В каком году стали шить женские сапоги. В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов

2 октября 2015, 18:23

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):

Моду на остроносую обувь - пулены (poulaines - нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам - в 2 ступни, рыцарям - в 1,5 ступни, горожанам - в 1 ступню, простолюдинам - в 0,5 ступни.

Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.

Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.

Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.

Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.


Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи - в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)

На широкую ногу (жить).

Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.

В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.

Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".

Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?

Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II - Готфрида Плантагенета.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в

Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это - точный перевод с немецкого - стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.

Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.

Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона:

В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Lucas Cranach l"Ancien " La M"elancolie ", 1532.


Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528


sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena



PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503



Luca SIGNORELLI-
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:

Kaiser Karl V. (1500-1558) mit seinem Englischen Wasserhund
Date
1532

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан»:

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:



Eglon van der Neer (1634–1703) Link back to Creator infobox template
Title
English: Elegant Couple in an Interior
Date 1678

Обувь из музеев----------


England)
1700



Pair of shoes
England,
1690– 1710

Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:


Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг:



Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг:

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века:

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год:

Франсуа Буше «Туалет», 1742:

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг:


Gents 18th C


Court shoes
Date: 1780–1800

Характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников:


18th century shoes mules


Jean Francois de Troy (1679–1752) La D"eclaration d"amour
Date 1731



William Hogarth (1697–1764) »Mariage `a la Mode«, 1743-1745

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг:

Женские туфли с защитными паттернами:


Maurice Quentin de La Tour (1704–1788)
Portrait en pied de la marquise de Pompadour
Date between 1748 and 1755

Silk shoes with yellow silk covered heels

Possibly French, 1760s

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830:

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792:

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год:


Pair of shoes
1830s-1840s (made)


Pair of boots
Great Britain, UK (made)
1835-1840 (made)

Evening boots
1850-55 С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени - полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой. Slippers
Hellstern and Sons (French)
1911

Pietro Yantorny (Italian, 1874–1936)
Date:
1914–19

Slippers
Hellstern and Sons (French)
1910


1913

Boots
Stetson Shoe Company
Date:
1910–20

Evening boots
Bray Bros. (American)
Date:
ca. 1918


История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)


Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.


Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750-1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780-85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875-85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Белгородский университет

потребительской кооперации

среднее профессиональное образование

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОБУВИ»

Выполнила:

Студентка группы Т-21

Съедина Виктория

Проверила:

Антропова И.А

БЕЛГОРОД 2008г.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки довольно быстро приспособились к суровой действительности, поняли, что исповедовать нудизм хорошо лишь в тепличных условиях и догадались сшить себе одежду и обувь из шкур. Существует мнение, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии.

Исследователи считают, что первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. Правда, это всего лишь догадки: до наших дней меховые туфли со стельками из сена не дожили.

Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны: сандалии из пальмовых листьев или папируса прикреплялись к ноге кожаными ремешками. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями. В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом.

Египетская обувь

В Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин и эндромисы - сапоги без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому открытию способствовали куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью "Следуй за мной".

Греческая обувь

У римлян существовало два вида обуви: calceus - туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком и solea - сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющийся к стопе ремешками. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Женская обувь была в основном белого цвета, мужская - черного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи одним.

Римская обувь

Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.

XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире.

Чтобы они выглядели изящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянные каблуки. Женская обувь того времени ничем не примечательна: приличия не позволяли дамам показывать даже носки туфель. Зато мужчины оторвались по полной программе и щеголяли в ботинках на высоких красных каблуках. древний сандалии эндромисы сапоги

В конце XVII - начале XVIII веков произошло еще одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи.

И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.

В Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, желтого и других цветов. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета, но их надевали, как правило, только для верховой езды.

Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. С середины XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-"рюмочке" средней высоты.

Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии. А после Второй Мировой дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Российских башмачников начала прошлого века называли "волчками" за то, что обувь они тачали в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей как одинокие волки, Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали, чтобы заказать туфли многие заграничные модники.

В наш век совершенствуются не столько колодки, стельки и модели обуви, сколько формы розничных продаж. Появляются обувные магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции ничуть не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков. При декоративной отделки обуви используется ручной труд и красивые виды кожи и ткани. Только сейчас себе такую обувь может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика обуви на высоких каблуках: история появления высоких каблуков, виды, преимущества и недостатки. Изящные шпильки - самые опасные каблуки. Актуальные советы по удачному выбору и покупке женской обуви на каблуках. Виды женских походок.

