Обучение письму левша девочка. Обучение письму леворуких детей – организация рабочей обстановки


Головной мозг человека – сложнейший многофункциональный орган, каждая часть которого регулирует определенную операцию. Как известно, у большинства людей за умение писать отвечает левое полушарие – распределение функций мозга происходит крест-накрест, т.е. левое полушарие мозга отвечает за правую руку, правую ногу и обрабатывает сигналы правого глаза.

Однако из всех правил есть исключения, и примерно у 15% людей функцию письма берет на себя не левое, а правое полушарие головного мозга.

Считается, что такие люди очень чуткие, творческие натуры с богатой фантазией. Нередко среди леворуких встречаются талантливые люди, наделенные особым даром.

Леворукость обычно становится заметна с детства, когда ребенок более активно использует левую руку для игр, держит в ней ложку и карандаши. Даже по тому, в какой руке держит свои новорожденный малыш, можно заметить его особенность – леворукие.

Однако наш мир ориентирован на большинство, то есть на правшей, поэтому впоследствии, уже в детском саду или школе, у такого необычного малыша могут возникнуть трудности в овладении письмом. Что же делать в таком случае и как научить левшу писать ? Как организовать учебу ребенка так, чтобы он усваивал знания с минимальным дискомфортом?

Левша или правша – как определить

Для начала надо точно определить, левша ли ребенок. Как это узнать? Для этого зачастую не требуется обращаться к специалисту, порой хватает пары несложных тестов, которые легко провести с ребенком дома. Не говорите ему, что его сейчас будут проверять. Пусть это будет игрой. Итак, как определить, что ребенок левша:

Попросите его скрестить пальцы рук. Какой палец оказался выше всех? Затем пусть поднимет с пола игрушку, возьмет протянутый вами предмет, без вашего присмотра порисует карандашом и поест. Если эти действия ребенок делает левой рукой, вывод ясен: у вас растет левша.

Обучение левшей письму – с чего начать

Готовить леворукого ребенка к овладению письмом надо задолго до того, как он возьмет ручку и начнет выводить буквы. С раннего детства развивайте мелкую моторику кисти и пальцев. От этого зависит, насколько успешно в будущем ваш маленький левша сможет воспроизводить буквы, оптимизированные для письма правой рукой.

Как правильно держать ручку левше

Когда ребенок пойдет в школу, найдите время проверить, правильно ли он держит ручку. Неправильное положение пальцев при письме ведет к быстрой усталости и как результат – к ухудшению навыков письма. Если ребенок-левша не умеет держать ручку, объясните ему, покажите и проконтролируйте, как он научился этому. При выборе ручки для левши следите, чтобы она не была сильно толстой в обхвате, а чернила не мазали – иначе пальчики будут постоянно испачканы ими. Возможно, придется купить специальную ручку, созданную для леворуких детей. Сегодня в продаже есть даже ручка-самоучка для левшей.

Обучение письму леворуких детей – организация рабочей обстановки

Из-за особенностей письма для левшей нужна уникальная, индивидуальная организация рабочего стола, удобная ему, а не вам или учителю.

То же касается направления света, угла наклона тетради и положения руки. В идеале письменный стол должен стоять в возле окна, чтобы ребенок, по крайней мере, при дневном свете имел возможность комфортно заниматься письмом.

Не требуйте от левши классический наклон тетради 20-30 градусов – это может быть крайне дискомфортно для него.

Проблема в обучении левши письму – отзеркаливание

Обычно левши без проблем усваивают буквы и письмо, однако иногда родители сталкиваются с такими сложностями, как «отзеркаливание» левшой при письме отдельных букв или целых слов. Чтобы бороться с этим, нужно время и терпение. В самом начале изучения письма помочь могут специальные прописи для левшей . Помогайте ребенку, проработайте с ним дома проблемные буквы, хвалите за успехи и практикуйте письмо. Постепенно письмо будет доведено до автоматизма и ребенок запомнит, как правильно выглядят буквы.

Совет родителям: хвалите ребенка, участвуйте в его развитии и обучении, играйте вместе и делайте уроки. Помимо эмоционального контакта и удовольствия от совместной деятельности с ребенком, вы сможете вовремя заметить, если у левши появились проблемы в обучении и вместе исправить их.

Учитывая особенности леворуких детей и выполняя все вышеописанные рекомендации, вам станет более понятно, как научить левшу писать правильно, чтобы в будущем у него не возникло проблем с обучением в школе или ВУЗе. Удачи вам и вашему ребенку!

