Экономическое воспитание младших школьников. Дипломная работа: Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, олт решения которой зависит будущее нашего государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ИЛИ КАК РАЗВИТЬ КАЧЕСТВА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель РФ, МБОУ гимназия №, г. Чехов Московской области

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства. Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, организованность, порядочность, деловитость, добросовестность др. Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Давно прошли времена, когда родители мечтали, чтобы их дети стали учителями, медиками, академиками или космонавтами. Бизнесмены - вот настоящие герои нашего времени. Как же разглядеть будущего «владель ца заводов, газет, пароходов» в собствен ном ребенке? Внимательно наблюдая за ним. Малыш, из которого в будущем может получиться успешный деловой человек, как правило, обладает креативностью, выраженными задатками лидера, самостоятельной, независимой личности. Такие особенности характера чаще всего проявляются в до статочно раннем возрасте. Ребенок вер ховодит в играх, к нему тянутся другие дети, он открыто и смело высказыва ет свое мнение, ведет себя независимо и среди своих сверстников, и в семье. Кроха эмоционален, общителен, подви жен и, что называется, позитивен. Зада ча родителей поддерживать, развивать и культивировать в ребенке эти важные для его взрослой жизни качества. Можно ли вырастить удачливого бизнесмена из своего ребенка и как это сделать? «Можно, - считают многие родители, - если создать в семье благоприятные условия для его развития в нужном направлении». «У ребенка должны быть определенные задатки, развивая которые, мож но сформировать черты характера, необходимые в современ ном деловом мире: самостоятельность в поиске и принятии решений, последовательность в их реализации, умение не стандартно мыслить, а также убедить и повести за собой людей, интуиция, организаторские способности и ответственность за свои слова и поступки».

Особое место экономическому воспитанию младших школьников должен отводить и классный руководитель. Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.

Темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

II. Богатство и люди.

1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

III. Школьная экономика.


1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.

IV. Школьная экономика.

1-2. Учебно-опытный участок.
3-4. Стоимость коммунальных услуг.
5-6. Главный экономист школы.
7-8. Наш вклад в школьную экономику.

В 1-ом классе большое место должно отводиться сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.д. Частые гости у ребят сказочные герои (Кот в сапогах, Золушка, Буратино). Для данного возраста характерно широкое использование пословиц, поговорок, сказок.

На занятиях о доходах и расходах семьи из учеников можно сформировать несколько групп – семей: «Семья из Простоквашино», «Семья Золушки», «Семья Папы Карло и Буратино» и т.д. Каждая группа подсчитывает месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
Во 2 классе можно работать по разделу «Богатство и люди». Ребята приходят к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?».

В 3-ем классе разумно организовать «Клуб деловых людей», в состав которого входили бы ученики и родители. Клуб должен разработать и принять Устав:
1.Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.

2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.

4. Здоровый образ жизни.

5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)

6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показывает, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята хорошо работают в парах и группах, для них у же не трудно оформить экономическую газету, рассчитать стоимость комплекта учебников на следующий год, рассчитать затраты на косметический ремонт класса и т.д. Классный руководитель должен применять технологию сотрудничества. Тогда сработает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий становятся родители.

При воспитании будущего делового человека стоит быть внимательным, вы можете стать родителями делового человека, если вы видите в своем малыше уже с первых лет его жизни способность к логическому мышлению, активности и лидерству, но многие родители внушают детям своим собственным примером, что успех в жизни зависит только от толщины кошелька. Но это может привести к обратному результату. Малыш вырастет и разочаруется, узнав, что не все в жизни покупается с помощью денег, что существуют более важные понятия и ценности. Поэтому важно объяснить ребенку, что дело жизни, прежде всего, должно нравиться и приносить удовольствие, а деньги обязательно будут результатом такой деятельности.

Основные качества для будущего бизнесмена

1. Решимость действовать. Для успешного человека важно умение действовать с риском, проявляя активность даже в неблагоприятных ситуациях. Нужно прививать ребенку умение двигаться вперед при любых обстоятельствах. Для успеха в бизнесе необходимо активное постоянное движение, чтобы вовремя чувствовать нужные повороты и видеть новые возможности. Риск - благородное дело! Дайте понять это вашему будущему бизнесмену.

