Воспитание в царской семье николая фильм. Игорь Зимин

Работу выполнила ученица 9Б класса
Максименко Варвара

Научный руководитель: Парамонова А.В.
Санкт – Петербург, ГОУ СОШ №
58

Введение

Эта работа посвящена исследованию особенностей воспитания детей в семье последнего российского императора.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи работы:

а) рассмотреть специфику культуры воспитания детей в царской семье;

б) изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II;

в) раскрытие проблемы родительского воспитания в царской семье.
17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатке воли. Кто-то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все - Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица - образцом любящей супруги и заботливой матери.

Воспитание детей в семье Николая II

Родители во все времена старались дать детям лучшее, в первую очередь здоровье, образование и воспитание. Огромное значение «дошкольному» воспитательному процессу придавалось и в императорской семье. Все совершенно отчетливо понимали, что со временем эти мальчики будут управлять огромной империей, а девочки станут женами владетельных персон.
Быт семьи не был роскошным в целях воспитания - родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате - с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой - «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна. Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой. Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой (такой порядок она завела впервые для своего внука Александра). Кровати легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской ёлкой, а летом поближе к открытым окнам. Здесь же у каждой было по небольшой тумбочке и диванчики с маленькими расшитыми думочками. Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами – до сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце - любимом месте отдыха семьи. Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию.

Как и в простых небогатых семьях, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Полагались им и карманные деньги, на которые можно было покупать друг другу небольшие подарки.

Принципы воспитания дочерей

Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга». В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, - писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом.

Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных базарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вырученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных больных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов.

В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей окончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом, и в моральном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими. Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, названных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослужащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проявили себя большими труженицами и патриотами.
22 июля 1916 г. поэт С.А.Есенин посвятил им своё стихотворение.

В багровом зареве закат шипуч и пенен,Берёзки белыегорят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых Царевен
И кротость юную в Их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шёл страдать за нас,
Протягивают Царственные руки,
Благословляя их в грядущий час.

Образование

Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки - русский, английский, французский, еще позже - немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.

Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак - в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера - чай, в 8 - общий ужин. Поскольку время императора Николая было всецело отдано государственным делам, образованием детей заведовала Александра Феодоровна. Пьер Жильяр, вспоминая первые свои уроки с Ольгой и Татьяной, которым было тогда соответственно десять и восемь лет, так описывал отношение императрицы к учебным занятиям дочерей: «Императрица не упускает ни одного моего слова; у меня совершенно ясное чувство, что это не урок, который я даю, а экзамен, которому я подвергаюсь… В течение следующих недель императрица регулярно присутствовала на уроках детей… Ей часто приходилось, когда ее дочери оставляли нас, обсуждать со мной приемы и методы преподавания живых языков, и я всегда поражался здравым смыслом и проницательностью ее суждений».
«Старшим учителем, который заведовал их образованием, был некий П. В. Петров. Он назначал к ним других наставников. Кроме него, из иностранцев были Mr. Gibbs, англичанин, и Mr. Gilliard. Первой их учительницей была госпожа Шнейдер, бывшая раньше учительницей великой княжны Елизаветы Феодоровны. Она же потом обучала русскому языку молодую государыню и так и осталась при дворе. У Трины - так ее называла государыня - был не всегда приятный характер, но она была предана царской семье и последовала за ней в Сибирь. Из всех учителей дети их величеств больше всего любили Gilliard’a (Пьера Жильяра. - М.К.), который сначала учил великих княжон французскому языку, а после стал гувернером Алексея Николаевича; он жил во дворце и пользовался полным доверием их величеств. Mr. Gibbs’a тоже очень любили; оба последовали в Сибирь и оставались с царской семьей, пока большевики их не разлучили».

Даже после отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает всех их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. «По мере выздоровления их высочества принялись за уроки, но так как учителей к ним не допускали, за исключением тоже арестованного Жильяра, то эти обязанности ее величество разделила между всеми. Она лично преподавала всем детям Закон Божий, его величество - Алексею Николаевичу географию и историю, великая княжна Ольга Николаевна - своим младшим сестрам и брату английский язык, Екатерина Адольфовна - арифметику и русскую грамматику, графиня Генне - историю, доктору Деревенько было поручено преподавание Алексею Николаевичу естествознания, а мой отец занимался с ним русским чтением. Они оба увлекались лирикой Лермонтова, которого Алексей Николаевич учил наизусть; кроме того, он писал переложения и сочинения по картинам, и мой отец наслаждался этими занятиями» (Т. С. Мельник-Боткина).

