Открытое занятие по сказкотерапии. Конспект открытого занятия для коррекционной подгруппы детей старшего и подготовительного возраста

РЕЦЕНЗИЯ на программу коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций»

Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме эмоционального развития ребенка подчеркивают, что в современной общей психологии проблема эмоций разработана существенно меньше. Это объясняется ее сложностью и принципиальным отличием психологии эмоций от других психологических проблем.

Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса развития эмоций и поведения на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей.

Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных групп приюта «Надежда», являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Дети, поступающие из неблагополучных семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации испытывают различного вида страхи, имеют превышающий уровень тревожности, беспокойства, которые они еще не в силах объяснить. Малыши часто капризничают, упрямятся. Это естественный фактор развития в дошкольном возрасте. Но если не проводить целенаправленных воспитательных и коррекционных мероприятий, то в дальнейшем это не лучшим образом отразится как на учебной деятельности ребенка, так и на формировании личности в целом.

Работу по развитию эмоционально-волевой сферы, поведения необходимо начинать с детства. Этому способствует организация воспитательной и коррекционной работы средствами сказкотерапии. Он является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей притягательной силой, позволяющей ему не только мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и ч3вствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет понять ему, что не только у него есть такие проблемы. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Дети сталкиваются с какими-либо проблемами и приходят к нам, взрослым. Чаще всего способы, которые мы им предлагаем, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы не можем им помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, злобу или радость, которые переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему.

Выявив, наиболее острые эмоционально-личностные детские проблемы, автор программы грамотно подошла к подбору сказок. Игры и задания, которые включены в структуру занятия, не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного, так и школьного возраста.

Автор-составитель изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, подтвердил сказкотерапию как метод эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Программа «Академия чувств и эмоций» может быть использована в практической деятельности педагогами ДОУ.

Рецензент: КПН, доцент каф. педагогической

психологии и педагогики

МГУ им. Н.П. Огарева

Н.Н. Морозова

РЕЦЕНЗИЯ на программу коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций»

(Составитель И.С.Макарова, педагог-психолог ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда».)

Безусловно, каждый думающий педагог заинтересован в создании условий для развития личности ребенка. Ядром личности является совокупность действенных отношений с окружающим миром, в которые вступает человек. Следствием этих отношений становятся качества личности.

По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Постепенно недифференцированные эмоциональные реакции превращаются в чувства, а от степени развития чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях. В конечном итоге, общая положительная направленность ребенка, связанная с моральными чувствами, создает стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях.

Отсутствие должного внимания к этому вопросу в программных документах для дошкольных образовательных учреждений обуславливает актуальность выбранной темы.

В программе Ирины Сергеевны убедительно показано влияние художественной литературы на эмоции и чувства ребенка. Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте.

Дается характеристика этой системы воспитания. Раскрываются характерные черты и функции сказки. Приведена типология сказок: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические. Приведена структура сказкотерапевтического занятия, включающая семь этапов. Предложены правила проведения сказкотерапии с дошкольниками.

Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программным документам и может быть использована в работе психологов, педагогов, воспитателей и родителей.

Рецензент: КПН, доцент, заведующая кафедрой

специальной и прикладной психологии

Морд ГПИ им. М.Е. Евсевьева

А.Н. Яшкова

Пояснительная записка.

Введение.

Тематическое планирование.

Заключение.

Приложение №1.

Конспект занятия 1 «Знакомство с волшебной академией».

Конспект занятия 2 «На маленькой полянке».

Приложение№2.

Методики на выявление эмоционально-личностных особенностей у детей.

Приложение №3. Беседа: Сказка в жизни ребенка.

Приложение №4. Памятка для родителей.

Приложение №5. Тест: «Какие сказки нужны моему ребенку».

Список литературы.

Пояснительная записка

Как улыбается ребенок? Радостно, беззаботно, искренно.

Почему же ни все дети часто улыбаются? Вероятнее всего нарушено их психологическое здоровье. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако, у детей, попавших в социозащитное учреждение для несовершеннолетних, мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья.

