Сущность этнокультурного воспитания детей и подростков как социально-культурного феномена. Этнокультурная традиция нравственного воспитания школьников Воспитание этнической культуры школьников средствами литературы

Консультация для воспитателей.

Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Старший воспитатель Андреянова А.М.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

В Федеральном законе от 29.12.2012г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства… К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…».

В «Национальной доктрине образования в РФ » также говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».

17 октября 2013 г. Приказом Министерст ва образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса.

Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Г.Н.Волкова , приобщение к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Работа с материалом этнопедагогических традиций бурятского народа повышает этническое самосознание детей, обогащает ассоциативную память, способствует культурному росту и расширению кругозора.

Геннадий Никандрович Волков сформулировал "золотое правило" этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".

Таким образом , этнокультурный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в нашем регионе; во-вторых, основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;
  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.

История Курумканского района, села Курумкан, Республики Бурятия, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей знаниями по истории родного села, района, республики, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

Богатейшие материалы по истории нашего села, района и республики собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление района.


Сегодня говорить о нормальном процессе нравственного и патриотического воспитания школьников невозможно без применения культурно-этнических воспитательных способов. Поэтому в дошкольных и школьных учреждениях начали уделять должное внимание вопросам изучения истории развития народов и обычаев демоса, приобщая детей к родникам мудрости той или иной нации с целью превращения их в носителей культурных ценностей каждой народности.

Не приходится сомневаться в высоком потенциале культуры этноса, который способствует стабильности и прогрессивному общественному формированию.

Наилучшие человеческие свойства могут формироваться только на основе исследования этнического языка, символики этноса, фольклора, обычаев и иных духовных сокровищ.

Этнокультурное развитие предусматривает комплексный подход в вопросах передачи детям национальных достоинств, который позволит положительно воздействовать на все виды воспитательного процесса.Вопросы изучения множественных этнокультур, сегодня интересуют педагогов всей страны. Ведь, школа является учреждением, которое осуществляет главенствующую часть работы по личностному формированию учащихся.
Учебная работа обязана основываться на принципах последовательности, доступности, и сотрудничества. Изложение материала в форме сказок, игры, путешествий и соперничества послужит неплохим эмоциональным фоновым элементом.Многолетний опыт предлагает учителям всё новые проблемные вопросы и способы их разрешения.

Сложно переоценить педагогические возможности таких жанров, как фольклор и сказки. Здесь изучаются положительные примеры народных героев. На основе этих жанров формируются представления об уме, добре, героизме, поведенческие нормы.

Немалый интерес представляют и многие другие жанровые типы – поговорка, песня, басня и пословица. Все они ценны для педагогической деятельности и служат существенными источниками педагогики.
Все школьные предметы, будь то история, чтение, география или естествознание смогут послужить приобщению учащихся к народному творчеству, роли народностей в историческом развитии, их символике, природным особенностям края. Немалым потенциалом в воспитании служит искусство изобразительное и привитие любви к труду.

Национальным видам искусства детей надлежит приобщать не только во время уроков, но и во внеурочное время.

Привитию детям чувства патриотизма способствует, также, краеведение. Ведь только здесь имеется обширный наглядный материал, оказывающий эффективное воздействие на сознание и чувства детей.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Издавна на Руси существовали разные обычаи и праздники, которые прочно вошли в быт нашего народа. Их нельзя отменить и вытеснить из сознания людей, ведь русский народ - особенный народ и у него всегда было много традиций.
В своей статье хочу рассказать о том, что развитие личности ребёнка, его моральное и нравственное и духовное становление происходит с приобретением им общественно-исторического опыта.
Как известно, этот бесценный опыт накоплен ещё с древних времён и передаётся из века в век, отражаясь в народных традициях.
Народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречён на гибель. Возрождение России – это возрождение русских народных традиций и народного творчества.
К.Д. Ушинский говорил: «Мудрость предков - зеркало для потомков».
И это действительно так, ведь без большого корня древа не бывает. С раннего возраста детям необходимо прививать любовь к родной земле, к народному творчеству.
Значение этнокультурного воспитания детей в современных условиях очень велико.
Работая с детьми в системе дополнительного образования мной накоплен большой опыт именно по такому воспитанию подрастающего поколения. Именно такое воспитание помогает нашим детям понять духовное богатство России, сформировать свою гражданскую позицию и определить морально-нравственные нормы поведения в обществе.
В своей работе с детьми стараюсь вносить элементы этнокультурных компонентов практически во все мероприятия Как это можно сделать родителям?

