Краеведческий рюкзачок в детской библиотеке. Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности

Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. Об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные и песенки, прибаутки и считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины. Семейное чтение занимает осо­бое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирова­ния личности, - говорит заведующий отде­лом обслуживания младших школьников ГАУК РБ «Республиканская детско-юноше­ская библиотека» Людмила Самбуева.

И не случайно эпиграфом к выставке «Читаем вместе» взяты слова француз­ского педагога Жанте Гарнера: «15 минут чтения - общения в день достаточно, чтобы, получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался».

Первыми участниками проекта стали активные читатели и друзья библиотеки – ученики 2 «в» класса Улан-Удэнской шко­лы №2 вместе с классным руководителем Ольгой Викторовной Гареевой. Во время праздника прозвучали стихи о книгах, чтении, любимых героях. С особой те­плотой прозвучала песня о библиотеке Т. Боковой «Есть по соседству библиотеке!»

А затем библиотечный домовёнок Кузька впервые торжественно передал «Волшебный рюкзачок» в семьи второ­классников Леры Шестаковой и Алдара Балсанова.

Примечательно, что в этом проекте ис­пользуется принцип «кольцевой почты». Ярко оформленный ранец с 4-5 книгами для детей, тетрадями для ведения читатель­ского дневника и литературой для родите­лей будут передаваться из семьи в семью. Комплект литературы для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы.

Родителям очень интересно будет прочитать книги по психологии детского чтения, ознакомиться с полезными сове­тами по приобщению ребенка к чтению, памятками, буклетами на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем чи­тающего ребенка» и т.д. Отметим, каждый комплект формируется в соответствии с возрастом детей, - рассказывает Людмила Самбуева. – В рамках проекта пройдут кон­курсы «Лучшая читающая семья», фотокон­курс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Для поддержки проекта для групп и клас­сов будут проводиться литературно-игро­вые мероприятия по книгам из «Волшебно­го рюкзачка».

Несомненно, такие формы работы бу­дут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, обсуждению про­читанных книг не только в школе, но и дома.

В течение второго учебного полуго­дия «Волшебный рюкзачок» будет пере­даваться из семьи в семью.

Итоги этого интересного и увлекатель­ного мероприятия будут подведены 15 мая, в Международный день семьи, во время праздничного закрытия проекта «Мир, увиденный сквозь книгу». А затем «Волшебный рюкзачок» начнет новое пу­тешествие…

Светлана Вершель

Тема проекта: «Волшебный рюкзачок!».

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатель группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель изодеятельности, руководитель карельского языка, сотрудники библиотеки.

Сроки реализации проекта: долгострочный, годовой. Длился с октября 2013 года – по май 2014 года.

Цель: Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.

Задачи проекта:

Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге.

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.

Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации).

1 этап. Предварительная работа:

Подбор литературы, для реализации проекта.

Подбор информации для оформления родительского уголка.

Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.

На родительском собрании объявили родителям о начале проекта «Волшебный рюкзачок».

Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.

Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему: «Любимая книга моего детства», на доступном для детей языке.

2 этап. Выполнение проекта:

Проектная деятельность началась с беседы на тему: «Откуда пришла книга». Дети узнали, как делается книга, какой длинный и трудоёмкий путь проходит, перед тем как попасть на прилавок магазина, и как много людей трудится над её изготовлением.

Далее провели беседу на тему: «Бережное отношение к книгам». Рассмотрели книги в группе, пришли к выводу, чтобы продлить жизнь состарившимся книжкам, их нужно починить. Мы организовали сюжетно – ролевую игру «Книжкина больница». Выявив больные книжки, мы организовали мастерскую по ремонту книг, вырезали полоски из бумажного скотча, цветной и белой бумаги, и ими обклеивали рваные и потёртые странички.

После ознакомления с творчеством художника и писателя Евгения Чарушина, на аппликации мы занялись изготовлением обложки для книжки «Кошка Маруська», учились вырезать кошку из бумаги сложенной пополам, по самостоятельно нарисованному контуру.

В группе состоялся конкурс лучших чтецов. Детям предлагали выучить стихотворение и выразительно рассказать перед группой. Лучшим чтецам было предложено выступить на общем родительском собрании.

