Стать умным талантливым папа. Полезные прогулки, обилие впечатлений

Все родители хотят, чтобы их детям было хорошо, чтобы они добились успеха, вели здоровую и счастливую жизнь. Интеллект для ребенка имеет свои преимущества, но по-настоящему умный малыш - совсем не тот, который получает хорошие оценки в школе.

Становится все более понятно, что интеллект нельзя поместить в узкие рамки. Но исследователи говорят, что когнитивный и эмоциональный интеллект столь же важны, как и фактические знания. Поэтому нейрохирург и художник могут находиться на одном уровне развития интеллекта.

Каким должно быть воспитание

Взаимодействие родителей с ребенком влияет на его развитие и ум. Если вы разрешите своим детям жить собственной жизнью, но в то же время покажете, как быть независимыми, это станет самым главным вашим достижением как родителя.

Секрет в том, что вы должны сосредоточиться на процессе, а не уме или таланте, которыми обладает ваш ребенок. Другими словами, дело в самой радости от достижений, которую должен испытывать ребенок, а не в похвале, когда он закончил поставленную задачу. Этот подход стимулирует развитие мышления, а не фиксированный образ мыслей, и поможет вашему малышу понять важность приложенных усилий, а не конечной цели. Психологи уверены, что необходимо поощрять ребенка видеть обучение как процесс становления, вместо того чтобы фиксировать его мысли на развитии интеллекта.

Если вы будете иметь это в виду, то вам понадобится всего лишь несколько правил, которые будут побуждать вашего ребенка развиваться. В свою очередь, это поможет вам вырастить умного малыша.

Реакция родителей на ребенка

Ваша реакция на своего ребенка в значительной степени определяет то, как вы оцениваете его диапазон опыта. К примеру, если вы показываете свое безразличие, это может сдерживать в вашем малыше желание приобретать новый опыт, заставит его осторожничать, тем самым ограничит его личные переживания. С другой стороны, если вы поощряете малыша, задаете ему открытые вопросы, это позволяет ребенку подумать о своих действиях и осознать, что происходит вокруг него. Если, к примеру, он плохо себя ведет, а затем пытается изменить свое поведение, заставьте его задуматься о том, как его действия влияют на окружающих людей, которые были рядом.

Умными можно назвать тех детей, которые получают возможность увидеть другую точку зрения и развить чувство осознания.

Ограничивайте количество правил

Подумайте о правилах, которые вы установили для своего ребенка. Действительно ли все они так необходимы? Исследования показывают, что количество правил, существующих в семье, негативно влияет на творческое развитие детей. Дети, которые соблюдают больше шести правил, показывают среднюю успеваемость в школе.

Дальнейшие исследования показали, что самые талантливые архитекторы в США в детстве разрабатывали собственные моральные правила, без каких либо ограничений со стороны родителей. Более того, они сами поощряли детей к такой модели поведения. Идея заключается в том, что ребенок развивает понимание того, что правильно, а что нет, из других источников, которые не имеют отношения к родителям. Это позволяет детям развиваться как творческим и интеллектуальным личностям.

Как автор исследования определяет творчество?

Личностные особенности творческой личности включают в себя широту ума, эстетическую чувствительность, самостоятельность в мыслях и действиях, стремление к новым вызовам и решениям, любопытство, самоутверждение, перфекционизм, самокритичность, самодостаточность, интуицию и эмпатию, эмоциональную чувствительность, воображение, амбиции и доминирование, самопринятие, уверенность в себе, принятие необычных взглядов.

Если ребенку приходится следовать множеству правил, это подавляет его творческий потенциал и общее развитие интеллекта. Если вы установите для малыша меньше правил, это даст ему больше времени исследовать собственные интересы. Конечно, детям нужны важные правила, но если вы ограничите их количество, это пойдет на пользу их долгосрочному интеллектуальному росту.

