О влиянии компьютерных игр на психику человека. Дети дошкольного возраста и компьютерные игры

Сегодня мы поговорим про влияние компьютерных игр на детей. От многих родителей сегодня нередко услышишь жалобы: «Мой целыми днями сиднем сидит за компьютером, краном не вытащишь!»

Или: «И что он нашёл в этих игрушках? Лучше бы столько энергии учёбе отдавал». Другие папы и мамы, наоборот, только рады подобному увлечению ребёнка: «По крайней мере, по улицам не болтается, всяко лучше, чем алкоголь или, не дай бог, наркотики!»

В третьих семьях к компьютерным «заморочкам» чада вообще относятся со спокойствием мамонта: мол, перебесится и вернётся к нормальной жизни. Так кто же всё-таки прав? Вот и давайте вместе попробуем разобраться.

А спорим, не подерётесь?

Лариса, 36 лет, врач

Компьютерные игры - это зло! Честное слово, если бы я была глубоко верующая, то сказала бы на полном серьёзе, что эту мерзость принёс в наш мир дьявол. Мало нам реальных войн и всяких там локальных конфликтов, теперь ещё и виртуальные появились! Сами вдумайтесь, каково это звучит для матери, когда ребёнок за ужином с набитым ртом хвастается: «Мам, я сегодня та-а-акую кучу упырей замочил, самому приятно!» Лично меня от подобных заявлений просто в дрожь бросает. Кто после этих «стрелялок» из моего сына может вырасти - новый Чикатило? Бен Ладан? Нет уж, увольте!

Дмитрий, 42 года, журналист

Многие почему-то считают, что компьютерные игры, те же шутеры и экшены («пулялки» - для тех, кто не в курсе), делают наших детей излишне агрессивными. А по-моему, так совсем наоборот. Убил несколько врагов, сбросил напряжение - и настроение восстановилось. Не напрасно в Японии когда-то изобрели способ снимать стресс - избивать куклу своего начальника. Или, например, вот что говорит Стивен Кинг, знаменитый «король ужасов»: мол, обижусь на очередной отзыв критиков, приду домой, оприходую на мониторе пару старушек -
и жизнь снова становится прекрасной!

Шутка, конечно, но в каждой шутке, как известно, есть доля истины. Так что, на мой взгляд, оплёванные всеми «стрелялки» способствуют, кроме всего прочего, умиротворению нервной системы. В определённых ситуациях, конечно.

Станислав, 37 лет, менеджер

Говорить, что компьютерные игры мостят дорогу в ад - явное преувеличение. Здесь следует учитывать три момента. Во-первых, многое зависит от родителей. Почему бы не отслеживать то, во что играют ваши сын или дочь? Вы ведь не позволяете им смотреть порнофильмы на видео? Вот и тут нужен контроль. Во-вторых, немаловажную роль играет характер и тип темперамента ребёнка. Флегматику - одно, холерику - другое.

В общем, каждому своё, как говорится. И в-третьих, компьютерные игры ведь не состоят из одних шутеров. Существует множество логических игр. Да и те же Квесты, «бродилки» могут принести немалую пользу, развивая как логическое, так и в некотором роде пространственное мышление. Так что я только за.

Алексей, 31 год, автослесарь

Не понимаю я своего сына. Целыми днями перед монитором просиживает. И ладно бы делом занимался - в Интернете ведь сейчас не только полезную информацию искать, но и реальные деньги зарабатывать можно. А у парня только одни игры на уме. Объяснял я ему, объяснял, что, сколько монстров из винтовки ни убивай, чемпионом по пулевой стрельбе всё равно не станешь. И с мордобоем та же история: на мониторе хоть сотню бойцов зараз положи, в тёмном переулке тебя и полудохлый наркоман ограбит - если вместо занятий спортом будешь целыми днями в экран пялиться. Ноль внимания!