В ноябре состоялось творческая встреча «Литературная гостиная» с детской писательницей Верой Петровной Линьковой.

Писательница рассказала о своём творчестве, что её вдохновляет, очень выразительно читала стихи, рассказы, играла с нами, даже предложила детям самостоятельно сочинить стих. Встреча прошла в эмоционально весёлой, познавательной обстановке.

В декабре стартовал творческий этап проекта. Деткам предлагали взять рюкзачок с русскими народными сказками «Заяц – хваста», «По щучьему велению» домой, для совместного чтения с родителями. После прочтения нужно было зарисовать понравившийся сюжет сказки. Дети с большой радостью и гордостью брали рюкзачок домой, одевали на плечи, и спешили на улицу, как школьники. Родители с большой ответственностью и энтузиазмом отнеслись к домашнему заданию. Кто – то из детей самостоятельно рисовали рисунок, кому – то рисовали мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, а детки самостоятельно раскрашивали героев сюжета. В некоторых семьях нарисовать рисунок не получилось не у ребёнка, не у родителей, они выходили из положения с помощью интернета, находили картинки, раскраски и обводили их, а ребёнок самостоятельно раскрашивал. Самое главное, родители с детьми были заняты общим делом и, конечно сотворчество сблизило детей и родителей, и принесло чувство удовлетворения результатами от совместной творческой деятельности. Дети несли свои рисунки в группу, рассказывали, как рисовали, кто помогал, почему выбрали именно этот сюжет. В раздевалке мы устроили выставку «Мои любимые сюжеты из прочитанных сказок!»

В преддверии нового года заучивали наизусть стихотворение О. Высотской «Снежный кролик», по мотивам стихотворения лепили кролика из солёного теста, игрушками украсили новогоднюю ёлочку в раздевалке.

Накануне новогоднего торжества мы беседовали о православном празднике «Рождество Христово», ознакомились с Рождественской легендой. В течение недели, в свободной деятельности, по мотивам рождественской сказки занимались изготовлением "вертепа" – используя технику папье - маше, конструировали из картона и цветной бумаги - ёлочку, лепили героев: деву Марию, старца Иосифа, младенца Христоса, волхва с ягнятами, ангелочков, цветы - которыми украшали жилице героев - "вертеп".


Свою поделку отправили на XIII Международный конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в северных странах», город Петрозаводск, где стали победителями, получили диплом и небольшие ценные подарки.

В январе провели общее родительское собрание по теме: «Книга в вашем доме», на собрание были приглашены родители, представители детской библиотеки. Обсуждалось актуальность темы, состоялась выставка книг детской литературы XX века и современной детской литературы. Выступили победители конкурса чтецов из разных возрастных групп, с нашей группы выступали трое деток и были награждены красочными книжками.

В феврале состоялось спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества, деткам были предложены индивидуальные стихи для заучивания наизусть.

В конце марта закончился творческий этап проекта. В течение четырёх месяцев каждый ребёнок имел возможность взять домой «Волшебный рюкзачок», для совместного чтения с родителями и рисования сюжетного рисунка по понравившемуся произведению. Рисунки мы передали в городскую детскую библиотеку, для оформления выставки «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья!».


В апреле ознакомились со стихотворением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», на лепке составляли коллективную сюжетную композицию по мотивам стихотворения.


В течение учебного года мы с детками постоянно читали стихи, рассказы, сказки, беседовали об их содержании, заучивали наизусть, обыгрывали в драматизации и инсценировании. В группе создан богатый уголок театрализации, в котором есть костюмы, шапочки, атрибуты, большое количество театров по разным сказкам.



3 этап. Заключительный:

В апреле состоялась «Литературная викторина» по прочитанным произведениям в городской детской библиотеке. Как только мы зашли в читательский зал, на стене увидели выставку наших рисунков, чему были приятно удивлены. Сотрудники библиотеки приготовили для нас множество сюрпризов: загадки, шарады, драматизации знакомых сказок, стишков и потешек с помощью кукол би – ба – бо. Было очень весело.