1. Читать детям русские народные сказки, такие как «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба». Эти сказки несут в себе большое духовно-нравственное значение, пробуждают в детях такие чувства как честность, трудолюбие, стремление к добру и милосердию, учат любить свой народ, землю на которой родился, раскрывают самобытность, поэтичность и духовное богатство нации и её культуры.

2. Изучать народные игры и забавы, пословицы и поговорки, отгадывать загадки о явлениях природы и о предметах крестьянского быта. Общаясь с детьми рассказывать ко том как раньше жили наши прабабушки и прадедушки.
3. Посещать с детьми концертные программы на которых выступают фольклорные коллективы.

Обязательно посещать с детьми мероприятия, посвященные русским народным праздникам. Как известно, самый любимый народный праздник в нашей стране это - Масленица.

Здесь дети могут поиграть, повеселиться, покушать блины, спеть частушки. Дети являются не только пассивными зрителями, но и активными устроителями праздника участвуя разных играх, конкурсах, состязаниях.

Такие праздники целенаправленно приобщают детей к истокам народной культуры, в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной формируют у детей представления о русских традициях.

Всем родителям необходимо помнить о том, что наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Этнокультурное воспитание приобщает детей к истории и культуре России, к её народным традициям. А приобщение детей к изучению своих народных традиций содействует формированию их эстетических и нравственных идеалов.

Благодарю всех за внимание.

этнокультурное воспитание школьников

Овчаренко Н.Е.

Успехи человечества зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако современное мышление еще настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как - то, что заключено в нём самом.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле.

Формирование этнокультурной компетенции – одна из главных целей профессиональной деятельности педагога, каждое занятие должно быть нацелено на изучения прошлого, настоящего и нахождение точек культурного развития нации.

– развитие образовательной системы, основанной на ценностях и традициях русской культуры;
– формирование воспитательной системы на основе культурных традиций русского народа и становления гражданского сознания; национального «культуротворчества», способствующего:

– участию обучающихся в социально-значимой деятельности;
– интеграции этнокультурных эффектов, получаемых в процессе дополнительного образования личности в социуме;
– взаимодействию с социокультуными учреждениями села;
– фокусированию всей образовательной деятельности в целевом стратегическом направлении и системном развитии учреждения.

Образовательный процесс, базирующийся на традициях и ценностях русской народной культуры, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в социуме и семье.

Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, но и получением эффекта включения личности в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека только тогда, когда расширяется круг его познания и общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине.

Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность ориентироваться на личность ребенка. Однако много возникает вопросов, чтобы учащиеся материал о народной культуре не воспринимали как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном отношении к природе, обществу и к себе?

Сейчас многие находятся в поиске системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной культуры учащихся, включающей бесценный опыт народных традиций. Я в настоящее время пришел к выводу, что к таким методическим подходам следовало бы отнести:

· изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;

· систематическое, целенаправленное обращение к содержанию местных народных традиций;

· раскрытие содержания нравственных понятий через народные традиции, для понимания учащимися экологических ценностей своего народа;

· индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность.

Русская культура природосообразна по своей сущности, соответствует экологическим принципам и законам, гуманистична, патриотична, обладает высоким воспитательным потенциалом.

Высокая духовность, активная гражданственная позиция, патриотические чувства нынешнего молодого поколения будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолением её нынешних бед и невзгод. Все это возможно лишь в том случае, если наши люди будут помнить и чтить лучшие традиции прошлого, передавая их будущим поколениям.

