Классный час на тему: «Мир человеческих отношений. III

Нет у классного руководителя мелочей,
Нет ненужного-неважного.
Должен быть он ребятам родителем
Всех понять и отдельно каждого.
В каждом надо увидеть личность,
Воспитать, не деля на своих и чужих,
И трудиться легко, несмотря на обычность
Этой нужной работы учительской.

Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми.

Я считаю, что наиболее правильной является позиция, когда классный руководитель и воспитанники в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны, уважают и дополняют друг друга.

Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки- это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Кто же в школе призван профессионально заниматься воспитанием? Конечно же классный руководитель. Он – главная фигура в воспитательном процессе. Классный руководитель не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Работая с коллективом подростков необходимо знать психологические особенности коллектива, использовать игровые формы внеклассной деятельности, использовать темы для обсуждения, интересующие ребят данного возраста, усилить профилактическую работу с использованием методик типа «не навязывай – убеждай, сопоставляй», уметь незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.

Цель:

  • способствовать формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
  • развивать дружеские отношения между детьми;
  • поддерживать ребят интерес друг к другу, желание приносить своими поступками радость окружающим;
  • воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу;
  • выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть друг;
  • раскрыть сущность дружбы как формы нравственных отношений между людьми, как человеческой потребности и социальной ценности;
  • воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в обучении, общении с людьми;
  • научить детей использовать знания законов дружбы, что гораздо важнее других знаний.

В результате занятия участники смогут:

  • сформулировать понятие «дружба»,
  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
  • приобретут навыки работы в сотрудничестве,
  • поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

"Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
Ш. Руставели

Ход занятия

Вступительное слово

Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции.

Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

Академик Д.С. Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.

Друзья создаются в юности. Помните это!

Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Дружба же это высшая степень товарищества.

Друзья – это люди, с которыми связывает взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования. Она приносит радость и удовлетворение от общения.

I. Материалы для размышлений

Выберите из данных определений то, которое вы больше разделяете:

Что такое дружба?

  • идеальная форма общения;
  • близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов;
  • отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

II. Стихотворения о дружбе

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, Сократ говорил: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Послушайте, как говорят о дружбе с помощью стихов.

Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит;
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
В. Шекспир

Стихотворение Расула Гамзатова "Берегите друзей"

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйся доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Замечательное, тёплое стихотворение, которое призывает не ссориться по пустякам, дорожить дружбой.

III. Размышления о друге

– Ребята, сегодня мы затрагиваем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы.

Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чём её особая сила и ценность.

– Давайте же подумаем, кто же такой друг?

Друг – это тот, кто …

  • поймёт тебя;
  • никогда не бросит в беде, всегда в трудную минуту: поможет и успокоит;
  • никогда не предаст;
  • уважает тебя;
  • кому можно полностью доверять;
  • сможет увести тебя с неправильной дороги;
  • просто хороший человек.

С другом я часто …

  • гуляю в свободное время, много общаюсь;
  • хожу на каток, играю в футбол и другие спортивные игры;
  • обмениваюсь интересной информацией, обсуждаю различные происшествия или прочитанное в книге, журнале, увиденное по телевизору;
  • обсуждаю личные проблемы, советуюсь;
  • мы часто бьём друг друга, но по-дружески;
  • хожу на тренировку, делюсь тайным, сокровенным;
  • играю дома в компьютер;
  • хожу летом на рыбалку;
  • шучу, смеюсь, встречаюсь у кого-либо из приятелей.

С другом можно

  • пойти поиграть куда-нибудь;
  • обмениваться мыслями, личными секретами;
  • посидеть и поговорить на любые темы, даже самые откровенные;
  • посоветоваться, рассказать о своих проблемах, выбраться из любой беды;
  • попросить об одолжении;
  • хорошо проводить время, иногда ссориться, мириться;
  • другу можно доверить всё;
  • просто помолчать.

IV. Друзья и приятели

СЛАЙД №10

  • Приятель и друг не совсем одно и то же, так как …
  • Приятель – это просто хороший знакомый, который может иногда помочь, с которым иногда можно весело провести время
  • Друг – это большее, чем прост знакомый, он как член твоей семьи
  • С приятелем можно учиться, немного общаться, здороваться и ничего больше
  • Друг всегда может помочь в беде
  • Приятель – это просто знакомый человек;
  • приятель – это просто хороший знакомый, с которым можно пообщаться, поговорить о чём-либо, повеселиться, но доверять ему полностью нельзя
  • Друг ближе и надёжней
  • Приятелем может быть любой человек, с которым ты хорошо общаешься
  • Друг – человек, которого я хорошо знаю, которому можно довериться, он может понять меня с полуслова

Материалы для размышлений

Дружбу следует отличать от приятельства. Они внешне сходны, а по существу резко отличаются друг от друга. Приятели, добрые знакомые – это чаще всего люди, связанные общностью места и времени. Есть приятели в школе, в доме, соседи на даче. Но родство душ здесь не обязательно. Вспомним, как глубоко и прозорливо описал А.С. Пушкин приятельство и видимость дружбы Онегина с Ленским в своём произведении «Евгений Онегин» с которым вам ещё предстоит познакомиться на уроках литературы.