Как оказалось из 16 человек 8 деток уже имеют свои формуляры в библиотеке и регулярно её посещают. Детки, которые первый раз посетили библиотеку, обязательно обещали вернуться с мамами, чтобы записаться и приходить в гости к книжкам, и брать книжки к себе в гости домой.

В мае, состоялось итоговое родительское собрание, для родителей детки, посещающие театрализованный кружок выступили с показом инсценировки р. н. сказки «Теремок» на новый лад, что вызвало бурю радостных эмоций.


Сотрудница детской библиотеки поблагодарила детей и родителей за активное участие в проекте «Волшебный рюкзачок», за возрождение, поддержание и сохранение традиции семейного чтения; мне как организатору проекта, вручила благодарственное письмо за активное содействие в продвижении семейного чтения.


В заключение проекта, в группе состоялся карельский праздник «Карельские посиделки у Деда и Бабы», кроме песен, стихов, танцев и игр, детки инсценировали сказку «Колобок», для родителей на карельском языке. После развлечения состоялось чаепитие с настоящими карельскими калитками.


В саду создана книга: «Любимая книга моего детства», содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.

В прошлом году на ярмарке инноваций Николаевская областная библиотека для детей и несколько районных библиотек приобрели также идею-проект «Волшебный рюкзачок» Бахчисарайской РДБ. К воплощению этой инновации все подошли творчески.

В ОДБ на отделе обслуживания читателей-учащихся 1-4 классов «работают» четыре рюкзачка. Для девчонок розовый рюкзачок с изображением героев «Винкс». Для мальчишек – рюкзак в форме машины, для любителей природы - рюкзачок – лягушка и для будущих первоклашек – ранец. С большим удовольствием читатели берут рюкзачки домой, читают книги, рисуют, играют и готовятся к школе. Наши рюкзачки действительно волшебные. Они приносят много радости ребятам в общении с книгами и очень быстро возвращаются в библиотеку, потому что остальные читатели ждут встречи с ними.


А Березанская РДБ реализовала этот проект вне обычного библиотечного пространства - в детском саду «Солнышко». Волшебный рюкзачок путешествовал из семьи в семью по принципу «круговой почты». Он наполнен не только детскими книгами, но и журналами: «П ізнайко » , «Зростаємо разом», игрушкой, полезными советами для родителей «Як і які книги читати дітям», «Як дитину навчити читати». А ещё в рюкзачке есть альбом для рисования, карандаши и анкета для родителей. Дети и родители читали книги, рисовали полюбившегося литературного героя, а в анкете давали ответы на вопросы о книге и библиотеке. Благодаря волшебному рюкзачку в библиотеке возросло количество читателей, и он и сегодня продолжает свое путешествие.


Николаевская РДБ подготовила «Литературный Рюкзачок» для пользователей из многодетных и не полных семей. В каждый рюкзачок кроме книг, детского журнала, библиотекари положили рекомендательный список на лето, список новых поступлений, правила безопасности в Интернете, сказочные пазлы. Поэтому его удобно иметь не только дома, но и взять с собой в путешествие, например, в село к бабушке с дедушкой. .



К этому проекту подключилась и Галагановская сельская библиотека –филиа л.


Идея «Волшебного рюкзачка» переросла в литературную программу «Ч арівна торбина для читання дитини ». Яркие мешочки привлекают внимание детей и вызывают желание взять их домой и прочитать книги. Мешочек синего цвета для мальчиков, розового цвета - для девочек, а жёлтого цвета – для дошкольников. В мешочках художественные книги, журналы, памятки для родителей. Мешочек можно взять домой при условии, если маленький читатель в библиотеку придёт вместе с родителями.


Итог внедрения идеи «Волшебный рюкзачок» - это:


· появление новой библиотечной услуги;


· привлечение в библиотеку новых читателей;


Цели проекта : приобщение к чтению, возрождение семейного чтения, улучшение психологического климата семьи, развитие интереса к художественной литературе.

Суть проекта заключается в том, что в семью передается «книжный рюкзачок» - в который помещаются комплект из книг для семейного чтения, настольная семейная игра, читательский дневник и карандаши.