Новая обстановка, новые требования, отсутствие родителей - это конечно же стрессовая ситуация для ребенка, которая приводит к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т.д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. Она наполняет внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри себя и видеть поддержку окружающих.

Программа «Академия чувств и эмоций» является адаптированной программой для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и испытывающих те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В рамках ее реализации использование сказкотерапии позволяет работать с агрессивными, неуверенными, тревожными, застенчивыми, конфликтными детьми; с проблемами стыда, лжи, страха; с различного рода психосоматическими заболеваниями и т.д. Сказка в реабилитационном процессе позволяет сделать эмоционально-нравственное развитие ребенка контролируемым и целенаправленным.

Цель программы:

Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы:

Выявление основных эмоционально-личностных проблем дошкольников: агрессивности, беспокойства, безразличия,

демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, тревожности, страхов;

Формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;

Тестирование родителей детей, имеющих отклонения в личностном развитии с целью актуализации процессов воспитания дома;

Отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.

Программа состоит из трех блоков и рассчитана на 37 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 мин.

Педагогическая работа – это 1 этап , включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа – 2 этап ,

включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику (упражнения в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи), собственно психокоррекционную работу (проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы). Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием, но в условиях приюта могут проводиться на занятиях.

Структура занятия:

  1. Ритуал «входа в сказку».

Создать настрой на совместную работу.

  1. Повторение.

Психогимнастические этюды, психогимнастика. (Эти техники могут быть использованы на любом этапе занятия.)

  1. Знакомство с новой темой.
  1. Обсуждение главного героя.

Применение арттерапевтических техник.

  1. Закрепление нового опыта.
  2. Итог занятия.
  3. Ритуал «выхода» из сказки.

Основные формы реализации программы:

Практические занятия,

Творческая деятельность,

Моделирование реальной ситуации,

Тестирование.

Ожидаемый результат:

Развитие интегративных качеств личности дошкольников:

умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции;

Формирование социальных навыков;

Совершенствование волевых качеств;

Повышение педагогической культуры родителей, позитивный сценарий развития детско-родительских отношений;

Снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников.

Введение

В последнее время педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Причин роста нездоровья множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация, снижение двигательной активности.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, способствуют повышению эмоционального тонуса.

Сегодня приоритетной задачей в реабилитации детей является задача их социальной адаптации. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литераторепия, аромотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведения зависит от знания методики, систематичности и рациональности её использования.

Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра особенно через сказочный сюжет. Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов.

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций:

  1. Прогностическая и диагностическая. Сказка позволяет узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности.
  2. Развивающая. Направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процессам обучения и воспитания.
  3. Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем.

Восприятию сказки способствует ряд ее композиционных и содержательных особенностей (повторы действия, противопоставления, наименование поступков и разъяснение их смысла), умелое ее прочтение (интонация, паузы), эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Немаловажную роль играет повторное слушание одних и тех же сказок. Сказка обязательно должна переживаться слушателем. Продолжением после прочтения сказки могут быть почти все методы арттерапии или сказкотерапевтические методы: рисование сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

художественные

К ним относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа и авторские истории. В них есть дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.

дидактические

Они создаются педагогами для подачи учебного материала.

психокоррекционные

Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Применение таких сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Сказку можно просто читать, не обсуждая ее (возможность побыть с самим собой и подумать).

психотерапевтические

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они

часто оставляют человека с вопросом, помогают изменить отношение людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

медитативные

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного роста. Главное особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Правила проведения сказкотерапии с дошкольниками.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.

Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

При проведении сказкотерапии обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от её текста.

Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у

детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.