Позволяйте им скучать

Обычно скука рассматривается как негативное явление, ведь, в конце концов, вы должны стимулировать творчество своего ребенка при каждом удобном случае. Но на самом деле такое состояние не так уж и вредно. Скука стимулирует способность ребенка к мышлению. Это не только позволит ребенку обдумать другие точки зрения, но и даст пространство для ума, чтобы придумать и создать собственную деятельность. Поэтому не стоит искать ребенку занятие каждый раз, когда он заскучает, если, конечно, вы делаете достаточно, чтобы приспособить его к обучению. Скука сама по себе - это время, когда мозг может развиваться и становиться более творческим.

Пускай ваши дети видят, что вы делаете умные вещи

Дети перенимают привычки взрослых, особенно если это их родители. Обучение на примере поведения взрослого человека - это один из основных способов, с помощью которых ребенок формирует привычки и воспринимает окружающий мир. Если вам малыш видит, что вы занимаетесь каким-либо творчеством, либо же чтением или письмом, это заставит его подражать вам и становиться умнее в этом процессе.

Также очень важно, чтобы вы при детях говорили о достижениях, полученных в результате тяжелой работы.

Как уже упоминалось ранее, сосредоточив свое внимание на интеллектуальных достижениях, как ребенка, так и родителей, вы дадите им четкий сигнал, который будет создавать фиксированный образ мышления, что в долгосрочной перспективе может привести к тому, что ребенок всегда будет занимать оборонительную позицию. Вместо этого похвалите малыша за тяжелую работу и сосредоточьтесь на действиях, а не на конечном результате.

Позволяйте детям идти на риски и терпеть неудачи

Хотя у вас есть природная потребность защищать своих детей от любых ситуаций, которые могут их расстроить, вы должны позволять им рисковать и терпеть неудачи. Это позволит им усвоить основные жизненные навыки с раннего возраста. Если ребенок не испытывает неудач на ранних стадиях, у него может развиться низкая самооценка и разочарование. Страх, вероятно, одна из главных эмоций в нашей жизни, которая может помешать нам действовать. Если позволить своим детям испытывать неудачи в раннем детстве, то этот страх с возрастом будет уменьшаться.

Вы должны дать понять ребенку, что неудача на самом деле - это не плохая вещь, а хороший жизненный навык, который позволит ему принимать более взвешенные решения и извлекать собственные уроки. В конце концов, дети должны испытывать эмоции, и если вы будете защищать своего ребенка от них, он не сможет адаптироваться в мире взрослых.

Сделайте чтение и музыку частью жизни вашего ребенка

Вполне очевидно, что чтение развивает интеллект вашего ребенка. Однако книги не только позволяют ваши детям читать, но и развивают их аппетит к знаниям. Это позволяет их мозгу обрабатывать ситуации, создавая дальнейшую перспективу и искры фантазии, которые могут принести пользу во всех областях жизни. Их жажда знаний будет развиваться только при воздействии различных тем и идей, создавая связь с окружающим миром.

Музыка также имеет удивительное влияние на мозг ребенка. Многие исследования показывали, что если малыш слушает музыку, это не только повышает его внимание, мотивацию и навыки памяти, но и снижает стресс. Стресс может оказывать негативное влияние на то, как работает еще не сформировавшийся мозг ребенка. Скорее всего, вы не захотите такого влияния в такой решающий момент в процессе развития. Изучение игры на музыкальных инструментах также играет решающую роль, так как оно нацелено на пропорциональное мышление мозга и пространственно-временное рассуждение.

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

Узнайте, как развить интеллект ребенка во время прогулки, похода по магазинам или других повседневных дел.

Психологи утверждают, что интеллект на 49% обусловлен генетикой, а 51% – результат стимуляции. Таким образом, можно утверждать, что насколько грамотным вырастет ребенок, зависит от родителей. Важно не просто помогать в достижении лучших результатов, а вызывать в приобретении знаний и навыков энтузиазм.

Как воспитать умного ребенка? Задавайте открытые вопросы, на которые можно дать множество ответов, например – “Что произойдет, если по дороге в детский сад мы зайдем в магазин?”. Такие вопросы позволяют узнать, насколько широко мыслит малыш и отличный шанс использовать воображение и логику одновременно. Общаясь с дошкольником, используйте относительно сложную лексику. Возможно, изначально кроха не поймет значения всех выражений, но слова, используемые повторно в другом контексте, раскроют их смысл. Таким образом, можно воспитать умного и эрудированного человека.

