Нод лепка грибное лукошко подготовительная группа. НОД по лепке «Грибное лукошко

Елена Мастюкова
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Поздравляю все с наступившим Новым годом. Пусть в вашей жизни всё будет хорошо и ваши мечты сбываются. Желаю всем только позитивных эмоций и творческого вдохновения. Хочу представить вашему вниманию конспект , составленный в осенний период времени. Хоть время года сейчас далеко не осень, но возможно кому-то будет интересен. Если кому-то конспект понравиться и пригодиться буду только рада. Считаю достаточно познавательный получился. После проведения работы с детьми и закрепления всё в лепке у детей было желание слепить много разных грибов , о которых они узнали, и наполнить ими корзину . Процесс не сложный и интересный. Спасибо заранее тем, кто ознакомится с конспектом . Желаю творческих успехов всем педагогам.

Форма организации : Групповая .

Вид занятия : Художествено-эстетический (лепка ) .

Цель :

Расширить знания о грибах .

Способствовать развитию речи.

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывать внимание.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить работать с пластилином.

Учить детей лепить корзину с грибами .

Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные - несъедобные) .

Развивающие :

Уточнить, расширить, словарный запас про «Грибы » (лес, гриб , ножка, шляпка. Боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка. Собирать, заготавливать, прятаться, висеть. Ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий)

Развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов

(углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки)

Развивать умение применять знакомые приёмы лепки :

лепка предмета из отдельных частей,

скатывание шарика,

раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке,

соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения.

Воспитательные :

Воспитывать интереса к НОД

Воспитывать положительный отклик к НОД

Воспитывать желание вылепить как можно лучше

Воспитывать умение радоваться сделанной поделке

Воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

Оборудование/материал к занятию :

Демонстрационный материал :

Карточки с изображением грибов на доске .

Муляжи грибов .

Оборудование :

Доска для лепки .

Пластилин, стека.

Организационный момент

Воспитатель :

Ребятки подойдите ко мне.

Давайте мы с вами удобно расположимся на ковре, закроем глазки, и представим.

Этюд «Сказочный лес»

(звучит музыка «Звуки леса» )

Воспитатель :

Представьте лес, в котором тепло и солнечно, как летом. Послушайте, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, могучие дубы, журчат звонкие ручейки. Белочка прыгает с ветки на ветку. На полянках много ягод земляники, разных грибов .

Представили?

(ответы детей)

А теперь откройте глазки.

Вам понравилось в этом лесу?

(ответы детей)

Какой замечательный лес. Он наполнил вас хорошим настроением?

Ход занятия:

Воспитатель :

А теперь давайте присядем на свои места для дальнейшей нашей беседы.

Ребята посмотрите на доску. Я для вас приготовила карточки с изображениями.

Что на них изображено?

(ответ детей - грибы )

Какие из представленных грибов вы можете назвать ?

(ответы детей)

Воспитатель :

Ребята как вы уже знаете грибы растут в лесу : на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка . Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые) . Что значит «съедобные» ?

(ответы детей)

Воспитатель :

Ребята сейчас я вам расскажу о съедобных и не съедобных грибах .

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая , круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

Белый гриб растёт под ёлкой

Любит прелые иголки.

Загляни под ёлку смело

Там растёт грибочек белый

Крепок, вкусен и пригож

Царь грибов собой хорош

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Под берёзкой у дорожки

Кто стоит на крепкой ножке?

Он, в коричневом берете,

Самый вкусный гриб на свете .

Подберёзовик - крепыш.

Соберём его малыш.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

Под осинкой притаился,

Жёлтым листиком накрылся

Гриб на крепкой ножке серой,

В красной шляпке, загорелый.

Подосиновик-малыш.

Право, славненький, крепыш.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Буд-то рыжие сестрички

Прячутся грибы лисички

Под горелой кочкой

Там их много очень

Леса чудные подарки

Пригодятся для поджарки

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком» , растут «семьями» .

А на стареньком пенёчке,

И особенно в тенёчке,

Аж семьёй растут грибочки –

Дружно, как солдаты,

Тянутся опята.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие .

На полянке, вдоль дорожки

Всюду встретится она,

Сыроежка-гриб хороший

Шляпка издали видна.

