Урок для начальных классов "Буквы С, с (знакомство)". Игры на знакомство и активизацию детей

“Речь – это прежде всего процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием” - (Н.И.Жинкин).

Овладевая богатствами языка, человек совершенствует свою речь всю жизнь. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Основы речевого развития закладываются в начальной школе, т.к. именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка и необходимостью совершенствовать речь. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Традиционные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность высказываний и владения средствами языка.

Развитие речи - это обратная сторона процесса развития мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Нет речи без мысли. Поэтому необходимым условием высокой эффективности развития речи на уроках русского языка является организация мыслительной деятельности детей. Важно, чтобы ученик с самого начала урока включился в умственную деятельность.

Я работаю по букварю под редакцией В.В.Репкина, Е.В.Восторгова, В.А.Левина (по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др.

К некоторым урокам я подобрала дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи.

I. Упражнения, для развития фонематического слуха.

Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

Вот некоторые из них.

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.

Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.

Бы-бо-ба - вот какая жаба.

Са-са-са - по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас - лиса боится нас.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Су-су-су - как красиво в лесу.

Су-сю-су - тихо осенью в лесу.

Ус-ус-ус - лису я не боюсь.

Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.

Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.

Шу-шу-шу - не люблю я кашу.

Щи-ши-ши - веселимся от души.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ры-ри-ры - подарили нам шары.

Ры-ри-ры - летят комары.

Ру-рю-ру - коза грызёт кору.

Ри-ры-ри - купили сухари.

Рю-ру-рю - я картошку варю.

Да-да-да - сладкая ягода.

До-до-до - у орла гнездо.

Ду-ду-ду - растут яблони в саду.

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Та-та-та - Ах, какая красота!

Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.

От-от-от - я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

II. Дидактические игры.

Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике”. (А.М.Пешковский “Методическое приложение к книге “Наш язык”.) Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям учащихся.

Особенно уместны и даже необходимы игровые моменты в обучении шестилеток, т. к. становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Игровые моменты вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками. Вот некоторые из них.

“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).

“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).

“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).

“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.

“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).

“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.

“Подбери слово”. Например, дана модель:

Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.

“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.

“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;

После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:

Найдите и прочитайте слова, называющие действия;

Слова - имена

Найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;

Отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);

Измени слово по числу;

Назови признаки предмета;

Назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием);

Например, тема: “Буквы Д-Т”. Дети прочитали слова.

1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите “лишнее”. Объясните.

3) Что называют слова “где”, “когда”? (Предмет? Признак? Действие?)

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;

5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма - (дремать), дума - (думать), друг - (дружить), дым - (дымить);

6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный - (друг), дальняя -(дорога), песчаное - (дно), семицветная - …

При изучении темы “Буквы З - С”.

Игра “Большой-маленький”. Учитель называет слово, а дети его “уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:

Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,

Подбери к словам слова- действия: (что делает?).

Самолёт (что делает?) летит, гудит,…

Плакса….(плачет)

Костёр …

Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.

4. Игра “Отними слог”.

5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.

6. Сочини слово.

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Занимательный материал для уроков я нахожу в книгах:

Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977.

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983.

Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. - Ярославль “Академия, К” 1999.

Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль “Академия развития” 1998.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1981.

Знакомство с буквами. С чего начать? Опыт показывает, что применение несложных методических рекомендаций, о которых пойдёт речь, позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей чтению и письму, что способствует их дальнейшему успешному обучению в школе. Начиная обучать ребёнка навыкам чтения, следует учесть несколько моментов: Звуки и буквы желательно изучать параллельно, что позволит ускорить запоминание графического образа буквы и процесс формирования навыка послогового чтения; При знакомстве с буквой, следует называть не ее алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который буква обозначает (м, б). Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат в речи - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные, и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю». Если вы нарушите это простое правило, ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто не будет понимать, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «эм-а-эм-а». Объяснить ему потом разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе. Необязательно начинать учить весь алфавит, перейти к послоговому чтению можно сразу, пропевая по очереди сначала гласные звуки: ааааа - уууу, потом согласные: аааа-м, мммм-аааа, ммммм-уууу... и тд. в разной последовательности. Остальные буквы и звуки ребенок будет запоминать в процессе обучения. Желательно изучать звуки и буквы в последовательности, которая соответствует формированию звуков в онтогенезе (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч). Не рекомендуется включать в данную последовательность буквы й, е, ё, ю, я и знаки ъ и ь, так как произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ъ и ь не имеют звукового обозначения; Графическое обозначение букв следует изучать в печатном варианте; Закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т.п; Печатание букв, слогов, слов; Задания на дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы; Играйте с малышом в «Веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Столбик будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Дети внутренне всегда готовы к игре, веселью и развлечениям, поэтому тратить силы на то, чтобы уговорить их пойти на праздник, не приходится, а вот позаботиться о том, чтобы дети на празднике чувствовали себя комфортно и безопасно - просто необходимо. Лучший способ для этого - заранее подготовить помещение и с первых минут знакомства вовлечь детей в доброжелательную праздничную атмосферу.

