Психология насилия над детьми. Эмоциональное насилие в семье над детьми

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998).

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока не уделяется достаточного внимания (Тарабрина, 2001).

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

Явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

Единичное или множественное, длящееся долгие годы;

По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой (1997).

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а гакже попытки утопления.

Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов сов-ладания» (Palmer, McMahon 1997).

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова 2003).

1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.

3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.

5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.

6. Низкая правовая грамотность населения.

7. Плохая осведомленность детей о своих правах.

8. Несовершенство законодательной базы.

Есть различные современные теории, пытающиеся объяснить причины насилия над детьми в семье. Социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми. К таким факторам обычно относят: стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Психологическая теория основывается на представлении, согласно которому ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию: плохое обращение как конечный результат деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов, как то: личностные особенности родителей и ребенка, внутрисемейные процессы, стрессы, вызываемые социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера (Орлов, 2000).

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

Низкий доход.

Безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов).

Многодетная семья.

Молодые родители.

Неполная семья.

Принадлежность к меньшинствам. © Плохие квартирные условия.

Отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):

Семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи.

Отчим в семье или приемные родители.

Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи (Михайлова, 1998, 2001).

Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.) (Coohey, 1995).

Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности.

Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка.

Эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации (Алтосаар, 2000;.

Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.

Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослаблен-, ный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.

Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.

Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всида испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998).

Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:

Нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

Дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

Дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

С расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

С определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, выраженно внушаемый);

С привычками, действующими на нервы родителям;

С низкими социальными навыками;

С внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);

Дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

С чего бы начать? Наверное, с жизненных историй.

Детские эмоциональные травмы

Молодая женщина, 32 года жаловалась на потерю аппетита. Сидя дома с маленьким ребенком (1,5 года), она могла целый день ничего не есть. Выглядела достаточно худой. Медик по образованию, она понимала, что отсутствие аппетита - небезопасный симптом и к чему он может привести, поэтому обратилась к психологу.

Мы исследовали негативные переживания женщины и истории, их вызвавшие. Постепенно, раскручивая пленку назад, вспоминая институт, школу, мы, наконец, пришли к событиям раннего детства. Женщина вспомнила неприятную историю, которая произошла у нее с воспитательницей в садике. Мы проработали ее и поставили в ней точку. Неожиданно женщина говорит:

- Я вспомнила еще одну историю, но уже с другой воспитательницей.

И именно эта история, глубоко спрятанная и не сразу вытянутая из памяти, оказалась решающей. Той самой, которую мы искали, чтобы найти истоки сегодняшнего состояния клиентки. Девочка не хотела кушать (довольно распространенная история в садиках). Воспитательница насильно стала кормить девочку, а помогала ей в этом ее дочь – она держала девочку…

Такие забытые истории насилия из детства встречаются в работе психолога постоянно. Мужчина, 50 лет вспомнил, как в возрасте 5 лет он лежал в больнице по поводу операции. Очень боялся уколов. Однажды четверо мужчин держали его, чтобы сделать укол. Мальчик яростно сопротивлялся. Я попросила мужчину описать чувство, которое испытывал тогда он. БЕССИЛИЕ. Ситуацию описал как несправедливую. На протяжении всей своей жизни - в школе, институте, на работе - он каждый раз реагировал именно так - яростно и неадекватно, когда чувствовал несправедливость.

А вот история еще одной маленькой детской травмы. Клиентка вспомнила, что когда ей было около 3-4 лет, каждый вечер мама демонстрировала папе трусики девочки и комментировала их чистоту. ЧУВСТВО СТЫДА , которое клиентка тогда испытывала, она смогла осознать и выразить только будучи взрослой, работая с психологом. Но несла она его с собой всю жизнь.

Еще история. Девочка 10 лет не хочет идти с папой в гости. Папа грубо настаивает (хотя всегда это хороший и любящий папа): “Я сказал - ты пойдешь” . Девочка, в конце концов, соглашается и …вспоминая эту историю, будучи взрослой, женщина НЕНАВИДИТ себя за эту слабость, за то, что не смогла справиться с ситуацией и отстоять свою позицию.

Негативные последствия

Взрослым очень легко победить детей и принудить их что-то сделать или не сделать. И детям сложно противостоять им. У взрослых больше сил – и физических, и моральных. Им даны полномочия обществом – растить, воспитывать, учить. Обучение или взаимодействие часто осуществляется грубо и властно, используется стыд и чувство вины, унижение и насмешки. Правильно ли это?

Результат, который получают взрослые, добившись своего принуждением (случай с кормлением и походом в гости), насилием (случай с уколом), стыда (случай с приучением к чистоплотности) – пиррова победа. Забытые истории насилия в детстве не проходят бесследно и откликаются в жизни взрослых людей:

  • заниженной самооценкой (жертвы склонны обвинять себя, пассивны);
  • нарушением социализации (проблемы в построении отношений, отсутствие доверия к людям, неадекватные поведенческие реакции);
  • эмоциональными проблемами (трудности в осознании и проявлении собственных эмоций, тяжело понять чувства других);
  • хроническими негативными переживаниями, депрессиями;
  • болезнями.

Давайте рассмотрим, какие ситуации можно считать эмоциональным насилием. Чтобы лучше понять, начнем с определения.

Эмоциональное насилие – это травмирующие слова или действия, которые приводят к нарушению развития ребенка (физического, эмоционального и социального).

Особенность эмоционального насилия состоит в том, что иногда его трудно распознать. Эмоциональное насилие – это не только грубое и оскорбительное обращение, высмеивание, унижение, угрозы. Громкий крик на ребенка, резкая критика, завышенные требования или ожидания от ребенка, с которыми он не в состоянии справиться, все, что держит его в постоянном напряжении и приводит к стрессу – все это примеры эмоционального насилия.

Реакциями ребенка на эмоциональное насилие могут быть – дневной или ночной энурез, заикание, онанизм, психосоматические жалобы – головная боль, боль в области живота, сердца, плохое самочувствие и т.д.

Я спрашивала клиентов, истории которых описала выше, о том, как они хотели бы, чтобы с ними поступили тогда. Ответы были такими – договариваться, объяснять, больше любить и понимать.

Дорогие взрослые!

Мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, тренера. Важно не только выполнить свои воспитательные функции. Важно и то, как, каким способом вы это делаете, с какой интонацией. Насильно кормить, лечить, обучать или принуждать что-то делать – это не только глубоко травмировать. Это еще и обучать способу взаимодействия.

Когда ребенок вырастет, он будет строить взаимодействие с теми, кто слаб, также. Давайте осознавать и изменять травмирующие и порождающие несчастных людей, традиции прошлых поколений - стыдить, унижать, обвинять, заставлять, на другие - более гуманные – устанавливать рамки (правила), объяснять, договариваться, мотивировать, вдохновлять. Конечно, это не просто. За такими изменениями стоит большая внутренняя работа.

Дорогие взрослые! Мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, тренера. Если вы, взаимодействуя с детьми, используете принуждение, унижение, стыдите, обвиняете, властны, значит, с вами поступали также. Значит, в вас живет травмированный маленький ребенок. Может быть, вы сразу и не вспомните ту самую, унижающую вашу личность детскую историю эмоционального насилия. Эти истории настолько сильны и разрушающи, что психика человека, помогая ему выживать, стирает их из нашего сознания, но они все равно остаются в нас, только уже в подсознании.

В детстве почти каждого человека можно найти историю насилия, эмоционального или физического, а это означает, что мы не только являемся носителями своих не проработанных детских травм и негативных эмоциональных реакций. Мы заражены способами взаимодействия, которые нам показали.

Хорошие новости. Клиентка, о которой я рассказывала в самом начале, ушла со встречи, ощущая легкое чувство голода. Это говорит о том, что конфликт найден и проработан. И это - чудо, что можно изменять сегодняшнюю реальность и улучшать жизнь, проработав травмы прошлого. Именно с этого необходимо начинать каждому, кто собирается рожать, воспитывать или обучать детей.

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Что такое психологическое насилие? Это давление на человека, с целью его унизить и морально уничтожить. Особенно страшно, когда такое практикуется в семье. Кому это нужно и зачем, а главное - как избавиться от психологического насилия, читайте ниже.

Определение

Что такое психологическое насилие? Это форма издевательства, когда тиран ежедневно понижает своей жертве самооценку, критикует ее и контролирует каждый шаг. Чаще всего психологическому насилию подвергаются жены со стороны мужей, но бывает и наоборот. Мужчины таким образом пытаются самоутвердиться и почувствовать себя более мужественными. Часто физическое и психологическое насилие идут рука об руку.

Виды

  • Навязывание собственного мнения. Тиран пытается полностью завладеть душой своей жертвы. Он внушает ей собственные утверждения, причем делает это так ловко и завуалировано, что никому и в голову не придет, что было совершено внушение. Чем-то такой вид психологического насилия похож на гипноз.
  • Пренебрежение чужим мнением. Этот вид психологического насилия можно рассматривать как эгоизм. Человек не хочет помогать по дому, ходить в магазин или на работу. Тиран садится на плечи жертве и свешивает ножки.
  • Еще один вид психологического насилия - это критика. Вечное недовольство тирана может быть безосновательно. Например, человек может цепляться за беспорядок в доме, причем сразу после генеральной уборки.
  • Шантаж. Тиран говорит жертве, что если она не будет выполнять его требования, то он уйдет из семьи или же применит физическое насилие.
  • Контроль. Слежка и запрос отчетности - это признаки того, что вы живете с тираном. Ни один нормальный человек не будет требовать, чтобы вы по минутам ежедневно рассказывали, как прошел день.

Над детьми

Домашнее психологическое насилие очень часто совершается родителями над детьми. И юные создания даже не могут понять, что что-то идет не так. Им не с чем сравнить. Они искренне думают, что во всех семьях родители плохо относятся к детям, чересчур многого требуют и постоянно унижают. Психологическое насилие над детьми чаще всего практикуют слабые и забитые родители. Никто со стороны и подумать не может, что этот человек может принижать своего ребенка. Каждый хочет, чтобы его любили и уважали. И, если человека недооценивают на работе, и он не хочет портить отношения со своей второй половинкой, то злость будет срываться на ребенке.

Дети могут страдать от психологического насилия чересчур активных родителей. Взрослые могут возить свое чадо на все кружки, решать за ребенка, что ему делать, куда пойти и в чем, а также что и где нужно сказать. И это кажется нормальным, когда речь идет о 3-х летнем малыше, но если в этой ситуации оказывается 10-летний подросток, то можно смело сказать, что что-то идет не так.

Над женой

Чаще всего в роли тиранов выступают мужчины. Они совершают психологическое насилие над детьми и женами. В чем же это проявляется? Мужчина держит под контролем семью. Без разрешения из дома нельзя выйти ни ребенку, ни женщине. Если жена и может куда-то идти, так только со своим мужчиной. Личной собственности у жертвы, вообще, нет. Аккаунты в социальных сетях у пары общие, на телефон блокировку ставить нельзя. В такой ситуации сложно оставаться собой, и тиран этим пользуется. Он внушает жертве мысли о том, что дома хорошо и безопасно, здесь и нужно оставаться. Таким образом могут внушаться любые мнения, причем жертва будет считать их собственными.

Мужчина может унижать женщину, говорить ей, что она страшная, глупая, не имеет никаких талантов. Таким способом тиран в своих глазах возвышается, ведь его жертва считает его умным и красивым.

Над мужем

Психологическое насилие в семье практика, к сожалению, частая. Женщины, которые не могут самореализоваться, пытаются повысить свою самооценку за чужой счет. Они выходят замуж за подкаблучников и вертят ими как хотят. В чем проявляется психологическое насилие женщин? В упреках и угрозах. Женщина вечно недовольна, что муж мало зарабатывает, ходит в гости к друзьям или слишком много времени проводит в гараже. Жена может ежедневно устраивать скандалы, бить посуду и применять различные манипуляции.

Почему же мужчины в этом случае не уходят из семьи? Тиранша может внушить своей жертве, что все женщины одинаковые, а она - ангел во плоти. И виноват во всех скандалах мужчина, ведь он плохой, невнимательный и незаботливый. Мужчина может в это искренне верить и даже испытывать угрызения совести, причем совершенно неоправданные.

Над родителями

Психологическое насилие в семье может исходить и от детей. Любой ребенок хорошо владеет манипуляциями. Некоторые родители могут их распознать, а другие нет. Если ребенок поздний и очень желанный, мать может души в нем не чаять и выполнять любое его требование. Причем иногда ситуация доходит до абсурда. Родителям приходится тратить последние деньги на покупку дорогостоящей игрушки, иначе ребенок закатит скандал, откажется есть или намеренно будет приносить двойки. Подростки часто манипулируют родителями, говоря им, что, если их желания не будут удовлетворены, они могут совершить самоубийство или уйти из дома.

Психологическое насилие детей порой бывает очень жестоким. Если ребенок избалован, то он вырастет эгоистом, который не будет, вообще, считаться с родителями. Например, он будет забирать у престарелых родителей пенсию, и тратить ее на развлечения, походы в клуб и даже на наркотики.

Как распознать психологическое насилие на ранней стадии

Сложно с первого взгляда понять тиран человек или нет. Заводя роман, люди могут влюбиться и надеть розовые очки. Любые прегрешения своей второй половинки будут прощены. Тотальный контроль будет восприниматься как забота. Психологическое насилие над возлюбленным начинается только после свадьбы. Тираны считают, что штамп в паспорте позволяет им совершать любые действия со своей жертвой.

Как же не попасться в руки злодея? Нужно всегда отдавать отчет чужим действиям. Если человек не дает вам свободного пространства - это должно стать первым тревожным звоночком. Если критика в ваш адрес поступает слишком часто, и порой бывает неадекватной - это тоже должно стать сигналом к побегу. Стоит понимать, что люди меняются не после свадьбы. Узнать человека ближе можно только прожив с ним какое-то время. Поэтому не стоит торопить события. Как говорится: доверяй, но проверяй.

Если на первых стадиях отношений человек требует от вас, чтобы вы выбирали между ним и своими друзьями - это должно вам о чем-то сказать. Нормальные люди не будут ограничивать свободу общения. Если человек оправдывает свое нежелание общаться с вашими друзьями тем, что они глупы и разговаривать с ними не о чем, то стоит расстаться с тираном, а не близкими людьми, которые любят вас и поддерживают.

Не стоит строить отношения с тем, кто эгоистичен и заносчив. Убедитесь, что ваша вторая половинка умеет совершать благородные дела и не ждет за них награды и других почестей.

Как усмирить обидчика

Жертва психологического насилия не должна играть по установленным тираном правилам. Если ваш муж критикует вас, не стоит принимать его слова на веру. Следует подумать, а прав ли он, и попросить мужчину аргументировать свою позицию. Нужно уметь отличать реальную критику от желания понизить чужую самооценку.

Если ваша возлюбленная пытается вас контролировать, нужно ослабить железную хватку. Следует объяснить ей, что у вас должно быть личное пространство, и в раздельном времяпрепровождении нет ничего плохого.

Если в семье ежедневно происходят беспочвенные скандалы, нужно найти им причину. Не стоит устранять следствие. Возможно, ваша вторая половинка хочет на что-то намекнуть, но слишком сильно вуалирует свою истинную цель. Попробуйте спросить напрямую, что ей или ему нужно, и, если желание будет адекватное, то стоит его выполнить.

Сложно жить с человеком, которому все безразлично. Но ведь люди женятся по обоюдному согласию. Поэтому, если чувства остыли и ваша вторая половинка вас игнорирует, нужно внести в отношения больше романтики. Следует больше времени проводить вместе и найти совместное хобби. Любые отношения держатся на положительных воспоминаниях. Если их не очень много, значит, пришло время их создать. Займитесь активными видами спорта. Это может быть что-то обычное, например, катание на лыжах, или же что-то менее тривиальное, например, занятия конным спортом. Туризм - это еще один способ наладить отношения. Ведь уходя в поход, люди вынуждены проводить вместе много времени. Причем в экстремальных ситуациях приходится поддерживать друг друга как физически, так и морально. Например, можно совершить спуск на реке на байдарках, или же просто поехать с друзьями на недельку на рыбалку.

Как помочь человеку, который подвержен нападкам

Жертва насилия, прежде всего, должна сама понять в какой ситуации находится. Если ваша знакомая живет с тираном, но не подозревает об этом, следует открыть ей глаза. Нужно рассказать, что не все мужчины принижают своих возлюбленных. Ведь зачем создаются семьи? Чтобы люди могли наслаждаться обществом друг друга, а не бояться идти домой. В квартире уют создают не шторы и не дорогая мебель. Хорошая атмосфера поддерживается любовью.

Женщина, которая боится своего мужа, должна знать, что совсем не стыдно просить о помощи. Психологическое насилие опасно, ведь оно может свести человека с ума или подвести его к самоубийству. Женщина, которая попала в тяжелую ситуацию, виновата сама. Если мужчина морально ее прессует, значит она позволяет ему это делать. Развод не станет наилучшим вариантом. Сначала нужно изменить себя, а уж потом требовать от окружающих хорошего отношения. Ведь тираны избирают себе в качестве жертвы слабых духом личностей. Следует стать сильной и уверенной. Да, тиран в этой ситуации будет сопротивляться, но ведь на кону собственная судьба, и следует жить в удовольствие. Не нужно бояться того, что о вас скажут люди.

Если в сложную ситуацию с психологическим насилием попал мужчина, его друзьям нужно ему помочь. Следует поднять человеку самооценку, возможно, предложить ему пройти психологический тренинг по лидерству. Женщины любят сильных мужчин. Скорее всего, жена даже будет только рада, когда ее муж возьмет бремя ответственности в свои руки и точно снимет свои ежовые рукавицы.

Что делать в качестве профилактики

Виды психологического насилия бывают разные, и соответственно противодействие к ним не следует применять одно и тот же. Но все же лучше не решать проблемы, а не создавать их. Как же сделать так, чтобы близкий человек не стал тираном? Всегда следует оставлять в жизни людей свободное место. Не стоит бояться, что его может занять кто-то лучше вас. Такая мысль не приходит в голову человеку с высокой самооценкой. Если человек захочет вам изменить, то способ он найдет, даже если вы будете за ним следить. Чтобы этого не допустить, следует сохранять романтику в отношениях. Дарите цветы, устраивайте романтические ужины, проводите время вместе, ходите в кино и на каток. Можно придумать массу способов привнести в отношения острые ощущения, не прибегая к ревности и измене.

Чтобы человек не пытался самоутвердиться за ваш счет, поддерживайте его самооценку всегда на высоком уровне. Не только девушки любят комплименты, помните об этом. Мужчины тоже хотят знать, что они замечательные и что их вторая половинка любит их, несмотря ни на что. Следует уважать друзей своего избранника, ведь это его близкие люди. И, даже если они вам не нравятся, попробуйте с ними примириться. Ни в коем случае нельзя оскорблять родителей любимого человека. Ведь родственники - это опора и поддержка, стоит это понимать.

И главное, о чем многие забывают - это то, что следует разговаривать. Не копите обиды, ведь иначе они при любой легкой размолвке смогут вырваться наружу. Решайте проблемы по мере их поступления. Если вам не нравится что-то в вашем избраннике, не стесняйтесь об этом сообщить. Свои недостатки человек видит невсегда, поэтому мнение со стороны пойдет только на пользу.

А может уйти?

Жертвы психологического насилия часто задаются этим вопросом, но решиться на ответственный шаг не могут. Как уже писалось выше, и не зря. Ведь, как известно, от себя не убежишь. Следует понимать, что люди относятся к вам так, как вы им позволяете. Человек с заниженной самооценкой может плакать в подушку над тяжелой судьбой, но абсолютно ничего не будет делать, чтобы облегчить свою участь. Стоит задуматься, возможно, и до брака вами помыкали. А может быть проблема идет из детства? Часто бывает, что девочка, в семье которой отец был тираном, считает, что все мужчины ведут себя одинаково. В этом случае она просто заставит своего избранника командовать ей и принижать ее достоинства. Следует хорошо разбираться в своих чувства и понимать, откуда они исходят. Если вас что-то не устраивает, меняйтесь, вас точно никто не осудит.

Конечно, бывают такие ситуации, когда жертва ни в чем не виновата, и ее тиранят ни за что. В этом случае уходить просто необходимо. Зачем терпеть издевательства? Да, тиран не захочет с вами расстаться просто. Он будет петь песни о том, что он обязательно измениться, только ему нужно дать 150-й шанс. Помните, люди не меняются, если у них нет на то веской причины. Поэтому уходите с гордо поднятой головой и не оглядывайтесь.

А что делать, если тиран не хочет прекращать общение даже после расставания? Он может названивать, приезжать к вашим родителям и плакаться им. Не верьте. Людей время меняет, но не за месяц, а порой даже года бывает мало. Вы можете предложить тирану дружбу, но не более того. Цените себя, свое время и свою жизнь.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни. Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

Изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

Угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

- «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

Оскорбление;

Терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

Поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

Брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

Моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно: - предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

Чрезмерно сурово наказывает ребенка;

Чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

Злится и ведет себя устрашающе.Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

Грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

Сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

Замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

Испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

Не выказывает интереса к играм.Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

Ночной и дневной энурез (недержание мочи);

Психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

Замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.


К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками. Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

Любовь – это обязанность;

Родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители; - дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; - высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами; - нежность (сильная любовь) вредна; - удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; - лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; - то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; - родители не переживут, если их обидят; - родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; - родители всегда правы, они не могут ошибаться.Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие: – бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались; – потребность дать выход подавленным чувствам; – потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении; – самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка; – страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше; – желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок. Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.опубликовано econet.ruИз книги И. Малкиной-Пых "Экстремальные ситуации"