой угодно опыт, интеллект и набор успехов, однако если он пожилой, он рискует столкнуться с дискриминацией, снисхождением или с тем, что другие люди попытаются говорить за него. Для этого не обязательно страдать от деградации когнитивных функций, достаточно просто выглядеть на свой возраст.

Кстати, по оценкам ВОЗ , доля общего населения в возрасте 60 лет и старше с деменцией составляет от 5 до 8 человек на каждые 100 человек.

Умберто Эко, который ушёл из жизни в 84 года.

(источник: https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/032/703/image/base_12e3a0b059.jpg)

Почему у старости плохой имидж

При этом эротические или романтические сцены с участием пожилых людей практически табуированы. Предполагается, что люди, у которых есть седина и морщины, уже не могут служить предметом влечения или эстетического любования.

Изменения в этой области медленно, но происходят. Например, Джессика Лэнг пережила взлёт карьеры, сыграв эффектных пожилых красавиц в сериалах Райана Мёрфи «Американская история ужасов» и «Вражда», а в одном из эпизодов футуристического сериала 2017 года «Электрические сны Филипа Дика» 73-хлетняя Джеральдина Чаплин появилась в роли романтичной мечтательницы, которая мечтает увидеть Землю, где никогда не была. Впрочем, сцены, в которых пожилые люди не стесняются выглядеть сексуальными, романтичными, наивными и влюбленными, всё ещё воспринимаются неоднозначно.

Чтобы понять, почему нас так отталкивает старость, почему общество неосознанно смещает её в зону невидимости, нужно посмотреть своим страхам в лицо. Что смущает общество в пожилых людях, чем нас пугает собственная старость?

    Глубоко прошитый в подкорке страх угасания и смерти. В некоторых случаях эти инстинктивные опасения так велики, что диктуют молодым людям отторжение к пожилым и страх по отношению к собственной старости. Часто именно неосознанная тревожность заставляет людей старшего поколения ругать молодёжь, навязывать ей свои представления и жаловаться на «нынешние времена»: это отчаянное стремление людей заявить о себе, дать понять, что они ещё сохраняют субъектность. Победить смерть никому не под силу, но осознание и проработка страхов делают нас сильнее, чем политика отрицания и замалчивания.

    Страх одиночества. Старость часто ассоциируется с ситуацией, когда друзья-ровесники уходят из жизни, а дети и внуки редко приезжают на выходные. Ритм жизни пожилого человека действительно меняется. Однако возможность завязывать новые социальные связи никуда не исчезает, а современные технологии дают возможность поддерживать контакт с другими людьми.

    Сексуальные табу. Можно предположить, что рождение больных детей привело к формированию запрета на сексуальные контакты с или между пожилыми людьми. К счастью, сегодня здоровые дети рождаются у матерей после 50 и более лет. Не говоря уже о том, что деторождение - далеко не единственный повод для того, чтобы проявлять влечение и выражать свои чувства к близким людям.

    «Культ молодости» . Чувство вины за собственный возраст насаждается в медиа через культ гладкой кожи и советы по закрашиванию седины. Проблема во многом имеет гендерный характер - женщин за морщины стыдят куда больше. Главное, что можно с этим сделать - начать с самого себя и стремиться видеть красоту в разных образах телесности. В конце концов, смотреть на вещи под новым углом куда интереснее, чем довольствоваться привычной оптикой.

Стратегии старости

городская среда и общение

Рассуждая о том, как именно интегрировать пожилых людей в общественную жизнь и способствовать их социализации и благополучию, социологи и урбанисты часто предлагают концепцию создания комфортных пространств. Речь идёт не только о том, чтобы добавить пандусов и лифтов, а также адаптировать городскую навигацию для нужд людей с ослабленным зрением и слухом, но и о том, чтобы создать такие места, в которых пожилым людям будет комфортно психологически. Плюсы такой стратегии на первый взгляд очевидны, однако у неё есть существенный минус - геттоизация пожилых. Вряд ли резкое разделение пойдёт пользу имиджу старости, разве что окружит её новыми предрассудками.