Работа построена на воспитание следующих принципов:

Принцип «Чти свои корни» - земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет. Помни, как относились твои предки к земле, природе. Знай традиции и историю своего края.

Принцип « Люби свой край ». Изучайте и любите историю и природу своего края.

Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни нематериальное.

Принцип единства – все мы являемся частью общества и частью природы.

Принцип смирения – мы представляем собой человека как ценный, однако не более важный, чем другие виды. Живые существа, включая человека, имеют свою значимостью.

Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.

Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с обществом и природой.

Принцип « Непосредственный опыт лучший учитель» - чтобы любить и понимать самого себя, общество и природу, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие традиций родного края, взаимоотношений в обществе и природе, компонентов природы.

Комплекс мероприятий позволяет решить сложнейшую задачу синтеза логического и образного познания. Это достигается путем применения нестандартных форм получения теоретических знаний в тесной взаимосвязи с практической работой. Активное познание достигается благодаря большой самостоятельной работе учащихся в исследовании состояния окружающей среды и социальной сферы. Основная задача, которых заключается в том, что на естественных объектах показываются взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Это дает реальную и достоверную информацию о состоянии природных и антропогенных систем, что подвигает учащихся принять посильные практические меры по устранению недостатков, развернуть пропагандистскую работу среди населения.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа открывает путь к сердцу школьника.

Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.

Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, вернее начали возрождаться. Когда мы захотели возродить эти традиции, мало кто имел правильное представление о колядках и щедровках. Посредством детей мы записали несколько колядок и щедровок, узнали, как и зачем совершались они. Поэтому сейчас у нас совершаются эти старинные крестьянские обряды - хождение по домам с поздравлениями и песнями.

Уже стал традиционным праздник «Жаворонка», когда дети с печеными жаворонками выходят закликать жаворонков и весну, играют в те игры, в которые играли их предки, поют те песни, которые пели раньше во время этого праздника.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал необходимо широко использовать в обучении и воспитании учащихся. В современных условиях это особенно важно, когда обоснованно, а зачастую и необоснованно наш русский язык засоряется иностранными словами.

Элементы русского народного творчества я часто использую и на занятиях. Ведь как можно лучше изучить тему, об охране почвы, не вспомнив отношение к ней наших предков. При изучении темы охрана растений и животных включить материал об отношении наших предков к сбору растений, к охоте, их бережному и обоснованному использованию растений и животных. При изучении загрязнение и охрана вод существует необходимость напомнить, что отношение наших предков к воде, к родникам было особенное. Ведь вода считалась даром природы, осквернив родник, человек терял всякое уважение к себе. Использование при этом различных поверий, сказаний придает особенный смысл. Это не занимает много времени, но помогает дополнить и расширить основной материал. Данный прием позволяет и развитию чувства ребёнка. На уроке создается атмосфера творческого поиска, высокого эмоционального тонуса. Это не самоцель, не украшение, а необходимое условие получения знаний, которые становятся убеждениями.

Традиционными стали мероприятия, где в совокупности встречаются и элементы современности, и элементы прошлого. Так совсем недавно прошло воспитательное мероприятие, которое называлось « Это моя земля». При проведении использовался краеведческий материал, собранный учащимися, об отношении наших предков к земле, к хлебу. На данное мероприятие были приглашены люди имеющие отношение к земле, к хлебу. Это бабушки, дедушки и родители учащихся. Поднимались вопросы отношения наших предков к земле, как они ее ценили и дорожили ней, почему люди всегда говорили: «Земля матушка, хлеб батюшка».

Рассмотрели, как и чем, наши предки обрабатывали землю, какие поверья были связаны с этим. Рассказ учащихся был дополнен бабушками и дедушками. Учащиеся познакомились с рецептами выпечки хлеба раньше не только теоретически, но и попробовав на вкус.

