Статья 7.19 самовольное подключение и использование газа. Самовольное подключение к электрическим сетям

Согласно ст.7.19 КоАП РФ , "самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей" .

Насчет безучетного потребления как будто все понятно - это пользование электричеством помимо счетчика, если такое пользование осуществляется самовольно. С подключением (самовольным) сложнее.

В отличие от Кодекса об административных правонарушениях, законодательство об электроэнергетике не знает термина подключение . В установленном порядке присоединение к электрическим сетям называется там технологическим присоединением . Сначала осуществляется технологическое присоединение (по соответствующему договору между потребителем и сетевой организацией), затем заключается договор энергоснабжения с энергосбытом. Пользование электричеством вне технологического присоединения означает отсутствие у потребителя как договора техприсоединения, так и договора энергоснабжения, и называется бездоговорным потреблением .

В соответствии с абзацами 8-9 ст.2 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. N 442 ,
«"бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках...
"безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности)»
.

Как видим, то, что размыто называется в Кодексе об административных правонарушениях "самовольным подключением" и "самовольным (безучетным) использованием" , соответствует терминам "бездоговорное потребление" и "безучетное потребление" , определение которых дается в законодательстве об электроэнергетике.

Помимо бездоговорного потребления и безучетного потребления законодательство об электроэнергетике называет еще один вид несанкционированного вмешательства потребителя в работу устройств электрической сети - "нарушение ранее введенного режима ограничения потребления электрической энергии" . Подобное злоупотребление может совершить только потребитель, который имеет и техприсоединение, и договор энергоснабжения, поэтому нарушение потребителем введенного в отношении него режима ограничения нельзя приравнивать ни к бездоговорному потреблению, ни к безучетному.

Обстоятельства, при возникновении которых к потребителю применяется ограничение режима потребления электрической энергии, перечислены в ст.2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. N 442 .

Таким образом, законодательство об электроэнергетике вкладывает разный смысл в "бездоговорное потребление" (т.е., собственно самовольное подключение) и "нарушение ранее введенного режима полного или частичного ограничения потребления электрической энергии" . Однако, не на уровне специальных и четко определенных понятий, а в кухонном толковании, и то, и другое нарушение могут быть восприняты, как самовольное подключение к электрическим сетям.

При обнаружении факта самовольного подключения, собственник электросети, к которой было оно произведено, обращается с заявлением в органы полиции. Участковый уполномоченный составляет протокол, который направляется мировому судье. Мировой судья принимает постановление о наложении штрафа, если находит состав административного правонарушения доказанным.

Привлечение к административной ответственности не может быть осуществлено по истечении 2 месяцев с момента административного правонарушения.

Как было объяснено выше, несанкционированных подключений может быть три вида:
- бездоговорное потребление (нет законного технологического присоединения);
- безучетное потребление (в обход счетчика или при вмешательстве в работу счетчика);
- нарушение потребителем введенного в отношении него режима полного или частичного ограничения потребления электроэнергии.
В первом и втором случаях постановление мирового судьи о наложении штрафа будет закономерным и правосудным. При нарушении потребителем режима ограничения ситуация не выглядит однозначной. В особенности это касается садоводческих товариществ, которые, как было показано выше, вообще не наделены правом по собственной инициативе вводить в отношении потребителей режимы ограничения потребления электроэнергии.

Представим ситуацию. Садовод-индивидуал имеет с садоводческим товариществом договор пользования инфраструктурой, в том числе электросетью товарищества, получает от товарищества электричество и своевременно оплачивает его. И вот, товарищество садоводу электричество отключает. В реальной жизни предлоги для отключения придумываются разные. Например, новоизбранный председатель заявляет садоводу: "Вы с прежним председателем договор подписывали, а со мной не подписывали, ваш договор недействительный, он не считается" .