Жёлтая и красная

Сыроежка разная.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб . Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Смотрит заинька в упор

Вот так чудо мухомор!

С красной шляпкой,

С белой ножкой.

У гриба красивый вид ,

Только жалко-ядовит!

Воспитатель :

Ребята скажите, а что нужно взять с собой в лес, чтобы собирать грибы ?

Ответ детей : Корзину .

Воспитатель :

Правильно ребята.

Давайте мы с вами попробуем сделать корзину для грибов .

(ответ детей)

Но прежде чем приступить к изготовлению корзины , немного разомнемся и сходим по

«Грибы » (физ. минутка)

Выходите ко мне и отправимся в лес.

Мы с друзьями в лес пойдем, шагаем на месте

В лес пойдем.

Грибов много мы найдем , наклоны туловища к правой – левой ногам

Их в корзинки соберем , соберем. имитация движений

Покричим в лесу : «Ау – ау» ! руки рупором ко рту

Эхо там живет в бору. правую руку на пояс, левую к уху, наклон

Мы немножко погуляли, стоим ровно держим корзину

Много мы грибов набрали , показываем, сколько грибов набрали

А теперь пора домой,

Супчик нам варить грибной .

(рассаживаемся на места)

Воспитатель :

Для начала нам нужно взять кусок черного или коричневого пластилина и поделить его на две неравные части : меньшая часть пойдет на донце, а из большей части лепятся жгутики для стенок и ручки корзинки .

Для изготовления донышка нам необходимо, скатать шарик. Затем сплющиваем его и получаем донышко.

Для стенок корзины готовим 5 жгутиков . Изготовив укладываем их на донышко, накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем.

Сверху прикрепляется ручка. Для ручки корзины изготавливается один длинный жгутик и переплетается.

(После изготовления корзины проводится пальчиковую гимнастику).

Воспитатель :

Ребята, наши пальчики наверно устали, давайте дадим им немного отдохнуть, и разомнем их.

Пальчиковая гимнастика «Грибы »

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать .

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(гимнастика проводится два раза)

Воспитатель :

А теперь ребята посмотрите ещё раз на грибы . Давайте повторим, из каких частей они состоят.

Чем они похожи?

Дети :(предполагаемые ответы)

Из двух частей.

Шляпка, ножка.

Воспитатель :

Правильно.

А чем они отличаются?

Дети :(предполагаемые ответы)

Размером, цвет шляпки.

Воспитатель :

Правильно ребята. Теперь давайте слепим грибочки и положим их в корзину .

Первым делом мы слепим ножку. Для этого нам надо скатать в столбик пластилин выбранного вами цвета, получится ножка у грибочка .

Затем взять пластилин нужного вам цвета для шляпки. Скатать в шар и сплющить его между ладонями - получится шляпка для гриба . Теперь соединяем ножку с шляпкой, сглаживаем их между собой. Вот ребята, получились у нас грибы . Давайте положим их в корзину .

Окончание занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались.

Предлагает перечислить название грибов .

Воспитатель спрашивает, что им было интересно делать.

Затем все вместе оценивают работу детей.

Екатерина Чекунова (Ковалева)
Конспект НОД по художественному творчеству в подготовительной группе на тему: «Грибное лукошко».

Цели :Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке .

Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, мухомор) .

Воспитывать интерес к природе.

Оборудование :Пластилин, стеки, зубочистки,салфетки бумажные. Картинки с изображением грибов . Разные варианты корзинок, лукошко , кузовок.

Предварительная работа :Рассматривание иллюстраций «По грибы » ,беседа «Съедобные и несъедобныегрибы » , раскрашивание грибов , чтение стихов о грибах , отгадывание загадок,рисование грибов по представлению или с опорой на изображение.

Ход НОД

Воспитатель : ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес, а для чего мы туда пойдем вы узнаете после прослушивания стихотворения К . Бальмонта :

Вот мы дружною семьею –

За грибами в лес .

Я да он, да ты со мной

Старый лес воскрес.

Был он тихий -темный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Ну, товарищи, вперед

Врассыпную вдруг,

Тот, кто первый гриб найдет ,

Он мой лучший друг.

Только, братцы,примечай,

Вот вам уговор :

Чтобы этот гриб , пускай.

Был не мухомор.

Воспитатель : ребята, зачем мы отправляемся в лес?