«Книжный рюкзачок» путешествует из одной семьи в другую по принципу кольцевой почты: берется из библиотеки домой на 14 дней, затем передается в другую семью. За это время вся семья читает книги, заполняет читательский дневник, делает небольшой фотоотчет об участии в проекте.

Участники проекта : библиотеки МБУК "ЦГБ".

Время работы проекта с 2015 г. по 2017 г.

В рамках проекта в рамках проекта организованы конкурсы на «Лучший читательский дневник» и конкурс фотографий «А мы читаем всей семьей!» .

Мероприятия проекта в 2015 году:
12 семей решили принять участие в литературном празднике «Книжки в семейном кругу» в филиале № 14. В фойе библиотеки их встречал настоящий Оле-Лукойе. С помощью героев любимых книг-юбиляров 2015 года взрослые и дети оказались в сказочной атмосфере детства, с удовольствием играли с Карлсоном, доктором Айболитом, с человеком Рассеянным с улицы Бассейной.

В рамках празднования Международного Дня семьи в Центральной детско-юношеской библиотекепрошла очередная встреча в клубе «Взрослые заботы о детском чтении» под названием «Вместе весело читать».

В филиале №3 прошел семейный праздник «Клуб веселых и начитанных» , на котором был дан старт городскому проекту «BookBag» - рюкзачок с книгами.

Cемейный праздник «В кругу семьи рождается душа» , посвященный Международному дню семьи и началу проекта семейного чтения «Рюкзачок с книгами» прошел в филиале №9.

3 июня в Центральной детско-юношеской библиотеке «Рюкзачок» был торжественно передан семье Прилепиных.

Передача рюкзачка в филиале № 14 семье Никитиных.

Передача рюкзачка в филиале № 14 семье Балакиных.

Проект «BookBag» объединяет семьи!

Путешествие "Рюкзачка с книгами" (фил. № 3 и 14)


В марте 2016 г. на городском празднике «Полный вперёд, в страну книг!», посвященном Неделе детской книги, стартовал новый этап проекта. На этот раз участие в нем приняли библиотеки № 2, 7 и 8. Так читатели в разных микрорайонах города получили возможность приобщиться к интересной акции. К читательской эстафете подключились 18 семей, в том числе многодетные, неполные и воспитывающие детей с особенностями здоровья. Все они – активные книголюбы, участники различных библиотечных конкурсов и акций. Кто-то увлекается рукоделием, другие интересуются наукой и техникой, третьи рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Всем им помогает развивать таланты любовь к чтению.

Родители и дети остались довольны участием в проекте, отметив, что «Рюкзачок с книгой» стал стимулом для семейного чтения. Подобранные книги смогли заинтересовать не только маленьких, но и взрослых. Совместно проведенное время за чтением и обсуждением книг объединило. Многие открыли для себя хорошо знакомых писателей с другой стороны – например, Л. Гераскину, С. Прокофьеву, В. Лунина. Знакомство же с новыми авторами не ограничивалось книгами «рюкзачка», а подталкивало к активному чтению изданий из фонда библиотеки.
Таким образом, участники провели приятные часы семейного общения, а библиотеки получили новый интересный опыт и благодарных читателей разных поколений.
Семьи проекта приняли участие в творческом конкурсе «Читательский дневник семьи» и конкурсе фотографий «Мы читаем всей семьёй». Их итоги будут подведены на празднике Недели детской книги – 2017.

В 2017 г. все четыре комплекта «книжных рюкзачков» были переданы в библиотеки сельских территорий (п. Висимо-Уткинск, с. Верхняя Ослянка, с. Серебрянка, д. Усть-Утка).
Старт проекта прошел в летние каникулы, теперь новые детские книги и настольные игры доступны ребятам отдаленных территорий. В библиотеки поступают первые положительные отзывы от участников проекта.