Татьяна Броницкая, специально для детского сайта .

Как научить писать ребенка-левшу.

Считается, что левши более талантливые люди, среди них много великих ученых, художников, музыкантов (Ньютон, Тесла, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).

Однако есть и другая сторона, ребенок-левша чувствительней, обидчивей, эмоциональней, что не стоит упускать из виду при воспитании.

Собственно, развитие ребенка-левши происходит также как и правши. Сложности могут возникнуть при обучении ребенка-левши письму.

Действительно, ручку держит не в той руке, все себе закрывает; как научить ребенка левшу писать , если сам не левша.

Для начала, определите , действительно ли ребенок – левша . Зачастую родители просто не придают этому значения. Или в семье имеются леворукие, которым он подражает и начинает все делать левой рукой, а сам является правшой.

Как правило, у таких детей почерк безобразный. У настоящих леворуких детей почерк красивый. И левой рукой они орудуют также ловко, как правши – правой.

Особенности обучения письму ребенка левши

В первую очередь уделите внимание рабочему месту ребенка. Зафиксируйте свое внимание на том, что все элементы имеют особую ориентацию.

  • Свет должен падать спереди или справа. Так чтобы ребенок не закрывал его рукой.
  • Лист на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.
  • Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради.
  • Рука составляет одну линию с ручкой, небольшой наклон допускается.
  • Рука находится под строкой.

Также важно научить ребенка-левшу правильно держать ручку. Пальцы должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика.

Еще одна особенность – это то что, во время письма правая рука перемещает тетрадь.

Если на начальном этапе, удастся приучить ребенка к правильному расположению элементов, в дальнейшем, трудностей в том, как научить ребенка-левшу писать, будет меньше.

В помощь: прописи и ручки для левшей

Сейчас выпускают специальные прописи для левшей детей. В них стрелками показано направление письма. Все буквы пишутся прямо. Прописи для левшей облегчают процесс обучения, позволяют быстро научить ребенка-левшу красивому письму.

Также – специальные ручки для левшей . Такие ручки имеют углубления для пальцев и наклон, который облегчает написание. Ручки для левшей имеют особые быстросохнущие чернила, благодаря чему они не размазываются во время письма.

Помимо этих товаров, можно приобрести ножницы, точилки, ластики, линейки для левшей. Все левши, которые начинают применять эти полезные новинки, говорят, что они очень облегчают жизнь.

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.

Детский психолог

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

Метка на пальчике

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.

Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.

Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Развитие навыков мелкой моторики

Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.

Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • перекатывание бусин между пальцами;
  • нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
  • вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • пришивание пуговиц;
  • рисование;
  • выполнение различных штриховок;
  • дорисовывание узоров;
  • лепка из пластичной массы;
  • шнуровка;
  • развлечение с конструктором;
  • развлечение с пупырчатым мячом и пр.

Большинство людей на земле являются правшами (около 85%) и вся материальная база сфер жизнедеятельности предназначена для праворуких людей. Раньше это заставляло родителей насильно переучивать своих детей-левшей, что нередко приводило к серьезным последствиям в развитие и психо-эмоциональном самоощущении ребенка.

Сейчас настало новое время. За левшами закрепилась репутация людей одаренных, эмоциональных, обладающих назаурядными способностями. Среди признанных гениев-левшей: Леонардо Да Винчи, Бетховен, Аристотель, Ньютон.

Кто такой левша?

Это человек, у которого за речь и письмо отвечает правое полушарие мозга. Ведущими у него будут левое ухо, глаз, нога, рука. При переучивании левому полушарию насильно навязывают неестественные для него функции и освоение метериала, отработка навыков замедляются.

Обычно леворукие предпочтения видны уже с раннего детства. Какой рукой ребенок берет игрушку, ест, рисует. Все эти моменты должны стать звоночками для родителей.

Если у вас закрались подозрения, а не левша ли ваш ребенок, пройдите с ним

Тест «левша или правша»:

1. Были ли у вас в роду левши или «амбидексты» (двурукие).

2. Определяющие позы. Попросите ребенка принять следующие положения:

— Скрестить пальцы рук. Какой палец оказался сверху?

— Встать в позу Наполеона (скрещенные руки на груди). Какая рука сверху?

— Как ребенок аплодирует (какая рука «аплодирующая», какая пассивная?)

— С какой стороны носит пробор на голове?