    реферат , добавлен 21.08.2011

    История развития обувной отрасли, основные тенденции современной моды для обуви и кожгалантерейных изделий. Обувь как объект внимания художников и конструкторов, признак социального различия владельцев. Влияние обувной моды на повседневную жизнь.

    реферат , добавлен 19.02.2012

    Красивые волосы - главное украшение женщины. История косы как самой удобной прически. Украшение косичек на конце лентой или "косником" на Руси. Обычаи, связанные с переплетением волос. Виды и техники исполнения современных кос и афрокосичек, их будущее.

    реферат , добавлен 03.06.2009

    Сумочка как одна из главных вещей современной девочки. История развития женских сумочек. Виды сумочек: деловые, выходные, дорожные, молодежные. Техники выполнения гладьевой вышивки и виды глади, стежки и швы. Экономическое обоснование создания сумки.

    практическая работа , добавлен 16.08.2009

    Краткий очерк истории борзых. Родиной борзых считается Ближний Восток. В Древнем Египте собак обожествляли подобно многим другим животным. Три породы русской псовой борзой, длинношерстных охотничьих собак. Усилия по сохранению и разведению породы.

    статья , добавлен 15.02.2009

    Принципы эстетической косметологии. История ее возникновения, виды водных процедур. Популярные средства омоложения и депиляции в Древнем мире. Рейтинг новшеств в косметологических технологиях. Способы пластической коррекции возрастных изменений.

    презентация , добавлен 12.05.2015

    Вечерние прически на средние волосы. Описание технологии выбора основных материалов, средств и инструментов для создания модели. Технология последовательной окраски и укладки волос, постижерное украшение. Эскиз и схема модели прически в стиле диско.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    История парикмахерского ремесла. Рецепт народной медицины для оздоровления кожи головы и укрепления волос. Типы шампуней в современной косметологии. Подготовка волос к укладке. Виды и способы стрижек. Технология выполнения женской стрижки "Французская".

    творческая работа , добавлен 29.03.2012

    Мыло в античном мире. Основные производители и поставщики мыла в средние века. Главные центры мыловарения в России. Афродизиаки, их назначение и особенности действия на человека. Состав, принцип действия, основные виды и технология изготовления мыла.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    История становления и развития искусства прически от Древнего Египта до наших дней. Связь исторических причесок с современными. Строение волос, их виды, методы стрижки и укладки, окраски, правила ухода. Инструменты мастера–парикмахера. Технология стрижки.

Современный человек не представляет себе жизни без обуви, являющейся необходимым предметом в гардеробе. Если изначально мужская обувь и женская просто спасала ноги от холодов или сильной жары, то в современном мире она стала неотъемлемой частью гардероба, на улице и дома, превратившись для некоторых в настоящий культ.

Стоит отметить, что изначально подобие обуви появилось в конце палеолитной эпохи. Глобальное похолодание повлекло за собой необходимость предкам людей укутываться в шкуры, спасаясь от холодов. Без внимания не остались и ноги, которые обматывались кусками кожи, с прокладыванием между ее прослойками высушенной травы, а чтобы обувь не спадала, ее привязывали с помощью лыка из коры деревьев.

Обувь социального значения

Позднее обувь начала свое триумфальное шествие во времена Древнего Египта. Именно здесь люди стали использовать сандалии, изготовленные из папирусных и пальмовых листов, имеющие кожаные крепления. Подобная обувь спасала от раскаленной поверхности, но использовалась исключительно для улицы. Впрочем, представители богатых сословий использовали свой вариант обуви, чем-то напоминающий закрытые тапочки.

Древние греки также носили сандалии, используя для их крепления шнуровку. При этом в Древней Греции были разработаны лекала, по которым изготавливали обувь для правой и левой ноги. Уже в то время мода начала брать свое, так как у женщин был свой вариант обуви – высокие сапоги – эндромиды, сшитые из кожи и имеющие переднюю шнуровку. Самые дорогостоящие сандалии были у гетер, которые всячески украшали их. Кстати, именно греки ввели моду на обувь с каблуком. Изначально высокий каблук применялся исключительно в практичных целях, чтобы зрители издалека могли видеть артистов на сцене.

Уже в Древнем Риме обувь, плотно вошедшая в обиход, стала предметом социального различия. Здесь каждое из сословий имело право носить свою обувь. Для плебеев использовались простые туфли с завязками и закрытыми носами. Обычное население носило сандалии, но у бедняков был один ремешок для крепления, а патриции могли позволить себе обувь с четырьмя ремешками. Древние греки носили черную обувь, а женщины носили белую. При этом в Древней Греции существовала еще и праздничный вариант обуви – красная, декорированная вышитыми узорами и драгоценностями. Свои модели были также у военных и артистов. Если первые использовали башмаки особой прочности, то творческие люди могли носить только тапочки с веревочными креплениями.

