Многомужество: странные обычаи некоторых народов. Интересные факты про многомужество

    Данный термин полиандрия исходит от древнего греческого языка и это слово дословно в переводе звучит так:много и мужчины. Такая форма семейных отношений сейчас встречается не особо часто.

    А вот первые упоминания о полиандрии встречаются в культуре эскимосов-алеутов.Сейчас это актуально в таких странах, как определенные группы народов Тибета, Непала, а также Южной Индии. Есть и другая разновидность многомужества, которая имеет название биандрия и она означает у женщины наличие одновременное двух мужей.

    В данное время полиандрия это актуальное решение проблем с женитьбой мужчин из Индии,из Китая, из США, из Японии,а также Норвегии и Италии,Дело в том,что в этих странах мальчиков там рождается много больше, чем девочек. Что важно многоженство в настоящее время запрещено большинством религий мира.

    Полиандрия (от греческого многомужество) - это форма брака, при которой одна женщина имеет одновременно несколько мужей.

    В наше время полиандрия широко распространена во многих горных районах на юге Индии, в Непале и на Тибете, среди некоторых индейских племн Южной Америки, у алеутов и эскимосов.

    Думаю многие женщины в нашем мире мечтали бы иметь нескольких мужей! Какая замечательная перспектива!

    В наше время это редкость, но это есть в таких странах как: Индия - в горных районах, хотелось бы отметить. Так же слышала про остров Ява, где существует нехватка женщин. В России это тоже есть, например у обеспеченных женщин, которые как говорится рулят мужиками, а те с ними в основном из-за денег.

    Когда рождается семья, предполагается, что люди влюблены друг в друга. А в таких семьях неужели жена любит всех своих мужей? В моем понятии это не семья, она просто использует их в своих целях. А по вопросу:

    Надеюсь, в нашей стране не дойдет до такого разврата.

    Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Вместе с тем, в настоящее время многомужество или полиандрия официально разрешено в некоторых странах мира, например, в Непале и Тибетском автономном районе Китая, в отдельных племенах Африки, в Шри-Ланке, и на определнных участках полуострова Индостан, на территории которого располагаются: Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Сибири у алеутов и эскимосов.

    Вместе с тем, многомужество совсем не означает, что женщина занимает главенствующее положение в семье, так как обычно муж решает, нужен ли второй мужчина в доме или нет.

    Исследователи выяснили, что существуют 53 сообщества, проповедующих полиандрию, и тому есть причины: - многомужество существует только в слаборазвитых племенах и необходимо как способ выживания.

    Во многих странах существуют проблемы с вступлением в брак мужчин, поскольку мальчиков там рождается больше, чем девочек, и поэтому жениться им не на ком. У кочевников и земледельцев Тибета существует братская полиандрия, когда несколько братьев имели одну жену.

    Обычно, старший брат выбирал на ком жениться, а остальные фактически становились мужьями женщины старшего брата. В некоторых культурах мужчина искал своей жене второго мужа, это часто мог быть его брат, чтобы во время своего отсутствия быть уверенным в безопасности женщины. Также считалось, что признание отцовства одного ребенка двумя мужчинами увеличивает шансы его выживания.

    Женщина, которая имела несколько мужей, обязана была выполнять супружеский долг с каждым из них по очереди, а муж, находившийся в спальне, выставлял на порог свою обувь, чтобы другие знали, что в это время с женой находится он.

    В Индии в отличие от Тибета женщины могут взять в мужья любых мужчин, независимо, являются ли они братьями или нет. В этой стране основное условие это желание всех их любить и рожать от каждого детей.

    В Азии часто не хватало пахотных угодий, и многомужество позволяло семьям вести совместное хозяйство на одной и той же территории.

