Объективные и субъективные факторы воспитания педагогике. Какие факторы влияют на процесс воспитания человека

На процесс воспитания влияют различные факторы, обусловленные объективными и субъективными причинами, а также особенностями социально-экономического развития общества. Те или иные факторы влияют на содержательные в, формы, средства и методы воспитанияя.

. Объективные факторы - это особенности строительства независимой Украины, возрождения национальной самобытности украинского народа, особенности развития производственных отношений, средств производства, развитие хозяйства на зас садах рыночных отношений, расширение границ частной собственности, расширение масштабов общения с гражданами других стран, особенности социально-экономического развития, влияние урбанизации, природную среду высш.

. Субъективные факторы - это социально-педагогическая деятельность семьи, деятельность общественных организаций, а также учебно-воспитательных учреждений (детских яслей и садов, общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, позашкиль ьних воспитательных учреждений) в лице их работников, целенаправленная деятельность средств массовой информации (литература, кино, телевидение и др.), учреждений культуры и искусства (театры, музеи и т.д.).

135. Какие философские концепции положен в основу различных систем воспитания?

В разные времена в разных странах в зависимости от доминантных по * треб социума применялись различные воспитательные парадигмы (рис 36)

Рис 36. Концепции воспитания

. Концепция (от лат соnсерtио - совокупность, система) - это система взглядов на те или иные явления и процессы, способ понимания, толкования явлений или событий, основная идея любой теории. Концепции формируются в зависимости е ид особенностей развития в том или ином обществе социально-политических тенденций. В истории развития общества выделялись различные концепции воспитания. Остановимся на тех из них, которые получили более или менее четкое определение в XX вX ст.

1. Неопрагматизм (прагматизм) (от гр ргаhma - действие, деяние) - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому ценность понятий, суждений, других знаний об объектах окружающей действительности определяются практическими последствиями для человека действий, основанных на этих знаниях. Прагматисты абсолютизируют практическое назначение человеческого познанияня.

2. Неопозитивизм (позитивизм ) игнорирует мировоззренческие аспекты научных знаний, подносит к принципу плоский эмпиризм. Сторонники этой концепции принижают роль теоретических знаний, отрицают объективные законы морали, обусловленность их х особенностями национального развития, социальными потребностями.

3. Экзистенциализм (от лат existentia - существование) - субъективно-идеалистическая течение в философии XX века. Экзистенциализм противопоставляет человеку общество как нечто враждебное, разрушает внутренний мир индивида, его свободу. Ко олектив как компонент общества объявляется врагом индивида, поскольку стремится якобы превратить его в"стадное животное", нивелировать членов общества. Моральные нормы экзистенциалисты рассматривают как продукт"саморефлексии", как выражение абсолютной"свободы воли"за любыми требованиями общественной целесообразностими вимогами суспільної доцільності.

4. Неотомизм (томизм ) является философской доктриной католицизма, которую начал в XIII в итальянский религиозный деятель. Фома. Аквинский (Тома - Tomas). Усилиями. Ватикана с середины XIX в томизм возрожден в форме неотомизма в, который как католическая философия претендует на теоретическое осмысление проблем образования и воспитания от имени всего христианства. Неотомисты видят"кризис современной цивилизации"(особенно в области духовнос е) в том, что люди отошли от религиозной морали, порвали свое бытие с. Богом, заботятся только о личных земные потребности. Они убеждены, что вне веры в. Бога, вне религии не существует полноценной моральн ости. Нравственно-духовное воспитание основывается на религиозной этике. Поэтому выход человечества и человека с"духовного кризиса"сторонники неотомизма видят в возвращении в лоно религийу поверненні в лоно релігії.

5 монархически-религиозная концепция была доминантной в царской. России и других государствах с монархическим строем. В основе ее лежали три постулата: служение церкви, монарху и отечеству. Поэтому вся система воспитания была направлена??на форми. Ання у сограждан морально-духовных качеств, отвечающих этим основным постулатам: послушание, смирение, кротость, готовность принести себя в жертву царю,. Богу и отечеству монархической религиозно а концепция не способствовала развитию демократии, была тормозом формирования свободной личности, насаждала тоталитаризмаизм.

