Общение с 7 летним ребенком. Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком? Что чувствует ребенок

Возраст 7 лет психологи называют очередным кризисом: ребенок капризничает, меняет поведение, становится требовательным к себе и окружающим, может выступать в оппозиции к родителям. Кризис прошел бы значительно легче, если бы не было сильного стресса вроде школы. За несколько месяцев до начала учебы может начаться нервное расстройство, которое можно снизить, объяснив ребенку, что от него потребуется в это время.

С этого года начинается важный период в жизни человека, от переживания которого зависит дальнейшая судьба человека, - обучение в школе. Для ребёнка появляется новый взрослый - учитель, и новый социальный статус - ученика, который налагает на него множества обязанностей. С этого момента он должен подчиняться системе правил и нести ответственность за их нарушение. Одновременно с этим ребенок понимает, что такое ответственность, у него растет уровень запросов к себе, и появляется необходимость занять определенное положение в обществе.

Теперь ребенок может сколько угодно долго удерживать внимание на вещах и занятиях. Но продолжительность будет зависеть от того, насколько интересен будет предмет. Поэтому неинтересные ему уроки он будет стараться разнообразить.

Условия жизни ребёнка ужесточаются, появляется много обязанностей, коллектив сверстников. Период приобщение к новым условиям может длиться от 2 месяцев до 1 года. Для ребёнка в такой ситуации очень важна родительская поддержка. Ускорить адаптацию можно, если помочь ребенку разобраться с тем спектром чувств, который у него вызывает школа. Для этого необходимо его разговорить, спросить о том, что происходит, что он думает об уроках, одноклассниках и учителях. Часто в этот период происходят конфликты с учителями и одноклассниками, с которыми ребенок пока не может справиться самостоятельно. Он может не рассказывать об этом, но сам будет мучиться, с неохотой будет ходить в школу.

Учебная деятельность становится основной деятельностью ребёнка. На первых этапах учебная деятельность нравится ребёнку из-за того, что он приобретает новый, взрослый статус. Но затем ситуация меняется, и обучение становится привычным делом. У некоторых детей наблюдается повышенная усталость из-за строгого режима и большого объема информации, которую необходимо усвоить в школе и отработать дома. Нельзя перегружать ребенка иначе полученные знания не усвоятся, а ребенок будет постоянно рассеян.

Физиология возраста

Рост детей семи лет в среднем составлет 121 сантиметр, вес - 23 килограмма. Интенсивно растут легкие, развивается сердечно-сосудистая система, происходит постепенная стабилизация кровообращения. В этом возрасте наступает последний этап формирования органов дыхания, пищеварения и других систем организма.

Развивается опорно-двигательный аппарат. Важно давать организму передохнуть, потому что долгое время, проведенное в одной позе, приводит к изменениям в скелет: искривление осанки, деформация грудной клетки. Ребенок сам это чувствует и становится непоседливым, когда устает находиться в одной позе. Поэтому полезно будет после уроков гулять, играть с друзьями или посещать спортивные секции.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (5-9 лет) составляет 6376 тысяч человек. Из них мальчиков- 3262 тыс. человек, девочек- 3114 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2011 или 2012

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

7 лет - это возраст, когда ребенок берет на себя некую ответственность за определенные сферы своей жизни. К этому времени ребенок обладает своим кругозором и знаниями, которые позволяют делать выводы и жизненные наблюдения. Эти навыки являются необходимыми для усваивания основного научного знания. Именно поэтому семь лет - это возраст, при котором родители отправляют в первый раз ребенка в школу.

А мы уже умеем...

