Изображение с насыщенными тонами высокое. Основные характеристики цвета: чистота, насыщенность

Лекция №7. Цвет. Восприятие цвета

С давних времен теоретики цвета развивали свои идеи и понимание взаимодействия цвета. Первые попытки по систематизации взглядов были предприняты еще при жизни Аристотеля (384-322 до н.э.), однако наиболее серьезные изыскания в теории цвета начались при Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Леонардо обратил внимание, что определенные цвета усиливают друг друга и открыл контрастные (противоположные) и дополнительные цвета.

Первый цветовой круг был изобретен Исааком Ньютоном (1642-1727 гг.). Он разделил луч белого света на лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, а затем соединил концы спектра в цветовой круг. Он заметил, что при смешивании двух цветов из противоположных позиций получается нейтральный цвет.

Томас Янг (1773-1829) доказал, что в действительности белый световой луч разлагается лишь на три спектральных цвета: красный, зеленый и синий. Эти три цвета являются первоначальными. Основываясь на его работах, немецкий физиолог Герман Гельмгольц (1821-1894) показал, что человеческий глаз воспринимает цвет как сочетание красных, зеленых и синих световых волн. Эта теория доказала, что наш мозг «разбивает» цвет каждого предмета на различные процентные содержания в нем красного, зеленого и синего, и именно из-за этого мы воспринимаем различные цвета по-разному.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832 гг.) разделил цвета на две группы. Он включил теплые цвета (красный-оранжевый-желтый) в положительную группу, а холодные цвета (зеленый-синий-фиолетовый) – в отрицательную. Он обнаружил, что цвета положительной группы вызывают у зрителей душевный подъем, а цвета отрицательной группы ассоциируются с чувством неустроенности.

Вильгельм Оствальд (1853-1932 гг.), российско-германский химик, в своей книге «Азбука цвета» (1916 г.) разработал систему цвета в зависимости от психологической гармонии и порядка.

Иттен Йоганс (1888-1967 гг.), теоретик цвета из Швейцарии, разработал цветовые гаммы и модифицировал цветовой круг, который базировался на трех основных цветах – красном, желтом и синем, и включал двенадцать оттенков. В своих экспериментах исследовал связь между цветом и визуальными эффектами.

В 1936 году американский художник Альберт Манселл (1858-1918) создал новую универсальную цветовую модель. Она получила название «Дерево Манселла», где оттенки располагаются вдоль ветвей различной длины в порядке их насыщенности. Труд Манселла был принят в американской промышленности за стандарт для наименования цветов.

Цветовая гармония

Удачное сочетание цветов может быть обозначено как «цветовая гармония». Независимо от того, состоят они из схожих цветов, которые дают более мягкое восприятие глазом, или из контрастных цветов, приковывающих к себе внимание, гармоничные цветовые сочетания являются делом личного вкуса. Практика искусства и дизайна выдвигает теории цвета, принципы использования цвета, которые позволяют принять решение относительно выбора того или иного цвета.

Цвет вызывает эмоциональный и физический отклик, однако природа отклика может быть изменена с помощью размещения исходного цвета в сочетании с одним или несколькими цветами. Можно варьировать цветовые комбинации, чтобы создавать сочетания, которые родственны или контрастны, и таким образом воздействовать на зрительские впечатления.

Базовые концепции

    Комплиментарные цвета (дополнительные)

Цвета расположены напротив друг друга в цветовом круге. Они дают наиболее контрастное сочетание. Использование двух противоположных цветов приведет к визуальной вибрации и возбуждению взгляда.

    Близкие цвета + комплиментарный (контрастные)

Один цвет сопровождается двумя цветами, расположенными в ближайшем соседстве от цвета, находящегося напротив главного. Смягчение контрастности приводит к возникновению замысловатого цветосочетания.

    Сдвоенные комплиментарные цвета

Представляют собой комбинацию двух пар комплиментарных цветов. Так как цвета, участвующие в таком сочетании, усиливают явную интенсивность каждого из них, то некоторые пары могут быть неприятны глазу. При использовании 4 цветов избегайте цветовых пятен одинаковой площади.

    Близкие цвета

Это комбинации двух и более цветов, находящихся в непосредственном соседстве на цветовом круге. Они обладают схожей длиной волны, что делает их легкими для восприятия.

    Триадные цвета

Это комбинация трех любых цветов, равномерно расположенных на цветовом круге. Триады первичных цветов воспринимаются более резко, вторичные и третичные триады дают более мягкий контраст.

