Ребенку 5 с половиной месяцев развитие. Что нового в речевом развитии

Малыш взрослеет. Он продолжает приятно удивлять родителей своей улыбкой, новыми умениями и навыками. Мама может планировать свой день в соответствии с установленным режимом дня . Итак, детально узнаем особенности психического и физического развития пятимесячного крохи, что умеет малыш в этом возрасте, какие изменения претерпевает его питание.

Нормальное физическое развитие ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте по сравнению с первыми тремя месяцами темпы развития немного замедляются. Очень часто первые зубки появляются в пять месяцев. Они могут быть вот-вот на подходе. Окружность головки малыша увеличивается на 17-18 миллиметров, окружность груди - на 22-24 миллиметра. Масса основного органа дыхательной системы крохи - легких - в этом возрасте возрастает вдвое по сравнению с той, которая была при рождении. А поджелудочная железа увеличивается в полтора раза. Печень к этому периоду прибавляет 55-60 граммов.

Желудочек крохи уже меньше беспокоит его, как, впрочем, и маму, потому что в нем синтезируются почти все необходимые ферменты. Малыш может спать всю ночь, потому что у него практически сформированы представления о времени суток.

Отличительной особенностью физического развития ребеночка является хватание. Это целенаправленное действие крохи, важное для дальнейшего манипулирования с предметами. Хватание составляет основу активности ребенка, его познавательной деятельности. В пять месяцев малыш может взять предмет, притянуть к себе, держать, отталкивать, вертеть. Навык хватания позволяет ему пробовать предметы на вкус, ощупывать.

В 5 месяцев ребенок поднимает руки, ноги. Если малыш лежит, а в его ладошки вложить свои пальцы, то он их схватит и приподнимется с помощью взрослого, может даже сесть. Но по-настоящему сидеть ребенок еще не в состоянии - мышцы его спины развиты так, что, лежа на животе, он может делать так называемый самолетик - поднимает голову, ноги, руки и машет ими. Лежа на спине, кроха может отправить в рот пальчики своих ног.

Пятимесячный младенец активно знакомится со своим телом, ощупывает свои половые органы. И в этом нет никакой сексуальной подоплеки. Ему просто интересно, таким образом он развивается и познает себя. Умение уверенно переворачиваться с животика на спинку должно заставить родителей не оставлять кроху одного, чтобы избежать возможных падений и травм.

Рост и вес

Педиатры говорят, что удвоение массы тела, с которой кроха родился, в пять месяцев является нормой. Так что умножьте начальный показатель на два и узнайте, сколько должен весить ваш ребенок.

Что касается средних параметров, то это 6,5-7,5 кг. Девочки обычно весят меньше мальчиков. За последний месяц малыш должен прибавить 600-700 граммов. Что касается роста , то средний показатель составляет 63-65 сантиметров. За пятый месяц жизни детки подрастают на два сантиметра.

Сон

Режим бодрствования и сна у пятимесячного малыша остается таким же, как и в предыдущем месяце. Ночной сон составляет 11 часов. Днем малыш спит трижды. Продолжительность промежутков дневного сна составляет полтора-два часа.

Отметим, что в этом возрасте кроха еще может перепутать день с ночью. Сон каждого малыша зависит от темперамента, биоритмов. Одни детки могут спать дольше ночью, другие же - днем.

Питание, прикорм

Самым лучшим питанием для пятимесячного малыша остается мамино молоко. Стоит отметить, что запас железа, который был получен крохой в утробе матери, к этому возрасту уже израсходован. Для мальчиков и девочек, находящихся на искусственном вскармливании, надо подобрать адаптированную смесь с повышенным содержанием этого вещества.

Искусственникам в 5 месяцев педиатры уже рекомендуют вводить прикорм . Это благоприятный период для знакомства с новыми продуктами. Подходит в качестве первого прикорма брокколи, кабачок. Многие мамы предпочитают готовые каши. Увеличивать порции прикорма надо постепенно. Нельзя вводить два новых блюда в этом возрасте.

Что касается малышей на грудном вскармливании, то им тоже можно вводить прикорм на шестом месяце жизни, если они здоровы и не страдают аллергией, по разрешению педиатра.

Обычно малыши-искусственники в этом возрасте кушают 4-5 раз в день, а те, кто пребывает на грудном вскармливании, питаются 6-7 раз в сутки.