В древние времена особым спросом пользовалась обувь, изготовленная на территории древнего Израиля. Здесь в качестве материала использовали не только кожу, но и шерсть, дерево, делали обувь из тростника. Именно здесь было образовано первое производство различной обуви от сандалий до туфель, сапог на каблуке. Для того чтобы обувь не пропитывалась потом, мастера в каблуки помещали специальные емкости с различными ароматическими маслами.

Скифы предпочитали носить сапоги, изготовленные из меховых и кожаных кусочков. Такая обувь имела свой узор и украшалась различными предметами, от цветного войлока до бисера. При этом обязательной составляющей сапог служили войлочные чулки. А штаны забирались вовнутрь голенища сапог, чтобы все могли видеть красоту обуви.

Европейский обувной бум

Первой «ласточкой» моды на обувь в Средневековой Европе стали своеобразные туфли-пулены, которые имеющие очень длинные носы с бубенчиками. Носить их было весьма неудобно, но необходимо, потому что так приказал король Франции для всех представителей знати.

А вот модели ботинок с тупыми носами стали появляться только в 16 веке. Учитывая, что передняя часть такой обуви была значительно больше задней, ее необходимо было подвязывать в подъеме, чтобы не потерять при ходьбе. Увлечения охотой и поездками на лошадях ввели в моду специальные сапоги с завышенными голенищами – знаменитые ботфорты.

Стоит отметить, что в эти века именно мужчины могли похвастаться красотой свое обувки. Ведь женские туфельки, несмотря на свою изящность, скрывались под длиннополыми платьями и многочисленными юбками. Впрочем, уже в 17 веке ситуация изменилась, юбки стали короче, а интерес представительниц прекрасного пола к моделям обуви заметно вырос.

Позднее тканевые туфли сошли на нет, уступив обувной трон кожаным моделям, подтвердившим свою практичность. Ботинки стали шить для представителей обоих полов, используя шнуровку и застежки в качестве креплений. При этом все модели получили небольшой каблучок.

Еще одной обувной новинкой в Европе в Средние века стали модели из дерева. Они имели толстую подошву и крепления в виде специального металлического обруча. Такую обувь использовали представители знати, избегая излишней уличной грязи. А крестьяне надевали на ноги галоши, с кожаным верхом и деревянной подошвой, в которых было весьма комфортно бродить по горным тропам.

Армейская обувь

Во все времена для военных людей применялась особая обувь. Если в древности это были сандалии, имевшие крепления из ремней и подошву, прибитую гвоздями, в которой можно прошагать не одну тысячу километров, то позднее для армий стали использоваться сапоги, преимущественно из красной кожи, чтобы не были видны раны.

Европейская мода затронула и армейский наряд. Так сапоги стали исключительно черного цвета и шились из особо прочного материала, обладающего удобством при носке. При этом сапоги имели высокие голенища. Уже в 20 веке на смену сапогам пришли ботинки со шнуровкой и синтетической подошвой, которая позволяет носить их длительное время.

Русская простота

Что касается русских предков, то здесь популярностью пользовались долгое время лапти, изготовленные из лыка различных пород деревьев. Зимой также использовались лапти, в которые подкладывали солому, а внизу подшивали конопляную веревку. Позднее на Руси стали появляться мягкие кожаные туфли и сапоги, но позволить их себе могли уже богатые сословия. Особой популярностью пользовались сафьяновые сапоги, сшитые из окрашенной кожи. Уже в середине 17 века в России появился первый завод по изготовлению таких сапог.

А вот истинно русская обувь – валенки стали новой тенденцией только в 19 веке. Для их изготовления применялась овечья шерсть. Стоили они дорого, поэтому в семье, как правило, было лишь по одной паре, которую носили все по очереди.

Обувная промышленность набирает обороты

Популярность различных моделей обуви росла из века в век. Мастера-одиночки уже не справлялись с количеством заказов, а государственные власти понимали, что обувь может приносить неплохой доход в казну. Поэтому в Европе уже в 18-19 веках стали появляться заводы по изготовлению обуви самых различных моделей. Массовое изготовление обуви на специализированных мануфактурах началось в 19 веке, тканевые модели исчезают, оставляя место изделиям из кожи.

Постепенно процесс становится автоматизированным, появляются специальные станки, что позволяет изготавливать до 500 пар каждому работнику за определенное время. Позднее этот объем вырастает до 3-5 тысяч пар.