Мероприятие было закончено словами: «У каждого из нас, помимо огромной земли, являющейся для всех общей родиной, где на ее просторах должен быть, пускай небольшой кусочек или краешек, который был бы тебе и ближе, и роднее, и понятнее других, то есть тот милый, любимый уголок земли, к которому ты прирос, прикипел сердцем, душой своей. Как в крохотной капельке утренней росы на травяном листочке могут отразиться и земля и небо, и солнце, и все, что на этой земле и на этом небе, так и в жизни наших земляков можно увидеть всю Россию.

Это счастье жить на своей земле, радоваться жизнью, радоваться каждому солнечному дню, каждому дуновению ветерка, каждой капельке дождя.

Так будем же чтить, и помнить нашу родную землю, которая хранила, согревала и кормила наших предков, которая хранит, согревает и кормит нас, которая будет хранить, согревать и кормить наших потомков.

Нужно жить так, что бы каждый из нас мог сказать: «Это моя земля». Это мероприятие явилось большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость.

Носитель русской культуры – русский народ, в течение многих веков формировался как народ- патриот – талантливый, смелый, добрый, гостеприимный, соборный (общинный), многотерпеливый, высоконравственный.

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, что является основой, средством, условием существования человека. Цель наша будет достигнута, если ребенок поймет, что для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа – союзник. В этом контексте ведется природоохранная практическая работа школьников по различным направлениям:

Экологические рейды по защите и улучшению природной среды (очистка родников, рейды по охране редких растений, первоцветов и др);

Выступления с экологическими агитбригадами, устными журналами по выявленным недостаткам и профилактике экологических нарушений, пропаганде красоты и неповторимости родного края, перед жителями села, работниками производственных подразделений, учащимися школы;

Выпуск стенгазет, бюллетеней, съемки видеофильмов о красоте родного края и его экологических проблемах.

В одной из творческих работ детского коллектива - фильме « Мой край родной», который начинается с легенды о символе Вейделевского района – воронце (пионе узколистном). Эта легенда рассказывает о русских воинах защищавших родную землю, мы видим степи и холмы нашего края. Далее фильм переносит нас к лесу и идущей девушке, в исполнении которой звучит песня о России. Девушка наклоняется и на воду пускает венок из цветов – символ красоты, жизни и надежд. И вот мы видим бегущую маленькую девочку по нескончаемой проселочной дороге под слова песни «С чего начинается Родина?», а затем нас фильм приводит к роднику – символу родины, символу чистоты души. И вот на фоне голубого неба мы видим сначала купол, а затем и храм. На нас смотрят лики святых, как - бы призывая нас сохранить свой родник, свой род, свою родину, свою веру в добро.

Я, уверен только, сохраняя народную культуру, свой язык мы сохранимся как великий народ, сохраним родину, сохраним язык. К.Г. Паустовский говорил: « …есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. …Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство».

Этнокультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждении дополнительного образования. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Построение воспитательной системы с учетом национальной специфики, включение средств народной художественной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности участников образовательного процесса (овладение технологией использования традиций национальной педагогики, организация многоуровневых форм культурно-просветительской деятельности), использование средств народной педагогики дают возможность создания целостного воспитательного процесса, столь необходимого в современной социальной обстановке.

На основе проведенного анализа исследований по интересующей нас проблеме, изученной литературы, мы определяем, что этнокультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждении дополнительного образования. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Построение воспитательной системы с учетом национальной специфики, включение средств народной художественной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности участников образовательного процесса (овладение технологией использования традиций национальной педагогики, организация многоуровневых форм культурно-просветительской деятельности), использование средств народной педагогики дают возможность создания целостного воспитательного процесса, столь необходимого в современной социальной обстановке.

