Консультация на тему: Физическое воспитание детей в семье. Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте

Один из самых важных аспектов правильного формирования личности — физическое воспитание детей школьного возраста. Формирование индивидуальности детей складывается из нескольких аспектов: закладка психологического фундамента, тренировка восприятия, памяти, внимания, социальной адаптации. В детском возрасте происходит развитие личности, когда закладываются основы, которые в будущем помогут стать полноценным членом общества.

Физическое воспитание детей раннего возраста должно развивать физическую составляющую культурной личности, формировать положительные привычки, тягу к здоровому образу жизни. Для достижения этой цели есть ряд задач, к выполнению которых нужно стремиться. Это:

  • развитие жизненно необходимых навыков — ходьба, бег, плавание;
  • обучение спортивным основам — влияние упражнений на различные группы мышц, соблюдение техники безопасности при занятии спортом;
  • формирование привычки к процедурам, закаляющим организм;
  • формирование правильной осанки;
  • приучение к соблюдению норм гигиены.

Физическое воспитание ребенку должно быть донесено с двух наиболее важных сторон его жизни — от семьи и от школы. Только при правильном взаимодействии этих двух институтов ребенок получит должное воспитание — как физическое, так и культурное.

Семья — то место, где дети проводят большую часть времени, смотрят на родителей в каждом их действии и берут пример с них во всем. От того, какова в физическом воспитании ребенка, будет зависеть дальнейшая активность. Родители закладывают фундамент физической культуры личности, который дальше будет формировать школа, а впоследствии уже и сам человек.

Пока психика ребенка гибкая, а восприимчивость к убеждениям высокая, нужно прививать положительное отношение к физической активности: упражнениям, зарядке, играм, прогулкам. Организация совместного семейного досуга с такой направленностью поможет укрепить как семейные отношения, так и здоровье всего организма.

Очень важен личный пример взрослых: ребенок сначала будет подражать на инстинктивном уровне, позже это войдет в положительную привычку.
Поскольку организм еще слабый и неокрепший, то задача родителей — разработать систему физического воспитания детей, комплекс мер по укреплению их здоровья и соблюдать нормы гигиены и технику безопасности физических процедур на должном уровне.

Осанка — одна из важнейших основ здорового организма. Правильная постановка позвоночника убережет от возможных заболеваний опорно-двигательной системы в будущем, поэтому очень важно следить за ребенком, когда он сидит за столом, спит. Необходимо обращать внимание детей на неправильную осанку, объясняя, насколько это важно, подавая личный пример. Для правильного положения позвоночника во время сна постель не должна быть слишком мягкой — в таком случае искривления не избежать. Лучше всего использовать ортопедический матрас. Чем больше двигательной активности у ребенка, тем меньше риск неправильной осанки.

Питание — в физическом воспитании детей имеет большое значение. Правильная пища для всей семьи — залог здорового организма. Сочетание нужного количества витаминов и микроэлементов будет заряжать ребенка силой для физически активных занятий.

Следует помнить, что ребенок не должен чрезмерно уставать. Задача физического воспитания детей в семье — укрепить здоровье ее младшего члена, а не лишить его сил после неподъемной нагрузки.

Важные формы организации физического воспитания в семье

Основные средства физического воспитания детей в семье:

  • физкультурно-оздоровительные процедуры;
  • прогулки;
  • активные игры;
  • занятие спортом.

Утренняя зарядка — вот с чего должен начинаться день каждого человека. Если в семье принято после ночного сна осуществлять гимнастические упражнения, то в привычки ребенка это войдет обязательно. Зарядка помогает организму окончательно проснуться и заряжает бодростью и силами на весь день.

Упражнения не должны быть слишком сложными и трудозатратными. Важно правильно распределить нагрузку на все группы мышц и подготовить организм к рабочему дню. В летнее время утреннюю зарядку рекомендуется выполнять на воздухе, зимой — в хорошо проветриваемом помещении.

Активные игры — самый просто метод организации двигательной деятельности ребенка: в игровой манере до малыша проще всего донести, какие упражнения и как выполнять. При игре должны быть задействованы все группы мышц — спина, ноги, плечевой пояс, пресс.