О проекте в СМИ

ПРОЕКТ
ВОЛШЕБНЫЙ РЮКЗАЧОК

Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Давыдова Надежда Вячеславовна ,
заместитель директора МУ «Печорская МЦБС», заведующая Центральной детской библиотекой

Задачи

  • Возродить традиции семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Содействовать практике семейного чтения, как основы благоприятного психологического климата в семье.
  • Развить читательскую активность детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Участники проекта

  • Детский сад «Золотая рыбка» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
  • Детский сад «Родничок» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
  • Школы NN 10, 65, 49, 83 — первые классы
  • Управление образования

Описание проекта
В течение 2008 года Центральная детская библиотека (библиотека семейного чтения) будет работать над продвижением чтения в семьях дошкольников и учащихся первых классов. Для этого мы разработали проект «Волшебный рюкзачок». Он будет реализован вне привычного библиотечного пространства, а именно: через детские сады и общеобразовательные школы города Печоры.
Суть его проекта состоит в том, что в семью ребенка передается «Волшебный рюкзачок»«. «Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются 5-6 книг для детей, 2 книги для родителей и 2 игрушки (для мальчика и девочки).
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы. Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей.
Рюкзачок используется по принципу «кольцевая почта» : берется семьей из группы детского сада или из класса домой на неделю, затем передается в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обойдет все семьи, сотрудники библиотеки обновляют его содержимое.
Для подготовки и реализации проекта будет проведена рекламная кампания. С этой целью будут подготовлены обращения к руководителям управления образования, детских садов и школ с призывом поддержать акцию по продвижению чтения. В группах и классах будут оформлены красочные уголки с информацией о проекте: положения о конкурсах, сам «Волшебный рюкзачок», информация о предлагаемых книгах, экран семейного чтения.
Особая роль в проекте отводится воспитателям и учителям первых классов, как руководителям детского чтения. На них возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своей группы или класса.
Будут также разработаны и изданы информационные листовки-обращения к родителям.
Акция «Волшебный рюкзачок» начнется театрализованным представлением для детей в группах детских садов и классах — участниках акции, в ходе которого «Волшебные рюкзачки » будут торжественно переданы в первые семьи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группах детских садов и классах будут проводиться, игры, викторины по книгам из «Волшебного рюкзачка», конкурсы: на лучшую читающую семью, фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс детских рисунков «Мой любимый герой книги».
Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению родителей и детей в группе и школе на тему прочитанных книг. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения.
Родители также заполнят анкету-диалог «Читаем вместе» с целью выявления результатов акции. Итоги анкетирования будут подведены на родительских собраниях.
Итогом акции станут праздничные программы для всех участников проекта в День семьи (май) и День матери (ноябрь). Будут подведены итоги конкурсов, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами и торжественно посвящены в читатели библиотеки.

Рабочий график проекта

Запланированные мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Проведение информационной кампании: подготовка писем и обращений к руководителям управления образования, детских садов и школ. Давыдова Н. В.
Информация в СМИ о проекте

В течение года

Давыдова Н. В.
Оформление информационных уголков в группах и классах, участвующих в проекте

Январь-февраль

Филаткина Л. В
Оформление экранов семейного чтения
Разработка положений о конкурсе детских рисунков, фотоконкурса Давыдова Н. В.
Приобретение рюкзачков, литературы, игрушек, методических пособий Давыдова Н. В.
Подготовка и издание буклетов «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» Давыдова Н. В.
Информация для родителей и детей о проекте на родительских собраниях в детских садах. Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Театрализованные представления в группах детских садов и в классах школ.
Торжественное вручение первых рюкзачков. Фото-, видеосъемки
Анкетирование родителей подготовительных групп детских садов, принявших участие в акции

Март- апрель

Давыдова Н. В.
Филаткина Л. Н.
«Я иду в школу!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» в подготовительных группах детских садов

В течение года

Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Праздничная программа для всех участников проекта в День семьи. Награждение активных участников акции Давыдова Н. В.
Все структурные подразделения ЦДБ
Подготовка пригласительных билетов на традиционную ежегодную программу летнего чтения и досуга «Лето и книга», праздничную программу ко Дню Семьи, Дню матери. Давыдова Н. В.
Бызова В. С.
Терехина Л. А.
Филаткина Л. Н.
Анкета-диалог для родителей «Читаем вместе». Анкетирование родителей детей посещающих младшие, средние, старшие группы детских садов, а также родителей детей- первоклассников, принявших участие в акции. Подведение итогов анкетирования на родительских собраниях