Психологические проблемы в школе. Нужны ли уроки психологии в российских школах

Сейчас много говорят о проблеме гиперактивности у детей. Думаю, это связано с модой, которая часто идет из детских садов, школ и других социальных учреждений. Им удобно таким образом объяснять любое сложное поведение ребенка. Когда у тебя один-два воспитателя на группу из тридцати детей и ты должен еще пройти какую-то программу, а ребенок не следует правилам, - это большая нагрузка. И воспитателю проще сказать: ваш ребенок гиперактивный, идите к психологу, сделайте с ним что-нибудь.

Изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности был неврологическим диагнозом, который говорил о функциональном состоянии центральной нервной системы. Физиологическая гиперактивность устроена так: есть периоды, когда головной мозг ребенка в хорошем тонусе, воспринимает информацию, обрабатывает ее, анализирует и запоминает. Чтобы эти процессы осуществлять, мозгу нужно определенное количество энергии. Если силы заканчиваются, мозг «выключается» для приема информации и ребенок начинает «активничать» - бегает, крутится, не может усидеть на месте. В это время его мозг заряжается, как от батарейки. Когда происходят физические движения, нервная система отдыхает и подзаряжается. Гиперактивность как медицинский диагноз ставят только после пяти лет, потому что до этого идет активное развитие центральной нервной системы и большая подвижность ребенка может быть связана с тем, что у него просто еще недоразвились лобные доли. Если после пяти лет у ребенка обнаружена гиперактивность как физиологическая проблема, с ним можно заниматься специальной нейропсихологической гимнастикой. Это упражнения, с помощью которых психолог проводит ребенка через все этапы роста от рождения до соответствующего его возрасту школьного периода. Они развивают его восприятие, память, мышление.

С другой стороны, гиперактивность может возникнуть вследствие того, что родители вовремя не устанавливали ребенку ограничения. Конечно, если в семье много «нельзя», для ребенка это не очень хорошо. Но в каких-то рамках он нуждается: они снижают уровень тревожности, ребенок учится контролировать свое поведение.

Задача психолога - выяснить причину гиперактивности: особенности ли это воспитания или особенности развития его центральной нервной системы. Если проблема воспитательная, психолог и родители создают условия для того, чтобы ребенок воспринимал окружающую действительность не хаотично; устанавливают семейные правила. Психолог с помощью игровых занятий развивает детское внимание и произвольность, то есть умение управлять собственным поведением, лучше усваивать правила игры и, главное, лучше социализироваться. Если со взрослым человеком психотерапия в первую очередь решает проблемы нахождения себя, актуализации, смысла жизни, то основная задача детских психологов - помочь ребенку в социализации.

Трагические случаи в Перми, Улан-Удэ заставили серьезно задуматься о безопасности в школе и причинах подростковой агрессии. Как защититься от хулигана в школе? Может ли учитель распознать потенциально опасного ученика? Какой возраст психологи считают самым сложным? Есть ли польза от спецучилищ? Об этом и многом другом "РГ" рассказывает профессор факультета психологии МГУ Андрей Подольский.

Андрей Ильич, раньше недовольные ученики прогуливали уроки, стирали лезвием двойки и подкладывали кнопки соседям по парте. Сегодня уровень агрессии подростков просто пугает. Может ли учитель распознать потенциально опасного ученика?

Андрей Подольский: Может. Я считаю, что надо вообще специальную брошюрку для учителей выпустить, на что обращать внимание в подростковом возрасте учеников. Прежде всего, это неадекватность отношений со сверстниками - или их нет, или этого ученика другие отторгают. Важный показатель - поведение на уроке. Многие учителя считают в порядке вещей, если ученик не может усидеть на месте.

Это теперь называют гиперактивностью.