Читайте книги

Вырастить умного ребенка помогут и печатные издания. Исследования неоднократно показывали, что доступ к книгам и время потраченное на чтение, являются предикторами школьного успеха. Чтение стимулирует мозг, налаживает нервные связи и строит общие знание о мире. Это основа обучения, позволяющая приобретать знания со всех полей, включая математику. Итак, давайте моделировать привычку чтения!

Читающие для удовольствия родители – заразное явление. Собирайте книги, размещайте их в разных местах дома. Говорите о том, что вы прочитали, это хороший способ расширить словарный запас и развить умение рассуждать, делать выводы.

Хвалите правильно

Трудно избежать поражения, если нам все время говорят, что мы лучшие. Дети, которые воспитываются как великолепные гении, после поступления в образовательное учреждение не могут смириться с неудачами и плохими оценками. Дети, получающие от родителей похвалу за конкретные решения проблем, обладают лучшей мотивацией к учебе, чем те, кого считают самыми одаренными.

Замечайте любопытство

Любопытство, к сожалению, c возрастом теряется, поэтому стимулируйте его в той области, которой ребенок больше всего интересуется, даже если это куклы-монстры. Покажите, чем увлекаетесь вы – игра в теннис, чтение или вышивание. Если вы привьете свои увлечения, то сможете наслаждаться ими вместе. Воспитать умного ребенка могут и другие родственники, если будут действовать также, чем шире круг общения со взрослыми – тем лучше.

Используйте любые возможности

Попытайтесь инициировать ситуации, где понадобится практика приобретенных навыков. Например, когда вы находитесь в магазине попросите ребенка взять из кошелька два рубля или показать знакомые буквы на упаковке. Независимо от того, каким умом обладает ваш сын или дочь, лучшее, что вы можете сделать, это участвовать в воспитании. Каким вы хотите видеть ребенка? Уверенным в себе, уважаемым, успешным? Слово “гениальным” врядли мы поставим в начало списка. Ваша задача – не просто воспитать умного ребенка, а помочь ему стать лучше, насколько это возможно.

Посещайте детский сад

Позвольте малышу посещать детский сад. Развитие ребенка, который хоть ненадолго остается без надзора родителей идет быстрее, он получает жизненноважные навыки, формируется логическое мышление и способность сочетать последствия с причиной. Благодаря обществу, он узнает, что дружба с другими требует взаимных компромиссов. Ранняя социальная подготовка благотворно сказывается на способности организации отношений в школе и на работе. Такой кроха успешно налаживает контакты и решает спорные ситуации, что нельзя недооценивать. Вы ярый противник садиков? Организуйте похожие условия у себя дома, где самостоятельность – главное правило.

Дополнительные занятия

Воспитать умного ребенка можно с помощью дополнительных занятий, творческих или спортивных, но при одном условии – будет соблюдаться мера. Танцы, каратэ, художественная гимнастика… Иногда, малыш загруженный большим количеством не получает от них удовольствия, даже если привлекательны. Отсутствие удовлетворения вызывает разочарование, что мешает обучению. Перегруженный воспитанник не справляется и появляется убежденность, что он хуже других и менее способный. Выберите творческую и спортивную деятельность – этого будет достаточно до старших классов.

Развитие через игру

Дошкольник пяти лет впервые знакомится с написанием букв и первыми математическими занятиями. Подобное обучение направлено на стимулирование мозга к выполнению более сложных операций мышления. Ребенок анализирует, логически мыслит и делает выводы. Как быстро дошкольник овладеет этими навыками, зависит от того, каким образом передаются знания. Дети лучше учатся через игру, а похвала и поддержка способствуют гармоничному запоминанию информации. Помните, кроха имеет право на забывчивость, регулярное повторение пройденного напомнит всю цепочку полученной информации.