Какие грибы вы знаете ?

Назовите съедобные грибы ?

Какие грибы собирать нельзя ?

Ребята, а во что мы с вами будем собирать грибы ?

Обратите внимание у меня припасено множество различных корзинок, туесок, лукошко . Посмотрите на них и скажите чем они отличаются, а чем похожи? Дети должны заметить отличия : одни предметы сплетены из веточек или прутиков, другие из бересты; одни имеют круглую форму днища, другие квадратную или прямоугольную. Но независимо от этих особенностей общей формы или способа плетения, все корзиночки и лукошки вместительны и имеют ручку за которую удобно нести.

Воспитатель :Сегодня мы с вами сами сделаем лукошко из пластилина . Как нам удобнее это сделать? (дети приходят к выводу, что лучше всего это сделать из отдельных валиков (колбасок) – круглых или сплющенных в ленту). Что бы вам было легче сплести лукошко я приготовила вам подсказку карту – схему.

Ребята, а вот и грибная поляна ! Воспитатель показывает мольберт с изображение грибов . Обратите вниминия, что нижняя часть шляпки у грибов разные : трубчатая у боровика, подберезовика, подосиновика, масленка, и пластинчатая у опят, волнушек, груздя. Нижняя часть шляпок трубчатых грибов похожа на подушку с мелкими дырочками – их можно сделать зубочисткой. Нижняя часть шляпок пластинчатых грибов похожа на гармошку – полоски идут как спицы зонтика, их можно процарапать стекой.

Физкультминутка :

Утром дети в лес пошли

(Ходьба на месте с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли .

(Размеренное приседание)

Наклонялись, собирали.

(Наклоны вперед)

По дороге растеряли.

(Разведение рук в староны) .

(Ходьба на месте) .

Больше всех грибов нашла .

Раз -грибок , два –гриок, три – грибок .

(Наклоны вперед.)

Вот и полон кузовок!

(Вытягивают руки вперед)

Дети лепят сначала грибные лукошки , а затем грибы . Составляют композицию, дополняя их выразительными деталями – листочками, улитками.

Воспитатель : молодцы, ребята, много грибов собрали в лесу .

После занятия оформляется выставка работ детей.

Грибы из пластилина — модель, которую дети начинают лепить чуть ли не первой, в 3-4 года. И лепят их затем в старшей, подготовительной группе детского сада, в начальных классах школы. И это не случайно. С одной стороны, слепить самый простой грибок очень легко. А с другой, грибы таят в себе такой потенциал для декорирования, освоения различных приемов лепки, что лепить их будет интересно детям любого возраста. Работая над этими моделями, вы получите и прекрасную возможность побеседовать с детьми о съедобных и несъедобных грибах, познакомить с ними ребят.
Мы предлагаем вам несколько вариантов грибов из пластилина:




Как слепить белый гриб-боровик из пластилина

Самый большой «аристократ» среди грибов – белый гриб. Слепим его.
Шаг 1
Лепим ножку. Возьмем белый или светло-бежевый пластилин, разомнем его и скатаем очень толстенькую колбаску. Если вы лепите с взрослыми детьми, то можете придать ножке слегка заостренную конусовидную форму.


Шаг 2
Лепим шляпку. Скатаем из коричневого пластилина достаточно большой шар – примерно такого размера, как хотим получить шляпку. Далее берем стек и разделим его на неравные части, как показано на фотографии.


Берем большую часть нашего шара. Немного подравняем его и продавим пальцем отверстие внутри.


Для малышей 3-4 лет на этом работа может быть закончена – соединяем шляпку и ножку и гриб готов.


Но мы покажем, как сделать наш грибок более реалистичным. Возьмем небольшой кусочек пластилина белого или бежевого цвета из которого мы лепили ножку. Скатаем из него шарик и расплющим его в лепешку, равную по диаметру шляпке. Прилепим эту белую деталь в нижней стороны гриба, а затем прилепим ножку.


Шаг 3
Слепим маленький грибок, использую оставшийся маленький сегмент коричневого пластилина для шляпки.


Шаг 4
Нашим грибам нужна подставка. Возьмем кусочек зеленого пластилина, слепим шарик и расплющим его в лепешку. Закрепим на этом «постаменте» грибы.