Андрей Подольский: В 7-8 лет гиперактивность - куда ни шло. Но в 14 лет это уже нездоровая штука. Важно, какие отношения у ребенка в семье. Тревожный симптом, когда человек вместо реальных жизненных задач и целей начинает ставить что-то вымышленное. Все эти фанатизации ни к чему хорошему не приводят, так как человек живет не своей жизнью, а чужой. У подростков есть общая слабость. Подростку кажется, что он особый и единственный, а на самом деле эта особость заполняется стереотипами: герои одни и те же, тряпки одни и те же, манера поведения одна и та же. Наступает момент, когда подросток теряется в этом. Не случайно в юношеском возрасте на первое место выходит фигура наставника - человека, который не поучает, а открыт для помощи тебе. Им может быть кто угодно, от бандита до мамы с папой.

Хорошо, педагог видит, что с учеником что-то не в порядке. Что дальше делать? Вести его к психологу? В милицию?

Андрей Подольский: В нашей огромной стране в каждую из 43 тысяч школ психолога не посадишь. Хотя бы потому, что вузы должным образом не готовят такого количества специалистов. По крайней мере, должны быть консультационные центры, укомплектованные высокопрофессиональными специалистами, куда учитель может прийти и посоветоваться. Взрослые должны быть включены в реальное взаимодействие с подростками. Только что мы проводили в двух депрессивнейших районах Башкортостана эксперимент. Опросили девятиклассников, хотят ли они уехать из своего района? Почти 90 процентов сказали "да". Почти все родители поддержали их. Начинаем выяснять: почему хотят уехать? Потому что здесь грязно, плохо, мы тут никому не нужны… Говорим, давайте попробуем сделать так, чтобы стало чисто, чтобы вы стали нужны и предложили им четыре проекта. Одной группе подростков, которая тяготела к помощи людям, дали для патронажа совершенно гибнущий дом престарелых, другой - дом ребенка, третьей поручили следить за чистотой в райцентре… С одним условием - чтобы их оценивали, как взрослых. Глава районной администрации стал председателем жюри. И это сработало. Настроение у ребят совершенно изменилось. Кризис подросткового возраста возникает по очень простой причине: подросток хочет быть взрослым, а взрослые его в эту жизнь не берут.

Какой возраст в школе самый сложный?

Андрей Подольский: 6, 7, 8 классы. К 9-му ребята обычно "созревают" для того, чтобы что-то сделать. В 10-м и 11-м уже понимают, как устроено общество, кому на Руси жить хорошо.

Если 24 родителя из 25-ти говорят: мы не хотим, чтобы наши дети учились с этим ребенком, он опасен, может ударить или убить, должна ли школа прислушаться?

Андрей Подольский: Обязательно. Но надо взвешенно и спокойно на все посмотреть и понимать, что люди субъективны. К сожалению, при большом количестве пьяных зачатий, плохой экологии, мы даже не знаем, сколько у нас рождается умственно-неполноценных детей. А они могут быть агрессивными и опасными. Думаю, на каждые 100 обычных школ нужно иметь хотя бы одну для умственно-отсталых детей.

Нет ли у вас ощущения, что мы заигрались с инклюзией? В обычных школах стало больше не только слабовидящих и слабослышащих, но и детей, которые могут быть опасны для окружающих?

Андрей Подольский: Моя студентка провела интересное исследование среди детей, которые учились в обычной и инклюзивной школах. Обычные ученики инклюзивных школ не стали добрее, не стали лучше принимать особенных детей. Они просто стали чуть лучше их понимать потому, что в школу пришли психологи и терпеливо им объяснили кое-что про особенных детей.

А как вы относитесь к спецшколам? Может, место для агрессивных, неакдекватных учеников там?

Андрей Подольский: В специализированные учебно-воспитательные учреждения попадают с 13 лет те, кто уже что-то совершил, но не сел в тюрьму. Мы делали большое исследование по этой теме. Дети обычно попадают в эти учреждения в том возрасте, когда они должны найти ответы на вопросы "кто я, какой я?". У них самосознание фактически затормозилось, а потребность все равно есть. Они отданы на откуп внешней среды. Если это опытные уголовники, бессмысленно отправлять детей за решетку. Этим мы только увеличиваем криминалитет. Но ученика, который взял в руки топор или нож, нельзя потом оставлять учиться в этом классе.

Если родители говорят: в классе есть ребенок, который может ударить, покалечить, школа должна прислушаться?