Именно в начале 20-го века обувные мастера и заводы стали вновь задумываться о разнообразии. Это касалось женской обуви. Вновь стали делать модели из атласа, замши. На ботинках и сапогах стали появляться крючки и пуговицы для крепления, а затем и молнии. Первые обувные дизайнеры начали свою карьеру в 30-х годах прошлого века. Ими стали Феррагамо и Арпад, создававшие уникальные фасоны и оригинальные модели обуви.

Уже в 50-е годы 20-го века обувной мир получает каблук в виде шпильки и модели без каблуков, имеющих особую популярность для любителей энергичных танцев. А моду на обувь определяют лучшие французские и итальянские дизайнеры. Объем производства достигает нескольких тысяч моделей в месяц.

Современный обувной мир не стоит на месте. Дизайнеры и модельеры придумывают новые варианты колодок, используют необычные фасоны и предлагают уникальные модели на все случаи жизни. Обувь стала максимально доступной для людей самых разных социальных слоев. На рынке обуви представлены модели, как для эконом-класса, так и элитные изделия, имеющие дорогостоящее обрамление. Бутики, магазины активно соперничают с интернет салонами, а множество современных моделей обуви – это своеобразный взгляд на прошлое, на обувь, которую носили предки современного человека, получившую новую жизнь в современном мире.

Оцените новость

История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов.


Древний Египет . Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но зато египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые, однако, всегда снимались в присутствии или во дворце царя. Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались. Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.

У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напомигающие современную обувь.

Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь.


У греков , кроме простых сандалий, изображенных на большей части древних статуй, были уже и полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. На найденных глинянных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. У охотников Крита греки заимствовали эндромисы – сапоги без носка (с пальцами ноги наружу). В них во всей красе предстают перед нами быстроногая греческая богиня охоты Артемида (у римлян – Диана), вполне реальные пастухи и мифические фавны, передвигавшиеся, в основном, бегом, чему способствовали открытые пальцы ног. Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь жители Спарты, которая была красного цвета. Греки также совершили революцию в обувном деле, первыми перейдя на разную обувь для левой и правой ноги. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Заметный вклад в историю обуви сделали древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла спеды с надписью "Следуй за мной".

Древние римляне , многое переняли у завоеванных ими греков. У римлян существовало два вида обуви: один "calceus", закрывающий всю ногу (сильно напоминающий нашу современную обувь) и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой – "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus". Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота (luna, lunula, littera C),служившие отличительным знаком сенаторов -патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи – одним. Бедный класс населения носил деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.


ХIV век. Рядовым дворянам согласно моде, полагалось носить башмаки или туфли на полтора размера больше длины ступни, а баронам – на два. Князья и предприимчивые негоцианты могли носить башмаки даже на три размера больше, чем это фактически было нужно. Носочную часть обуви приходилось подвязывать бечевкой, дабы не падать при ходьбе и поклонах...


Европейцы обуви уделяли особое внимание. Умение красиво и элегантно носить ее было признаком хорошего тона. Французский король Филипп IV законом установил: все принцы королевской крови могут носить обувь с носочной частью любой длины да еще загнутой вверх. Для башмаков дворян устанавливался предел – не более 60 сантиметров (2 фута), для горожан -не более одного фута. Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи, которые были, как известно, во все времена, прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку.

В Македонии, в районе Голичник, существует такой обычай: после свадьбы друзья отводят молодых на ночь в подвал, где в уголке лежат на полу шапка и ботинки. Между новобрачными тут же завязывзется борьба за эти предметы. С шапкой дело проще: по поверью, если жена отнимет ее у мужа, то будет в замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется лишь для вида. А вот с ботинками сложнее: тот из молодоженов, кто их упустит, будет под каблуком другого всю свою жизнь.


Конечно, в Париже обувь делать умеют. Как же! Высокая Мода! Куда нам, лапотникам... Кстати, лапоть – дело непростое. Царь Петр (говорит народ) все умел делать, до всего сам дошел, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетеный лапоть хранят и показывают. Говорят, были на Руси башмачники-"волчки", которым заграничные мастера и в подметки не годились. " Волчками" их почему называли: сидит мастер в стороне от всех, как одинокий волк, и тачает. Протрет штаны сзади – фартук наденет, износились штаны спереди – другой фартук, да и то хозяйский – свое-то все давно пропито. Так, во всяком случае, рассказывали об этом в двадцатых годах Михаилу Михайловичу Пришвину, когда он по своим писательским делам обувное производство изучал. И вот какая история произошла с одним таким "волчком". Приехала в Москву прямо из Парижа капризная француженка на высоких каблуках и потребовала показать ей лучшего обувного мастера. Повели ее в Марьину рощу – тогдашнюю Мекку башмачного дела – к "волчку", известному под кличкой Цыганок. Посмотрела француженка на работу мастера и, не будь дура, заказала сразу две пары башмаков. Одну пару окунула в грязь и будто бы ношеную завернула в газету(для таможни), другую надела, а свои парижские туфельки в мусорное ведро выбросила. Вернулась француженка в Париж, загрязненную пару очистила и продала. И все расходы окупила: и обе пары башмаков от "волчка", и турпоездку по маршруту Париж-Марьина роща-Париж.