Особенность занятия физкультурой с маленьким ребенком заключается в том, что ему может надоесть монотонное выполнение одних и тех же движений. Основная цель родителей — подойти к подбору и организации занятий с максимальной фантазией и креативностью, добиться того, чтобы крохе нравилось занятие. Можно использовать музыкальное сопровождение, это дополнительно будет формировать у ребенка чувство ритма.

Помимо занятий со спортивным уклоном большую роль в физическом воспитании в семье играют совместные прогулки на свежем воздухе. Простая прогулка пешком по окрестностям зарядит ребенка положительными эмоциями. Кроме того, будет лишний раз укреплен опорно-двигательный аппарат.

Длительность прогулок должна быть не менее часа. Расстояние зависит от возраста и физической подготовки ребенка: дети до 6 лет, как правило, проходят в день порядка 5 км, до 8 лет — около 7 км. Показатели эти индивидуальные, и если ребенок быстро устал, не нужно ориентироваться на эти цифры и настаивать на прохождении оставшегося расстояния.

Роль семьи

Благотворно на психику ребенка и его физическое развитие повлияет семейный поход. Необходимо проложить наиболее интересный маршрут, оптимально выбрать путь, который будет проходить через местность с разнообразным рельефом — лес, поле, речка, наличие препятствий (упавшее дерево, ручей на пути). Все это только обрадует детей.

В летнее время поход можно сопровождать привалами с активными играми и водными процедурами. В организации похода важно рассчитать примерное время на прохождение дистанции и места для остановки. При наличии на пути препятствий следует убедиться в безопасности их преодоления.

Плавание — упражнение, которое задействует все группы мышц и оказывает положительное воздействие на организм не только ребенка, но и и взрослого человека. С самого раннего возраста во время купания малыша нахождение в воде дает ему положительные эмоции. Научить ребенка плавать можно самостоятельно без посещения бассейна. Начиная с небольшой глубины, показывая движения и помогая их выполнять, постепенно можно приучить ребенка к воде и сформировать первичные умения держаться на ней без страха.

Зимой прогулки на свежем воздухе можно осуществлять на лыжах. Буквально с 3 лет на ребенка можно подобрать лыжный комплект по размеру. Лыжные прогулки не должны проходить через опасные места и крутые перепады высот. Оптимальным будет идти по уже имеющейся лыжне на ровной местности.

Бег — упражнение, доступное в любое время года при хорошей физической подготовке. Начинать лучше в теплые и сухие месяцы, чтобы неокрепший организм не подвергался излишнему переохлаждению. Такой вид физической активности благотворно влияет на сердечный ритм, дыхательный аппарат. Он помогает развить выносливость.

Гимнастика помогает развить вестибулярный аппарат, координацию движений, гибкость мышц. Особенно занятия гимнастикой рекомендуются для девочек, поскольку она помогает сформировать грациозную осанку и походку. Занятия легкой атлетикой подойдут для любого малыша: они укрепляют опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему.

Таким образом, организация занятий по физподготовке малышей — важнейшая задача. Физическое воспитание детей в семье должно быть основано на собственном положительном примере и дружной обстановке в семье. При этом малыш будет с радостью выполнять упражнения и укреплять свой организм.

Влияние школы на физическое развитие ребенка

Родители закладывают основы физвоспитания ребенка. Дальнейшее развитие он получает в школе. От того, как организован процесс организации физкультурных занятий в детском учреждении, зависит окончательное формирование у ребенка отношения к спортивным занятиям.

Самое основное — правильно организовать физическое воспитание у детей младшего школьного возраста, поскольку у них только начинает расти организм.

Упражнения должны быть сбалансированными и направлены на все группы мышц. В том числе, необходимы упражнения на тренировку реакции, ловкости, координации и ритма. Силовые упражнения должны быть распределены таким образом, чтобы у ребенка не было переутомления.

Физическое воспитание ребенка должно начинаться в семье. Только там закладываются основы и понимание необходимости активного отдыха, утренней зарядки, спортивных интересов, здорового питания и правильного образа жизни. Легче привить это ребенку с раннего детства и сделать привычкой, чем пытаться потом перевоспитать в зрелом возрасте. Положительный личный пример — вот с чего нужно начинать физическое воспитание детей. Спортивная семья позволит ребенку вырасти подвижным и здоровым.