Если среди приглашенных в дом детей, есть малознакомые между собой ребята, дети, которые редко видятся или мало бывают в гостях, то стоит ненавязчиво, желательно в игровой форме, помочь им раскрепоститься, снять зажатость и познакомить между собой. Для этого советуем включить в свою развлекательную программу игры на знакомство детей за праздничным столом.

В нашей подборке около 20-ти подобных игр, здесь представлены игры для малышей и детей постарше, игры с произнесением имен маленьких гостей и те, которые просто помогают им узнать друг друга поближе, сплотиться и активизируют общее праздничное настроение - выбирайте подходящие для вашей конкретной ситуации.

1. Игры за столом на знакомство для малышей:

Малыши до 5 лет на праздник обычно приходят вместе с родителями, в играх им спокойнее и интереснее, когда мама или папа рядом. Составляя программу, стоит помнить об этом, и во всех развлечениях активнее задействовать присутствующих на детском празднике взрослых. Не исключение и застольные игры, и, чем более заинтересованно и эмоционально участвуют в них родители - тем быстрее дети осваиваются с новой обстановкой, знакомятся и включаются в праздничное веселье.

Игра на знакомство "Внимание! Ищу друга!"

Эта игра направлена не только на знакомство и установление контакта между детьми, но и способствует развитию у них речи и внимания.

В игре должно участвовать не менее пяти человек, так что, при нехватке маленьких игроков, задействуйте взрослых. Начинает ведущий: он заявляет, что у него пропал друг и начинает описывать кого-то из присутствующих малышей. Например: «У моего друга имя начинается на букву «С». После детского сада он ходит в «художку» и у него скоро родится сестренка». Так ведущий описывает загаданного ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих детей его не угадает.

Если в игре задействованы слишком маленькие дети (трех - четырех лет) или дети, плохо знакомые друг с другом, то вполне уместно в процессе описания называть внешние признаки «разыскиваемого» - цвет глаз и волос, элементы одежды. Эта информация облегчит узнавание, а значит, сделает процесс игры особенно продуктивным и интересным.

Представление гостей "Шел по крыше воробей"

Игра за столом "Маленькие знатоки".

Эту мини-викторину можно проводить даже с самыми маленькими ребятишками, вот только книги нужно подбирать «соответствующего репертуара». Суть игры проста: ведущий вслух зачитывает узнаваемую строчку из какого-нибудь литературного произведения, а дети должны выслушать и угадать, какая книга загадана. С ребятами постарше играем по принципу «кто угадал, тот руку поднимает», с малышами лучше устроить угадывание названия в произвольном порядке.

"Солнышко улыбается тому, кто …"

Эта игра тоже поможет детям познакомиться поближе и может стать переходным моментом между застольными и подвижными играми.

Позаботьтесь об изображении солнца заранее: это может быть мягкая игрушка или рисунок на ватмане. «Солнышко» крепится на одной из стен комнаты. Вдоль противоположной стены выстраиваем ребятишек, которых хотим перезнакомить между собой.

Объясняем правила: ведущий называет какой-нибудь признак с одной и той же присказкой «Солнышко улыбается тому, кто …». И, если ребенок считает, что признак к нему относится, то бежит к противоположной стене и прикасается к солнышку рукой.

Лучше всего ведущему начать с общих признаков, например, сказать: «Солнышко улыбается тому, кто сегодня в платьице». Конечно, какая-то часть девочек отправится гладить солнышко. Потом - что-нибудь для мальчиков (« … тому, кто в шортиках»). Затем что-то общее для большинства из присутствующих детей: у кого дома живет кошка/ собака. Обязательно задействовать эмоциональную составляющую: кто любит маму, помогает бабушке, слушается папу.

Добавьте еще и шуточные признаки, чтобы детки окончательно расслабились и смогли посмеяться сами над собой: кто сегодня чистил зубы вареньем, поливал апельсиновое дерево и т.д. Невнимательных ребятишек можно озадачивать разными фантами: загадать всем загадку, изобразить мышонка или лягушонка, спеть куплет из любимой песенки.