  • Город алматы

Казахская обувь

Пожалуйста or для просмотра скрытых ссылок

Мужская обувь пожилых казахов состояла из маси — ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе — калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги — коксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их обычно из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую. Исключение составляли инкрустированные разноцветной кожей сапоги на высоких каблуках. Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.

  • Город Бельцы

«Его отселе кочедыком не выковырнешь, прижился » (пословица).

Есть довольно неласковое выражение – «лапотная Русь». Но лапти – это не так просто, это очень важно. Кто хочет видеть «лапотность» как символ допотопности и неразвитости, пусть попробует сплести. А о лаптях упоминается уже в Лавреньевской летописи 985 года.

Кочедык (кодочит, костык, свайка, кочет) – инструмент для плетения вроде шила, изготовленный из костей животных, его находят в раскопках неолитического периода. Слово сейчас совершенно забытое (за исключением специалистов), а сколько замечательных пословиц и поговорок было с ним связано! «Лапти сплел без кочедыка, а жену взял без попа », то есть украл. «Такой работящий, что помер с кочедыком в руках !». «Не спеши языком, торопись кочедыком », «Кочедыком избы не взвошишь, не выжеровишь ».

Повседневная, праздничная и дорожная обувь – все это лапти . При крайней бедности – незаменимая обувь, хотя плести их приходилось непрерывно. Береста и лыко – липовое, вязовое, ракитовое. «Не берись лапти плесть не надравши лыка !» Семь лык по два метра длиной – это только на один лапоть, а их два. Да и запасные нужно иметь, особенно собираясь в дорогу. Да и не одни запасные, если вспомнить пословицу: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести !» Исключительно нужное, но очень трудоемкое было дело – плести лапти. «С камня лык не надерешь, аминем от беса не отбудешь ». Материала требовалось очень много, с основного источника лыка – липы – сдиралось много коры, часто деревья погибали. А если деревца были молоденькими, то требовалось ободрать не одно и не два. И дошедшее до нас выражение «ободрать как липку » обретает понятный смысл.

На семью требовалось очень много лаптей – около 200 в год, по некоторым расчетам. «Только и родни, что лапти одни » – поговорка в том числе и с экономической подковыркой . В принципе, если лапти изнашивались, их можно было и починить. Называлось это «подковырнуть», то есть добавить в прорехи обрезки свежих лык. Как у Некрасова в «Калистрате»:

А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается,
Носит лапти с подковыркою .

Отсюда и дошедшее до нас выражение с малознакомым словом «подковырка». Поддеть да уязвить – ни слова без подковырки! Как, например, о человеке: «Сидит, надувается, три дня в лапти одевается » – вот и подковырнули человека.

По технике изготовления лапти разделялись на прямое (белорусский и украинский варианты) и косое плетение (к последнему типу относились также лапти чувашские, марийские, мордовские, пермяцкие). Схожие методы плетения обуви были известны в Норвегии и у многих племен американских индейцев. От процесса изготовления лаптей осталось всем знакомое: «Всякое лыко в строку ставить ».

Почти невозможно сейчас поверить, что из лыка и бересты плели и туфли, и сапоги. Их называли бахилами, ступнями, мокроступами, босовиками. Предназначалась эта обувь для домашних работ и похода в лес. Замечательные поэтические «образы лаптей» встречаются у Н. Клюева:

Галка-староверка ходит в черной ряске,
В лапотках с оборой, в сизой подпояске

...На погосте свечкой теплятся гнилушки,
Доплетает леший лапоть на опушке .

Дымится пень, ему лет со сто,
Он в шапке, с сивой бородой...
Скрипит лощеное берёсто
У лаптевяза под рукой .

В центральных районах России использовались в плетении и пеньковые веревки, и солома, полоски тканей и даже конский волос. Такие лапти назывались чунями, шептунами, шоптанниками, крутенками, курпы, крупцы.

