Роль семьи в социализации детей раннего возраста. Роль семьи в социализации и развитии личности

Однажды моя знакомая спросила меня, что ей делать со своим сыном, который постоянно задает ей вопрос «Любит ли она его». Как ему отвечать и отвечать ли вообще? С чем может быть связана его позиция, его сомнения в чувствах матери? Нет никаких сомнений. Просто ребенок нуждается в постоянной демонстрации родительских чувств к нему. Это самая развитая потребность у маленьких детей. Потребность в любви, понимании, принятии и признании. Конечно, есть еще потребность в самоутверждении. Ребенок ждет от взрослых признания его возросших возможностей. Но если вдуматься, то потребность в самоутверждении стоит в одном ряду с любовью и признанием. Ребенок внутренне ощущает тягу к свободе, личностному самоопределению. Достаточно вспомнить, как младенец не любит одеваться и как он активно болтает ножками, чтобы избавиться от пут, которые придумали взрослые. Содействие его усилиям постепенно формирует самостоятельность ребенка, необходимую для его социализации.

Социализация означает вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Приспособляясь к условиям, он находит социальную нишу для себя. Конечно, поначалу ему помогают близкие, старшие люди — родители, родственники, учителя. В ходе поиска подобной ниши ребенок адаптируется к окружающим его условиям и в ходе адаптации вместе со взрослыми и сверстниками приобретает собственный социальный опыт, определяющий во многом его дальнейшую судьбу.

Социализация — это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он максимально сможет реализовать свой индивидуальный потенциал. Задача родителей — помочь ему справиться с многообразием факторов социализации. Они включают непосредственно социальные условия жизни ребенка, семью как первичный институт социализации ребенка со своими бытовыми устоями и ценностными ориентациями, и микрогруппы, расположенные в достаточной близости к ребенку, — друзья, товарищи, соученики. Роль людей, занимающихся воспитанием ребенка, состоит в том, чтобы они, учитывая его особенности, создавали те условия, в которых социализирующаяся личность чувствовала бы себя комфортно.

От рождения природа наделила ребенка способностью к саморазвитию. Ему надо только предоставить для этого условия. Не ограничивать свободу и тягу к самостоятельным действиям, а поощрять и поддерживать их. Значение активности в том, что она является неким связующим звеном между биологическими и социальным факторами развития ребенка. По своей природе активность — это потребность действия. Активность — необходимый фактор развития ребенка. Различают физическую активность, которая на виду. Ребенок бегает, совершает множество движений: кричит, толкается, дерется, скачет и т. д. Если не руководить такой активностью, она приобретает катастрофические формы и может оказывать вредное влияние на развивающуюся личность, но уже с 2 — 3 лет наряду с физической активностью начинает проявляться умственная активность. Дети задают огромное количество вопросов взрослым, начинают рассуждать и анализировать полученные ответы, спорят со взрослыми и пытаются высказать свою детскую точку зрения на тот или и ной предмет разговора. И чем старше становится ребенок, тем он более активен.

Активность младшего школьника реализуется прежде всего в подражании взрослым. Его активность становится с возрастом исполнительной. Ребенок ждет указаний от взрослого о том, что и как он должен делать. Это дает возможность каждому ребенку овладевать необходимыми для жизни в обществе способами поведения. Именно этим и обусловливается та мера ответственности взрослого перед обществом за развитие ребенка. Ведь от того, какие образцы поведения продемонстрируют родители, к такому идеалу ребенок и будет стремиться. Активность ребенка может быть вызвана требованием взрослого, а может в иных ситуациях возникнуть сама, как реализация побуждений ребенка.

По мере приобретения жизненного опыта, активность детей меняется. Они не только исполняют указания, данные взрослыми, но уже становятся сами инициаторами своей деятельности. Активность становится инициативной. Ребенок пытается противостоять указаниям взрослого. Им руководит возникший к тому или иному явлению интерес, и ребенок подчиняется возникшему побуждению. В это время он ждет понимания от взрослого и принятия его активности и самостоятельности. Дети начинают спорить со взрослыми. Они проверяют сказанное, пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Ведь вся предыдущая жизнь ребенка — это накопленный им лично индивидуальный опыт, который он использует в своей деятельности.

