Признаки нервных срывов у подростков. Какие симптомы помогут распознать депрессию у детей и подростков

Обычный плач с точки зрения психологов и врачей – это нормальное, естественное явление. Однако все должно быть в меру. Если возникает без причины, то это странно. Когда такое повторяется не раз, стоит обратиться за квалифицированной помощью к специалисту. Иногда слезы сигнализируют о серьезных проблемах или сбоях в организме, которые не пройдут самостоятельно без должного медикаментозного лечения.

Причины постоянного плача

Первое, на что следует обратить внимание при бесконтрольном плаче – это эмоциональное состояние. Проблемы с нервной системой приводят к неожиданным эмоциям, например, при поздравлении невесты человек может начать плакать. Слезы могут быть настолько сильными, что плач будет напоминать истерику.

Основная причина такого состояния – чрезмерная усталость. Мозговые клетки привыкают работать без перерыва, из-за чего происходят сбои в работе головного мозга. Организм истощается, на это и указывает постоянный плач. Дополнительными симптомами усталости являются:

  • раздражительность
  • невнимательность
  • вспышки гнева
  • бесконтрольная агрессия

Важно вовремя ложиться спать и периодически брать отпуск, особенно это касается молодых людей. Кажется, что молодость позволяет выдержать любые нагрузки, но это мнение ошибочно. Беречь себя нужно в любом возрасте.

Следующая причина – темперамент человека. Биологи разделили темперамент на четыре классификации:

  • сангвиник
  • меланхолик
  • холерик
  • флегматик

Темперамент влияет на восприятие человека и его реакцию на различные жизненные ситуации.

Меланхолики – депрессивные люди, склонны к плаксивости более остальных. На это еще дополнительно влияет предрасположенность, наследственность и воспитание.

Третья причина – гормональное состояние, это больше касается женского населения. и климакса женщины расположены к плохому самочувствию, раздражительности, перепаду настроения и чрезмерной плаксивости. Во время климакса перестают вырабатываться те гормоны, за которые отвечала здоровая яйцеклетка. Теперь организм готовится к старению, начинают активно поступать в кровь другие гормоны, которые служат провокаторами глубокой эйфории и депрессии.

Читайте также:

Симптоматическая фокальная эпилепсия: основные способы терапии

Гормоны меняются и в период беременности, организм сосредоточен на развитии детского организма. Женщина становится ранимой, что вызывает слезы.

Причиной может быть повреждение головного мозга. Медики объясняют плаксивость изменениями мозговой деятельности.

Это основные причины. Что происходит с организмом лично в Вашем случае, скажет только лечащий врач.

Физиологические причины

Слезоточивость может быть и нормальным состоянием. Это объясняется физиологией человека. Организм на восемьдесят процентов состоит из воды. Когда в этом есть потребность, происходит слезоотделение , даже если этому не содействовала негативная ситуация: обида, радость, смерть близкого или боль.

Веки – это «занавески» глаз, они выполняют защитную функцию и позволяют глазам оставаться влажными, не допуская высушивания сетчатки и роговицы.

Происходит процесс настолько быстро, что человек повлиять на сдерживание слез не может. При моргании глаза покрываются жидкостью, происходят глазные выделения в виде капель. В медицине это называется автоматические слезы.

Физиология у всех разная, у некоторых из-за структуры век слезоточивость может быть повышенная.

Вирус плача

Существует такое явление как «вирус плача» или «вирус тоски». Человек находится в нормальном эмоциональном состоянии, но при этом неожиданно может начать рыдать.

Скорее всего, этот вирус вызван давним депрессивным и психологическим потрясением. Причинами могут послужить:

  • длительные проблемы в семье или на работе, из-за которых человек находится в напряжении несколько недель или месяцев
  • не сложившаяся личная жизнь
  • отклонения в психике и здоровье человека
  • зависимость от погоды, осень и весна часто вызывают депрессию у расположенных к этому людей

Важно сделать перемены в жизни: сменить работу, поехать в другой город на курорт, заняться любимым видом спорта. Главная цель – наполнить обыденность радостными, новыми событиями.