СЛАЙД №11

Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень...

И, обобщая свою мысль, поэт заключает:

Так люди, первый каюсь я,
От делать нечего, – друзья.

Друзья от делать нечего – это не настоящие друзья.

И вы узнаете, чем кончилась видимость дружбы между Онегиным и Ленским.

– Приятельские контакты, какими бы старыми они ни были, не всегда переходят в дружбу. Приятелей и знакомых у нас много, а настоящий друг, как правило, один. Разговор с приятелем не так откровенен, как с другом. Приятелю мы говорим не всё, а то, что считаем нужным. Друзьям дано счастье беседовать обо всём. Общие интересы, общие знакомые, важные события, планы на отдых – всё друзьям важно обдумать вместе.

Но дружба, тем не менее, имеет и свои строгие правила. Например, если друг нуждается в твоей помощи, просит тебя об одолжении, надо ему пойти на встречу. Не мешкай, если твой друг болен, если у него несчастье или ему просто нужны твоя поддержка или совет.

V. Послушайте историю о жителях планеты Космея

История: «Все жители этой планеты были большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды каким-то космическим ветром к ним занесло старого волшебника, много повидавшего на своем веку. Старый волшебник засомневался в нерушимости их дружбы. Тогда жители планеты заявили: «Мы уверены в том, что наша дружба не может исчезнуть. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой».

– Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытаниям? – спросил старый волшебник. – Ведь потерянную дружбу очень трудно вернуть.

Однако жители планеты настаивали на испытаниях. В начале волшебник лишил их языка, на котором они общались. Жители сумели прекрасно обходиться без слов и быстро научились понимать друг друга. Тогда волшебник поселил в их душах злобу, грубость, лживость. Стали жители оскорблять друг друга, придумывать обидные клички и прозвища, часто между ними происходили драки. Казалось, приходит конец их дружбе. Но друзья остановились. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла. И страх перед миром, и жажду власти, и горестные переживания – все смогла победить и преодолеть настоящая дружба.

Уже хотел прекратить испытания волшебник, но прежде решил попробовать последнее средство. И в этот раз заклинания подействовали, отвернулись друзья друг от друга, разошлись все в разные стороны. Как ни старался старый волшебник расколдовать их и восстановить дружбу, ничего у него не получилось. Потому что наколдованное им качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению.

Никакая дружба не устоит, если в душе поселяется чувство, когда любишь только себя, не замечаешь других. Ребята, какое это чувство?

Ответы детей:

Учитель: а все, что вы перечислили, можно назвать одним словом – ЭГОИЗМ. Эгоизм эту планету и разрушил.

Ваш класс – это тоже маленькая планета. Чтобы ваша планета не разрушилась, нам нужно быть дружными.

– Ребята, а у вас дружный класс?

– А что для вас значит дружба в вашем классе?

– В чём выражается эта дружба?

Дружба – это отношения людей на основе совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи, самоотверженности друг ради друга и сочувствия друг другу.

VI. Вопросы для обсуждения

СЛАЙД №12

  • Какие проступки ты смог бы простить другу?
  • Чего не смог бы простить другу?
  • Всегда ли ты говоришь другу правду?
  • Трудно ли это делать?
  • Всегда ли нужно быть принципиальным в дружбе?
  • Нужно ли публично выступать против друга, если тот не прав?
  • Помогает ли дружба в жизни, учёбе?
  • Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
  • В чём, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?

Дружеские чувства среди животных (показ слайдов № 13, 14,15)

VII. Работа с притчей

– В жизни каждого человека и маленького, и взрослого непременно должен быть друг или друзья. Народная мудрость гласит «Друг познается в беде».

Послушайте притчу и приведите пословицу, которая часто употребляется в речи.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось.Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

– О какой пословице шла речь в начале притчи?(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

– Можете ли вы привести примеры, чтобы подтвердить, что в жизни происходит именно так? (истории собственной дружбы)

VIII. Работа с пословицами

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба всегда предполагает нравственные принципы – верность, постоянство, чёткость и др. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Сейчас мы все вместе вспомним пословицы. Я начинаю, а вы заканчиваете.

СЛАЙД №16

  • Нет друга – ищи, …(а нашел – береги)
  • Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
  • Один за всех…(и все за одного)
  • Человек без друзей…(что дерево без корней)
  • Дружба – как стекло…(разобьется – не сложишь)
  • Друзья познаются…(в беде)
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу … (кто ты)

IX. Надёжный фундамент дружбы – товарищество

В XVII в. слово «товарищ» означало боевой соратник. Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество.