Немаловажную роль играет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым

высказываниям – комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми

предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в этюдах изображают отрицательные черты характера. В дальнейшем можно заметить

положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

На занятии не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Тематический план

№ занятия Тема занятия Цель и задачи Формы работы Кол-во часов
Блок психологической диагностики
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей

5-7 возраста

Исследование индивидуальных особенностей детей. Методики: «Кактус», «Страхи в домиках», тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследования тревожности. 5
Блок психоло-педагогической коррекции
1 «Знакомство с волшебной академией» Научить детей различать и правильно называть эмоциональное состояние человека. Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций. Игра-путешествие 1
2 На маленькой полянке Коррекция неуверенности в себе. Повысить самооценку у детей. Формирование умения рассуждать, делать выводы. Развитие мелкой моторики рук. Снятие эмоционально-психического напряжения. Ритуал входа. Сказка «На маленькой полянке». Этюд «Что со мной?».

Игра «Мышь и мышеловка». Ритуал выхода.

2
3 Вороненок Коррекция неуверенности, несамостоятельности. Развитие навыков невербального выражения эмоций. Учить приемам релаксации. Развитие тактильного восприятия, творческих способностей. Ритуал входа. Сказка с вопросами для обсуждения. Рисование. Прием релаксации. Ритуал выхода. 2
4 Маленький желтый автобус Коррекция неуверенности в себе.

Формирование у детей уверенности в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.

Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психо-эмоционального напряжения. Развитие мелкой моторики рук.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги». Сказка о маленьком желтом автобусе. Раскрашивание.

Этюд «Капитан».

Ритуал выхода.

2
5 Случай в лесу Коррекция неуверенности в себе. Обучение способам самовыражения. Снятие психического напряжения. Развитие уверенности в себе через развитие мимических и пантомимических способностей. Развитие саморегуляции. Ритуал входа. Упражнение «В лесу». Сказка «Случай в лесу». Проигрывание эпизода сказки. Релаксационное упражнение «Океан».

Ритуал выхода.

2
6 Белочка-Припевочка Коррекция неуверенности, тревожности. Обучение выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний. Гармонизация личности детей. Ритуал входа. Упражнение «В осеннем лесу». Сказка «Белочка-

Припевочка». Игра «Иголка и нитка». Рисование на спине. Ритуал выхода.

2
7 Подсолнечное семечко Коррекция тревожности, беспокойства, страха самостоятельности. Повысить самооценку детей. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного, эмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». «Сказка о подсолнечном семечке». Аппликация. Релаксационное упражнение «Подсолнух». Игра «Я- смелый». Ритуал выхода. 2
8 Непоседливая обезьянка Коррекция невнимательности, неусидчивости, гиперактивности. Развитие коммуникативных умений и навыков. Развитие усидчивости, самоконтроля. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Огненная река». «Сказка о непоседливой обезьянке». Игра «Расставь посты». Рисование. Рефлексия «Солнечный лучик». Ритуал выхода. 2
9 Серое ухо Коррекция тревожности, страха темноты. Расширение кругозора детей, формирование речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти.

Формирование у детей умение преодолевать свои страхи. Развитие у детей уверенности в себе посредством коммуникативных и артистических способностей. Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги».

Сказка «Серое ухо». Раскрашивание.

Этюды «Страх»

«Радость». Ритуал выхода.

2
10 Сказка про Енота Коррекция страха общения неумения устанавливать контакты. Закрепление коммуникативных умений и навыков посредством развития артистических способностей. Развитие самоконтроля. Снятие психоэмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Живой огонек». Сказка про Енота. Обыгрывание основного сюжета сказки. Этюд «Встреча с другом». 2
Ритуал выхода.
11 Тимошка и Темнота. Коррекция тревожности, страха темноты. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Развитие внутренней свободы и раскованности. Снятие психомышечеого и эмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебная ракушка». Сказка «Тимошка и Темнота». Подвижная игра «День-ночь». Худож. упражнение «Нарисуй страх». Вербальное упражнение «Напугаем страх». Ритуал выхода. 2
12 Бусы из волшебных ягод Коррекция невнимательности, неусидчивости. Развитие усидчивости, самоконтроля. Развитие наблюдательности. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». Сказка «Бусы из волшебных ягод». Рисование. Игра «Слушай хлопки». Релаксационное упражнение. Ритуал выхода. 2
13 Волчонок и светлячки Коррекция страха темноты, одиночества, замкнутого пространства.

Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Совершенствование коммуникативных умений и навыков. Обучение способам самовыражения.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный перстень». Сказка «Волчонок и светлячки». Этюды «Гроза»,

«Дождик». Психологическая лепка. Игра «Темная нора». Ритуал выхода.

2
14 Полезная боюська Коррекция страха темноты

Развитие тактильных ощущений. Учить детей избавляться от страхов посредством вербальных игр и упражнений.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный предмет». Сказка «Полезная боюська». Упражнение «Напугаем страх». Игра «Пчелка в темноте». Ритуал выхода. 2
15 Сказка о страхе Коррекция детских страхов. Совершенствование коммуникативных умений и навыков детей. Развитие речевой активности. Развитие умения избавляться от страха, используя вербальные упражнения. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный тоннель». Сказка о страхе.

Релаксационное упражнение «Воздушный шар». Игровое упражнение «Падающая башня». Упражнение «Отпускаем страх». Ритуал выхода.

2

Блок работы с родителями

Задача: Позитивная ассимиляция ребенка в социальную среду.

Сказка в жизни ребенка Просвещение родителей о влиянии сказки на гармоничное развитие личности ребенка. Беседа
Сказка в жизни ребенка Рекомендации по работе со сказкой в семье. Памятка для родителей
Какие сказки нужны моему ребенку Советы родителям в подборе сказок для их ребенка Тест для родителей

Заключение

Процесс перехода ребенка из семьи в социальное учреждение сложен для малыша. Ему предстоит приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться. А это совсем не просто. Выявлены наиболее существенные проблемы, с которыми дети поступают к нам в приют.

Во-первых - у детей довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами.

Во-вторых – у детей наблюдаются отклонения в поведении. Эта проблема касается сна, аппетита ребенка, гипервозбудимых и малоэмоциональных, неконтактных детей, с проявлениями страхов.

Использование в работе с дошкольниками сказкотерапии дает свои положительные результаты. К моменту завершения курса занятий замечен ряд изменений, которые произошли с детьми, прошедшими курс коррекционных занятий: уменьшились проявления агрессии, возрос интерес в общении с другими детьми, дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности, стали более уверенными в себе.

Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы.

Методическая разработка занятия по сказкотерапии с детьми 4-5 лет. Тема: «Заюшкина избушка»


Мидяшкина Ольга Вениаминовна, педагог дополнительного образования по сказкотерапии, НОУ ДО Школа малышей "Светлячок", г. Нижний Новгород
Актуальность.
Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Она помогает формировать моральный облик ребенка дошкольника. Учит малыша различать добро и зло, сопереживать чужую радость и печаль, активно бороться со злом.
Разработка прекрасно подходит для использования в качестве обучающей и полезной сказки для технологии сказкотерапии. Она предназначена для средней группы детского сада, актуальна для воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования.
Она может быть полезна не только для детей, но и для родителей. Родителям порой также будет полезно задуматься о своих друзьях и коллегах, приятелях и знакомых; научиться не терять надежду и веру, в любой ситуации искать положительный выход.

Цель:
- знакомство детей с содержанием сказки «Заюшкина избушка» через «театральные» приемы.

Задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
- продолжать знакомить с нравственными категориями: добро, зло, дружба;
- пробуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказки;
- развивать логику, мышление;
- снять физическое и психическое напряжения;
- развивать речи ребенка (научить рассуждать, делать выводы и отвечать на вопросы полными предложениями);
- обогащать словарный запас (дети должны узнать значение слова «лубяная»).

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Физическая минутка:
- Екатерина Железнова (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Цель: развивать быстроту движений; развивать ориентировку в пространстве; развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами.

Материал к занятию:
- декорации из картона: лубяная и ледяная избушки;
- куклы – перчатки для кукольного театра: лиса, петушок, медведь, собака, бык, зайчик;
- коврик;
- магнитофон;
- музыка для релаксации: «Шум дождя и пианино» или «Релакс»;
- музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами»;
- музыка со словами для подвижной игры «Лиса и зайцы».