Действия товарищества, очевидно, не найдут понимания у садовода. Поскольку основанием для прекращения подачи индивидуалу электричества может быть только неуплата этим индивидуалом установленных договором пользования платежей (абзац 2 части 2 статьи 8 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 ), а неуплаты нет, индивидуал найдет свое право нарушенным, и даже, возможно, в порядке самозащиты этого права восстановит электроснабжение на своем участке самостоятельно.

Далее. Председатель правления обращается в полицию. Факт подключения, вопреки решению товарищества, есть, и этот факт не отрицается никем из участников спора. Участковый полицейский составляет протокол, протокол отправляет в мировой суд. Мировой судья закономерно принимает постановление о наложении на садовода административного штрафа.

С точки зрения мирового судьи, обстоятельства дела будут ясными, а состав административного правонарушения доказанным (есть же составленный участковым по всей форме протокол). Судью не заинтересует, что между садоводом и СНТ в момент "самовольного подключения" (а на самом деле - нарушения режима ограничения потребления) существовал спор о праве пользования электричеством. Мировой судья такие споры не разбирает, это выходит за пределы его компетенции, а, возможно, даже и за пределы понимания. Судьи весьма загружены работой, в том числе и мировые, поэтому трудно предположить, что судья найдет время на штудирование той области законодательства, сведения из которой он в своей работе никогда не будет использовать.

В то же время, если садовод подаст в районный суд исковое заявление с требованиями:
- признать отключение садового дома от электричества незаконным,
- обязать товарищество восстановить электроснабжение,
- взыскать с товарищества компенсацию причиненных незаконным отключением электричества убытков
,
то такой иск должен быть удовлетворен. Если не было факта неуплаты за электричество со стороны садовода, законодательство иного варианта, кроме удовлетворения иска, не допускает.

С одной стороны - будет постановление мирового суда о наложении штрафа на садовода за самовольное подключение к электросети. Постановление формально правильное по кругу доказательств и компетенции мирового суда. С другой стороны - будет решение районного суда о возложении обязанностей уже на садоводческое товарищество в связи с незаконным (т.е. самоуправным) отключением садовода.

Таким образом, при работе судов в пределах их компетенции, без перемены участников спора и его сути, получим, что и восстановить электроснабжение садоводу нельзя, но и отключить этого садовода от электросети СНТ нельзя тоже. Эта правоприменительная коллизия возникает оттого, что, во-первых, мировому судье подсудно дело об административном правонарушении, в котором может быть спор о праве, подсудный только вышестоящему (районному) суду. Во-вторых, ст.7.19 КоАП РФ содержит формулировки, не согласующиеся строго с законодательством об электроэнергетике, поэтому допускает вольное понимание того, что следует считать самовольным подключением.

Дмитрий Охапкин, ноябрь 2013

Самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

Комментарий к статье 7.19 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - отношения в области энергосбережения и газоснабжения. Комментируемая статья призвана обеспечить эффективное использование стратегических видов энергетических ресурсов.

Для регулируемой данной статьей сферы отношений ключевыми являются Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ".

Основания и порядок расходования, а также учет электрической и тепловой энергии регулируются Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317, Правилами учета газа от 14 октября 1996 г., Правилами учета тепловой энергии и теплоносителей от 12 сентября 1995 г., Правилами учета электрической энергии от 26 сентября 1996 г., Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов от 24 ноября 1992 г.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам; самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.

Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организацией.

Потребитель обязан подать в энергоснабжающую организацию соответствующее заявление и для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве личной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д.

Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, является действие по самовольному подключению к энергетическим сетям, а равно осуществлению самовольного (безучетного) использования электрической энергии, при котором ущерб правонарушителем не причиняется. Примерами могут служить следующие действия:

Гражданин при строительстве своего дома не выполнил технические условия и самовольно подключил вновь построенную электроустановку данного дома к сетям организации без получения на то согласия последней, при этом он не причинил вреда организации, потребляя электроэнергию через счетчик и оплачивая ее;

Электросчетчик у гражданина находился в неисправном состоянии, при этом он опять же оплачивал потребленную электроэнергию и не причинил ущерба организации.