2.Умение учиться на своих ошибках. Любому деловому человеку необходимо уметь выносить из своих промахов и поражений ценные уроки. Для бизнесмена важно понимать, что жизнь вокруг меняется и уметь перестраиваться, соответствуя этим изменениям. В выигрыше тот, кто более гибок и заранее предвидит возможные перемены. Говорите малышу, что он всегда имеет право на ошибки, а они в свою очередь многому могут научить.

3. Прежде всего, люди и отношения. Для любого дела, чтобы оно приносило доход и удовольствие, необходимы благие цели в его основании. Ребенку с детства важно понимать, что то, чем он занимается должно быть не просто удовлетворительным для его личных потребностей, но и помогать окружающим. В деловых отношениях, как и в обычных межличностных, важно в приоритете ставить понимание и любовь к человеку. Воспитывая уважение к людям, к их потребностям, вы вырастите успешного лидера, работающего на благо людей, качественно и честно выполняющего свою работу.

Родители должны помнить, что ребенок сам вправе решать, кем ему стать в будущей жизни. Вы лишь можете помочь ему определить, какие его уникальные черты помогут ему реализовать себя максимально эффективно для себя и для общества.

Никакие знания, навыки и уме ния не сделают вашего ребенка успешным, если он не научится ими пользовать ся во благо себе и окружающим его людям, самостоя тельно анализируя ситуацию и прини мая соответствую щие решения. Очень важно помнить:

  1. Когда ребенок чем-то занят, не вме шивайтесь в творческий процесс с предложениями и замечаниями. Пусть он самостоятельно приобретет ценный для него опыт, а с ним и ощу щение собственной значимости.
  2. Поддерживайте любые оригиналь ные мысли, идеи, решения своего ребенка. Восхищайтесь ими, подбад ривайте в случае неудачи. Только из нестандартно мыслящих людей полу чаются великие предприниматели.
  3. Будьте сами для ребенка достойным примером. Ведь наблюдая за вами, он учится, как себя вести в тех или иных ситуациях, обдумывать проис ходящее, планировать свои действия, воплощать задуманное, осознавать проблемы и решать их.
  4. Старайтесь как можно боль ше путешествовать с ребенком . Он дол жен видеть мир во всем его разнообра зии, знакомиться с лучшим, что было создано человеческой цивилизацией. Это развивает кругозор ребенка. Ши рокое развитие способствует инициа тивности и деловой активности. Стрем ление постоянно узнавать и обучаться чему-то новому - именно это отличает менеджера высокого класса от так назы ваемого офисного планктона.
  5. Не экономьте на обуче нии ребенка английскому языку. В иде але учителей должно быть два - но ситель языка и русский преподаватель.
  6. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Дени Дидро). Позволяйте ребенку общаться и иметь большое количество друзей и знакомых. Расширяя его мировоззрения путем общения и получения опыта, он становиться мудрее и счастливее.

Это всего лишь несколько правил для родителей. Впрочем, всем свойственно ошибаться. Невозможно в один миг стать хорошим отцом или матерью. Но если придерживаться эффективных правил, можно действительно воспитать замечательных детей, которыми можно будет по-настоящему гордиться.

Литература

  1. Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т. Корсакова // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 46-50.
  2. Мазанова О.Ю. Экономическая подготовка учащихся в условиях реализации стандарта нового поколения / О. Ю. Мазанова// Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 21-22.
  3. http://www/uroki.net

На протяжении 6 лет, работая в классах развивающего обучения, обучающимся по системе Л. Занкова, пройден некоторый путь Школа № 2 расположена в центральном районе города. В школе развиваются несколько направлений для углубленного изучения предметов: физико-математическое, гуманитарное, экономическое. Дети, поступающие в школу, имеют хорошую подготовку и мотивацию к учению, а родители заинтересованы в получении разносторонних образовательных услугах. Это позволило ввести уже в начальном звене школы различные дополнительные курсы по информатике, логике, экономике, иностранным языкам.“Концепция содержания непрерывного образования” предполагает введение пропедевтических курсов для подготовки учащихся начальной школы к дальнейшему изучению предметов в среднем звене. Курс “Экономическая азбука” и выполняет эту роль.

Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

  • в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
  • в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
  • в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Реализация поставленных задач и цели может идти путем:

  1. Интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).
  2. В рамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы Министерством образования УМК под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или авторские разработки.
  • направленность обучения на развитие личности учащегося;
  • субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;
  • стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;
  • развитие адекватной самооценки;
  • обеспечение мотивированности, осознанности;
  • деятельный подход;
  • ориентация на сотрудничество;
  • поэтапность формирования знаний, умений;
  • использование жизненного опыта учащихся;
  • ориентация на посильность,
  • научность знаний;
  • комфортность участников образовательного процесса.

Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

Приемы контроля усвоения знаний и умений, критерии экономической подготовки

Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера. Итоговая отметка выставляется в форме “зачет”- “незачет” или учитывается при выставлении отметки по технологии.

Вопрос об оценке знаний учащихся может быть решен и творчески. С первых же уроков вводится “экон” – денежная единица страны Экономики. Экон оценивает знания учащихся и их активную работу на занятиях вместо обычной пятибалльной системы. Полученные учащимися эконы являются прообразами заработной платы и чрезвычайно повышают активность учащихся. Система начисления эконов носит сквозной характер. На каждого ученика открывается лицевой счет, на который вносится сумма заработанных эконов. Начисление и снятие происходит по усмотрению учителя или при коллективном рассмотрении. Со счета может сниматься сумма на проведение игр. Сумма на счетах учеников изменяется от занятия к занятию и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения курса.

В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия :

  1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника.
  2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.
  3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость).

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности.

Практическая апробация курса “Экономическая азбука” в течение 6 лет, анализ результатов проверочных работ, наблюдения за успешностью учащихся, обучающихся уже в среднем звене, позволили сделать выводы о том, что у детей и их родителей есть интерес и потребность в введении экономических знаний в младшем звене школы. Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

Изложенные идеи применимы в обучении детей в любой массовой школе в 3-4 классах по традиционной или развивающим программам.

Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики

По опыту работы в начальной школе (уроки и факультативные курсы) и преподаванию экономики в среднем звене эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, экономии, об условиях труда и его оплаты, о рациональных способах выполнения работы, о природе и сохранении её богатств и т.п.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием. Рассмотрим следующую задачу: “Математика, 3 класс” (традиционная система). “Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?”. Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации, остаётся вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительную работу над задачей после ёе решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скорости изготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительным заработком рабочего. Можно даже решить несколько дополнительных задач.

  • Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?
  • На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

1. Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)

2. Отец получает 4000 рублей в месяц, а мама – 2000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 рублей и съездить в отпуск на 15000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ).

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои.

Например:

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремрнту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 10000 рублей, стены поставить – 36000 рублей. Крышу установить – 20000 рублей, отделать изнутри – 24000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?

При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.

Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом.

Дети на каждом шагу встречаются с экономической терминологией. Раскрыть для учащихся начальных классов содержательную сторону экономических понятий и отработать вычислительные навыки помогают математические задания.

В своей работе я использую такие задания, которые выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания. Например:

№ 1. Есть такая русская поговорка: “Меняю шило на мыло”. Как называется такой обмен товарами без денег?

ТОВАР
ДЕНЬГИ
БАРТЕР

Установи зависимость между числами и буквами алфавита. Это поможет тебе правильно ответить на поставленный вопрос. Сумма чисел является порядковым номером соответствующей буквы алфавита.

Надо из первого столбца выбрать наименьшее число, из второго столбца – наибольшее число, а из третьего – не наибольшее и не наименьшее. Сумма выбранных чисел и даст возможность проверить правильность ответа.

ОТВЕТ: Аукцион – это продажа товаров на основе состязательности. Покупает товар тот, кто предложит за него самую высокую цену. Ярмарка – это большая распродажа по договорным ценам, где много продавцов и покупателей.

На уроках широко использую различные игры (имитационные, сюжетно-ролевые, настольные, деловые, компьютерные), конкурсы, загадки, ребусы и кроссворды, тесты, головоломки, рифмованные задания, словарь терминов, задания связанные с историей и литературой, задания творческого характера.

