Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период. Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста

С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательных процессов особенно на начальном этапе обучения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства .

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками.

В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

На протяжении младшего школьного возраста у ребёнка начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для детей начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества . Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» . Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает переживать свою уникальность, осознает себя личностью. Это проявляется во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности. Они учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми Они стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для них компании, чтобы выделиться в ней, добиться успеха. Мотив достижения успеха является основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте. Возрастная особенность внимания младшего школьника это сравнительная слабость произвольного внимания. Непроизвольность внимания в начале обучения требует от учителя большей концентрации внимания учеников на изучаемом предмете. Следует организовывать работу таким образом, чтобы у учащихся были задействованы все виды анализаторов.

Процесс обучения ребенка предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображение, как считает Гамезо, это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний . На первых порах воображение младшего школьника является творческим и произвольным. Как правило, с возрастом усиливается реализм воображения. Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы. И только спустя некоторое время начинает происходить опора на слово, на звучащее название предмета без его зрительного образа. В средине младшего школьного возраста воображение достигает своей необходимой реальности и достоверности представлений. Он создаёт логически связанные картины. В младшем школьном возрасте ребёнок проявляет существенное дифференцирование воспринимаемой информации. Образ, создаваемый первоклассником ещё расплывчатый и полон деталей, которые он придумал сам и которые не указывались в описании. Но уже во втором классе ученик строго ограничивает свой воссоздающий образ реальными деталями и четко располагает их. Создаваемые образы возникают в соответствии с поставленной задачей. Это и является главным новообразованием младшего школьного возраста .

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени .

Младший школьный возраст является сензитивным для:

Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

Становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

Усвоения социальных норм, нравственного развития;

Развития навыков общения со сверстниками, уста­новления прочных дружеских контактов .

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на дан­ном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учить­ся, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в даль­нейшем (за рамками сензитивного периода) будет значи­тельно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особен­ности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес .

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

А.И. Савенков считает, что интерес - это активно-положи­тельное отношение к познавательному объекту, который выступа­ет как потребность в интеллектуальном его познании. Т.С. Кома­рова говорит, что интерес способствует возникновению творчес­ких проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков худо­жественно-творческой деятельности. По мнению А.Ф. Воловик , интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение младшего школьного возраста к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес - это не­удовлетворенная потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить .

Из вышеизложенных подходов отечественных психологов и педагогов вытекает, что у ребёнка, в первую очередь, возникает тот интерес к культурно-досуговой деятельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира. В связи с этим на первоначальных стадиях его развития родители заботятся о раз­ных впечатлениях, которые имеют эмоциональную положитель­ную окраску. Здесь можно увидеть характерную особенность культурно-досуговой деятельности ребёнка, которая заключается в том, что у младшего школьного возраста эмоциональные переживания домини­руют над познавательным процессом. В то же самое время, полу­чая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицатель­ные, в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в со­стоянии комфорта, ребёнок не только приобретает дополнитель­ные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и мо­жет сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, ребёнок отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления ин­тереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности .

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Читательская биография ребенка начинается с дошкольного возраста. Основы творческого чтения закладываются уже в этом возрасте. Необходимой предпосылкой для этого является высокий уровень речевого развития, необычайная восприимчивость детей к слову. А активное развитие воссоздающего воображения дошкольника способствует возникновению словесного образа, пониманию поступков героев. Для познавательной деятельности младших школьников характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, шутка взрослого - все это вызывает у них немедленную реакцию. Дети находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа взрослого или чтения книжки, очень ярки. Ребенок 6–9 лет больше всего любит и запоминает в книгах то, что так или иначе знакомо по повседневной жизни, но раскрыто с радующей подробностью деталей, неожиданно, по-новому. Читатели гораздо острее воспринимают действия героя, его поступки, чем мотивы действий и связи межу поступками и событиями. Идейное содержание произведения дети постигают чаще всего через поступки героя, эпизоды сюжета. Ребенок сопереживает герою произведения, проявляет симпатию к нему, негодует, если к герою относятся не справедливо. И не стыдится своих слез по этому поводу. Он восхищается поступками и приключениями отважных и смелых героев.