...Вам же – не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути...
(Н. Некрасов)

К лаптям прилагались обертки (или онучи , или портянки, или обмотки). Стопы ног обкладываются соломой, обматываются суконными онучами – вот и не так холодно зимой…

В лаптях ходили и мужчины, и женщины. Знаю, что вызову бурю негодования, но не первый раз читаю, что в народе вплоть до прошлого века красивыми считались полные женские ноги. В силу того, что увидеть их полностью не представлялось возможным, то эта красота (и символ зажиточности) определялась по икрам. В силу этого мудрые женщины наматывали на ноги несколько онучей. Стремление сделать свои икры более красивыми (сиречь, полными) дошло до времени, когда в ходу были уже чулки. И даже в XIX веке деревенские модницы в особо торжественных случаях надевали на ноги до шести пар вязаных шерстяных чулок, отчего получалась некая «гармоника» – вся нога была в складках. Женщины всегда были способны на маленькие хитрости: чай, не лыком шиты и не лаптем щи хлебаем!

«Ходит франтом: сапоги с рантом » (поговорка).

Очень быстро появилась и кожаная обувь , просто доступна она была не всем. Чтобы купить сапоги на всю семью, нужно было расстаться большей частью собранного урожая. Тем не менее, кожаная обувь входит в обиход наряду с лаптями («носи и сапоги, да лапотки вперед береги »).

Уникальные находки были сделаны при раскопках в Старой Ладоге – заготовки мягких кожаных ботинок (VII-IX век). Раскроенные отдельно на каждую ногу (левую и правую) мягкие, облегающие узконосые ботиночки с декоративными швами – да кто сейчас откажется от такого!

Древнерусская обувь представляла собой подошву с загнутыми вверх краями, стянутыми у подъема ноги. Поршни, курны, опанки, прабошни черевьи – это все старинные названия подобной обуви. В археологической литературе один из ранних образцов обуви из сыромятной или дубленой кожи называют поршни . Были они простые и «ажурные» (праздничные). Существует и такое понятие, как кожаные лапти. Носили и обувь, похожую на туфли. Но ничто не могло сравниться с сапогами. Сапоги были разнообразных фасонов, для мужчин и для женщин. Женская кожаная обувь называлась «коты».

Сначала были полусапожки с разрезом и шнуровкой. В дальнейшем появились высокие кожаные сапоги. Многие сапоги шились из сафьяна – кожи козы, размоченной в воде и известняках, полированной камнем, побывавшей в киселе из пшеничных отрубей, прошедшей чаны сумачного сока, продубленной и протравленной. Сложная технология, зато сапоги из такой кожи получались красоты необыкновенной:

У золотая сапожки зелен сафьянс
Вот шилом пяты, носы востры.
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати .
(Н. Андреев. Русский фольклор).

Люди победнее ограничивались юхтовыми или юфтевыми сапогами, то есть из кожи крупного рогатого скота. Деревенская беднота передавала сапоги по наследству, как ценность. Сапоги тоже были показателем социального статуса («купил сапоги, да не избыл босоты », «каков женишишка, таковы его и сапожишки »).

Очень рано научились делать каблуки. Оказывается, женщинам они уже давно пришлись по душе. Адам Олеарий (1603–1671 годы) – немецкий ученый и путешественник, проехавший огромную часть России по пути в Персию, так описывал женскую обувь в допетровской России: «У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиною; эти каблуки сзади, по всему нижнему краю, подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами ног едва доходит до земли ».

Про высокие каблуки упоминают практически все иностранцы, побывавшие в России. Некий курляндец Рейтенфельс возмущался в своих воспоминаниях, что такие каблучищи наверняка должны были предохранить «безрассудных женщин от бесполезного праздношатания ».

Пословицы, которыми я перенасытила текст, всегда были связаны с жизненно важными для жизни вещами , не случайно так много пословиц было связано именно с обувью: («солдат-горемыка хуже лапотного лыка », «нужда заставит кузнеца и сапоги тачать ». Обувь относится именно к таким.

Но, как и по нынешним временам, заходя в обувной магазин, мы видим не только обувь. Когда кожевенное дело высоко развито, кроме обуви, из кожи делается множество других предметов, то, что называется аксессуарами. И ремни, и нашивки, и пояса с кошельками. Сумки и ножны, рукавицы. Все это умели делать тоже с древнейших времен.

ВАХТА 2011

  • Город Бельцы

Родина каблука – Древний Египет. Правда, носился он тогда отдельно от обуви: египетские крестьяне надевали на босу ногу специальные упоры для передвижения по рыхлой пашне.

В Древней Греции актеры, а это были мужчины, при исполнении трагических ролей вставали на котурны, толщина подошвы которых с эллинистического времени постоянно увеличивалась, достигнув в императорскую эпоху высоты в локоть.