В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашисткими захватчиками.

Лучшие поэты посвящали свои стихи этому великому чувству.

Музыкальная пауза. В.Высоцкий «Если друг оказался…» СЛАЙД №17

X. Материалы для размышлений «Кодекс дружбы»

– Чему же учат нас наши друзья?

Прежде всего, настоящая дружба учит альтруизму, т.е. бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. Дружеские отношения учат сочувствию, сопереживанию, состраданию. Обратите внимание, как много слов с приставкой «со-», подчеркивающей совместное действие.

Давайте вместе познакомимся с «законами дружбы».

Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:

СЛАЙД №18

  • «Друг всем – ничей друг» (Аристотель)
  • «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой)
  • «Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо» (В.Г. Белинский)
  • «Истинные друзья... ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут» (В.Г. Белинский)
  • «Друг должен принимать на себя часть огорчений друга» (Эразм Роттердамский)
  • «Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нём нуждаешься, об этом догадывается» (Ж. Ренар)
  • «Настоящая дружба правдива и отважна» (Ф. Шиллер)
  • «Истинной дружбе присуще давать советы и выслушивать их» (Цицерон)

СЛАЙД № 19

По высказываниям великих людей о дружбе составлен кодекс чести друзей.

  • Первое условие для сближения – искренность (М. Пришвин).
  • ...Истинные друзья... ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут (В. Белинский).
  • Друг должен принимать на себя часть огорчений друга (Эразм Роттердамский).
  • Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается (Ж. Ренар).
  • Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания (Цицерон).
  • Настоящая дружба правдива и отважна (Ф. Шиллер).
  • Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе, добро (В.Сухомлинский).
  • Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим (Демокрит).

– Прежде всего старайся быть хорошим другом сам.

Приятелей, знакомых много, а настоящего друга нет. Тут, видимо, уместнее взглянуть не только вокруг себя, но и на себя, попытаться понять, какие черты собственной личности отталкивают от тебя людей, мешают приятельским отношениям пойти вглубь, стать дружескими.

XI. Дружба и А.С. Пушкин

– Дружба – живое чувство, жизненное переживание, которое включает в себя прежде всего потребность человека в другом человеке, дарящем эмоциональное тепло, чувство доверия, понимающем и разделяющим его жизневосприятие. Согласны ли вы с этим?

Это – чувство, которое движет А.С. Пушкиным, когда он восклицает:

СЛАЙД №20

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.

– Как вы думаете, такая дружба может стать источником счастья?

– Стремитесь к этому источнику и старайтесь сберечь его в себе.

Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина началась ещё в Царскосельском лицее. Они были близки друг другу по духу и хорошо понимали один другого. В своём стихотворении «В альбом Пущину» А.С. Пушкин написал о том, какие нежные и добрые чувства соединяли их многие годы: Слайд №21

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья...

– Пушкин обладал в огромной степени талантом дружбы. Близкие отношения с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Чаадаевым, Рылеевым, Плетневым, Пестелем, Орловым, Вяземским, Нащокиным играли большую роль в его жизни. Он умел преданно любить своих друзей, и эта любовь рождала в их душе большие ответные чувства.

XII. Выполнение упражнений

– Прочитайте высказывание Эмерсона «Единственный путь найти друга – быть им»

– Как вы понимаете эти слова? (дети говорят: если я хочу, чтобы со мной дружили, я должен быть … надежным, преданным …) .

– Как вы думаете эти качества в себе нужно постоянно развивать? Нужно работать над собой? Давайте начнем такую работу над собой и будем учиться по-дружески относиться друг к другу.

– А теперь назовите качество характера, которое есть у вас.

– А теперь то же самое только про всех нас. Все вместе мы говорим: «Мы все» , а каждый из вас называет свое качество во множественном числе. Ученики: «Мы все» – … Ученик 1: умные.

Учитель: мы все хорошие, интересные.

– Скажите, может ли общее «мы» существовать без отдельных «Я»? (нет)

– Правильно, ребята, каждое отдельное «Я» составляют общее «мы».

Мы – вместе. И в этом наша сила.

Взаимная поддержка всегда помогает людям и друзьям.

– Друзьям принято дарить подарки. Следующее наше упражнение называется «подарок другу». Легко дарить подарки, помогать или делать что-то приятное, рассчитывая на ответную благодарность. Сложнее сделать это безвозмездно. Сейчас каждый из вас по жребию получит имя того, кому вы тайно сделаете подарок. Этим подарком должно быть то качество характера, которое, по вашему мнению, должно быть у вашего друга. Купить такой подарок невозможно ни за какие деньги. Важное условие – подарок должен быть от души и приятен тому, кто его получит. Пишем на обратной стороне одно прилагательное. (я тебе желаю, будь)

Положите свои подарки на стол. И возьмите тот, который адресован вам.