Этнокультурное воспитание, развиваясь в рамках психолого-педагогических и социальных концепций, рассматривается нами как целенаправленный процесс в условиях образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей. В основе данного процесса лежит освоение дошкольниками образовательной программы, основанной на региональных традициях. Основными задачами этнокультурного обучения и воспитания мы определяем:



– создание особой образовательной среды (отличной от обычной);– формирование общей культуры личности;

– приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов фольклорной деятельности;

– развитие музыкальных и художественных способностей;

– совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса.

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал . В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких сочетаниях как: Волга-матушка, мать сыра земля, хлеб-батюшка, дуб-батюшка и др. Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных развлечений, в повседневном труде.



Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» .

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ. Особое место в народной педагогике отводится труду, в процессе которого у ребенка развивается не только физическая сила, но и смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщение к труду происходит постепенно: от подражания взрослым и простого исполнения поручений – к самостоятельному планированию и выполнению. При этом этнотрудовые традиции выступают в качестве средства профессиональной ориентации молодого человека.

Воспитательные традиции существуют на протяжении более двух веков. За столь продолжительное время сформировалась устойчивая система воспитания, организуемая в соответствии с необходимостью усвоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, наследованием и преемственностью заветов предков, традиций и обычаев. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных воззрений, регламентировали выбор форм и методов воспитания. Обычаи предоставляли конкретные образцы поведения, формировали социально значимые качества, такие как дисциплинированность, ответственность, честность, стремление к самореализации и самоутверждению в общественно-полезной и трудовой деятельности. Обряды, в свою очередь, выступали как элементы проявления традиций и обычаев, связанных с социальной практикой закрепления нравственных норм, категорий зла и добра, справедливости и несправедливости, понятия долга и чести.

Происходившие преобразования древнего общества модифицировали устаревшие традиции, вводя в практику воспитания новое, прогрессивное. В этих условиях трансформации особую значимость начинают приобретать выдвижение в центр проблем народной педагогики, отдельно взятой личности, поиск методов и форм развития таких нравственных и социально значимых качеств, как доброта, отзывчивость, чистосердечность, ответственность, человеколюбие и др. Исходным пунктом педагогической мысли являлось осознание противоречия между новыми потребностями времени и состоянием людей, вышедших из первобытного общества. В этих условиях передовые мыслители и педагоги взяли на себя задачу сделать этот процесс управляемым в соответствии с новыми идеологическими и нравственными установками проводимой культурной политики.

Несомненным являлось влияние гуманистических традиций народной жизни, обрядов. Противопоставляя мудрость, духовность, ценностные позиции, выраженные в фольклоре, во всем укладе народной жизни и обрядах, просветители проводили идею об обязательной свободе личности, равенстве всех людей, их инициативности и самодеятельности, творческой самореализации в практической деятельности, независимо от их происхождения. Так, Иван Федоров и Петр Мстиславец писали: «Всем равно даны солнце, луна, звезды, земля. Равно сияет солнце на всех, так же и дождит. И всякие блага достаются всем… и плоды земные» . Согласно позиции И. Пересветова к определению основ патриотического воспитания, только свободная личность способна стать защитником своего Отечества: «Порабощенный человек срама не боится, а чести себе не добывает» . Выбираемые способы воспитания и обучения были направлены на удовлетворение потребности языческих верхов и религиозно культовые потребности появляющихся христианских общин. В летописи мы находим свидетельства тому, что Владимир создал школу для детей – «нарочитой чади» – придворной знати, бояр, дружинников, городской аристократии. Именно этой знати нужно было «книжное учение» для осуществления внутренней и внешней политики развивающегося феодального государства. Дворцовая школа «книжного учения» была государственным заведением господствующего класса феодалов. В этих условиях народная педагогика, выраженная в поэтических формулах и бытовой обрядности, выступала средством выражения важных истин, регулирующих общение с окружающими, гуманизацию межличностных отношений .