Ученые утверждают, что современное поколение намного умнее своих прародителей. Научные исследования в разных странах показали, что с каждым годом происходят видимые улучшения в детском развитии. Хорошая новость! Но какие конкретные действия родителей могут поспособствовать тому, чтобы сделать ребенка умнее.

Как воспитать умного ребенка

1. Отвести ребенка в спортивную школу

Абсолютно все знают, что спорт- это хорошо для физического здоровья. Но знаете ли вы, что это полезно и для умственного развития? Например, после физических нагрузок способность запоминать информацию увеличивается на 20%. После занятий спортом дети быстрее запоминают слова, тем самым пополняют свой словарный запас. Это- то, что нужно для раннего развитияумного ребенка. Дети слышат новые слова, учатся строить предложения и общаются со своими сверстниками и взрослыми.

На самом деле, наличие хобби в жизни- очень важно, и необходимо привить эту мысль ребенку в раннем детстве. На первоначальном этапе, возможно это сделать, подав личный пример. Очень важно вовлекать детей в свое хобби, и это может быть что угодно: езда на велосипедах, кулинария, музыка, рисование. Не надо воспринимать это, как навязывание своих интересов детям. Наоборот, чем больше они попробуют, тем легче им будет выбрать свое хобби в будущем.

3. Поддерживать инициативу ребенка и хвалить их за то, что они не сдаются

Если ребенок выказывает интерес к чему-либо, необходимо поощрять это. Дети очень благодарно откликаются на поддержку, и если они видят, что взрослые поощряют их интересы, это заставит их прилагать усилий ещё больше. Важно хвалить детей не только за хороший результат, но и за то, что они стараются и не сдаются на пути к этому результату. Необходимо рассказать ребенку, что секрет успеха зачастую скрывается в настойчивости. В современном обществе только умные люди с широким спектром интересов и знаниями в разных областях смогут добиться успеха.

4. Давать детям спать

Польза сна для умственного развития неоспорима. Сон, питание и физическое развитие- это три фундаментальных условий для развития здорового и умного ребенка. На первый взгляд, нехватка сна может отразиться только на здоровье, но исследования доказали, что умственное развитие и психическое состояние ребенка напрямую зависят от достаточного времени сна. Если ребенок не досыпает, он не сможет воспринимать информацию, быть внимательным, концентрированным и активным.

5. Сделать всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым

Как не парадоксально это звучит, надо начать с себя. Надо стать счастливыми родителями, легче сказать, чем сделать, не так ли? Когда у вас много незаконченных дел, мозг занят мыслями о проблемах, очень сложно расслабиться и почувствовать себя счастливым.Но постарайтесь на время забыть об этом, и качественно провести время с ребенком, зная, что это позитивно повлияет на него. Исследования социально-эмоциональных факторов детского развития показали, что счастливые дети хотят учиться, они более любознательны и, соответственно, умнее.

6. Читать вместе с ребенком

Все родители читают книги маленьким детям, которые ещё не умеют этого делать сами. Очень важно не просто читать, но и вовлекать ребенка в этот процесс: показывать картинки, обсуждать героев и тому подобное. Но когда ребенок уже научился читать сам, мы прекращаем совместное чтение. И зря! Давайте вспомним, как в прошлые времена семьи собирались в гостиных и читали книги вслух. Совместное чтение - это, во-первых, развитие воображения, что необходимо для воспитания умного ребенка, во-вторых, это общение в кругу семьи, а в-третьих, это приобщение к культуре.

Представляя жизнь своих детей, все родители хотят, чтобы они были здоровыми, счастливыми и умными. При этом, зачастую родители действуют интуитивно, методом проб и ошибок. Но лучше не экспериментировать на своих детях и прислушаться к советам, как вырастить умного ребенка!

В этой статье вы найдете несколько практических рекомендаций о том, как воспитать сообразительного ребенка.

Ниже представлены самые популярные советы для родителей по воспитанию детей о том, как вырастить сообразительного ребенка и стимулировать его умственное развитие.