В отношении разграничения административной и уголовной ответственности показательным является следующий пример. Сестрорецким федеральным районным судом Санкт-Петербурга рассматривалось уголовное дело о привлечении Н.В. Иванова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 2, УК РФ, и В.В. Соколова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 3, п. "в", УК РФ. Ходатайство защитника о том, что согласно КоАП действия подсудимых стали административным правонарушением, было поддержано государственным обвинителем. Руководствуясь ч. 2 ст. 24 УПК РФ , в соответствии с которой уголовное дело подлежит прекращению в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, а также ч. 3 названной статьи, Сестрорецкий суд вынес постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

В постановлении суд указал, что согласно материалам дела и обвинительному заключению подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвинялись в совершении деяния по причинению имущественного ущерба владельцу имущества путем обмана при отсутствии признаков хищения группой лиц по предварительному сговору и неоднократно. В судебном заседании было установлено, что подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвиняются в том, что они самовольно в нарушение договора энергоснабжения подключились к сети энергоснабжения и безучетно использовали электрическую энергию, в связи с чем деяния, инкриминируемые подсудимым В.В. Соколову и Н.В. Иванову, подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане, должностные лица и юридические лица - пользователи энергетическими сетями, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 7.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Умышленные действия граждан, должностных лиц, юридических лиц, выразившиеся в несанкционированном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно действия (бездействие), выразившиеся в безучетном использовании указанными лицами энергоресурсов, совершенные умышленно или по неосторожности, влекут за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей.

По смыслу комментируемой статьи под газом понимаются природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.

Применительно к отношениям в сфере торгового мореплавания под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла (ст. 316 КТМ).

2. По смыслу комментируемой статьи под газопроводами подразумеваются как магистральные газопроводы, так и газопроводы-отводы, находящиеся в собственности или на иных законных основаниях у газотранспортной организации, обеспечивающей транспортировку газа, газораспределительной организации или иных юридических лиц.

В соответствии с Правилами учета газа, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ (ныне - Министерство энергетики РФ) 14 октября 1996 г., учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах государственной метрологической службы.

При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).

Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.

При отсутствии узлов учета газа у потребителя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок, исходя из 24 часов их работы в сутки за время неисправности узлов учета газа.

Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение по согласованию с поставщиком и газораспределительной организацией допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга.

3. Ответственность за надлежащее состояние и исправность средств измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров, несут владельцы указанных средств (устройств). Несоблюдение этими владельцами названных обязанностей может повлечь за собой применение административных взысканий в соответствии с комментируемой статьей.

4. При поставке газа через трубопроводные сети учет газа регламентируется Правилами поставки газа в Российскую Федерацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162.

Учет объема газа, передаваемого покупателю, в указанных случаях производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Договором транспортировки газа на газотранспортную организацию, обеспечивающую транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях, либо на газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа, - могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

5. Все пользователи обязаны рационально и эффективно использовать ресурсы электрической и тепловой энергии. Надзор за организацией учета производства и потребления указанных топливно-энергетических ресурсов осуществляется органами и учреждениями госэнергонадзора. Единую систему госэнергонадзора возглавляет структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства энергетики РФ. В состав упомянутой системы входят региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Минэнерго России), а также управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ (государственные учреждения).

В соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938, главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставлено право давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.

6. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Министерством топлива и энергетики РФ (ныне - Министерство энергетики РФ) 12 февраля 1996 г., осуществление контрольных полномочий в данной сфере возложено на Управление государственной газовой инспекции Министерства энергетики РФ (Госгазинспекция России). Объектом контрольных проверок Госгазинспекции является, в частности, соблюдение нормативов потребления газа на собственные нужды организациями, осуществляющими добычу, переработку, хранение газа, и соблюдение допустимых норм потерь газа в газовых сетях; соблюдение газопотребляющими организациями норм и правил использования газа, удельных норм расхода топлива на выработку продукции.

