Пересаживание инвалида с кровати на стул или коляску. Устройство, позволяющее электрической инвалидной коляске преодолевать препятствия

В Америке таких проблем нет, разумеется. Поскольку люди на инвалидной коляске ведут обычный, полноценный образ жизни и в этом не так уж они и отличаются от всех прочих.

Не раз слышал от разных хороших людей, что они не знают, как вести себя с инвалидами. Решил написать маленькую шпаргалочку по собственному опыту, может кому поможет.

1. Ваше лицо должно быть на одном уровне с собеседником. Разговаривать снизу вверх элементарно неудобно. Если человек на коляске – присядьте и вы. На стул, угол стола, диван… Только не на корточки! Взрослый на корточках – жалкое зрелище в подавляющем большинстве случаев.

2. «Спасибо, я пешком постою». Не настаивайте даже на том, что вам кажется очевидным. Люди на костылях часто стоят, даже если есть возможность сидеть. По разным, но всегда веским причинам. Это может быть, например, потому, что при конкретном недуге нужно давать нагрузку на ноги, а может быть и потому, что элементарно трудно/больно, скажем, вставать, так что и садиться на 5-10 минут совсем не хочется. Один раз предложили в рамках общей вежливости, и хватит.

3. Если есть сопровождающий, все равно обращайтесь к самому инвалиду. Особенно это важно для детей. Ребенку-инвалиду и так видно, что с ним общаются особенным образом, но хотя бы общаются. В этом поможет первый совет – взгляд не будет «перепрыгивать» через коляску на взрослого, вам же самим будет легче. Не волнуйтесь, мама/волонтер/тьютор/кто-там-еще-может-сопровождать в стороне не останутся. И, добавлю, они знают пределы компетенции конкретного инвалида просто в силу опыта.

4. Не стоит отводить глаза от костылей и коляски. Наоборот, если вам интересно – рассматривайте их открыто. Коляска и костыли в данном случае ничем не отличаются от обуви или аксессуара. Вы же хвалитесь босоножками, часами и прочими пуговичками. Или, еще ближе, роликами и сноубордами? Коляска с костылями зачастую покруче любых роликов будут. Глупо думать, что инвалид их стесняется. Стесняетесь как раз вы, и тут уже происходит обратная реакция: хочется спрятать костыли, чтобы не смущать народ. Но может лучше прямо спросить, зачем тут вот та хромированная фигня и как оно работает?

5. Не нужно спрашивать «что с тобой случилось?». Во-первых, не всегда хочется об этом говорить, а во-вторых, не всегда возможно коротко и ясно объяснить. По разным причинам. Иногда в диагнозе на тридцать слов пять общеупотребительных, и те – предлоги. Иногда диагноз звучит «смешно». Для дураков, конечно, но где ж от них спрячешься. Да и получи вы ответ – что вы будете с ним делать?

6. Не стоит сходу рассказывать о том, как вы в прошлом году ломали ногу, а у вашей кумы в Крыжополе воспаление среднего позвонка. Это нормальная реакция, это инстинктивная попытка «навести мосты», но следовать инстинктам в данном случае не нужно. Хотя бы потому, что – а что на такое отвечать? «Угу» – как-то невежливо, «сочувствую» – фальшиво. Ни вы его, инвалида, не знаете, ни он вас. Пока, во всяком случае. Нет, может быть вы подружитесь и будете всем делится, это прекрасно. А пока – пока начните как со всеми, просто с вопросов и попыток узнать друг друга.

7. Не нужно хвататься за коляску или костыли без явной и четкой просьбы. Коляска и костыли, напомню, относятся к личным предметам, как одежда, обувь и аксессуары. Вам бы понравилось, если бы в разговоре вас бы взяли за воротник, потрогали брошку, начали бы пуговицы застегивать? Вот и оставьте в покое, надо будет – человек скажет.

8. Самое главное – это руки. Как ни странно, у человека на коляске или на костылях руки заняты куда больше, чем ноги. Просто подержать что-то, передать или взять с собой часто бывает невозможно. Или очень ограничено – то, что удержится на коленях или в одной руке. Именно поэтому, кстати, мы не используем зонтики. Даже если костыль один. Зонтик в другой руке, а дальше что?