Обсуждение:

Что вы почувствовали, когда получили подарок? (фронтально)

(радость, приятно, доволен)

– Что мы сейчас делали? (дарили друг другу радость.)

– Да, ребята, доброе слово – бальзам для души. Теперь на нашей планете стало больше радости, добра и счастья. Молодцы!

XIII. Заключительная часть

– Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых многие мечтают.

Дружеские отношения, как утверждают социологи, возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья. Как говорил М. Пришвин:

«У меня есть друг, я люблю – значит я существую».

Релаксация.

– Закончите пожалуйста, предложение «Я понял(а), что дружба – это…»

1. Закреплять понятия о том, кого считают воспитанным человеком;
2. Способствовать воспитанию желания быть человеком, не совершающим безнравственные поступки;
3. Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;
4. Способствовать расширению кругозора.

Оформление доски

Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Не делай человеку то, чего себе не желаешь.

1. ТРУД КОРМИТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
2. НАУКА И ТРУД И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.
3. БЕЗ ТРУДА А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
4. ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
5. ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Сообщение темы и целей

Уже более 2000 лет существует изложенный в "Вечной книге человечества" – Библии духовный Закон, раскрывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать.

Немногие из вас читали эту книгу. Но эти правила вам хорошо известны. Жаль, но иногда мы забываем о них. Сегодня, на нашем мероприятии, мы поговорим с вами о правилах поведения человека в обществе. Об отношении к людям, которые нас окружают.

2. Основная часть

Вы любите смотреть мультфильмы? Тогда давайте посмотрим отрывок из мультфильма, который называется "Мешок с яблоками" (просмотр видеокассеты).

Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)

Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка: " Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия".

1 ученик: Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.

А теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака "Четыре глаза".

Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.

2 ученик: Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает ученик).

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?"

Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".

Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)

3 ученик: Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.

Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.Проверь себя.

После соревнований Игорь сказал Виктору: "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим". "Ладно, - ответил Виктор, - приду".

Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок.

Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. "Это отцу подарили. На память". "Здорово сделано". А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате.

"Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь". И гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.

4 ученик: Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.

Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.

Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)

Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?

И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….

5 ученик: Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.

А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко "Доброта".

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?

6 ученик: Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.

Посмотрите на этот ребус. Попробуйте отгадать, о чем пойдет речь сейчас? (труд)

На рисунке изображён пруд. Буква П зачёркнута и вставлена буква Т. Много русских народных пословиц связано с трудом. Давайте их вспомним.

ТРУД КОРМИТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
НАУКА И ТРУД И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.
БЕЗ ТРУДА А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ.
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

В пословицах заключена народная мудрость. Чему нас учат эти пословицы?

7 ученик: Убирай за собой, помогай учителю, родителям, старшим. Заботься о младших. Труд приносит человеку радость. А время, проведенное бессмысленно, в пустую, оставляет на душе скверный осадок. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВЫМ.

Итак, свод законов прост:

1. Будь милосердным.
2. Не делай зла.
3. Не лги.
4. Не бери чужого.
5. Не гордись.
6. Уважай родителей.
7. Будь трудолюбивым.

Но в них огромный многовековой опыт многих поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением из Евангелия: "Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь". Просто? Но как сложно порой идти дорогою добра!

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Игра "Что? Где? Когда?". Символом этой игры является мудрая птица – сова. В семи радужных конвертах лежат вопросы, ответы на которые позволят нам узнать как вы знаете (запомнили) правила, которым необходимо следовать в жизни. Если сможете ответить на них верно – сможете прочитать письмо, которое приготовила для вас эта мудрая птица.

Задания:

1. Муз. пауза (песня о дружбе).

2. Блиц-вопрос "Доскажи словечко".

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (зравствуйте)
А слово -то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово -то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!

3. "Зерро". Вопрос детям задают гости классного часа.

4. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна поступить Оля?

5. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подрожать его походке: сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?

6. Их было пятеро друзей. Всюду они ходили вместе: в кино, на соревнования, в кружок… Они никогда не ссорились. Разлучались ребята лишь когда намечался поход на каток. Миша говорил: "Вы идите, а я не пойду". Друзья втайне от Миши узнали, что у него нет коньков. Они нашли выход. Как вы думаете, какой?

4. Подведение итогов

Наш классный час подошел к концу. Вы смогли правильно ответить на все вопросы совы. Надеюсь, вы не забудете эти семь правил, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. Давайте прочитаем письмо, которое передала вам сова.

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.
Конечно задачи
Совсем не просты,
Но в каждом сердечке
Есть луч доброты!


© Все права защищены

ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Классный час

«Мир

человеческих

отношений».

Тема: «Мир человеческих отношений».

Цели:

1. Побудить учащихся к самостоятельным размышлениям. Учить сопереживанию. Открывать мир общения во всём его многообразии.

2. Помочь каждому учащемуся ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность.