Правда, какая-то польза от дурацкого ящика недавно всё же образовалась: пацан железом заинтересовался. Копается в этом своём системном блоке, детальки меняет, а то и чистит что-то. Но ведь, собственно, к компьютерным играм это никакого отношения не имеет…

Жанна, 37 лет, педагог

Как и во всякой ситуации, есть тут свои минусы и плюсы. Развивают мышление? Да. Портят зрение? Несомненно - при несоблюдении элементарных правил работы за монитором. Развивают реакцию? Чепуха полная! Да, мышку быстро двигать ты, несомненно, научишься, ну и что? Настоящую реакцию развивают не игры, а нормальные физические тренировки, те же занятия восточными единоборствами, кстати.

Думается, всё дело тут в том, как минусы обратить в плюсы. И это уже задача родителей. Я, например, заметив, что сына в играх больше всего привлекает качество и неординарность графики, отдала его на курсы компьютерного дизайна. Теперь он мечтает, когда вырастет, сам компьютерные игры разрабатывать. И, думаю, в этом нет ничего плохого.

Мнение психологов о компьютерных играх

В общем, всё как обычно: сколько людей, столько и мнений. Впрочем, по большому счёту тут мнения родителей разделились строго на две позиции: за и против. Что самое интересное, среди психологов тоже нет однозначного ответа на вопрос: вредны в конце концов компьютерные игры или всё же приносят определённую пользу? А потому приведём, на наш взгляд, одно из самых демократичных мнений.

Как считают некоторые детские психологи, компьютерные игры вполне могут выполнять обучающую функцию - но не все, а лишь некоторые из них. «Правильные» игры разработаны таким образом, чтобы ребёнок мог представить себе не одну конкретную ситуацию, но и автоматически составил себе обобщённое представление обо всех похожих ситуациях или предметах. То есть у детёныша будут развиваться такие важные составляющие логического мышления, как обобщение и классификация.

Кроме того, компьютерные игры облегчают процесс обучения счёту или чтению «про себя». Улучшаются память и внимание ребёнка, развиваются интеллект и моторика. Обучающие компьютерные игры для детей от 3 до 15 лет (или старше) весьма полезны при изучении иностранных языков и математики. И, как ни странно это звучит, игры-симуляторы (например, ты в роли пилота самолёта) могут помочь при освоении определённых навыков. Например, таких, как вождение автомобиля.

Впрочем, как это постоянно бывает, всегда есть «НО». И здесь оно довольно простое: ни в коем случае нельзя забывать об определённых нормах. Специалисты не без веских оснований считают, что длительное общение с компьютером отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье детей. А потому нужно соблюдать элементарные правила, которые если и не защитят ребёнка полностью, то хотя бы сведут к минимуму отрицательное воздействие компьютера.

Итак…

  1. Родителям стоит следить за содержанием игр ребёнка. Любое насилие и жестокость, конечно, следует исключать.
  2. Ни в коем случае не экономьте на покупке хорошего монитора. Сейчас самое лучшее - это качественный жидкокристаллический монитор.
  3. Правильно организуйте рабочее место. Ребёнок должен сидеть на стуле со спинкой не ближе, чем 60- 70 см от дисплея. В помещении полезны комнатные растения, постоянное проветривание, ионизатор и увлажнитель воздуха.

Ну и само собой, ограничение по времени. Малыша до пяти лет к компьютеру лучше не пускать вообще. До семилетнего возраста ребёнок не должен проводить у монитора более получаса в день. С 7 до 12 лет - не больше часа ежедневно. А с 12 до 16 - не дольше двух часов. Занятия за компьютером настоятельно рекомендуют чередовать с физическими занятиями и специальными упражнениями для глаз.

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться. Как же определить, где та грань между здоровым интересом и зависимостью от гаджетов. Понять это несложно, понаблюдав за поведением ребенка и ответив на такие вопросы.

  • Сколько по времени ребенок играет в компьютерные игры? Если больше часа в день – стоит задуматься.
  • Может ли ребенок занять себя игрой без компьютера или планшета?
  • Насколько легко можно отвлечь ребенка от компьютера, позвав его кушать, играть или спать?
  • Любит ли ребенок рисовать на бумаге, читать книги или слушать мамино чтение либо же всему этому предпочитает компьютер?
  • Может ли ребенок провести один или несколько дней, ни разу не заглянув в компьютер?