Шаг 5
Можно сделать травку вокруг грибов. Возьмем небольшие кусочки разных оттенков зеленого и желтого цвета, смешаем их и скатаем колбаску. Расплющим колбаску и надсечем ее стеком.


Прилепим травку к основанию, на котором стоят грибы, Согнем «травинки». Вот и получились белые грибы из пластилина.

Вот старик-боровик
И красив он и велик.
В темной шляпке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.

Как слепить из пластилина гриб подосиновик

Гриб подосиновик для малышей 3-4 лет будет лепиться точно так же, как и белый гриб. Только цвет шляпки будет другой – красно-коричневый. Со старшими ребятами можно вылепить из пластилина и другие особенности этого гриба.
Шаг1
Ножка подосиновика длиннее и тоньше, чем у белого. Кроме того, ножки этих грибов бывают в черную крапинку. Давайте их слепим. Сделаем из белого или бежевого пластилина колбаску. Из черного пластилина скатаем очень тоненький жгутик, будем отрывать от него маленькие кусочки и налепливать его на ножку. Потом еще раз прокатаем ножку-колбаску, сравняв крапинки.


Шаг 2
Шляпку сделаем также, как и у белого гриба, только чуть более плоской, а внутреннюю часть шляпки – желтой.


Шаг 3
Поставим грибы на подставку и слепим травку. Вот такие получились подосиновики.


Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я… (подосиновик).

Как слепить из пластилина грибы лисички

Эти нарядные и очень вкусные грибы почему-то очень редко лепят из пластилина с детьми. А зря! Ведь лепить их – одно удовольствие! Пластилин всего одного цвета, да и технология очень простая.
Шаг 1
Скатаем из оранжевого пластилина «булаву», как показано на фотографии.


Шаг 2
Верхнюю часть расплющим пальцами, формируя воронку.

Для особой натуралистичности можно стеком нанести насечки-пластинки.


Шаг 3
Лисички растут семейками. Поэтому сделаем 3-4 гриба разного размера. Прилепим их на зеленую пластилиновую основу и украсим травинками. На шляпку для живописности можно поместить листик. Листочек можно слепить из пластилина или вырезать из цветной бумаги. Семейка лисичек готова.


На полянке – как сестрички
Глядь – грибочки-невелички
Их лисичками зовут
Жарят, варят, в суп кладут.

Как слепить из пластилина грибы сыроежки

Сыроежки – грибы совсем простые. Многие грибники их и за грибы не считают. Зато их всегда в лесу много. И узнавать их очень просто – ни с какими ядовитыми «двойниками» не перепутаешь. Сыроежки носят «наряды»-шляпки самых разных цветов: красные, желтые, розовые, фиолетовые. Но самыми вкусными считаются грибы с зелеными шляпками. Они так и называются «деликатесные».
Шаг 1
Начинаем лепить сыроежку так же, как и лисичку, только из белого пластилина. Ножку можно сделать подлиннее, чем у лисичек.


Шаг 2
Лепим шляпку. Из пластилина выбранного цвета слепим шар и расплющим его в лепешку. Налепим разноцветную шляпку на ножку. Стеком нанесем насечка-пластинки.


Шаг 3
Сделаем несколько разноцветных грибов, налепим их на пластилиновую основу и украсим травкой.


Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это…(сыроежки)

Как слепить из пластилина гриб мухомор

Мухомор – гриб ядовитый, но какой красавец! Лепить его достаточно сложно. Такая модель подойдет для детей с 6-7 лет.
Шаг 1
Лепим шляпку. Слепим конус из красного пластилина. Пальцем сделаем в конусе выемку, слегка расплющивая края.


Слепим из белого пластилина шарик, расплющим его в лепешку и прилепим к внутренней стороне шляпки. Можно нанести стеком насечки-пластинки.


Шаг 2
Лепим ножку. Скатаем из белого пластилина цилиндр. Из белого же пластилина слепим небольшую колбаску и расплющим ее. Соединим расплющенною полоску с ножкой-цилиндром, создавая мухомору «юбочку».


Шаг 3

Прилепим шляпку к ножке, на шляпку налепим белые пятнышки.


Шаг 4
Осталось поставить мухомор на подставку из пластилина и декорировать его пластилиновой травкой.