Педиатры советуют при введении прикорма приобщать малыша к общему приему пищи всей семьей - со слюнявчиком, салфетками, ложечкой. Так дитя приучается к культуре питания и семейным традициям.

Психическое и неврологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Продолжается речевое развитие крохи, пополнение его пассивного словаря. Лепет малыша становится все более разборчив. Это четкие сочетания согласных и гласных звуков. Ребенок произносит слоги, повторяя их несколько раз. Он как будто разговаривает сам с собой. Умеет малыш отличать обычную и нежную интонацию маминого голоса. И когда мама хочет кроху успокоить, то ласковые нотки ее обращения действуют положительно. Мама - лучшее средство успокоения. Ее присутствие создает ауру защищенности, спокойствия, расслабления. Это очень важно для поддержки нервной системы крохи, ее здорового развития.

Малыш замолкает, когда с ним говорят. Он четко различает голоса папы и мамы, отличает их от чужих, которых он может испугаться.

Без труда кроха узнает знакомые лица, а при появлении незнакомых людей, опять же, может насторожиться. Общительный и спокойный в присутствии матери пятимесячный малыш без нее становится пугливым. Узнавание - навык , который малыш демонстрирует не только в отношении живых людей, но и предметов, игрушек. Если крохе показать его погремушку, то он оживится и потянется за ней.

В этом возрасте улучшается способность зрительно управлять движениями рук. Малыш без особого труда может взять предмет, который находится перед ним. В течение минуты-двух он может внимательно его рассматривать, затем отправить в рот. Тянется кроха и к игрушкам, расположенным над его кроваткой. В целом самостоятельные движения с игрушками могут продолжаться уже дольше 5 минут. И это говорит о том, что у малыша развивается стойкость внимания, зрение , память.

Что должен уметь малыш в 5 месяцев

В этом возрасте есть свои успехи, навыки, достижения. Ребенок может недолго сидеть при поддержке спины. Если его поставить вертикально, поддерживая за подмышки, то он стоит практически прямо, ножек не сгибает.

Когда ребеночек лежит, то при помощи мамы и ее рук может приподняться, занять сидячую позу, будет правильно удерживать головку . Лежа на спине, он поднимает вверх ножки, берет их руками, может сосать пальцы ноги и даже пятки. А в позе на животике приподнимается на предплечьях, длительно и уверенно удерживает голову.

Он протягивает руку к движущемуся предмету или провожает его взглядом. Узнавание, хватание, длительное удерживание взгляда, сосредоточение на объекте - те навыки, которые характерны пятимесячному малышу.

Он уже умеет быстро и самостоятельно переворачиваться с живота на спину, на бочок. В позе на животике кроха одновременно машет ножками и ручками.

Его улыбка уже может переходить в смех. Малыш очень эмоционально демонстрирует свою радость, активно лепечет.

Игры и занятия для детей в 5 месяцев

В этот возрастной период занятия должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особого внимания требуют упражнения для развития мышц спины, поскольку скоро малыш будет самостоятельно сидеть . Необходимо закреплять навык переворота с живота на спинку и обратно. Педиатры советуют не менее 20 минут в день уделять гимнастике и массажу . Для проведения утренней зарядки можно включать музыку. Она должна быть ритмичной, легкой. Упражнения желательно сопровождать счетом, чтобы у крохи вырабатывалось чувство ритма.

Для стимуляции двигательной активности рекомендуется раскладывать игрушки на расстоянии немного большем, чем вытянутая рука малыша. Он должен дотягиваться и брать их. Мама должна и далее формировать пассивный словарный запас ребенка, знакомя его с предметами в доме. Но слова при этом должны быть простыми, запоминающимися, желательно двуслоговыми. Киса, папа, мячик, тетя, ложка, зайчик, песик - приблизительный ассортимент слов, с которыми в этом возрасте должна знакомить кроху мама. Название всегда должно сочетаться с демонстрацией объекта. Говорить с малышом необходимо везде и всегда, комментировать свои действия. Нужно знакомить его с языком животных - кота, собаки, курочки, коровки. Называйте части тела ребенка и свои, делайте это каждый день.

Для пятимесячного ребенка будут интересны игры в прятки (накрывание маминого личика платочком), Сорока-ворона, Ладушки.