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Давайте немного поиграем.
Включается музыка Екатерины Железновой (музыка с мамой) «Ты похлопай вместе с нами».
- Ребята, слышите? Кто-то плачет.
Педагог показывает на кукольный театр.
- Вижу длинные я ушки. Кто–то плачет у избушки.
- А вы, ребята, хотите узнать, кто плачет и что случилось в сказке? Тогда садимся поудобнее и произносим наши волшебные слова: «Сказка, сказка, приходи и игрушки оживи. Где ты, сказка, отзовись и ребятам покажись».
Педагог уходит за кукольный театр.
Показ сказки в кукольном театре «Заюшкина избушка».

Вот и закончилась наша сказка. Понравилась? (ответ детей: да)
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем. Сегодня ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы».
- А какие зайчики? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей).
- Давайте вы будете зайками, а лисой буду я. Лиса будет спать, а вы побежите на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется, увидит вас, то вам нужно будет бежать в свои домики. Домиками будут стульчики.
Включается на магнитофоне музыка со словами игры. Если нет такой возможности, то педагог начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия согласно тексту.
Текст игры «Лиса и зайцы».
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие зайки, зайки – побегайки. (садятся, делают движения руками, роют)
Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка. Смотрит где же зайки, зайки – побегайки. (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит: «Ах, вот вы где! » (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домики)
Игра повторяется по желанию детей несколько раз.

Поиграли? Отдохнули? (ответ детей: да)
- А теперь давайте сядем на наш теплый и уютный коврик и поговорим о сказке.
- Скажите, как называется эта сказка? (Ответ детей: сказка называется «Заюшкина избушка»)
- Вспомните, какая избушка была у лисы? (Ответ: у лисы ледяная избушка)
- А из чего сделана ледяная избушка? (Ответ детей: сделана изо льда)
- Что, случилось с ледяной избушкой, когда пришла весна? (Ответ: избушка растаяла)
- Ребята, а вы помните, какая избушка была у зайки? (Ответ: избушка лубяная)
- Правильно! Ребята лубяная избушка – это избушка сделана из коры берёзы.
- Вспомните, кто выгнал зайку из его избушки? (Ответ: выгнала лисичка)
- Как вы думаете, хорошо поступила лисичка, какая она? (Ответ: нет, лисичка хитрая, злая)
- А вспомните, кто помогал зайке? (дети перечисляют героев)
- Эти животные какие? (Ответ: они добрые)
- Кто выгнал лису из избушки? (Ответ: петушок)
- Ребята, а какой петушок в сказке? (Ответ: добрый, смелый, умный)
- Ребята, какие вы молодцы. Вы очень внимательно смотрели сказку.
- А как вы думаете, надо друг другу помогать? (Ответы: да, надо помогать друг другу)
- Правильно, всегда надо приходить на помощь друг другу.
- Ребята, а как вы думаете, чему учит нас сказка «Заюшкина избушка». (Ответы детей)
- Молодцы!
- Сказка учит нас тому, что в дружбе должна быть помощь и взаимовыручка. Петушок поступил очень хорошо, он заступился за слабого зайчика.
- А у вас, ребята, были такие случаи, когда вы приходили на помощь или заступались за слабого. (Короткие рассказы детей)
- Какие вы молодцы, ребята! Я горжусь вами!
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте встанем в кружок и похлопаем друг другу и улыбнемся.

Спасибо за внимание!

Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «Сказка о зайке»
Занятие для детей II младшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
Принцип психологической комфортности
Цель занятия: закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук, чистка зубов.
Задачи:
прививать желание заботиться о своём здоровье,
учить находить решение поставленной проблемы,
развивать речевую активность,
воспитывать доброжелательность.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

Наглядный метод (использование игрушки, показ мытья рук с гигиеническими принадлежностями)
Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки, игра-песенка)
Словесный метод (рассказ сказки о зайце, зубной щетке, потешка «Водичка, водичка»)
Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет; зубная щетка в красивом оформлении)
Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра — песенка)
Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное стекло)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
социализация (игра «Где же наши ручки?»);
коммуникация (рассказ потешки);
здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)
познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)
музыка (игра-песенка — пантомимические этюды)
На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (зайчик заболел, почему?). Это достигается через рассказывание авторской сказки (сочиненной самой), в которой детям на примере непослушного зайчика раскрывается важность мытья рук. Прослушивание сказки детьми, послужило поводом для обсуждения поведения зайчика, выявление, что «хорошо – плохо». Актуальность проблемы привязана к главному герою – зайчику, сказка подсказывает, что не мыть руки – плохо. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны, поступки лучше видно, и малыши с легкостью смогут соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности дети увидели выход из сложившихся ситуаций. Чтобы повысить внимание и заинтересовать детей, сформировать у них позитивное поведение с опорой на примере положительных сказочных героев, была рассказана сказка от имени зубной щетки. Кто же теперь откажется от встречи с королевой – зубной щеткой, да еще в придачу с вкусной зубной пастой? Воспитательный эффект достигается без нотаций и нравоучений, ребёнок получает новые знания о своем здоровье и о самом себе, естественно.
По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).
Анализ сказок. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Сказка позволяет в канву занятия вплести логопедические и физкультурные упражнения, игры под музыку. Поэтому после прослушивания первой сказки использовалась арт-терапевтическая игра «Где же наши ручки», она же послужила физминуткой. Данная техника позволила работать непосредственно с эмоциями и отношениями, использовать механизмы отреагирования, и, следовательно, корректировать проявления и формировать навыки саморегуляции.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.
Арт-терапевтические методики и, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей, являются достаточно эффективным средством для привития навыков личной гигиены, желания заботиться о своем здоровье. «Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»! Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер - дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Оборудование: игрушка зайчик, кукольная коляска; игрушечный таз, мыло и полотенце, зубная щетка в красивом оформлении (королева), в красивой коробочке; Запись музыки «Где же наши ручки»; лупа.

Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!
II. Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч. (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…ЭТО — МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? (дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку — то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку — о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка.
Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):
— Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными.
III. Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева — щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.

Тамара Геннадьевна Трышканова
Высшая квалификационная категория
Воспитатель детского сада «Сказка»

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий , Разработки уроков и опубликована 7th Июль, 2015
Вы находитесь:

Цель:

  • Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”.
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
  • Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей.
  • Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок.
  • Расширение словарного запаса, закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки и эмоциональные состояния связанные с ними.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с ситуацией, учить выражать эмоции в мимике.

Оборудование: Запись звуков леса, лента, обручи, дорожка, домик, игрушка петушок, лиса, кот, музыка для релаксации.

Ход занятия:

Педагог: здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом и назовем друг друга по имени, для этого сделаем круг.

Дети здороваются друг с другом.

Педагог: Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, вы много знаете сказок?

Ответы детей.

Педагог: Вы много знаете сказок! Сможете отгадать загадки про сказочных героев?

Дети отгадывают загадки.

Педагог: Молодцы, дети. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото!

Звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки.

Педагог: Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Давайте узнаем, кто же в ней живет?

Дети выполняют упражнение «Домик»:

«На поляне теремок, (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони).

Открывайте! (широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!» (ладони сомкнуть одна поперек другой).

После выполнения упражнения из домика появляется фигура петушка (игрушка кукольного театра).

Педагог: Ребята, петушок, который живет в лесной избушке! Из какой это сказки?

Дети отвечают: «Лиса и петушок».

Педагог: Правильно, дети. А кто еще жил вместе с петушком в лесной избушке?

Дети отвечают – кот.

Педагог: Да, ребятки. Жили, были в лесной избушке кот и петушок. Каждый раз кот уходил на охоту, а петушок оставался дома.

Уберет все в избушке, порядок наведет и поет песенку. Как петушок поет песенку?

Дети: «Кукареку!!!»

Педагог: Ребята, кто услышал песенку петушка?

Дети: Лиса.

