Отзыв об акции волшебный рюкзачок. Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности

Светлана Егорова
Информационно-познавательный проект «Волшебный рюкзачок»

Проект разработали :

Воспитатели старшей группы С. В. Егорова, Е. А Басалаева МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок» .

Проблема :

Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.

Актуальность темы проекта :

Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил : «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование : доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.

Цель проекта :

Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.

Задачи проекта :

Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.

Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге;

Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей

Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.

Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации) .

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, детей, родителей.

Ожидаемый результат :

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Бережное отношение книге – источнику знаний.

Способы оценки успешности : наблюдения, беседы, продукт деятельности.

Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители) воспитанников и педагогический коллектив учреждения.

Тип проекта : информационно - познавательный , творческий.

Сроки реализации проекта : с марта по май 2017 года.

1. Подготовительный этап :

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

Подбор литературы, дополнительного материала для реализации проекта .

Подбор информации для оформления родительского уголка.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Информирование родителей о начале проекта «Волшебный рюкзачок » .

Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.

Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему : , на доступном для детей языке.

2. Основной этап :

Для детей :

Мини-библиотека (оформление группы принесенными из дома книгами) .

Беседы : «Откуда пришла книга» , «Бережное отношение к книгам» ; «Для чего нужны библиотеки»

Организация книжного уголка в группе;

Цикл НОД по теме проекта ;

Сюжетно – ролевые игры «Библиотека» , «Книжный магазин» , «Переплетная мастерская» ;

Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

Игры – драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно) ;

Выставка «Моя любимая книга» . Дети приносят из дома свою любимую книгу и рассказывают о ней.

Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

Литературный конкурс чтецов;

Отгадывание загадок о книге, сказочных героях;

Знакомство с пословицами о книге;

Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей;

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;

Самостоятельная деятельность в уголке театрализации, игры с настольным театром.

Тренинги, ситуативное общение.

Для родителей :

Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте , о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;

Консультации : «Почему детям необходимо читать книги» ; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста» ; «Воспитание будущего читателя» ;

Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке;

Анкетирование;

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Информация для родителей в папке - передвижке : «Читаем детям сказки»

Совместная творческая работа с детьми : Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы) ;

Заключительный этап :

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы. Посещение родителями вместе с детьми городской детской библиотеки.

В группе создана книга : «Любимая книга моего детства» , содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.

Результаты проекта :

Дети получили представление о том, что было до появления книги, познакомились с историей происхождения и создания книги, узнали, какую огромную ценность имеют книги для познания окружающего мира. Стали делиться о прочитанном друг с другом, высказывать свои суждения, у них вырос уровень речевого развития. Дети научились выделять главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей. Стали бережнее относиться к книгам.

В течение всего проекта ребята знакомились с различными видами книг : энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки, участвовали в организации выставки «Моя любимая книга» , закрепляли знания о жанрах литературы, видах книг.

Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

развития ребенка.

В прошлом году на ярмарке инноваций Николаевская областная библиотека для детей и несколько районных библиотек приобрели также идею-проект «Волшебный рюкзачок» Бахчисарайской РДБ. К воплощению этой инновации все подошли творчески.

В ОДБ на отделе обслуживания читателей-учащихся 1-4 классов «работают» четыре рюкзачка. Для девчонок розовый рюкзачок с изображением героев «Винкс». Для мальчишек – рюкзак в форме машины, для любителей природы - рюкзачок – лягушка и для будущих первоклашек – ранец. С большим удовольствием читатели берут рюкзачки домой, читают книги, рисуют, играют и готовятся к школе. Наши рюкзачки действительно волшебные. Они приносят много радости ребятам в общении с книгами и очень быстро возвращаются в библиотеку, потому что остальные читатели ждут встречи с ними.


А Березанская РДБ реализовала этот проект вне обычного библиотечного пространства - в детском саду «Солнышко». Волшебный рюкзачок путешествовал из семьи в семью по принципу «круговой почты». Он наполнен не только детскими книгами, но и журналами: «П ізнайко » , «Зростаємо разом», игрушкой, полезными советами для родителей «Як і які книги читати дітям», «Як дитину навчити читати». А ещё в рюкзачке есть альбом для рисования, карандаши и анкета для родителей. Дети и родители читали книги, рисовали полюбившегося литературного героя, а в анкете давали ответы на вопросы о книге и библиотеке. Благодаря волшебному рюкзачку в библиотеке возросло количество читателей, и он и сегодня продолжает свое путешествие.