Как контролировать эмоции

Чтобы нормализовать эмоциональное состояние, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Научиться контролировать эмоции.
  2. Пить нужное количество воды (полтора-два литра в сутки).
  3. При стрессовых ситуациях рекомендуется сделать несколько глубоких вдохов, это помогает успокоиться.
  4. Прогулки по свежему воздуху позитивно сказываются на психологическом состоянии человека.
  5. Улучшить настроение может вкусная еда, просмотр фотографий, общение с друзьями.

Читайте также:

Инвалидность при эпилепсии: описание групп инвалидности

Советы для самоконтроля и успокоения:

  • расслабить все мышцы
  • хорошо выспаться
  • переключить мышление на что-то хорошее, не думать о проблеме
  • посмотреть любимый фильм или послушать успокаивающую музыку

Мозг устроен таким образом, что при первых попытках самоконтроля он мгновенно отреагирует, и поток мыслей направит на положительные эмоции.

При глубокой депрессии стоит проконсультироваться с психоаналитиком или психологом. Не нужно стесняться и пытаться продолжать борьбу самостоятельно. Длительная депрессия может привести к большим проблемам, некоторые совершают самоубийство, считая, что это единственный способ решить проблемы.

Кроме психолога, способен помочь невропатолог или невролог. Для установки причины он порекомендует сдать определенные анализы, и только потом назначит эффективное лечение.

Методы лечения плаксивости

Лечиться медикаментами можно только в крайнем случае, когда другие методики не оказали положительного эффекта. Назначать медикаментозное лечение может только врач, перед этим он должен оценить общее состояние пациента.

Легкий комплекс лечения включает в себя , которые напрямую участвуют в работе мозговой деятельности. Витамины никогда не повредят, главное – не переусердствовать с дозировкой.

Можно пропить успокаивающие препараты и лекарства, воздействующие на центральную нервную систему. К легким успокоительным относятся отвары из ромашки, пустырника, мелиссы и валерианы. Эти средства не пить дольше недели. Если нет результата, важно сказать об этом врачу, чтобы поменять лечение.

При гормональном сбое в женском рационе должен делаться упор на свежие овощи. Употреблять продукты с большой концентрацией витамина B (всей группы), Е, А и . Чтобы укрепить нервную систему, нужно проводить достаточно времени на солнце, летом отдыхать на море.

Нажмите для увеличения

Современный образ жизни негативно сказывается не только на здоровье взрослых, но и на детях. Нервные расстройства у детей встречаются очень часто, однако родители не в состоянии определить данную патологию, думая, что это очередной каприз. С подрастающим поколением обстоятельства складываются намного проще, ведь они способны рассказать о своих чувствах, а признаки нервного срыва у подростка помогают окончательно поставить диагноз. Дети же очень активны и порой сложно определить, когда действие исходит от нервозности, а в каком случае ему просто необходимо высвободить лишнюю энергию. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.

Родителям необходимо следить за ребёнком и отмечать действия, которые входят в привычку. Нервный срыв проявляется у каждого человека по-разному, это же касается и детей. Одна личность замыкается в себе, другие наоборот предпочитают громко кричать и закатывать истерики. Если ваш ребёнок взял за привычку кататься по полу и дико кричать, лучше всего обратиться к невропатологу, который сможет развеять все сомнения. Согласно мнению специалистов, невроз возникает исключительно на почве , из-за чего эмоциональное состояние становится неуравновешенным.

К основным настораживающим факторам, можно отнести следующие симптомы:

  • Возникновение галлюцинаций;
  • Опережение по психическому развитию своих сверстников;
  • Ребёнок на полном серьёзе начинает фантазировать или обманывать;
  • Теряется интерес к жизни;
  • Сильный интерес к одному предмету в школе (чрезмерное увлечение).

Данные симптомы проявляются только на начальной стадии нервного срыва, и чтобы предотвратить их развитие, вовремя обращайтесь к невропатологу.

Как проявляются нервные расстройства у детей?