Так, с помощью объединяющих тем и вопросов можно создать легкую и веселую атмосферу и пробудить у детей интерес друг к другу.

"Давай, поздороваемся! "

(для скачивания - кликните файлы)

2. Игры за столом и игры на знакомство для детей старше 5 лет:

Усадите детей в кружок и объясните правила игры. Скажите им, что вы предлагаете немножко пообманывать: покажите на руку, но скажите, что это «лоб». Ребенок, сидящий справа от вас, должен показать на лоб, но назвать его другой частью тела, например, пяткой. Смысл такого веселого обмана состоит в том, чтобы немножко запутать малышей. И тот, кто собьется и покажет не ту часть тела, которая названа (пятка), а ту, на которую показывают (лоб), выбывает из игры и строиться для следующей, так через одного (один строится справа, другой слева) создаются две команды для следующей командной игры.

Подводка к выносу торта "В гостях у сказки".

На каждом детском празднике должна быть игра, связанная со сказками. Для интеллектуального наполнения такого развлечения, можно построить игру «В гостях у сказки» по принципу викторины. Ее первым туром может стать вопрос: перечислите сказки, главными героями которых стали птицы.

Второе задание вспомнить как можно больше волшебных предметов (скатерть-самобранка, кошелек-самотряс, цветик-семицветик). Предложите детям записать их на листке бумаги, через 4 - 5 минут проверьте задание. У кого больше - тому и очко.

Третий тур посложнее: предложите детям вспомнить все «волшебные слова» и заклинания (например, магическое заклинание Хоттабыча «трах-тибидох!» или «мутабор!» из восточной сказки про любопытного пашу).

Эту игру можно провести, например, перед выносом торт, предложить вспомнить заклинание из сказки «Али-Баба и 40 разбойников» (предварительно закрыв дверь в комнату), а когда дети называю заклинание «Сим-сим, откройся!», попросить их прокричать погромче, может и эта дверь откроется. За дверью пусть ждет кто-то из взрослых с тортом.

Развлечение за столом "Сказочная путаница".

А это развлечение желательно применить после подвижных игр: усаживаете детей вокруг себя и предлагаете им послушать сказку. Но! Если вдруг вы ошибетесь, попросите детей хлопнуть в ладоши. Сказка может быть любой, как фантазия подскажет, например такого содержания: «Посадил дед морковку. Нет? А что, картошку? Опять нет? А-а-а, репку! Выросла репка маленькая-премаленькая. Неправильно? Большая-пребольшая! Стал дед копать картошку… ой, вспомнила! Репку! Тянет-потянет, да и вытянул …А! вытянуть не может! Позвал дед друзей. Нет? Красную Шапочку? Подъемный кран? Неужели бабку? Правильно, бабку! Стали они вдвоем тянуть брюкву. Ой, репку! Тянут-потянут, да и вытянули …Ой, нет! вытянуть не могут! Позвали они инопланетян. Опять неправильно?! А, наверное, внучку! Тянут-потянут, да и оторвали брюкве хвостик. Не оторвали? Не брюкве? Репке! Позвали они Шарика … А, Жучку! Тянут-потянут, да и вытянули …опять нет? Ну, хорошо, хорошо, вытянуть не могут. Позвали кота Матроскина. Неправильно? Мурзика? точно! Кошку, простую кошку! Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка котенка своего. Нет? Ну, такого маленького, хорошенького …нет?! Неужели, мышку? Правильно? Мышка за кошку, кошка, за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку … Били-били яичко и не разбили! Ой, не яичко! тянут-потянут, да и вытянули репку! И я там был, мед-пиво пил, по ушам текло … не по ушам, а по усам? Правильно! А в рот не попало! Хотя, скорее всего, из репки сварили кашу! Вот и сказке конец, а кто слушал - помидор! Тьфу ты, огурец! Нет? А, поняла! МО-ЛО-ДЕЦ!»

Устраивая детский праздник, не забывайте про игры на знакомство - они помогают правильно выстроить динамику праздника и сплотить всех гостей.

А также помните, что успех любого детского мероприятия зависит не только, а вернее, не столько от его четкой организации и вложенных средств, сколько от настроения взрослых, от их искреннего желания подарить детям радость. Любовь к детям и заботливое отношение к маленьким гостям подскажут, как выйти из трудного положения, какие игры выбрать, и в какой последовательности проводить!