  • Математические навыки. Числа первого десятка уже полностью изучены. Ребенок их использует для счета предметов, для присваивания порядкового номера определенному предмету, для решения задачи в одно действие на сложение или вычитание, для сравнения цифр больше, меньше, равно. Ребенок, также, обладает элементарными геометрическими навыками: знает основные фигуры, понимает расположение фигур в пространстве, умеет их делить на несколько частей.
  • Закономерности и соответствия. Ребенок умеет находить закономерности в ряде каких-либо предметов, которые предлагаются, и умеет его продолжать. Может определить сходство и разногласия в группах предметов, умеет находить единое общее для предметов, которые совершенно не похожи друг на друга, умеет продолжать историю, описывая предложенные картинки.
  • Речь. Ребенок легко использует речевые обороты. Сама речь связана и максимально приближена к взрослой по качеству. Дети успешно пользуются интонацией, умеют с ее помощью выделять определенные слова или фразы, разбирают, где повествовательное предложение, где побудительное, вопросительное или восклицательное.
  • Контактные данные. Малыш полностью владеет информацией о себе и своих родителях. Он знает фамилию, имя, сколько ему лет, где проживает, номер телефона, контакты родителей, их имена и профессии.
  • Диалоги-монологи. Ребенок легко участвует в дискуссии, активно отвечает на вопросы и задает свои, знает большое количество стихотворений и рассказывает их наизусть, умеет пересказывать прочитанные книги или повествовать о событиях, которые произошли не так давно.
  • Известное окружение. Ребенок знает название всех окружающих его предметов. Имеет любимые мультфильмы, спектакль, книгу, знает как они называются и имена любимых героев.
  • Уход за собой. Ребенок самостоятельно контролирует соблюдение норм гигиены. Он умывается и чистит зубы, моет руки, следит за чистотой одежды, за состоянием ногтей и волос. Умеет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Общественные процессы. Ребенок умеет пользоваться телефоном. При необходимости может осуществить звонок родителям или другим близким людям. Знает для чего предназначен светофор, умеет определять цвет и соответствующие ему действия.
  • Изученный календарь. Малыш знает название текущего месяца, определяет день недели и знает их последовательность. Ориентируется в месяцах в течение всего года.

Что нужно от Вас?

  1. Безапелляционно продолжайте соблюдать режим дня. Дневной сон, конечно, теперь может оказаться под угрозой, но ночной должен быть полноценным. Вечером укладывать ребенка стоит не позже девяти часов. Организм малыша слишком перегружен новой ролью и новой информацией, поэтому теперь для борьбы со стрессом ему необходим полноценный отдых.
  2. Питание применяется и далее четырехразовое , при этом должно происходить насыщение ребенка витаминами и полезными веществами. Малыш должен питаться максимально разнообразными продуктами, при чём снэки, сладости и фаст-фуд стоит исключить или хотя бы минимизировать их объем в детском рационе.
  3. Активно проводите свободное время малыша. Несмотря на новую роль - роль школьника - он не прекращает быть ребенком, который все еще нуждается в активном времяпрепровождении. Не стоит ребенка 7 лет перегружать информацией: все новости и необходимые данные, которые ему сейчас нужны, обеспечит школа. С Вашей стороны - дайте ему возможность уйти от стресса. Для этого пусть погоняет мяч или покататься на велосипеде - это позволит ему расслабиться и уйти от негатива.
  4. Не ленитесь разговаривать со своим ребенком. Он должен Вам доверять! Посещение первого класса нередко вызывает сложности у ребенка. Чаще всего они вызваны неготовностью крохи к выходу в большой свет - в школу. Теперь ему придется находиться в обществе чужих детей, чужих взрослых и даже в чужом помещении. Очень важно с помощью своих разговоров настроить ребенка правильно. Ваши вопросы должны ориентировать его на восприятие школы как места, где много интересного и нового.
  5. Подогревать интерес ребенка к учебе. Если Вы занимались с ребенком ранее, и навыки первоклассника он уже освоил, продолжайте двигаться дальше, не стоит останавливаться на школьной программе: можно вводить элементы иностранного языка, приобрести набор юного биолога или химика - все это будет интересно и ново для крохи, если Вы это ему преподнесете в виде игры.
  6. и не перенимайте его задачи на себя. Ненавязчиво напомните ему о домашнем задании или озвучьте необходимость сложить рюкзак к следующему учебному дню - Вы не должны делать работу за него, Ваша роль подсказчик и помощника.
  7. Готовьте ребенка к технике «вопрос-ответ». Малыш с первых дней в школе должен понимать как правильно ставить вопрос и как корректно давать свой ответ. Малыш также должен обладать техникой доказательства, приведение примеров, диалогов и так далее. Он должен понимать причинно-следственные схемы и корректно и грамотно их озвучивать.
  8. Учите малыша общаться. Правильная коммуникация со старшими или же детьми обеспечивает ребенку спокойное самочувствие в стенах школы и отсутствие стрессов. Для этого не ограничивайте ребенка в общении, водите его на различные мероприятия, встречи и кружки, где он может знакомиться и общаться со сверстниками.
  9. Научите малыша понимать речь, а не только ее использовать. Особенно сложности возникают с абстрактными понятиями, которые в большинстве своем составляют значительную часть научного знания. Ребенок должен быть подготовленным к работе с этими понятиями.
  10. 7 лет - это один из кризисных периодов, которые сопровождаются капризностью и неуправляемостью малыша.