Например:

ТЕСТ – РИФМЫ.

Вставьте пропущенное в рифме слово.

Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать …
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи – …

Получил купец доход,
Увеличил оборот,
Все расходы оплатил,
Свою … получил.

Деньги взяты в долг, на срок
И возможно, под залог.
Делу это не вредит,
Коль под дело взят …

Мог вчера на сто рублей
Взять ты тыщу сухарей,
А сегодня сто рублей –
Это девять сухарей.
И такая ситуация
Называется …

Обязан деньги ты вложить,
Чтоб производство запустить,
И чтоб ты прибыль получал
Начальный нужен …

Ты построил новый дом
И живёшь спокойно в нём.
Вдруг случилось наводнение,
И поплыло всё строение.
Чтобы всё не потерять,
Нужно дом …

Мы в полном изумлении.
В каком мы заведении?
Быки, медведи здесь встречаются,
А место … называется.

При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младших школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы “Цена, количество, стоимость” дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли.

По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;
  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;
  • усиливает познавательные мотивы;
  • расширяет личный опыт учеников;
  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;
  • повышает качество и прочность знаний;
  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 2–4 классов, интересны детям, родителям и преподавателям.

Список литературы:

  1. Н.А. Зайченко . “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.
  2. Н.И.Романовская . “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
  3. Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
  4. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
  6. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
  7. Е.Г.Фирсов . “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
  8. Б.А.Райзберг . “Твоя экономика” Москва 1996 год.

Благодаря экономическому воспитанию, ребенку будет намного легче войти во взрослую жизнь. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности.

Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующем экономическом механизме.

Очень важно чтобы экономическое воспитание было всеобщим, чтобы оно охватывало все социальные группы и категории населения, при этом главный акцент необходимо делать на формировании у детей научного подхода к оцениванию социальных проблем, самостоятельного мышления, развития сознания с экономическим уклоном. Все это должно в первую очередь соответствовать с экономическими законами теперешней перестройки жизни общества.

Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Следовательно, экономическое воспитание младших школьников должно быть систематическим и целенаправленным, чтобы в дальнейшем они могли понимать важность данного обучения.

Главная цель экономического воспитания – раскрытие окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучение соответствующей форме поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные ценности.

Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше.

Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.

Школьники благодаря правильному экономическому воспитанию осознают, что зависимость благосостояния человека напрямую зависит от качества труда. Кроме того, школьники учатся распределять работу по времени, правильно измерять время и тратить его, учатся организовывать рабочее место. Дети овладевают различными приемами, которые, в итоге, во много раз повышают качество труда. Основы экономики это часть культуры, без которой в современном мире будет очень тяжело. Так, каждый ребенок должен понимать и знать эти основы, иметь определенные навыки.

Экономическое воспитание помогает школьникам осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением ко всей природе. Они получают правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт школы и оборудования и пр.

Школьник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку. В первую очередь, необходимо научить его верно распоряжаться этими знаниями.

Очень важно чтобы в экономическом воспитании участвовала не только школа, но и родители.

Обладание каким-либо «имуществом» развивает в человеке чувство ответственности, и способствует самостоятельности мышления. Именно поэтому родителям нужно соблюдать гарантии неприкосновенности собственности ребенка. Ребенок должен являться собственником своих вещей, нужно давать ему возможность распоряжаться ими самостоятельно. Это должно относиться абсолютно ко всему: деньгам, книжкам, игрушкам и пр. То есть, если ранее было оговорено, что какая-либо вещь принадлежит именно ребенку – нельзя его ругать за то, что он решил эту вещь кому-то подарить, или обменять, или он ее просто-напросто испортил. Лишь осознание последствий своих поступков может в будущем удержать ребенка от неверных шагов.