Развлечения

О том, что ее величество не из-за «педагогических принципов», но от сердца испытывала потребность разделять досуг детей, говорит выдержка из ее письма к старшей дочери: «И то, что любящая вас старушка мама всегда болеет, также омрачает вам жизнь, бедные дети. Мне очень жаль, что я не могу больше времени проводить с вами и читать, и шуметь, и играть вместе, но мы должны все вытерпеть».
Царь Николай, как уже было упомянуто, тоже очень любил проводить время с детьми, играя и развлекаясь с ними. «Во время дневных прогулок государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель» (П. Жильяр). Благодаря Николаю Александровичу его дети полюбили физические упражнения. Сам государь любил бывать на свежем воздухе, он был отменным стрелком, превосходным спортсменом. У него были чрезвычайно сильные руки. Излюбленным его развлечением являлась гребля. Он любил байдарку и каноэ. Когда императорская семья отдыхала в финских шхерах, государь проводил на воде целые часы. Внешних развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия, кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений, - например, организовывали домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда становились радостным событием, давали и детям и родителям душевное отдохновение даже в трагические дни их заключения. Великие княжны очень любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка, собирал в карман всякие мелочи - гвозди, веревки, и так далее - самые интересные игрушки. Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания, в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы. А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах, спуск флага с церемонией» (П. Савченко).

Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич. «Ванька был бесподобное, умное и забавное животное, - вспоминает П. Жильяр. - Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались ко всем барышникам в Петербурге; тогда цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом «Ванька» появился при дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал, закрыв один глаз, как старый янки».

Так проводили досуг четыре дочери и сын императора Николая II. Их игры и развлечения, способствуя жизнерадостности, нисколько не нарушали детской непосредственности, укрепляли дружбу детей с родителями. Эта тесная дружба способствовала единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении святое семейство явило даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви и сплочения перед лицом смертельной опасности.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом.

Император Николай II – отец и глава семьи

Царь Николай Александрович Романов родился 6 мая (ст. ст.) 1868 года, в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению Царь придавал большое значение, испытывая всю жизнь "глубокую уверенность", что он "обречен на страшные испытания".Ранняя смерть Александра III не позволила вполне завершить подготовку Наследника к исполнению обязанностей монарха. Он еще не был полностью введен в курс высших государственных дел, уже после восшествия на престол многое ему пришлось узнавать из докладов своих министров. Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали его живой ум - он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. Николай Александрович своей мягкостью, тактичностью в обращении, скромными манерами на многих производил впечатление человека, не унаследовавшего сильной воли своего отца.В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. Отношения детей с Государем были трогательны - он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

У Александра III и императрицы Марии Федоровны родилось пятеро детей. Первый ребенок, будущий Николай II, родился в мае 1868 г., когда отцу было 23 года, а матери 20 лет. Естественно, «по образцу прошлых лет» воспитательную стратегию внуков определял Александр II. Ранний возраст для внуков Александра II проходил по отработанной схеме: русские кормилицы в кокошниках, няни-англичанки, короткие платьица и женское окружение. Когда цесаревич подрос, родители поставили задачу перед воспитателями сформировать из великих князей «нормальных», не забалованных детей. В мемуарах часто приводятся слова Александра III: «Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети».
Главным воспитателем к Николаю в 1877 г. назначается генерал Григорий Григорьевич Данилович. В этой должности он состоял до 1891 г., то есть 14 лет. Это был опытный военный педагог, соответствующий уровню требований своего времени. Но наряду со многочисленными воспитателями «по должности» рядом с цесаревичем Николаем оказался редкий человек, который являлся воспитателем по призванию. Это был его преподаватель английского языка Карл Иосифович Хис. Он появился рядом с цесаревичем, когда тому исполнилось 10 лет. Благодаря Хису все дети Александра III получили прекрасную физическую подготовку. Генерал Н.А. Епанчин писал об этом в мемуарах: «Физическое развитие наладилось случайно. Дело в том, что для занятий по английскому языку был приглашен мистер Хис….Именно Хис обратил внимание на недостаточность физических упражнений цесаревича и занимался этим делом и, между прочим, закаливанием цесаревича, в чем достиг превосходных результатов». Говоря о результатах этого воспитания, Н.А. Епанчин подчеркивал, что царь «был очень вынослив в физическом смысле, не боялся сквозного ветра, не был подвержен простуде и обладал прекрасным здоровьем».