7. По смыслу комментируемой статьи понимается самовольное (безучетное) использование нефти, газа и других указанных в данной статье энергетических ресурсов, статус которых определен Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении".

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся, в частности:

эксплуатация электрических сетей;

эксплуатация газовых сетей;

эксплуатация тепловых сетей;

транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

переработка нефти, газа и продуктов их переработки.

Лицензирующим органом по данным видам деятельности является Минэнерго России.

Применительно к пяти рассматриваемым видам деятельности (за исключением деятельности по эксплуатации газовых сетей) лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам, определены соответствующими Положениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Самовольное (безучетное) использование лицензиатом энергетических ресурсов, указанных в рассматриваемой статье, квалифицируется как нарушение требований и условий лицензирования и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой установлены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минэнерго России и его территориальных органов, осуществляющих государственный энергетический надзор (см. комментарий к ст. 23.30).

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Безучетным потреблением электроэнергии называют ее использование без соответствующего прибора учета либо вмешательство в его работу. Последнее может быть как неумышленным, так и умышленным.

Кроме того, безучетным потреблением электроэнергии называют несоблюдение сроков, установленных для информирования обслуживающей компании пользователем о выходе из строя учетного прибора.

На практике многие потребители предпринимают попытки вмешаться в работу счетчика для уменьшения объема оплачиваемой электрической энергии. К неправомерным действиям пользователей относят прокладку "скрытой проводки", подключение к сети до прибора учета, "набросы" на ЛЭП и пр.

Законодательная база

К основным нормативным документам, регламентирующим куплю-продажу (поставку) следует отнести ОПФРРЭ (Положения функционирования розничных рынков электроэнергии), утвержденные Постановлением правительства № 442, и "Правила предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные правительственным Постановлением № 354.

В соответствии с этими документами, потреблением электричества называется использование его для удовлетворения бытовых нужд. Взаимоотношения между сетевой компанией (поставщиком) и пользователем (потребителем) базируются исключительно на договоре.

Стоит сказать, что письменно соглашение может и не оформляться, поскольку является публичным. Тем не менее, условия поставки соблюдаться должны.

Согласно положениям функционирования розничных рынков, электроэнергия, использованная потребителем, подлежит оплате. Ее объем точно рассчитывается. Для расчета используется прибор учета - электрический счетчик.

Особенности использования приборов

Счетчики должны быть исправными. Нормативными и техническими документами устанавливаются сроки поверки. Они не должны быть пропущены. Пломбы для счетчиков электроэнергии устанавливаются сотрудниками сетевой компании.

В случае нарушения их целостности, неисправности самого прибора, пропуске срока поверки показатели не будут учтены. Ремонт, замена, поверка приборов осуществляются собственниками квартир или управляющими компаниями многоквартирных домов.

При повреждении или отсутствии считается незаконным.

Безучетное потребление электроэнергии

Такое нарушение устанавливается в ходе проверок. Уполномоченные служащие сетевой компании обязаны проводить их периодически. Если в ходе проверки будут констатированы повреждения прибора или его отсутствие, составляется акт о нарушении. На его основании к виновному лицу применяются санкции.

Расчет

В первую очередь, по результатам проверки будет взыскана сумма за предполагаемый объем потребленной энергии. Расчет осуществляется в порядке, установленном в Постановлении № 354. Используется формула, элементами которой являются общая максимальная мощность электрических приборов, установленных в помещении, и временной отрезок, в течение которого осуществлялось незаконное потребление.

Стоит сказать, что для расчета задолженности за с 1 января 2017 г. поставщик может использовать десятикратную величину нормативов потребления.

Нюансы расчета

Если сотрудники сетевой компании не проверяли состояние счетчика в течение продолжительного времени (больше полугода), то выставить счет они могут только за 3 месяца. В этом случае общая максимальная мощность всех электроприборов в помещении будет умножена на 2160 часов. Срок оплаты электроэнергии при выявлении такого нарушения - 10 дней. Если задолженность вовремя погашена не будет, начнется начисление неустойки.