Повышенная любознательность, познавательная активность детей обуславливает их особый интерес, который вызывает происхождение и устройство окружающих ребенка предметов и вещей, мир животных и растений, которые знакомы ребенку.

Юному читателю в этом возрасте свойствен “эффект присутствия”. Когда ребенок читает книгу, он погружается в ту обстановку, которою описывает писатель, и как бы становится одним из действующих лиц. Такую особенность восприятия психологи называют действенным воображением. Не случайно ребенок, прочитав книгу, охотно рисует героев книг, придумывает дальнейшее продолжение произведения. И еще одна особенность восприятия младших школьников это способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение – думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими.

Одним из любимых жанров младших школьников является поэзия. В этом возрасте дети способны к эмоционально-эстетическому восприятию стихотворения. В подростковом возрасте эта способность восприятия постепенно утрачивается, поэтому так важно в период младшего школьного возраста поддерживать любовь ребенка к стихам, помочь развить поэтическое чувство.

Для того чтобы успешно руководить чтение ребенка, библиотекарю нужно быть желанным собеседником и авторитетным советчиком. От первой встречи маленького читателя с библиотекарем многое зависит: нужно так построить беседу. Чтобы у ребенка остались яркие впечатления от первого посещения библиотеки, и возникло желание стать ее постоянным читателей. Отсюда и библиотечно-библиографические и информационные знания проводятся в форме игровых мероприятий. Первым таким мероприятием для младших школьником становится первое посещение библиотеки. Для этого Библиотека школы совместно с Городской детской библиотекой организует мероприятия: “Посвящение в читатели”, “В гости “Читай-город”. Форма проведения этого мероприятия разнообразно: первоклассникам нужно найти дорогу в библиотеку, для этого герои книг оставляют для них указатели (вещи героев – полено – Папа Карло, туфелька – Золушка и т.д). По этим указателям дети благополучно добираются до библиотеки. Где их встречают сказочные герои книг. Герои книг знакомят ребят с работниками библиотеки и проводят с ними игру “Герои любимых сказок”.

Дети как бы оказываются в сказке, которая переплетается с реальностью. Видно как у ребят проявляется любознательность, интерес. Заметно как красочно оформленные книжные полки и выставки в библиотеке привлекают внимание детей. Книги, которые заинтересовали ребят, выдаются им на дом.

Поэтому огромное значение для привлечения читателей имеет книжная выставка. Организуя выставки книг для учащихся младших классов, книги подбираются по темам доступных пониманию детей. На выставке библиотекарь может познакомить читателей не только с книгами на определенную тему, но и с материалами детских периодических изданий. Очень важно, чтобы структура выставки, расположение книг на ней были столько ясны, чтобы читатель мог самостоятельно в ней ориентироваться. Выставка помогает ребенку, сосредоточить внимание на какой-либо книге. Чтобы выставка была популярна, она должна отвечать интересам и возможностям маленьких читателей. Лишь в этом случает, выставка достигнет цели.

Отбирая материал для выставок не нужно гнаться за большим количеством книг. Для учащихся первых классов выставляется 4–5 книг, на выставки вторых, третьих и четвертых классов количество книг постепенно увеличивается до 15 экземпляров. Приступая к организации выставки, прежде всего, следует определить ее тему и те воспитательные цели, которые пред ней поставлены. Четкая, ясная формулировка заглавия делают содержание выставки понятным младшим школьникам, привлекает их, а, кроме того, помогает библиотекарю правильно произвести отбор литературы. Заголовок, как и другие тексты на выставке для младших школьников, должен быть ярким и выразительным. Дети хорошо воспринимают заголовки в стихотворной форме. Лаконичное, выразительное заглавие и подзаголовки сразу привлекают внимание детей, дают им возможность определить тему выставки, решить, насколько книги, помещенные на ней, близки их интересам. Для раскрытия темы выставки, содержания книг, кроме заглавия можно использовать цитаты, иллюстрации, различные предметы (игрушки, изделия, поделки и т.д.). Нужно учитывать малый объем внимания младших школьников, его неустойчивость библиотекарь должен сделать выставку яркой, красочной, легко обозримой.