Императрица Александра Фёдоровна

Императрица Александра Феодоровна (Аликс) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Её матерью была принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. Дети воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни. Ум будущей русской императрицы был ясным и глубоким - в Оксфордском университете она получила степень доктора философии. Первая встреча шестнадцатилетнего Наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Аликс произошла в 1884 году. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли уже Императора и Императрицу. Специально для них совершались службы в царскосельском Феодоровском соборе, построенном в стиле XVI века. Здесь Императрица Александра молилась перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за ходом церковной службы.

Четыре дочери – четыре характера

Великая Княжна Ольга Николаевна Романова

Великая Княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895 года. Ольга стала первым ребенком в в семье Николая II. Ольга Николаевна Романова отличилась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота. Более других детей Великая Княжна Ольга была похожа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». В свободное время Ольга любила кататься на лошадях, общаться с братом – царевичем Алексеем, играть на рояле. Когда ей стали выдавать первые деньги на личные нужды, она первым делом решила оплатить лечение ребенка инвалида, которого, во время прогулок, она часто видела. Мальчик сильно прихрамывал и ходил с костылями. Она долго откладывала часть личных денег на лечение мальчика.

Вскоре грянула Первая Мировая Война. Княжна, как и её мать и сестры, была сестрой милосердия. Сначала была хирургической сестрой, работа не из легких. Ужасы хирургических операций Ольга не смогла долго выносить. Быть сестрой милосердия она продолжила, но не в хирургическом отделении. Встречая на вокзале новых раненых, доставленных прямо с фронта, ей не раз приходилось мыть больным ноги, и ухаживать за ними. Однако себя княжны выдавали редко, на равных общаясь с простыми русскими солдатами. Во время войны, Ольга и её сестры были членами комитета помощи солдатским семьям, где проделали большую работу. Она много делала для блага общества, однако очень стеснялась своей публичности.

Великая княжна Ольга Романова беззаветно любила свою Родину и семью, очень переживала за больного царевича Алексея, радовалась сестрам, сопереживала матери, и тревожилась за отца.

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. В Татьяне Николаевне было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из – за болезни матери, Татьяна Романова часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло. Она любила рукодельничать, хорошо вышивала и шила. Княжна обладала здравым умом. В случаях требующих решительных действий, всегда оставалась собой. У Татьяны рано определился цельный характер, хозяйственная сметка, практичность, деловитость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи беженцам. Занимая пост Председательницы комитета. Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее по Как и Ольга, она очень любила детей. Сестрам посчастливилось иметь множество крестников, которые были ими горячо любимы. Княжны любили приглашать их во дворец и делать им различные образы жизни двух старших дочерей царской четы Ольги и Татьяны был замкнутый и строгий. Образ этот состоял из труда, молитв, обучения и благотворительной деятельности. Долг перед Россией и Богом – вот что было основой жизни Татьяны Романовой.

Великая Княжна Мария Николаевна Романова

Великая Княжна Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Мария Николаевна Романова была типичной русской девушкой. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку, но у неё не было интереса к школьным занятиям. Ей было присуще добродушие, веселость, и приветливость. Мария обладала прекрасной наружностью и жизненной силой. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать. Как и остальные сестры, Мария любила животных, у неё был сиамский котёнок, потом ей подарили белую мышку, уютно устроившуюся в комнате сестёр. Мария была религиозна. Это чувство было в ней основательным и глубоким. Во время Первой Мировой Войны Мария вместе с сестрами работала в госпитале. Ухаживала за ранеными и всячески помогала им. Царевна была неприхотлива и отзывчива, была готова оказать услугу и помощь, без лишней церемонности, суеты. В дни событий февраля 1917 года, была единственной опорой Императрицы. Все дети царской семьи, кроме неё, заболели корью. Сестренка проводила около них много времени.Царевна Мария Николаевна Романова была очень мужественна, умела терпеть боль и невзгоды. В марте 1917 года, она сильно болела, у нее было воспаление легких. Очень переживала, и старалась быть не в тягость близким.