Полезно знать: будьте терпеливыми, не переходите на крик или использование нецензурной брани - не нужно усугублять ситуацию. Старайтесь ребенку объяснить ту или иную ситуацию, а также пытайтесь с ним договориться, находя подходящий для Вас двоих вариант.

Этот кризис сопровождается неоправданными дневными и ночными страхами. Присмотритесь к ребенку: если видите в нем некоторую обеспокоенность - говорите с ним почаще, если обеспокоенность не проходит либо малыша мучают кошмары - обратитесь к детскому психологу.

Конечно, подготовка ребенка к школе является важным процессом. Если у Вас есть возможность отправить малыша на специализированные курсы - так и сделайте , если же нет - с таким же успехом можно заниматься с ним и дома.

Учите с ребенком цифры и буквы, прописывайте их и старайтесь прочесть, учитесь решать простейшие математические задачи на 1 действие. Можно понемногу вводить или другого иностранного языка.

Проводите все обучение в игровом стиле иначе Вы рискуете заранее поселить в душе ребенка нелюбовь к учебе.

Видео развитие ребенка в семь лет

Родители часто не замечают кризис 7 лет у ребенка. Он проявляется не так интенсивно, как другие возрастные изменения. Но все же вносит напряжение и разлад в жизнь детей. Рассмотрим детальнее основные причины, симптомы и особенности психологической перестройки организма. Также вы узнаете, как помочь ребенку справиться с непростым периодом взросления.

В 3 года ребенок начинает отделять себя от родителей. На следующем этапе – в семилетнем возрасте, происходит становление собственного «Я». Специалисты выделяют несколько основных причин нетипичного поведения малыша:

  1. Ребенок анализирует собственные чувства. Пытается разобраться в эмоциональном состоянии. Начинает осмысленно разделять события, которые вызывают грусть и радость. Поскольку самостоятельно руководить всеми переживаниями ему сложно, появляется упрямство, манерность, агрессивность, капризы.
  2. Прежних детских развивающих игр больше недостаточно. Возникает потребность в новых познаниях. Ребенок хочет копировать поведение взрослых. Психологи рекомендуют проводить так называемые научные детские эксперименты.
  3. Для этого периода также характерны серьезные физиологические изменения. Стимулируется рост. На месте молочных зубов появляются постоянные. Ребенку трудно справиться с волнением.
  4. Одна из основных причин кризиса – вступление в школу. В этом возрасте полностью меняется окружение. Появляются совсем незнакомые обязательства. Зачастую детям сложно сформировать новые цели и осознать, что такое успех.

Симптомы кризиса 7 лет

Для некоторых родителей переходный период протекает совершенно незаметно. Не все дети одинаково бурно отзываются на изменения. Но чаще всего в поведении появляются признаки бунтарства. К основным симптомам кризиса относят следующие проявления:

  • Отрицание. Проблема кризиса 7 лет в том, что его легко можно спутать с привычным непослушанием. Но есть одна характерная черта. Ребенок отказывается выполнять все просьбы родителей без веской причины. Наказание в таком случае не поможет. Постарайтесь отвлечь его интересным увлечением и предложите еще раз выполнить действие.
  • Самоутверждение. Дети требуют от родителей беспрекословного выполнения всех пожеланий. Но основная их цель – не простое владение вещью, а желание показать себя взрослым.
  • Упорство. Ребенок отрицает привычный распорядок и уклад семьи. Проявляется кризис 7 лет отказом ходить в школу, вставать по утрам, выполнять домашнее задание и так далее.
  • Прихоть. Дети демонстрируют своевольное желание все сделать самостоятельно. Отказываются от помощи взрослых и не слушают советов, указаний.
  • Конфликтность. Ребенку сложно адаптироваться к новым правилам и условиям жизни. Поэтому он постоянно ссорится с окружающими. На самом деле, причина во внутренних конфликтах, которые он и переносит на близких.
  • Кризис идеалов. Начинают формироваться новые ценности. Ребенок больше не пользуется привычными игрушками. Коверкает фразы, ломает ранее любимые вещи. Осознанно повторяет плохие фразы и наблюдает за реакцией родителей. Излишняя опека приводит к деспотическим наклонностям, а также жестокому отношению к другим детям.

Особенности кризиса 7 лет

Нельзя оставлять без внимания любые признаки нетипичного поведения. Ведь последствия игнорирования самые непредсказуемые – от проблем в общении и низкой успеваемости, до тяжелой формы невроза.

Кризис 7 лет уже в дошкольном возрасте меняет представление ребенка об окружающих людях. Он начинает делить их на «своих» и «чужих». Вы можете заметить расчетливость поведения. Ребенок заранее проигрывает ситуацию, чтобы получить выгоду. Любая критика родителей сопровождается неадекватной реакцией. Если за выполнение самого простого задания не похвалить, в ответ последуют обвинения, крик, плач.

