Нитки для вязания крючком ирландского кружева. Как создавать ирландское кружево, пошаговая инструкция для начинающих

Первоначально кружево вязалось из льняных и хлопчатобумажных ниток белого, кремового цвета. Если посмотреть на старинные изделия, то все они одноцветные – либо белые, либо натурального неокрашенного цвета льна.

К тому если вы посмотрите на современные шедевры, то увидите, что именно такие цвета придают кружеву изысканность и нежность.

В наше время при таком многообразии расцветок пряжи, которое имеется в продаже, мастерицы создают разноцветные полотна. Благодаря этому ирландское кружево приобрело другой, более современный вид.

Пока вы еще не набрались опыта, лучше начинать вязать изделия из одного цвета пряжи, и не забывать, что более предпочтительно использовать нитки светлых оттенков. Во-первых, так ваше изделие будет ближе к классике, а во-вторых всегда легче вязать из более светлых ниток, чем из темных, а тем более черных.

Также для начального этапа предпочтительнее брать нитки не очень тонкие, например, чтобы длина нити в 100 г была не более 300-400 м. и крючок 1 мм, так вам будет легче вязать мотивы, и вы гораздо быстрее увидите результат своего труда.

А уже позже, когда вы будете чувствовать себя уверенно, можно пробовать и более тонкие нити.

Естественно, что из тонких нитей изделие получается более воздушное и нежное, но всему свое время, тут главное не переусердствовать.

Еще вы должны учитывать, что ирландское кружево вяжется из нитей разной толщины — для бурдона, для мотивов и для декоративной сетки и обвязывания мотивов.

В самом начале можно вязать без бурдона, значит, вам нужны нитки только для мотивов и для сетки.

Для мотивов берется более толстая пряжа, а для обвязывания элементов и сетки – более тонкая. Также вам понадобятся два крючка.

Теперь подробнее о составе пряжи.

Если вы решили связать себе летний вариант, то лучше всего использовать хлопок и лен.

Может быть, вы уже обращали внимание, что в продаже имеется мерсеризированный хлопок. Не все, наверное, понимают, что это такое. Коротко расскажу вам об этом.

Мерсеризированный хлопок это хлопчатобумажная нить, которая обрабатывается по специальной технологии. В итоге получается пряжа с превосходными качествами, такими как шелковистость, мягкость, устойчивость окраски, прочность, износостойкость, влагопоглощение. На вид изделия, связанные из мерсеризированного хлопка похожи на шелковые. То есть они имеют все качества хлопка, только более улучшенные. К тому же изделие становится более привлекательным за счет шелковистого блеска.

Из этих нитей изготавливают разнообразные изделия – блузки, платья, топы, туники, сарафаны.

Для того, чтобы определиться каким крючком вязать данную нить, нужно попробовать связать цепочку из воздушных петель и посмотреть что из этого получится. Косичка должна быть плотной, ни в коем случае она не должен быть рыхлой, иначе ваше изделие будет растягиваться, и не будет держать форму.

Еще нужно обратить внимание на то, чтобы нитка не цеплялась за крючок, не лохматилась. Т.е. у вас должна получаться петелька такого размера, чтобы в нее проходил только крючок, и не оставалось большого просвета. Косичка из воздушных петель должна быть ровная и плотная.

Для более теплых вещей используют шерстяную нить. Это может быть жилет, кофточка, кардиган, пальто, шаль, палантин, шарф или берет.

Но я категорически против полного копирования статей. Если вам уж так хочется наполнять свои блоги материалами, вооружитесь крючком, пряжей и фотоаппаратом, сами создавайте мастер классы. Иначе то что вы делаете - это просто наглое воровство. Не удивительно что остальные мастера перестали публиковать свои уроки, мало кому приятно бороться с плагиатом.

В наше время есть огромный выбор пряжи для ирландского кружева, хочешь покупай турецкую, хочешь итальянскую пряжу, да и цветовая палитра от каждого производителя радует глаз. Но в начале века такого пряжного великолепия не было. Вязальщицы использовали льняную пряжу в качестве бурдона и тонкую нить для обвязки мотивов и создания сетки. В основном это была пряжа от DMC. Сейчас этот производитель более известен вышивальщицам, со своим качественным мулине, но помимо этого DMC продолжает выпускать пряжу для вязания кружева, начиная от размера 3 и 5 и заканчивая 100. Начинающим вязальщицам трудно ориентироваться в таком выборе, однако нет ничего сложного - чем выше номер, тем тоньше нить. Так номер 10 по своей толщине соответствует турецкой пряже Виолет или Макси, а 20 - Канарис. Номер 8 используется у многих производителей и обычно называется Perle. А номер 3 и 5 прекрасно подойдут для бурдона. Итак рассмотрим, что предлагает нам DMC, что подойдет для такого изысканного кружева как ирландское.

