Очень капризный ребенок как усмирить. Что делать родителям во время детских истерик

Новорожденный малыш еще не умеет общаться, и пока о любом изменении своего состояния он может заявить только криком.

Разумеется, маме в первую очередь необходимо научиться понимать своего малыша. Никто из младенцев не кричит просто так. Но бывает, что малыш плачет без видимой причины, а родители уже не знают, как его успокоить.

Что делать в первую очередь

Нужно постараться действовать, согласно алгоритму:

  • Маме или другому человеку, ухаживающему за малышом, надо взять себя в руки, успокоиться. Можно временно передать ребенка другому члену семьи.
  • Выяснить причину плача малыша.
  • Устранить причину беспокойства.

Спокойствие мамы – залог спокойствия малыша

Дети грудного возраста очень чувствительны к настроению взрослых. Малыш может нервничать, когда чувствует, что мама неспокойна. Поэтому невозможно успокоить ребенка, находясь в состоянии стресса.

Плачь ребенка может быть долгим и изматывающим. Не каждая мама сможет сохранить спокойствие в такой ситуации. В этом случае можно прибегнуть к помощи близких и попросить кого-то из родственников подменить маму.

А у мамы появится время, чтобы передохнуть и собраться с силами. Очень важно сохранять спокойствие, заметив, что началась, истерика у младенца. Грудничка может успокоить только тот, кто будет излучать спокойствие и уверенность.

По каким причинам плачут груднички

Младенец никогда не плачет без причины. Даже если на первый взгляд суть проблемы неясна. Можно выделить несколько основных причин, по которым плачет грудничок:

  • Голод.
  • Холод или жара.
  • Чувство дискомфорта.
  • Страх.
  • Скука.
  • Переутомление.

Если не ясно, что конкретно послужило причиной плача, можно постараться исключить каждую по очереди.

Малыш плачет, когда хочет кушать. Даже если он недавно поел, вероятно, что-то отвлекло его, и младенец оторвался от еды, до того как насытился. Малыш может наглотаться воздуха во время кормления и испытать ложное чувство насыщения. Когда отрыгнется лишний воздух, место в желудке освободится, и грудничок опять почувствует голод. В любом случае будет нелишним предложить ребенку покушать.

Организм маленьких детей с трудом поддерживает постоянную температуру тела. Любые перепады температуры окружающей среды тяжело воспринимаются малышом. Мама должна осмотреть и потрогать ребенка.

Если верхняя часть спинки малыша горячая на ощупь – он перегрет. Если холодная, и при этом ребенок старается мало двигаться – он замерз. Далее, нужно создать малышу комфортные условия – либо согреть его, либо раздеть, либо заменить одежду более легкой.

Одевая ребенка, важно подбирать вещи, удобные для малыша. Любые застежки, расположенные на спинке либо на животике, когда малыш уже умеет переворачиваться, могут причинять ему дискомфорт. Неаккуратные швы, тугие резинки – все это не останется незамеченным малышом. Возможно, он плачет по причине дискомфорта, причиняемого одеждой.

Любые резкие звуки или яркий свет способны напугать малыша. Если мама заметила что-либо подобное, нужно, прежде всего, устранить источник страха грудничка.

Возможно, ребенок плачет, потому что ему скучно. Малышу надоело быть одному, он требует внимания взрослого. Сначала кроха начинает тихонько кряхтеть, подавая сигналы. Если они останутся без внимания и мама подойдет нескоро, у ребенка может начаться истерика. Не стоит затягивать и ждать, когда ребенок раскричится. Желательно подходить к нему, когда он только начинает капризничать.

Переутомление – частая причина капризов. Истерики случаются в конце дня, когда ребенок устает. Его день был долгим и насыщенным, он получил много новых впечатлений. Нервная система, не справляясь, избавляется таким образом от стресса. Для детей важен устоявшийся режим, своевременный отход ко сну, правильное чередование активности и отдыха. Дети, живущие по режиму, более спокойны и уверены в себе.