Куда же, по-вашему, девать тех, кто с топорами, ножами и ружьями в школу приходит?

Андрей Подольский: Надо поставить точный диагноз и лечить медикаментами, хорошим отношением. Опыт показывает, в тех спецучилищах, где есть толковые мастера, педагоги- мужчины, положительный результат почти всегда есть. Потенциально агрессивных подростков примерно 20-25 процентов. Но это, к сожалению, не только мальчики.

Андрей Подольский: Они оказывают влияние не напрямую. Они отбивают охоту входить в реальную жизнь и развиваться в ней. Это зависимость, со всеми вытекающими. Но родителям таких детей ни в коем случае нельзя отключать интернет. Надо делать то, что они не сделали раньше - завоевывать доверие, аккуратно втягивать его во взрослую жизнь, где его будут ценить, с ним будут считаться, где он сможет достичь того, что позволит ему смотреть на себя, как на достойного человека.

Но есть и очень опасная сеть. Она не виртуальная. Силовики об этом знают. Существуют группы зависимости от криминала. То есть сидят авторитеты и через ключевых агентов на свободе создают сети, которые направлены, прежде всего, на добывание денег. Учителям об этом надо рассказывать и учить их азам медиации, давать знания по азам переговоров. Например, с учеником, который стоит на 10-м этаже и собирается прыгать. Это очень трудная задача.

Ранее мы проводили исследование по студентам педвузов и выяснили поразительную вещь: третий - четвертый курс по уровню психологического развития - почти подростки. Наверное, они очень нескоро перейдут в следующий жизненный класс.

За границей педагоги другие?

Андрей Подольский: Как ни удивительно, такая же ситуация и в Европе. Но причины такого инфантилизма у нас разные. В России это гиперопека со стороны родителей, общества, школы и потеря в последние десятилетия нравственных ценностей. На западе, наоборот, проблемы от либерализма, потому что он не формирует точек ответственности: делай, что хочешь, вчера ты мужчина, сегодня стал женщиной. В 27 лет там можно все еще учиться в школе.

Психиатры говорят, если человек совершил попытку самоубийства, он к ней вернется. А если взял в руки нож, то снова потом может напасть на кого-то?

Андрей Подольский: У подростков все немного иначе. У них есть базовая потребность понять, утвердить себя, определить свое место. Из какой бы семьи он не был, эта потребность проявится. Если у ребенка было нормальное развитие, он прошел все жизненные классы более-менее благополучно, у него есть определенный уровень интеллектуального развития. Это один вариант. И есть другой: у мамы начинаются жизненные сложности, когда он еще совсем маленький. Нет возможности уделять ему достаточно времени, тепла. Это тормозит его развитие с года до трех лет. Он становится дошкольником, но до этого возраста он не дорос. Ему 7 лет, и какой бы он ни был, он идет в школу. Не в элитную, а в обычную, где сразу становится изгоем, потому что ничего не умеет. Он получает двойки, его ругают учителя, а дома порет отец… Он доживает до подросткового возраста и начинает искать свое место в жизни. Как искать? Конечно, не конструктивно. А деструктивно - пожалуйста! Особенно, если он еще и физически здоровый и топор ему в руки попал.

Раньше все-таки ученики за топоры не хватались.

Андрей Подольский: А мы знали? Не знали.

17 процентов школ охраняют частные фирмы, остальные 83 процента - бабушки-вахтерши, уборщицы и другие сотрудники школ. Фото: Александр Корольков / РГ

Без согласия родителей

Как отправить агрессивного ребенка в спецшколу

На обеспечение комплексной безопасности 90 тысяч зданий российских школ и детских садов не хватает 5 млрд рублей. Эти цифры прозвучали на заседании комитета Госдумы по образованию и науке. Самое удивительное, что если вдруг деньги на это и найдутся, направить их напрямую из бюджета нельзя.

Школы и сады принадлежат муниципалитетам. А там свои бюджеты.

Нужна система субвенций на эти цели, - считает председатель комитета Вячеслав Никонов. Причем думать надо не только о камерах и охране, но и поддержке психологов и социальных педагогов. - В системе образования должна быть создана полноценная психологическая служба.