Исходя из честных ответов на эти вопросы, каждый родитель может понять, насколько влияние компьютерных игр на детей сильно в их случае.

Причины возникновения зависимости от гаджетов

Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.

Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие.

  • Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.
  • Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.
  • Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.
  • Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

Как извлечь пользу из компьютерных игр?

А разве может быть польза? Оказывается, да! Не стоит думать, что влияние компьютерных игр на человека исключительно негативное. Отнюдь, правильно дозированное время и грамотно подобранные игры помогут ребенку тренировать память, развивать моторику и внимание, закреплять новые знания, учиться навыкам общения и т.д. Любому родителю под силу превратить гаджет в помощника и друга для ребенка и свести к минимуму негативное воздействие.

Среди изобилия детских игр можно выбрать те, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка.

  • Около 2-х лет можно учиться пользоваться компьютерной мышкой, что поспособствует развитию моторики. В этом же возрасте будут полезны игры на различие цветов и форм, на простые действия в одно нажатие (к примеру, собрать разбросанные по полянке яблочки, грибочки).
  • В 3 года полезными будут несложные развивающие игры, в которых нужно находить и перетаскивать предметы.
  • К 4-м годам можно познакомить ребенка с игрой, в которой главный герой ходит в поисках различных вещей, клада и выполняет элементарные задания.
  • В 6 лет малышу понравятся графические и фоторедакторы для детей, в которых можно рисовать, создавать открытки к праздникам. Кроме того, полезными будут приложения, в которых можно что-то строить и моделировать.

Не забывайте, что дети во всем берут пример с родителей, поэтому, чтобы заинтересовать ребенка полезной игрой, нужно играть в нее вместе с ним. Кроме того, не стоит на глазах у малыша играть в игры, увлечение которыми не принесет ему никакой пользы.

Как предотвратить появление компьютерной зависимости?

Как только ребенок начинает проявлять интерес к компьютеру, планшету или смартфону, родителям нужно устанавливать четкие правила, постоянное соблюдение которых позволит сформировать у ребенка адекватное понимание о пользовании гаджетами.

  • В первую очередь закрепите в сознании ребенка, что пользоваться всей техникой нужно только с разрешения родителей, будь то телевизор, компьютер или планшет.
  • В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом. Это должно стать правилом, которое не обсуждается.
  • Лучше всего купить ребенку специальный детский планшет или ноутбук, в котором установлены необходимые игры по возрасту и нет ничего лишнего.
  • Для альтернативы гаджету у ребенка должно быть необходимое количество других игрушек, книг, наборов для творчества и для активных игр.
  • Если ребенок мало интересуется чем-то, кроме компьютера, не переставайте предлагать ему новые и новые совместные игры и развлечения. Рано или поздно вы подберете ему игру по вкусу.

Как влияют жестокие игры на ребенка?

Этот один из наиболее актуальных вопросов волнует многих родителей. Влияние компьютерных игр на подростков, которые зачастую играют в очень злые и жестокие «стрелялки», еще до конца не изучено.

Считается, что опасность представляют не столько сами приложения, сколько стирание граней между виртуальностью и реальным миром, когда ребенок начинает проявлять жестокость вне экрана компьютера. Но прежде всего, не стоит забывать, что большую роль в формировании характера ребенка играет окружающая среда и атмосфера семьи, в которой он растет.

Любимые игрушки современных детей давно уже ушли от лошадок и пупсиков, даже куклы Барби и роботы-трансформеры потеряли свою былую привлекательность. Сегодня самой желанной игрой стали компьютеры. Ведь с их помощью открывается целый мир - увлекательные путешествия, "стрелялки", приключенческие "бродилки", головоломки. И не видно конца и края компьютерным играм, способным заменить всех оловянных солдатиков, кукол и плюшевых зверюшек вместе взятых.

Почему дети так любят игры на компьютере? Компьютерные игры позволяют ребенку испытать весь спектр эмоций: от восторга, счастья и радости до раздражения, страха, агрессии.

Но чрезмерное увлечение компьютерными играми может перерасти в серьезную зависимость. Виртуальный мир может с легкостью заменить реальность, в которой есть школа, уроки, суп с вареным луком и еще множество скучных и нелюбимых ребенком вещей.