Формы организации физического воспитания дошкольника в семье включают в себя воспитательно-образовательный комплекс разнообразной двигательной деятельности детей.

К формам организации физического воспитания в семье относятся: физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями); ежедневное физическое воспитание детей в форме прогулок, подвижных игр, самостоятельных занятий детей различными видами физических упражнений; специально организованные занятия физической культурой.

Своеобразным средством физического воспитания являются гигиенические факторы, которые в дошкольном возрасте в сочетании с физическими упражнениями содействуют укреплению здоровья ребенка. Особое внимание следует уделять правила ному режиму дня. Соблюдение твердого режима дня имеет большое оздоровительное значение, а также приучает к организованности, дисциплинированности.

От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность, настроение. В основе правильно организованного режима дня дошкольника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При соблюдении режима легче перейти от одного вида деятельности к другому и выполнять их с наименьшей затратой энергии.

Правильно организованный режим дня предусматривает:

  • 1. Чередование физической, умственной деятельности и отдыха.
  • 2. Регулярный прием пищи.
  • 3. Сон с точным временем подъема и отхода ко сну. Сон влияет на улучшение общего самочувствия детей. Продолжительность сна детей 4-7 лет должна быть не менее 12-11 часов с обязательным дневным сном не менее двух-полутора часов.
  • 4. Комплекс гигиенических мероприятий.
  • 5. Достаточную продолжительность прогулок и пребывания на открытом воздухе при высокой двигательной активности.

При составлении режима дня нужно обязательно учитывать возрастные особенности и прежде всего деятельность нервной системы.

Каждый день должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.

Утренняя гимнастика усиливает дыхание и кровообращение, укрепляет мышцы и как бы дает рабочую «настройку» центральной нервной системе.

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений.

Гигиеническая гимнастика приносит пользу лишь тогда, когда ею занимаются систематически, ежедневно, из месяца в месяц, из года в год и когда она становится привычкой, потребностью.

При подборе упражнений предусмотрены: воздействие их на группы мышц и суставы; определенная последовательность и очередность работы различных частей тела, создающая лучшие условия для повышения эффективности мышечных усилий; постепенное увеличение интенсивности (нагрузки), а также постепенное, с учетом возраста, нарастание сложности упражнений.

Начинать следует с минимальной дозировки, постепенно увеличивая ее.

Если дети 6- 7 лет которые не занимались утренней гимнастикой, слабо подготовлены или отстают в физическом развитии, им следует предложить более простые упражнения.

Прекрасной формой организации физического воспитания детей в семье являются прогулки на свежем воздухе, на природе. Длительность прогулок зависит от возраста детей и колеблется от 30 до 60 мин ходьбы в один конец. До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15-20 минут более интенсивного занятия, включив в него упражнения для больших групп мышц.

При проведении с детьми пешеходных прогулок и экскурсий в теплое время года руководствуйтесь следующими рекомендациями.

Рельеф местности, по которому проходит маршрут, и природные условия стоянок, привалов выбирайте такими, чтобы было удобно проводить с детьми намеченные упражнения и игры.

Небольшие остановки лучше устраивать у опушек леса или рощи, недалеко от реки, озера - мест, пригодных для купания.

Не сдерживайте лишний раз желание детей перепрыгнуть через небольшой ров, преодолеть прыжком поваленное дерево, спрыгнуть с гребня песчаного оврага и т.д.

Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться.

Содержание:

Введение 3
Начальное ознакомление детей со спортом 3
Совместные занятия спортом детей и родителей 5
Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12
Инвентарь и место для занятий 15
Заключение 16
Используемая литература 17

Введение

Сегодня, наверное нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Спорт – это выражение нашей силы, славы, достижений.
Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то остаются в стороне. Одному не хватает терпения, другому – времени, третьему – организованности. Особенно это важно для родителей. Дети внимательно изучают своих родителей. Детям не с кого брать пример в занятиях спортом.