Мухоморы- это чудо
Ядовиты?
Ерунда!
Все равно их рвать не буду
Раз такая красота!

Все грибы из пластилина соберем на лесную полянку.

Еще одна «всевозрастная» модель — . Мы предлагаем несколько вариантов, подходящих детям от 3 до 8-9 лет.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе.

Тема: « Грибное лукошко».

Воспитатель: Минилбаева Марина Борисовна

Задачи: закрепить умение передавать в лепке изображение и характерные признаки различных видов грибов; познакомить с техникой пластилинового рельефа, учить работать по схеме изготовления рельефа; развивать чувство формы и композиции, моторику рук; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам леса.

Материалы, инструменты, оборудование: Пластилин, стеки, салфетки бумажные, дощечки для лепки.

Ход занятия.

Воспитатель Ребята, вот уже и закончилось лето, наступила осень. Летом мы с вами весело и забавно проводили время, нам с ним не хочется прощаться, только осень тоже по-своему прекрасна, правда? А за что мы любим осень?

Ответы детей.

- Осень одевает все деревья вокруг в багряные и золотые цвета.

- Нам нравится наблюдать за тем, как красиво облетают с деревьев пожелтевшие листья.

Мы, наблюдая за стройными косяками диких уток, провожали их в тёплые страны.

Я люблю осенью собирать грибы в лесу вместе с мамой и папой и любоваться жёлтыми, красными, оранжевыми листьями деревьев.

Осень дарит нам много ягод, овощей и фруктов. Моя мама делает из них заготовки на зиму, а мне нравится ей помогать.

Воспитатель: Да, вы, правы, осень дарит нам много ярких красок, и все мы любим дары осени: фрукты, ягоды, орехи, грибы.

Вот мы дружною семьёй

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий - тёмный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Белка слушала в сосне,

И с размаху - прыг!

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперёд,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первый гриб найдёт,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтобы этот гриб, пускай.

Был не мухомор.

Воспитатель: Я предлагаю в память об осени слепить лукошко с грибами. Но лепить мы будем с выполнением условия, которое было дано в стихотворении. Какое это условие?

Ответы детей. В лукошке не должно быть ядовитых грибов.

Воспитатель: Для того, чтобы вспомнить, сколько разных грибов можно собрать в лесу осенью я принесла вам вот такую корзину (показывает корзину с муляжами грибов). Давайте посмотрим, какие грибы у нас в корзине (достаёт грибы, показывает их, просит назвать).

Воспитатель: Лепить мы сегодня будем необычным способом, он называется «пластилиновый рельеф». Посмотрите на образец, из каких деталей выполнено лукошко?

Ответы детей. (Из тонких валиков).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на схему изготовления «Лукошка с грибами» (вывешивает схему). Что мы будем делать в первую очередь?

Ответы детей. (Скатывать из пластилина валики разной длины, но одинаковой толщины).

Воспитатель: Что мы будем делать на следующем этапе работы?

Ответы детей. (Укладывать все детали по схеме.)

Воспитатель. Скажите, что нам необходимо сделать на втором этапе?

Ответы детей . На втором этапе мы будем лепить грибы.

Воспитатель: Грибы, вы ребята уже умеете лепить, поэтому эту работу выполните самостоятельно.

Выполнение детьми работы.

Физкультминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания - руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил все долгий путь –

Дети сели отдохнуть.

(дети садятся на места.)

Анализ работ.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте поставим свои лукошки с грибами на подставки, а Никита пойдёт и выберет работы, в которых выполнено главное условие – в лукошке только съедобные грибы, а ребята, чьи работы он выберет, расскажут, с какими сложностями они столкнулись при выполнении работы.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, все очень старались, были внимательными и аккуратными. Я предлагаю сделать выставку для родителей, чтобы они тоже посмотрели на ваши работы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников старшей группы по образовательной области "Художественное творчество" (лепка из песочного теста) с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грибочки в лукошке.

(Открытое мероприятие в старшей группе)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников старшей группы по образовательной области «Художественное творчество» (лепка из песочного теста» с использованием ИКТ.

Вид: продуктивная деятельность (лепка).

Тема: «Грибочки в лукошке».

Программное содержание .