    Монохроматические цвета

Это цветовые схемы, составленные из оттенков одного цвета. Используйте один цвет, исследуйте разнообразие насыщенности и прозрачности.

Группы цветов

Хроматические цвета - это цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре. Они отличаются друг от друга по трем признакам: цветовой тон, насыщенность, и яркость.

Насыщенность – это интенсивность цвета. Так, красный является более насыщенным по сравнению с красновато-коричневым. Из существующих в природе цветов наиболее насыщенными являются спектральные.

Яркими называют цвета, отличающиеся весьма большой насыщенностью и достаточной светлотой. Яркие цвета входят в группу полноцветных.

Светлыми называют цвета с малой насыщенностью и большой яркостью.

Наибольший процент света отражают белые поверхности, отсюда белый и близкие к нему цвета являются самыми светлыми и самыми яркими.

Ахроматические цвета отличаются один от другого только степенью яркости. Между самыми яркими (белыми) и самыми темными (черными) существует множество оттенков серого цвета.

Ахроматические цвета характеризуются яркостью или светлотой, которая дается количеством световой энергии, пропускаемой или излучаемой предметами.

Качества цвета

Собственные качества цвета, это те качества, которые ему объективно присущи (цвет, тон, светлота, насыщенность). От насыщенности зависит степень восприятия объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции.

Цветовой тон – признак цвета, определенный его доминирующей длиной волны и положением в видимом спектре, который отличает его от других цветов.

Насыщенность – относительная чистота или сила оттенка, или его свободы от белого, черного или серого. Это синоним интенсивности и сатурации.

Различная насыщенность

Цветовой тон и насыщенность - качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота (напряженность) цвета. Малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета.

Различная яркость

Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными .

Несобственные качества цветам объективно не присущи, а возникают вследствие эмоциональной реакции при их восприятии. Мы говорим, что цвета бывают теплые и холодные, легкие и тяжелые, глухие и звонкие, выступающие и отступающие, мягкие и жесткие.

К теплым относятся красный, желтый, оранжевый и все другие цвета, которые можно получить от смешения этих цветов.

Холодными считаются синий, голубой, фиолетовый и сине-зеленый цвета. Чем больше в зеленом или фиолетовом цвете желтого или красного тонов, тем теплее такой цвет, но при добавлении к ним синего цвета они становятся холодными.

К тяжелым относятся темные цвета: черный, синий, фиолетовый и все затемненные черной краской тона.

К легким – белый, красный, желтый цвет и все цвета, разбеленные белой краской.

Создать впечатление глубины за счет верного распределения цветов в пространстве, легкие - прозрачные, холодные (небо, даль); тяжелые - темные, малонасыщенные, плотные (коричневый, черный, фиолетовый ассоциируются с землей).

Контраст

Контраст - это ярко выраженная противоположность. Одновременный световой контраст возникает при наличии между двумя цветами тональной разницы. Когда эти цвета существуют в паре, они повышают яркость друг друга.

Одновременный световой

Суть одновременного светового контраста (ахроматического) заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом - темнее. Пятно называется реагирующим полем, а фон - индуктирующим. Световой контраст зависит от размера площади реагирующего поля: чем оно меньше, тем кажется темнее, чем больше - тем светлее. То есть одновременный световой контраст зависит от конфигурации реагирующего поля. Изменение линейных размеров при одновременном световом контрасте называется иррадацией.

Световой контраст

Одновременный цветовой

Этот вид контраста связан с таким признаком цвета как тон. Существует тенденция цветов в контрасте отдаляться друг от друга по цветовому кругу (например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть зеленоватым, а оранжевый на желтом будет иметь чуть красноватый оттенок).

При сопоставлении взаимодополнительных цветов в восприятии не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и светлоты, но при удалении они тускнеют и превращаются в серое пятно.

Сопоставление контрастов взаимодополнительных цветов

а) при сопоставлении холодных цветов контраст сильнее, чем при сопоставлении теплых;

б) слабое освещение повышает контраст, сильное - уничтожает;

в) при сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) контраст больше, чем при сопоставлении более насыщенных.

Контраст цветов различной насыщенности

Цветовой контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. На черном фоне любой цвет понижает свою насыщенность, а на белом или светло-сером - повышает. Этот эффект используют, когда нужно усилить чистоту того или иного цвета.

