Виды воспитания. Современные направления воспитания

Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравствен­ное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, пра­вовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и вос­питание в обучении. Рассмотрим некоторые из них.

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной мо­рали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного от­ношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопережи­вать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; форми­рование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.

Основными задачами нравственного воспитания являются форми­рование национального сознания и самосознания, сознательной дисци­плины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.

Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя фор­мированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит фор­мированию волевых качеств.

Основной критерий оценки нравственной воспитанности - поведе­ние учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действи­тельности, собственности, к старшим, самому себе.

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его ин­теллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельно­сти. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.

Содержание умственного воспитания - это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культу­ры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.

Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение вос- питуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; раз­витие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; разви­тие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания свя­зана и с применением методов, ориентированных на максимальное раз­витие познавательных и творческих сил личности. При организации за­нятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому спо­собствуют новые принципы организации учебного труда и воспитатель­ной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделе­ние ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредмет­ных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.

Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство ува­жения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая - с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, кото­рые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего ус­ловия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выра­ботка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности яв­ляется основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продук­тивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творче­ство, трудовая дисциплина и т. п.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетичес­ких ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспита­ние вносит значительный вклад в формирование мировоззрения челове­ка, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взгля­дов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет разви­тие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональ­ной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способ­ностей. Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни чело­века, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвое­ние действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлет­ворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в дей­ствительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (спо­собность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и дейст­виях человека, в общении с другими людьми).

Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите все­го прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окру­жающую действительность.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повы­шению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует эле­менты физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, пси­хического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смело­сти, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товари­щества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у сту­дентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, береж­ного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, береж­ное использование природных ресурсов - важнейшие задачи экологи­ческого воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредствен­ный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фи­гурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управ­ленческих решений и др.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой право­вой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содер­жание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные обла­сти социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государствен­ного устройства), административное право (регулирующее организа­цию и деятельность аппарата государственного управления), граждан­ское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения тре­бований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Ук­раины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежи­тия, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность уча­ствовать в охране правопорядка.

К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; прове­дение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологи­ческого “тормоза”, который удерживал бы их от употребления психоак­тивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически упот­ребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с це­лью преодоления пагубных привычек.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понима­ния действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понима­ния роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание береж­ного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать ак­тивное участие в экономической деятельности на производстве.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глу­бина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мыш­ления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.

Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украи­не церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учеб­но-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалисти­ческом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхо­да к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обу­чаться в альтернативной конфессиональной школе.

Формирование мировоззрения школьников. Умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками. Актуальность патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Традиционно в содержании воспитания выделяются следующие направления: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками.

Формирование мировоззрения. Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Структуру мировоззрения составляют знания, взгляды и убеждения. Современная российская школа ориентирована на формирование научно-материалистических взглядов школьников.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.

Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Система умственного воспитания включает формирование знаний, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные пути реализации данной системы – обучение и внеклассная работа.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Нравственное воспитание понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Система нравственного воспитания включает нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в деятельность, требующую проявления нравственных качеств. В свое время Д. Локк в систему нравственного воспитания включал показ нравственного образца воспитателем, сообщение знаний, организацию ситуаций, требующих от воспитанника нравственного поведения.

Показателями нравственной воспитанности являются: знание нравственных норм, потребность и умение выполнять нравственные правила, способность переживать нравственные чувства.

Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры школьника, которая включает эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы.

Эстетическое воспитание реализуется на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, театрах, специальных воспитательных мероприятиях в системе работы классного руководителя. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств. В трудах классиков педагогики очень высоко оценивалась роль труда в общем развитии личности (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, К. Д. Ушинский и др.). И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко на практике осуществили идею соединения производительного труда с обучением и воспитанием.

Основными видами труда являются учебный труд, труд по самообслуживанию, уроки ручного труда и в учебных мастерских, общественно полезный труд, производительный труд. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве.

Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профессиональной ориентации включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение как состояние готовности выпускника к выбору профессии.

Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Отечественная система физического воспитания была создана в XIX веке П. Ф. Лесгафтом.

Систему физического воспитания составляют физические упражнения и формирование знаний в учебном процессе, система внеурочной и внеклассной воспитательной работы, система работы учреждений дополнительного образования. К средствам физического воспитания относят гимнастику, игры, туризм, спорт, а также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы.

К показателям физической воспитанности относят развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.

В настоящее время в содержание воспитание включено такое направление, как формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.

Понятие патриотизма неразрывно связано с интернационализмом , которое означает качество личности, выражающееся в осознании равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности.


Похожая информация.


Страница 1

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному".

Система профориентационной работы;

Эстетическое воспитание;

Физическое воспитание

Литература: 2, 5, 6, 9, 18, 23, 60, 64, 75, 79, 84

протяжении столетий, начиная с афинской системы воспитания, действует идеал цивилизованного общества - идеал физической и нравственного совершенства"Педагогическая система каждой исторической эпохи, - пишет академик. М. М. Г. Стельмахович, - выдвигает свой оригинальный актуален уже известный образ человека. Кардинальные изменения в жизни общества вносят соответствующие коррективы в воспитательный идеал. Поэтому вполне закономерно возникает п итання о современном идеал национального семейно-общественно-школьного-воспитание в Украинском государстве"(Стельмахович. М. Г. Теория и практика украинского национального воспитания -. Ивано-Франковск, 1996 -. С 50. -. С. 50).