Уточнить представления о времени года (осень), температура воздуха, продолжительность дня, непогода, листопад;

Дать представление о пейзаже, подведение детей к созданию образа осени посредством репродукций картин великих русских художников и поэтов;

Прививать чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;

Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений великих русских художников-пейзажистов;

Знакомить со свойствами и составом песочного теста: мука, соль, сахар, яйца, масло, сода;

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять ее для создания выразительных образов шляпки и ножки гриба: раскатывать тесто между ладонями прямыми движениями при помощи муки, вдавливать, прищипывать;

Учить создавать образ гриба из песочного теста с использованием многообразия усвоенных приемов лепки;

Воспитывать интерес к лепке, самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность;

Эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово;

Уточнить знания и представления детей о геометрических телах;

Закреплять навыки количественного счета;

Обогащать словарный запас детей (пейзаж, песочное тесто, художник-пейзажист, глазирование);

Методические приемы

На экране ноутбука рассмотреть репродукции картин Константина Сомова «Девушка с грибами», Аркадия Пластова «Летом», изображения различных грибов с названиями, картинки грибов для детей. (ЯНДЕКС. «Картины с изображением грибов». ЯНДЕКС. «Рисунки грибов с названиями». ЯНДЕКС. «Детские картинки с грибами»).

Предварительная работа.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года ОСЕНЬЮ зовется.

(М. Ходякова).

На экскурсии педагог обращает внимание детей на природный пейзажный мотив дворика. Самое лучшее время для экскурсии – октябрь, кода в природе уже наблюдаются признаки осени, желтеют и краснеют листья на деревьях, кустарниках, начинается листопад, летит паутина, улетают птицы в теплые края, часто идет дождь и дует ветер.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова).

В этом случае важно услышать: природа осенью готовится к зиме, деревья готовятся ко сну, сбрасывают листву, чтобы набраться сил для новой весны.

Почему к зиме деревья раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном.

(В. Орлов).

На прогулке у педагога в «волшебной корзинке» должны быть осенние листочки, цветы, кисточка в нарядной одежке, она будет исполнять роль осенней волшебной палочки, помощницы осени.

Так как непосредственно-образовательная деятельность проводится в детском саду, где используются слайды и репродукции, материал дополняется фонограммой птичьих голосов, шума леса, музыкальным фрагментом произведения П.И. Чайковского «Времена года».

Желательно позаботиться и о «сенсорных пробниках» - звукоподражание посредством использования шумовых инструментов:

Как осенью мышки бегают весь день туда и сюда, собирают запасы на зиму - стучим пальчиками по коробке;

Как ежата шуршат по ковру из листьев, собирают грибы и дикие яблочки - шуршим бумагой или пакетом;

Как мышки в норках грызут зернышки – проводим палочкой по деревянной расческе;

Как в лесу идет дождик – капаем воду в металлическую посуду;

Как наверху дует ветер – дуем в бутылку;

Как шумят листья деревьев – растягиваем смятую бумагу;

Репродукции (И.И. Шишкин, И.И.Левитан, И.С. Остроухов, В.Д. Поленов) дают возможность познакомить детей с развитием «образа осени» во времени: от РАННЕЙ осени («Рожь» Ивана Шишкина, «Золотая осень» Василия Поленова) до ПОЗДНЕЙ осени («Осень» Апполинария Васнецова, «Первый снег» Василия Поленова).

Просмотр репродукций картин художников, демонстрирующих непогоду, можно насытить двигательными моментами.

Увядание природы – особенное время года. А.С. Пушкин так писал об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Наблюдение изменения цвета листьев, листопада во время прогулки. Рассматривание и анализ детских игр, лото, наглядного материала с изображением грибов.

Материалы и оборудование .

Песочное тесто, приготовленное за час, ножи разовые, доски разделочные, мука, салфетки, мак для украшения ножек грибов, сок моркови, кисточки, противни, фартуки и косынки, приготовленное заранее письмо от Старика-лесовика, сам Старик-лесовик, аудиозаписи «Звуки леса», «Пение птиц», фрагменты произведений П.И Чайковского «Времена года», «Осенняя песнь», запись музыки Ершова, слова Михайлова «Осень длинной, тонкой кистью», магнитофон, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Грибы в лесу», репродукции картин и иллюстрации (по теме), сюрприз от педагога.

Ход открытого мероприятия .