Причиной плача может быть боль

Все эти причины берутся во внимание при условии, что ребенок здоров. Если ни один из способов не помогает успокоить кроху, возможно, у него что-то болит.

Есть некоторые физиологические состояния, не связанные с заболеванием: расстройство пищеварения, младенческая колика. Эти состояния вызывают у ребенка дискомфорт и боль. Маме желательно осмотреть малыша: не вздут ли у него животик, нет ли урчания.

Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме желательно отслеживать свой рацион. Возможно, малыш реагирует на определенные продукты.

Если причиной беспокойства являются колики, малышу можно предложить чай на основе фенхеля, обладающий успокаивающим и регулирующим пищеварение действием. Иногда ребенок может отказываться пить лекарство. Тогда кормящей маме можно включить этот чай в свой рацион. Благоприятно на пищеварении сказывается чай из ромашки. Перед применением любых средств необходимо посоветоваться с врачом о способах, длительности приема и дозировке.

При коликах также важно наладить кормление, следить, чтобы ребенок правильно брал грудь, не наглатывался воздуха при кормлении из бутылочки, не переедал и вовремя отрыгивал лишний воздух.

Если на теле малыша замечены покраснения, сыпь, у него поднялась температура, он обильно срыгивает, отказывается от пищи, при этом истошно кричит, необходимо как можно скорее обратиться к врачу или вызвать скорую. Возможно, причина плача – в заболевании, и малышу требуется лечение.

От 0 до 3 месяцев

Для детей младенческого возраста есть несколько способов, которыми их легко успокоить. Малыш, живя в утробе матери, привык к определенным условиям. Память об этом состоянии сохраняется до трех месяцев. Некоторые действия будут напоминать малышу о его внутриутробной жизни. Это подарит ему чувство уверенности и спокойствия.

Какие способы помогают крохе успокоиться:

  • Пеленание.
  • Покачивание.
  • Монотонное шипение.
  • Укладывание набок.
  • Сосание пустышки или груди.

Стараясь успокоить ребенка, можно поочередно использовать все приемы. Бережное пеленание напоминает грудничку о его пребывании в утробе матери на последних месяцах беременности, когда ему уже не хватало места для свободного движения. При движении мамы малыш испытывал покачивания в течение всей беременности.

Монотонное шипение – это звуки, доносившиеся до малыша: материнское дыхание, продвижение еды по пищеводу. Положение на боку с поджатыми ножками напоминает внутриутробную позу. Сосание – один из первых рефлексов, просыпающихся у ребенка. Находясь еще внутри мамы, ребенок активно начинает сосать пальчик. Затем это умение помогает ему получать пищу из маминой груди или с помощью соски.

С 3 месяцев до 1 года

Методы, работающие применительно к малышам до 3 месяцев, уже не подходят для детей постарше. С трех месяцев грудничок вовсю интересуется окружающим миром, это можно использовать ему во благо. Самый простой способ избавить малыша от истерики – резко переключить его внимание на другой предмет.

В первую очередь необходимо устранить причины плача. Но если дело дошло до истерики и грудничок никак не хочет успокаиваться, можно неожиданно его чем-то заинтересовать. Мама, наблюдая за малышом, обязательно заметит, какие предметы, звуки или ситуации способны завладеть его вниманием. Например, грудничка завораживает, как горит свет.

В моменты приступов плача можно подносить кроху к включенному светильнику, который он с любопытством будет рассматривать.

Эти ситуации индивидуальны. Универсального рецепта нет. У всех детей свои предпочтения. Для мамы главное, изучая интересы малыша, предложить ему в нужный момент то, что его отвлечет.

Успокоить кроху перед сном будет проще, следуя ритуалу, который станет символизировать малышу, о том, что пора спать. Одним из пунктов ритуала могут быть успокаивающие ванны. Теплые ванночки, принимаемые на ночь, помогают расслабиться и настроиться на сон.

Можно делать ванны с успокаивающими травами. Для детей подходят мелисса, ромашка, шалфей, валериана, пустырник. Предварительно заваривается чай из сухой травы и добавляется в воду перед принятием ванны. Травяной чай, всасываясь через кожу, оказывает расслабляющий эффект. Ванны с настоем для улучшения сна обязательно применять курсом.