Делают выставку такой это яркие обложки, иллюстрации в книгах. Если обложка не интересна, можно открыть книгу на заглавном листе или на интересном развороте. Большое значение для успеха выставки имеет размещение материала в определенной системе, последовательности.

Так как, располагая книги в определенной системе, библиотекарь учитывает их оформление. А книги близкие по цвету обложками сольются и могут быть незамечены детьми. Иллюстрации, книги, предметы чередуются между собой, между ними должно быть некоторое расстояние. В то же время, стремясь к красочности и яркости выставки нужно избежать пестроты, которая быстро утомляет ребенка и не дает ему сосредоточиться.

Как бы хорошо не была организована и оформлена выставка, ее воздействие на ребенка будет эффективней, если библиотекарь проведет обзор – беседу о выставке. Обзор-беседа начинается с того, что вначале зачитывается заголовок выставки и школьникам объясняется, почему именно так она называется. Это вводит детей в тему выставки, помогает им лучше ориентироваться в материале.

Можно рассказ о книге соединить с рассматриваемой иллюстрацией, можно предложить школьникам прочесть наизусть стихи на ту же тему, младшие школьники с удовольствием читают стихи. Загадки, интересные вопросы помогают заинтересовать и удержать внимание учащихся младших классов. Нужно научить детей этого возраста самостоятельно выбирать книги с выставки для этого во время обзора-беседы им предлагается прочесть наизусть стихи на эту тему, младшие школьники с большим удовольствием любят декламировать стихи. Большую помощь оказывают библиотекарю загадки и интересные вопросы, которые помогают мобилизовать и удержать внимание учащихся младших классов во время обзора. Чтобы научить детей самостоятельно выбирать книги с выставки, во время обзора им можно предложить определить тему книги по иллюстрации на обложке. Также обратить внимание на автора, вспомнить другие книги этого писателя.

Учитывая возраст детей, обзор проводится в течение 15–20 минут. Во время обзора желательно чтобы дети сидели, это помогает держать в поле зрения всех слушателей, обращаться с вопросами ко всем детям, давая каждому из них возможность проявить свою активность. Готовясь к выставки, библиотекарь должен помнить, о том, чтобы вопросы читателей не застали его врасплох, для этого прочитываются все книги, отобранные для выставки.

Прочитывается дополнительная литература по данной теме. В плане беседы намечается, откуда будут зачитываться отрывки, какие будут использованы иллюстрации, какой дополнительный материал будет использоваться во время беседы, какие вопросы будут поставлены перед детьми.

Но, приобщая детей к чтению, библиотекарь учитывает, что учащиеся младших классов еще недостаточно овладели техникой чтения. Нужно заметить что дети, систематически берущие книги в библиотеке, обычно быстрее овладевают техникой чтения, учатся читать сознательно, то есть проникают в смысл слов и предложений. Культура чтения, навыки работы с книгой приобретаются читателем постепенно. Это результат многих взрослых – родителей, библиотекаря, учителя. Беседуя с детьми при обмене книг, библиотекарь постепенно учит ребенка работать с книгой, пользоваться библиотекой, что воспитывает культуру чтения.

Рекомендуя книги учащимся начальных классов, нужно использовать прием показа иллюстрации, уча смотреть и понимать их. Роль иллюстрации очень важна как на выставках, так и при рекомендации книг. Учащиеся младших классов особенно любят яркие, выразительные иллюстрации в книге, так как они помогают усвоению текста. Рисунок пробуждает интерес к книге, заставляет ребенка преодолеть трудности, которые для него представляет сам процесс чтения. Полезно использовать иллюстрации в книге и при рекомендации научно-художественных или научно-популярных книг. Зрительное восприятие способствует лучшему запоминанию и осознанию материала.