Изменение насыщенности на фоне ахроматических цветов

Пограничный цветовой

На границе смежных (рядом стоящих) цветовых тонов при условии, что площадь регулирующего поля достаточно велика по отношению к индуктирующему, возникает пограничный контраст (желтый на границе с красным кажется зеленоватым, а в отдалении от него этот эффект ослабевает).

При наличии белой или черной полосы между цветами пограничный контраст исчезает.

Пограничный цветовой контраст

Пограничный контраст хроматических цветов (пограничный световой контраст) связан с тональными отношениями. Часть светлого, находящаяся ближе к темному, будет светлее, чем более отдаленная часть. Этот эффект создает впечатление неровности, возникает пространственная вибрация и эффект объемности. Если это впечатление нежелательно и нужно погасить действие пограничного контраста, то делается подравнивание светлот, т.е. на стыке двух цветов - темный высветляется либо затемняется светлый.

Пограничный контраст ахроматических цветов

Последовательный цветовой

Этот вид контраста возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой.

При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему, это будет цвет дополнительный тому, что мы видели прежде (если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, возникает зеленоватый оттенок). Малонасыщенные цвета такого контраста не вызывают.

Последовательный цветовой контраст

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.


Цветовой тон

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.


Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.


67. Детский праздник цвета


Насыщенность цвета

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.


68. Д. МОРАНДИ. Натюрморт. Пример приглушенной цветовой гаммы



69. Изменение насыщенности цвета



70. Изменение насыщенности теплых и холодных цветов


Светлота

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.


71. Изменение светлоты цвета с помощью белил


Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.


72. Различие цветов по светлоте


Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.


Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.


Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.


Светлотный и цветовой контрасты

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.





73. Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах


Светлотный контраст

Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.


На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте (ил. 74).


74. Пример контраста по светлоте


Цветовой контраст

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


75. Пример цветового контраста


Рассмотрите ил. 75: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – фиолетовый, на зеленом – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – светлым.


Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.


76. Пример цветового контраста


Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый*.

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.



77. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов



78. Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов


Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.


Цветовой контраст в природе и произведениях декоративного искусства:

а. М. ЗВИРБУЛЕ. Гобелен «Вместе с ветром»


б. Перо павлина. Фото


в. Осенние листья. Фото


г. Поле маков. Фото


д. АЛЬМА ТОМАС. Голубой свет младенчества


Локальный цвет

Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т. д.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.


Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.


Локальный цвет предмета может быть однотонным (ил. 80), но может состоять и из разных оттенков (ил. 81).

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.


80. Натюрморт. Фото


81. ВАН БЕЙЕРЕН. Ваза с цветами


При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.



82. Схема получения цвета тени


Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.



83. Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

Итак, коротко для справки: изначально свет, как электромагнитное излучение с определённой длиной волны - белый. Но при пропускании его через призму он раскладывается на следующие составляющие его видимые цвета (видимый спектр): к расный, о ранжевый, ж ёлтый, з елёный, г олубой, с иний, ф иолетовый (к аждый о хотник ж елает з нать г де с идит ф азан).

Почему я выделил "видимые "? Особенности строения человеческого глаза позволяют нам различать только эти цвета, оставляя вне поля нашего зрения ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Способность человеческого глаза воспринимать цвет напрямую зависит от способности материи окружающего нас мира поглощать одни световые волны и отражать другие. Почему красное яблоко красное? Потому что поверхность яблока, имея определённый био-химический состав, поглощает все волны видимого спектра, за исключением красного, который от поверхности отражается и, попадая в наш глаз в виде электромагнитного излучения определённой частоты, воспринимается рецепторами и распознаётся мозгом как красный цвет. С зелёным яблоком или оранжевым апельсином ситуация аналогичная, как и со всей материей, которая нас окружает.

Рецепторы человеческого глаза наиболее чувствительны к синему, зелёному и красному цвету видимого спектра. На сегодня существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человек может различать порядка 100 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Естественно, художники, дизайнеры и т.д. обладают более широким диапазоном цветовосприятия. Все цвета, расположенные в видимом спектре, называются хроматическими.

видимый спектр хроматических цветов

Наряду с этим очевидным является и тот факт, что помимо "цветных" цветов мы также распознаём и "не цветные", "чёрно-белые" цвета. Так вот, оттенки серого цвета в диапазоне "белый - чёрный" называются ахроматическими (бесцветными) из-за отсутствия в них конкретного цветового тона (оттенка видимого спектра). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным - чёрный.