Лишнее использование настоя может вызвать противоположный эффект, перед любым применением лекарственных трав необходимо проконсультироваться с врачом.

В продаже встречается специальный детский сбор – травяной чай, помогающий малышу успокоиться перед сном. В аптеках распространены детские капли натурального или синтетического происхождения, имеющие снотворное действие.

Перед тем как использовать травы, лекарственный чай, капли, имеющие снотворное действие, необходимо получить консультацию у специалиста. Все эти препараты нельзя назначать самостоятельно. Любой из них имеет противопоказания, побочные эффекты и должен правильно дозироваться.

После ванны ребенка желательно сразу укладывать спать. Укладывать малыша на ночь нужно не раньше трех часов после дневного сна.

Плачущий малыш всегда пытается оповестить о какой-либо проблеме. Первое, что следует сделать родителям, это разобраться в ситуации, выяснить причину, почему плачет малыш. Может быть, после устранения причины истерика сразу прекратится.

Некоторым малышам в силу их темперамента непросто успокоиться. Они активно ведут себя днем и с трудом отходят ко сну. Мамам может помочь определенный ритуал, символизирующий малышу, что наступила ночь, и пора засыпать. Частью такого ритуала могут стать успокаивающие ванночки, принимаемые перед сном.

Когда ничего не помогает, в аптеках можно найти большой выбор средств, таких как успокаивающий чай, капли и другие препараты. Не стоит забывать, что любое лекарство должно быть назначено врачом. И даже безобидный травяной чай может вызвать противоположный эффект или аллергию. Поэтому любое лекарство можно применять только после консультации со специалистом.

Ребёнок ещё в период нахождения в утробе устанавливает с матерью крепкую эмоциональную связь, которая помогает ему улавливать любое изменение её настроения.

Вот почему новорождённый чрезвычайно чувствителен к маминому состоянию. Рыдающий ребёнок может дополнительно занервничать, когда поймёт, что мать беспокоится, растеряна, ощущает беспомощность или раздражение.

Педиатры настоятельно советуют подходить к плачущему крохе в ровном настроении. Если это невозможно (не каждая женщина может оставаться спокойной в такой обстановке), лучше попросить о помощи мужа или другого близкого родственника, который излучает уверенность.

В отличие от детей постарше, новорождённый никогда не будет кричать без острой на то необходимости. У грудничкового плача всегда есть какая-либо причина, пусть даже она и не лежит на поверхности.

Крики и слёзы грудного ребенка игнорировать не стоит. Вопреки некоторым убеждениям, такой плач не несёт пользу для лёгких или закаливания характера.

Напротив, непрекращающийся рёв способен расшатать нервную систему крохи и подорвать его доверие к окружающему миру. Ещё одно нежелательное последствие продолжительных криков – грыжа пупка.

Прежде чем разбираться в том, как успокоить плачущего младенца, нужно установить источник детских слёз. Специалисты выделяют несколько главных причин:

Первоначально мамы ещё не умеют по характеру плача устанавливать, чего именно хочет карапуз. Но через некоторое время разные типы детского крика становятся различимыми, так как громкость, длительность и интонация в каждом случае будет существенно отличаться друг от друга.

Как понять причину криков?

Обычно ребёнок плачет из-за того, что проголодался, ощущает боль при коликах или его что-то (или кто-то) напугало. В подобных случаях новорождённый будет плакать очень громко, надрывно и не переставая.

Определить, что конкретно из вышеперечисленных факторов тревожит младенца в настоящий момент, помогут определённые характеристики и признаки.

  1. Голодный ребёнок плачет достаточно громко, интенсивно и продолжительное время. Если сразу не подойти к нему, то он начнёт будто захлёбываться. А после взятия на ручки он сразу же станет отыскивать сосок.
  2. Если причиной детского крика является боль, то можно услышать в нем жалобные нотки. Если же болевой синдром внезапный или резкий, ребёнок будет плакать заливисто и очень громко.
  3. Предпосылкой плача становится испуг? Тогда малыш кричит истерически, резко начиная и столь же неожиданно заканчивая. Обычно при виде мамы и ощущении тепла её тела он быстро успокаивается.