Альтернатива - создание смешанного общества, в котором могут сосуществовать и пожилые, и молодые (которые, кстати, тоже могут иметь особые потребности по самым разным причинам). С гуманистической точки зрения очевидно, что различия между людьми куда глубже и серьёзнее возрастных. Куда большую роль играют образ жизни, потребности и увлечения. Предполагать, что двум пожилым людям будет комфортнее вместе - такое же грубое упрощение, как считать, будто вместе будет интересно двум женщинам, рыжим или людям высокого роста.

Что продуктивнее - общение с человеком другой возрастной группы, который разбирается в вашей специальности или обожает того же поэта, что и вы, или с ровесником, с которым у вас нет общих интересов?

«успешное старение»

Сегодня всё чаще говорят о подходе, который называется «успешное старение». Он опирается на достижения геронтологии, медицины и социальных наук (мы полагаем, что в этот список следует также добавить когнитивные науки), и на основании этого предполагает, что старость может быть не таким мрачным периодом жизни, как учит нас предшествующая культура.

С точки зрения Дж. Роуи и Н. Кана , диабет и остеопороз, которые традиционно считали старческими болезнями, часто ошибочно приписываются исключительно пациентам старшего возраста.

По их мнению, даже специалисты списывают многие физические и психологические проблемы на старость, недостаточно учитывая индивидуальные особенности образа жизни, привычек и питания.

Исследователи сформулировали несколько целей, к которым следует стремиться, чтобы «стареть успешно»: это низкая вероятность болезней или инвалидности, возможность учиться новому и сохранять физическую активность и участие в общественной жизни. Если общество направит усилия на то, чтобы помочь пожилым людям достигать этих целей, а те, в свою очередь, осознают все эти потребности как неотчуждаемое право и будут к ним стремиться, качество их жизни и имидж старости существенно улучшатся, утверждают авторы.

Психолог Роберт Хевигхерст предлагает говорить о старости не только с позиций утраты, но и с позиций приобретения . Ключевым моментом здесь становится понимание пожилого возраста как части как непрерывного развития и прогресса, пусть и на других основаниях. С годами человек может стать не только более зажатым и косным, как это часто происходит, но и более спокойным, раскрепощённым и внутренне гармоничным. Когда социальное давление снижается, а непрерывная гонка достижений замедляется, можно, наконец, позволить себе быть самим собой.

Не только достойно, но и весело

Российским пенсионерам редко доступна возможность открыть стартап или завести хобби, которое требует вложений. Многие возможности отсечены проблемами со здоровьем и реальными противопоказаниями - человек с больными коленями не пойдёт на долгую пешую экскурсию или на благотворительный забег, а тому, кто плохо видит, трудно сидеть за компьютером.

Однако существуют и менее очевидные проблемы - психологические, продиктованные общественным отношением. Парадокс в том, что пожилые люди часто сами отказываются от интересных для них занятий, даже когда те вполне им по силам и по средствам. Мотивации такие: «Это не принято, никто моего возраста таким не занимается», «Ну куда мне, я буду там самый старый», «Мне будет неловко». И речь идёт не о походе на рэйв-фестиваль или восхождении на гору, а о вполне обычных делах: недолгие экскурсии, концерты с сидячими местами, выставки, лекции и семинары.

Кажется, что пожилые люди просто стесняются развлекаться и открывать новые горизонты. Социальный смысл таких проектов, как тот, что запущен в Охта Lab , состоит в том, чтобы взглянуть на пожилой возраст с точки зрения возможностей, а не ограничений.

Реферат на тему:

Проблемы старения

Андреева А.М. – студентка

Логинова М.В. – науч. Руководитель


Проблемы старения занимают человечество с древних времен, переплетаясь с более широкой проблемой жизни и долголетия.