Педагог читает стихотворение о Старичке-лесовике.

Жил предобрый старичок, старичок-лесовичок.

Нос курносый, как картошка, лоб в морщинках, как гармошка,

А глаза, как голубика, с солнечным веселым бликом.

Лопоточки из лозы, поясочек из травы,

Рукава льняной рубашки вышиты лесной ромашкой.

Много дел у старика, старичка-лесовичка.

Всем старался он помочь, будь то вечер, день иль ночь.

Бабочка крыло порвет – он заплатку ей пришьет.

А кто лапку занозит – он занозу удалит.

Птичек он зерном кормил, всех подравшихся мирил.

Шел по лесу старичок, Старичок-лесовичок,

Весь мохнатенький, сучковатенький,

Нес он рыжики в корзинке,

А куда свернул с тропинки мы и не заметили.

А вы, ребята, его не встретили?

(Ответы детей).

Педагог : Дети, а вот он оставил нам письмо, Интересно, что в нем? Вот, что он пишет: «Дорогие ребятки! Пишет вам ваш друг – Старик-лесовичок. В моем лесу случилась беда. Невоспитанные туристы отдыхали в лесу, намусорили, все цветы и грибы с корнями выдернули. Лес обиделся, цветы закрылись, птицы петь перестали! Помогите! Помогите! Жду вас с нетерпением! Ваш Старик-лесовичок».

Педагог : Ну, что, ребята, поможем нашему другу? Спасем лес? Тогда закройте глаза, а я скажу волшебные слова:

Здравствуй, здравствуй, лес дремучий! Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой ночью темной, грозовой,

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь, мы – свои!

Открываются репродукции картин И. Шишкина с изображением леса, в изо-студии тихо, музыка не звучит.

Педагог : Вот мы и оказались в лесу. Ребята, вы слышите лес? Нет, не слышно пения птиц, шелеста листочков на деревьях, журчания ручья, шуршания и жужжания насекомых. Сразу понятно, что что-то случилось! Не пускает нас лес!!

Дети, а давайте повторим правила поведения в лесу. Это поможет Старичку-лесовичку. Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок ». Я буду говорить действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие – говорить «ДА», а если плохие – «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет.

Если разведу костер, а тушить не буду? – нет.

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да.

Если съем пирожок и выброшу бумажку? – нет.

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да.

Если сильно насорю и убрать забуду? – нет.

Если мусор уберу, банку закопаю? – да.

Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да.

Пожалуйста, запомните, как должен вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научите этому своих друзей!

(В это время начинает очень тихо звучать музыка леса и появляется Старичок-лесовичок).

Старичок-лесовичок:

Кто в лесу моем гуляет?

О, да это ребятишки, смешливые девчонки, забавные мальчишки!

Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Старик-лесовик : Узнали меня, ребята? Я – Старичок-лесовичок. Жду вас. Кто природу губит, с тем я строг. А кто лес уважает, растения не обижает, зверям помогает, тот гостем желанным у меня бывает. Наконец-то вы пришли! Помогите, пожалуйста, открыться лесу. Если вы мои задания выполните, он пустит вас к себе.

Педагог : Не плачь, Старичок-лесовичок, мы тебе поможем, все задания выполним.

Задание 1 . Ребята, отгадайте загадку: дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт! Заходи в зеленый Дом, чудеса увидишь в нем. (Лес).

Задание 2 . Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк).

Много стихов и песен сложено про русскую березку-красавицу. А вы, ребята, знаете песенку про березку? (Дети поют песенку).

Задание 3 . Ребята, а как называется лес, в котором растут ели, сосны? (Хвойный).

Задание 4 . Ребята, а как вы думаете, что такое смешанный лес? Какие деревья растут в смешанном лесу? (Береза, осина, дуб, ель, клен и т.д.).

Задание 5. Надо решить задачку об обитателях леса.

На поляне у дубка крот увидел два грибка.

Кто ответить нам готов, сколько крот нашел грибов? (Ответы детей).

Задание 6 . Ребята, расскажите лесу, какие грибочки вы знаете. Я буду вам стихи читать, а вы будете отгадывать названия грибочков.

А вот кто-то важный на беленькой ножке

Он с красной шляпкой, на шляпке – горошки!

(Мухомор).