Документальное оформление

О безучетном потреблении электроэнергии - обязанность проверяющих, выявивших нарушения. Только на основании этого документа потребителю может быть выставлен счет. В акте должны присутствовать сведения о:

  1. Месте расположения прибора учета.
  2. Абоненте.
  3. Нарушении, допущенном пользователем (к примеру, отсутствует пломба для счетчика электроэнергии , прибор поврежден и пр.).
  4. Дате предыдущей поверки.

В акте также приводятся объяснения потребителя и замечания (при наличии).

Важный момент

Оформление документа должно в обязательном порядке осуществляться в присутствии собственника (владельца, арендатора) помещения. Ему следует расписаться на акте. Владелец жилья вправе отказаться подписывать документ. В таком случае проверяющие составляют акт об отказе в присутствии 2-х свидетелей.

Бездоговорное использование

Под ним понимают . При выявлении данного нарушения расчет объема, который был потреблен, определяется путем умножения максимальной пропускной способности кабеля на время незаконного использования электрической энергии.

Временной промежуток, за который сетевая компания может выставить счет пользователю (в случае отсутствия проверок в течение продолжительного периода) при безучетном и бездоговорном потреблении электроэнергии , существенно отличаются. В первом случае, как выше говорилось, расчет может производиться только за 3 мес., а во втором - за последние 3 года.

Пример расчета

Для определения объема потребления умножаются: напряжение, максимальная нагрузка провода, период потребления и коэффициент мощности (0,9). Рассмотрим расчет на примере. Возьмем следующие показатели:

  • период нарушения - 720 ч. (месяц);
  • напряжение - 220 В.
  • Воспользовавшись формулой, получим:

    50 х 720 х 220 х 0,9 = 7 128 000 Вт/ч или 7 128 Квт/ч.

    Теперь результат нужно умножить на стоимость 1 Квт/ч. Сумма за самовольное подключение к электросетям получится значительная.

    Предостережение для пользователей

    В Постановлении № 442 и внедоговорное ее использование рассматриваются отдельно, поскольку это два разных нарушения. Во втором случае потребитель заплатит большую сумму, чем в первом.

    Необходимо сказать, что недобросовестные компании пытаются взыскать задолженность не за безучетное, а за бездоговорное потребление, не имея на это никаких оснований. Пользователям следует быть внимательными при оформлении нарушения проверяющими.

    Ответственность

    В случае безучетного к виновному могут быть применены гражданско-правовые меры воздействия. Выше уже говорилось о них - это взыскание задолженности и начисление неустойки.

    Между тем, грань между проступком и уголовным преступлением достаточно тонкая. Виновный может быть привлечен к ответственности по УК, если ущерб, причиненный его действиями, превысит 250 тыс. рублей.

    В такой ситуации будут применены положения ч.1 УК. В соответствии с нормой,может достигать 300 тыс. р.

    Административное наказание

    За внедоговорное использование электрической энергии санкции предусмотрены в ст. 7.19 КоАП РФ. В норме установлены денежные взыскания для:

    • граждан - 10-15 тыс. р.;
    • должностных лиц - 30-80 тыс. р.;
    • юрлиц - 100-200 тыс. р.

    Под должностными лицами в контексте ст. 7.19 КоАП РФ необходимо понимать гл. инженера и руководителя предприятия-поставщика, электрика, осуществившего незаконное присоединение к сетям. Мера ответственности этих лиц выше в силу служебного положения.

    Юрлицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть и некоммерческие (в том числе, ГСК, ТСЖ, СНТ и пр.), и коммерческие организации. положения ст. 7.19 применяются и к лицам, самовольно подключившимся к теплосети, газо- или нефтепроводу.

    Прочие последствия

    Уголовное и административное наказание не исключает гражданско-правовых последствий для виновного. Они состоят в обязанности возместить ущерб, понесенный сетевой компанией. За потребленную энергию необходимо заплатить.