Пережитки многомужества в Индии

Женское начало в культуре Индии проявляется в сохранении пережитков матриархата в системе родства и в организации семьи. Индия – одна из немногих стран мира, где живут народы, практикующие полиандрию – многомужество. В прошлом полиандрия была распространена здесь значительно шире, причем не только у коренных народов, но и у попавших под их влияние арийских пришельцев. Во всяком случае, древнеиндийские мифы свидетельствуют, что этот обычай встречался в арийских княжествах Северной и Центральной Индии. Эпос «Махабхарата» повествует о девушке Драупади, дочери царя Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть стала их общей женой. Случилось так, что старший из братьев проиграл красавицу в кости принцу рода Кауравов, что привело череде событий, закончившихся войной между Пандавами и Кауравами. Через тысячу лет после создания «Махабхараты» о многомужестве в Северо-Западной Индии писал Ватсьяяна в «Камасутре» (III–V в. н. э.):

«В области Граманари в Стрираджье и Бахлике многие юноши находятся на равных правах в женских покоях, будучи женаты на одной и той же, и женщины наслаждаются ими или по одному или сразу – сообразно своей природе и обстоятельствам. Один держит ее [на коленях], один угождает [поцелуями и прочим], один [ласкает] нижнюю часть, один – лицо, один – туловище, и они действуют так, постоянно чередуясь».

К приходу англичан полиандрия в Индии сохранилась лишь у горцев Гималаев и в некоторых местах южной Индии. И по сей день многомужество встречается у родственных тибетцам ладакхов, живущих на высокогорном плато Ладакх в штате Джамму и Кашмир. Здесь мало пригодных для обработки земель, но почвы позволяют выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, бобовые и корнеплоды. Большая высота над уровнем моря и суровый климат очень ограничивают возможности огородничества и почти совсем исключают садоводство. Недостаток пригодной для обработки земли привел к обычаю нескольким братьям иметь одну жену. Целью такого брака было сохранение маленького земельного надела семьи. Когда старший сын женился (и становился главой семьи), его невеста становилась женой и младшим братьям, чтобы избежать разделения и без того скудного хозяйства. Если жена старшего сына не соглашалась вступать в мужской гарем, то младшие сыновья принимали монашество.

После недели супружеской любви старшего брата черед приходит следующему по старшинству брату – он становиться мужем на неделю, затем следует третий и, если есть, – четвертый брат. Для предупреждения остальных братьев очередной муж ставит свою обувь возле двери общей жены. Если женщина довольна, такие отношения продолжаются всю жизнь. Но женщина может невзлюбить одного из младших братьев. Тогда ему не остается ничего другого, как уйти из дома, завести свою семью (что сложно без земли) или стать монахом. Другая традиция позволяет общей жене брать на испытание мужчину вне семьи. Достойный кандидат принимается на одну неделю. Если женщина находила его достойным, то он становился одним из мужей. Но если он не оправдывал надежд, то покидал семью, получая подарок, например, козу, чтобы не было обиды. Подобно многомужеству эта традиция исчезает. Полиандрия, наряду с обычаем монашества, привели к тому, что в Ладакхе, как и в Тибете, свободных молодых женщин больше, чем мужчин. Поэтому там спокойно относятся к добрачным связям. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью возлюбленной полтора месяца (три недели до родов и три после), уходит с миром.

О загадочных тода, живущих в Нильгири – Голубых горах на юге Индии, существует обширная литература. Англичане узнали о в 1812 г., когда топограф Кейс обследовал район Голубых гор. Преодолев болотистые джунгли и перевалив труднодоступный хребет, экспедиция попала в просторную, окруженную горами долину. Там Кейс увидел стадо пасущихся буйволов, крупных, с мощными изогнутыми рогами. Таких буйволов он не встречал в равнинной Индии. Неподалеку от стада стояли, опершись на посохи, два бородатых человека; их одежда походила на древнеримские тоги. Пастухи приблизились к пришельцам и их приветствовали. Так англичане впервые встретились с тода. Многое удивило их. Поразил уже внешний облик: тода были выше ростом, с более светлой кожей, чем лесные племена Южной Индии. Черты лица у них были тонкие, что в сочетании пышными бородами мужчин, важной осанкой и тогами – путукхули, придавало им библейский облик. Выяснилось, что тода живут разведением буйволов, но мяса не употребляют, питаясь молочной и растительной пищей. Оригинальными оказались и жилища тода, и их обычаи, и семейная жизнь.

Отношения мужчин и женщин отличаются у тода большой свободой, а брак неустойчив. У тода существует обычай помолвки, но ее можно расторгнуть в любое время, причем обычно расторгают по желанию девушки. Юноши и девушки свободно встречаются, и если девушка беременеет, то это вовсе не считается позором. Мужчины скорее считали беременность достоинством девушки; взять ее в жены желали многие. Но чаще всего мужа выбирала сама девушка. Если же такая девушка беременна, то отказать ей считалось совершенно неприличным. В прошлом формой брака для тода была полиандрия. Капитан британской армии Уорд, сделавший топографическое описание гор Нилгири в 1821 г., заметил, что у тода нет обряда брачной церемонии. Он также обратил внимание, что невеста обычно выходит замуж за несколько братьев: «Она обязана, в случае, если у него [мужа] есть братья, признать их мужьями и выполнять перед ними супружеские обязанности». Помимо мужей, отмечает Уорд, замужняя женщина тода согласно обычаю может иметь любовника – кумбхала. Уорд пишет:

«Кумбхал имеет отдельную власть над ней. В случае, если молодая женщина находится в доме одного из мужей и кумбхал приходит, муж немедленно ретируется и оставляет ее с любовником. Законные мужья содержат ее, а кумбхал снабжает ее ежегодно одеждой, табаком и другими мелкими подарками».

Братская полиандрия была у тода не единственно формой многомужества: существовала еще матриархальная полиандрия, когда женщина имела несколько мужей не связанных родством. Надо сказать, что мужья тоже не терялись и имели любовниц на стороне. Развод у тода был прост, причем женщина могла потребовать развода и уйти к другому, не объясняя причин. Оригинально было определение довольно-таки неясного отцовства. Когда женщина находилась на пятом – седьмом месяце беременности, то мужчина – обычно, но не обязательно, муж, вручал ей лук и стрелы. Обряд, называемый пурсутпими, закреплял за ним отцовство. Если мужья – братья, церемонию выполнял старший брат и все дети считались общими для братьев. Если женщина ушла от мужа или мужей, тогда лук и стрелу ей давал мужчина, с которым она стала жить и закреплял право на ребенка. Если же женщина беременна, а мужчины у нее нет, то лук вручал любой мужчина, выбранный родственниками. По мнению тода не так уж важно иметь мужа, но необходимо иметь «церемониального» отца ребенка. В настоящее время обычаи тода уходят в прошлое, и преобладают парные браки.

Матриархальное многомужество встречалось еще в XIX в. у наиров Малабарского берега Южной Индии. Наиры (наяры) – кшатрии народа малаяли, живущего на Малабарском побережье. В прежние времена наиры были чрезвычайно воинственны и никогда не расставались с мечом. В средневековом Малабаре все уступали им дорогу, по крайней мере, до прихода португальцев. Португальские фидальго (дворяне) не приняли заведенный порядок, и между ними и наирами постоянно возникали стычки. В итоге, состоялась дуэль лучшего мечника наира и воина португальца. Победил португалец (вопреки мнению почитателей восточных единоборств, европейцы фехтовали лучше азиатов). С тех пор наиры стали уступать португальцам дорогу. Рассказ этот приведен как свидетельство того, что господство женщин вовсе не делает мужчин женоподобными (другой пример – ирокезы Северной Америки).

Ячейкой семьи наиров был таравад (тараваду), состоявший из старшей матери – главы семьи, ее детей, братьев, сестер и детей сестер. Хозяйство было общим; им управлял старший брат матери, но сам он не имел собственности. Все им нажитое переходило не его детям, а сыновьям и дочерям сестер. Членами таравада считались только дети женщин. Дети мужчин принадлежали к таравадам жен и носили фамилии матери. Девочки в 10–12 лет проходили церемонию кетту кальянам, во время которой избранный муж надевал на шею девочки тали – медальон в виде листа на шнурке. В символическом смысле это считалось браком. Настоящий брак – самбандхам, наирская девушка заключала, достигнув половой зрелости. Женихом мог быть наир из другого таравада либо брахман касты намбутири. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани. Позднее он должен был давать ей небольшие подарки во время каждого из трех великих праздников. Прекращение дарения было молчаливым знаком расторжения брака. Муж время от времени ночевал у жены. Он приходил поздно вечером и покидал дом жены рано утром, до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех, кто пришел позже. И этим связи мужа и жены исчерпывались. Наирские жены могли по желанию прекратить отношения с мужем, могли взять другого мужа, даже иметь по 8 –12 мужей. Ограничение было одно – муж должен был быть наиром или брахманом. Мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери. В ХХ в. многомужество у наиров заменилось моногамной семьей.

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает в себя КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от старого

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Пережитки язычества Ростовскую землю окрестили во второй половине XI века - усилиями епископов Леонтия и Исайи. Примерно тогда же окрещен и полуфинский Муром. Но это опять-таки крещение городского населения.В летописях XI в. утверждалось, что многие в деревнях приносят

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург «– Скажи, мама, почему не любят евреев? – Потому что они убили Иисуса и отравляли колодцы: когда я была маленькой, меня так учили по Катехизису… Гейдрих: Я знаю, все это ложь, но какая разница; эта традиция может быть нам

автора Тарле Евгений Викторович

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской.

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Исламизация Индии Процесс исламизации Индии занял долгие века. В ходе его в ислам были обращены многие миллионы индийцев, вначале на северо-западе страны, в контактной зоне, где его влияние ощущалось особенно сильно (Синд, Белуджистан, Пенджаб), а затем и в других районах,

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Пережитки средиземноморской культуры Возвращаясь от nimia potentia Ургулании к дерзкому честолюбию Танаквили, нельзя не заметить следов, наполовину стертых или запутанных предусмотрительными историками - свидетельств социального статуса женщины, сильно отличающегося от

Из книги Повседневная жизнь советских писателей. 1930- 1950-е годы автора Антипина Валентина Алексеевна

Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого» Характер образа жизни, этических проблем взаимоотношений литераторов с годами практически не менялся. Отношения между писателями были не всегда простыми. Порой на них оказывала влияние политическая

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

В) Античные пережитки в кельтской Британии Территории, оставшиеся за бриттами, были наименее романизированными на острове. Если не считать сохранения христианства, кажется, все указывает на стремительное вытеснение античных традиций: в языке практически ничего не

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки» - Привыкли считать, что главная цель революции - создать нового человека. Это не восходит к 2000-летней попытке христианства обновить человеческую натуру?- Проще

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Пережитки поганства Те, що ми так мало знаємо про поганський світогляд України, не випливає виключно з того, що він був невироблений і неусталений. Дуже багато причинилося до цього становище христіянського духовенства, що за всяку ціну старалося затерти сліди поганства й

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Из книги Очерки по истории архитектуры Т. 1 автора Брунов Николай Иванович

2. Архитектура Индии Архитектура Индии разделяется на три больших периода. Древнебрахманский период, от которого почти не сохранилось архитектурных памятников, теряется в глубине веков. Он продолжатся приблизительно до 250 г. до н. э. За ним следует буддийский период,

автора Блок Марк

4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов Как бы ни была раздроблена, как бы ни была подчинена феодальной иерархии система правосудия, было бы большой ошибкой считать, что в феодальном мире не сохранилось никаких институтов старого

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Пережитки и обновление Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная система не умирает целиком, сразу и




Иметь несколько жен в Африке – это больше, чем культурная практика, это глубокая и давняя традиция. В племенах, если мужчина умирает, его брат обязан жениться на вдове и взять опеку над его детьми. Но специальный закон о браке защищает женщину, если та не хочет выходить замуж за брата. Иметь несколько жен, официальных и неофициальных, в современной Африке – нормальное явление. Его, в первую очередь, поддерживает сам президент Джейкоб Зума. У него восемь жен, пять из которых официальные. Гертруда, Кейт, Нкосазана, Номпумелело и Тобека живут с президентом в одном доме и посещают вместе с ним официальные мероприятия. Джейкоб является отцом для 18 детей и на всех своих фотографиях выглядит довольным и счастливым.

Бруней





Маленький, но гордый Бруней живет по принципам шариата, который подразумевает жестокое наказание за различные преступления. Но зато в этой стране многоженство не запрещено законом, а за супружескую измену могут насмерть закидать камнями. И как в ЮАР, тенденцию задает султан Брунея Хассанал Болкиах. Первая жена султана сначала приняла в семью стюардессу Мариам Абдул Азиз, а позже, после развода с Мариам, в семью пришла тележурналистка Азриназ Мазхар Хаким. В 2010 году Хассанал развелся с третьей женой, оставаясь в браке с первой, и по слухам нашел четвертую невесту. Вряд ли в этой ситуации первая жена султана часто сталкивается со своими "соперницами". Его резиденция, Дворец Света, входит в Книгу рекордов Гинесса как одна из самых больших. А состояние Болкиаха оценивается в 24 миллиарда долларов.

Сирия






Семья для настоящего сирийца – это основа всего. Поведение сирийцев регламентируется теми обязанностями, которыми они наделяются в зависимости от положения в семье. Мужчин с детства учат помогать близким и рассчитывать на помощь других родственников, если сам попадешь в беду. К браку сирийца готовят заранее, решение о женитьбе обсуждается родственниками будущих супругов. Мужчина должен подкрепить свое желание материальным достатком. Если сириец решил завести несколько жен, он должен быть уверен, что обеспечит их всех. Но если у мужчины нет возможности накопить денег, то жениться он может и в 40 лет. Девушки в отсутствие достойных женихов выходят замуж рано и не переживают, если у мужа они не единственные.

Египет





5% браков в Египете - браки многоженцев. Такой низкий процент связан с тем, что мужчина обязан относиться ко всем своим женам одинаково, уделяя каждой из них равное количество своего времени и материальных средств. Если одна из жен получила квартиру, вторая должна получить равнозначную жилплощадь. А из-за высокого уровня безработицы мужчины в Египте с трудом содержат даже одну жену с детьми. Заключение повторного брака в Египте возможно, если первая супруга не имеет возможности родить детей.

Алжир




Многоженство в Алжире разрешено законодательно, но ограничено социально. Чтобы взять вторую жену, первая должна дать согласие, а суд предоставить разрешение. Чтобы выйти замуж за алжирца, необязательно быть мусульманкой. Гражданин этой страны может свободно заключать "религиозный брак" с мусульманкой, христианкой или иудейкой. А в мэрии брак можно заключать вообще с девушкой любой национальности. Дети в браке с алжирцем принимают веру отца и получают мусульманские имена. Женщины могут свободно водить машину и работать в правительстве. Главное, не обделять ни одну из прекрасных жен вниманием, тогда в семье алжирского мужа будет радость и покой.

Объединенные Арабские Эмираты





Власти Эмиратов разрешают иметь одновременно до четырех жен, отношения с которыми будут задокументированы в специальном государственном органе. Но есть и негласные правила, сложившиеся между супругами. Вторая жена может появиться в семье, если согласна первая. И у каждой девушки есть возможность требовать такое же содержание, как и у других, поэтому "полигамные браки" не каждому арабскому мужчине по плечу. Даад Мухаммед Аль Балуши является, пожалуй, примером исключительной хитрости и смекалки. У Даада 60 сыновей и 30 дочерей от 17 жен. Но, поскольку по законам он не может иметь больше четырех жен одновременно, неутомимый муж каждый раз разводится и находит новую невесту. У каждой из бывших и нынешних жен Даада есть отдельный дом, свой автомобиль и личная прислуга. Дедушка 50 внуков несколько лет назад потерял в автокатастрофе ногу, но не утратил вкуса жизни. Родина его невест простирается от Филиппин до Марокко.

Конго



Многоженство в Конго разрешено гражданским законодательством. Но существуют и ограничения. Первую жену житель Конго должен выбирать особо тщательно, потому что именно она дает свое согласие на дальнейшие браки. Если согласия нет, то заводить новых жен можно только после развода.

Мьянма


Присутствует некое противоречие в полигамии мужчин Мьянмы: государство с преимущественно буддистским населением разрешает мужчинам иметь несколько жен, хотя сами люди такие союзы не приветствуют. Негласное разрешение дается жителям в результате малого количества мужчин в сравнении с женским населением. В Мьянме в крупных поселках на 85 женщин приходится 15 мужчин. Количество детей в семье не ограничено – сколько семья сможет вырастить, столько и можно завести.


Последнее время мы всё чаще слышим от некоторых людей, занимающих ответственных посты, то есть находящихся на государственной службе, что назрела нужда в ведении многожёнства. И неплохо было бы заиметь четыре жены. Но, насколько мне известно, по Конституции у нас равноправие. Следовательно, каждой из четырёх жён полагается по четыре мужа? Если всё это представить, то семья эта будет выглядеть весьма оригинально…

Австралийские биологи проследили за сумчатыми мышами и выяснили, что самки, спаривающиеся со многими самцами, рожают более жизнеспособное потомство. Детёныши этих самок лучше и быстрее развивались, практически не болели и дольше жили, чем детёныши тех самок, которые спарились только с одним самцом.