Многие считают, что неконтролируемое увлечение виртуальными играми вызвано скорее ленью и тягой к развлечениям, чем серьезными психологическими проблемами. Но это не совсем верно!

Какого же влияние компьютерных игр на ребенка?

Компьютерная зависимость - вещь серьезная, она ведет к нарушениям психики и здоровья ребенка.

Компьютерная зависимость по праву сравнивается с наркотической, поскольку признаки и действие их во многом схожи. В обоих случаях - это попытка "выключиться" из реальности и искусственным образом получить эмоциональную "дозу".

При компьютерной зависимости в первую очередь страдает детская психика. Ребенок отучается самостоятельно развлекаться и уже не мыслит жизни без "железа", все его действия направлены на усовершенствование компьютера, поиск новых игр, достижение лучших результатов в компьютерной реальности. Он забрасывает друзей, учебу, прежние увлечения и становится добровольным заложником виртуального мира.

Зачастую родители, пытаясь отучить свое чадо от долгого сидения перед монитором, запрещают ребенку играть в компьютер, прячут клавиатуру и отбирают диски с играми. При таком раскладе ребенок идет в компьютерный клуб, где он с лихвой получает желаемое, но уже за деньги. Поскольку очередная "доза" игр стоит немалых средств, то, потратив карманные деньги, полученные от родителей, дети могут решиться на кражу или вымогательство.

Ко всему прочему, большинство компьютерных игр построено на агрессии, насилии и убийствах, что деструктивно влияет на детскую психику.

От длительного пребывания перед компьютером портятся зрение и осанка. Если ребенок много сидит за компьютером, то из-за малоподвижного образа жизни возникают вегетативные нарушения, сколиоз, мышечная слабость и т.д.


Признаки компьютерной зависимости:

Ваш ребенок, играя в компьютер, испытывает радость, эйфорию, но когда он вынужден заняться другими делами, выказывает неудовольствие, раздражение и даже агрессию .

Не может остановиться, находясь в игре, и стремится продолжать ее как можно дольше.

Частично или полностью теряет интерес к другим занятиям (играм со сверстниками, учебе, домашним делам, прогулкам и т.д.).

Увеличивает число времени, проводимого за компьютером.

Угрожает, шантажирует родителей в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

Как можно раньше привейте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

Не стоит совсем запрещать играть в компьютерные игры - подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участие в детском представлении, многочисленные кружки, походы в театры, музеи).

Ребенок должен иметь возможность самовыражаться, сообщать о своих эмоциях без угрозы быть наказанным или получить неодобрительную оценку и у него должна быть возможность удовлетворять потребность в

Родителям важно знать, чем именно занимается ребёнок за компьютером и в какие игры он играет.

За многие годы психологической практики я постоянно сталкиваюсь с тем, что родители очень часто не знают, в какие именно игры играет ребёнок, что он скачивает, в чём состоит суть игры и как в неё играть (это касается детей старшего дошкольного и школьного возраста).

С младшими дошкольниками дела обстоят лучше, т.к. самостоятельно ребёнок, как правило, скачивать игры не может и это для него делают родители. В этом случае родители читают описание игры и понимают её содержание и в чём там смысл.

В той статье я расскажу родителям о том, какой тип компьютерных игр самым негативным образом влияет на неокрепшую психику ребёнка. Это нужно обязательно знать, т.к. поможет под другим углом посмотреть на то, во что играет ребёнок (если играет) и на то, от каких именно игр ребёнка нужно держать как можно дальше.

Если ребёнок уже школьник и серьёзно увлечён именно такими играми, нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнок в эти игры не играл.

Ролевые компьютерные игры.

Итак, все компьютерные игры можно разделить на ролевые и не ролевые . Это разделение имеет для нас очень важное значение, поскольку механизм образования психологической зависимости у ребёнка от ролевых компьютерных игр существенно отличается от механизма образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий ребёнок принимает на себя роль компьютерного персонажа. Игра разработана таким образом, что обязывает играющего ребёнка выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.