Именно жизненный опыт учит ребенка находить в среде взрослых людей и сверстников своих «соратников». Тех людей, которые бы даже в малом понимали его позицию и жизненные устремления. Научно-технический прогресс, толкающий вперед в своем развитии любое социальное общество, к сожалению, не может «похвастаться» созданием комфортных в смысле духовной близости и понимания условий. Дефицит понимания ощущается повсеместно. И если взрослый человек может справиться с отсутствием в своем «ближнем круге» понимания его мыслей, поступков, потребностей, ребенку это не свойственно, он мучительно ищет тех, кто успокоил бы его, принял таким, каков он есть, понял его и объяснил непонятное. Жизнь нас учит тому, что понимания хотят все люди, общающиеся друг с другом. Особенно в нем нуждаются дети. Они еще не уверены в своих силах, им трудно бороться с миром взрослых, и они тянутся к тому человеку, который признает в них практически равного себе. Очень важно для взрослого научиться видеть мир глазами ребенка, понимать их тайные чаяния и надежды и помогать выражать их словами и поступками.

Дети ждут понимания каждого своего поступка. Этот, на взгляд взрослого человека, поступок непонятен. А со стороны ребенка все ясно и понятно. На самом деле дети — величайшие логики. И то, что взрослому кажется неясным, нелогичным, в понимании ребенка логично, последовательно и правильно. Попробуем проиллюстрировать наши рассуждения.

Девочка-первоклассница прибегает домой и рассказывает, что на уроке Колька стукнул ее линейкой и обозвал дурой. На вопрос мамы: «За что он тебя ударил?» ребенок уверенно отвечает: «А... потому что я ему нравлюсь!». «Странно, — отвечает мама, — когда нравятся, ведут себя иначе». Конечно, иначе... Взрослые, но не дети. Вдумайтесь, ребенку ясна логика поступка другого ребенка. Ударил, обозвал — значит нравлюсь! И действительно, а как еще в младшем школьном возрасте выразить свои чувства. Ведь эмоции переполняют ребенка, а жизненного опыта их выразить недостает. Вот и идет в ход линейка. В этом случае девочка ждет понимания со стороны родителей и обсуждения такого значительного события в ее жизни.

А вот другой пример:

У девочки-шестиклассницы появилась симпатия. Но парень, с которым она дружит, не нравится родителям. Они судят его по внешним данным, а они значительно отличаются от тех, с которыми могут смириться родители. Его одежда, прическа, браслеты на руках— все вызывает отторжение семьи девочки. Но она его ценит не за внешнее выражение, а за внутреннюю силу, убежденность, правдивость. Но в своих оценках не находит понимания среди родных ей людей. Родители запрещают ей дружить с таким мальчиком. Этот жест не только бесполезный, но и вредный. Родителям в данной ситуации необходимо подумать о том, что у дочери подростковый возраст и выражение своих чувств, мыслей, ориентаций уже другое, нежели два- три года назад. Дочка, так сказать, «ушла вперед» в своем развитии, а родители остались на месте.

Представленные примеры объединяет одно — непонимание действий ребенка. Родительская монополия на чувства, взгляды, поступки детей — самый опасный вид родительской деспотии. От родителей дети ждут понимания своих действий, своих выборов в среде сверстников и окружающих их людей. Необходимо отталкиваться не от эгоистичных родительских желаний, хотя и преподносимых как действия, направленные на благо своих детей, а от интересов ребенка. Конечно, нельзя огульно все принимать от него в качестве «манны небесной». Если воспитание было направлено на созидание и наполнено жизненными ценностями семьи, ее традициями и устоями, то ничего «криминального» ребенок не преподнесет.

Не менее важным в жизни ребенка является принятие его жизненных установок. Оно выражает положительное отношение к ребенку с учетом его индивидуальности, самобытности. А.С. Макаренко, видный педагог современности, призывал своих коллег подходить к ребенку «с оптимистической гипотезой», с верой в его потенциальные возможности в совершении того или иного дела. Если в семье царит атмосфера доверия, взаимоуважения, принятие каждого члена семьи и создание для всех комфортных условий, то в такой семье демонстрируется хорошее отношение к ребенку независимо оттого, как он справился с порученным заданием, какие результаты им получены в ходе каких-то его действий. Главное в родительской педагогике — помочь ребенку ощутить себя полезным другим членам семьи.