Николаевская РДБ подготовила «Литературный Рюкзачок» для пользователей из многодетных и не полных семей. В каждый рюкзачок кроме книг, детского журнала, библиотекари положили рекомендательный список на лето, список новых поступлений, правила безопасности в Интернете, сказочные пазлы. Поэтому его удобно иметь не только дома, но и взять с собой в путешествие, например, в село к бабушке с дедушкой. .



К этому проекту подключилась и Галагановская сельская библиотека –филиа л.


Идея «Волшебного рюкзачка» переросла в литературную программу «Ч арівна торбина для читання дитини ». Яркие мешочки привлекают внимание детей и вызывают желание взять их домой и прочитать книги. Мешочек синего цвета для мальчиков, розового цвета - для девочек, а жёлтого цвета – для дошкольников. В мешочках художественные книги, журналы, памятки для родителей. Мешочек можно взять домой при условии, если маленький читатель в библиотеку придёт вместе с родителями.


Итог внедрения идеи «Волшебный рюкзачок» - это:


· появление новой библиотечной услуги;


· привлечение в библиотеку новых читателей;

Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. К сожалению, уходят в прошлое замечательные традиции семейного чтения




В проекте используется принцип «кольцевой почты»: рюкзачок передается из семьи в семью «Волшебный рюкзачок» это ярко оформленный ранец, в который помещаются книги для детей, тетради для ведения читательского дневника, книги для родителей. Комплект литературы для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы. А для родителей это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или «как стать родителем читающего ребенка»


Каждый комплект формируется в соответствии с возрастом детей В рамках проекта объявляется конкурс «Лучшая читающая семья», фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Для поддержки проекта для групп и классов, участвующих в проекте проводятся литературно – игровые мероприятия по книгам из «Волшебного рюкзачка»


Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению на тему прочитанных книг родителей и детей в классе, дома и в школе. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения. В течение учебного года «Волшебный рюкзачок» будет передаваться из семьи в семью, а итоги будут подведены 15 мая в Международный день семьи. В этот день состоится праздник-закрытие проекта «Мир, увиденный сквозь книгу». Затем «Волшебный рюкзачок» начнет новое путешествие…


Для работы проекта подготовлена книжная выставка «Читаем вместе». Очень важно, когда родители читают вместе с детьми. Как говорит, известный детский специалист по чтению Инесса Николаевна Тимофеева: « Дети больше чем игрушкам радуются, когда родители читают им книги. Причина детской радости простая: дети жаждут общаться с родителями- вместе с мамой, папой читали, переживали, радовались, печалились.» Не случайно, эпиграфом книжной выставки «Читаем вместе» являются слова французского педагога Жанте Гарнер: «15 минут чтения – общения в день достаточно, чтобы получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался»










Книги для родителей Лопатина, А. Беседы и сказки о семье: 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома: практические советы, стихи, сказки, рассказы, диалоги, мнения детей /А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Амрита- Русь, – 110 с. Запаренко, В. Поиграем в сказку Буратино, Чиполлино/ В. Запаренко.- СПб.: Нева; М.: Олма- Пресс, 2002 – 63 с.










Работа во время путешествия рюкзачка... В рамках проекта «Волшебный рюкзачок» проведено литературно- игровое мероприятие «Читаем вместе»: конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка». Дети совершили литературное путешествие по страницам прочитанных книг, участвовали в викторинах «Подбери слова из текста» и «Выбери правильный ответ» Находили ошибки в названиях произведений, играли в пословицы «К каким из перечисленных рассказов можно отнести представленные пословицы», принимали участие в обсуждении маленьких рассказов из «Волшебного рюкзачка». В завершение рассказали о впечатлениях: какой рассказ понравился, какой эпизод в книгах из рюкзачка запомнился, какие любимые герои появились, с кем хотелось бы подружиться и кому подражать





Состоялось очередное занятие проекта «Волшебный рюкзачок», экскурсия по фотогалерее «Читаем вместе». Занятие было творческим, с активным участием детей. Участники проекта придумывали название своим снимкам-моментам из жизни «рюкзачка», комментировали и защищали свои фотографии, представленные на конкурс «Мой волшебный рюкзачок», рассказывали о понравившихся эпизодах из книг. Приняли участие в литературной викторине «Парад литературных героев» из «Волшебного рюкзачка» Путешествие по фотогалерее


Название работы

Проект "Волшебный рюкзачок"

Номинация конкурса

Номинация II: Формат - Чтение: читательские практики нового времени

Название библиотеки

Автор/авторы конкурсной работы

Краткая аннотация

Возрождение традиций семейного чтения вот главная цель этого проекта. С раннего детства книга становится для ребёнка проводником в неизвестное. Она лучший посредник между миром взрослых и детей, мудрый советчик и надёжный друг. К тому же за чтением можно с пользой и удовольствием проводить время всем вместе. В течении нескольких месяцев «Волшебный рюкзачок» будет путешествовать из семьи в семью. В нём подобраны лучшие произведения детской литературы, которые на наш взгляд будут полезны и интересны для семейного прочтения. Вместе с книжками в рюкзачок вложена памятка для родителей «Как привить ребёнку любовь к книге и чтению», буклеты, блокнотик для впечатлений от прочитанного.