Можно начинать рассматривать картинки в книжках, но они должны быть яркими, большими, привлекательными. Уже в этом возрасте можно покупать книжечки с изображениями домашних животных, растений, даров природы.

Специально для - Диана Руденко

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей , различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно . Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть . Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова , например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком . Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы . Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Большое наслаждение для любящих родителей наблюдать, как меняется малыш. Ему исполнилось уже 5 месяцев. В жизни крохи заметны большие изменения. Первое, которое сразу бросается в глаза, — малыш заметно вырос.

Только за прошедший месяц он прибавил в весе примерно 700 граммов и вырос на 2 см. Малыш заметно округлился, теперь это не кукла в пеленках, а маленький человечек. Многих родителей волнует вопрос: что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Теперь малыш не спит круглыми сутками, периоды бодрствования днем достигают полтора-два часа по два-три раза в день. Самое необходимое для подрастающего человечка — общение с близкими, любящими людьми. Кроха уже узнает маму и папу, проявляет свои эмоции от общения с родителями.

Новые движения и возможности малыша

Так что умеет ребенок в 5 месяцев?


Речь получает дальнейшее развитие. Теперь ребёнок начинает гулить: певуче повторять гласные и различные сочетания звуков: ооо, на, ба, ма. У девочек в это время гуление сменяется лепетом — произносить слоги они начинают быстрее мальчиков.

Эмоции детей в 5 месяцев

Малыш не просто испытывает широкий спектр различных эмоций, но становится в состоянии изобразить их. Теперь кроха умеет:

  • Сердиться, требовать. Стоит забрать игрушку, чтобы малыш быстрее заснул, и можно услышать громкий требовательный плач. Если кроху все время носят на руках, сердитую реакцию мамочка получит, когда начнет укладывать чадо спать в кроватку.
  • Радоваться, заливисто хохотать.
  • Плохое настроение передать через сердитый лепет, нахмуренные бровки.

У малыша появляется страх перед незнакомыми людьми. Попытка чужого человека приласкать малютку или взять на руки может обернуться настоящей истерикой. Развитие ребенка в 5 месяцев должно проходить в комфортных условиях, а также в любви.

Капризы крохи, его поведение отражает поведение взрослых. Плохое настроение, разговоры на повышенных тонах, скандалы, ссоры — это то эмоциональное развитие, которое отложится в памяти маленького человечка. Если же родители будут разговаривать спокойно, без криков объясняя, что надо сделать, то нервничающий малыш быстро успокоится.

Играем с крохой

Игра — основное занятие ребенка в период бодрствования. Во время игр формируется речь малыша, развивается моторика пальчиков и рук, закладываются основы эмоционального развития. Совместные игры с мамой вызывают положительные эмоции ребенка, который пытается повторить вслед за любимым человеком движения, мимику, звуки. Песни, потешки, сказки — малыш будет внимательно следить за выражением лица мамы, пытаться поговорить, вместе исполнить песенку. Стоит повторять названия частей тел: носик-курносик, ножка, ручка, показывая пальчиком на то, о чем говорите. Беседуйте с крохой, повторяйте его лепет, продолжайте добавляя новый слог.

Малыш любит кидать из кроватки игрушки на пол, слушать — как они упали, смотреть — куда закатились. Покажите, как прыгает мячик, как здорово он катается по полу. Поиграйте с крохой его любимой погремушкой, играйте в «Сороку-белобоку». Ребенку нравится, когда мама загибает ему пальчики, рассказывая про сороку.

Самые любимые игрушки — конечно, собственные пальчики, пяточки и ножки малыша, которые он постоянно пытается засунуть в рот. Все, что попадается под руку любознательному исследователю, сразу проверяется на вкус, поэтому убирайте все мелкие предметы, которые малыш может проглотить.

Для развития всех органов чувств можно сделать или купить книжку из ткани, в которой будут шнурки, веревочки, аппликации. Можно рисовать совместно с ребенком пальчиковыми красками.

Стимулируйте попытки ползать. Кладите яркие, привлекающие внимание игрушки немного вдалеке, пусть кроха попытается дотянуться до заманчивой вещицы. Зеркало притягивает внимание таких крох. Поднесите ребенка к зеркалу, показывайте, как отражаются знакомые предметы и люди.

Показывайте на картинках животных, называйте, как их зовут, произносите звуки, которые издают эти животные. Например, корова говорит: «Му», кошечка мяукает: «Мяу». Ребенок будет повторять эти звуки.