К примеру, он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды, и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Он полил цветы, но не так. Или очень мало, или очень обильно. Не в этом суть. Он очень хотел помочь в уходе за цветами.

И если результаты труда принимаются благодарно и этично подправляются, то это создает у ребенка уверенность в своих силах и, что самое главное, в своей пользе. Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия и желание что-то делать для семьи.

Для любого человека очень важно получить поощрение за правильно выполненное дело. Особенно это важно для маленького человека. Поощрение может быть как словесное, так и действенное. С возрастанием мотивов, с переходом их из личного поля ребенка в мотивы общественной пользы поощрение для него становится все более значимым. Нельзя забывать о том, что «доброе слово и кошке приятно». Похвала, высказанная членами семьи, друзьями семьи, соседями, высоко поднимает ребенка в собственных глазах и мотивирует его еще на большие «подвиги во благо семьи». Формирование самостоятельности — сложный и длительный процесс. Ребенок еще не владеет умением планировать, правильно распределять свои силы и правильно оценивать сделанное им. Это придет несколько позже. Поэтому взрослому предстоит помочь ребенку в его порыве сделать больше, чем ему поручили.

Признание ребенка означает выведение его на один уровень с взрослыми или, наоборот, их опускание к нему, на его детский уровень. Такие действия очень важны для установления с ребенком правильных, близких и действенных отношений. Оно выражает его право на свое собственное решение возникающих проблем. На наш взгляд, это одно из самых труднореализуемых правил. Взрослому очень трудно признать за ребенком право на самостоятельный выбор решения. Он мотивирует свое отношение к признанию отсутствием или малым жизненным опытом ребенка. Постоянно поучает и решает за него. Этот повсеместный диктат взрослого над ребенком может надолго, а то и навсегда лишить его инициативы и самостоятельности. Безусловно, есть жизненные ситуации, требующие именно «взрослого» решения. К примеру, связанные со здоровьем ребенка или с судьбой семьи в целом. Но даже в таком взаимодействии всегда можно организовать его так, что ребенок примет непосредственное участие в обсуждении проблемы и его голос будет услышан и принят к сведению. Этими действиями взрослые формируют у ребенка чувство личной значимости, сопричастности к жизни семьи.

К примеру, во многих семьях не допускают ребенка к обсуждению финансовых проблем семьи. И зря! Как же может ребенок научиться обращаться с деньгами, относиться уважительно к труду родителей и не требовать понравившейся ему игрушки, если он совершенно не понимает механизма материального обеспечения семьи и планирования ее трат. Ребенок чувствует себя неким образом отвергнутым от решения общих семейных проблем. И требовать от него, когда он подрастет, понимания финансовых трудностей семьи пустое дело. Эти проблемы не стали частью его жизни и далеки от его насущных проблем.

Родителям следует понимать один простой закон — «природа не терпит пустоты». В данном случае мы говорим о природе ребенка. Если он не находит понимания в среде самых близких для него людей, он обязательно пойдет за ним «на Улицу». «Уличные университеты» обширны и разнообразны по своему влиянию на ребенка. В одном они схожи — там уж точно ребенок найдет понимание. Там ему объяснят все то, что не захотели или не смогли объяснить родители. Это касается абсолютно всех областей жизни. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы соединить два мира — мир ребенка и мир взрослого. Соединить так, чтобы не ранить нежное сердце своего малыша суровыми реалиями взрослого мира. Мир ребенка — особая субстанция. С одной стороны, он общий для всех детей. Эта общность заключается в его характеристиках. Это место, где каждому ребенку интересно и комфортно. В детском мире свои особые, значимые для ребенка люди, вещи, обстоятельства. Через призму своего мира ребенок осваивает и оценивает реальный мир людей, его населяющих. Оценки и характеристики часто не совпадают с общепринятыми во взрослом мире. Детские устремления ограничены контурами детского мира. Но если родители, не разрушая и не вторгаясь грубо в этот интимный мир своих детей, начнут потихоньку, по клеточке соединять два мира, стремясь к взаимопроникновению, то такая диффузия может пройти безболезненно для ребенка. Но это случится при одном условии — любви и уважении к ребенку и его миру признании за ним права на самостоятельное и индивидуальное решение жизненно важных для него задач.