Другими словами, пусть лучше поймет, что зря подарил своему другу новый игрушечный самосвал, чем через 20 лет – что опрометчиво расстался с квартирой или автомобилем. Конечно же, при появлении какой-нибудь новой вещи, нужно попробовать найти ее «настоящего хозяина» и объяснить ребенку, что он с этой вещью может делать, как ею распоряжаться и т. д. Также можно рассказать воспоминания из своего детства, как лично берегли свои игрушки и вещи, и что из этого вышло. То есть нужно наметить перспективу «дальнейшей жизни» вещи. Благодаря этому ребенок будет готов к различным неожиданностям, с которыми он столкнется в будущем, ведь вещь может потеряться, разбиться, порваться или наоборот, сохраниться на много лет.

Ребенку необходимо постоянно объяснять, почему деньги можно потратить именно таким образом. Очень важно обсуждение покупки. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, ее влияние на связь с друзьями, к примеру, купив этот диск можно будет пригласить друзей и послушать его вместе с ними. Это приучает ребенка к возможности выбора, а значит, приучает его к существующей альтернативе. Нужно советоваться с ребенком и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для него. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслит ребенок, что для него значит успешная покупка («как ни у кого», «как у всех», «выглядит дорого», «очень дешево», «все будут завидовать» и пр.) и получить взгляд со стороны.

Также необходимо очень четко соблюдать договоренности: отсутствие финансовых вливаний (дополнительных) , если ребенок первичной суммой распорядился нерационально; всегда нужно отдавать обещанное, в другом случае – никогда не обещать то, что он выполнить невозможно. Самая распространенная, при этом и самая страшная ошибка родителей – компенсация неправильно потраченного или утерянного ребенком. В данном случае экономическое воспитание школьников не принесет никаких плодов, так как родители не дают осознать ребенку утрату.

Также нужно в обязательном порядке определить систему поступления средств ребенку. Навыки обращения с денежными средствами формируются при непосредственном действии и его неоднократном повторении.

Система финансирования - это карманные деньги. Карманными деньгами ребенок может распоряжаться по своему усмотрению, даже, несмотря на советы и рекомендации взрослых.

Карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это в первую очередь средство развития определенных экономических навыков, своеобразный инструмент для развития экономической культуры ребенка. Поэтому очень важно определить главные позиции системы финансирования: размер (сумма) выдаваемых средств; периодичность выдаваемых средств; что будет входить в перечень затрат; штрафы.

Лучше всего выдавать средства ребенку раз в неделю. Сумма средств должна соответствовать возрасту ребенка, то есть чем ребенок младше, тем сумма будет меньше. Исходить нужно, конечно же, из своих возможностей, но необходимо поинтересоваться у самого ребенка, какая бы его сумма устроила. Этим будут определены его запросы. Если запросы будут слишком высоки, нужно их вместе откорректировать, при этом пояснив, что выделена может быть лишь определенная сумма средств.

Перечень затрат - это то, что ребенок должен или может покупать на карманные деньги. Ребенку надо чаще напоминать, что деньги – это средство, благодаря которому можно что-то получить. (Многие дети хотят стать богатыми, это является из мечтой. Лучше, если они будут хотеть иметь деньги, чтобы… открыть школу, построить корабль, путешествовать по миру и т. д.) Нужно обязательно интересоваться, куда были потрачены карманные деньги. Однако, не стоит настаивать на полном отчете о тратах – нужно уважать тайны ребенка.

Что же касается штрафов, то данная система должна быть построена в виде деловой игры: убытки не приносят больших потерь, но все же являются неприятными. Такая игра для ребенка может послужить хорошей диагностической процедурой. Благодаря игре можно будет посмотреть, насколько ребенок готов к ответственности, насколько он самостоятелен, внимателен и справедлив к различным потребностям окружающих. Ребенок должен научиться понимать ценность денежных средств, так как в будущем все это ему очень пригодиться.

Экономическое воспитание ребенка обеспечивает правильное развитие его мышления, у ребенка формируются экономические и нравственные качества, которые необходимы для экономической деятельности ребенка. Кроме того, экономическое воспитание учит ребенка предприимчивости, бережному отношению к собственности и общественному достоянию. Благодаря участию родителей в этом направлении воспитания, ребенок с ранних лет начинает понимать суть экономической культуры, что дает ему возможность не делать «больших» ошибок.