Ключевые слова

  • дошкольник
  • семейное чтение
  • книги

Презентация

Видеозапись выступления (по желанию)

Текст

Все мы знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в семье. Роль семьи в приобщении ребенка к чтению велика. Но как ребенка научить любить книгу, когда телевизор и компьютер вытесняют печатную продукцию? Опыт показывает, что помочь нам в этом может тесное общение библиотеки с семьями наших читателей. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Достичь этого можно, читая детям вслух и приучая их читать постоянно «хорошо проверенную годами» литературу. Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе с взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают ее.

Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

В марте 2017 года наша библиотека совместно с воспитателем детского сада № 3 разработала и дала старт Проекту "Волшебный рюкзачок", в целях сохранения традиций семейного чтения. Целевой аудиторией Проекта стали дошкольники Детского сада № 3 группы "Колокольчик" (воспитатель Довгаль Н.С.) , дошкольники-читатели Детской библиотеки и их родители.

Для начала заведующая Горьева С.А. выступила на родительском собрании перед родителями дошкольников двух групп детского сада № 3. Была представлена выставка детских книг, разговор пошел о семейном чтении и в частности об условиях участия в Проекте.

На абонементе Детской библиотеки № 2 была оформлена развернутая книжная выставка для родителей "Семейная азбука начинается с МЫ" , были подготовлены наглядные материалы: буклеты для родителей, рекомендательный список детских книг, приветствия участникам Проекта, блокнотик для впечатлений; была осуществлена подборка детских книг и книг для родителей, мягкие игрушки. В один из мартовских дней в группе "Колокольчик" "Волшебный рюкзачок" был вручен первой семье-участнице.

"Волшебный рюкзачок" - это рюкзачок, который наполнен книгами для родителей по воспитанию детей, книги для семейного чтения, буклеты для родителей, игрушки для ребенка. Рюкзачок, побывавший в течении 10 дней в одной семье, передавался следующей. Итак, в течении нескольких месяцев. Читая книги вечерами всей семьей, дети рисовали рисунки по любимым сказкам, родители делали фотографии для фотоконкурса для библиотеки.

В рамках Проекта для дошкольников были проведены конкурсы, викторины по сказкам; сказкин час "Ничего на свете лучше нету"; детвора побывали на Дегустации книжных новинок в Библиотечном кафе в День открытых дверей; вместе со своими любимыми игрушками приняли участие в игровом часе "Вместе с книжкой и игрушкой". В целях рекламы новых книг состоялся обзор новинок "Малышам и малышке с картинками книжки".

В начале декабря, в субботний день, состоялось подведение итогов Проекта. Был проведен праздник "Мир, увиденный сквозь книгу" . Дети и родители активно, дружно участвовали в квест-игре по поиску разбросанных лепестков цветика-семицветика злой колдуньей по всему книжному государству. Самая прекрасная и самая умная из всех королев на свете - Королева Книга поприветствовала участников Проекта, пригласила стать Читателями книжного королества, вручая каждому ребенку Читательский билет и Формуляр читателя-участника "Волшебного рюкзачка". Заведующая детской библиотеки вручила родителям Благодарственные письма за поддержку Проекта.

Участниками Проекта в 2017 году стали 10 семей с детьми дошкольниками:

  • Коваленко Лёня
  • Фадеев Матвей
  • Вернер Настя
  • Первухина Ксюша
  • Родина Настя
  • Киселев Максим
  • Мельникова Настя
  • Сигутова Даша
  • Охрименко Лида
  • Янкина Марина

Все ребятишки - участники проекта-2017 года пошли в первый класс школ №№93,3 и успешно посещая регулярно библиотеку, закончили 1-й класс. Теперь они наши постоянные читайки.

Проанализировав запись впечатлений, пожеланий участников проекта, воспитателей, сотрудники библиотеки решили продолжить работу Проекта "Волшебный рюкзачок" в 2018 году. На данный момент участниками Проекта в этом году стали уже 6 семей:

  • Кладничкина Лиза
  • Сахарова Полина (дет.сад №7)
  • Гостева Лиза (дет.сад №3)
  • Фомишова Варвара (дет.сад №161)
  • Зыкун Слава (дет.сад № 7)
  • Нестерюк Яна (дет.сад № 7)
  • ............