В родительский блокнот

❀ Принимайте участие во всех делах, которые предлагают вам ваши дети.

❀ Попробуйте жить в мире ребенка, хотя бы на время общения с ним.

❀ Помните, что мир ребенка значительно отличается от мира взрослых.

❀ Выберите правильно свои жизненные приоритеты, предусматривающие лидирующее место в них ваших детей.

❀ Развивайте в себе умение понимать и принимать заботы ребенка, несмотря на кажущуюся их «легкость».

❀ Старайтесь «входить» в мир ребенка безболезненно для него, без назиданий и грубых окриков.

❀ Ожидайте от ребенка позитивного поведения и демонстрируйте ему свои надежды.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Старайтесь быть для внуков «кладезем мудрости».

❀ Проявляйте понимание, даже если ваши дети не проявляют его. Ведь кто-то должен понять ребенка!

❀ Чаще вспоминайте сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О такой бабушке мечтают все дети.

Воспитание, по мнению Г.М. Андреевой, можно понимать в узком смысле слова - как «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т. д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия». В этом случае социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание».

Отмеченная А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и впитанного опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

Семейное воспитание - это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка. Например, «силовые отношения» распространяются там, где имеют место разногласия и ссоры между сослуживцами, соседями, женами и мужьями, родителями и детьми; где употребляют алкоголь и наркотики.

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом: состав семьи; позиция ребенка в семье; основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи; стиль воспитания в семье; собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.


Виды неправильного воспитания . А.Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания для социализации и развития ребенка.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Подросток обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного
бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к
самостоятельности. У некоторых подростков она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на других детей доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие - уси­ливает их астенические черты - несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция . Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе. Такой стиль воспитания способствует появлению у некоторых детей истероидных черт и превращает подростков в семейных тиранов.

Потворствующая гипопротекция . При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты. Осуществлять ограничение поведения этих подростков приходится с помощью государственных органов, поскольку семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным - выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.

А.Е. Личко описывает еще несколько видов воспитания: воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или
подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для
родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если
рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто
гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на подростках со слабой и чувствительной нервной системой. При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией эмоционально-неуравновешенные и чувствительные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компа­ниях.

Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто - расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Жестокие отношения могут существовать в закрытых учебных заведениях (тирания вожаков), если работа воспитателей отличается формализмом.Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению таких черт как жестокость, вспыльчивость, доминантность, инертность.

Условия повышенной моральной ответственности . В этом случае родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Большинство подростков обнаруживают достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенных на них трудных обязанностей. Исключение составляет нерешительные, мнительные, тревожные подростки.

Противоречивое воспитание . В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Воспитание вне семьи . Воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации. Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности, влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

А. И. Захаров отзывается отрицательно о замене матери «группой воспитывающих лиц» в яслях, детских садах и т. д. (в настоящее время нередко - нанятых частным образом лиц для обслуживания ребенка). По наблюдениям автора, это приводит к невротизации детей.

Социализация ребенка в семье

В первые месяцы своего рождения малышу достаточно тесного контакта только со своими родителями: их нежность, забота, любовь. Но подрастая, крохе все больше требуется и иной вид общения: игры со сверстниками, взаимодействие с другими членами семьи, с окружающим миром – это называется социализация ребенка, без которой не обходится жизнь ни одного полноценного члена общества. Главная цель такого взаимодействия это обучение малыша нормам и правилам поведения, навыкам построения отношений.

Социализация детей дошкольного возраста, как правило, происходит в детском саду. И даже если у родителей есть возможность сидеть с малышом до школы дома, лучше отказаться от этого, ведь чем раньше у крохи появится новый круг общения, тем вероятней он достигнет успеха в жизни и у него будет больше шансов для самореализации.