В жанровой классификации эти компьютерные игры называются сокращённо «RPG» — Role Playing Game и переводятся как «Игра с ролевым вхождением».

Почему так важно выделить именно ролевые компьютерные игры из всего многообразия игр? Потому что именно при игре в ролевые компьютерные игры происходит очень глубокий и тотальный процесс «вхождения» ребёнка в игру. Можно наблюдать буквально психологическое «слияние» ребёнка с компьютером. В крайне тяжёлых случаях можно даже наблюдать у ребёнка утерю своей индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем.

Дети иногда в воображении продолжают как-будто действовать исходя из личности компьютерного героя, находясь в реальных жизненных ситуациях. Об этом они вам не расскажут, но это, к сожалению, происходит довольно часто.

Психологическая зависимость у ребенка.

Ролевые компьютерные игры порождают у ребёнка качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели не ролевые компьютерные игры или любые другие занятия за компьютером.

Конечно, компьютерная зависимость может возникать у ребёнка и от не ролевых компьютерных игр, а также, конечно, от Интернета. Но всё же зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной и самой сильной по степени своего влияния на личность играющего ребёнка.

Итак, родителям важно понимать, что зависимость от ролевых компьютерных игр обгоняет другие виды компьютерной зависимости по своей силе, по степени привязанности к компьютеру, по глубине влияния на психику ребёнка, а так же по скорости образования этой зависимости.

Таким образом, именно ролевые компьютерные игры представляют для любого ребёнка наибольшую угрозу возникновения психологической зависимости.

Я расскажу вам более подробно именно о ролевых компьютерных играх, какие они бывают и почему у ребёнка так быстро формируется от них компьютерная зависимость.

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И, пожалуйста, нажмите социальные кнопки внизу, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!

Мне часто задают вопрос о том, как сетевые развлечения, длительный просмотр телевизора и компьютерные игры влияют на мозг ребенка. Тема очень актуальная и сложная, поэтому я постаралась дать развернутый ответ. Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры?

Видео игры были впервые предложены рынку потребителей в 1972 году. На сегодняшний день индустрия компьютерных и видеоигр только в США превышает 19 млрд. долларов в год.

Современный ребенок до 21 года в среднем за свою жизнь накапливает 10,000 игровых часов.

Это примерно столько же времени, сколько дети проводят в средней и старшей школе при условии идеальной посещаемости. Это равноценно работе на полную занятость более 40 часов в неделю.

Согласно концепции нейропластичности , подтвержденной учеными-нейрофизиологами в середине XX века, мозг формируется под воздействием любого опыта и часто повторяемых видов деятельности.

По мнению Дениела Сигела , профессора психиатрии медицинской школы Univesity of California, всемирно известного специалиста в области детской, подростковой и взрослой психоневрологии, (автора бестселлера «Воспитание с умом: 12 революционных стратегий развития мозга вашего ребенка»),

все, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг.

Существует обширное поле научных данных о нейропластичности, поддерживающие ту точку зрения, что родители могут напрямую формировать мозг своего ребенка в процессе его роста и развития, предлагая соответствующий опыт переживаний. Например,

время, проведенное за экраном - компьютерными играми, телевизором и в социальных сетях - заставит мозг «монтироваться» определенным образом .

Развивающие занятия, спорт и музыка обеспечат другую схему «монтирования». Время, проведенное в кругу семьи, с друзьями, в изучении человеческих отношений в процессе личного (а не виртуального) общения, также будет формировать мозг особым образом.

Все, что происходит с нами, воздействует на наш мозг. Этот процесс «монтажа и перемонтажа» и является сутью «гармоничного развития» ребенка:

необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга.

Когда эти отделы работают согласованно, они создают и укрепляют соединительное волокно, связывающее различные отделы мозга. В результате между ними возникают более прочные связи, и они могут еще более гармонично работать вместе.

Суть «воспитания с умом» заключается в том, чтобы помочь мозгу ребенка гармонично развиваться в соответствии с его возрастными потребностями

и стать более интегрированным, чтобы дети могли использовать свои умственные и психологические ресурсы на полную мощность.