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей. До того была прекрасной и веселой, а когда надо - искренней сострадалицей и утешительницей. В госпитале цесаревна приготавливала бинты и корпии, занималась шитьем для раненых и их семей. Занималась она этим вместе с Марией.

Судьба Анастасии, как и судьба всей царской семьи окончилась в подвале Ипатьевского Дома. Здесь оборвалась династия Романовых, где вместе с ними закончилась Великая Русская Россия.

С начала 20-ых годов 20 века, в Европе постоянно появлялись девушки, выдающие себя за Великую Княжну Анастасию Романову. Все они были самозванками, имеющими желание нажиться на горе русского народа. Все царское золото, было завещенно на Анастасию Николаевну. По–этому находились авантюристы, желавшие прибрать его к рукам.

Обучение наследника – цесаревича Алексея

30 июля (12 августа) 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный, долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Царская чета побывала на прославлении Серафима Саровского 18 июля 1903 года в Сарове, где император и императрица молились о даровании им наследника. При рождении был наречён Алексеем - в честь святителя Алексия Московского. По линии матери Алексей унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории. Заболевание стало очевидным у цесаревича уже осенью 1904 г., когда у двухмесячного младенца началось тяжёлое кровотечение. В 1912 г. во время отдыха в Беловежской пуще цесаревич неудачно прыгнул в лодку и сильно ушиб бедро: возникшая гематома долго не рассасывалась, состояние здоровья ребёнка было очень тяжёлым, о нём официально печатались бюллетени. Была реальная угроза смерти. Алексей хорошо знал этикет даже будучи совсем ещё ребенком, и, как Наследник престола, всегда умел достойно разговаривать с высокопоставленными людьми. Но он также умел запросто общаться и с крестьянами, и с обыкновенными русскими людьми среднего достатка. Алексей очень любил всё, что было связано с военными действиями. Он часто играл в игры, изображавшие сражения, причём он производил со своими „войсками“ различные военные манёвры, называл эти манёвры и объяснял присутствующим их назначения, что показывало его хорошее знание военной тактики. Из-за любви мальчика ко всему военному, самым любимым временем для него были поездки с отцом на смотры войск, в Ставку.

Григорий Распутин

Болезнь Цесаревича открывала двери во дворец тем людям, которых рекомендовали Царской семье как целителей и молитвенников. В их числе появляется во дворце крестьянин Григорий Распутин, которому суждено было сыграть свою роль в жизни Царской семьи, да и в судьбе всей страны. Распутин представлялся добрым святым старцем, помогающим Алексею. Под влиянием матери все четыре девочки испытывали к нему полное доверие и делились всеми своими немудрёными секретами. Дружба Распутина с императорскими детьми была очевидна из их переписки. Лица, искренне любившие царскую семью, пытались как-то ограничить влияние Распутина, но этому очень сопротивлялась императрица, так как «святой старец» каким-то образом умел облегчать тяжелое состояние царевича Алексея.