    Стоит отметить, что компенсации морального вреда в случае допущения потребителем рассмотренных выше нарушений не предусмотрено. Дело в том, что ущерб причиняется предприятию - юрлицу.

    Дополнительные документы

    Протокол об административном проступке выступает в качестве основания для вменения виновному санкции по КоАП. К протоколу должен прилагаться акт, оформленный проверяющим сотрудником. Кроме этого документа, инспектор может составить схему, провести фотосъемку объектов для подтверждения факта безучетного использования электроэнергии. В случае самовольного подключения после проверки проводка будет отсоединена от сети.

    Как не стать нарушителем?

    Нередки ситуации, когда потребитель случайно узнает о том, что незаконно пользуется электроэнергией. В судебной практике достаточно много примеров, когда производство по делу прекращалось в связи с отсутствием в действиях лица состава административного проступка.

    К примеру, квартира, участок или дом в СНТ приобретен с существующим незаконным подключением, о котором покупатель не знал. Добросовестный приобретатель в таких случаях освобождается от ответственности. Однако отключение в любом случае будет произведено.

    Возможность стать нарушителем связана также с сообщением о поломке в счетчике. Как правило, информация о неисправности передается в сетевую компанию по телефону. Поставщик может воспринять ее не как просьбу об устранении поломки, а как повод для проведения проверки для выявления безучетного потребления.

    Чтобы не оказаться нарушителем, необходимо:

    1. Сохранять все квитанции об оплате за последний год (если они приходят в бумажном виде).
    2. Обо всех поломках, повреждениях и пр. своевременно уведомлять поставщика письменно. В заявлении следует указывать все абонентские данные. Обязательно нужно проследить за тем, чтобы обращение было должным образом зарегистрировано.
    3. При приобретении недвижимого объекта на вторичном рынке необходимо проверить наличие незаконного подключения. Важно добиться отключения и демонтажа проводки до оформления договора купли-продажи.

    Если все-таки по результатам проверки был составлен акт, то его можно попытаться оспорить в судебном порядке. Однако для этого придется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста.

    Особенности расчета для юрлиц

    Для организаций определение неучтенного объема осуществляется в соответствии с первым пунктом Приложения 3 к ОПФРРЭ. В расчет принимаются величина максимальной мощности и количество часов безучетного пользования.

    Период исчисляется с момента выполнения последней проверки учетных приборов. При этом общая его продолжительность не должна быть больше года. Если проверка не была осуществлена в запланированный срок, период определяется с даты, не позже которой сетевая компания должна была провести инспекцию.

    Самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -


    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.




    Комментарии к ст. 7.19 КОАП РФ


    1. Газопроводы, нефтепроводы, энергетические сети представляют собой сложные технические сооружения, предназначенные для транспортировки соответственно горючих газов, нефти, нефтепродуктов, электроэнергии от места их добычи или производства к потребителям.

    Самовольное подключение к энергетическим и газораспределительным сетям и нефтепроводам запрещается (см., например, Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей").

    Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.

    Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организации.

    2. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов учета. Это требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, системам централизованного теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения. Законом определены обязанности собственников зданий, строений, сооружений, жилых домов и иных объектов обеспечить до 1 января 2012 г. оснащение всех этих объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод этих приборов в эксплуатацию (ст. 13 и др.).

    Реализация требований данного Закона позволит повысить эффективность мер по пресечению самовольного подключения к энергетическим ресурсам. В КоАП РФ введена статья 9.16, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (см. комментарий к ст. 9.16).

    Нормативными правовыми актами Правительства РФ и Министерства энергетики РФ установлены правила поставки конкретных видов энергоресурсов, порядок подключения объектов к централизованным сетям газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и электрическим сетям, порядок заключения соответствующих договоров, установления тарифов (см., например: Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549).

    3. Субъективная сторона действий, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умыслом.

    4. Дела о самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно о самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа и нефтепродуктов рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также в отношении должностных и юридических лиц - должностные лица Государственного энергетического надзора (п. 38 ч. 2 ст. 28.3).