ахроматические цвета

Далее, для правильного понимания терминологии и грамотного использования теоретических знаний на практике необходимо найти различия в понятиях "тон" и "оттенок". Так вот, цветовой тон - характеристика цвета, определяющая его положение в спектре. Синий цвет - это тон, красный цвет - это тоже тон. А оттенок - это разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного. Светло-голубой и тёмно-голубой - оттенки голубого по насыщенности, а голубовато-зелёный (бирюзовый) - по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.

Что такое яркость цвета ? Это характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя. Говоря проще, если при всех остальных равных условиях, один и тот же объект последовательно осветить источниками света разной мощности, пропорционально поступающему свету отражённый от объекта свет будет также разной мощности. В итоге одно и то же красное яблоко при ярком свете будет выглядеть ярко красным, а при отсутствии света мы его не увидим вообще. Особенность яркости цвета заключается в том, что при её снижении любой цвет стремится к чёрному.

И ещё: при одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый чёрный будет ярче, чем матовый чёрный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый - больше поглощает.

Светлота, светлота… Как характеристика цвета - существует. Как точное определение - скорее нет. Следуя одним источникам, светлота - степень близости цвета к белому. Согласно другим источникам - субъективная яркость участка изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Третьи источники относят понятия яркость и светлость цвета к синонимам, что не лишено логики: если при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (становится светлее).

На практике так и происходит. Во время фото или видео съёмки недоэкспонированные (недостаточно света) объекты в кадре становятся чёрным пятном, а переэкспонированные (переизбыток света) - белым.

Аналогичная ситуация касается и терминов "насыщенность" и "интенсивность" цвета, когда в некоторых источниках говорится, что "насыщенность цвета - это интенсивность …. и т.д. и т.п". На самом деле это абсолютно разные характеристики. Насыщенность - "глубина" цвета, выраженная в степени отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Интенсивность - преобладание какого-либо тона по сравнению с другими (в пейзаже осеннего леса оранжевый тон будет преобладающим).

Такая "подмена" понятий происходит, скорее всего, по одной причине: грань между яркостью и светлостью, насыщенностью и интенсивностью цвета настолько тонкая, насколько субъективно само понятие цвет.

Из определений основных характеристик цвета можно выделить следующую закономерность: на цветопередачу (и соответственно на цветовосприятие) хроматических цветов большое влияние оказывают ахроматические цвета. Они не только помогают формировать оттенки, но и делают цвет светлым или темным, насыщенным или блеклым.

Как эти знания могут помочь фотографу или видеографу? Ну во-первых, никакой фотоаппарат или видеокамера не способны передать цвет так, как его воспринимает человек. И чтобы в дальнейшем при пост-обработке фото или видео материала достичь гармонии в изображении или приблизить изображение к реальности, необходимо умело манипулировать яркостью, светлостью и насыщенностью цвета, чтобы результат удовлетворил или Вас, как художника, или окружающих, как зрителей. Не зря в кинопроизводстве существует профессия колорист (в фотографии эту функцию обычно выполняет сам фотограф). Человек, обладающий знаниями о цвете, путём цветокоррекции доводит снятый и смонтированный материал до такого состояния, когда цветовое решение фильма просто заставляет зрителя изумляться и восхищаться одновременно. Во-вторых, в колористике все эти особенности цвета переплетаются довольно тонко и в различной последовательности, позволяя не только расширить возможности цветопередачи, но и добиться каких-то индивидуальных результатов. Если же этими инструментами пользоваться безграмотно, сложно будет найти поклонников своего творчества.

И на этой позитивной ноте мы наконец-то подошли к колористике.

Колористика, как наука о цвете, в своих законах опирается именно на спектр видимого излучения, который трудами исследователей 17-20 вв. из линейного представления (иллюстрация выше) был трансформирован в форму хроматического круга.

Что нам позволяет понять хроматический круг?

1. Основных (базовых, первичных, чистых) цветов всего 3:

Красный

Жёлтый

Синий

2. Составных цветов второго порядка (вторичных) тоже 3:

Зелёный

Оранжевый

Фиолетовый

Мало того, что в хроматическом круге они расположены напротив основных цветов, но и получаются они путём смешивания основных цветов друг с другом (зелёный = синий + жёлтый, оранжевый = жёлтый + красный, фиолетовый = красный + синий).