Матрос Андрей Еремеевич Деревенько

Говоря о наследнике цесаревиче Алексее, необходимо сказать несколько слов и о людях, чьи обязанности непосредственно заключались в заботе о здоровье Алексея Николаевича.
Одной из таких фигур был «дядька» наследника – матрос Андрей Еремеевич Деревенько.
Появление Деревенько среди ближайшего окружения царевича было необходимо и вместе с тем случайно. Объективная необходимость заключалась в том, что ребенок отличался подвижностью и уследить за ним окружавшие его женщины не всегда могли, а малейшая травма грозила привести к самым трагическим последствиям. Объяснить же непоседливому ребенку необходимость крайней осторожности в повседневных играх было трудно. Поэтому требовался физически крепкий человек, который заботился бы о безопасности цесаревича, выполняя функцию его «ног». Судьба указала на матроса Деревенько, и он не упустил своего шанса. На глазах императрицы он сделал все, чтобы обезопасить наследника Алексея Николаевича во время паники на императорской яхте «Штандарт» в финских шхерах в сентябре 1907 г. Поэтому уже в мае 1906 г. Деревенько официально внесли в списки придворной челяди с главной задачей опекать наследника во время нахождения царской семьи на яхте. 14 мая 1906 г. Деревенько представлялся Николаю II в Петергофе. Впервые он исполнял свои обязанности в августе 1906 г. во время плавания «Штандарта» по финским шхерам. В перечне лиц, значившихся в окружении «августейших детей», наряду с няньками Вишняковой, Дорониной, Тегелевой и др., значился и матрос Деревенько. 13 мая 1906 г. состоялось назначение «дядькою» «при Его Императорском Высочестве Наследнике Цесаревича и Великом Князе Алексее Николаевиче». После того как царская семья уехала в Тобольск, Деревенько с семьей также уехал подальше от беспокойного Петрограда в отпуск, в Олонецкую губернию. При этом Деревенько продолжал поддерживать регулярную связь как с чинами бывшей Канцелярии императрицы Александры Федоровны, так и с Тобольском. Дальнейшая судьба А.Е. Деревенько теряется в смуте Гражданской войны, но на глухой станции Олонецкой губернии у него было больше шансов сохранить свою жизнь, и ему не пришлось разделить трагическую судьбу царской семьи. По некоторым данным, А.Е. Деревенько умер от тифа в Петрограде в 1921 г.

Заключение

Таким образом, царские дети росли нормальными, здо ровыми детьми, в атмосфере любви и дисциплины, порядка и простоты. Я получила сама много знаний о прекрасной венценосной семье Императора Николая II и Императрицы Александры.
Семья - вот было истинное царство Николая II до самого конца и преданность его ей достойна восхищения. Они были все вместе в ту роковую ночь и остались вместе и после смерти: в 2000 году Николай II, Александра Федоровна, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей были причислены к лику святых Русской Православной Церкви.

Закончить эту работу хотелось бы стихами, найденными в доме Ипатьева, в подвале которого убили царскую семью. Эту молитву в стихах написала Великая Княжна Ольга Николаевна незадолго до расстрела:

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину бурных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Теперь позор и оскорбленье,

Христос Спаситель помоги,

Владыка Мира,Бог вселенной,

Благослови молитвой нас…

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы-

Молиться кротко за врагов…

Список литературы

1. Митрополит Амфилохий (Радович). «Основы православного воспитания». - Пермь: Православное общество «Панагия-, 2000.

2. Бокова Вера Как растили наследников русского престола - М.: «Благо», 2003.

3. Боханов А. Император Николай П. -М.: «Русскоесло-во», 1998.

4. Верная Богу, Царю и Отечеству /Сост. РассулинЮ. - СПб.: «Царское Дело». 2005.

6. Зимин И: Повседневная жизнь российского императорского двора. Детский мир императорский резиденций..., Центрполиграф, 2010

7. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2003.

8. Миллер J1. Царская семья-жертва темной силы.- Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический Центр, 1998.

9. Покояние / Ред.-сост. Голованова Е. - Екатеринбург: ИД «Филантроп». УГМК-Холдинг.2007.

10. Радзинский Эдвард Николай II Жизнь и смерть - М.: АСТ: АСТ Москва, 2007

11. Савченко П. Русская девушка. Трифонов Печенегский монастырь, «Ковчег», 2002.

12. Царские дети (По благославлению Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексея) Издадательство Сретенский монастырь, 1999г.

Чтобы найти положительный пример для воспитания своих детей, обратимся сегодня к семье последнего Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хорошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напоказ своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли мученическую смерть.


Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каждый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье.

Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чувство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости государственными делами, любое свободное время посвящал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишься слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомневалась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознательно, никогда не требовала от детей невозможного и всегда твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них авторитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оставались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, чтобы дети праздно проводи ли время, они всегда были заняты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чтение. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам неприятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам некогда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались рукоделием, ставили домашние сценки и что самое поразительное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных базарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вырученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных больных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспитании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они читали. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и аристократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей порока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложены на неопределенное время.

В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом, и в моральном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, названных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослужащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проявили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее совета. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы видим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими положительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяйства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похожа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги складывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отрицательные качества характера могли перерасти в озлобление на всех окружающих, угрюмость, в конечном итоге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостатки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувернантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссорились. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - писала Ф.Я. Офросимова.