3.Дать понять учащимся, что они недостаточно знают себя, не всегда адекватно воспринимают других.

4. Содействовать формированию дружного коллектива.

Вступительное слово учителя.

«Люди - самое интересное и прекрасное, что есть в жизни.

Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу». ()

Какое прекрасное слово - дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: Львёнок и мудрая черепаха, Вини Пух со своими друзьями, Крокодил Гена и Чебурашка…

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живём, дарит нам замечательное общение - общение друг с другом.

Друг - это любимая книга, которую ты читаешь и тебе интересно. Друг - это мама, которая обязательно поддержит в трудную минуту. Друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом. Он готов тебя выслушать, если тебе плохо. Казалось бы, что может быть проще, чем слышать и понимать друг друга…

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений». Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

Посмотрите на доску. В центре вы видите сову - символ мудрости. 7 конвертов с вопросами. Они расположены в порядке радужного цвета - символа детской радости и счастья. Давайте представим себя в сказке. А, как известно, сказочные герои очень часто стоят перед выбором: по какой дороге идти. Вот и перед вами сегодня 3 дороги. Выбирайте!

(На доске 3 «дороги».)

1 дорога. Влево пойдёшь - своё счастье найдёшь.

Трудно тебе придётся. Друга потеряешь.

Себя изломаешь, назад не вернёшься.

2 дорога. Прямо пойдёшь - себя найдёшь.

В пути измаешься, настрадаешься.

3 дорога. Вправо пойдёшь – удачливым станешь.

Много повидаешь, чужие тайны узнаешь,

душой очерствеешь, смеяться разучишься.

(Выбор дорог, осмысление выбранного).

В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.

Анализ жизненных ситуаций.

(Вскрывается 1 пакет)

Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и дамский зонтик. Дети взяли найденное и быстро побежали домой.

Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.- Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения.

Почему дети так поступили?

Как бы поступили вы?

(Вскрывается 2 пакет)

В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В палате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной - нет. Вечером перед сном девочки жевали различные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Что, по-вашему, испытывала девочка, оставшаяся без гостинцев?

(Вскрывается 3 пакет)

Таня с Машей дружили. У Тани тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их однокласснице - Наташе. В разговоре Маша и Наташа, рассказывая о разных случаях, завели разговор о болезнях. Таня попросила их прекратить разговор, но те отмахнулись. Таня ушла, а ночью долго плакала.

Что можете сказать об услышанном?

(Ученик читает стихотворение)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

(Вскрывается 4 пакет)

Давайте разберём следующие ситуации. Как поступили бы вы?

1.Твой друг не сделал домашнего задания и просит твою тетрадь, чтобы списать.

2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3.Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнали все, в том числе, и ты.

4.Твой друг предлагает тебе плохо поступить.

Что укрепляет дружбу?

Вывод:

Только взаимная помощь в учёбе, взаимовыручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя получается ЧТО-ТО лучше, нужно научить этому своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

(Под музыкальное сопровождение класс исполняет песню «Настоящий друг.»

(Вскрывается 5 пакет)

На прошлом занятии вы отвечали на вопросы анкеты:

1.Какие качества характера тебе нравятся?

2.Мне трудно простить….,потому что…

3.Если я встречусь со злом, то…

(Разбор ответов на поставленные вопросы.)

«Мы входим в жизнь с желанием познать его. Мы входим в него такой, каким создало его человечество. Но теперь от нас зависит, каким он будет для других поколений» ()

(Вскрывается 6 пакет . С учащимися проводится игра).

Вы все знаете игру «Садовник». Мы проведём её немного по-другому. Игра проходит следующим образом.

Я- ищущий ведущий.

Ищу я в классной гуще,

Ищу и выбираю лишь то, что уважаю.

А уважаю я …

(Ребята в руках держат обведённые «ручки». Называют имя своего одноклассника. На «руке» написаны качества характера, присущие этому однокласснику. После прочтения ребята обмениваются «ручками».

Как важно внимательно оглядываться вокруг. Ведь всюду люди. О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других - отрицательное, хорошо сказал в одном из своих стихотворений:

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

Вот человек. Что скажешь ты о нём?-

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

О чём говорится в стихотворении?

Русский писатель М. Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Именно с этих позиций давайте и будем смотреть друг на друга. Старайтесь объективно оценивать другого человека, ориентируясь на хорошее.

(Презентация. Фоном звучит песня «Человек человеку – друг»).

Человек - человеку друг? Друг!

Человек - человеку брат? Брат!

Ну, а как же так вышло просто так,

Что попал человек впросак?

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся часто зря? Зря!

Но должны мы однажды всегда везде

Человеку помочь в беде!

В жизни много бывает верных друзей,

И с друзьями на свете жить веселей.

Ну а если твой друг попал впросак,

Помоги ему просто так!

Чему учит эта песня?

Как понимаете выражение: помоги ему просто так?