Руководство чтением детей требует индивидуального подхода к каждому читателю. Библиотекарю необходимо не только знание программного учебного материала и особенностей психологии школьника, но и знание интересов, запросов и склонностей каждого ребенка. Юные читатели по-разному владеют навыком чтения и воспринимают прочитанное. Это объясняется тем, что чтение – глубоко личный процесс, который неразрывно связан с психическим ростом каждого школьника, его интересами, наклонностями, способностями. Для того чтобы успешно руководить чтением ребенка, нужно так построить беседу, чтобы у ребенка возникло желание общаться с библиотекарем и стать постоянным читателем библиотеки. По ходу общения, можно показать некоторые книги на выставке и заинтересовать своим рассказом о них. Интересной формой рекомендации является также краткий пересказ отдельных мест из книги, что вызывает желание у ребенка узнать, что будет дальше.

В этом возрасте дети также получают первые навыки пользования библиотекой: учатся выбирать себе книги на выставке, правилами поведения в библиотеке, они чувствуют тишину, уют, спокойную атмосферу в библиотеке. В общении с маленькими читателями при выдаче и приеме книги библиотекарь прививает навыки бережного и культурного обращения с книгой. Обращает внимание и на поведения ребенка в читальном зале, на абонементе. Все это также входит в содержание индивидуальной работе с детьми.

Школьники охотно делятся своим впечатлением о прочитанном, о своем отношение к различным школьным предметам. Библиотекарь также узнает из этих бесед, есть ли у ребенка домашняя библиотека, какие книги по жанру его больше всего интересуют. Но беседа должна быть краткой, так как времени у библиотекаря немного и самого читателя длинная беседа утомляет. Поэтому вполне достаточно двух-трех вопросов, чтобы выяснить, как ребенок понял книгу. Но вопросы должны носить конкретный характер, а не обобщенный. Уделяя внимание индивидуальному руководству чтением, библиотекарь в то же время стремиться объединить детей в коллектив читателей библиотеки. Проводятся “Литературные пятницы” где учащиеся не только читают, но и творчески работают. В этом помогает журнал “Мурзилка”. Учащиеся с удовольствием делают подделки из журнала.

Взаимодействие Библиотеки с родителями играет большую роль в привитие чтения у детей. Библиотека школы проводит литературный конкурс “Я и моя семья, читаем вместе”. Такое мероприятие библиотека приурочивает к знаменательной дате детского писателя. Оформляется книжная выставка с произведениями того или оного писателя, рекомендательный список. Родителям совместно с детьми дается домашнее задание:

Приготовить визитку, приготовить творческое задание - обычно это сделать детям и родителям совместно новую обложку. Во время мероприятия эти книги выставляются на выставку “Подари обложку книге”. Сколько творческого мастерства, изобразительности вкладывают в эту работу дети и взрослые. В подборе книг для этого мероприятия большую помощь оказывает детская городская библиотека.

В проведение досуго-массовой работе библиотеке школы оказывает актив читателей. Младшие школьники охотно, желают быть активистами и очень любят участвовать в мероприятиях проводимых библиотекой школы.

Большую помощь активисты оказывают в проведение мероприятий как “Посвящение в читатели” и “Неделя детской книги”.

“Неделя детской книги” традиционный праздник школьников. Цель этого мероприятия широкая пропаганда книг среди юных читателей, повышение их интереса к книгам и самостоятельному чтению, выявлению их запросов. Подготовка к мероприятию “Неделя детской книги” проходит в течение всего учебного года. Используются различные формы работы с книгой: литературные беседы, викторины, игры, разнообразные книжные выставки, посвященные юбилярам детских писателей и книгам–юбилярам. Праздник “Неделя Детской книги” проводится на базе Детской городской библиотеки во время мартовских каникул. Мероприятия и театрализованные постановки библиотека школы разрабатывает совместно с детской городской библиотекой и активом читателей. Фантазии детей нет границ. Красочные объявления о встречах с героями книг вывешиваются и в школе, и в детской библиотеки, и в городе. Печатаются пригласительные билеты с указанием даты и времени и названием мероприятий, это дает возможность юному читателю и родителям не забыть о празднике. Каждый день “Недели детской книги” посвящается определенной теме. После окончания праздника, дети приносят рисунки полюбившихся героев, пишут мини-заметки, стихи.