3. Какую руку пользует ребенок в следующих бытовых навыках:

— держит ручку, карандаш, чашку, ложку

— держит ножницы

— подметает пол, копает

— чистит зубы

— причесывается

— открывает дверь

— забивает гвозди, закручивает болт, пилит (для мальчиков)

— режет овощи, включает плиту, моет посуду (для девочек)

Если вы убедились в том, что ваш ребенок — левша:

1. Не переучивайте. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребёнка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких детей долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Такой ребенок будет испытывать трудности в обучении, что может привести к негативизму, отстранению, уходу из школы.

2. Убедите ребенка в том, что леворукость — это особенность, а не недостаток . Большинство его одноклассников правши. Но сейчас лобируются множество приспособлений для левшей. Прописи, ручки и карандаши, учебные пособия и прописи для левшей. В больших городах уже есть целые магазины для левшей.

3. Правильно организуйте рабочее место ребенка-левши

Свет должен падать справа или спереди, чтобы ребенок не закрывал его рукой

В школе левша должен сидеть на соответствующей стороне парты, чтобы локоть чуть-чуть выходил за край. Тогда он не помешает соседу и сам не будет испытывать дискомфорта

Тетрадь на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.

Как научить левшу писать правильно и красиво?

Как держать ручку левше:

Левая рука составляет одну прямую с ручкой, небольшой наклон допускается. Правая во время письма перемещает тетрадь.

Пишущая рука находится под строкой. Иногда левша пишет, в положении «рука над строкой». Существует мнение, что такое положение ошибочно.

Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради

При письме пальцы на ручке должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика.

Следует избегать чрезмерного напряжения указательного пальца. Попросите ребенка приподнять его. Палец должен свободно двигаться вверх\вниз.

Ручка для левши. Особенности :

— пишущий под любым наклоном стержень

— тонкий стержень и быстросохнущие чернила. Толстые оставляют чернильный след, размазываются, т.к. кисть левой руки проходит по написанному). В таких случаях на первых порах можно использовать промокашку.

Для отработки навыков правильного письма можно использовать ручки, карандаши, ножницы, точилки и линейки для левшей. Их производят фирмы Стабило (Schwan-Stabilo (ручка для левшей с маркировкой L на корпусе), Пилот, Левша (бюджетный вариант Пилота), Angular Pen.

Родителям ребенка левши следует помнить, что такие дети труднее запоминают, дольше отрабатывают навыки. При чтении часто теряют строку, а при письме встречается проблема «отзеркаливания» букв или даже слов. Не надо этого пугаться, такой феномен встречается и у классических правшей (бука «Я» в другую сторону «R», «И» -«N»). Эффект «отзеркаливания» проходит при систематических занятиях и скурпулезном подходе.

Ваш новорождённый младенец хватает погремушки и кошачий хвост левой ручкой? Именно ею пользуется, пытаясь донести до рта печенье или сосредоточенно собирая мозаику? Поздравляем! Ваш малыш - левша! Это на самом деле подарок судьбы. Ведь леворукий ребёнок - нередко более чуткий, творчески одарённый, талантливый, чем его праворукие сверстники. Достаточно вспомнить таких гениев, как Александр Македонский , Леонардо да Винчи , Исаак Ньютон , и нашего современника - Билла Гейтса . Все они - левши.

Однако почти всё в нашем мире ориентировано на тех, кто принадлежит к большинству, то есть на правшей, даже школьные парты. Что же делать леворукому ребёнку? Как научиться правильно писать, чтобы не отставать от одноклассников и не создавать помех учебному процессу? Об этом нужно позаботиться заранее.

С чего начать

Самый худший совет, который могут получить родители маленького левши, это заставлять его действовать только правой рукой. В памяти многих ещё свежи времена, когда левую руку ребёнка привязывали к телу, в правую вкладывали карандаш и, сжав её в кулаке, выводили в тетради каракули. Со временем этот метод приносил определённый результат: маленький ученик приучался писать правой рукой. Но почерк на всю жизнь оставался весьма посредственным, если только, став взрослым, человек сознательно не начинал писать левой рукой.

Чтобы сформировать у малыша красивый почерк и непринуждённую манеру письма, необходимо с ранних лет заниматься развитием мелкой моторики. Дайте своему крохе пару кастрюль, перемешайте в пакете разноцветную фасоль и гречневую крупу и попросите его разобрать содержимое, отправив фасолины в большую кастрюлю, а крупу - в меньшую. Ребёнок будет занят важным делом, вы успеете неспеша приготовить обед, а маленькие пальчики тем временем привыкнут к обращению к мелкими предметами.