(Вскрывается 7 пакет)

Существует много законов дружбы. Давайте назовём законы, по которым живёт наш класс. (В презентации - последний слайд).

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Вот и подошёл к концу наш урок. Это был очень серьёзный разговор о мире человеческих отношений, о дружбе.

Каким должен быть настоящий друг?

Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Пусть и у вас будут настоящие верные друзья. Дорожите их мнением, берегите их.

ГБОУ АО «Шенкурская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Классный час

«Мир

человеческих

отношений».

Учитель начальных классов-

Шестакова Л.В.

Тема: «Мир человеческих отношений».

Цели:

1. Побудить учащихся к самостоятельным размышлениям. Учить сопереживанию. Открывать мир общения во всём его многообразии.

2. Помочь каждому учащемуся ощутить свою ценность и научиться принимать другого как ценность.

3.Дать понять учащимся, что они недостаточно знают себя, не всегда адекватно воспринимают других.

4. Содействовать формированию дружного коллектива.

Вступительное слово учителя.

«Люди -самое интересное и прекрасное, что есть в жизни.

Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу». (В.А.Сухомлинский)

Какое прекрасное слово- дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать о своём.

Произносишь слово «дружба» - сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: Львёнок и мудрая черепаха, Вини Пух со своими друзьями, Крокодил Гена и Чебурашка…

Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живём, дарит нам замечательное общение- общение друг с другом.

Друг- это любимая книга, которую ты читаешь и тебе интересно. Друг- это мама, которая обязательно поддержит в трудную минуту. Друг- это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом. Он готов тебя выслушать, если тебе плохо. Казалось бы, что может быть проще, чем слышать и понимать друг друга…

Знакомство с темой классного часа.

Тема нашего классного часа: «Мир человеческих отношений». Как вы думаете, что входит в понятие «мир человеческих отношений»?

Посмотрите на доску. В центре вы видите сову- символ мудрости. 7 конвертов с вопросами. Они расположены в порядке радужного цвета- символа детской радости и счастья. Давайте представим себя в сказке. А, как известно, сказочные герои очень часто стоят перед выбором: по какой дороге идти. Вот и перед вами сегодня 3 дороги. Выбирайте!

(На доске 3 «дороги».)

1 дорога. Влево пойдёшь - своё счастье найдёшь.

Трудно тебе придётся. Друга потеряешь.

Себя изломаешь, назад не вернёшься.

2 дорога. Прямо пойдёшь - себя найдёшь.

В пути измаешься, настрадаешься.

3 дорога. Вправо пойдёшь – удачливым станешь.

Много повидаешь, чужие тайны узнаешь,

душой очерствеешь, смеяться разучишься.

(Выбор дорог, осмысление выбранного).

Вывод:

В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих.

Анализ жизненных ситуаций.

(Вскрывается 1 пакет)

Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и дамский зонтик. Дети взяли найденное и быстро побежали домой.

Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.- Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения.

Почему дети так поступили?

Как бы поступили вы?

(Вскрывается 2 пакет)

В пионерский лагерь в один из субботних дней приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В палате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной - нет. Вечером перед сном девочки жевали различные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Что, по-вашему, испытывала девочка, оставшаяся без гостинцев?

(Вскрывается 3 пакет)

Таня с Машей дружили. У Тани тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их однокласснице - Наташе. В разговоре Маша и Наташа, рассказывая о разных случаях, завели разговор о болезнях. Таня попросила их прекратить разговор, но те отмахнулись. Таня ушла, а ночью долго плакала.

Что можете сказать об услышанном?

(Ученик читает стихотворение)

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

(Вскрывается 4 пакет)

Давайте разберём следующие ситуации. Как поступили бы вы?

1.Твой друг не сделал домашнего задания и просит твою тетрадь, чтобы списать.

2.Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3.Твой друг совершил плохой поступок и об этом узнали все, в том числе, и ты.

4.Твой друг предлагает тебе плохо поступить.

Что укрепляет дружбу?

Вывод:

Только взаимная помощь в учёбе, взаимовыручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя получается ЧТО-ТО лучше, нужно научить этому своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

(Под музыкальное сопровождение класс исполняет песню «Настоящий друг.»

(Вскрывается 5 пакет)

На прошлом занятии вы отвечали на вопросы анкеты:

1.Какие качества характера тебе нравятся?

2.Мне трудно простить….,потому что…

3.Если я встречусь со злом, то…

(Разбор ответов на поставленные вопросы.)

Вывод:

«Мы входим в жизнь с желанием познать его. Мы входим в него такой, каким создало его человечество. Но теперь от нас зависит, каким он будет для других поколений» (Н.А.Заболоцкий)

(Вскрывается 6 пакет . С учащимися проводится игра).

Вы все знаете игру «Садовник». Мы проведём её немного по-другому. Игра проходит следующим образом.