Также важнейшую роль играет и социализация ребенка в семье.

Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»?

Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов:

Биологического (наследственное состояние психики индивида);

Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);

Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Исходя из этого определения, условно можно выделить 2 группы семей:

Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;

Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствие чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.

Типы воспитания ребенка в семье:

Воспитание по типу «неприятия»

Неприятие может быть возникающим в ситуациях, когда рождение ребенка было нежелательным. Воспитание здесь подменяется жестким контролем и суровыми санкциями. Неприятие – самый драматический тип неправильного воспитания. Неблагоприятные последствия этого типа воспитания такие:

Если ребенка жестко контролируют и сурово наказывают, то у него подавляется доминирующий темперамент, при истеричном отношении заостряется агрессивность и эгоизм, что отражается на формировании психики и характера;

Не ощущая внимания к себе, ребенок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным, что в конечном итоге приводит к неприятию ребенком родителей, к появлению привычки делать все вопреки советам и требованиям взрослых; либо ребенок уходит в себя, будет терпеть, и в итоге – формируется тревожно – мнительный характер.

Результатом родительского неприятия может стать и сверхнеуверенность ребенка в своих силах.

Воспитание по типу «сверхсоциализации»

Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Ребенка ждут, и после его появления родители стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, много с ним занимаются. У такого ребенка все строго регламентировано, все делится на белое и черное. С раннего детства культивируется педантизм и пунктуальность. «Надо» у родителей гипертрофированно до абсурда. Отметки в школе – самоцель: вначале для родителей, затем и для ребенка. «Сверхсоциальный» ребенок растет педантом, он эмоционально сдержан, как робот, так как его эмоции подавлялись с младенчества.

При сверхсоциальном воспитании особенно подавляется темперамент и наиболее жестко – сангвинические; в холерическом и флегматическом заостряются элементы упорства, к цели, трудолюбия, усиливаются инстинкты доминирования, перерастая в карьеризм, а самосохранения – в эгоцентризм. В итоге у сверхсоциализированного ребенка формируется сверхсоциальный или тревожно мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям и неврозам в случае неудачи или краха притязаний.

Тревожно – мнительное воспитание

Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно рождается чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия.

Данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным или поздним ребенком. При тревожно – мнительном воспитании ребенка не выпускают из квартиры, так как «на улице злые люди». Ему несколько раз в день заглядывают в глаза и задают тревожные вопросы. Естественно, что ребенок сам становится тревожным, и начинает задавать вопросы: «А я не заболею? А это не страшно?». В результате он излишне драматизирует обыденные трудности, отношение со сверстниками, школьную действительность. Ребенок растет инфантильным, несамостоятельным, нерешительным, мучительно неуверенным в своих силах. Постоянное сдерживание, ограничение его активности родителями, самоограничения приводят к подавлению сангвинического и холерического темпераментов, а во флегматическом – обостряются осторожность, рассудочность, инстинкт самосохранения. Эти дети «боятся даже собственной тени», что часто приводит к неврозам.

Эгоцентрическое воспитание

В этом случае ребенку навязывается представление о себе, как самодостаточной личности, сверхценности: он вундеркинд, кумир семьи, «смысл жизни» и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. Для этого ребенка нет ограничения, режима, дисциплины, понятия «нельзя», он агрессивно воспринимает запреты и трудности. Такой ребенок расторможен, неустойчив. В результате у холерика обостряется агрессивность, его упорство трансформируется в упрямство, целеустремленность в настырную требовательность. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие – в болтливость, подвижность – в суетливость, эмоциональность – в истеричность, уверенность – в самоуверенность. У флегматика медлительность перерастает в пассивность, упорство – в упрямство, целеустремленность – в унылую зависимость от поставленной когда – то цели. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, подавлен альтруизм. Они эгоистичны.

При первой же встрече со сверстниками такой ребенок терпит поражение. Ведь дети не относятся к нему как к кумиру, его претензии вызывают или смех, или получают жесткий отпор. Такая ситуация для ребенка – эгоцентрика становится психологическим шоком.