Предлагаю посмотреть на влияние видеоигр сквозь призму нейропластичности, то есть тех навыков, умений и качеств, которые мы можем развить в ребенке при помощи технологий.

Существует 7 типов компьютерных игр:

1. Игры-стрелялки

Цель игры - убить или покалечить как можно больше живых существ. Тренируется быстрота реакции, но на смысловом уровне нивелируется ценность жизни. Примеры влияния такого рода игр на психику ребенка - массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году в Колорадо.

2. Игры-стратегии

Из положительных эффектов - такие игры воздействуют на зоны мозга, связанные с логическим мышлением и планированием событий. Из отрицательных - часто построены на принципах войны, захвата и рабства.

3. Спортивные игры, гонки

В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Может казаться, что эти видеоигры могут улучшать навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды.

Например, если вы играете в игру «бой самолетов», то вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы вас не убили. Этот навык может быть ценным для конкретной видеоигры, но он совершенно бесполезен в учебной деятельности и на работе (исследования Christakis 2004; Landhuis 2007) .

Если говорить о координации и моторных навыках, которые важны для летчиков и профессиональных гонщиков, то важно помнить, что только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор - мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры.

4. Игры-развлекалки

Это, к примеру, всем известный кот, который копирует голос, или Angry Birds. Простые убийцы времени, не развивающие ровным счетом никаких навыков, но формирующие зависимость ребенка от гаджета с помощью регулярного «вброса» в мозг нейромедиатора дофамина. Подробнее об этом нижe.

5. Игры-бродилки

Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.

Эти игры занимают мозг ребенка и не приносят никакого полезного опыта для реальной жизни.

Отдельно хочу добавить несколько слов о супер-популярной среди современных детей игре-бродилке Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.

Когда мой 9-летний сын год назад радостно сообщил мне, что они на школьной площадке во время обязательной прогулки играют в «Mine Craft в реальности», я чуть не потеряла дар речи. Воистину детская находчивость и креативность не знает границ!

Игра Mine Craft настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества»

Создается ощущение, что игра развивает креативность и растит целое поколение юных мега-архитекторов. Это заблуждение .

Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве (языком нейропсихологии - соматогнозиса).

Многие сегодняшние 8-летние игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке.

Проблема в том, что чтение, счет и письмо, которым учат в школе, напрямую связаны с соматогнозисом.

По мере того, как наше поколение во время каникул и после школы безвылазно играло во дворе в мяч, резинку, жмурки, лазило по деревьям и шаловливо воровало яблоки во фруктовых садах, в нашей префронтальной коре развивалась основа эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про «юных архитекторов MineCraft».

Родителям важно знать, что в раннем детстве мозг развивается через координацию движений тела .

По законам нейропсихологии, слишком раннее овладение навыками более высокого порядка, такими как чтение, письмо и счет, может тормозить развитие мышления и эмоционально-волевой регуляции, в результате нивелируя сомнительные плоды «раннего развития» . У каждого возраста и стадии развития свои биологические и психологические потребности, всему свое время!

6. Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр . Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка.

Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. То есть

при регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого .

Иначе под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку ровным счетом никакой пользы.

7. Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении

Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».

Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).

С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.

В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления .

Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма , который он потом в любое время может при необходимости «включить».

С помощью температурных датчиков, которые устанавливаются на кончики пальцев, можно даже обучить человека, страдающего вегетососудистой дистонией, силой мысли поднимать температуру в конечностях и самостоятельно греться.

Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие - способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста - врача или психолога.

Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.

Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник» ), связанный с незавершенным гештальтом.

1. Дофамин

Который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра.

Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения - получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья - скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь.

С притоком дофамина этот новый объект желания кажется критически необходимым, чтобы выжить .

Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло.

Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость.

Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем .

В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина: дофаминовая лихорадка сопутствует как игровой, так и наркотической зависимостям. Ребенок не может предсказать, когда получит баллы или перейдет на другой уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а он прилипаете к стулу. В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок слишком много не играет, но он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

2. Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней - во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия - направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт - целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт - это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог