Редкие профессии. Кто такие постижеры? Необычная профессия: постижёр — специалист по волосам

Всем известна поговорка о том, что театр начинается с вешалки. Однако в актёрской среде говорят, что театр начинается с гримёрного цеха. И работают там не только художники-гримёры, но и постижёры.

Где учат работать с волосами?

Постижёр - это специалист, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос. На сегодняшний день в России, как и во всём мире, не очень много учебных заведений, в которых готовят «специалистов по парикам». Тем не менее, это искусство передаётся из поколения в поколение, образуются даже целые династии.

Мне повезло, я познакомилась с Татьяной Александровной Бубликовой, постижёром с многолетним опытом. Работает она в Волгоградском Музыкальном Театре. Столь редкое образование Татьяна Александровна получила в Одесском Театральном Технологическом Техникуме. А прежде чем поступить туда, была ученицей заслуженного деятеля культуры З.П. Свинарёвой, которая привила ей любовь к столь необычной профессии.

Парик за две недели

Работа постижёра очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель, да и то если не отрываться от работы с утра и до вечера. Процесс не простой. Сначала тонкие пряди собирают на специальных станках - тресбанках. Затем сшивают в парик, а предварительно расчёсывают кардами (некое подобие расчёски, но острое и тяжёлое). С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань - театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Мне тоже предложили попробовать себя в этой профессии, но я не рискнула - и вязать-то не умею, а тут такие хрупкие инструменты. Их вообще особенно берегут, ведь такая утрата невосполнима. Вот, например, щипцы, сделанные во Франции в 19 веке с клеймом мастера, ну и где такие сейчас достать? Такие вещи делают исключительно на заказ и передают из поколения в поколение, либо от учителя к ученику. С крючками тоже не всё просто. Сейчас в России их делает на заказ только один специалист, имеющий свою мастерскую в Москве, да стоят они не дёшево. Кстати, со шпильками и невидимками тоже проблемы, сложно найти качественные, хорошо фиксирующие причёску. На нашу огромную страну всего три завода выпускают эту продукцию качественно, а то, что продаётся сейчас на рынках и в магазинах, выдерживает не более одной-двух театральных причёсок.

Причёски из силикона

Энтузиазму Татьяны Александровны можно только позавидовать. Да и как тут не гореть глазам, когда работа - постоянная реализация творческого потенциала, а каждый день - маленький праздник! Парики и причёски делают не только из волос. Бывали случаи, когда приходилось работать с ниткой, фольгой, латексом и силиконом! По словам Бубликовой, для неё самая любимая часть - постановка нового спектакля. Нужно придумывать новые образы, подбирать грим, парики, причёски. Иногда можно что-то придумать с теми наработками, которые остаются от уже поставленных спектаклей, но чаще всего всё создаётся с нуля. Правда бывают случаи, когда переделываются уже готовые или купленные парики. Например, к одному спектаклю была специально закуплена целая партия, из которой актрисам не подошло ничего, так что постижёрам пришлось всё создавать самостоятельно. Зато эти парики очень пригодились в другой постановке. Бывает, что на волосы пришивают специально сделанные ушки, и получаются костюмы кошек и собак.

Сейчас театр готовится к гастролям, так что постижёру предстоит много работы. На каждый парик нужно накрутить бигуди и аккуратно уложить в отдельную коробочку. С собой берут не только реквизит, но и многочисленный «дублирующий состав» париков, на случай повреждения при транспортировке или неудачного климата. Да и на каждый образ обязательно берут хотя бы один про запас. Бывали случаи, когда из-за слишком влажной погоде локоны на париках распрямлялись и образ был испорчен. Так что гримёры-постижёры, а вместе с ними и костюмеры всегда приезжают на место гастролей раньше актёров.

Постижёры на страже порядка

Однако постижёры нужны не только театру. Был случай, когда по заказу правоохранительных органов гримёры-постижёры проявили свои умения и создали новый, неузнаваемый образ одному из сотрудников, изготовив по снятым меркам парик и специальную мимическую маску, сделанную из силикона. Это волшебное преображение помогло в раскрытии преступления. Также постижёрное и гримёрное искусство пригождается при проведении частных маскарадов и корпоративных вечеринок. К их помощи также прибегли при создании исторических образов на прошлогоднем карнавале в честь празднования Дня города.

Да, действительно «Весь мир - театр, а люди в нём - актёры», а также постижёры, гримёры, сценаристы и режиссёры!

Постижеры - представители очень редкой и, увы, исчезающей профессии.

Благодаря кропотливому ручному труду Ларисы Старосветской и Валентины Терешенковой есть возможность оценить парики ручной работы из натуральных волос. Сколько времени занимает изготовление одного такого парика, сколько волос для него требуется? И кто они - клиенты постижеров?

Когда-то в Минске действовал целый постижерный цех на ул. Берестянской. Мастеров там было много, а еще больше - желающих перенять навыки. Эти времена застала Валентина Терешенкова:

- Тогда парики были в моде. Появился канекалон - искусственное волокно высокого качества, очень похожее на натуральные волосы. Его придумали японцы. Они же изобрели машины для изготовления париков. Наше предприятие "Восход" закупило это оборудование. И постижеры работали не покладая рук. В одну смену делали 50 париков. Женщины ночевали под окнами цеха, чтобы стать счастливой обладательницей такого парика. Потом машины выработали свой ресурс, на рынке появились постижерные изделия из Китая. А парики из натуральных волос, сделанные вручную, перешли в разряд эксклюзивных.

Сегодня азы постижа преподают в технологическом колледже. Но молодежь уже не стремится к такой работе.

- Студенты к нам приходят как на экскурсию. Мы показываем, рассказываем, что и как. Но узнав о зарплате, к нашей профессии теряют интерес. Ведь парикмахер за месяц зарабатывает гораздо больше. Так что осталось у нас три мастера в парикмахерской, остальные на пенсии, - грустит Лариса Старосветская.

Технологический процесс изготовления парика вручную сложный. Все начинается с закупки волос. На один парик их нужно 250 г. Столько с одной головы не сострижешь, поэтому волосы все разные по длине, структуре, цвету. Их тщательно моют, дезинфицируют, сушат. Потом обесцвечивают, чтобы в дальнейшем придать нужный цвет.

И вооружившись кардой, устройством для сортировки волос, чем-то похожим на большую щетку, волосы делят на небольшие прядки. Из них плетется тресс - основа парика.



- Пучки волос вплетаются в три синтетические нити вручную. На один парик нужно изготовить минимум 12 метров тресса - работа очень кропотливая. Дней десять уходит на это. В день получается сплести метра полтора , - объясняет Лариса.

Тресс нашивается на специальную шапочку (монтюр), которую постижеры шьют сами, индивидуально для каждого клиента.



Когда тресс пришит, делается имитация роста волос на макушке головы - тамбуровка. Постижер крючком вытягивает волосинки из монтюра и закрепляет узелком. Готовый парик получается бесформенным, и его стригут. Причем не ножницами, а бритвой, чтобы срез был косой. Потом - укладка волос. На всех этапах производства парик теряет в весе, и из первоначальных 250 г остается примерно 150.

Итак, около трех недель - на один парик. Стоимость - от 5 млн. Дорого, но носится такой парик долго - лет пять.



- Наши парики с гарантией, мы можем и подремонтировать его, и помочь с укладкой. В домашних условиях парик моют с помощью расчески или щетки, надев на трехлитровую банку. После шампуня обязателен бальзам, чтобы оживить волос. Потом - укладка. Не просто высушить феном, а уложить каждый трессик. Желательно мыть парик хотя бы раз в три месяца. Искусственный парик - другое дело. К сожалению, зачастую он теряет свой внешний вид и блеск уже после первого мытья, - рассказала Валентина.

Постижеры делают не только парики - еще шиньоны, накладки, пряди. Все только из натуральных волос. Это они оставляют в газетах объявления: "Куплю волосы".

- Раньше было много волос, по сто килограммов! А сейчас если есть килограмм - это удача. Приходится красить, так как подобрать материал определенного тона на парик не из чего. Для наращивания привозят волосы из азиатских стран, они темные, жесткие, приходится их обесцвечивать три раза, а от этого теряется качество - волос быстро ломается. Самые лучшие - русые, они долго носятся, - рассказала Лариса.

У постижеров своя база клиентов. Едут к ним со всей Беларуси. И не только женщины.

- Процентов 20 клиентов - мужчины, немало и детей. К сожалению, чаще всего парик заказывают не для смены имиджа. Причины - травмы головы, онкология, другие заболевания. Много девочек-школьниц обращаются, они теряют волосы на нервной почве, из-за переживаний. Мужчины к нам даже из деревень приезжают, шутят: в парике и шапка не нужна. И каждый клиент - это чья-то судьба, чья-то жизнь. Мы ведь при встрече не только мерки снимаем, обсуждаем все детали парика, еще и выслушиваем человека, его проблемы, его историю. И благодарность клиентов, их радостные лица - лучшая награда за наш труд, - признается Лариса.

А не думали ли вы свою престижную профессию юриста или адвоката сменить на профессию постижёра? Многие наверняка и не знают о существовании такой профессии. А ведь всё довольно просто. Постижёр – это человек, который изготавливает парики, шиньоны или накладные причёски из искусственных или настоящих волос.

Сегодня постижёр – это самый настоящий волшебник, а ведь ещё совсем недавно парикмахер – постижёр имел в своём арсенале только хну, перекись и басму, кудри делались самым настоящим варварским способом, а после посещения парикмахерской волосы приходилось самым настоящим образом лечить.

Может быть многие будут удивлены, но постижёр сегодня – это довольно популярная профессия. Ведь всегда в мире будут люди, которые страдают онкологическими заболеваниями, люди, которые перенесли химиотерапию или мужчины и женщины, которые болеют алопецией (облысением). Именно для них и работают постижёры, создавая невероятно красивые парики, которые так похожи на самые настоящие волосы.

К тому же постижёр – это самая нужная театральная профессия. Да и при создании кинофильмов постижёр играет совсем не последнюю роль. К тому же помимо париков здесь постижёр изготавливает и накладные бороды, усы и бакенбарды.

В европейских странах практически каждая женщина к каждому своему платью покупает тот или иной парик. Ведь без подходящей причёски имидж нельзя считать полностью завершённым. К тому же свои волосы перекрашивать, завивать и стричь как – то жалко, а тут надел парик и никто не догадается, что это совсем и не настоящие локоны даже. Но зато как они подходят к открытому синему вечернему платью! Да и на парикмахера времени и денег тратить не придётся.

В России первые парики стали изготовлять на киностудии «Мосфильма». Обычно парики, бороды и усы делали в постижёрной мастерской только для актёров, но если человеку с улицы ну очень нужен был парик, то могли изготовить и ему. Первые парики были очень плохого качества. Волосы с них выпадали через несколько недель, да к тому же иногда сквозь них можно было разглядеть и саму основу парика – тюль в мелкую сеточку.

В 70-х годах прошлого века в России насчитывалось всего 500 человек, которые умели изготовлять парики. Каждый парик приходилось делать около месяца. Это был невероятно кропотливый труд, который требовал очень большого терпения и усидчивости.

Правительство в те времена совсем не считало, что производство париков – это очень важное производство. Финансировать его никто не хотел, цехов и заводов, где парики изготовлялись бы при помощи автоматических машин, никто открывать не собирался. Да и вообще считалось, что парик – это роскошь буржуев и советскому человеку он ни к чему.