17 процентов школ охраняют частные фирмы. Многие из них финансируются за счет родителей. Может быть, есть смысл вернуться к прежней схеме, когда в этом были задействованы сотрудники правоохранительных органов?

По данным опросов, примерно 40 процентов детей считают себя одинокими. Как повысить их самооценку и помочь проявить себя? Один из вариантов - переход на школу полного дня с большим количество внеурочки, так, чтобы дети не были брошены во второй половине дня.

Я бы все-таки рискнула говорить о снижении урочной нагрузки учителей при сохранении достойной заработной платы, - высказала мнение депутат Любовь Духанина.

К сожалению, сегодня ученика, который может быть опасным, агрессивным, нельзя отправить в спецшколу без согласия родителей.

Эксперты предложили внести изменения в нормативные акты и давать возможность без согласия родителей направлять некоторых детей на психолого-медико-педагогическую комиссию, которая дает заключение: в какой школе лучше всего учиться ребенку. То же самое может касаться в том числе и обследования, связанного с употреблением наркотиков, пока оно тоже проводится только с согласия родителей.

Важно вернуть в школу воспитание. Сегодня все слишком увлеклись попаданием в топ-50, топ-100, и учителя больше нацелены на количественные результаты, чем на качественные. Но по большому счету именно от того, что творится в душе ребенка, зависит его благополучие.

Многие современные псхилоги и передовые педагоги склонны считать, что нынешняя школа не подходит современным детям. Сам подход, ритм, стиль обучения не учитывают те изменения, которые произошли в обществе, родителях, а значит, и детях. Именно поэтому школьники "выпадают" из системы, становятся чужими в ней... Отсюда ситуации, когда очевидно одаренные дети не могут учиться хорошо, а любознательные малыша вдруг теряют мотивацию к приобретению знаний и даже любители пообщаться с друзьями вдруг отказываются ходить в школу.

Причин тут много. О некоторых из них мы спросили у практикующего школьного психолога одной из киевских школ - Натальи Балахтарь. У нее же узнаем, что делать родителям, если у ребенка проблемы в школе.

ТМ: В чем может быть причина неуспеваемости умного и развитого ребенка: мозговые дисфункции, поведенческие нарушения, ошибки воспитания...?

Наталья Балахтарь: Как правило, умные и развитые, хорошо подготовленные к школе детки могут быть неуспешними по нескольким причинам.

Ребенок подготовлен хорошо, но детский коллектив, в который он попал, особой подготовкой не отличается. В первом полугодии ребенок расходует меньше энергии на адаптацию и чувствует себя очень хорошо, а во втором полугодии ему становится скучно и неинтересно, потому что учитель ориентирован на уровень большинства, а умненький малыш готов двигаться и развиваться быстреее.

Состояние «Я-звезда» (как правило сформированное родителями): когда ребенок и его любые действия вызывали у родителей, семьи бурное восхищение и любование, но в школе «звезда» не находит такого эмоционального подкрепления и внимания и начинает «гаснуть».

Перфекционизм (желание все делать идеально). Это состояние тоже формируется родителями. Но известно, что все детки, даже самые-самые, в школе совершают разные ошибки (не так прочитал, написал, подчеркнул…). Такое нормальное явление для ребенка-перфекциониста может стать тяжелым испытанием, и если он не уверен в своих силах и успешности выполнения задания, может даже отказываться от выполнения задания, чтобы не быть неуспешным=плохим.
Часто бывает так, что ребенок умен и развит, но не обучен элементарным нормам поведения в коллективе (когда хочу, тогда хожу-кричу-бегаю… и попытки остановить и договориться вызывают бурный протест (ведь такой ребенок не привык, чтобы его ограничивали), а значит, как следствие, негативное отношение к учителю, а потом и ко всем вокруг. И какая уж тут учеба и успешность, если «я в окружении врагов».
Бывает и так, что ребенок хорошо подготовлен, но адаптация происходит сложно и ребенок начинает болеть. Тогда организм бросает силы на поддержание здоровья, а учеба отходит на второй план.