Реализация культурной политики в древнерусском государстве требовала переосмысления роли образования в укреплении государственной власти. Проводимые в жизнь преобразования морального характера через призму воспитания и образования были основаны на опыте предшествующих поколений, соблюдении сложившихся традиций, примере старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в ее формировании, определении средств и способов воспитания нравственного поведения подрастающего поколения. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха значительное место отводится приучению молодых людей к соблюдению общечеловеческих норм, которые он считает ориентирами личного и общественного поведения подрастающего поколения в обществе: повиновение старшим, уважение равных себе и младших, верность данному слову, предоставление защиты слабым, умение подавлять гнев и творить добро, проявление сочувствия чужому горю, отрицание лености. Соблюдение молодым поколением перечисленных нравственных правил является критерием достижения истинной воспитанности .

В «Наставлении о детях» князя владимирского Константина также предпринята попытка выделить круг нравственных качеств, которые должны составлять основу воспитания детей: быть способными на добрые дела, воздерживаться от гнева, ярости, неоправданных желаний, не слушать наветов льстецов, которые думают только о своем благополучии. Средством формирования нравственности подрастающего поколения, по его мнению, выступает опыт, фактором успешности развития нравственных качеств является следование обычаям и традициям .

Одним из приоритетных направлений культурной политики современности также является сохранение культурной преемственности, охрана объектов культурного наследия народов России, возрождение традиционной культуры российской провинции. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели и стиля управления Концепции художественного образования в РФ, Концепции этнокультурного образования, разработанной авторским коллективом под руководством Т.И. Баклановой. Проект носит универсальный характер и может быть внедрен на уровне региональных и муниципальных органов управления культурой и образованием, по делам семьи, молодежи, в различных типах образовательных и культурно-досуговых учреждениях – дошкольных учреждениях, учебно-воспитательных комплексах (УВК), общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, национальных школах, инновационных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях с этнокультурным (национальным) компонентом, в системе профильного обучения, в культурно-образовательных центрах (КОЦ), библиотеках, клубных учреждениях, центрах народной культуры и центрах досуга, любительских объединениях, клубах по интересам. В реализации проекта могут участвовать различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами детей и подростков. Целью проекта является развитие целостной системы этнокультурного воспитания регионального уровня. Для достижения поставленной цели в рамках проекта выделен комплекс основных задач:

– разработка нормативов и создание механизмов финансового, материально- технического и иного ресурсного обеспечения системы этнокультурного воспитания;

– расширение состава субъектов этнокультурного воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия социальных партнеров образовательных и культурно-досуговых учреждений;

– создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере этнокультурного воспитания, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения;

– привлечение ресурсов этнокультурного воспитания в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

– оказание помощи семье в этнокультурном воспитании детей и подростков, развитие этнокультурного и психолого-педагогического просвещения родителей.

Субъектами этнокультурного воспитания выступают: дети, подростки, их родители, администрация, педагоги, методисты, штатные и нештатные сотрудники образовательных и культурно-досуговых учреждений.

При разработке и реализации социально-культурного проекта мы исходили из того, что процесс воспитания учащихся на основе традиций народной культуры подчиняется общим педагогическим закономерностям и основывается на соблюдении следующих принципов: принцип гуманистической направленности; комплексного подхода к организации этнокультурного воспитания; преемственности, систематичности и последовательности; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; эффективности социального взаимодействия; мотивации деятельности детей и подростков. Проект включает четыре программы.

1

Народная педагогика определена в научной литературе как совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал . В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В русском народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких сочетаниях как: Волга-матушка, мать сыра земля, хлеб-батюшка, дуб-батюшка и др. Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных праздников, в повседневном труде. К примеру, на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, где учились вышивать или плести кружева.

Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, ... так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» .

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ.

Особое место в народной педагогике отводится труду, в процессе которого у ребенка развивается не только физическая сила, но и смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщение к труду происходит постепенно: от подражания взрослым и простого исполнения поручений - к самостоятельному планированию и выполнению. При этом этнотрудовые традиции выступают в качестве средства профессиональной ориентации молодого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ... д-ра пед.наук.-М.,2003.-403с.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 9. – С. 92-92;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5357 (дата обращения: 21.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»