Снижение с возрастом физических возможностей человека компенсируется накопленными профессиональными навыками, знаниями, опытом, мастерством, приобретенными в течение всей жизни. Пожилые люди по-разному реагируют на изменения, произошедшие с возрастом. Какова будет реакция зависит от индивидуальных качеств личности, от особенностей его характера, от принципов и ценностей, от того, как человек смотрит на свое окружение и на жизнь вообще. Одни – фиксируют в себе признаки старости, стараются изолироваться, уединиться, вопреки собственным желаниям и интересам. Вторые – стараются подчеркнуть свою активность, делают все наравне с молодыми, берутся за новые дела, несут огромную нагрузку и, можно сказать, не стареют душой. Третьи – стараются выполнить все то, что не удалось в молодости. Четвертые – несколько преувеличивают свою старость, устраняясь от решения каких-то важных проблем. Пятые – критически воспринимают молодое поколение, все новые перемены в окружающей жизни, постоянно пребывают в сердитом настроении. А кому-то вообще прожитая жизнь кажется неудачной, они мучаются от сознания того, что мало достигли в жизни, что в впереди их ничто не ждет.

В чем же причина таких реакций? Почему негативные реакции преобладают?

Скорее всего основной причиной является то, что старость – это заключительная фаза в развитии человека, последняя ступень развития. Ощущение того, что жизнь заканчивается, приближение смерти, чего-то неизвестного вызывает чувство страха, опасности, незащищенности и только вера во что-то светлое и высокое, искренняя любовь и забота близких людей способна избавить от этого. Может быть поэтому, многие пожилые люди обращаются к Богу, даже если в прошлом являлись неверующими.

Старение – это необратимый процесс. Тело стареет, а душа – не хочет стареть. Почти каждый человек хочет оставаться молодым и красивым всю жизнь. Наблюдение за тем, как стареет тело, сужаются физические, умственные возможности, ощущение немощности вызывает также отрицательное отношение к старости.

В поздние годы происходит изменение привычного жизненного уклада. Уход на пенсию вызывает также негативные эмоциональные переживания. Для многих это означает, что профессиональная деятельность и деятельность вообще закончена. Возникает ощущение ненужности чувство пустоты. А также с уходом на пенсию возникают и материальные трудности. Кто-то умело избавляется от них, имея возможность остаться на своей работе или найти другое место работы, которое будет приносить доход. Кто-то будет помогать своим детям, воспитывать внуков, искать для себя новые занятия, тем самым компенсируя то, чего лишился. А кто-то будет сильно переживать, бездействуя.

Старение сужает возможности человека, меняет его сознание, психологию. Старого человека посещают мысли о возможной беспомощности, страшит опасность одиночества. Для людей, живущих одиноко, полезно объединиться в группы для взаимопомощи.

Важно использовать мудрость и опыт этих людей. Полезно вовлекать их в общественную работу клубов, советов ветеранов, групп здоровья. Это дает возможность людям пожилого возраста объединиться по интересам.

Встречаясь для общения, чтения литературы, стихов, а праздничным столом с чаепитием, они не чувствуют себя одинокими, изъятыми из общества, забытыми. Это, несомненно, сделает их старость активней.

Нужно поощрять пожилых людей к посильному труду, творчеству, участию в воспитании пожилого поколения, ведь «дети» без «отцов» - это сироты.

Наши старики – это наше прошлое, и каким оно будет, зависит только от нас, от того каким мы сделаем наше настоящее. Вернем ли мы ценности семьи, взаимоуважение друг к другу, почтение старшим, сможем ли их сохранить или же будем жить только для себя, эгоистично потреблять все то, что нам дает жизнь, забывая о чести и достоинстве, о тех, кто подарил нам жизнь, вырастил и воспитал, кто дал нам дорогу в будущее?

Не зря говорят, что о здоровье общества можно судить по отношению его к старикам.