ТМ: Какие способы мотивировать малыша вы можете предложить родителям? Как разогревать интерес школьника у обучению?

Наталья Балахтарь: Когда ребенок идет в школу, появляется множество факторов, которые влияют на его мотивацию учиться. Назову несколько основных и попробую рассказать, что с этим делать.

1. Школьные оценки. В школе оценки становятся основною мерой того, насколько успешен ребенок, влияют на формирование его самооценки. И любая выставленная оценка запускает в ребенке мотив «избегания».

У каждого человека, и взрослого и маленького, чтобы он ни делал, работают мотивы «стремления» или « избегания». Можно учиться хорошо, исходя из мотива «мне это интересно, я хочу это знать, я хочу об этом рассказать, нарисовать...», а можно учиться хорошо, стараясь не получить плохих оценок, избегая замечаний, осуждений со стороны учителя, родителей - это мотив избегания (это как кирпич, который висит над головой и в любой момент может упасть и сделать больно; и конечно же, учиться, писать, рисовать комфортнее, не имея « кирпича» над головой).

Задача родителей - сформировать у самих себя и у ребенка правильное отношение к оценкам: это не оценка всей личности ребенка, а всего лишь сигнал, что нужно приложить немножко больше усилий разобраться, понять.

А также верить в своего ребенка и любить его вне зависимости от того, какие оценки он получает, как справляется с заданиями. Ребенку важно быть хорошим для родителей и давая ему в этом уверенность, мы убираем «кирпич» над его головой и позволяем проявлять себя.

2. Учиться неинтересно. С приходом в школу информация, которую получает ребенок, часто определяется школьной программой и учебником. А если вы когда-нибудь заглядывали в детские учебники, то знаете, что особенного интереса они не вызывают и огромное количество действительно интересной информации по этим же темам остается в стороне. И если еще и с учителем не повезло, ребенку становится просто неинтересно.

Поэтому задача взрослых - помочь ребенку заинтересоваться предметом. Конечно, это требует от взрослых определенного труда (вложения времени, сил), но результат того стоит. Ведь есть огромное количество тематических музеев, выставок, фильмов, интернет-ресурсов, которые могут помочь пробудить интерес и мотивацию, помочь понять, что «учиться - интересно».

А дополнительный бонус: качественное общение с ребенком и совместные интересы лишь укрепят ваш отношения.

3.Часто у ребенка действительно многое не получается и он теряет веру в себя, отказывается даже от тех дел, которые способен выполнить. Формируется позиция «я-неудачник». Это тоже можно изменить, только изменения потребуют времени и терпения, внимания к собственному ребенку.

Для начала нужно разобраться с тем, что ваш ребенок умеет, что у него получается хорошо, искренне радоваться этому. Следующий шаг - помочь ребенку найти свои скрытые ресурсы, определить свои сильные и слабые стороны, научить опираться на них в трудные минуты.

ТМ: Когда снижение желания учиться в школе закономерно? Каковы причины этого с точки зрения психолога?

Наталья Балахтарь: Школьные психологи наблюдают определенную закономерность, которая отражается в школьной статистике по успеваемости: начиная с 6-го класса учебная успеваемость детей падает (у кого-то стремительно, у кого-то плавно, есть единицы детей, которые являются исключением). Школьные статистические графики фиксируют снижение и в 7 классе, а дна кривая всегда достигает в 8 классе, и только после этого начинается рост успеваемости. Этому есть простое объяснение. Примерно в 6 классе, когда ребенку 11-12 лет, начинается всем известный подростковый возраст. Основной задачей этого возраста является совсем не учеба, а поиск себя (понимание того, кто я, что я умею) и социализация (выстраивание отношений, умение общаться и поддерживать контакт). На это направлена большая часть энергии подростков, а на учебу-то, что остается.

Обязательно нужно отмечать даже небольшие успехи ребенка. Ведь когда ты понимаешь, что у тебя получилось и это заметили другие, энергия увеличивается и хочется сделать еще что-то.

ТМ: Каковы ваши наблюдения: когда дети в большинстве своем начинают учиться осознанно и занимаются для себя?

Наталья Балахтарь: Осознанно отношение ребенка к учебе меняется примерно в 9 классе. Многие уже знают, куда хотят пойти учиться, знают какие предметы и для чего им нужны, ставят себе цели и начинают прикладывать усилия для достижения этих целей. Кроме того, появляется еще одна внутренняя мотивация. У старшеклассников появляется желание озвучивать свою позицию по любому вопросу, а для того чтобы позиция была аргументированной и неглупой, необходима информация, поэтому появляется стимул для самообразования, для расширения своего кругозора...

ТМ: Какие возможности есть у школьного психолога, дабы помогать детям и учителям?

Наталья Балахтарь: Те директора и учителя, в школах которых действительно работает психологическая служба, говорят о том, что без работы психологов в школе было бы намного сложнее. Психолог помогает более эффективно и с наименьшими потерями для сторон решать конфликты, оставаясь при этом над ситуацией. Помогает участникам конфликтов увидеть ситуацию по-другому.

Сопровождает непростые моменты адаптации детей в 1, 5, 10-х классах. Помогает увидеть и развить свои сильные стороны и найти точку опоры. А часто становится единственным слушателем и помощником, когда кажется, что ситуация зашла в тупик и выхода нет. Если в школе психолог проводит тренинги, то это хорошая возможность попробовать или отработать новые навыки. Психологи, работающие в школе, шутя, говорят «мы способствуем гармонизации пространства вокруг».

ТМ: Что делать, если ребенок категорически не хочет учиться. Или не хочет ходить в школу. Вплоть до слез и болезней...

Наталья Балахтарь: Необходимо попробовать найти причину происходящего. Причина может быть как дома, так и в школе. Если дома, в семье есть серьезная неразрешенная проблема (ссоры, развод родителей, болезни, смерть), энергия ребенка будет направлена на, то, что происходит дома, и тогда это будет проявляться как нежелание или отказ идти в школу. Если же дома все спокойно, тогда ищем причину в школе. Часто это могут быть следующие моменты:
1) у ребенка нет контакта с учителем (проблема может существовать реально - учитель может быть резок, груб с ребенком, не уделять достаточно внимания, а может существовать в видении ребенка, когда идеальный образ учителя не совпадает с реальным, но при этом учитель не нарушает границы ребенка.
2) нет контакта с одноклассниками. Здесь также есть варианты: ребенка обижают, игнорируют или ребенок по каким-то причинам сам избегает общения. В зависимости от варианта выбираем решение проблемы, в том числе, вместе с психологом.
3) школьные задания и нагрузки не соответствуют возможностям ребенка, ему очень тяжело, а первые симптомы проблемы были не замечены или проигнорированы родителями. И тогда проявляется яркий протест против школы со всеми ее нагрузками. Вариантов выхода из ситуации много: от правильной организации работы и отдыха до смены школы.
4) Ребенок по желанию родителей перегружен разнообразными секциями, кружками, на которые уходит много сил, энергии и времени, а на школу этих ресурсов не остается. А ведь школьных домашних заданий никто не отменял, и требования к успеваемости из-за участия во внешкольных кружках никто смягчать не будет. Поэтому, ребенок заранее спрогнозировав свою неуспешность, отказывается идти в школу.
5) Сформировавшаяся позиция «я-неудачник». О том, как быть в этом случае, смотри информацию выше.

Главная задача родителей - интересоваться жизнью ребенка в школе и вне школы, помогать там, где нужно и не слишком опекать там, где малыш может справиться сам. А если нужно, обращаться за помощьюк специалистам, в том числе, и школьным психологам.

Трагедия с захватом заложников учеником московской школы поставила перед обществом много вопросов из серии «кто виноват» и «что делать»

Помимо государства, родителей, учителей вину за произошедшее многие возлагают и на школьных психологов. Ведь в школе №263 есть штатный специалист - значит, он должен был заранее заметить потенциального ребенка-террориста.

Комитет по образованию Госдумы обсудил подготовку школьных психологов и решил обратиться в Минобрнауки с требованием проверить компетенцию и профессионализм педагогов-психологов. Какие обязанности у школьных психологов в наши дни и вообще нужны ли они, выяснял у специалистов «МК».