Несмотря на то, что к спорту действительно не остается равнодушным никто, главной болезнью ХХI века можно назвать гиподинамию, т.е. малоподвижность. Поэтому физическая культура должна стать образом жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. Это даже не пожелание, а по нынешним временам необходимость.
Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес так называемым « болезням цивилизации».
Хотим мы этого или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.
Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнения до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания .
Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.
Итак, воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Таким образом, занятия, между прочим, помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния ребенка.

Начальное ознакомление детей со спортом

Родителям необходимо скрупулезно изучать стадии физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка – сложный процесс, одним из компонентов которого является развитие движений. Как правильно подобрать упражнения, в какой последовательности их выполнять, как познакомить с ними ребенка и приступить к разучиванию, сколько раз их повторять – родители могут правильно ответить на все эти вопросы только на основе тщательного изучения и глубокого знания индивидуальных особенностей своего ребенка.
Ребенок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, однако в двигательном развитии ребенок может опережать свой возраст или, наоборот, отставать. Поэтому родители должны не ограничиваться только данными возрастной группы, а внимательно отбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок готов: либо возвращаться к задачам для детей младшего возраста, либо, напротив, предоставить свободу движений ребенку, который по развитию перегнал свой возраст.
Было доказано, что правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые дети выполняют с увлечением, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка. В наше время, которое психологи называют зачастую временем нарастающей отчужденности детей, очень важно найти средства, способствующие созданию теплой, домашней атмосфере, внушающие ребенку чувство уверенности и безопасности, убеждающие его в родительской любви и взаимопонимании. Хорошо продуманные занятия родителей с ребенком, бесспорно, являются одним из таких средств.
С медицинской и педагогической точки зрения развитие ребенка может разделить на следующие этапы:
грудной возраст – до 1 года,
младший возраст – от 1 года до 3 лет,
дошкольный возраст – от 3 до 6 лет.
Забота о двигательном развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.
Грудной возраст (до 1 года)
Процесс развития двигательных навыков у ребенка в течение первого года жизни хорошо изучен.
На первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться.
В 2 – 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.
В 4 – 6 месяцев к уже освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и на животик.
В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно учить ходить, держась за какую-либо опору.
В 10 – 12 месяцев продолжайте развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.
Здоровые дети в годовалом возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес. или более поздно.
Младший возраст (от 1 года до 3 лет)
На втором году жизни главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его менять позы и положения.
На третьем году жизни интенсивно развивается подвижность рук и ног, ребенок набирает силы. Задача родителей – способствовать всестороннему развитию у ребенка умение ходить, бегать, прыгать, осваивать с ним культуру поведения.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
На четвертом году жизни задача родителей вырабатывать у ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку.
На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состояние выполнять ритмические движения.
На шестом ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его умственно и физически нужно приготовить к школьной работе. Чтобы всего этого достичь следует в течение дошкольного периода систематически направлять двигательную активность .
Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов к спорту. Важно: уметь сделать их правильно, во всем помогая и направляя ребенка.

Совместные занятия спортом детей и родителей

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время .
Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.
Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка . Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований – они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.
А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче .
То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.

Формы физического воспитания в семье.

Пешие прогулки и походы.

Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км.

Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе.

Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев. Желающим можно предложить за 30-35 м до намеченного места отдыха пройти быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты).

После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь.

Например:

Ноги от земли! Дети свободно стоят на площадке (полянке). В центре – ловишка (его выбирают заранее по договоренности с детьми). По сигналу взрослого «Раз, два, три – лови!» ребята разбегаются в разные стороны. Стремясь, чтобы ловишка не мог коснуться, каждый занимает какое-либо возвышение над землей: пенек, бревно, бугорок, некоторые руками и ногами обхватывают ствол дерева, не касаясь, конечно, земли. Того, кто не успел это сделать, ловящий касается рукой. Этот участник выходит из игры. Так повторяют 3-4 раза. После этого выбирают нового ловишку.

Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием, просто отдохнуть и расслабиться).

Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия.

Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.

Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.

Дети 3-4 лет в семейном походе проходят в день 4-6 км, скорость ходьбы примерно 2,5-3 км в час, в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует торопить ребят, нужно рассчитать маршрут так, чтобы были остановки. На опушке леса, полянке предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий. Для детей 3-7 лет предлагается длина трассы с препятствиями 80-100 м, считая по 5-6 м расстояния между отдельными препятствиями.