Ведущий-

Я- ищущий ведущий.

Ищу я в классной гуще,

Ищу и выбираю лишь то, что уважаю.

А уважаю я …

(Ребята в руках держат обведённые «ручки». Называют имя своего одноклассника. На «руке» написаны качества характера, присущие этому однокласснику. После прочтения ребята обмениваются «ручками».

Вывод:

Как важно внимательно оглядываться вокруг. Ведь всюду люди. О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других - отрицательное, хорошо сказал Р.Г.Гамзатов в одном из своих стихотворений:

Вот человек, что скажешь ты о нём?

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

Вот человек. Что скажешь ты о нём?-

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

О чём говорится в стихотворении?

Вывод:

Русский писатель М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Именно с этих позиций давайте и будем смотреть друг на друга. Старайтесь объективно оценивать другого человека, ориентируясь на хорошее.

(Презентация. Фоном звучит песня «Человек человеку – друг»).

Человек - человеку друг? Друг!

Человек - человеку брат? Брат!

Ну, а как же так вышло просто так,

Что попал человек впросак?

Мы влюбляемся часто, да? Да!

Мы ругаемся часто зря? Зря!

Но должны мы однажды всегда везде

Человеку помочь в беде!

В жизни много бывает верных друзей,

И с друзьями на свете жить веселей.

Ну а если твой друг попал впросак,

Помоги ему просто так!

Чему учит эта песня?

Как понимаете выражение: помоги ему просто так?

(Вскрывается 7 пакет)

Существует много законов дружбы. Давайте назовём законы, по которым живёт наш класс. (В презентации - последний слайд).

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Итог:

Вот и подошёл к концу наш урок. Это был очень серьёзный разговор о мире человеческих отношений, о дружбе.

Каким должен быть настоящий друг?

Что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Пусть и у вас будут настоящие верные друзья. Дорожите их мнением, берегите их.


Экология сознания: Психология. Частые ошибки в понимании мотивов людей вызывают большинство конфликтов и эмоциональных расстройств.

Взаимоотношения – это то, что нужно ПОДДЕРЖИВАТЬ

Мой заголовок может казаться уловкой. Понятно, что никакие правила не могут полностью определить такой сложный механизм как человеческое поведение. Но, несмотря на это, большинство людей имеет тенденцию делать одни и те же ошибки. Эти ошибки достаточно часты и влекут за собой конфликты. Знание этих правил поможет избегать таких ошибок.

Люди стремятся быть хорошими, дружественным, интересным и т.д.

В книгах о взаимоотношениях людей можно найти два довольно далеких друг от друга утверждения:

  • Совершенно очевидно, что люди в основном понимают движущие ими силы, но не всегда хорошо управляют ими. Они хотят быть хорошим, внимательными и т.д.
  • Поведение людей могут объяснить довольно сложные теории, но их трудно формализовать.

Между этими двумя точками видимо и содержится полезная информация, которая может быть применима на практике, хотя это не всегда очевидно. Частые ошибки в понимании мотивов людей вызывают большинство конфликтов и эмоциональных расстройств.

Семь правил

Здесь семь правил, о которых я говорю. Конечно, это не исчерпывающий список, или наоборот, эти семь правил можно как-то свести к трем, более существенным. Однако семь – хорошее число.

Правило 1: Не ищите злой умысел в том, что можно легко объяснить тщеславием

Люди не беспокоятся и не думают о вас. Это не потому, что они являются низкими или вредными, но просто потому, что они главным образом сосредоточены на себе.

Большая часть мыслей и устремлений человека направлена на него самого. Его цели. Его проблемы. Его чувства. Гораздо меньшая часть его внимания направлена в сторону отношений и как они его затрагивают. Что друг думает обо мне? Как начальник оценил мою работу?

И совсем незначительное внимание человек уделяет сочувствию. Сочувствие - редкий случай, когда один человек переживает эмоции и проблемы другого человека. Вместо того, чтобы спрашивать себя, что друг думает обо мне, я спрашиваю себя, о чем думает друг.

Этот небольшой процент внимания распределяется между множеством людей, которых они знают. В результате каждый из нас занимает в умах других людей значение, близкое к нулю. Даже если вы есть в мыслях другого человека то это, скорее, касается ваших взаимоотношений, но не вас лично.

Что это означает?

  • Разного рода смущения и стеснения не имеют смысла. Так как другие сосредотачивают совсем незначительную часть своих мыслей на вас, гораздо важнее ваша самооценка.
  • Люди, которые кажутся низкими или вредными, обычно не делают этого преднамеренно. Конечно, есть исключения, но чаще всего обиды, которые вы получаете от них, это побочные эффекты, но не были главными причинами их поступков.
  • Взаимоотношения – это то, что нужно поддерживать. Не ждите, что они будут складываться сами собой.