Пряжа Merserize от турецкого производителя Altyn Bashak. 100% тончайший хлопок, Вес бобины 100 грамм, производится в четырех размерах - 40, 50(1000 м), 60(1130 м), 70(1330 м). Рекомендованный крючок 0,45-0,65 мм. Подходит для вязания тончайшей сетки для ирландского кружева. Сетка получается похожая на паутинку

Классическое ирландское кружево вяжется на бурдоне. Вернее сказать уплотняющем шнуре, именно так переводится оригинальный термин padding cord. Слово "бурдон" пришло к нам из французских журналов об ирландском кружеве. Итак, что же представляет собой уплотняющий шнур? Это нить в несколько сложений, которая обвязывается крючком. В славянском течении ирландского кружева вместо него используют воздушную цепочку, но она не дает такого объема. Для получения красивого рельефа толщина бурдона должна быть в 6-8 и более раз толще чем основная нить, которая используется для обвязки. Производители пряжи сейчас предоставляют большой спектр пряжи из мерсеризованного хлопка, разной по толщине.

Как говорит легенда, придумали вязаное ирландское кружево моряки. Находясь вдали от родного дома, скучая по зелёным холмам милой Ирландии, они в часы досуга вязали цветочки и трилистники из нитей корабельных канатов.

Более правдоподобная история рассказывает, что вязание ирландского кружева было порождено модой на фламандские ажуры , а точнее, на кружево брюссельское. Кружево это стоило безумно дорого. И чтобы прокормить семью, бедные ирландцы придумали свой, оригинальный способ заработка. Вот только в отличие от мастериц с континента, использовали они не иглу, а крючок. Так работа продвигалась значительно быстрее.

Описание ирландского кружева, как вида ажура, полностью совпадает с брюссельским кружевом – это отдельные сложные мотивы, соединённые между собой в полотно с помощью фона или же напрямую. Разница состоит исключительно в технике исполнения. И, конечно же, в национальном колорите.

Основные элементы ирландского кружева вроде бы остались прежними – это всё те же листья, завитки, цветы и сложные фигуры. Однако со временем ирландские мастерицы выработали некоторые особенности, отличающие их работу – например, объёмные элементы, помпоны, банты из вязаной тесьмы.

Можно ли научиться вязать ирландские кружева современной рукодельнице? Не только можно, но и нужно, ведь ирландское кружево снова на пике моды! Что же для этого необходимо? Не так много: желание, усидчивость, а ещё пряжа и крючок.

Нитки для ирландского кружева нужны разной толщины, иначе особенные объёмные мотивы у вас не получатся. Традиционно вязальщицы Ирландии использовали лён, но современным рукодельницам бывает совсем не просто его раздобыть. Впрочем, для ирландского кружева подойдёт и пряжа – особенно хорош тонкий мерсеризованный хлопок .

Стоит немного уточнить, какие нитки и для чего нужны. Самые тонкие нити используют для вывязывания фона. Нити средней толщины нужны для вывязывания основных мотивов. Толстые нитки нужны для создания объёмов. Основа из толстой нити (она называется бурдон) обвязывается нитками средней толщины. Иногда для бурдона используют нитки средней толщины, складывая их по три-шесть вместе.

Крючков для работы нужно два. Тонкий используется для вывязывания фона, а более толстый – для исполнения основных мотивов.

С инструментами и материалами мы разобрались. Может быть, попробуем вязать простое ирландское кружево?

Вязание ирландского кружева для начинающих

Техника вязания ирландского кружева немного отличается от обычно техники вязания крючком – из-за бурдонов. Бурдоны используются в каждом элементе. Давайте попробуем связать какой-нибудь цветок. Например, традиционную «розу». Как начать? Вначале на пальцы намотайте нить 3-4 раза, чтобы получилось кольцо. У вас получился бурдон. Теперь, используя бурдон как колечко воздушных петель, обвяжите его столбиками. Не воспрещается использовать также декоративные элементы – колечки и пико. Затем делаем бурдоны для лепестков, обвязываем и их тоже. Лепестков может быть не один ряд.

Подобным образом вяжутся все элементы – завитки, листья, цветы. Попробуйте связать что-нибудь из этих элементов. Мы выбрали для вас самые простые элементы – идеальное ирландское кружево для начинающих вязальщиц.