В остальных ситуациях ребёнок начинает звать родителей призывающими криками, то есть таким образом пытается обратить их внимание на свою проблему. Малыш немного плачет, потом прекращает, чтобы оценить родительскую реакцию.

Если же мать или отец игнорируют детские требования, то крики будут повторяться вновь и вновь через разные временные интервалы. Обычно ребёнок не успокаивается до тех пор, пока источник неудобства не будет устранён.

Если пока не получается определять причину по характеру плача, доверьтесь логическим умозаключениям. При устоявшемся режиме питания можно уже предполагать, когда грудничок голоден, а в каких ситуациях просто соскучился.

Пятишаговая система включает следующие приёмы, которые наверняка знакомы многим мамам.

  1. Тугое пеленание. «Скованный» по рукам и ногам ребёнок ощущает ту же тесноту, что и в матке. Это помогает вернуть ему ощущение безопасности и, следовательно, успокоить.
  2. «Белый шум». Многие новорождённые неплохо засыпают под монотонное гудение бытовых агрегатов. Такие звуки копируют шум работающих органов маминого организма. Можно включить фен или самому пошипеть над детским ухом.
  3. Положение на боку. Обычно дети лучше спят на спинке, но вот успокаиваются быстрее на боку или животике, когда их лицо смотрит немного вниз. Нужно положить кроху к себе на колени боком, поддерживая головку.
  4. Осторожное укачивание. Уложите ребёнка так, чтобы его головка покоилась на ваших ладонях, а лицо смотрело вниз. Трясти кроху нужно ритмично, несильно и не очень резко. Это напоминает ощущение, которое возникало при ходьбе матери.
  5. Сосание. Удовлетворение сосательного рефлекса – ещё один эффективный приём. Новорождённому дают или грудь, или пустышку, или даже свой чистый палец.

Харви Карп рассказывает, как успокоить ребёнка младше 3 месяцев, в том числе, и в видеофильме «Ваш счастливый малыш». На примере нескольких младенцев автор демонстрирует эффективность пятишаговой системы.

Как успокоить плачущего ребенка старше 3 месяцев?

Пятишаговая методика Карпа действительно помогает, однако эти приёмы уже неэффективны по отношению деток постарше. Чтобы успокоить, к примеру, 6-месячного младенца, нужно его отвлекать, а не пеленать, и применять другие способы.

Ещё один полезный совет – сделать обстановку детской комнаты более комфортной. Некоторые чувствительные дети устают от яркости освещения или чрезмерного количества ярких предметов.

Успокоение ребёнка перед сном

Многие мамочки жалуются, что крайне сложно успокоить малыша перед сном. Основная причина детского плача в вечернее время – банальное переутомление.

Судите сами, в течение дня ребёнок узнаёт много новой информации, встречается с различными знакомыми или чужими людьми. Событий множество, а нервная система не всегда с их обработкой справляется.

Если младенец кричит и плачет вечерами без видимой причины, скорее всего, он сильно устаёт. Это взрослые могут заснуть от утомления, ребёнок же перевозбуждается и, напротив, отказывается засыпать и плачет.

Если ваше чадо никак не хочет успокаиваться перед вечерним засыпанием, следует:

  • отказаться от излишней активности;
  • проветрить помещение и довести увлажнение до оптимальных показателей;
  • немного покачать ребёнка на ручках;
  • уложить и предоставить пустышку.

Добиться крепкого сна позволяет выполнение определённой очерёдности действий. К примеру, мама кормит ребёнка, купает в воде оптимальной температуры, укладывает в кроватку, читает книжку или поёт колыбельную. Обычно малыш после этого ритуала быстро засыпает.

Важно понимать, что вопрос успокоения новорождённого нужно решать индивидуально. Для одного ребёнка подойдёт укачивание, для другого – пеленание, третьего успокаивает только танец.