Анализируя все написанное выше, можно сделать вывод о ролях, которые выполняет школа и семья в экономическом воспитании детей. Благодаря такому воспитанию можно вырастить здравомыслящее общество.

Рынок предъявляет к человеку большие требования : своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.

Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный - 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин
2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.
3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.
Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь - азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А - акция, аукцион
Б - банк, банкрот
В - вето, виза
Г - гарантия
Д - доход, депозит и т.д.
сайт
На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.

В подготовительном - 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп - лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки.

Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель - ученик - родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем.

Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека - бизнесмена.
2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.
4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).
Задачи игры : дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.
Класс оформлен плакатами, ребусами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическое образование младших школьников.

Сегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, который в своей жизни не сталкивался бы с проблемой рыночных отношений. Эти отношения охватили все стороны нашего общества, в том числе и семью, и школу. И чем раньше ребёнок познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно.

Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы имел представление о назначении денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое потребности, и каковы способы и возможности их удовлетворения, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники. Школьник должен чётко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная мебель, ремонт в классе и дома, нерациональный расход электроэнергии и воды.

Составным элементом экономического воспитания детей является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, осознать значимость различных профессий, помогут понять роль и права человека в обществе, подготовить к адекватному восприятию действительности, помогут ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Таким образом, экономическое образование необходимо осуществлять уже с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Надо отметить, что даже первоклассники способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, осознают связь «труд- деньги- товар», распознают факт купли- продажи, имеют первичные представления о профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер). Ко времени поступления в школу ребёнок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Эти первоначальные знания детей позволяют учителю выйти на более высокий уровень экономического образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять свой выбор, проявлять дисциплинированность, инициативность, настойчивость, последовательность.

В нашей школе преподавание в начальных классах ведётся по традиционной программе «Школа России». На сегодняшний день

экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной школы. Автор учебников- А.А.Плешаков.

Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». На данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, которые помогают учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством, как ведётся семейное хозяйство, выяснить, как связаны между собой экономика и экология. Учебный материал отобран с учётом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно- научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Согласно учебной программе по этому предмету, во втором классе первое и единственное занятие «Что такое экономика» проводится в конце первого полугодия. Я считаю, что этого явно недостаточно. Поэтому в начале учебного года для занятий по внеурочной деятельности выбрала курс « Основы экономики». При составлении рабочей программы за основу была взята авторская программа курса по экономическому воспитанию младших школьников «Основы экономики в начальной школе» под редакцией И.Г.Рябовой. Эта программа рассчитана на четырёхлетний курс осуществления экономического образования детей, начиная с первого класса. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых социально- экономических условиях в контексте традиционной культуры региона.

Целью программы является формирование начал экономической культуры, элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, экономически значимых качеств и экономического поведения личности. В течение четырёх лет обучения учащиеся должны получить первоначальные экономические знания и практические навыки, способные оказать влияние на процесс формирования личности ребёнка, которому предстоит жить в условиях реализации новой стратегией социально- экономического развития России и Республики Мордовия.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

Формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;

Формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам, учебникам;

Воспитания бережливости, аккуратности, инициативности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы.

При разработке и проведении занятий стараюсь опираться на те понятия и явления, с которыми дети часто встречаются в жизни. Для активности процесса воспитания и обучения использую различные методы:

рассказы, беседы, презентации, игры, моделирование и разбор различных жизненных ситуаций, изобразительную деятельность, выполнение творческих заданий, создание проектов, практические работы.

Были подготовлены проекты: «Вещи, которые нас окружают», «Профессии моих родителей», «Сколько стоит минута».

Большое место отводилось сюжетно- ролевым играм «Магазин», «Почта», «Торговый центр», «Библиотека». К детям в гости приходили сказочные персонажи: Незнайка, Кот в сапогах, Золушка, Буратино.

Использовались пословицы, поговорки, сказки.

Ребята побывали и в роли покупателей, и в роли продавцов, совершили виртуальную экскурсию в разные государства и познакомились с понятием валюта. Очень подробно была рассмотрена тема «Деньги. История возникновения денег».

Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах. Формируя экономическое мировоззрение отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создаётся фундамент благосостояния общества в целом.