Учёные объясняют это тем, что в половых путях самки происходит отбор сперматозоидов с лучшими генами, то есть самки сами выбирают сперматозоиды с самыми «качественными» генами.

Хотя самкам австралийских сумчатых мышей вообще-то грех жаловаться на своих «парней». В период гона половой акт с одним самцом длится от 6 до 14 часов.

Правда, бедные самцы за столь страстную любовь расплачиваются жизнью, они умирают от истощения, и порой в популяции этого вида не остаётся ни одного живого самца, одни беременные самки.

Если перевести это на мужчин, то получается, что поборники гаремов на подсознательном уровне стремятся к суициду? Или они тешат себя надеждой, что женщины не так требовательны, как самки сумчатых мышей?

Матки пчёл тоже спариваются с большим количеством самцов, правда, самцы не всегда умирают от закончившихся жизненных сил. Просто всех трутней рабочие пчёлы в конце лета выбрасывают из улья.

Природа устроила такую систему взаимоотношения полов, потому что полиандрия оказывает положительный эффект на здоровье потомства и его выживание.

Что же такое полиандрия? (от греческого многомужество ) - это форма брака, при которой одна женщина имеет одновременно несколько мужей.

Полиандрическая семья бывает: братской и неродственной. При последней полиандрии несколько не связанных между собой родственными узами мужчин вступают в брак с одной женщиной. Права, обязанности и ласки жены в таких семьях, как правило, распределяются поровну.

Чем выше социальный статус женщины, тем больше у неё мужей.

При братской форме полиандрии в брак с одной женщиной вступают несколько братьев и ведут общее . Так, в наидревнейшем эпосе Махабхарата у пяти главных героев (братьев Пандавов) была одна жена (Драупади).

В наше время полиандрия широко распространена во многих горных районах на юге Индии, в Непале и на Тибете, среди некоторых индейских племён Южной Америки, у алеутов и эскимосов.

О вреде полигамии и пользе полиандрии говорит, например, такой анекдот:

«В качестве эксперимента заселяют два острова: на одном оставляют 25 женщин и одного мужчину, а на другом - 25 мужчин и одну женщину.

Проходит некоторое время и приезжают вначале с проверкой на остров, где одна женщина. Смотрят - все убрано, везде чистенько, пальмочки подвязаны, дорожки песочком посыпаны. Сидит женщина на троне и кричит:

Вова, я тебе каким сказала песочком дорожку посыпать?
- Красным....
- А ты, каким посыпал?
- Жёлтым...
- Ты каким был по счету? Пятым? Будешь двадцать пятым...

Приезжают на остров, где 25 женщин и один мужик. Смотрят, все грязно, пальмы местами повалены, вокруг полный хаос и сидит мужик на пальме, на самой верхушке, а женщины обступили её и кричат:

Вася, слазь, 5 минут уже прошло!!!».

Ученые, проведя исследование, установили, что у женщин после 2 лет брака снижается половое влечение к своему партнёру, в то время как мужчина желает свою партнёршу на протяжении всей супружеской жизни.

Может быть, в таком случае права Ирина Аллегрова со своей песней про гарем на 400 мест.

Кстати, фраза о том, что «на десять девчонок по статистике девять ребят» не более чем миф, поддерживаемый некоторыми озабоченными мужчинами.

На самом деле мальчиков рождается больше, чем девочек. И в молодом возрасте их вполне хватает, уменьшается их количество после 45-50.

В том, что в мире полно свободных мужчин, можно убедиться, заглянув в газету брачных объявлений или на .

К тому же в некоторых странах, таких, как США, Индия, Китай, Италия, Норвегия мужчин больше, чем женщин.

И если даже всех Иванов-царевичей разберут по гаремам Василисы Премудрые, при желании в мужья можно заполучить ковбоя, мандарина, самурая или викинга.

Так что будем смотреть в будущее с оптимизмом и сами выбирать свою судьбу.