В то же самое время в нашу страну впервые стали ввозиться импортные парики. Что тут началось! Люди готовы были экономить на чём угодно, работать в две смены и питаться только картошкой для того, чтобы купить парик. А парик иностранный стоил в те времена ни много ни мало 100 рублей. Тогда парики поставляли к нам из Кореи и Японии.

Сегодня ситуация кардинально поменялась. Парик сегодня – это не дефицитный товар. Его запросто можно купить в специализированном магазине. Правда цена на этот товар довольно высока – за парик из искусственных волос придётся выложить 15 тысяч рублей, парик же из настоящих волос обойдётся тысяч в 40, а то и больше.

Но вот чудеса – все настоящие волосы, парики из которых считаются особенно ценными, из нашей страны уходят за рубеж. Именно в этих странах русские волосы ценятся невероятно высоко и их готовы покупать за 1,5 тысячи долларов за килограмм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

(МБОУ «Тренькасинская СОШ», 4 класс) Много профессий существует на Земле, и каждая из них по-своему важна и необходима. У всех на слуху профессия врача, учителя, экономиста, программиста, юриста. Но существует множество других профессий, о которых известно далеко не каждому, и специалистов таких существует ограниченное количество. Представляем вашему вниманию одну из редких профессий в мире

2 слайд

Описание слайда:

- (от французского postiche) профессия, представитель которой специализируется на изготовлении париков, бакенбардов, усов, бород, кос, ресниц на заказ. Ремесло постижёра имеет давнюю историю. Ещё в Древнем Египте существовала проблема естественной утраты волос и потребность изменения причёски в угоду моде. В разные эпохи существовали разные приёмы изготовления париков. Менялся материал для них, а ловкие пальцы мастеров-постижёров оставались неизменными. Древнеегипетские «мастера париков» были, конечно, не самыми первыми, но их произведения сохранились до наших дней лучше всего(более 2600 лет до н. э.)Исследуя погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также простые люди. Конечно, все их парики были разными: у царей – из натуральных волос, а у людей простых сословий – из шерсти и из волокон пальмы.

3 слайд

Описание слайда:

Однако первоначальное представление парика в Египте было не декоративным, а… спасала людей от теплового удара. Многие воины могли не опасаться врага во время схватки, что их схватят за волосы: такой парик просто мог оставаться в руках врага. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре1. Придворные (мужчины и дамы)обязаны были носить при дворе пышные красивые парики.

4 слайд

Описание слайда:

Как делается парик? Прежде всего собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, а теперь применяются особые станки – тресбанки. Постижёр расчёсывает получившиеся пряди и начинает пришивать волосы к основе парика. С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань - театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Гримёр - мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.

Гримёр (от староитал. grimo — морщинистый) — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п. Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Искусство гримёра востребовано везде, где есть необходимость как-то видоизменять внешность. В театре и кино гримёр помогают актёру в работе над образом. Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра. Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке. В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным). Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого.

Когда вышел фильм о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой», съёмочная группа и продюсеры какое-то время держали в тайне имя исполнителя главной роли. Интрига удалась, потому что без подсказки узнать в главном

герое Сергея Безрукова было почти невозможно.

Не зависимо от того, живописный накладывается грим или пластический, он должен делать лицо ярким, чтобы его детали были видны с галёрки. Однако грим - это не маска. Изменяя внешность, он сохраняет актёру возможность выражать чувства мимикой. Без этого актёрская игра невозможна.

Когда спектакль или съёмки окончены, грим нужно снять, отклеить бороды (они крепятся специальным клеем или мастикой), уложить их в специальные коробки, парики натянуть на специальные болванки. Гримёр следит за их состоянием, а когда они изнашиваются, заказывает новые.

На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Рабочее место

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях.

Оплата труда

Зарплата на 28.03.2019

Россия 12000—12000 ₽

Важные качества

Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику.
А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Знания и навыки

Гримёр или гримёр-постижёр должен владеть приёмами наложения разных типов грима, создания причёсок, хранения париков, накладных усов и пр.