При проведении массовой работы должны учитываться возможности не только юных читателей, но и самой библиотеки. В работе должны использоваться приемы, стимулирующие познавательную активность учащихся, развивать творческую инициативу и читательские способности.

Литература

1. Библиотека и юный читатель: практ. пособие / Ю.В.Просалкова, Х.Д.Хамракулова. М.: Книжная палата, 1987. 231 с.

2. Руководство чтением детей в библиотеке: учеб. пособие / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. М.: Советская Россия, 1964. 263 с.

3. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. Пособие / Т.Д.Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина и др. М.: МГИК, 1992. 232 с.

4. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова. Под ред. Ю.Н.Столярова. М.: Школьная библиотека, 2006. 448 с.

Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

Все изложенные в предыдущем разделе принципы развивающей работы с детьми преддошкольного возраста сохраняют свою ценность и актуальность и по отношению к детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В то же время уровень психического и личностного развития детей 3-5 лет уже позволяет проводить с ними специально организованные как индивидуальные, так и групповые развивающие занятия, построенные в игровой форме. Правомерной становится и разработка конкретных программ развивающей работы, при составлении которых целесообразно принимать во внимание такие аспекты, как:

  • § наличие у ребенка потребности в совместной со взрослым деятельности;
  • § сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качеств;
  • § зона ближайшего развития.

Остановимся на них более подробно.

Потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности существенно изменяется в зависимости от возраста ребенка. Значительное число детей поступает в детский сад в период от двух до трех лет, т. е. до достижения "официального" дошкольного возраста. И воспитатель, занимаясь с детьми по стандартной программе, часто не делает поправки на различия в уровне психического и личностного развития детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста, а между тем именно здесь пролегает граница двух возрастных периодов в развитии ребенка.

Для детей раннего возраста (т. е. до трех лет) смысловым центром любой ситуации являются взрослый и совместная с ним деятельность. Общий смысл действия, осваиваемого ребенком, может быть реализован только в том случае, если оно производится так, как показал взрослый. Это справедливо в отношении не только овладения предметными действиями, но и развития речи: ребенок усваивает даваемое взрослым название предмета и ту функцию, которую он выполняет в данной конкретной ситуации. В этот период действия ребенка вызываются непосредственно предметами, а желания еще не стали его личными желаниями. Взрослые заменяют один притягательный для ребенка предмет другим и таким образом управляют его желаниями и поступками.

Однако на границе раннего и дошкольного возраста отношения совместной деятельности приходят в противоречие с новым уровнем развития ребенка. Возникают тенденции к самостоятельной деятельности, у ребенка появляются собственные желания, могущие не совпадать с желаниями взрослых. Возникновение личных желаний превращает действие в волевое, на основе этого открывается возможность для соподчинения желаний и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для развития в дошкольном возрасте творческих видов Деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его Реализации. Правда, пока еще ребенок весь находится во власти своих Желаний, они управляют им, ребенок упорно настаивает на своем желании, несмотря на какое-либо явно более привлекательное предложение взрослого (Эльконин Д.Б., 1989).

Тем не менее в определенных пределах ребенок уже способен к самостоятельным действиям и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Соответственно ребенку становятся доступны игры, требующие от него известной доли самостоятельности (Палагина Н.Н., 1992). Участие взрослого в этих играх сводится в основном к его присутствию рядом с детьми и к мелкой помощи, оказываемой им по их просьбе. Однако полное устранение взрослого из игры приводит к ее прекращению, а если речь идет о какой-либо продуктивной деятельности, то к резкому снижению качества ее выполнения.