Малыш не должен оставаться без присмотра в часы бодрствования, а тем более лежать один на диване. Переворачиваясь с бока на бок, карапуз может упасть с высоты. Лучше выделить уголок на полу, постелить туда специальный детский коврик. На твердой поверхности быстрее можно научиться ползать.

Особое внимание следует уделить чистоте игрушек, вещей и комнаты, где играет малютка, чтобы, засунув в рот новую игрушку, кроха не подхватила никакой инфекции.

Уход за малышом

Гигиенические процедуры месячного младенца ничем не отличаются от ухода за пяти месячным бутузом. Обязательны умывание, очищение носика и ушек, состригание ноготков, растущих очень быстро, чтобы кроха не поцарапал себя. У детей начинают прорезываться первые зубки. Кроме специальных прорезывателей, мамочка может делать массаж десен чистыми пальцами с подстриженными ногтями.

Купание, массаж, гимнастические упражнения — все это нравится детям и полезно для здоровья. Купание большинства детей лучше проводить в вечерние время суток, перед сном. Есть тут небольшое исключение: гиперактивные детки не расслабляются от принятия ванн, а получают еще больший заряд энергии, поэтому таких детишек лучше купать утром. При купании малыша лучше пользоваться гипоаллергенным шампунем и детским маслом. Мыло не стоит использовать чаще 1-2 раз в неделю. Если у крохи появилась сыпь, обязательно проверьте у врача реакцию на аллергены.

Ребенок в 5 месяцев очень подвижен, поэтому совершенно не стоит кутать его в кучу одежды. Если в доме температура комфортная, можно снять носочки и теплую кофточку, пусть он играет практически раздетым. Причиной простудных заболеваний чаще всего является именно чрезмерное укутывание чада.

Внимательно проверяйте швы на детской одежде, которую вы хотите приобрести. Жесткие, плотные, грубо обработанные будут натирать нежную кожицу, могут вызвать воспалительные процессы, а малютка даже не сможет объяснить причины своего плача.

Питание и режим дня

Следует знать, что в 5 месяцев начинают постепенно добавлять прикорм в питание малыша. В питание постепенно добавляются каши, протертые овощи, фруктовое пюре. Дети перестают просыпаться для кормления ночью.

Дневной сон сокращается примерно до 5 часов в день, остальное время кроха бодрствует. Следует совершать прогулки на свежем воздухе не реже 2 раз в день. Очень часто малютки уже не спят во время прогулок, а изучают окружающую обстановку. На улице, в парке следует разговаривать с ребенком — показывать птиц, машин, дома, четко, несколько раз проговаривая названия предметов.

Надо помнить, что дети развиваются под влиянием взрослых. Малыш очень тесно связан психологически и эмоционально с матерью. Поэтому рекомендуется мамочке все действия в присутствии крохи проговаривать вслух, делиться планами на день, обсуждать предстоящие дела.

Помогаем развиваться

Мало просто кормить, беседовать, гулять с малышом. С ним нужно заниматься, совершенствовать навыки ребенка в 5 месяцев. Занятия должны быть ежедневными, не более получаса в день. Обязательно следует делать упражнения для укрепления мышц спины, чтобы в будущем малыш научился правильно сидеть, закреплять в тренировках навык переворота, когда малыш переворачивается с животика на спину и обратно. Совмещать гимнастические упражнения с более сложным массажем: добавить к поглаживанию, растиранию еще легкое пощипывание и валяние. Массаж следует заканчивать втиранием специального детского масла.

Вопрос развития ребеночка беспокоит многих молодых родителей. Некоторые из них даже не знают, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Чтобы разобраться в этом, надо изучить основные навыки, которыми владеет пятимесячный малыш.

Главным считается физическое развитие младенца, от которого зависят его рост и вес.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес пятимесячного ребеночка практически полностью зависит от его дневного рациона. В этом возрасте деток кормят не только молочком, но и другими продуктами питания. Врачи советуют включать в ежедневный рацион питания немного овощей с фруктами. Также можно подкармливать деток овощными пюре и свежим фруктовым соком. Чтобы ускорить набор веса, придется готовить больше блюд из злаковых культур. Однако перед этим надо убедиться в том, что у малыша нет аллергии на такие продукты.