Препятствия могут быть следующие:

«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.

«Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с несколькими поворотами.

«Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером 1,5-2 м. Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.

«Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.

«Обезьянник» - образован двумя веревками (диаметром 10-12 см), натянутыми между двумя деревьями (расстояние между ними 2-3 м). Их туго натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята переступают ногами по нижней веревке, держась за верхнюю.

«Гол» - ударом ноги прогнать мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить его в рюкзак и надеть рюкзак на себя.

Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия, предлагают попробовать выполнить задание, а затем уже объявляются условия соревнования.

Питание и питье. Хорошо сварить на костре свежий обед.

Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.

Тяни в круг. На рюкзак кладется мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук, каждый старается заставить партнера сбить мяч любой частью тела. Сбивший мяч выбывает из игры.

Найди свой домик. Ребята самостоятельно или с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, пенек) и находятся в них. В одном домике может быть двое детей. По сигналу выбегают на площадку, бегают, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и над головой), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны руками). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая домики.

Сколько шагов. Детям предлагается задание – выбрать какое- нибудь дерево и попробовать определить на глаз, сколько до него шагов. Затем расстояние измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному число шагов.
3.2. Плавание.
Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка - в возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе, нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша, занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36-370. Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут при снижении температуры воды до 340.

Какие навыки движений в воде может освоить ребенок?

Взрослый сначала лицом к себе держит его под мышки и за грудную клетку. Окунуть несколько раз в воду до подбородка; уложив малыша на спину, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой обхватить область таза. Покачивать, переводя ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2-3 минуты) и отдых ребенка в вертикальном положении (левая рука взрослого обхватывает грудь малыша и на нее он наваливается, правая рука поддерживает затылок);

Обе ладони подведены под спину малыша, большие пальцы обхватывают сверху его плечи. Боковые покачивания ребенка вправо-влево (снова отдых в вертикальном положении);

Плавание (на руках взрослого) от одного конца ванны к другому и обратно в положении на спине.

Надо заранее подготовить и специальное оборудование: «чепчик русалки» - в легкую шапочку вшить куски пенопласта. Использовать для поддержки ребенка на поверхности воды в положении на спине «пояс Нептуна» - надувная резиновая подушка с поясом (для плавания на груди).

Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно терпеливым, внимательным с тем, кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, побуждать его к самостоятельности, проявлению активности, желания научиться держаться на воде.
3.3. Лыжные прогулки.
Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.

Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки – немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1-2 толстыми шерстяными носками.

В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право, больно и обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения. Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом.

Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков. На некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом» - это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и осваивается далеко не всеми детьми.

Обучать детей скоростному « коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног.

Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.
3.4. Катание на коньках.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.
и т.д.................

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многооб­разные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значи­тельное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой - оно осуществляет пропаган­ду физической культуры и спорта^ приобщает родителей к активу ной совместной работе по физическому воспитанию.

На основе рекомендаций педагога родители приобретают физ­культурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), обо­рудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренаже­ры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освое­нии различных физических упражнений (обучают езде на велоси­педе, катанию на коньках, лыжах и т.п.).

Правильному физическому воспитанию ребенка в семье спо­собствуют знания родителей об особенностях использования про­филактических и коррекционных физических упражнений, под­вижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.

Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активно­сти; проводят простейшую диагностику физического и сенсомо-торного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразитель­ностью, рациональностью движений малыша.

Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физи­ческим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, по­зволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.

Приведем образец гимнастики для мамы и ребенка (рис. 17).

а. Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними б ребенка, держа его за руки. Здесь возможны два следующих упраж- I нения: ребенок на двух ногах перепрыгивает то через левую, то I через правую ногу матери; когда ребенок подпрыгивает вверх, мать I сдвигает ноги, и ребенок, раздвинув ноги, садится на обе ее ноги. | Все это время мать поддерживает ребенка за обе руки и приучает I его правильно выбирать момент для каждого движения.

б. Мама становится на колени и упирается в пол руками, пре­ вращаясь в «лошадку». Ребенок пролезает у нее под животом, взби-

I рается на спину и снова пролезает под животом.