Задача родителей – изучить предпочтения своего чада и выбрать наиболее подходящий метод. Однако, следует помнить, что малыш имеет право плакать, протестуя таким образом против различных «неудобств». Ну а маме нужно быть рядом, демонстрируя свою любовь.

Иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться. Как это сделать?

Мы уже с Вами говорили, давайте сегодня разберем способы, как успокоить ребенка, когда он плачет и закатывает истерики.

Прежде чем рассказывать о том, и бороться с капризами и истериками, хочу напомнить главное: ребенок имеет право плакать, когда ему грустно, когда он устал, обижен или просто так. Эти слезы важны и нужны, поэтому в большинстве случаев стоит дать малышу поплакать.

И все-таки, иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться.

Итак, вот 15 способов успокоить ребенка :

  1. Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет, и если ты будешь долго плакать, мы не успеем погулять».) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, просто просите немного подождать. И многие дети соглашаются на такую уступку.
  2. Осознанный плач. Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы папу не будить) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
  3. Пропущенный каприз. Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может и само собой пройти. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: «А как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем, посмотрим»
  4. Попробуйте поторопить ребенка задорным «быстро-быстро» , чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить что к чему.
  5. Заговорки. Работает в основном с малышами, но зато независимо от состояния ребенка. Требует большой энергии. Суть метода - говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. Ну и кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то умное, полезное, развивающее).
  6. Успокаивание капризного ребенка можно перевести в щекотание или что-то смешное . Не подходит при начавшейся истерике.
  7. Попробуйте отвлечь малыша. Про «Смотри, птичка полетела» знают все мамы и, особенно, бабушки. Можно еще по-другому: «Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди сейчас вытащу, а то она мешает плакать».
  8. Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: «А кто там на кухне шебуршит, мне кажется это мышка или ежик, пойду посмотрю…» Важно прийти на кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.
  9. Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять», и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.
  10. Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток и дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии.
  11. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать - включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.
  12. Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.
  13. Эту утешалочку рекомендую использовать для детей старше 3-4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся на жизнь ребенку: «Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого тебе никто не дает и вообще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, все время дома сидишь…»
  14. Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово «таблетки» вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное - мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает - предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал - если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.
  15. Иногда достаточно крепко обнять ребенка , поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого - с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.

Вот, . :) И помните - когда-нибудь и вам случится плакать. И оттого, как вы поступаете сегодня, зависит, отмахнется, пройдет мимо ваш подросший ребенок или проявит участие, поможет, пожалеет.

Читайте также:

Просмотрено

Как понять, что Вашего ребёнка обижают в школе, если он молчит?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Черта характера ребенка, гарантирующая успешность в будущем

Просмотрено

Логопедические игры для детей

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

9 «не», на которых вырастают хорошие родители

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

12 причин стать мамой

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Про мальчишек и стереотипы

– состояние пикового возбуждения у ребенка, которое выражается в потере полноценного контроля над своими эмоциями и частично – действиями (способами выражения эмоций). Классический образец детской истерики – это громкий крик, плач, переходящий в визг, которые могут сопровождаться падениями, катаниями по полу или деструктивными реакциями. Иногда обнаруживается стремление к самоповреждению: дети кусают себя, начинают бить себя по голове и т.п.

Находясь в подобном состоянии, ребенок закрыт для привычного общения с ним: он не способен адекватно воспринимать обращенную к нему речь.

Детская истерика может являться, как и сознательной реакцией-манипуляцией, так и плохо осознаваемым явлением. В первом случае речь идет о выработанной привычке управления поведением взрослых, а во втором – об острой реакции на какое-либо внешнее событие. Давайте разбираться, что это такое и как успокоить ребенка во время истерики психологически грамотно, не нанеся ему вреда.

Закономерно, что по мере взросления у детей появляются индивидуальные интересы и потребности, которые нередко расходятся с желаниями взрослых. И если ребенок не может получить желаемое, то вполне вероятно, что его недовольство может найти выход в истерической реакции.

Истерическая реакция – это древний способ реагирования на небезопасную ситуацию, который встречается и в животном мире. Например, попавшее в сети животное начинает беспорядочно метаться, пока не истощиться или случайным образом не сможет освободиться из ловушки.

Итак, истерика у ребенка это способ реагирования на сложную, непонятную или опасную для его благополучия ситуацию, когда у него нет других «инструментов» для преодоления происходящего.

Приведем основные причины появления истерик:

  • неспособность выразить в словах свое недовольство;
  • желание обратить на себя внимание;
  • попытка добиться чего-либо.

Среди прочих причин можно выделить:

  • авторитарный стиль воспитания, при котором ребенок не имеет «права голоса»;
  • попустительский стиль воспитания, когда родители никак не реагируют на проступки и достижения ребенка;
  • перекос в системе «кнутов и пряников», явная неадекватность воспитательных мер;
  • общая слабость нервной системы;
  • усталость, голод;
  • постинфекционные истерические реакции как следствие истощения организма ребенка.

Нередко столкнувшись с подобным поведением ребенка родители хотят только одного – чтобы все это побыстрее закончилось и многие упускают из виду то, что именно от реакции взрослых зависит то, будут ли эти приступы учащаться либо же канут в небытие.

Итак, как бороться с подобными происшествиями? Во-первых, необходимо четко различать обычные детские капризы и полноценный истерический приступ. Капризы, хотя и могут принимать форму истерики, всегда применяются детьми сознательно, чтобы обойти какие-либо запреты взрослых, либо чтобы получить нечто, что отсутствует «здесь и теперь». Здесь есть важное отступление – при истериках-капризах дети не причиняют себе вреда.

А вот полноценные истерические приступы, как правило, непроизвольны, хотя и носят манипулятивный характер. Наступают они в ситуации, когда ребенок теряет контроль над захлестнувшими его эмоциями. Приступ сопровождается срывающимися на визг криками, нередко царапаньем рук и лица, иногда – битьем головой обо что либо. В ситуациях, когда речь идет уже о подозрении на патологическое состояние, может обнаруживаться так называемая истерическая дуга, которая описана в статье об истерическом расстройстве личности.

Важно понимать, что истерика – это крайне бурная эмоциональная реакция, при которой ребенок почти не контролирует свои действия и все сопряженные с ней явления (агрессия, раздражительность, попытки сломать что-либо, удары и самоповреждения) непроизвольны.

К слову, в подобном состоянии дети способны сильно навредить себе, поскольку болевой порог обычно повышается. Другая особенность истерик – это их быстрое угасание при отсутствии ожидаемой реакции со стороны взрослых.

Управление детскими истериками

Как успокоить ребенка при истерике? Это ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям.

В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.

Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.

У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.

Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:

  • отдых и стабильный (но гибкий) режим;
  • недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
  • выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
  • помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
  • к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
  • оставляйте за ребенком право выбора;
  • за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
  • при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).

Истерические реакции в 1.5-2 года

До 2 лет истерики у детей чаще всего являются следствием усталости или напряжения, поскольку нервная система еще активно формируется. Ближе к 2.5 годам капризное поведение и истерики становятся способом манипулирования и выражения несогласия.

К этому времени дети уже частично понимают смысл слов «нет, нельзя, не хочу» и начинают активно использовать их для выражения несогласия. Но в тоже время у ребенка еще недостаточно речевых навыков, чтобы полноценно выразить свое несогласие и понимая это, дети выбирают единственную доступную им форму поведения – истерику. Но, ни немедленное удовлетворение требований ребенка, ни жесткие наказания не дадут полноценного результата.

– как его успокоить? Две самые распространенные ошибки – это попытки рационально уговорить малыша успокоиться (как вы думаете, ребенок двух лет способен внять доводам логики?), либо его «бросание» фразой, вроде «ну все, мама уходит».

В первом случае вы даете стимул для продолжения истерики, а во втором – способны сильно травмировать ребенка (напугать его), что может привести его к потере доверия к миру (в лице значимых взрослых) и в дальнейшем стать толчком к развитию неуверенности, страхов, тревожности и замкнутости.