Наиболее глубоко идеал национального воспитания раскрыт в работах украинских педагога. Григория. Ващенко"Воспитательный идеал","Воспитательная роль искусства","тиловиховання как средство воспитания воли и характера""и др.. В основном понимание идеала национального воспитания автор сводит к общечеловеческим и национальным ценностям, что является духовным достоянием народу.

Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения в, формирования национального самосознания, развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, физической, экологической культуры, развитие индивидуальных способностей и талант.

Содержание национального воспитания отражает в единстве его общую цель (всестороннее и гармоничное развитие ребенка), задачи (индивидуализация и социализация) и составные части (умственное, нравственное, труд дове, эстетическое, физическое воспитание). Каждый из этих направлений имеет свой смысл и задачи. В содержание национального воспитания входят также утверждение положительных черт национального характера и устранение или пре нения рис негативных. Не меньшее значение имеет передача молодежи общечеловеческих культурных ценностей: критического мышления и новых способов деятельности, гуманизма, понимания приоритетов других и взаемозалеж ности с людьмиьми.

2 Умственное воспитание

. Умственное воспитание - это целенаправленная деятельность педагогов, родителей, общественности, самого ученика по развитию умственных сил и мышления, привития им культуры умственного труда

Задача умственного воспитания: в вооружение учащихся знаниями основ наук;

в формирование научного мировоззрения и национального сознания;

в развитие мышления вообще и различных его видов (диалектического, логического, абстрактного, обобщенного, теоретического, индуктивного, дедуктивного, алгоритмического, технического, репродуктивного, творческого, системного) овладение основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, систематизация)

0. Формирование у учащихся культуры умственного труда (общие и специальные учебные умения, умения рационально организовывать режим умственной работы, способность делать все точно и аккуратно, держать в рядом. ГКУ рабочее место, материалы, умение сосредоточенно и внимательно работать, преодолевать трудности, развивать память, контролировать себя). В задачи умственного воспитания входит формирование научного мировоззрения. . Научное мировоззрение - это целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себ бы.

Научное мировоззрение формируется в процессе изучения школьных учебных дисциплин, во внеурочной воспитательной работе, через целесообразную и профессиональную позицию педагогов и родителей. Подробно эта тема раскрывается в лекции о. В. О. Сухомлинсь кого и в его труде"О умственное воспитание"(К, 199898).

Методика выявления уровня сформированности мировоззрения учащихся включает:

а) анализ ответов учащихся из мировоззренческих вопросов на уроках;

б) наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в различных ситуациях;

в) сравнение данных наблюдений родителей, педагогов и других участников педагогического процесса;

г) проведение специальных собеседований, обсуждение моральных и других проблем (О умственное воспитание подробнее см. на с 461)

Типы классификаций

Существует множество различных классификаций видов воспитания:

  • по формам или по институциональному признаку;
  • по месту жительства;
  • по содержанию;
  • по доминантным принципам и стилю отношений между участниками процесса;
  • по объектам воспитания.

Замечание 1

Направление воспитательного процесса определяется единством между целями и содержанием.

Основные виды воспитания

Умственное воспитание . Данный вид воспитания ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию окружающей действительности и самопознанию.

Трудовое воспитание. Такое воспитание заключается в развитии и подготовке ответственного и творческого отношения к трудовой деятельности, накоплении профессионального опыта.

Эстетическое воспитание. Такой вид воспитания подразумевает формирование эстетического отношения к реальности, которое предполагает наличие у индивида способности видеть и воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключено в соответствующем физическом развитии, воспитании силы воли и характера и направлено на повышение уровня работоспособности человека.

Гражданское воспитание. Результатом такого воспитания должно стать ответственное отношение к семье, окружающим людям, к своей стране.

Экономическое воспитание. Воспитательный процесс данного вида направлен на развитие экономического мышления человека в различных масштабах. Экологическое воспитание основано на понимании неоспоримой ценности природы.

Правовое воспитание кроме знания своих прав и обязанностей, учит нести ответственность за их несоблюдение.

Свободное воспитание. При таком подходе воспитание заключается в помощи естественно развивающемуся ребенку в процессе освоения им окружающего мира и самоопределяющемуся в нем.

Семейное воспитание – главная часть социализации индивида. В семье социализация носит стихийный характер. Результаты такого воспитания определяются уровнем образования и социальным статусом семьи, ценностными установками и принятым стилем жизни, взаимоотношениями между членами семьи и их личностными ресурсами. Религиозное воспитание представляет собой целенаправленное и взращивание верующих людей, посредством внушения мировоззрения, норм поведения, которые соответствуют принципам определенного вероисповедания. Основой религиозного воспитания служит феномен сакрализации мира, то есть наделения обычных явлений, мирских процедур и личностей священным содержанием посредством обрядового освящения.

Социальное воспитание является составной частью контролируемой социализации. Социализация достигается за счет планомерного создания специальных условий и взаимодействия в них людей, групп, коллективов, организаций.

Нравственное воспитание . Данный вид воспитания - это одна из форм формирования и наследования нравственности в обществе. Нравственное воспитание не является обучением нравственности. Оно выражает потребность общества осознанно влиять на процесс, который является очень индивидуализированным и в большинстве случаев протекает стихийно.

Школьное воспитание заключается в организации учебы и жизнедеятельности детей в условиях школы. В школьном воспитании важная роль отводится личности педагога и позитивному характеру общения, образовательно-воспитательной и психологической атмосфере занятий.

Внешкольное воспитание решает поставленные задачи воспитательного характера во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, организациями и различными обществами.