Бытовая обувь долгое время оставалась «плоскостопой». Лишь в Средние века – одновременно как на Востоке, так и в Центральной и Северной Европе, мужчины – именно мужчины! – обзавелись обувью с высокими наборными каблуками. Историки объясняют появление этого новшества неудобством удерживать сапоги с гладкой подошвой – в стременах.

Только в эпоху Возрождения (или чуть раньше) женщины наконец встали на 10–40-сантиметровые «цоколи» – так называли тогда некоторое подобие современной платформы. Ходить на них было столь неудобно, что Леонардо да Винчи, говорят, разработал более удобную конструкцию, напоминающую современный образец женской обуви. Однако и это не помогло – дамские каблуки тогда так и не прижились.

Мода на высокий женский каблук, а именно на «шпильки», вновь появилась только в 1680 году. Словно желая взять реванш за долгие годы притеснений, дамский каблук в XVII веке был настолько тонок и высок, что модницам, дабы при ходьбе удержать равновесие и не сокрушиться с немалой высоты, приходилось опираться на специальную трость.

Но мужчины не желали уступать дамам, и началось настоящее соперничество.

Единственным ограничителем высоты каблука стало социальное положение: чем более знатного рода был носитель обуви, тем выше он имел право подниматься над землей. Императорам приходилось издавать специальные указы, в соответствии с которыми только самым знатным и родовитым гражданам разрешалось носить обувь, к примеру, с красными каблуками.


Знаменитый красный каблук

В XVIII веке мужчины сдались. Вплоть до недавнего времени высота каблука классической мужской обуви оставалась в основном в пределах 2–4 см. Но модельеры – народ неугомонный, и вот один за другим дизайнеры обуви предлагают мужчинам вернуть утраченные позиции! Марджан Педжоски (Marjan Pejoski) предложил мужские туфли на 10-сантиметровых каблуках (meels), украшенные атласными бантами. Модельер считает, что такая модная деталь поможет раскрепоститься мужчинам небольшого роста и чувствовать себя уверенно рядом с высокими девушками. Руй Леонардес предложил мужчинам шпильки: мастер убежден, что это поможет представителям сильного пола реально повысить сексапильность и подкорректировать походку. Рик Оуэнс предлагает ботинки на высоком толстом каблуке. Iceberg, Dolce & Gabbana и Жан-Поль Готье поставили мужчину на высокую платформу.

Руй Леонардес

Пока на улицах такого дива не наблюдается, остается надежда, что мода на высокий мужской каблук останется в рамках fashion-искусства.

Познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»

ВАХТА 2011

  • Город алматы

Еще немного об обуви....

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году


Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг


Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг


Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг


Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868



  • Город алматы

История выделки кожи в обуви... .

Обувь вырезали из дерева и шили из тканей, валяли из шерсти и плели из тростника в ход шли кора, солома и даже металлические нити. Но во все времена и у всех народов основным материалом для обуви все же служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.

Самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились и их приходилось выделывать. Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились «дубовыми», поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами. Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита герояАякса в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до техпор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном. Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии. А в России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах»: к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.Некоторые народы вместо соли использовали квасцы – так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1(исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений. Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э.сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу.Но этотспособ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкойполучалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.
Хорошо продубленной и окрашенной кожа была у всех без исключения народов древности. Особенно преуспели в этом кожевенники Азии. Геродот свидетельствовал, что на торговле дубильными экстрактами специализировалась Финикия. Дубление было длительной операцией, когда его пытались ускорить (горячими) способами, кожа становилась жесткой. Именно «долгими кислыми дубами» получали знаменитую юфть – кожу потрясающей мягкости.Причем им предшествовали «мертвый колодец» и шакшевание с усиленным топтанием. Юфть была настолько мягкой и эластичной, что ее целиком пускали на вытяжку, т.е. вытягивали головку и голенище сапог практически без швов. Бахтарму юфти обязательно мазали дегтем и именно по его наличию определяли, русская это кожа или нет. Параллельно с дублением у всех народов с давних пор было распространено окрашивание кож в различные цвета. Наиболее привилегированными считались пурпурные оттенки, оттого что пурпур добывали из моллюсков, обитавших на большой глубине, а следовательно, труднодоступных и из-за этого очень дорогих. Только особы королевской крови носили обувь из пурпурной кожи. Но с развитием алхимии кожу начинают окрашивать протравкой слоями олова или железа. Например, железный купорос давал вожделенные оттенки от пурпурного до фиолетового. Так, постепенно добывая и пробуя для крашения и дубления соли различных металлов, дошли и до хрома, дубление которым стало новой вехой в развитии кожевенного производства. К началу XX века хромовое дубление становится преобладающим, оно придает коже голубые оттенки, значительно повышает прочность выделываемой кожи, а также ускоряет и удешевляет выделку. Однако самые лучшие кожи продолжают выделывать растительными и комбинированными с хромовым методами дубления. С развитием химии и активным ее внедрением в промышленность делаются попытки заменитьгигроскопичную натуральную кожу на менее промокаемые материалы. Вначале для низа обуви пытаются использовать натуральный каучук – он более устойчив к влаге, но быстро истирается. Его вскоре заменили резиной – вулканизированным каучуком, а позже в обувном производстве наступает эра синтетических и искусственных материалов. Несмотря на то, что начиная с 60-х годов они становится преобладающими материалами для низа для верха обуви специального и сезонного назначения, для натуральнойкожи со всеми ее достоинствами им еще очень далеко.
Хотя и делаются попытки создать «настоящую» синтетическую кожу, но широкого распространения они не имеют, очевидно в следствии того, что образцы получаются немного дороже
своего «эталона». Что же нас ждет в будущем? Возможно, в XXI веке совершенный аналог натуральной кожи будет все-таки создан, а сама она, содержащая ценный белок, превратится с помощью удивительных технологий в продукт питания.
Но пока кожа остается ценнейшим, удобнейшим и по прежнему основным материалом для обуви.