Лет десять назад такой проблемы, как проблема выбора коляски, в таком масштабе в России не было: потому что не было сегодняшнего разнообразия инвалидных средств передвижения.

Коляска удивительным образом делает человека более свободным. Человек с повреждением спинного мозга может передвигаться в коляске так же быстро, как другие люди - пешком. Для пожилых людей с артритом коляска даёт возможность выбраться в мир вне дома. Для активных спортсменов коляска – средство для участия в марафонах, для игры в баскетбол и теннис.


В каком-то плане коляска схожа с автомобилем или обувью. Она помогает телу взаимодействовать с окружающим миром. Подобно обуви, правильная "подгонка" коляски очень важна для того, чтобы человек смог максимально раскрыть свой потенциал и чувствовал себя комфортно, передвигаясь в пространстве; так же, как и в машине, в дизайне коляски должны быть отражены личные нужды и интересы человека.

Соблюдая при покупке все правила и рекомендации, Вы сможете облегчить жизнь близкому Вам человеку и сделать его передвижение более комфортным и легким, свести к минимуму проблему передвижения в дверных проемах, ванной комнате и многих других помещениях с ограниченным пространством.

Виды инвалидных колясок

Подлокотники: фиксированные либо съемные

Съемные или откидывающиеся назад подлокотники удобны для быстрого пересаживания. Кроме того, в некоторых современных колясках регулируется и высота подлокотника. Коляски с фиксированными подлокотниками достаточно просты и надежны, конструкция их прочна и устойчива. Нет риска, что подвижный механизм сломается, так что передвигаться в них безопасно. Однако фиксированные подлокотники несколько затрудняют процесс пересаживания.

Шины: цельнолитые либо пневматические
Цельнолитые шины надежны и долговечны, но предназначены для передвижения коляски исключительно по ровной, твердой поверхности, так как любая неровность будет отдаваться во всем теле человека. Обычно коляски с такими шинами применяют в помещении.

Инвалидные кресла-коляски на пневматических шинах сделаны как раз для передвижения по улице: за счет амортизации они "сглаживают" небольшие неровности на дороге, делая их незаметными. Но у этой модели есть свой недостаток: она требует периодической подкачки и замены шин. Современные модели кресел-колясок на пневматических шинах разработаны с новыми компонентами, которые делают их еще комфортнее.

Кресла-коляски электрические
Такая коляска "заводится" с помощью батарей. У коляски с электроприводом совсем другая ходовая часть, чем у механической коляски (на которой человек сам крутит колеса), и электроколяски могут быть использованы как на улице, так и в помещении.

Пульт управления находится на подлокотнике и максимально удобен в использовании. Многие инвалидные коляски с электроприводом позволяют переставлять пульт управления: с правой стороны на левую, установить его посередине или сделать управление ногами. Это очень быстрые и удобные коляски, на управление ими почти не нужно тратить силы. Но у них есть небольшой минус – стоимость. Купить инвалидную коляску с электроприводом может позволить себе не каждый.

Кресла-коляски активные
Кресло-коляска для тех, кто привык к активному образу жизни. Они позволяют быстро и легко передвигаться, маневрировать и даже заниматься определенными видами спорта. Такие коляски делаются из очень прочных материалов, рассчитанных на экстремальные спортивные нагрузки. Облегченная конструкция больших и маленьких колес позволяет долго использовать их в режиме больших нагрузок. Это легкие коляски, они быстро разбираются и популярны у молодежи.

Особенности при выборе инвалидных колясок

Для правильного подбора инвалидного кресла-коляски необходимо провести замеры пациента в шести основных позициях:

  • ширина сиденья;
  • глубина сиденья;
  • длина ног;
  • высота сиденья;
  • высота предплечий;
  • высота спинки.

Определение ширины сиденья реабилитационной техники

Измеряют сантиметровой лентой через самые широкие участки бедер или подвздошных костей. К полученной величине добавляется 5 см. Следует учитывать также толстую одежду.

Если сиденье слишком узкое, у человека могут образоваться пролежни. Слишком широкое сиденье опасно неправильным положением тела.

Определить, правильно ли вы выбрали коляску, просто: ладонь должна проходить между коляской и бедром, при этом не протискиваясь.