Как вырастить умного ребенка?

  1. Дайте вашему ребенку ранний старт – согласно исследованиям, ребенка необходимо начинать развивать с колыбельной. Исследователи рекомендуют следующими действиями поддерживать его ранее развитие: максимизировать чувства любви и минимизировать стресс, разговаривать, петь и много жестикулировать, использовать числовые игры и рифмы, подталкивать к всестороннему анализу предметов и событий.
  2. – начинайте читать ему даже тогда, когда он еще не понимает слов. Это позволяет сделать первые шаги в развитии языкового навыка. У детей, которым читали в раннем детстве, очень развита любовь к чтению, они имеют лучшую успеваемость в школе, а также успешны во взрослой жизни. Чтение книг — это одна их самых эффективных возможностей сделать ребенка умнее.
  3. Разговаривайте с ребенком – это развивает и делает сильнее его языковые навыки. Слушайте ребенка, когда он вам что-нибудь говорит. Это укрепляет его желание общаться и развивает пластичность языка.
  4. Взаимодействуйте с вашим ребенком, играйте с ним и покажите ему свою любовь. Ученые заметили, что ребенок, которого не обнимали, с которым не играли и не любили имеет замедленный рост мозга. Они также заметили, что дети, которые не получали внимания и поддержки во время взросление, становились депрессивными. Многие исследование показали, что любовь, объятия, общение и игры с вашим ребенок оказывают сильное воздействие на развитие его умственных способностей. Любовная связь соединяет вас и вашего ребенка. Вы один на один взаимодействуете с ним, закладывая фундамент для наиболее высоких умственных способностей.
  5. Вырастите своего ребенка читающим человеком – любовь к чтению имеет очень много преимуществ. Это одно из самых важнейших качеств, которое вы можете развить в ребенке. Чтение развивает стремление к знаниям. Чем больше ребенок узнает читая, тем больше он хочет знать. Благодаря тому, что ваш ребенок станет читателем в раннем возрасте, он будет хорошо подготовлен к трудностям математики, естественным наукам, истории, машиностроении, политическим наукам и другим знаниям, которые просто необходимы для полноценной жизни.
  6. Позвольте вашему ребенку играть – когда он играет, он формирует фундамент для его умственных, социальных, физических и эмоциональных навыков. Когда он играет с другими детьми он учится комбинировать свои идеи, впечатления и чувства с опытом и решениями других детей.
  7. Поощряйте желание вашего ребенка тренироваться – физические упражнения не только делают его сильным, но и умным. Тренировки повышают приток крови к мозгу и строят новые мозговые клетки.
  8. Сделайте музыку частью жизни вашего ребенка – Ученые установили, что прослушивание музыки может улучшить память, внимание, мотивацию и обучение. Она также может снизить стресс, который разрушает мозг вашего ребенка. Обучая ребенка игре на музыкальных инструментах, вы развиваете его способность к абстрактному временному мышлению, что помогает заложить фундамент для .
  9. Позвольте ребенку смотреть на то, что вы делаете. Дети учатся, моделируя поведение взрослого. Если он будет видеть, что вы читаете книги, пишете, музицируете или создаете креативные вещи, он будет повторять то же самое и будет становиться умнее.
  10. Ограничьте вашего ребенка в . Он не должен смотреть телевизор до 2х лет. Разрешая ему слишком много смотреть телевизор, вы тем самым отдаляете его от активности, которая очень важна для развития головного мозга и включает в себя игры, общение и чтение книг.
  11. Позвольте вашему ребенку играть в развивающие компьютерные игры – некоторые компьютерные игры учат письму, математике, музыке, акустике и многим другим дисциплинам. Это также развивает его зрительно-моторную координацию и подготавливает его к современным технологиям. Очень важно, что он учится через игру. Обучение и развлечение, получаемые в одно и то же время, является наиболее эффективным путем развития ребенка.
  12. Позвольте вашему ребенку скучать. Да, именно скучать. Исследования доказали, что это вполне нормально, если ребенок скучает. Учиться скучать – это часть подготовки ребенка ко взрослой жизни. Ребенок должен учиться получать удовольствие от тишины вместо того, чтобы стремиться заполнить весь день различной деятельностью.