3. Составных цветов третьего порядка (третичных) 6:

Жёлто-оранжевый

Красно-оранжевый

Красно-фиолетовый

Сине-фиолетовый

Сине-зелёный

Жёлто-зелёный

Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка.

Именно месторасположение цвета в двенадцатичастном цветовом круге позволяет понять, какие цвета и как могут сочетаться друг с другом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ -

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Что такое насыщенность цвета
  • Как взаимосвязаны основные характеристики цвета
  • От чего зависит насыщенность цветов, и на что она влияет
  • Как изменить насыщенность цвета с помощью специальных программ
  • Как насыщенность цвета влияет на выбор бумаги для печати полиграфии

Хорошая цветопередача является важным вопросом при печати любых полиграфических изделий. Четкость, максимальная насыщенность цвета - это черты привлекательной полиграфии, которая способна стать действительно рабочим способом продвижения. Яркие листовки и каталоги, цепляющие внимание информационные стенды, буклеты заставят запомнить надолго их содержание и идеи.

В чем заключается насыщенность цвета

Насыщенность – это уровень выраженности цветового тона. Насыщенными краски могут быть только в чистом виде, но не когда они соединены с другими. Максимально интенсивные цвета применяются не часто. Известно немало ответов на вопрос «как увеличить насыщенность цветов?» и приемов, позволяющих поменять уровень насыщенности. Например, если добавить к яркой краске черную, белую или оттенки серой, то интенсивность основного цвета снизится. С этой же целью смешивают краски разных цветов.

Еще один способ изменить степень насыщенности – это смешать выбранный тон с комплементарным ему цветом. Таковым считается расположенный напротив в традиционном цветовом круге. К примеру, оранжевый станет приглушённым, если добавить в него комплементарный ему синий.


В реальности редко увидишь чистые цвета, значит, при изготовлении изображения важно вовремя изменить насыщенность цвета. Так как есть много тонких полутонов, необходимо уметь различать их при подборе сочетания цветов.

Светлота и насыщенность цвета как основные характеристики

Работа цветочувствительных рецепторов человеческого глаза влияет на видение цвета. Это связанно с отношением реакций всех рецепторов, их 3 типа. Их общее поведение влияет на то, насколько изображение будет светлым. Изменение мощности излучения влияет на светлоту, а при изменении длины волны преобразуется видимый цветовой тон и насыщенность цвета. Рассмотрим перечисленные понятия, представив покрашенную доску. Одна ее часть оказывается под прямым солнечным светом, а вторая – в тени. Эти половинки характеризуются одинаковым цветовым тоном, но их отличает светлота. Все эти свойства объединяются понятием «цвет». Как показывает пример, цветовой тон и насыщенность цвета входят в качественные субъективные характеристики цвета, а светлота считается субъективной количественной чертой.

Таким образом, все 3 вышеперечисленных явления – свойства цветов, которые распознает глаз, за исключением белого, серого и черного. Рассмотрим их по порядку.

    Цветовой тон

Цветовой тон – это черта, определяемая ощущениями. Он описывается словами: синий, оранжевый, др. Если предмет не представляет собой источник света, то его тон пропорционален уровню спектральной прозрачности объектов и отражения для объектов, которые первым свойством не обладают. Для человека обсуждаемое нами в этом разделе явление напрямую связано с привычным окружением. Поэтому большинство названий происходят от имен вещей подобной окраски. Это такие цвета как лимонный, изумрудный, лазурный, кроваво-красный, песочный и др. Однако восприятие субъективно и зависит, кроме физических законов, от эмоций, профессиональных навыков, привычек, прочих особенностей человека.

    Насыщенность цвета

Следующая воспринимаемая человеком характеристика цвета – насыщенность – определяет его сочность. Так, в ряду красных, легко выбрать варианты, в которых более активный красный тон. Они кажутся ярко-красными. Яркость и насыщенность цвета связаны с концентрацией красителя. Повышая количество, легко поднять насыщенность раствора, краски.

Насыщенность цвета предметов становится наивысшей, как только объекты оказываются под освещением соответствующего им цвета. Опытный в этой области человек способен различить в естественном свете максимум 180 тонов и шестнадцать уровней насыщенности. То есть эта область вмещает в себя 1880 разновидностей чистых цветов и огромное, определенное число сложных. В тусклом свете объем воспринимаемых цветов снижается. Кардинально трансформируется восприятие объектов, если подать цветной свет. Известно, что в голубых отблесках луны все кажется черным.