Определение глубины сиденья инвалидной коляски
Измерение проводят сантиметровой лентой, отмечая расстояние от края ягодицы вдоль бедра до внутреннего сгиба колена. Чтобы получить правильный размер глубины сиденья, от полученной величины отнимают 5—7,5 см. На недостаточно глубокой коляске есть риск выпасть вперед при движении. Излишняя глубина кресла может нарушать циркуляцию крови и вызывать раздражение кожи на верхней части икроножной мышцы и подколенной области.

Чтобы проверить, правильно ли вы подобрали глубину кресла, надо измерить расстояние между передним краем обивки сиденья или подушки кресла и подколенной областью. Оно должно быть не более ширины 3-4 пальцев, т. е. приблизительно 7,5 см.

Определение длины ног
Это измерение и следующее, связанное с высотой сиденья, должны оцениваться вместе. Площадка для ног должна быть на уровне 5 см от поверхности пола. Это дает возможность безопасно поворачиваться туловищем и плечами.

Длину ног меряют от пятки или края каблука, если пациент носит туфли, до уровня бедра. При проведении измерений целесообразно использовать подушечку для сиденья.

Измерение высоты сиденья: надо прибавить 5 см к длине согнутой ноги.
Если для сиденья используется полиуретановая подушечка, то под давлением нормального веса тела ее объем будет уменьшаться наполовину. Следовательно, если высота подушки 10 см, то под давлением веса она уменьшится до 5 см. Определение высоты подлокотников

Замеры: от поверхности сиденья до основания локтя. К полученной величине прибавить 2,5 см. На этой высоте устанавливают подлокотники.

Определение высоты спинки кресла
Определяется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины, при этом руки пациента должны быть вытянуты вперед и расположены параллельно поверхности пола. Чтобы точно установить высоту спинки кресла с учетом толщины обивки, отнимите от полученной высоты 10 см. Эта высота обеспечивает минимальную поддержку туловища.

При необходимости полной поддержки туловища измеряют высоту от поверхности сиденья до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать кресло со спинкой, позволяющее откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла с секционной регуляцией высоты.

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую “комнатную” инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология “достаточная зона” и “комфортная зона” для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что “ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов” (“Рекомендации…Вып. 1”, стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое “местное сужение прохода”? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т.п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т.п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т.д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т.п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании “от себя” должна быть не менее 1,2 м, а при открывании “к себе” – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести “золотое правило” на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе “Пандусы”.

Сегодня рынок реабилитационного оборудования предлагает довольно широкий выбор реабилитационного оборудования, в том числе и средств передвижения для пациентов с ограниченными возможностями. Именно поэтому выбрать инвалидную коляску зачастую бывает не так уж просто. И в то же время это очень важно, так как покупка удобной и функциональной инвалидной коляски минимизирует проблемы при передвижении.

Инвалидные кресла-коляски в отличие от каталок предназначены для самостоятельного передвижения человека. Достичь этого помогают круглые колеса. Такие коляски могут иметь разное назначение:

Коляски активного типа. Они предназначены для тех, кому необходим активный образ жизни. Такие приспособления даю возможность легкого и быстрого передвижения и маневрирования и даже занятий некоторыми видами спорта. Для таких инвалидных колясок материалы применяются высокой прочности, которое в состоянии справиться с экстремальными нагрузками.

Кресла-коляски электрического типа. Дают возможность передвигаться самостоятельно и в помещении, и на улицах. По конструкции сильно отличаются от механических колясок. Есть пульт управления, располагающийся на подлокотнике и обеспечивающий максимальное удобство в применении. Единственный минус таких колясок – их достаточно высокая стоимость.

Коляски с рычажным приводом. Помогает преодолевать крупные расстояния вне помещений. Обычно имеют пневматические шины, которые помогают справляться с неровностями на дорогах. Обеспечивают безопасное движение, сцепление с дорогой высокого уровня и максимальную подвижность.

Детские инвалидные коляски. Тут выбор куда более серьезен, чем в случае взрослых конструкций. Коляска должна соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать максимальное удобство. Обычно такие коляски производятся на заказ с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Прежде чем делать окончательный выбор, лучше проконсультироваться со специалистом данной сферы и сделать необходимые измерения. Функциональность и тип колясок определяет много факторов: наличие подножек, возможность складываться, подлокотники и многое другое, что так или иначе может определять уровень комфорта пациентов.

Важный показатель – это размеры. Для правильного выбора стоит измерить пациента в шести ключевых позициях: глубина и ширина сиденья, высота спинки, подножки, подлокотников и самого сиденья. Важно понимать, что неправильный выбор может лишь усугубить состояние здоровья человека, а не поправить его.

Другая важная характеристика – это шины коляски. Более надежными и долговечными признаются литые шины, но они могут провоцировать проблемы при движении по неровному покрытию. Это хороший вариант для передвижения только в помещениях. Пневматические шины, напротив, обеспечат хорошее передвижение на улицах. Единственный момент: их нужно периодически подкачивать и заменять новыми.

Что касается подножек, то лучше, если они будут регулироваться по высоте и поворачиваться. Это обеспечит больному максимальный уровень комфорта при передвижении.


27 февраля 2017 05:49:02

Инвалидная коляска, как и любое средство передвижения, имеет свои особенности по управлению. Невероятное количество моделей и комбинация функций в них, подразумевает наличие инструкции к каждой модели.

Социально активный инвалид – колясочник представляет собой единое целое с транспортным средством, что позволяет вполне свободно двигаться вперед, назад, поворачивать в разные стороны и стоять на месте. В зависимости от вида коляски, осуществляется определенный принцип управления.

Дополнительные же функции обеспечиваются своего рода «девайсами», которые тюнингуют тот или иной вид.

Управление с ручным приводом

Основное условие – наличие у «водителя» здоровых верхних конечностей. Конструкция коляски имеет дополнительный обод на больших приводных колесах, с помощью которого осуществляется движение и торможение. Вращение обода на обоих колесах одновременно «от себя»– осуществляет движение вперед, соответственно «на себя» - движение назад.

Фиксирование обода в руках в статичном положении позволяет остановить коляску, а придерживание – снизить скорость. Кроме такого торможения можно использовать специальный тормозной рычаг, который находится сбоку. Вращение левого или правого обода повернет коляску в ту или иную сторону соответственно.

Использовать инвалидную коляску с ручным приводом можно в любых условиях – дома, на улице, при занятиях спортом. Она считается самой маневренной и простой в управлении.

В некоторых моделях используются два обода на одном колесе, такая моно – конструкция предназначена для инвалидов с одной здоровой рукой. Конечно, пируэты на такой коляске вряд ли получатся, но самостоятельное передвижение выйдет наверняка.

Другие виды управления

Более сложные конструкции отличаются наличием дополнительных устройств, приводящих колеса в движение.

  • Рычажное управление. Конструкция колес снабжена одним (моно управление) или двумя рычагами. Поступательные движения рычагами приводят колеса в движение. Движения «от себя» относительно статичного положения рычагов – кресло едет вперед, соответственно «на себя» - назад. Использовать модели с рычажным управлением рекомендовано тем, кто стремится поддерживать хорошую физическую форму. Динамические движения рычагом, своего рода, тренажер для мышц рук и плеч, который требует достаточное количество усилий от инвалида.
  • Электропривод. Базовая конструкция коляски снабжена аккумуляторными батареями и электро - мотором, который вращает колеса. Движения вперед, назад, повороты и другие маневры осуществляются с помощью джойстика, который встраивается в подлокотник. От инвалида не требуется никаких физических усилий для управления коляской с электроприводом. Суперсовременные разработки позволяют управлять коляской с помощью речевых команд, а на смену джойстику приходят микрофон и наушник. Единственный недостаток транспортного средства с электроприводом – высокая цена.

Особенности ухода за колесами

Не зависимо от вида инвалидной коляски существует два варианта колес надувные (иначе их называют пневматические) и литые. Надувные колеса аналогичны велосипедным, отлично ведут себя на прогулке, амортизируют неровности на дороге, что делает использование инвалидной коляски комфортным и безопасным. Как и велосипедные, надувные колеса требуют периодической подкачки, а в случае прокола, достаточно просто заменить шину.

Цельнолитые колеса применяются на моделях для домашнего передвижения. Гладкая резиновая поверхность не повреждает напольное покрытие и ковры. Они более износоустойчивые, но в случае поломки, замене подлежит все колесо целиком.