в. Мама становится в позу «лошадки» (как в упражнении б), I ребенок взбирается ей на спину, держась руками за ее шею, после

чего по счету «раз, два, три» мать начинает раскачиваться, чтобы сбросить своего седока.

г. Мама и ребенок садятся на пол спиной друг к другу и вытяги­ вают ноги вперед. Затем, согнув ноги и упираясь руками в пол,

I стараются потеснить друг друга спинами. Мать, естественно, со-I размеряет свои силы, чтобы дать ребенку максимально использо­вать это упражнение.

д. Мама ложится на спину и вытягивает ноги, а ребенок взбира­ ется на них и берется руками за руки матери. Затем она сгибает ноги и раскачивает их вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок дол­ жен сохранять равновесие.

е. Мама принимает такую же позу, как в упражнении д. Кладет ребенка животом на ноги и, подняв их высоко, раскачивает их вверх и вниз, вправо-влево, слегка поддерживая ребенка, кото­ рый должен сохранять равновесие.

ж. Ребенок становится на колени и упирается руками в пол. Мать берет его ноги за голени и приподнимает над полом. Ребе­ нок, передвигая поочередно руки, движется вперед.

з. Начало такое же, как в упражнении ж, но затем мать подни­ мает ноги ребенка выше, до вертикального положения. Ребенок поднимает голову и старается смотреть как можно дальше.

и. Мать крепко обхватывает руки ребенка за запястья. Припод­нимая его, раскачивает вправо и влево, вверх и вниз или вращает вокруг себя. Ребенок во время вращения может сгибать ноги в ко­ленях.

к. Мать становится, чуть сгибая колени, и берет одну или обе руки ребенка, который, упираясь ногами в колени, а затем в жи­вот матери, старается забраться как можно выше. Мать, припод­нимая его за руки, помогает ему.

л. Начало, как в упражнении к, но дальше ребенок поднимает I ноги вверх и, пропустив их между рук, делает полный оборот назад.

м. Мать крепко берет ребенка за руки, и он при ее поддержке

| начинает подпрыгивать. Усложняя упражнение, ребенок может при-

(земляться то правее, то левее.

н. Ребенок берется вытянутыми руками за палку, которую дер-

I жит мать, постепенно приподнимая ее. Приподняв, начинает слегка

I раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Ребенок раскачивается

\ и сам, поджимая ноги.

Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Уча­стие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двига­тельные навыки малыша, формирует его характер, волю, упор­ство, стремление к достижению цели, повышает культуру; улуч­шает микроклимат семьи. Воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение тер-

Пеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обу­чать ребенка определенному движению.

Родители обязаны создать условия, обеспечивающие полноцен­ное физическое развитие ребенка. Они должны активно участво­вать в организации и проведении закаливающих процедур, исполь­зуя при этом естественные факторы природы (солнце, воздух, воду). Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельству­ют, что, выбирая эффективные средства закаливания, необходи­мо останавливаться на тех, которые хорошо и комфортно перено­сит мама ребенка. Специалисты высказывают также мысль о том, что закаливающие процедуры подбираются индивидуально, по-

" этому родители проводят активное закаливание дома.

Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ре-

\ бенка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.

Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии

■ движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи фи­зического воспитания. Работа с родителями расширяет их педаго­гическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.

Введение.

1. Роль семьи в воспитании ребенка.

2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.

3. Формы физического воспитания в семье.

    Пешие прогулки и походы.

    Плавание.

    Лыжные прогулки.

    Катание на коньках.

    Езда на велосипеде.

    Спортивный уголок дома

Заключение.

Литература.

Введение.

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в

данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития.

Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.

В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе – то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи.

1. Роль семьи в воспитании ребенка.

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе –

главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными

обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.

Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно– образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.

Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.

2. Здоровый образ жизни и его основные составляющие.

Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и

укрепления здоровья людей.

Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

3. Формы физического воспитания в семье.

Пешие прогулки и походы.

Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг,

лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе.

Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев.

После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь.

Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких

объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием, просто отдохнуть и расслабиться).

Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия.

Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться в далекий от

дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.

Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3

дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению.

Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.

Плавание.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка - в возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе, нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша, занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36-370. Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут при снижении температуры воды до 340.