  • Город алматы

Средневековые говнодавы

Эта весьма интересная обувь в средние века применялась знатью в прогулках по весьма загаженным улицам средневековых городов. Необычные находки датируются приблизительно 1500-1600 годом, и найдены в разных областях Европы.


  • Город алматы

Музей обуви Бата в Торонто

(Bata Shoe Museum) находится в даунтауне, в фешенебельном районе Йорквилл. Можно смело утверждать, что это одна из интереснейших и оригинальных достопримечательностей города. Вся история обувиот древности до наших дней открывается под сводами музея обуви Бата в Торонто.
А начиналось все с простого увлечения. Г-жа Соня Бата и ее муж Томас, наследник чехословацкой обувной кампании, много путешествовали по миру. Соня была увлечена изучением истории обуви и созданием собственной коллекции. Из каждой поездки она привозила образцы и составляла описания для каждой пары. Коллекция росла, как на дрожжах, и встал вопрос о подходящем помещении для нее. Так в 1995 году и родился музей обуви Бата.


Он занимает красивое трех этажное здание в центре Торонто. В просторных залах представлены постоянная выставка «Все об обуви» и три временные экспозиции, так что при каждом посещении музея обуви Бата вы сможете увидеть что-нибудь новенькое.

На данный момент коллекция обуви насчитывает более 12 500 образцов со всех уголков мира. Но это не только география, а путешествие во времени от древности до наших дней. Начиная с реконструкции сандалий древних египтян, средневековья, до современного модерна и дизайнерских моделей. Самому древнему экспонату коллекции более 4 500 лет.


В музее обуви Бата в Торонто собраны уникальные экспонаты. Это обувь для прогулок по Луне, глубоководных погружений на дно моря и железные башмаки от латных доспехов 15 века


Жуткого вида ботинок, похожий на орудие пытки, оказался специальной обувью для дробления каштанов, применявшейся во Франции в 1800 — 1900 г.г. А вот миниатюрные, красивые, расшитые шелком китайские туфельки — настоящее издевательство, уродовавшее ножки юных китаянок, чтобы они оставались по-детски маленькими.




Бархатные туфли времен короля Людовика соседствуют с высоченными венецианскими платформами 16 века, на которых не возможно было ходить без посторонней помощи.

Здесь можно увидеть обувь из парчи, кожи, меха, перьев, дерева и даже человеческих волос; очаровательные детские ботиночки и обувь для японских самураев. Отдельное внимание уделяется истории развития обуви народов Северной Америки и ее роли в их культуре. Надо заметить, что при музее обуви Бата создан научный фонд, финансирующий исследования по всему миру.

Одна из экспозиций посвящена веселым 20 годам прошлого века. Под видео на стене и гремящую музыку, можно полюбоваться на элегантные туфельки и забавные ботинки.





В музее обуви Бата есть и выставка обуви, принадлежавшей знаменитостям: туфли королевы Виктории, сапоги Элтона Джона, ботинки Роберта Редфорда, Элвиса Пресли и т.д.



Среди экспонатов музея можно увидеть не только обувь, но и скульптуры и средневековые гравюры. На первом этаже музея находится небольшой сувенирный магазин, где можно приобрести оригинальные сувениры.