Для периода кризиса 7 лет также характерно повышенное любопытство. Ребенок интересуется серьезными вещами – политикой, моральными вопросами, семейными проблемами. Но зачастую делает это для анализа знаний взрослых.

Дети осознают свою неидеальность. Они оценивают собственные способности и фантазируют о возможных достижениях. По этой причине и возникает замкнутость, непослушание, неуправляемость. Исчезает типичная детская непосредственность. Поведение становится манерным, а отношения в семье ─ натянутыми.

Кризис 7 лет – психологический аспект

Психологи выделяют две стадии переходного периода.

  • На первом этапе начинается стремительное развитие. В результате чего и появляется дисбаланс между окружающими и ребенком.
  • При правильном поведении родителей на втором этапе все образуется. Формируется новая личностная структура. Ребенок осознает и анализирует свои потребности. Такие знания помогают быстрее адаптироваться в социуме.

Психологи не рекомендуют отдавать детей в школу раньше 7 лет. Как правило, уже в первом классе успеваемость ребенка будет низкая. В последующие годы это проявится отставанием в учебе. Ведь до семилетнего возраста доминирует игровая деятельность. Детям сложно переключиться на занятия. Что и вызывает проблемы с поведением.

Но каждый ребенок индивидуален. Поэтому только специалист поможет оценить готовность к новым обязательствам и вероятный эмоционально-личностный дискомфорт. Если первые признаки кризиса застали вас врасплох, нужно действовать немедленно.


Безотлагательные меры при остром проявлении конфликта

Для начала родителям нужно успокоиться. Это всего лишь очередная стадия развития ребенка. Она закончится, как и все кризисы, болезни. Важно правильно вести себя, и результат не заставит долго ждать.

  1. Ни в коем случае не ограничивайте свободу ребенка. Так вы еще больше усугубите ситуацию. Он должен сам разобраться в своих переживаниях. Ваша задача – осторожно контролировать и ненавязчиво направлять.
  2. Прекратите усиленно опекать ребенка. Как только он почувствует самостоятельность – непременно обратится за советом. Тогда вы и проявите заботу.
  3. Не упрекайте и не обсуждайте детей со своими подругами. Так вы окончательно потеряете доверие.
  4. Постепенно подготавливайте к новому образу жизни. Ложитесь раньше и вставайте вместе с ребенком. Общайтесь с ним, как с взрослой личностью. Перед началом учебного года посетите вместе школу. Покажите классную комнату и поговорите с учителем. В знакомой среде детям проще адаптироваться.

Существует несколько простых, но, в то же время, действенных способов, которые помогут справиться с переходным периодом. Их мы и рассмотрим ниже.

Вы можете воспользоваться помощью специалистов. Как правило, психологи подбирают индивидуальный подход к ребенку, исходя из семейного уклада. Но все же есть стандартные советы, которые не навредят:

  1. Перестаньте отдавать приказы. Постоянное «ты обязан(а) сделать» превратится в «не буду». Предложите выполнить действие в игровой форме. В таком случае также поможет поучительная история. Покажите, как нужно себя вести на примере любимого героя.
  2. Не ставьте себя выше ребенка. Дети в 7 лет способны основываться на личном опыте. Вспомните вместе, как он простудился от лишней порции мороженого в прошлом месяце.
  3. Позвольте ребенку дискутировать. У него уже есть осознанное мнение. Только научите правильно аргументировать. Так вы покажете, что считаетесь с его решением.
  4. Резкий переход от игрушек к книжкам сильно вредит и вызывает бурные эмоции. Предлагайте читать и писать постепенно. Желательно – в форме игры. Повторяйте вместе буквы. Одновременно можете их изобразить цветными маркерами на большом ватмане.
  5. Не заставляйте придерживаться стандартного распорядка дня. Предложите ему самостоятельно выбрать график для завершения всех дел. Общайтесь с ребенком, как с взрослым.
  6. Никогда не относитесь к ребенку как к своей собственности. Он не обязан становиться вашей копией. Попробуйте разобраться со своими чувствами. Ведь детям намного сложнее.

Ребенку предстоит пережить несколько переходных периодов. Правильная реакция родителей поможет безболезненно преодолеть все трудности. Используйте вышеприведенные рекомендации, и кризис 7 года жизни закончится неожиданным взрослением вашего сына или дочери.

Видео: «Характеристика кризиса 7 лет»

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:


Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:


Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:


Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

– этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.