Мы ходили в темный бор, повстречали мухомор,

Красной шляпкою манит, но не трогай! Ядовит!

На поляне лесной, под могучей сосной

Старый старичок, на нем бурый колпачок.

Колпачок на бочок. Кто в лесу бывает, тот его и знает.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора – боровик.

Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай, это – сыроежки .

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту, зовусь я подосиновик.

Сапоги мои – скрип да скрип под березою,

Сапоги мои – скрип да скрип под осиною,

И под каждой березой гриб – подберезовик,

И под каждой осиной гриб – подосиновик!

Под листами на поляне в прятки девочки играли.

Притаились три сестрички, светло-желтые лисички.

Старичок-лесовичок : Молодцы, ребята! Ну, а теперь покажите мне ваши рисунки с грибочками, порадуйте старика. (Дети показывают свои рисунки о лесе, о грибах, фонограмма со звуками леса включается все громче).

Старик-лесовик : Спасибо, дети! Садитесь на полянку, давайте послушаем звуки леса со всеми ее обитателями. (Слушают музыку). Спасибо вам, дети, вы спасли лес! Пойду я, дел в лесу много! До свидания, дети!

Педагог : До свидания, лесовик! И нам, ребята, пора в детский сад возвращаться! А чтобы проулка в лес запомнилась, я предлагаю вам смастерить подарок Старику-лесовику. Давайте из вкусного песочного теста слепим грибочков-боровичков, а наш повар тетя Оксана Михайловна испечет их. Мы отправим подарок в лес. Пусть полакомятся и Старичок-лесовичок, и белочка, и ежик, и птички. Согласны?

Педагог включает музыку, проводится пальчиковая гимнастика (по усмотрению педагога).

Лепим, лепим мы из теста,

Это очень интересно.

Лепим весело и дружно,

Потрудиться всем нам нужно!

Педагог : Вот, посмотрите, дети, у меня в руках кусочек теста. Какое оно мягкое, как тянется. Ребята, а кто-нибудь знает, из чего состоит тесто? (Ответы детей, педагог помогает им, дополняя ответы).

Сначала я покажу, как лепить грибочек. Обмакнем руки в муку, чтобы тесто не прилипало к ладоням, скатываем шарик, теперь вдавливаем пальчик в шарик, чтобы на нем появилась ямочка. Она нужна для ножки грибочка. Отщипываем еще кусочек теста, раскатываем «колбаску», режем ее на кусочки. Чтобы ножка хорошо вошла в шляпку, надо рукой оттянуть кусочек теста, чтобы с одного конца она была остренькая. Смачиваем кисточкой ямку в шляпке и вставляем ножку, примазывая друг к другу.

Педагог демонстрирует свой грибок, предлагает детям слепить такой же.

Дети берут комочки теста и приступают к лепке. Педагог помогает. Работы детей выкладываются на противень, смазанный маслом.

Вот так диво-загляденье!

Всем готово угощенье!

Педагог : Молодцы, ребята! Хороший подарок получился для Старичка-лесовичка! Мы запечем наши грибочки, раскрасим шляпки глазурью из морковного сока и соберем в корзинку. Я приготовила вам сюрприз: спекла дома две корзинки для грибов, одну для Старичка-лесовичка, а другую – для нас.

Грибы выпекаются на пищевом блоке. Дети в полдник собирают корзинку с грибами, листочками для Старичка-лесовичка, а оставшиеся грибы выставляются на чайный стол. В гости приглашаются воспитатели, родители.

Дополнительный материал .

Рецепт песочного теста : 200 грамм смальца, 100 грамм сливочного масла и 2 стакана муки порубить ножом и поставить на 1 час в морозильную камеру. Добавить 3 яйца, 300 грамм сахарной пудры, 5 столовых ложки сметаны, четверть чайной ложки соды и 3 стакана муки. Полученное тесто разделить на 2 части, из одной части лепим шляпки грибов, а из другой – ножки. Противень накрыть бумагой и промаслить.

Тестопластика – лепка декоративных изделий из соленого, сдобного, слоеного, песочного теста, состоящего только из натуральных компонентов. Ее история уходит в глубь веков.

Теперь с этой древней традицией знакомятся дети в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, развитием логического мышления и речи, глазомера, чувство ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Удачного и творческого вам путешествия в мире ароматного теста!