У Татьяны рано определился цельный характер, хозяйственная сметка, практичность, деловитость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - говорил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностями. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи беженцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, проверяя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокойся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпромиссное подчинение других своей воле. Но этого не произошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к возможности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помогать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоминаниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, веселая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людьми - солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт».

Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружающих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее готовить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней основательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими религиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое приятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым характером. Она находилась в полном подчинении у своей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склонность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находящегося в подчинении у других с комплексами нелюбимого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она наказывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать давала дочери различные поручения, побуждая ее к самостоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным наследником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хватало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые стороны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, сохраняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и живость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и утешала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже раненые пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем белья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и корпии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - говорила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила своих родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и молитвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, золотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, четырьмя личностями девочек и девушек. С одной стороны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личными достоинствами и недостатками. Нос другой стороны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласковый просты в обращении с окружающими, трудолюбивы, были патриотами своей Родины. Очень любили родителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет?

Мудрая Государыня-мать вовсе не желала переделывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благочестия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекательные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспитание, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспитании детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской.

От редакции: Семья —хранительница традиций, колыбель человека и «колыбель культуры», по словам И. А. Ильина. В наше время институт семьи находится под угрозой. Неслучайно 2008 год объявлен Годом семьи. В истории России уникальна и трагична судьба семьи последнего императора Николая II. В июле этого года исполнилось 90 лет со дня гибели Царской Семьи. Историческая справедливость постепенно восстанавливается и правда о событиях того време¬ни и ожизнисемьи Романовых становится достоянием общественности. Предлагаемая читате¬лю статья раскрывает духовные основы отношений в Царской Семье .

В настоящее время часто приходится слышать жа-лобы родителей на своих взрослых детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни тер-пения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы мо-жем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны». «Наши дочери, -сокрушаются матери, - не целомудрен-ны, не берегут свою девичью честь. В замужестве они не уважают и не слушают мужей своих; для них нет семейных ценностей, поэтому они не берегут свои семьи, разводят-ся и дети растут при живых отцах „безотцовщиной". Да и детей рожать не хотят. ведь им нужно от жизни взять всей пожить для себя».

Чтобы найти положительный пример для воспита-ния своих детей, обратимся сегодня к семье последне-го Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо-рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо-каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли му-ченическую смерть.

Как же воспитывались эти девочки? Кто занимался их воспитанием? Что полезного для себя может взять каж-дый из нас для воспитания собственных дочерей или учениц своих школ? Прежде чем воспитывать детей, необхо-димо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи-вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере люб-ви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув-ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го-сударственными делами, любое свободное время посвя-щал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые прихо-дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав-ственно здоровой личности. Не может быть личность пол-ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде-лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь-ся слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомне-валась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель-но, никогда не требовала от детей невозможного и всег-да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав-торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста-вались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, что-бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня-ты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте-ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не-приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не-когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко-делием, ставили домашние сценки и что самое порази-тельное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить де-тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учить-ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо-чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи-няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно-сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по-мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска-зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба-зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы-рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль-ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе-щали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспи-тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита-ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари-стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.

Таким образом, с одной стороны царские дочери ви-дели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по-рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе-ны на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на-равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи-тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль-ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван-ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу-жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим

тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проя-вили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц до-машнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в пер-вую очередь на женщине, и каждая девушка обязана по-нять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домаш-него хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощ-ниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только ма-терью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее сове-та. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы ви-дим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

В семье последнего Российского Императора было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Это были четыре личности, четыре характера со своими поло-жительными и отрицательными качествами.

Старшей была Великая Княжна Ольга. Характерными чертами ее были сильная воля, неподкупная честность и прямота, чем она походила на мать. Из всех сестер она была самая умная и талантливая. Она не любила хозяй-ства, не была практичной, но предпочитала уединение и книги. Современников покоряли ее обаяние и чувство юмора.

Более других детей Великая Княжна Ольга была похо-жа на Государя, которого она, по словам учителя Сиднея Гиббса, «любила больше всего на свете». Ее так и называли - «дочь отца». Отношения с матерью у Ольги скла-дывались сложнее. Это был самый трудный ребенок Александры Федоровны.