Педагог: Да. Дети, а лиса какая?

Хитрая, обманщица, рыжая.

Педагог: Ребята, а какой был петушок?

Дети: добрый, доверчивый, трудолюбивый.

Педагог: Да, что же сделала лиса, когда услышала песенку петушка?

Дети: она пришла к домику и хотела украсть петушка!

Педагог: Правильно. Давайте все изобразим хитрую лису.

Дети имитируют мимику и повадки лисы.

Дети разыгрывают сценку, как лиса обманула петушка и унесла его.

Педагог: Дети, как вы думаете, испугался петушок? Покажите, как он испугался?

Дети изображают на лице страх.

Педагог: Ребята, почему петушок поверил лисе?

Дети отвечают, что лиса ласково обращалась к петушку.

Педагог: А вы знаете ласковые слова? Давайте поиграем.

Игра: «Ласковые слова»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

«Будьте добры – это я говорю по секрету.

Будьте добры и не ждите за это конфету.

Будьте добры без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте сегодня добры!»

Волшебную палочку в руки возьму, и ласковое слово другу подарю!

Дети говорят друг другу ласковые слова.

Ребята, что стал кричать петушок?

Один из детей берет петушка в руки и озвучивает: «Несет меня лиса за темные лиса…»

Педагог: Кто услышал крики петушка?

Педагог: какой был кот в этой сказке?

Дети: смелый, храбрый, отважный!

Педагог: да, дети, кот догнал лису и отнял у нее петушка. Что произошло потом?

Дети: кот снова ушел на охоту, наказал петушку не слушать лису, а он опять запел песенку. Лиса пришла, поманила петушка, и он снова выглянул в окошко. Лиса схватила его и унесла. Кричал петушок, услышал кот, догнал и отнял петушка у лисы.

Педагог: Дети, как вел себя петушок?

Дети: он не слушался кота.

Педагог: Верно. И в третий раз обманула лиса петушка. Когда котик опять ушел на охоту, она насыпала горошка под окошком, выглянул снова петушок и лиса его унесла. Но на этот раз, далеко ушел кот, и не услышал криков петушка.

Ребята, неужели котик больше не отыщет петушка? Ребята, кто сможет показать, чем закончилась эта сказка?

Вернулся домой котик, а петушка дома нет…

Как вы думаете, что почувствовал котик, когда вернулся домой?

Дети: расстроился, ему стало грустно.

Педагог: Покажите грусть.

Дети изображают грусть на лице.

Педагог: Давайте покажем, как кот спас петушка…

Дети разыгрывают сценку, в которой котик стал петь песенку под окном лисы, а лиса пекла блины и попросила петушка посмотреть, кто так сладко поет. Петушок выглянул, котик унес его от лисы.

Педагог: Ребята. Понравилась вам сказка? Кто из героев больше всего вам запомнился?

Опишите еще раз, какие это герои?

Дети описывают героев сказки, подбирая как можно больше слов характеризующих их.

Педагог: Ребята, вы знаете много сказок. Давайте поиграем в игру. Я покажу вам картинки с героями сказок, вы угадаете сказку и какой герой на картинке лишний.

Игра: «Угадай, кто лишний»

Педагог: Ребята, герои нашей сказки были ласковы друг с другом, вы тоже знаете много ласковых слов. А вежливые слова вы знаете?

Дети рассказывают стихотворения о вежливых словах:

«Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить,

Давайте же вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть!»

«Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне

Я «Здравствуйте» первым скажу!»

«Придумано кем-то красиво

За помощь благодарить!

Обычное слово «Спасибо»

Нельзя забывать говорить!»

«Прощаясь, мы все «До свидания»

Друг другу всегда говорим.

«Пожалуйста», если желанье,

Иль просьбу исполнить хотим»

«Слово это словно ключик

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик!

Звать его – «Пожалуйста!»

Педагог: Молодцы ребята. Теперь нам нужно вернуться обратно. В обратное путешествие мы отправимся на ковре самолете. Ложитесь на ковер поудобнее и закрывайте глаза.