Учимся правильно держать ручку

Перед тем как малыш пойдёт в школу, очень важно научить его правильно держать ручку. Не стоит пускать это на самотёк. Неправильная постановка пальцев во время рисования или написания текста неизбежно приведёт к тому, что ребёнок будет быстро уставать, раздражаться, станет рассеянным и невнимательным. Пострадают не только навыки письма, но и качество усваивания учебного материала.

Если в семье есть взрослый левша, привить дошкольнику навык правильного письма не составит большого труда. Тем, у кого все взрослые члены семьи являются правшами, несколько сложнее. Однако и в этом случае отчаиваться не стоит: на помощь придут обучающие видеоматериалы из интернета. Вкратце процесс написания текста левшой должен выглядеть так:

рабочая рука и ручка (или карандаш) образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;

левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;

пальцы левшей должны охватывать ручку или карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;

линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;

необходимо избегать чрезмерной нагрузки на указательный палец - он должен двигаться совершенно свободно.

Родителям нужно помнить о том, что почерк у их маленького левши будет, по всей вероятности, либо прямым, либо с наклоном влево. Главное, чтобы он был чётким и разборчивым.

Выбираем правильную ручку

Основные критерии выбора ручки для левши:

она не должна быть чересчур объёмной: чем тоньше корпус, тем удобнее ею пользоваться;

стержень предпочтительно выбирать тонкий, который будет писать под любым углом наклона;

паста или чернила, которыми он заполнен, должны высыхать быстрее, чем в обычных ручках, потому что рука левши скользит при письме по только что написанному тексту.

Первое время можно пользоваться обычной ручкой, подкладывая под руку ребёнка промокательную бумагу.

Кроме специальных ручек в продаже можно найти немало других товаров, предназначенных для маленьких левшей: яркие ножницы, забавные точилки для карандашей, сами карандаши и линейки.

Организуем рабочее место

Для леворукого ребёнка крайне важны комфортные условия для занятий. Удобно должно быть именно ему, а вовсе не вам, двоюродной бабушке или учителю. Постарайтесь поставить письменный стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так он сможет заниматься за ним в дневное время, не напрягая зрение, а левая рука не будет мешать письму, загораживая свет. В классе левше также нужно создать особые условия. Таких детей сажают только с левой стороны, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать. Как в школе, так и дома тетрадь при письме должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правшей, а вправо. Тогда слова не будут закрываться, ребёнок сможет свободно прочесть то, что он написал. Классическое положение тетради под наклоном в 30° влево совершенно не подходит для левши. Это может вызвать у ребёнка сильнейший дискомфорт. Самое удобное положение - когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Контролировать это помогут специальные подложки, которые есть в продаже.

Впрочем, если ваше чадо начинает ёрзать и пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём. При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время выполнения письменных заданий принимать самые невероятные позы. Терпеливо возвращайте ребёнка в правильное положение, иначе вам придётся бороться со сколиозом.

Особенности обучения письму

Дети, у которых рабочая рука - левая, ничуть не хуже запоминают буквы и принцип их написания, чем правши. Однако их родители нередко сталкиваются с явлением «отзеркаливания», когда некоторые буквы, а то и целые слова ребёнок пишет в противоположную сторону - так, что прочесть их можно, только поднеся к зеркалу. Буква «И» при этом будет выглядеть, как «N», «Я» - как «R», а слово «МАМА» загадочным образом трансформируется в «АМАМ». Преодолеть подобные ошибки можно только упорными, терпеливыми занятиями. Но не стоит забывать о том, что даже у взрослых левшей в минуты рассеянности могут «проскакивать» подобные ошибки. А гениальный Леонардо да Винчи и вовсе использовал две разновидности письма: одну - традиционную - использовал для деловой и личной переписки, а другой - той, прочесть которую можно только с помощью зеркала, - писал свои знаменитые дневники.

Если вы только начинаете учить своего малыша писать, выработать разборчивый почерк и правильное написание сложных для ребёнка букв помогут прописи, разработанные специально для левшей. Самое главное­ - не оставляйте своё чадо наедине с трудностями. Не забывайте похвалить за самое маленькое достижение. Если что-то не получается, тактично подскажите и покажите. Обязательно делайте уроки вместе с ребёнком, а не только контролируйте процесс. Только так у вас будет возможность вовремя разглядеть возникшую проблему и совместными усилиями справиться с ней.