  13. Позвольте вашему ребенку идти на риск и совершать ошибки – Дети, которые никогда не рисковали и не имели печального опыта, например как падение с велосипеда или проигрыш в соревновании, могут развить низкую самооценку и фобии. Это не позволяет им развить креативность и познавание самого себя. Кроме того, не бегите на помощь ребенку сломя голову. Позвольте ему решить проблемы самостоятельно, таким образом он будет учиться на своих ошибках и опыте.
  14. Правильно кормите своего ребенка – для того, чтобы ребенок рос умным, очень важно кормить его правильной и полезной пищей. Даже когда вы еще беременны, ребенок должен получать питательные вещества. Для детей, как и для взрослых, необходима пища богатая белком, например яйца, рыба, мясо, чтобы развивать его внимание, активность и умственную деятельность. Углеводы обеспечивают организм энергией, которую ребенок может потратить на развитие. Также необходимо наполнить рацион ребенка злаками и фруктами. Кроме того, важны витамины и минералы. Быстрые углеводы и сахар имеют негативное влияние на концентрацию внимания и активность ребенка.
  15. Убедитесь, что ваш ребенок достаточно спит. Множество исследований показали связь между сном и оценками. Если ребенок спит не достаточно, то это может вызвать постоянные проблемы в будущем.
  16. Помогайте вашему ребенку развивать твердость характера. Выдержка – это свойство характера достигать долгосрочных целей с помощью тяжелой работы, настойчивости и упорства.
  17. Похвалите вашего ребенка за проделанную работу. Хвалите его каждый раз за усилия, которые он приложил, чтобы добиться успеха. Хвалите вашего ребенка за желание быть умнее, и это поможет ему не испытывать уныния от того, что он выполняет слишком много трудных задач и не подставит под сомнение в целом стремление к развитию. Кроме того, лучше всего периодически хвалить ребенка, чтобы он сам стремился преодолевать препятствия, а не работал ради вознаграждения.
  18. Предоставляйте ребенку возможность развивать мышление. По словам исследователей, дети должны видеть возможность развиваться, чтобы становиться лучше в любой сфере. Когда ребенок ошибается, он должен понять, что это не конец, а только новая возможность для роста.
  19. Не опекайте ребенка — если вы хотите, чтобы он был лидером, не доставайте его своей опекой. Кроме того, дайте ему какую нибудь задачу, которая требует терпения, таким образом он учится справляться с определенным дисциплинами.
  20. Используйте «подкуп», как один из инструментом родителя. Эксперты утверждают что, чтобы замотивировать ребенка, можно платить ему за хорошие оценки или помощь по дому. Вы также можете спросить, что ребенок предпочитает получить в качестве поощрительной единицы. Чаще всего это не деньги, а например, время игры в приставку. Но при этом подкуп не должен быть средством, чтобы управлять ребенком или наказывать его.
  21. Разрешите вашему ребенку иметь больше свободных планов, чем следовать определенному графику. Согласно исследованиям, дети, которые не имеют графиков и четко структурированного режима работы, показывают более высокие уровни организации. Организация помогает во всех видах повседневной деятельности, в том числе способствует гибкому переключению между задачами, вместо того, чтобы зависнуть на одной.
  22. Не управляйте каждым шагом ребенка, не контролируйте его постоянно. Дайте ему возможность открывать для себя вещи, которые будут развивать его креативное и творческое мышление.
  23. Вовлеките вашего ребенка в работу на кухне. Здесь можно не только учить его готовить, но и усиливать математические и моторные навыки.
  24. Исследователи полагают, что если в доме работа разделена поровну, то есть отцы также участвуют в еженедельной уборке или ежедневной готовке, дочери лучше реализуют себя в различных сферах деятельности, чем в тех семьях, где всю «женскую работу» выполняют только женщины.

Мы желаем вам успехов в воспитании детей, друзья! Если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях! До встречи!