Ольга была упряма, капризна, своевольна. Старшая царевна была вспыльчива, хотя и отходчива. Такие отри-цательные качества характера могли перерасти в озло-бление на всех окружающих, угрюмость, в конечном ито-ге, уныние, отчаяние и одиночество.

Александра Федоровна, конечно, видела недостат-ки дочери. Как же она помогала Ольге избавиться от них? Вот, например, как разрешался конфликте гувернанткой. Государыня пишет Ольге: «Бог преподает нам урок терпе-ния. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык. Быстро по-молись, чтобы Бог тебе помог... Старайся всегда ей (гувер-нантке) сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божьей помощью тебе легче будет терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя мама».

Дети в царской семье, как и в других семьях, ссори-лись. Вот как мать увещевает старшую дочь: «Старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой».

Достаточно этих двух примеров, чтобы понять, как мать с любовью, но твердо ведет дочь на борьбу со своими недостатками. В ее письмах нет ни угроз, ни оскорблений.

Со временем Ольга Николаевна научилась бороться со своими недостатками. Не зря именно через Великую Княжну Ольгу Государь передал свою последнюю волю: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мсти-ли за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что зло, которое сейчас в мире, будет еще силь-нее, но что зло не победи т зло, а только любовь».

Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - пи-сала Ф.Я. Офросимова. У Татьяны рано определился цель-ный характер, хозяйственная сметка, практичность, дело-витость. Среди сестер она была главной. Дети дразнили ее «гувернанткой», когда в отсутствии матери она неуклонно заставляла всех выполнять волю Государыни. «Это была спокойная, ловкая и дельная хирургическая сестра», - го-ворил о ней доктор Деревенко. Великая Княжна Татьяна обладала незаурядными организаторскими способностя-ми. В тяжелое военное время она выступила инициатором создания комитета ее имени для оказания помощи бе-женцам. Занимая пост Председательницы комитета, она работала в нем активно, «разумно» и «толково», по словам А. Мосолова.

Она была любимицей Императрицы, именно Татьяна стремилась окружить ее постоянной заботой. «Пожалуйста, дорогая мама, не бегай по комнатам, про-веряя, все ли в порядке»; «Миленькая, не беспокой-ся о Беби. Я присмотрю за ним, и все будет в порядке»; «Благословляю вас, мои любимые. Спите хорошо. Много раз целую тебя и дорогого папу», - так пишет матери девочка - подросток.

Да, Татьяна была лидером. Но эти качества лидера могли бы перерасти в гордыню, тщеславие, бескомпро-миссное подчинение других своей воле. Но этого не про-изошло. Александра Федоровна мудро руководила духовным возрастанием дочери. «Я даю тебе слово, что буду делать все, чего ты хочешь, и всегда буду слушаться тебя, любимая»; «Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше». -писала она матери в 1916 г. А как поступаем мы, видя в наших детях зачатки лидера и организаторские способ-ности? Мы стремимся развить в детях эти качества для самоутверждения, наделяя их тщеславием и гордыней. С годами в Татьяне развилось чувство долга. В ней жила евангельская истина отношения к богатству как к воз-можности помогать людям. В феврале 1918 г. она писала: «Жалко людей бедных, которым раньше мы могли помо-гать, а теперь это невозможно».

Великая Княжна Мария Николаевна была по воспоми-наниям Дитерихса «...типично русская, добродушная, ве-селая, с ровным характером, приветливая девушка». Она была общительна, любила поговорить с простыми людь-ми -солдатами охраны, матросами яхты «Штандарт». Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружа-ющих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее гото-вить лепешки из муки без дрожжей. Она любила возиться и нянчиться с маленькими детьми. Из нее получилась бы прекрасная жена и мать.

Мария была религиозна. Это чувство быпо в ней осно-вательным и глубоким. Чаще других детей она говорила с матерью о вере и Церкви и делилась с ней своими рели-гиозными переживаниями: «...после молитвы у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди,., такое при-ятное, небесное ощущение».