Под музыку проводится релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

Тема: “Путешествие в сказочную страну”

Для проведения занятия психологу необходимо подготовить:

  • Кабинет превратить в “Сказочную страну” (повесить на стену панно со сказочным сюжетом, накрыть стол и действующие игрушки блестящей тканью, расставить детские стульчики по кругу и т.п.).
  • Сказочный костюм (плащ или накидку).
  • Сказочные атрибуты (волшебная палочка, волшебный туннель, блестящий клубок, волшебный цветок или другие от сценария занятия).
  • “Волшебный туннель”, “Волшебный цветок” - для входа и выхода из Сказочной страны.

Цель занятия:

  • Развитие внимания и восприятия.
  • Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей.
  • Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Диагностические моменты:

  • Характеристика речевых особенностей (словарного запаса, грамматического строя, дикции, интонационной выразительности).
  • Наблюдение за детьми при инсценировке сказок (активность, эмоциональность, чувственность мимики и движения).
  • Определение характера творческого взаимодействия детей в процессе занятия.
  • Оценка эмоциональной сферы каждого ребенка.

Оборудование:

  • “Волшебный туннель”;
  • Текст сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”;
  • “Волшебный цветок”;
  • Костюмы детей для инсценировки сказки “Красная Шапочка”.

Ход занятия

Приветствие. Вход в “Сказочную страну” через “Волшебный туннель”.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Психолог рассказывает сказку “Красная Шапочка”, используя приём сказкотерапии: замену героев и хода событий:

“Жила-была Желтая Шапочка…”

Психолог делает паузу – ждёт, когда дети исправят ошибку:

“Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка”.

“Собралась она и пошла к папе в другую деревню… Идет Желтая Шапочка по лесу, а навстречу ей медведь…

Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь? – спрашивает Медведь…

Иду я к сестричке, она меня ждет, отвечает девочка…

А сколько лет твоей сестричке?

Пять лет, - говорит Желтая Шапочка.

А далеко живет твоя сестричка? – спрашивает Медведь…

Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, - отвечает Желтая Шапочка…”. И т.д.

Психолог предлагает детям инсценировать “правильный” вариант сказки “Красная Шапочка” с помощью самих детей.

Психолог просит детей сесть на стульчики, двоим детям предлагает проиграть минисценку из мультфильма “А просто так”:

“Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов. Лисенок, напевая песенку, подошел к песику подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: - А за что?

Да просто так, - ответил Лисенок и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и начал танцевать. Он был очень рад”.

Ребята, вам, конечно, знакомо чувство радости. Верно? Давайте закончим предложение. “Чувство радости – это когда…”.

Дети по очереди заканчивают предложение и высказываются столько раз, сколько захотят.

Психолог просит детей выполнить рисунки, которые передают чувства радости. Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.

Психолог просит подойти детей к “Волшебному цветку”:

“В нашей волшебной стране есть “Волшебный цветок”. Это подарок одной доброй и мудрой Феи. Когда к Волшебному цветку подходит добрый ребенок и подставит свою ладонь к цветку, то цветок делится с ним своим теплом и передает ему часть своей волшебной силы. Если подойти к цветку, протянуть руки над ним, но не дотрагиваться до цветка, закрыть глаза, то можно превратиться, в кого пожелаешь.

Сейчас мы тихонько подойдем к “Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянем руки, закроем глаза и превратимся в тех сказочных героев, о которых будем думать”.

Дети встают вокруг цветка и закрывают глаза, держат над цветком свои ладони, психолог даёт установку: “Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу. И мы превращаемся в сказочных героев. Кто уже превратился может открыть глаза. Теперь начинайте двигаться как тот герой, в которого вы превратились. Все превратились, давайте знакомиться…”.

Все садятся на стульчики.

Психолог подводит итог занятия: Наше занятие заканчивается. Вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего.

Прощание. Выход из “Волшебной страны” через “Сказочный туннель”.

Использованная литература

  1. Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятии в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)
  2. Е.А.Алябьева Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
  3. Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с. (Растем здоровыми)
  4. А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.218с.