Соединение ирландского кружева

Чтобы связать ирландское кружево, недостаточно запастись всевозможными цветочками и листиками. Это всего лишь отдельные элементы, которые между собой нужно ещё соединить. Соединяют ирландские кружева разными способами.

Наиболее простой способ – это просто сшить мотивы между собой. Но это не лучший вариант. Настоящее ирландское кружево соединяют при помощи вязаной сетки.

Сеток существует огромное количество – прямые и косые, с одинаковыми и разными ячейками. Но в любом случае соединение сеткой – это довольно сложный процесс. Давайте посмотрим, как соединить ирландское кружево профессионально.

Для начала вам потребуется довольно большой планшет – настолько большой, чтобы на нём уместилась выкройка вашего будущего изделия (если деталей много, умещаться должна хотя бы одна, самая большая). Поверх выкройки укладывают мотивы лицом вниз. Располагайте их группами или поодиночке – создайте композицию на свой вкус. Затем мотивы фиксируют булавками. И после этого приступают к соединению с помощью сетки.

Напоминаем, что для сеточки нужны нитки более тонкие – это нужно для того, чтобы сетка не бросалась в глаза и была действительно фоном. Сетка в вязании ирландского кружева – наиболее кропотливая и долгая часть работы, но без неё, увы, не обойтись. Вязание ирландского кружева крючком не просто так считается одним из наиболее трудоёмких видов рукоделия.

Можно также соединить ирландское кружево иглой. Не сшить, а именно создать иглой сетку. Это не проще, но может быть, окажется именно для вас удобнее. Сеточка создаётся из ниток путём переплетения, и при этом каждая нить обвивается, создавая эффект вязаного столбика.

Как видите техника ирландского вязания довольно сложная и трудоёмкая. Ирландское кружево оказывается для начинающих даже с пошаговой инструкцией не таким уж простым делом! Но всё сложно только в первый раз. Поверьте, если у вас есть желание овладеть этой техникой, вас ничто не остановит. И может быть, вы сами будете со знанием дела рассказывать подругам, как вязать ирландское кружево.

Инструменты и материалы для вязания Ирландского кружева

Инструментом для выполнения ирландского вязаного кружева является крючок. Так как для работы с кружевом используются нити разной толщины, то надо иметь также и крючки разного размера.

Умение правильно выбрать инструмент для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера, без всякого на то преувеличения!

Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструментов и приспособлений во многом зависит качество вязаных изделий, а также - производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. При этом, абсолютно разной толщины (от 0,5 до 15,0 мм) а также и длины: короткие – для обычного вязания и длинные - для тунисского вязания.

Металлические крючки например, особенно хорошо скользят через петли. Очень удобно использовать стальные крючки. Тонкие алюминиевые крючки, часто гнутся, а когда с них сходит покрытие, пачкают руки и пряжу.
Деревянные пригодны только для очень толстого вязания и мягкой эластичной нитью, иначе они быстро ломаются.
Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны в работе, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу, что тоже немаловажно.

Номер крючка, определяется толщиной его рабочей части - головки. Если толщина головки 3мм, то это крючок № 3, если 2 - то №2, запомнить легко и просто.
Но при этом, необходимо помнить, что крючок подбирается для работы нитками, выбранными для Вашего изделия, должен быть в 1,5 - 2 раза тоньше этих ниток. Это необходимо для того, чтобы он хорошо захватывал нитку, и при этом, не расщеплял ее.

По толщине, крючки бывают толстые и тонкие - от №1 до №6.

Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные изделия - кружева, салфетки. Изделия из шерстяной пряжи, обычно вяжут толстыми крючками (№ 2-6). Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное с большими просветами. Плотное полотно можно получить, используя толстые нити и толстый крючок, или тонкий крючок и тонкие нити.

От того, как Вы подберёте сочетание номера крючка и толшины нити для вязания, будет зависеть фактура Вашего вязанного изделия. Варьируя, можно получать совсем иные результаты, нежели описываемые в журналах по вязанию, а значит и Ваше изделие, может отличаться от исходного. Для наших занятий подойдут стальные крючки №№ 1 – 1,3.

Материалы

Как правило вязаные ирландские кружева выполняются из белых ниток. Для некоторых изделий используют льняные нитки. Раньше в изготовлении ирландского кружева лён практически не использовался, так как не было в наличии ниток хорошего качества. Некоторое время ирландские кружева плели шёлковой нитью жёлто-кремового цвета, но использование шёлка всегда было ограничено.

Вязание ирландского кружева требует наличия ниток трёх видов толщины:

Нитка средней толщины для выполнения самого узора,

Толстая нить для основы узора,

Тонкая нить для сетки.

В нашем случае подойдет х\б пряжа «Ирис» и белые катушечные нити № 10.