Кодекс кодексом, а отдельные попытки разрешить в современной России многоженство все же делались. Инициаторами их были руководители Ингушетии и Чечни. Формально подобные поползновения в сторону средневековья отклонялись. Но фактически многоженство на Северном Кавказе сохранилось. Только скрытно. Очевидцы кавказских обрядов утверждают, что первый брак с женщиной горец заключает в , а остальные - в мечети.

Похожая ситуация и в Средней Азии. Особенно в Туркменистане, власти которого разрешили местным мужчинам иметь более одной супруги. Сразу вспоминается бессмертное «Белое солнце пустыни» и товарищ Сухов вместе с гаремом басмача Абдуллы. Ведь действие этого фильма происходило именно в туркменских песках.

Вопреки Соломону

«Все проходит. И это пройдет». Такая была сделана на кольце, которое, по преданию, носил древнееврейский царь Соломон. Со времен Соломона изменилось действительно многое, кроме, пожалуй, многоженства. Причем одним из его основоположников являлся сам царь, имевший почти 700 жен и три сотни наложниц. Не отличались «однолюбством» и другие небезызвестные библейские и даже исторические персонажи - Авраам, Иаков, Ламех, пророк Мухаммед с его полутора десятком жен.

К слову, именно на Мухаммеда в основном и ссылаются, пусть заочно, современные мусульмане и их сторонники, взявшие моду иметь современные комфортабельные гаремы. Настоящими рекордсменами считается парочка королей из Свазиленда. Но если Собхуза II был мужем сразу 70 африканских , то у его сменщика Мсвати III оказалось «всего» 13 супруг. Впрочем, всех нынешних и прошлых монархов намного обогнал простой 84-летний нигериец по имени Мухаммед Белло. Даже оказавшись перед угрозой реального расстрела, он не захотел выбрать только четверых из 86 своих жен. Любопытно, но в течение чуть ли не всей жизни Белло утверждал, что не надо заводить такую огромную семью, от нее одни неприятности.

«В желтой жаркой Африке»

Из всех африканских стран многоженство не разрешено только в почти «европейском» Тунисе, а также в Бенине и Эритрее. В других, даже не совсем мусульманских, иметь несколько жен считается правилом хорошего тона. Иногда, правда, оно немного ограничено законами.

Так, в Джибути нельзя иметь более четырех жен. В Алжире вторая жена может войти в семью, только если с этим согласна первая супруга и существует положительное решение. В Мавритании первая леди один раз за супружество имеет право требовать, чтобы муж не заводил другую жену. В Конго первая жена должна сразу заявить, что она против других браков супруга, это табу. В Марокко желающий заиметь вторую жену может это сделать опять же по разрешению суда. Муж также обязан подтвердить долговременную платежеспособность и поклясться любить всех жен.

Шариатом покати

Сборник основных правил поведения правоверного мусульманина под названием «шариат» разрешает иметь четыре жены, одновременно требуя заботиться обо всех и в равных долях. Благодаря такому «разрешению», почти все азиатские страны с преобладающим мусульманским населением активно пользуются возможностью узаконить многоженство. Опять же с определенными оговорками.

В Пакистане муж, прежде чем ввести в дом вторую жену, должен получить письменное согласие у первой. В Иордании мужчине нельзя иметь более четырех жен. Но собираясь вступить во второй брак, он должен познакомить жен и доказать способность материально их содержать. В Ливане, где проживает достаточное количество , полигамные браки только . В Сингапуре, помимо опять же согласия первой жены, от мужа требуется разрешение местной администрации.

В Непале мужчина получает право жениться без развода только в форс-мажорных случаях, произошедших с первой супругой. В их входят слепота, сумасшествие, венерическое заболевание, паралич, десятилетнее бесплодие. Еще одним допустимым вариантом является добровольное согласие первой жены, предварительно получив часть собственности, жить отдельно и не подавать на развод. Единственной азиатской страной, разрешающей многоженство, но не исповедующей при этом ислам, является Бирма.

Нельзя, но можно!

В некоторых странах, принимающих иммигрантов из Африки и Азии, иметь в семье несколько жен, несмотря на общий запрет, разрешается только эмигрирующим в них мусульманам. К таким государствам относятся, например, Австралия, Великобритания и Франция. В частности, британское правительство даже дает многоженцев немалые социальные льготы и платит .