Дети не только демонстрируют способность к самостоятельной игре, но и испытывают потребность в ней. Игра в этом возрасте может стать средством коррекции поведения ребенка, выполняя определенную психотерапевтическую функцию. Опыт показывает, что предоставление ребенку возможности самому организовать игру, которая, в сущности, носит предметно-манипулятивный характер, но все же имеет некоторую примитивную сюжетную основу, способно снять или ослабить острые проявления симптомов кризиса трех лет. Важно при этом, чтобы ни взрослые, ни другие дети в эту игру не вмешивались: инициатива всех сюжетных поворотов и предметных перевоплощений должна принадлежать самому ребенку.

Дошкольный возраст - период возникновения и развития сюжетной и ролевой игры. На этом этапе появляется возможность проведения более сложных коллективных игр, способствующих развитию различных психических функций и личностных качеств, приобретению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, развитию произвольности.

Различные возрастные периоды являются сензитивными для развития определенных психических функций. Л.С. Выготский, говоря о системности сознания, давал яркую характеристику взаимозависимости психических функций в раннем и дошкольном детстве. Основной функцией раннего детства он считал восприятие, в то время как память, внимание, мышление выступают в качестве определенного момента акта восприятия, являясь его продолжением и развитием. Ребенок говорит и с ним говорят лишь по поводу того, что он видит или слышит. При этом память проявляется как активное узнавание, а мышление ограничено действием в наглядном поле. Речь меняет структуру восприятия благодаря обобщению. В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть намять, с развитием которой появляются образное мышление и возможность отрыва от конкретной ситуации. Все выделенные новообразования существенно характеризуют процесс психического развития, присущие дошкольному возрасту.

В соответствии с этим развивающие игры для детей до трехлетнего возраста должны ограничиваться наглядно-действенным планом. Им недоступны игры, требующие опоры на зрительный образ (например, ребенок может собрать достаточно сложную разрезную картинку, подбирая один ее элемент к другому, но сделать это, ориентируясь на готовый образец, он не в состоянии; он также не может сложить из мозаики узор по образцу, но с удовольствием выложит собственную "картину"), игры со сложными правилами, которые он не в силах запомнить и адекватно применить. К четырем годам большинство детей начинают справляться с подобными играми, сначала весьма простыми, а потом и более сложными.

При организации занятий с детьми психологу следует принимать во внимание не только наличные возможности ребенка, но и "зону его ближайшего развития". Л.С. Выготский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает "зону ближайшего развития" и тем самым идет впереди него. Задача развивающей игры и состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.

В какой мере условия и требования той или иной игры могут опережать имеющиеся у ребенка возможности?

Если она ориентирована только на развитые формы психической деятельности ребенка, свойственные предшествующему периоду развития, то происходит лишь закрепление уже пройденных этапов. С другой стороны, слишком большой отрыв условий проведения игры от наличного уровня развития ребенка не принесет желаемого результата - продвижения вперед также не будет.

Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого, причем при повторных проведениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что данная игра по своим требованиям находится за пределами "зоны ближайшего развития" ребенка и не способствует прогрессу в его психическом Развитии.

Какая игра оказывается для ребенка новой по сравнению с теми, с которыми он уже справляется?

Во-первых, она может быть направлена на овладение новыми способами действий с уже знакомыми предметами.

Во-вторых, в нее могут быть включены незнакомые ребенку предметы, более сложные правила.

В-третьих, можно изменить и сюжетное содержание игры. Каждое такое нововведение предъявляет свои требования к ребенку, активизирует и развивает те или иные структуры его психики. Не следует усложнять игру сразу в двух или более направлениях, ибо в этом случае она может оказаться неожиданно сложной для ребенка и развивающего эффекта иметь не будет, т. е. выйдет за пределы "зоны его ближайшего развития".

Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, психолог должен ориентироваться на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Кроме того, следует иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация. Например, развитию тонкой моторики способствуют и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика. Все это готовит руку ребенка к письму ничуть не хуже, а может быть, и лучше принудительного выведения палочек и загогулин на бумаге. Поэтому предпочтение следует отдавать тем занятиям, которые могут быть лучше организованы взрослым и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.