Вязание ирландского кружева требует определённого мастерства в вязании крючком. На самом деле модели не исполняются последовательными рядами, как в случае обычных вязаных изделий, а требуют более сложного исполнения. Начинают вязание ирландского кружева с мотивов, которые составляют сам узор. Обычно их получают, обвязывая основную толстую нить нитью средней толщины. Закончив мотивы, их закрепляют на бумажном шаблоне, на котором нарисованы орнаменты будущего ирландского вязаного кружева. Шаблон содержит контуры мотивов и линии, по которым должна быть связана скрепляющая сетка.

Затем мотивы соединяют между собой тонким ажурным фоном (сеточкой), формируя таким образом ирландское вязаное кружево. Для этого мотивы размещают лицевой стороной вниз на бумаге и производят соединения.



Вязание в технике ирландского кружева. Работа над ошибками.

Вязание в технике ирландского (наборного) кружева оказалось делом настолько интересным и увлекательным, что захотелось продолжения. Сразу хочу порадовать тех, кто мучает свой первый ирландский долговяз - вторая работа пойдет намного быстрее и легче. Например, вязание той самой злополучной сеточки, что с таким трудом дается в самом начале, становиться чуть ли не самым любимым занятием во всем вязании, это как говориться из личного опыта.

Вполне естественно, что во второй работе захотелось «поработать над ошибками», учесть и отработать на практике те выводы, которые были получены в результате работы над своим первым творением.

И самое первое с чего хочется начать – композиция, в которой немаловажную роль играет подборка цветовых сочетаний и фактуры пряжи. Если вы пока сомневаетесь, что сможете гармонично подобрать цвета, попробуйте «однотонную Ирландию» – всегда беспроигрышный вариант. При этом можно подобрать различную по текстуре и фактуре пряжу одного цвета, что подчеркнет рельефность и контрастность мотивов. Результат не может не порадовать - однотонное кружево всегда смотреться эффектно. Если все же мы хотим видеть какое-то цветовое решение, то надо отнестись к подбору цветов достаточно серьезно (это я уже из своего печального опыта). Во-первых, всячески боритесь с искушением «пристроить» какие-либо остатки пряжи. Такая экономия себя не оправдывает. Даже если вы и подберете удачно цвет (что само по себе редкость), вам банально может не хватить количества ниток. Все это поставит вас в жесткие рамки и не даст реализоваться вашему творческому замыслу в полную силу. Ведь помимо того, что вам нужно будет гармонично вписать свои остатки ниток в цветовую гамму, так еще нужно будет равномерно все это распределить по всему изделию, что достаточно проблематично, если нет никакой возможности докупить недостающие нитки. Хотя это всего лишь только рекомендация и если вы не боитесь этих трудностей, пробуйте. Во-вторых, доверяйте своей интуиции, если купленный вами клубочек ниток входит в резонанс с другими нитками, или даже только вызывает пока необъяснимый вам дискомфорт, смело выбрасывайте его из «проекта».

После того как определен замысел будущего шедевра и подобрана пряжа, вяжем мотивы.
Так как сам замысел дело тонкое и интуитивное, а главное подвержен различным корректировкам в творческом процессе, я бы не стала навязывать все мотивы сразу и заполнять ими всю выкройку (если только вы не повторяете уже готовую модель). Ведь часто именно уже в процессе вязания возникают какие-то идеи, находки, дополнения. Возможно, вы решите обогатить общую картину новым мотивом или заменить уже имеющийся мотив на другой. Словом оставляйте место для маневра. Кроме того, если вы, как и я, не фиксируете мотивы на основе, то в конечном итоге они будут располагаться на выкройке совсем не так, как вы их разложили первоначально. Поэтому в моем случае всегда есть возможность просто навязать лишних мотивов.

Первоначально мой замысел был такой. Хотелось сделать акцент именно на сетке, а мотивы (розочки) спустить вниз изделия, формируя ими край (низ изделия). Предполагалось так же, что самих мотивов будет не много.

Итак, заполняем часть выкройки мотивами, фиксируем их с помощью «зацепов». (Так как в своем прошлом изделии при сборке сеткой я частенько пропускала зацепы в полотне и там где это было нужно, не скрепляла мотивы сеткой, я решила делать зацепы контрастным цветом, чтобы они резко выделялись на общем фоне и их было хорошо видно). Таким образом, из мотивов и шнура мы как бы формируем каркас полотна, а затем заполняем его сеткой.