На данный момент реализация Проекта "Волшебный рюкзачок" продолжается. Проект пользуется успехом среди семей с детьми-дошкольниками. Запись участников проекта продолжается. Цель проекта достигнута - привлечены новые читатели в библиотеку (18 детей). Самое главное достигнуто - родители заинтересованы, дети с удовольствием посещают библиотеку и выбирают сами книги, посещают библиотечные мероприятия; слухи о проекте передаются из уст в уста. О Проекте знают в городе.

Отчет о реализации муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» в МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары за 2015-2016 учебный год.

Автор старший воспитатель Низамова Зульфия Небиулловна , муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары Чувашской Республики.

В МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары на протяжении 2015-2016 учебного года проводилась работа по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни, а также экологическое воспитание посредством туризма. С этой целью использовались возможности природного окружения и достопримечательностей города Чебоксары.

Вилась организация работы с применением средств туризма требующая от педагогов определенных знаний и умений: определять маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.

Учитывая это, для воспитателей ДОУ разработаны консультации на темы: «Двигательная активность детей на прогулке», «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста за пределы детского сада», «Собираемся в поход», «Как обеспечить безопасность путешествий».
Кроме того, педагоги должны интересоваться краеведением, а именно: знать достопримечательности города, природоохранные объекты, близлежащие зеленые зоны, флору и фауну региона, в котором находится дошкольное учреждение.

В помощь воспитателям в методическом кабинете ДОУ представлены разработки походов-экскурсий в Республиканский музей леса, краеведческий музей, рощу Гузовского, памятки с информацией о лекарственных и ядовитых растениях района, информация об исторических находках на территории города Чебоксары, видеофильм «Достопримечательности города Чебоксары».

Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествовали тренировочные прогулки на территории детского сада. В ходе прогулки использовалось специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, вкопанные пеньки, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, кольца; для прыжков – прыжковая яма, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).

По всей территории детского сада были расположены экологические объекты для наблюдений – разнообразные деревья и кустарники, цветники, огород, сад камней, зеленая аптека, скворечники, скульптуры животных, обитающих на территории Чувашской Республики.

Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги использовали выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели. В распоряжение детей предоставлялись самокаты, велосипеды, поэтому были разработаны не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получали практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру детского сада была нанесена дорожная разметка.

В процессе опытно — экспериментальной работы в групповых уголках природы дошкольники на практике могли проверить свои наблюдения и предположения.

По завершении отработок основных туристических навыков педагоги проводили с детьми прогулки-походы за пределы детского сада. В содержание таких прогулок включались: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные и дидактические игры, наблюдения на природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привалов. Элементы спортивных игр и упражнений использовались для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений. При минимальных затратах времени проведенные прогулки-походы помогли укрепить здоровье, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, экологии, туризма и краеведения.

С целью совершенствования навыков безопасного поведения в природе, развития стремления к здоровому образу жизни и формирования поисково-исследовательской деятельности дошкольники детского сада №10 посетили Республиканский музей леса.

В музее работают 2 зала, где представлены более 500 экспонатов. Здесь можно познакомиться с историей развития лесного хозяйства, с его деятельностью, с животным и растительным миром нашей республики. В ходе экскурсии дошкольники узнали о причинах возникновения пожара в лесу, о вреде, наносимом им лесу, об его предотвращении. Привлекла внимание ребят красочная диорама с голосами птиц, с восходом и закатом солнца, интересным был рассказ об охране леса от вредителей и болезней. Наибольший интерес дошкольники проявили к муляжам животных, обитающих в нашей Республике.

Для приобщения детей к туризму в ДОУ подготовлен познавательный материал о великих путешественниках, лучших местах Чувашской Республики, России, стран мира, который закрепляется в дидактических и подвижных играх («Одень туриста по сезону», «Собери рюкзак в поход», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу»). Педагоги знакомят детей с разнообразными картами (физической, топографической, картой-схемой) и их назначением, учат пользоваться компасом и определять части света. Полученные знания и навыки воспитанники закрепляют в ходе поисковых игр («Кто быстрее найдет клад», «Проложи самый короткий маршрут» и т. д.).