Достаточно находиться рядом с ребенком, поддерживать его, но не уговаривать и тем более – не покидать. Нередко хватает молчаливого присутствия, чтобы весьма успешно остановить истерику. Более того, не стремитесь удовлетворить требования ребенка – ведь это покажет ему, что протест в форме истерики – идеальное средство для достижения желаемого и шантажа родителей.

Наказания также не являются оптимальным способом решения проблемы, поскольку способны лишь усугубить состояние ребенка. Во время истерики достаточно холодного присутствия, а по ее прохождению полноценного разговора с ребенком, почему это произошло, чего он хотел, и как это можно было сделать по-другому.

Принципиальный момент – не лишайте ребенка общения, ведь именно через общение происходит развитие, а для ребенка – это верный показатель вашей любви к нему.

Истерические реакции в 3 года

Многие родители замечают, что это период, когда ребенок буквально забывает все слова, кроме «не хочу» и «нет». Это первый период бунтарства и несогласия в жизни ребенка, когда он понимает, что он – это отдельная личность. Истерики в этот период – не редкость и самое мудрое решение в этих условиях – отвлечение внимания ребенка от предмета истерики и общение с ним.

Но опять же, отвлечение внимания ребенка – это превентивная мера, в ходе уже развернувшегося приступа это не поможет, здесь остается лишь переждать бурю и снова обсудить произошедшее с ребенком.

В подобных ситуациях важным представляется сохранение собственного равновесия. Например, одна из консультируемых мам выработала следующую стратегию поведения: во время истерики она попросту говорила ребенку о том, что с радостью поговорит с ним о том, чего он хочет, когда тот успокоится и продолжала заниматься своими делами (не покидая ребенка). Уже через несколько «неудачных» приступов ребенок самостоятельно вызывал маму на разговор.

Нужно ли лечение?

Мы подошли к весьма тонкому моменту – необходимости профессионального вмешательства в семейную ситуацию и поведение ребенка. Как мы уже говорили, до определенного момента истерики являются нормальным явлением, которое сходит на нет к 4-5 годам. Например, часто встает вопрос о том, как успокоить новорожденного ребенка во время истерики; ответ один – никак. Младенцы и новорожденные только криком (как формой истерики) способны выражать неблагополучие своего состояния, будь то голод, неправильный температурный режим или отсутствие общения. Все это – нормальные реакции.

Как успокоить истерику у ребенка 2-3 лет – более-менее понятно, в то время как к старшему дошкольному возрасту (ближе к 6 годам), истерики могут приобретать откровенно манипулятивный или патологический характер.

Если посредством истерического поведения ребенок постоянно стремится достигать своих целей, то здесь встает необходимость диагностики всей системы семейных отношений. В данном случае логичным представляется обращение к системно-семейному терапевту для выявления причин и путей устранения проблемы.

В данном случае причина будет лежать не столько в самом ребенке, сколько в системе отношений мать-ребенок-отец и вполне вероятно, что потребуется коррекция отношений в семье и буквально построение новой системы взаимодействия родителей и детей.

Если своевременно не скорректировать патологические отношения, то в последующем у ребенка могут наблюдаться серьезные проблемы в школьной сфере.

При истерических реакциях, не носящих открытый требовательный характер, в особенности к 6 годам, стоит задуматься о том, что проблема лежит в самом ребенке. В этом случае стоит показать ребенка специалисту по детскому развитию и детской патопсихологии, чтобы провести тонкую диагностику и оценить возможность развития истерического расстройства, либо же диагностировать скрытые патологии.

Как правило, к 6-7 годам дети овладевают большим спектром способов выражения своего недовольства и протеста, и истерические реакции отходят на задний план и постепенно угасают.

До шестилетнего возраста истерические реакции (если они не регулярны) являются более-менее нормальным типом реакции ребенка на проблемные ситуации, но при сохранности подобного поведения в последующих возрастах мы рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам за консультацией.