При этом сами контуры «островков», участков сетки формируются уже в процессе вязания этой самой сетки. Причем островки заполняем не равномерно по порядку, один за другим, а в разнобой. Мне кажется это важным: ведь сетку я вяжу на прямой плоскости (столе) и этот самый участок сетки тоже получается плоским, а ведь полотно нужно будет посадить на фигуру. Поэтому специально оставленные в разных местах «пробелы» корректируются потом на фигуре, и именно за счет них идет приталивание. В голове постоянно держу две вещи: общий замысел и вытачки (вернее те места, где они должны быть).

Незабываем готовые участки полотна слегка проглаживать и отпаривать (как правило, после этого полотно немного увеличивается) и постоянно сверять его с выкройкой. Самое главное, не только не вылезти за пределы выкройки, а именно немного не довязать до ее краев в боках и на плечевых швах. Нужно нам это для того, чтобы не формировать видимый шов, стык полотен, переход должен быть незаметным и данная техника наборного кружева как никакая другая позволяет нам это очень легко делать.

После того как все детали связаны, начинаю сборку на фигуре. Все детали я фиксировала с помощью зацепов и цепочек из воздушных петель, по которым затем заполняла все пустоты. Если эти самые пустоты получались большими, я вставляла мотивы, главное чтобы они не шли вразрез с общим замыслом.

В этой работе мне захотелось сделать сетку основным элементом в изделии. Я попробовала два вида сетки: с колечками и обычную, нерегулярную. (Последнюю я вязала впервые и Ура! кажется, у меня она получилась).

Так же я отметила, что вязать «колечки» удобно именно на весу, когда же мотивы жестко фиксированы на основе, вязать их очень трудно, я бы даже сказала, практически невозможно.

Вот небольшой пример заполнения участков сеткой.

Конечно, оставленные хвостики лучше прятать сразу, так как они мешаются в работе. Но если вам не так часто выпадает возможность вязать, а особенно вязать в тишине и спокойствии в «нормальных (для вязания в технике ирландского кружева) условиях», то хвостиками можно заняться потом, например когда стол занят или когда вы сидите на лавочке во дворе, гуляя с ребенком. Это уже вопрос экономии времени.

При вязании сетки мы естественно стараемся скрепить мотивы, зафиксированные «зацепами», и даже продумываем ход направления вязания, чтобы лучше это сделать. Но если не получается скрепить «зацеп» красиво, пропускаем его. Наша сеточка должна быть идеальной! В этом нет ничего страшного, даже если не получиться скрепить зацеп в другой раз (с другой стороны), это всегда можно сделать отдельно (всего лишь дополнительных хвостик, который также легко прячется в мотив).

Конечно, когда только начинаешь что-то вязать в технике ирландского кружева, обязательно сталкиваешься с ситуациями, когда что-то не получается, что-то нужно исправлять, подправлять, а то и переделывать полностью. Как говориться, не боги горшки обжигают! Мы же ведь все учимся, а это процесс пожизненный. Поэтому хотелось бы остановиться так же и на своих переделках.

Я не фиксирую мотивы на основе, поэтому у меня есть возможность постоянно переворачивать полотно и видеть, что же у меня получается с лица. Тем не менее, при обвязывании листика сеткой, я все же просмотрела «зубья», которые у меня получились. Я решила, что это легче исправить, чем все перевязать заново. Так как нитки, из которых были связаны листики, у меня закончились (а можно было обвязать мотив по краю), я воспользовалась вот такой маскировкой: и дефект скрыла и придала листочку выразительность. Может, кому пригодиться.

Если у Вас (как и у меня) все же случилось так, что навязалось полотна чуть больше, чем это нужно, не волнуйтесь, все можно исправить! И сделать это совсем не так трудно и страшно как может показаться на первый взгляд. Когда нужно удалить небольшой участок сетки, то не думаю что есть смысл искать «начало-конец» нити, чтобы ее распустить. Во-первых, дело это может оказаться бесперспективным, (особенно если все «хвостики» наглухо спрятаны), во-вторых, очень легко распустить при этом совсем не то, что нужно. Гораздо проще взять ножницы и аккуратно вырезать лишнее, не задевая соседние мотивы (прямо по соединительным столбикам сетки). Затем «очистить» мотивы от остатков сетки и закрепить открытый конец, избегая дальнейшего распускания (важно конечно его перед этим найти). И затем тщательно проверить, не пропустили ли мы чего-нибудь, например поврежденный случайно мотив, еще какой-нибудь незакрытый конец, словом все то, что может распуститься. Ну вот, все готово для переделки. (Скажу по секрету, что я, наступая на все те же грабли, таким способом уменьшала объем рукава, ну что ж, в следующий раз придется еще больше внимания уделить выкройке).