  1. Нервный тик. Очень часто нервные расстройства у детей проявляются в данной форме, которая выражается в неосознанном подёргивании конечностей, щёк, пожиманием плечами, беспричинным движением руки, причмокиванием и так далее. Если вы заметили нервный тик у ребёнка, когда он находится в спокойном состоянии, это является первым признаком нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если ваш ребёнок ранее хорошо высыпался, но вдруг начинает часто ворочаться, беспокойно спать и просыпается очень часто, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным.
  3. Невроз. Это наиболее серьёзная форма проявления болезни и родителям стоит обратить особое внимание на следующие симптомы: грусть, истерика, фобии, частые опасения, навязчивые движения, тихая речь, подавленность, панический страх. Как только вы заметили данные симптомы, срочно обратитесь к специалисту.
  4. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не нагружать ребёнка, так как из-за информационной нагрузки, он может испытать стресс. В конечном счёте важен здоровый ребенок, а не потенциальный вундеркинд. Заикание также проявляется при разлуке с близкими.
  5. Энурез. Когда ребенок испытывает сильное потрясение, перевозбуждение, он мочится в постель. В этот период отмечается неустойчивое настроение, многочисленные капризы и повышенная плаксивость.
  6. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в потере аппетита. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте это, как правило, «выливается» в стремлении к стройной фигуре. Лечить анорексию лучше всего в раннем возрасте, так как подростки проявляют большую самостоятельность и полагаются на свою неопытность.

Очень часто к развитию нервного срыва приводит неправильное поведение родителей, несмотря на всю любовь с их стороны. Чтобы избежать развитие болезни и появления её в априори, старайтесь избегать следующих действий:

  • Отмечать недостатки ребёнка, постоянно указывая на их слабость, как бы стараясь искоренить их. В этом случае лучше сконцентрируйте на достатках, которые необходимо приобрести;
  • Отправлять ребёнка в две школы, кружки и прочие секции, которые ему не нравятся, создавая перегрузку;
  • Чрезмерная опека ребёнка;
  • Скандалы в семье;
  • Показывать, что ребёнок должен добиться расположение к своим родителям, заслужить его. Постарайтесь проявить свою любовь.

Лечение детей

Лечение нервных срывов у детей состоит из разных методик в психотерапии. В зависимости от возраста, можно использовать как несловесную, так и словесную терапию. Однако в основе любой техники лежит идея борьбы с беспокойством и страхами. Нужно уменьшить тревожность пациента, вернуть его к гармоничной жизни. Для этого требуется убрать все обиды, вину и выйти из стресса. Если нервный срыв наблюдается у ребёнка, то сеансы психотерапии желательно проводить со всей семьёй. Однако в случае с подростками лучше довериться профессионалу, не прибегая к помощи родителей. Тем более некоторые взрослые сами имеют нарушения личности.

Что касается применения медикаментозных средств, то они используются как дополнение и только в запущенных случаях. Препараты, конечно, могут ослабить тревоги и на время вылечить срыв, однако если не убрать причину, которая решается исключительно с психотерапевтом, болезнь вновь вернётся и, возможно, с большей силой.

Что следует делать родителям при нервном срыве у ребёнка?

Как правило, дети накапливают напряжение в детском саду или дома, которое рано или поздно вырывается наружу. Если вы чувствуете, что ребёнок находится на грани истерики, попробуйте следующие действия:

  1. Когда малыш уже на пределе и готов устроить истерику, улыбнитесь ему, поцелуйте и скажите шутку.
  2. Постарайтесь переключить внимание ребёнка. Сделать это нужно резко, чтобы вызвать удивление. Один из способов – изобразить истерику, сделав превентивный ход. В некоторых случаях это вызывает удивление и успокоение.