В результате: холерик демонстрирует те или иные формы протестного поведения, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность. Ребенок, столкнувшийся с неприятием со стороны сверстников, становится отвергнутым, хотя в семье он любим до обожания.

Правила воспитания ребенка в семье.

Уважайте личность ребенка. Не допускайте произвола в своих действиях.

Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой – не признает авторитетов, не считается с мнением других.

Приобщайте ребенка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.

Развивайте силу воли ребенка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилие для достижения целей.

Учите ребенка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.

Формируйте у ребенка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Используемые источники:


Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, получить качественное правовое воспитание, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами [Бабенко, 2005, с. 104]. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.

Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов. В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально - психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие семьи. По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала - бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению [Реан, 2000, с. 31].

Средства социализации:

  • 1. Методы вскармливания младенцев и ухода за ними;
  • 2. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организаций;
  • 3. Последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других [Реан, 2000, c.4].

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Модель поведения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная - неполная семья". В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е. Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция-недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция-чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция-недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание "в культе болезни" - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений - срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности-на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей ("обесценивание" родителей - по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно "обесценивания" родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность "реакция эмансипации". Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно, как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о "замещении родителей" группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг.

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек- на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" - и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А. Реан, М.Ю. Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Куприянова И.И.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Рязани

Проблемы социализации современной семьи.

Среди общечеловеческих ценностей одно из веду­щих мест занимает семья. Однако в жизни это не всегда и не всеми осознается в достаточной сте­пени. Только разрушив этот оплот относительного благо­получия, мы начинаем задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы вряд ли сможем воссоздать в том же виде вновь. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо сознает, что его семейное счастье - в его руках, очень немногие при этом задумываются о детях. И по­следствия подобного отношения незамедлительно сказы­ваются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии. Свидетельством тому являются страшные данные статистики: ежедневно 438 детей уходят из дома, 650 совершают преступления, 1400 ставятся инс­пекцией по делам несовершеннолетних на учет, 2625 детей доставляют в органы милиции.

Российская семья последнего десятилетия, как и все общество в целом, испытала переход в новое качество жизни, неожиданно оказавшись в совершенно иных социально-экономических условиях.
Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества. Воспроизводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция в общество является важной функцией семьи. На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характер растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению в семье существовала уникальная систем передачи социальной информации, позволяющей ребенку воспринимать и осваивать ее с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовали родительская любовь, доверие ребенка к родителям стремление подражать им, общий психологический климат семьи.
Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии в том числе и в сфере воспитания. Ставя перед собой цель — подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь (речь идет о его всесторонней социализации), семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию.
Кардинальные социальные изменения, происшедшие в российском обществе, выдвигают на первый план приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Современная семья существенно отличается от семьи прошлых лет коренным изменением ее эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей к друг другу-сравнительно недавнее приобретение человечества. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Говорить о семейном неблагополучии и просто и сложно одновременно, потому что формы его также мно­гообразны, как типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких ее членов, конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) нет никаких сомнений ни у педагогов, ни у обще­ственности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего воспитательными, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вы­зывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне рес­пектабельные, семьи со скрытым неблагополучием не менее опасны в плане негативного воздействия на нрав­ственное становление личности ребенка, а в некоторых случаях даже более вредны, потому что демонстрируют детям двойную мораль, которую те довольно быстро ус­ваивают и делают законом своей жизни в отношениях с окружающими.

Эффективность деятельности семьи как института воспитания и социализации детей оценивается сегодня не по тому, насколько успешно она обеспечивает воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной трудовой деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния.

В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:

    процесс нуклеаризации – разъединения поколений в семье, распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, которая состоит из родителей и детей, при взрослении которых происходит их отдаление от родителей;

    процесс конъюгализации – сведения единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей;

    процесс индивидуализации – смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского образа жизни.

Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.

Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.

Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери.

Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах семейного производства коснулся, прежде всего, мужчин, урбанизация закрепила исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти льготы породили своеобразную систему матриархата.

Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.

Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец, зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.

Литература

1. Волков А.Г. Социализация семьи. М., Просвещение 1994, с. 124.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику М., Институт практической психологии. 1997.