Если рацион питания будет составлен правильно, вес малыша будет составлять 7-8 килограмм. При неправильном питании масса тела равна 5-6 килограммам.

Таблица роста

Чтобы разобраться с тем, какого роста могут быть дети в пять месяцев, придется ознакомиться с таблицей.

Ознакомившись с показателями в таблице, можно сделать вывод, что средний рост полугодовалых малышей составляет 66 см. При этом рост у мальчиков немного больше, чем у девочек такого же возраста. Однако на рост влияют не только отличия по половому признаку, но и другие факторы. К ним относят наследственность и особенности питания. Детки, которые кушают много молочных продуктов, растут намного быстрее. Это связано с тем, что в молочных смесях высокая питательная ценность.

Окружающий мир и его восприятие ребенком

До годика все дети познают мир, который их окружает, при помощи органов чувств. При этом процесс познания мира осуществляется в несколько последовательных этапов, с которыми молодым родителям следует заранее ознакомиться:

  • Этап первый. Начальная стадия познания основывается на звуковом восприятии. Окружающие звуки вызывают у младенцев интерес, и поэтому большинство из них поворачивается к источнику звука, чтобы рассмотреть его.
  • Этап второй. На следующей стадии подключается визуальное восприятие предметов, с помощью которого малыш запоминает их внешние особенности. Благодаря этому младенец получает новую информацию обо всем, что его окружает.
  • Этап третий. На третьей стадии деткам хочется получить больше информации об окружающих предметах, и поэтому они постараются до них дотянуться ручками. При этом подключаются двигательные рецепторы и тактильное восприятие. Также на этом этапе могут подключиться вкусовые рецепторы, так как детки часто все пробуют на вкус.

Благодаря описанным этапам дети познают основную информацию о вещах из их окружения. С возрастом полученная информация поможет им пользоваться окружающими предметами.

Новые навыки и развитие пятимесячного младенца

Чтобы узнать, что умеет малыш возрастом пять месяцев, придется изучить его основные навыки.

Речевое и слуховое развитие

Детки 5-месячного возраста активно развиваются, их навыки и умения постоянно улучшаются. Все это также касается речевого и слухового развития новорожденных.Не стоит ожидать, что младенец начнет полноценно произносить слова в таком раннем возрасте. За пять месяцев жизни он может лишь освоить артикуляцию звуков и постепенно ее расширять. Полугодовалый ребеночек без проблем выговаривает гласные и большинство согласных звуков. Также в его голосе постепенно появляется эмоциональная окраска, которая помогает ему выражать тревогу или радость.

У грудничков хорошо развит слух, и поэтому именно благодаря ему они познают окружающий мир. Они различают звуки бытовой техники, музыки, а также узнают голоса людей.

Эмоциональное развитие

Эмоции у малыша начинают проявляться постепенно, сразу после рождения. В первые недели жизни детки уже умеют неосознанно изменять выражение лица, морщиться и плакать, когда им что-то не нравится. Через 4-5 месяцев эмоциональное развитие активизируется, благодаря чему детки учатся реагировать на все события, которые происходят вокруг них.

При этом проявление положительных или отрицательных эмоций часто сопровождается движениями.

Цветовосприятие

Не секрет, что грудничок плохо воспринимает цвета, однако к пяти месяцам его зрение улучшается в разы. Они без проблем воспринимают объекты, находящиеся на различных расстояниях, и могут фокусировать на них свое зрение. Также в течение месяца улучшается восприятие цветов. В 2-4 месяца груднички не могли заметить красные предметы на поверхности такого же света. В пять месяцев они учатся воспринимать и различать оттенки одинаковой цветовой гаммы. Однако несмотря на все улучшения, зрение у пятимесячных карапузов еще не стопроцентное.

Как общается малыш: новые звуки в речевом запасе

Новорожденный не может полноценно общаться в столь раннем возрасте. Однако у него есть другие методы общения с окружающими людьми. Главным способом считается проявление эмоций. Например, детки часто улыбаются, что свидетельствует об удовлетворении их потребностей. Недовольство они выражают при помощи крика или плача.

С пяти месяцев активизируется речевое развитие младенцев. Они учатся произносить такие гласные звуки, как «а», «у», «э», «о», «ы».