6. Тоталитарно-классово-партийная концепция лежала в основе организации общественной жизни граждан в тоталитарных государствах XX в (Советский. Союз, фашистская. Германия,. Испания суток франкизма и др.). На ее основе насаждалась классово-партийная мораль, которая игнорировала общечеловеческие морально-духовные ценности, не учитывала национальных особенностей, природы человека. Угрожающего распространение получили тоталитаризм, так называемое"казарменного воспитания", которые обусловили морально-духовное нивелирования личности, целенаправленная работа по социальной селекции с целью"выращивания"нового вида человека -"Homo sapiens"с психологией манкуртов, людей без собственности ного"Я", послушными винтиками гигантской машины, в которой систематически осуществлялся духовное и физическое геноцычно здійснювався духовний і фізичний геноцид.

7. Концепция демократически национального воспитания полно соответствует природе человека и его стремлению к свободному развитию и полноценной жизни. В ее основе лежат несколько постулатов: овладение и послуговування общечеловеческими морально-духовными и ценностями, сохранение и развитие духовных достижений своего народа, уважительное отношение к другим народам, признание власти законов, демократизм общественно-общественных отношений, создания оптимальных условий д ля всестороннего развития личности с учетом ее потенций, интересов и потребностиб.

Каждую из названных концепций вряд ли можно встретить в автономном рафинированном виде в системе воспитания той или другой страны. И все же с постепенным крушением тоталитарных систем, возвращением человечества в от насилия технократических воздействий в демократических отношений все шире позиции завоевывает концепция демократически национального воспитанияя.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
- обстоятельства биографии;
- культурная традиция, социальный и профессиональный статус;
- особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе .

Взаимодействие и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и . Сегодня становится все более общепризнанным, что человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.

Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:
- адаптация - приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;
- индивидуализация - появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;
- интеграция - появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
- изменение себя («стать как все»);
- конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять - четырнадцать лет) - индивидуализации. Для юности (пятнадцать - восемнадцать лет) - интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:
- имущественное расслоение в обществе;
- подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;
- гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;
- рост имущественных правонарушений у детей;
- вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:
- в результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;
- слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные - засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;
Моральные - произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».
Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Воспитание трудно подвергается анализу. Причина тому кроется в огромной сложности механизмов образования воспитанности и невозможности предугадать результат. Тем не менее, можно выделить факторы, которые обуславливают течение и эффективность воспитательного процесса.

Факторы воспитания

Определение 1

Фактором называют причину, влияющую, тем или иным образом, на воспитание.

Факторы воспитания бывают 2 -х видов: объективные и субъективные.

Определение 2

Объективные факторы – это такие причины, которые не зависят от воспитанника.

Примерами объективных факторов служит следующее:

  • Место рождения;
  • Среда обитания;
  • Природа и климат;
  • Традиции и господствующие нормы в обществе.

Данные факторы предопределяют стержневые черты человека такие, как национальность, раса, религиозная направленность. Поменять что-то в действии объективных факторов воспитания почти не представляется возможным.

Субъективность воспитания

В остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.

Определение 3

Субъективные факторы – это причины, зависящие от самого воспитанника и его учителей, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений.

Субъективный фактор – это, в частности:

  • Склонность ученика к воспитанию и его умения воспринимать воспитательные влияния;
  • Направленность воспитанника;
  • Стремления, желания и намерения воспитанника;
  • Личностные интересы воспитанника;
  • Духовная связь между воспитанником и учителем;
  • Взаимодействие учителей и воспитанников;
  • Воспитательная система;
  • Непосредственная деятельность воспитателей;
  • Организация процесса воспитания;
  • Педагогические программы воспитания;
  • Морально-психологический настрой в коллективе.

Сильно влияет на воспитательный процесс воспитуемость ученика. Дети с высоким показателем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, прислушиваются к советам воспитателя. Все это сказывается на правильном использовании и преобразовании усвоенных способов социального поведения в жизни и существенно поднимает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у детей проявляется в их закрытости для развития, нежелании прислушиваться к рекомендациям педагога. У плохо воспитуемых детей затрудняется ориентировка в новых условиях среды.

Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.

Определение 4

Воспитательная система – это комплекс связанных компонентов, который развивается в пространстве и во времени. Компонентами воспитательной системы являются: цели, общая деятельность людей, сами люди как субъекты воспитательной деятельности, среда, человеческие отношения.

В современных условиях повышается роль личности воспитателя и его влияния на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, как главный генератор духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Лишь многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий рождает проблему эффективности. Актуальность данной проблемы растет по мере взросления ученика, параллельно растет и его рационально-критическое отношение к окружающей среде и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. На силу воспитательного воздействия влияет не его направленность, а то, кто и каким образом его осуществляет. Вот почему, первостепенным фактором эффективности процесса воспитания становится личность педагога.

Субъективные факторы достаточно переменчивые, непостоянные. Причем их действие может достигать довольно большой силы. Субъективные факторы появляются и воздействуют зачастую ситуационно, за короткий промежуток времени. Их применение в педагогической деятельности требует высокого педагогического профессионализма. В каждой конкретной ситуации сложный характер воздействия объективных и субъективных факторов, цели воспитания накладывают на воспитательный процесс свой неповторимый отпечаток.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Факторы воспитания

Воспитание анализировать достаточно сложно. Причина заключается в невероятной сложности механизмов образования воспитанности, а также в невозможности предвидеть результат. Постепенно все же выделяются факторы, обусловливающие течение и эффективность воспитательного процесса.

Определение 1

Фактор – это причина, влияющая, так или иначе, на воспитание.

Выделяют объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным факторам относятся те, которые не зависят от воспитанника. Таких факторов немного: место рождения, природа и климат в которых происходит развитие, среда обитания, традиции и господствующие нормы в обществе. Эти факторы определяют стержневые признаки человека: национальность, расу, религиозную направленность. Изменить что-либо в действии объективных факторов воспитания практически невозможно.

Субъективность воспитания

В остальном воспитание обладает ярко выраженной субъективной направленностью. К субъективным факторам относятся причины, которые зависят от самого воспитанника и его педагогов, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений. Среди таких факторов можно выделить:

  • личностные предпочтения;
  • склонность воспитанника к воспитанию и его способность воспринимать воспитательные влияния;
  • направленность воспитанника;
  • стремления, желания и намерения воспитанника;
  • воспитательная система;
  • непосредственная деятельность воспитателей;
  • организация процесса воспитания;
  • педагогические программы воспитания;
  • духовная связь между воспитанником и воспитателем;
  • взаимодействие воспитателей и воспитанников;
  • морально-психологических климат в коллективе.

Огромное влияние на процесс воспитания оказывает воспитуемость воспитанника. Дети с высоким уровнем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, следуют советам педагога. Все это приводит к правильному использованию и преобразованию усвоенных способов социального поведения в жизни и резко повышает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у ребенка проявляется в его закрытости для развития, нежелании прислушиваться к педагогу. У таких детей затруднена ориентировка в новых условиях жизнедеятельности.

Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.

Определение 2

Воспитательная система - комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающийся в пространстве и во времени. В качестве компонентов системы выступают: цели, совместная деятельность людей, сами люди в качестве субъектов воспитательной деятельности, среда, отношения.

Велика роль личности педагога и его влияние на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, являясь главным генератором духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Только многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий порождает проблему эффективности. Актуальность этой проблемы возрастает по мере взросления воспитанника, параллельно возрастает и его рационально-критическое отношение к окружающему миру и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. Сила воспитательного воздействия зависит не от его направленности, а от того кто и каким образом его реализует. Поэтому основным фактором эффективности процесса воспитания является личность педагога.

Замечание 1

Субъективные факторы очень переменчивы, непостоянны. При этом их действие может достигать достаточно большой силы.

Субъективные факторы возникают и оказывают воздействие чаще всего ситуационно, в коротком временном промежутке. Их использование в педагогической деятельности требует высокого педагогического мастерства. В каждом определенном случае сложное сочетание объективных и субъективных факторов наделяет воспитание своим неповторимым характером.

купить ремешок силиконовый для часов по низким ценам