В первые дни зимы ребята отправились по экологической тропе знакомиться с природно-климатическими изменениями в лесу. Такие прогулки позволяют воспитывать в ребятах любовь и бережное отношение к природе, чувство любви и гордости за свой край. Воспитанники взяли немного корма для птиц и положили его в свои кормушки. Линейками измерили толщину снега в начале зимы. Понаблюдали за спящими деревьями, укрытыми снежным покрывалом, и даже взяв с собой баночку для снега, убедились, что он хоть и белый, но совсем не чистый.
У каждого человека есть своя малая Родина и немыслима жизнь без любви к тем местам, где он родился. Познание мира начинается с природы за окном родного дома. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в вокруг нас, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

С целью приобщения родителей и детей к активному и здоровому образу жизни, была организована лыжная прогулка для детей и родителей средней группы «Звездочки» в рощу. Все участники наслаждались общением с зимней природой родного края, свежим воздухом и, конечно, хорошей физической нагрузкой. Ребята, пользуясь возможностью покормили зимующих птиц и белочек, живущих в роще. Солнечная погода, скрип снега под лыжами подарили детям веселое настроение, румяные щеки и заряд бодрости. Не мало важным стал личный пример родителей в физическом воспитании дошкольников, ведь ребенок невольно старается походить на своих родителей.

Большое внимание педагоги детского сада уделяют знакомству детей с достопримечательностями города Чебоксары.
Воспитанники МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары стали участниками проекта «Передвижной троллейбусный музей «Чебоксары — город твоей истории» направленного на формирование правильного и полноценного понимания детьми исторического процесса как многофакторного развития в условиях поликультурного этнического региона. Ребята под руководством Матюшина П.Н. кандидата исторических наук, доцента совершили поездку на троллейбусе с тематической экскурсией «Исторический маршрут» в ходе которой оформляли интерактивную карту-квест.

В экскурсионной программе организаторы окунули участников проекта в удивительный мир родного и любимого города Чебоксары, и познакомили с его многовековой историей через познавательные игры.

Воспитанники старшей группы побывали в Чувашском Национальном музее стали участниками квеста «Родная Чувашия» и познакомились с интересными экспозициями. Ребята не только побывали в различных залах музея, где встретились с животными и птицами, обитающими на территории Чувашской Республики, а также узнали о подвигах и достижениях выдающихся людей родного края таких как М. Сеспель, А. Николаев, В. Чапаев.

В рамках реализации федерального проекта в сфере образовательного туризма «Живые уроки», с целью установления контактов и дружеских связей между детьми соседних регионов России в феврале 2016 г. МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары и МБДОУ «Детский сад №208» г. Казани Республики Татарстан организовали телемост.

В ходе интерактивного общения ребята обменялись приветствиями на родных языках и представили презентации о самобытной национальной культуре своих республик и городов. Дошкольники рассказали о друзьях, увлечениях и жизни в детском саду. Юные чебоксарцы познакомили дошкольников из Казани с национальными традициями, обычаями и костюмами Чувашской Республики, исполнили песню на чувашском языке и чувашский танец. Наши новые друзья так же приготовили для нас музыкальный подарок — песню на татарском языке.

Пообщавшись, дошкольники узнали много друг о друге, и убедились в том, что, несмотря на расстояние у нас много общего, например, праздник Акатуй (Сабантуй), река Волга, протекающая по территории обеих республик.

В течении учебного года воспитанники старшего дошкольного возраста планомерно проходили подготовку к туристическому походу по таким направлениям как ориентировка на карте маршрута и в пространстве по компасу, безопасное поведение в природе и городе, развивалась поисково-исследовательской деятельность, изучались растительный и животный мир Чувашской Республики. Полученные знания несомненно пригодились дошколятам во время отправления по экскурсионному пешему образовательному маршруту в Рощу Гузовского.

Путешествие было организовано в форме квеста под названием «В поисках обелиска Б.И. Гузовского». Ребята проходили маршрут ориентируясь по карте-схеме рощи, при этом выполняя определенные задания. Так детям на пути следования необходимо было найти деревья лиственных пород: дуб, берёза липа, клён, вяз, рябина и др., самое огромное дерево рощи, стороны света ориентируясь по компасу, и по природным приметам. Дошколятам удалось встретить белок, а также понаблюдать за дятлами, синицами и другими птицами родного края. В конце пути ребята нашли памятный обелиск Б.И. Гузовского установленный в 2010 году к 150-летнему юбилею со дня его рождения и узнали о значительном вкладе ученого-лесовода в приумножение и сохранение дубрав Чувашского края.

Таким образом успешная реализация муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю», позволила воспитанникам МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары глубже познакомиться с природными и географическими особенностями Чувашской Республики, с историей возникновения г. Чебоксары, его достопримечательностями, известными и интересными местами, развить чувство гордости и патриотизма за родной край, приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.