Конспект занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо)

Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: знакомство с буквой «А» (чтение и письмо). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на знакомство детей с первой буквой русской азбуки, буквой «а» (печатной и строчной).
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: паровозик; Домовенок.
Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой «а», а также познакомиться с написанием строчной буквы «а».
Общеучебные и воспитательные задачи:
- учить произносить звук в соответствии с графическим образом буквы;
- формировать умение выделять звук [а] из слова;
- обучение письму строчной буквы «а»;
-дифференциация цвета;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слуховое восприятие, внимание;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; плакат с русской азбукой, предметные картинки с изображением аиста, арбуза, травы, схема с полным описанием последовательности начертания строчной буквы «а».
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку.

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами особенный день. Наш Паровозик привез в своем вагоне букву. Это значит, что с сегодняшнего дня мы приступаем к изучению русской азбуки. И сегодня мы познакомимся с самой первой буквой. А что это за буква, вы узнаете, ответив на мой вопрос. И так, внимание: что просит вас сказать врач, когда смотрит ваше горло?
Дети произносят звук «а»
Учитель: Совершенно верно! Это звук [а], который на письме обозначается буквой "а".Вот именно с этой буквы и начнем знакомство с азбукой. Посмотрите, как она выглядит.
Демонстрируется печатная буква «А»


Учитель: А почему именно с этой буквы мы начинаем изучать азбуку, я вам сейчас расскажу.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.
Учитель: Действительно, именно с этой буквы начинается наш русский алфавит, посмотрите, как он выглядит.
Демонстрируется весь алфавит, закрепляется на постоянное место в классной комнате.


Учитель: А теперь давайте все вместе произнесем этот звук.
Дети вместе с учителем произносят звук «а».

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Учитель говорит слова стишка, говорящие дети повторяют и выполняют движения, не говорящие – выполняют движения.
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа. (Одной рукой на другой руке разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого).
Эта долька для чижа. (Разгибаем указательный пальчик).
Эта долька для утят. (Разгибаем средний пальчик).
Эта долька для котят. (Разгибаем безымянный пальчик).
Эта долька для бобра. (Разгибаем мизинчик).
Ну, а волку – кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево).
Он сердит на нас – беда! (Двумя руками показываем волчью пасть).
В домик прячемся – сюда! (Складываем ручки домиком).
Учитель: Сейчас пришло время посмотреть, как пишется строчная буква «а».
Учитель: Открываем тетради, которые лежат у вас на краю стола, берем в руки ручки. Еще раз хочу обратить внимание на округленность формы буквы. И сейчас мы ее с вами попробуем написать по тому контуру, который написан у вас в тетрадях.
Написание буквы по контуру в тетрадях с комментарием учителя.
Учитель: Писать букву «а» начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии. Теперь наклоняем линию через точку начала овала до верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.
Полное описание последовательности начертания строчной буквы «а».
Все объяснение сопровождается показом на доске. Далее дети пишут в тетрадях по обводке букву «а».

Физминутка «Аист».

Педагог декламирует стихотворение, говорящие дети повторяют слова и движения за «аистом», не говорящие - движения:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Учитель достает предметную картинку с изображением астры из вагона Паровозика.


Учитель: Посмотрите, дети, какой красивый цветок привез со сказочной полянки Паровозик. Этот цветок называется а-стра. Какого он цвета?
Дети: красного.
Учитель: Правильно, красного. Как вы думаете, а с какого звука начинается слово астра?
Дети: Со звука [а].
Учитель: Верно. А теперь все вместе произнесем этот звук.
Далее проводится работа с предметными картинками, на которых изображены: аист, арбуз.



Учитель: В какой части слова в словах аист и арбуз стоит звук [а], в начале или в конце?
Дети: В начале слова.
Учитель: Правильно, молодцы!
Учитель достает из вагончика Паровозика последнюю картинку.
Учитель: Посмотрите, что это нарисовано на картинке, которую нам привез Паровозик?


Дети: Трава.
Учитель: Правильно – это трава. А какого цвета трава?
Дети: Зеленого.
Учитель: Верно, а как вы думаете, где в этом слове спрятался звук [а], в начале или в конце слова?
Дети: В конце.
Учитель: Правильно, в этом слове звук [а] стоит в конце. Молодцы!
Далее педагог вместе с детьми несколько раз произносится звук [а] хором.
Учитель: Ну, вот и все мы рассмотрели все картинки, которые привез Паровозик и теперь наше занятие завершается, Паровозику пришла пора возвращаться домой, а мы с вами его проводим и пригласим в гости на следующее занятие.
Звучит стук колес поезда.
Учитель: Посмотрите, Домовенок появился, ну что же ты опять опоздал на наше занятие. Придется нам ему опять все рассказывать. Вы готовы?


Подводится итог занятия.