Екатерина ГОЛОВАНОВА, школьный психолог:

Безусловно, школе нужны психологи. Вот только работать в школе психологом может настоящий энтузиаст, понимающий весь ужас происходящего с нашим образованием и тем не менее готовый помогать, успокаивать и детей, и родителей, и учителей. Я работаю в школе педагогом-психологом уже больше 5 лет, работы очень много. Детей, нуждающихся в психологической помощи, с каждым годом все больше. Конечно, среди психологов есть непрофессиональные люди, которым не место в школе. Грамотный специалист сумеет организовать работу так, что станет настоящим помощником учителям, родителям и детям. Просто необходимо создать психологу условия для работы и четко прописать обязанности психолога именно для данного учебного заведения, учитывая его особенности. Кроме того, психологам необходимо повышать квалификацию - в учебных заведениях сейчас очень востребованы клинические психологи в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей системе образования должность психолога, к сожалению, в большинстве случаев - формальность. Нет ни условий, ни возможностей для работы. Администрацию интересуют лишь документальные отчеты. А как только в школах с детьми происходит ЧП, так все сразу же вспоминают о школьных психологах. Нельзя требовать от психолога того, что не входит в его обязанности. Психолог может проанализировать, почему не удается решить ту или иную задачу, но не решить ее за кого-то. И тем более психолог не может лечить и не всегда даже может распознать психические отклонения или заболевания у ребенка - это задача психиатра.

Лидия КЛИМОВА, учитель русского и литературы со стажем работы более 40 лет:

Как правило, в школу приходят молодые девочки с дипломами сомнительных институтов, которые не умеют делать ровным счетом ничего. В конце концов, на таких «психологов» просто сваливают часть секретарской бумажной работы, чтобы они приносили хоть какую-нибудь пользу. Да еще ученики, которые хотят прогулять уроки, регулярно просятся к ним на разговор. Но и это не худший вариант. В школе, где я работала, была женщина-психолог, которая, на мой взгляд, наносила детям реальный вред. После занятий с ней ребята из моего класса несколько раз прибегали ко мне в слезах. Однажды она попросила, чтобы дети принесли из дома рисунки, нарисованные их мамами и папами. Естественно, многие родители выполнили эту работу наспех. В результате на «разборе полетов» психолог при всем классе рассказывала, что, исходя из картинки, мама Маши - неряха, а Димин папа - разгильдяй… Ясно, что таких психологов к детям подпускать просто опасно.

Психологическая служба в школах должна быть прежде всего профессиональной, ведь к детям, особенно к подросткам, очень сложно найти правильный подход. А так как хороших психологов в нашей стране крайне мало, вероятность, что они придут работать в школу на небольшую зарплату, ничтожна. В наших школах роль психологов иногда берут на себя классные руководители, некоторым это даже вполне успешно удается. Ведь они лучше знают детей, которых у них всего 25–30 человек, а не целая школа, как у психолога. Но, конечно, с этой задачей могут справиться далеко не все учителя, так как загружены они сейчас и так по полной программе.

Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации МГППУ:

Психология - очень быстро развивающаяся наука. В такой ситуации педагог-психолог должен проходить курсы повышения квалификации раз в три года, а лучше чаще. Но реальность такова, что чиновники делают все, чтобы в школах психологическое сопровождение стало фикцией. Раньше Департамент образования сам перечислял деньги на повышение квалификации и переподготовку специалистов непосредственно нам, и мы быстро собирали группы. Но начиная с января 2014 года деньги на это будут направляться непосредственно в школу. Теперь директор школы сам решает, кого направить на обучение: предметников или дополнительных специалистов. И если раньше мы выпускали за курс от 1000 до 1500 специалистов, то теперь не можем набрать группу. Психологи и раньше всегда стояли в хвосте очереди: на кабинет, на материалы, а теперь и на повышение квалификации. А ведь грамотный, подготовленный психолог мог бы предотвратить трагическое развитие ситуации в школьном конфликте, если бы он вовремя узнал о существовании самого конфликта.