Психические и неврологические навыки

Неврологическое и психическое развитие тесно связано с особенностями восприятия ребенка. Для правильного восприятия у новорожденного должно быть развито зрение и слух. Немаловажным считается и мышление, которое формируется на основе двигательных и сенсорных свойств.

Отличие между девочками и мальчиками

Пятимесячный ребенок может по-разному развиваться в зависимости от его половой принадлежности. Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с основными отличиями в развитии девочек и мальчиков.У всех девочек сильнее развивается левое мозговое полушарие, которое отвечает за коммуникабельные способности и концентрацию на определенных предметах.

Именно благодаря этому в раннем возрасте они раньше мальчиков начинают произносить слова и даже составлять из них предложения.

У мальчиков левая часть полушария развивается слабее, из-за чего правая более развита. Это приводит к тому, что они позже девочек начинают говорить. Однако развитие правого полушария положительно сказывается на пространственном и образном мышлении. Помимо этого, в правой части мозга находится много нейронных связей, что способствует развитию двигательных функций и ориентации в пространстве.

Различия в развитии полушарий головного мозга наблюдаются до десяти лет. В подростковом возрасте проявляются другие различия в развитии, которые связаны с половым созреванием.

Нюансы развития недоношенного ребенка в 5 месяцев

Недоношенными считают деток, которые родились на несколько недель раньше установленного срока. В этом случае новорожденные рождаются с недобором массы тела и не до конца сформированными органами. Именно поэтому такие младенцы нуждаются в особом уходе.

Развитие недоношенных деток в пятый месяц жизни имеет определенные особенности, с которыми лучше ознакомиться заранее. Навыки новорожденного зависят от того, когда он был рожден. Если он родился позже чем на 32-й неделе, то его степень развития будет соответствовать четырехмесячным деткам. Такое незначительное отставание считается нормальным.

В пять месяцев недоношенный грудничок начинает постепенно проявлять эмоции и улыбаться. Продолжительность дневного сна сокращается, и поэтому он дольше бодрствует. В этом возрасте он пытается самостоятельно держать головку и издавать звуки.

Помогаем малышу обучаться

Родители должны заниматься обучением грудничка, чтобы он быстрее развивал свои навыки. Выделяют несколько упражнений, которые помогут в этом.

Гимнастика и массаж

Всем 5-месячным деткам следует делать массаж с гимнастикой, которые положительно сказываются на работе опорно-двигательной системы и помогают укрепить мышцы спины. Упражнения проводятся ежедневно и длятся по полчаса.

Для выполнения упражнения грудничка кладут на спинку, после чего осторожно приподнимают его, пока он не сядет. Данное действие повторяется 3-4 раза. Затем ребенка кладут на животик, берут за руки и аккуратно поднимают вверх.

Еще одно полезное гимнастическое упражнение - разгибание и сгибание ручек на груди. Такую гимнастику делают около пятнадцати минут.

Игрушки для правильного развития

Игрушками часто пользуются при развитии зрения у новорожденных . Прежде чем приступать к улучшению зрительных навыков, надо ознакомиться со следующими рекомендациями:

  • Настроить освещение. В комнате, где находится младенец, должен быть нормальный уровень освещения.
  • Выбрать подходящие игрушки. Для развития зрения подбираются игрушки, которые окрашены в яркие цвета.
  • Правильно расположить игрушки. Они должны находиться на расстоянии 40-45 см от малыша. Ставить ближе их нельзя, так как из-за этого может развиться косоглазие.

Развивающие занятия и игры

Существуют специальные игры, которые способствуют развитию младенца. Например, можно показать ребеночку как играть в игру «Ручки и ножки», во время которой он должен самостоятельно ручками захватывать свои ноги. Это поможет ему ознакомиться с основными частями тела.

Для развития памяти подойдет игра «Старое и новое», которая учит деток отличать старые предметы от новых.

Во время игры деткам показывают знакомые и незнакомые для него игрушки. Играя в игру, можно заметить на лице младенца удивление при виде малознакомого предмета.

Манеж

Каждый младенец должен иметь манеж, в котором он сможет самостоятельно передвигаться и играть. Такая свобода действий способствует развитию малыша. Однако не стоит надолго оставлять его одного в манеже, чтобы он не испугался.

Заключение

Неопытные родители не знают, какими навыками должен обладать пятимесячный ребеночек. Чтобы разобраться в этом, придется ознакомиться с основными умениями деток в пять месяцев.