Что следует предпринять, если уже случился нервный срыв у ребёнка:

  • Оправьте ребёнка под прохладный душ. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, берите и несите в ванну. В крайнем случае брызните холодной водой в лицо или положить на лоб лёд, пакет замороженных овощей, полотенце, смоченное холодной водой. Как известно, холодная вода замедляет реакции в теле, смывается негативная энергетика, эмоции отступают;
  • Используйте зеркальную технику. Суть в том, чтобы повторять все действия, которые делает малыш. В маленьком возрасте это вызывает большое удивление и успокоение, истерика заменяется любопытством;
  • Если случился приступ, уберите подальше все опасные предметы, так как ребёнок не понимает, что делает, и не контролирует себя. Он может легко взять предмет и кинуть его куда захочет;
  • Создайте обстановку уединения. Некоторые успокаиваются, когда их оставляют одних, однако вам всё же нужно наблюдать за малышом незаметно.

Какие действия следует предпринять после случившейся истерики:

  • Приготовьте горячий чай и добавьте туда пару капель пустырника. Это успокоит нервную систему, мозг придёт в равновесие, и ребёнок уснёт;
  • Почаще заваривайте фиточаи со зверобоем, мятой, пустырником, фенхелем, лавандой. Особенно актуально, если ребёнок часто плачет и срывается.

Не забывайте про другие профилактические меры, в частности, витамины B способны убрать негативные эмоциональные реакции, уменьшить количество стрессов. Для нервной системы очень полезны печенье, сыр, яичный желток, свёкла, помидоры, груши, шпинат, цветная капуста, морковь и другие кисломолочные продукты. Недавно удалось доказать, что фолиевая кислота помогает снизить количество аминокислоты гомоцистеина, которая имеет повышенный уровень у детей склонных к истерике и нервному срыву.

Признак и причины нервного срыва у подростков

Нажмите для увеличения

Наверное, каждый человек с возрастом смотрит с опаской на подрастающее поколение, сравнивая свою молодость с современным поколением. В любом случае можно отметить, что подростки ведут себя крайне вызывающе, шумно, агрессивно и непристойно. Дома, конечно, практически все соблюдают правила приличия, однако в школе или на улице чаще всего поведение сильно меняется. В итоге, личности, которые очень доверчивы, подвержены сильным эмоциям и неспособные защитить себя, получают психологические травмы, а они на порядок сильнее бьют по человеку, чем физические.

Перенесённая психологическая травма способна с возрастом или в течение всей жизни мешать полноценному развитию, если её не убрать. Так как на постсоветском пространстве ещё не принято ходить к психологу, люди вынуждены самостоятельно справляться с этими проблемами.

Какие причины способствуют развитию нервного срыва?

  • Неблагоприятный коллектив среди знакомых или в школе;
  • Неспособность постоять за себя и защитить свою точку зрения;
  • Неблагоприятный климат внутри семьи;
  • Отсутствие любимого занятия;
  • Частые стрессы и эмоциональное напряжение.
  • Признаки нервного срыва:

    • Подросток начинает замыкаться в себе, избегает всяческих контактов с друзьями, обвиняет других;
    • Проявляет чрезмерную активность. Однако такое встречается гораздо реже, так как выплеск эмоций, пусть даже в самом примитивном и безобразном виде, помогает личности избавиться от негатива;
    • Во время расслабления начинают дёргаться конечности тела;
    • Плохой сон и бессонница;
    • Постоянные диалоги и споры внутри личности;
    • Подавленность и апатия к окружающему миру.

    Родителям следует проявить максимум внимания, ведь нередко среди подрастающего поколения случаются суицидальные действия и складывается такое впечатление, что современное школьное образование только способствует этому. Проявите больше заботы, постарайтесь проводить выходные вместе, выезжая загород на рыбалку или просто на отдых. Это оградит подростка от дурных компаний, если таковые имеются. Подтолкните его записаться на интересные секции, где присутствует «здоровый» коллектив. Если ребёнок чувствует негативное и пренебрежительное отношение со стороны других подростков, отдайте в спортивную секцию, на борьбу или другие виды боя. Таким образом, он почувствует в себе уверенность, сможет отстоять свою точку зрения.

    Лечение подростков

    Как и любое лечение нервного срыва, подросткам необходимо выполнять определённые правила:

    • Избегать конфликтного общения, окружить себя благоприятным обществом;
    • Почаще пить фиточаи с успокаивающими травами;
    • Заняться лёгким спортом;
    • Слушать релаксирующую музыку;
    • При желании заняться йогой, медитацией;
    • Обязательно обратиться к психотерапевту, который поможет решить насущные проблемы и выявить причину нервного срыва.

    Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)

    Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

    Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, - подростковую депрессию.

    Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % - страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % - более одного эпизода до начала взрослой жизни.

    В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

    Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

    Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

    Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

    Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

    С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

    Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

    В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

    В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

    Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

    Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

    Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

    Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

    Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

    За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

    Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

    Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

    Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

    Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

    Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

    Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

    Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

    У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

    Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

    Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

    Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

    У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

    Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

    Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

    Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

    Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

    Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

    Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

    Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

    У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

    Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

    Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

    Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

    Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

    Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

    Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

    При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

    Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

    Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

    Вопрос от Татьяны:

    Мой ребенок относится к звуковикам. Это просто что-то. Ей 15 лет и сейчас у нее острое состояние, все время плачет и не хочет никого слушать, крики действуют пагубно. Как справиться с ее состоянием?

    Отвечают Виктория Винникова, учитель математики и Дина Лиясова, врач:

    Здравствуйте, Татьяна! Прекрасно понимаем ваше состояние, когда ребенок-подросток горюет, проливает слезы, а вы не знаете, как помочь. Странное, непонятное поведение, трудности с общением, невозможность наладить контакт – все это сложности переходного возраста. Как справиться с такими состояниями, которые тяжело переживаются и родителями, и подростками?

    Ответ дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая дифференцирует людей по их бессознательным желаниям. Группы этих желаний называются векторами. Вектор это огромный диапазон развития, данный человеку от рождения. Сначала дети под присмотром взрослых учатся использовать свои свойства, а затем уже в пубертате пробуют свои силы самостоятельно, без помощи родителей. Современные дети полиморфны, т.е. их психика представляет сложное хитросплетение нескольких векторов (от 3 до 5).

    Ваша дочь переживает период взросления, в ее организме играют гормоны, которые также оказывают влияние на ее состояние. Она считает себя уже взрослой и самостоятельной, но пока еще зависит от родительского дома.

    Все подростки по-разному переживают переходный период. У каждого свои сложности, которые во многом зависят от врожденных векторов. Любимый малыш в период пубертата превращается в маленького бесенка. Иногда испытывает терпение близких на прочность, ведет себя часто неадекватно, как кажется родителям.

    В реальности так проявляется сила его бессознательных желаний, которая стремится вырваться наружу. И вот уже подросток устраивает истерики, грубит, критикует, отгораживается от родителей. Вообще, ведет себя так, как будто не любит родителей. В таких ситуациях иногда кажется, что подросток все делает назло, чтобы еще сильнее досадить родителям. Но это не так. Просто ребенок пробует применять свои свойства, и первые на ком он «тренируется» это родители...

    Откуда слезы?

    Причин для слез и истерик дочери может быть множество: от первого любовного разочарования до конфликтов со сверстниками или подружками, которые могут быть очень жестокими.

    Наличие зрительного вектора у ребенка может провоцировать слезы и истерики буквально на ровном месте. Для таких детей важна эмоциональная связь с близкими людьми, особенно мамой. И самый первый и важный шаг в становлении связи – это понимать всей душой что так мучает ребенка. Сделать это можно, овладев системным мышлением: оно позволяет взглянуть на давно знакомого человека другими глазами, увидеть его истинные желания и чаяния. Тогда даже самое неконтролируемое поведение ребенка поддается корректировке, без раздражения и криков.

    В этом состоянии дочке очень тяжело и как никогда нужна поддержка, а крик и разговоры на повышенных тонах еще больше отдаляют подростка от родителей.

    Особенно пагубно действуют крики на подростков со звуковым вектором. Они очень тонко улавливают смыслы, а невозможность побыть в тишине может довести их до тяжелейших . И в этот непростой период самое важное сохранить доверительные отношения с ребенком, это тот мостик, через который мама способна помочь ребенку пройти период взросления с наименьшими потерями.