Правило 2: Социальное поведение редко бывает очевидным

В основном это правило означает, что большая часть намерений, стоящих за нашими действиями, скрыты. Если человек чувствует себя подавленным или сердитым, обычно результирующее поведение искажает его истинные чувства. Если я чувствую, что вы пренебрежительно обращаетесь со мной, я могу сдержать себя сейчас, но проигнорировать вас позднее.

Человек может сказать «прекрасно», испытывая при этом противоположные чувства.

Отсюда, для того, чтобы быть эффективным, вам нужно не просто слышать человека, но и сосредоточиться на том, что он чувствует. Демонстрируйте доверие, создайте раппорт, пробуйте понемногу учиться этому. Сосредотачиваясь на сочувствии, вы скорее сможете понять другого человека и решить возможную проблему.

Другое приложение этого правила – чаще всего никто не знает о том, что вы чувствуете. Так что не сердитесь, когда люди не понимают вас.

Правило 3: Поведение в значительной степени диктуется эгоистическим альтруизмом

Сказать, что каждый совершенно эгоистичен, будет преувеличением. Конечно, существуют акты доброты, жертвенности и любви. Но большинство (не все, но большинство) поступков исходят из принципов эгоистического альтруизма.

Эгоистический альтруизм - это когда помощь вам прямо или косвенно приносит пользу мне. Здесь несколько примеров, как это применяется:

1. Сделки - Если я покупаю автомобиль, и я и дилер получаем какую-то выгоду. Я получаю автомобиль, который хочу. Дилер зарабатывает деньги, чтобы улучшить свою жизнь. Это преобладающая форма эгоистического альтруизма, которая не имеет эмоциональных связей.

2. Семья - Мы устроены так, чтобы склонны защищать людей, связанных с нами узами родства. Иногда это правило может переходить на близких друзей и любимых.

3. Статус - Помощь кому-то - признак силы. Люди могут предлагать свою помощь, чтобы повысить самооценку и репутацию.

4. Предполагаемая взаимность - Такие отношения могут быть основаны на идее, что если я помогу вам однажды, когда-нибудь вы поможете мне.

Иногда поведение находится вне этих категорий. Поступки могут быть совершенно бескорыстными. Но их меньшинство, тогда как большинство действий можно объяснить некоторой формой эгоистического альтруизма.

Как можно применять это правило? Вы можете понять мотивы людей и обращаться с ними, как с эгоистичными существами. Найдите способы помочь людям. Не ожидайте, что они предложат вам помощь вне эгоистичного альтруизма. Это, конечно, возможно, но маловероятно.

Правило 4: У людей не очень хорошая память

Человек почти наверняка очень быстро забудет имя другого, представившегося ему человека. Люди редко помнят детали событий уже через несколько дней. Люди скорее помнят сходства, чем отличия.

Люди забывчивы по своей природе, поэтому не принимайте за умысел или незаинтересованность, если кто-то о вас забыл. Другая сторона этого правила - вы можете демонстрировать надежность своей памяти, либо развивая ее, либо используя какие-то технические системы запоминания.

Правило 5: Каждый эмоционален

Возможно это преувеличение. Но в целом люди имеют тенденцию испытывать более сильные чувства, чем они проявляют внешне. Люди, регулярно демонстрирующие вспышки гнева, депрессии или энтузиазма, осуждаются большей частью общества. Это особенно относится к мужчинам.

Как следствие не нужно думать, что все прекрасно только потому, что ни у кого нет нервного срыва. Чтобы быть эффективным и вовремя предугадывать проблемную ситуацию нужно быть чувствительным к подводным течениям человеческого состояния.

Дополнительно можно сказать, что люди будут предполагать, что с вами все прекрасно, если только вы явным образом не продемонстрируете обратное.

Правило 6: Люди одиноки

Это кажется широким обобщением. Но удивительно, сколько людей, которые, кажется, имеют многое, страдают от одиночества. Как социальные существа, люди особенно чувствительны к любым угрозам лишиться общества. Одиноким можно быть даже окруженным множеством людей.

Поскольку одиночество является довольно обычным делом, в этом смысле (одиночества), вы никогда не будете одни. Если же серьезно, проявляйте внимание к интересам других людей, может вы обнаружите точки соприкосновения с вашими интересами. С другой стороны, другие люди вряд ли самостоятельно узнают ваши интересы, если вы им об этом не расскажите.

Правило 7: Люди погружены в себя

Это в чем-то походит на повторение правила номер один. Такие факты, что люди склонны быть чрезвычайно заинтересованными только собой, что они часто одиноки, что они более эмоциональны и чувствительны, чем делают вид, дают нам пищу для размышления и повышения своей эффективности.

Я люблю оптимистические, но вместе с тем реалистичные представления о людях. Люди в целом стараются изо всех сил, но делают ошибки и страдают от непреднамеренного эгоцентризма. Другими словами, они в основном походят на вас. опубликовано

Андрей Ложников