Но Мария не обладала сильным, волевым харак-тером. Она находилась в полном подчинении у сво-ей младшей сестры Анастасии. По своей доброте она старалась услужить сестрам и брату. А они называли ее «добрый, толстый Туту», или «Машка». Ей казалось, что они порой обижают ее, и она плакала и жаловалась матери. «Милое дитя, ты должна пообещать мне никог-да впредь не думать, что тебя никто не любит. Мы все очень нежно любим тебя» - утешала ее мать. Мария не обладала яркими способностями и имела склон-ность к лени. Но Александра Федоровна не позволила превратиться Марии в безвольного человека, находя-щегося в подчинении у других с комплексами нелюби-мого ребенка. Уезжая со старшими дочерьми, она на-казывала Марии: «Ты в этой группе старшая и поэтому должна хорошо присматривать за младшими»; «Когда вы утром встанете, напиши мне, как у вас троих дела, и вечером - о том, как вы провели день». Мать дава-ла дочери различные поручения, побуждая ее к само-стоятельности. Не зря Александра Федоровна взяла с собой из Тобольска в Екатеринбург только Марию, остальные сестры остались в Тобольске с больным на-следником. «Трудно написать что-нибудь хорошее, так как здесь этого слишком мало. Но зато Бог не оставляет, солнышко светит, и птички поют»-писала Мария брату Алексею из Екатеринбурга 2 мая 1918 г.

Младшая из Великих Княжон - Анастасия. Основной чертой ее не до конца раскрывшегося характера была веселая ребячливость. Это была девочка-«сорванец», «Швибз», как называли ее родные. Когда царевичу не хва-тало мальчишеского общества, «постреленок» Анастасия успешно заменяла его. Она умела подмечать слабые сто-роны людей и комично имитировать их, с удовольствием участвовала в домашних постановках, всех смешила, со-храняя делан но-серьезный вид. Ее проказам и шуткам не было конца то на дерево залезет, и только по приказу отца спустится оттуда, то на подносе сьедет с лестницы, как с горки.

Но куда же могла привести подобная веселость и жи-вость? Ведь шутки бывают злыми. Так однажды во вре-мя обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия за-бралась под стол и стала гостей щипать за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудоволь-ствие. Ачто же родители? Государь, поняв, в чем дело, вы-тащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Родители не поощряли злых шуток и наказывали за них. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство - веселость ее не только радовала, но и уте-шала окружающих. И порой Анастасию называли детским именем матери - «Солнечный луч». «При ней даже ране-ные пляшут», - говорили об Анастасии Николаевне, когда она бывала в госпитале. В военное время она и Мария - младшая пара сестер - работали на раненых шитьем бе-лья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и кор-пии. Все это делала Анастасия, которая была очень ленива от природы.

Анастасия была утешительницей. «Мои ноги», - гово-рила Государыня про младшую дочь, когда из-за болезни вынуждена была си деть без движения.

Вот так из проказницы и лентяйки была воспитана смиренная и послушная день, которая очень любила сво-их родителей. Она писала в записке отцу перед отъездом родителей 18 апреля 1918 г.: «Храни тебя Господь и все святые, мой папа, дорогой и любимый. Мысленно и мо-литвенно будем все время с вами. Я даже не могу себе представить, как это мы сможем остаться без вас. Верю и надеюсь, что Господь поможет. Спокойной ночи, папа, зо-лотой мой, ненаглядный!» Многим ли отцам писали такие письма? Многим ли отцам говорили такие слова?

Мы познакомились с четырьмя характерами, че-тырьмя личностями девочек и девушек. С одной сторо-ны, четыре сестры были уникальными личностями, как и каждый человек уникален, обладали своими личны-ми достоинствами и недостатками. Нос другой сторо-ны, они обладали общими достоинствами. Они были послушны, смиренны, терпеливы, милосердны, ласко-вый просты в обращении с окружающими, трудолюби-вы, были патриотами своей Родины. Очень любили ро-дителей, брата, друг друга. Заслуга в воспитании таких черт характера принадлежит, в основном, матери. Как же удалось это сделать Александре Федоровне? В чем секрет? Мудрая Государыня-мать вовсе не желала пере-делывать натуру ребенка на собственный вкус и ломать ее. Она опиралась на правила христианского благоче-стия и позволяла дочерям развиваться в зависимости от качеств, данных Богом. В результате малопривлекатель-ные качества перерождались в достоинства. В основе воспитания царских дочерей - религиозное воспита-ние, без которого невозможно воспитать гармонически развитую личность.

Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспита-нии детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской. Святая Страстотерпица Александра, помогай нам!


Список литературы:

}