    Состояние мамы — полдела

    Постарайтесь, очень мягко и деликатно, донести до нее мысль, что вы любите ее и хотите помочь. Вы не давите на нее, а просто желаете «убрать с дороги все камушки», при этом четко давайте понять, что окончательный выбор все равно остается за ней. Ведь это ее жизнь, ее желания.

    Очень рекомендуем вам чаще разговаривать с дочерью, только не с позиции «я лучше знаю как жить», а как бы советуясь с ней и обсуждая похожие ситуации из фильмов или истории из интернета. При этом задавайте вопросы: «А как тебе кажется, что чувствовала девушка, когда с ней это произошло?», «Чего она хотела доказать своим поступком?», «А как ты думаешь, что ощущали другие действующие лица в этой ситуации?». Тем самым у вас появляется возможность поговорить, вроде как не о ней самой, а о ком-то другом. И одновременно выразить те чувства и тревоги взрослых, которые наблюдают за ситуацией.

    Здесь очень важно не переходить на личности и в какой-то момент, не воскликнуть: «Вот и ты такая же! Все нервы мне истрепала!»

    В сложный подростковый период мама еще может повлиять на ребенка. Юрий Бурлан говорит о том, что самое главное в это время сохранить контакт между ребенком и родителями.

    На бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан очень подробно останавливается на взаимоотношениях родителей и детей. Многие слушатели рассказывают, как изменились их отношения с детьми после тренинга.

    Здравствуйте! То, что Вы описываете - типичное поведение ребёнка в подростковом возрасте. Дело в том, что изменения у них происходят настолько глобальные, что они могут так себя вести. Смены настроения - типичны для подростков, всё верно, они то плачут, то смеются. И их самих это очень сильно пугает. Появляется обидчивость, им кажется, что их не слышат и не понимают. К тому же они не умеют выражать свои эмоции, то есть они могут злиться и не осознавать этого. Обижаться - и не понимать, что обижаются.

    Все это происходит из-за скачка гормонов то в одну сторону, то в другую. Происходят колоссальные физиологические и психические изменения. В самом начале подросткового возраста дети как правило весьма агрессивны, потом начинается карусель - то Вы на подростка злитесь, то есть он вызывает своим поведением гнев, то она на Вас. Таким образом, в это время происходит так называемое отделение от мамы и папы. Что является задачей этого возраста - понять, кто она сама по себе.

    Кроме того, ребёнок может начать критиковать Вас. Подвергать сомнению все, что бы Вы не говорили.

    Что тут поможет? Понимание и принятие. Не поднимайте на смех ее проблемы. Да, со стороны может показаться, что они и яйца выеденного не стоят, но для ребёнка это ТРАГЕДИЯ. Не меньше. Просто представьте, что проблема, которую описывает девочка трагедия, и тогда Вам будет легче говорить на ее языке. Если она хоть раз услышала от Вас: Это ерунда! Какая любовь в твоем возрасте?! Ты что реально из-за этого расстроилась?... Считайте, что доверие к Вам потеряно и его требуется восстанавливать.

    Помогайте выразить чувства. Например, " Я вижу что ты злишься, что-то случилось?", "Ты явно расстроена, мне очень хочется тебе помочь, что стряслось?"

    Оставляйте иногда ребёнка наедине со своими чувствами. Особенно если агрессия стала явной и задевает Ваше достоинство. Просто скажите: "Я вижу, что ты очень зла, давай поговорим в другой раз. Я всегда буду рада тебя выслушать.".

    Хвалите внешность, это крайне важно в подростковом возрасте. Находите такие плюсы во внешности, с которыми очень трудно поспорить. И если услышите, что чем-то она не довольна, подумайте, как это превратить в плюс.

    По поведению можно предположить, что у Вашей девочки какие-то проблемы с друзьями. Возможно, поссорились. Все это Вы можете выяснить и поддержать ее.

    К сожалению, если идти на поводу своих эмоций, то кроме скандалов ничего не будет. А ребёнок будет уверен в том, что его не любят, не понимают и не хотят понять.

    Сложный период, но родителю тоже нужно быть морально готовым, что его ребёнок уже не ребёнок вовсе... Но еще и не взрослый. Вот такое вот переходное состояние.