Цветность и насыщенность цвета выражаются объективными физическими параметрами. Цветовой тон характеризуют длиной волны «одночастотного» излучения. Добавим, что в бесцветном освещении он воспринимается по цвету таким же, что и рассматриваемый предмет. Длина волны с таким монохроматическим излучением считается доминирующей. Чистота количественно выражает насыщенность. Она является долей одночастотного потока в сочетании с белым освещением. Иными словами, чистота определяется как мощность монохроматического излучения, деленная на мощности всех видимых излучений, образующих конкретный цвет. В итоге цвет будет чище, если выше сила первого и ниже уровень белого освещения. Максимальная чистота спектральных цветов – 1. В них уровень белого соответствует 0.

    Светлота

Светлота – последний показатель, который описывает объективную яркость. Если взять вещи разной окраски, очевидно, часть их будет светлее, часть темнее. Нам не мешает их отличие по цветовому тону. Сравнивая цвета определенного предмета при свете и тени, зритель замечает разницу света и цвета на его участках. Так, объекты желтого цвета светлее, чем фиолетовые предметы.

От чего зависит насыщенность цветов

Насыщенность, иначе говоря, чистота цвета связана с объемом белого, черного, серого спектрального цветового тона в краске. Если в составе оказывается много одного из них, то оттенок становится более глухим. Он будет светлее или темнее относительно изначального варианта.

В зависимости от степени насыщенности цвета могут быть трех видов:

  • Максимально насыщенные цвета — это цвета спектра и пурпурного ряда (неспектральные).
  • Насыщенные – цвета с ярко выраженной хроматичностью.
  • Малонасыщенные цвета - это цвета с включениями ахроматических, то есть: светло-голубой, бледно-желтый, кремовый, а также серо-синий, светло-зеленый, бордовый, серо-фиолетовый, темно-коричневый.

Хроматические имеют такую качественную черту как цветность: тон и насыщенность цвета. Для ахроматических важно исключительно то, насколько они светлые или темные.

Насыщенность цветов, подобно яркости, оказывается разной при сравнении. Желтый в центре спектра менее насыщен, чем ближе к краям. Но по светлоте (яркости) он стоит выше прочих цветов своей группы.

Ахроматический цвет - цвет, не имеющий цвета. Звучит нелогично, но такое определение принято среди ученых, изучающих данный вопрос. Под это понятие подпадают черные, серые, белые цвета. Согласно спектральной теории цвета, неверно вводить в список цветов ахроматические, так как у них нет главной черты хроматических - цветового тона и насыщенности цвета. Если чистота последних соответствует 100%, то у ахроматических этот показатель равен нулю. Следовательно, не стоит слепо верить смыслу словосочетания «белый цвет». Однако эти фразы устоялись, они просты, поэтому сохранились в науке.

Соединение хроматических и ахроматических цветов составляет разнообразие цветов и оттенков, существующих в мире и бытовом окружении человека в том числе.

Как настраивается насыщенность цвета при разработке макета для печати

Экран компьютера способен передавать объекты с высокой насыщенностью цвета. Но при офсетной печати четыре основные краски накладываются друг на друга. Это важно помнить, выбирая оттенки и сочетания в дизайне. Слишком толстый слой краски может не успеть высохнуть и будет пачкать следующий лист.

Когда вы применяете в макете однородные заливки оттенками CMYK, то лучшего результата можно достичь при помощи оттенков, состоящих из 1-ой или 2-х красок из четырех (например, magenta и cyan).

Не берите оттенки основных красок (Cyan, Magenta, Yellow, Black) плотностью менее 10%, поскольку при печати они выходят значительно светлее, чем на мониторе. По возможности выбирайте оттенки от 10% до 30%.

Остерегайтесь однородных заливок, занимающих много места, ведь на них будут заметны даже незначительные отклонения в цвете. Вместо этого лучше применять текстуры.

Офсетная печать производится жидкими красками, следовательно, им нужно успеть высохнуть, попав на бумагу. Если вещество не успело этого сделать, то листы при соприкосновении будут пачкать друг друга. Это называется «перетискивание». Для его исключения существуют различные методы. Один из них – правильная предварительная подготовка макета.

В полноцветной печати каждый цвет строится из оттенков базовых цветов. Например, в синий входят 100% голубого, 72% пурпура и 10% черного. При сложении этих цифр получится общая насыщенность 182% (100%+72%+10%). Максимально возможная плотность равна 400% (100%C+100%M+100%Y+100%B). Советуем не превышать общую сумму 225%. Иными словами, если сложить проценты всех красок, у вас должно получиться не более 225%. Небольшие объемы, заголовки и логотипы примут до 275%. Однако превышение этой цифры приведет к проблемам печати и значительному росту сроков изготовления.


Кроме того, разрабатывая макет, уделите внимание черному цвету в цветовой модели CMYK. Как известно, сочетание красок CMY при 100% не дает на печати чистый черный, а скорее темно-коричневый. Есть еще одна проблема – наложение 3-х каналов цвета на мелких деталях. Погрешность превращает в невозможный такой метод печати для полиграфии, где основным является текст. Конечно, крупные буквы получится напечатать тремя слоями краски, но буквы размером менее 6 pt спровоцируют немало трудностей.

Также важно помнить о дороговизне применения трёх красок, когда требуется только черная. Кроме цены есть еще ряд сложностей, например, промокаемость газетной бумаги от трёх слоев краски. Бумага для визиток цвета примет, а с газетами будет сложно.

Несмотря на существующие плюсы, отдельный черный имеет серьезную проблему: это очень серый и малонасыщенный цвет. Хотя он работает на некрупном тексте, он совсем бесполезен в творчестве. Следовательно, специалисты выбирают «насыщенный черный» или Progressive Black.

Настроить его нетрудно. Нужно только поставить K100 и добавить по 50% Cyan, 50% Yellow и 50% Magenta. Во многих отраслях – в большинстве случаев это затрагивает газеты – есть рамки по суммарному проценту краски. Так как насыщенный черный C100 M100 Y100 K100 дает 400%, тратить такое количество на один фрагмент газетной бумаги глупо, тем более будут пятна и разводы.

Каким образом возможно изменение насыщенности цвета

Инструменты, позволяющие регулировать насыщенность в программах «Photoshop», «Elements» и «Lightroom», очень похожи. Как в фотошопе увеличить насыщенность цветов? Очень просто: Image>Adjustments>Hue/Saturation. В диалоговом окне есть три пункта: «Hue», «Saturation», «Lightness». «Saturation» разрешает варьировать степень силы цветов, видимых на фотографии, тогда как «Hue» влияет на сам цвет. Есть возможность редактировать изображения через общий канал или подобрать конкретный вариант в выпадающем меню. А также менять только выбранный цвет при помощи пипетки «Colour Eye dropper» в правом нижнем углу диалогового окна. Для этого нужно щелкнуть инструментом в выбранную точку рисунка. Движки около цветовых шкал внизу позволяют определить ширину выбираемой области цвета.

Как уже говорилось, движок «Hue» физически изменяет цвета в фотографии, распределяя их по новым значениям. Происходящее демонстрируется двумя цветными полосами ближе к нижней зоне диалогового окна. Верхняя полоса показывает цвет, который присутствует сейчас в изображении, а вторая – каким он будет после преобразования данной функцией. Можно двигаться по обеим полоскам при помощи движка «Hue», он будет менять цвета в соответствии с положением указателей сразу на двух полосах.

Применение коррекции цвета всего изображения ограничено, но комбинирование настройки параметра «Hue» с пипеткой выбора цвета «Colour Eye droppers» дает широкий простор для локальной смены цвета. Этот вариант гораздо удобнее.

Фотошоп также предлагает инструмент для управления насыщенностью цвета – «Vibrance». В программах «Photoshop», «Elements» и «Lightroom» он влияет на цвета так же, как и «Hue»/»Saturation», но защищает тона кожи. Он более интенсивно работает в областях слабых цветов, нежели насыщенных.

Как использовать насыщенность цвета для создания контраста

Качество краски подразумевает чистоту и насыщенность. Фраза «контраст по насыщенности» определяет сравнение цветов насыщенных, чистых с блеклыми, приглушёнными. Цвета, образуемые при помощи преломления белого света, имеют максимальную насыщенность.

Пигментные цвета тоже бывают с наибольшей насыщенностью. Но как только над чистыми цветами производятся операции по затемнению, осветлению, их насыщенность испаряется.

Чистота цветов способна пропадать по четырем причинам:

  1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что дает сравнительно холодный тон. У карминно-красного в соединении с белым появляется синеватость, от чего кардинально меняется его восприятие. Желтый в этом случае тоже преобразуется в относительно холодный, а синий практически не изменяется, не теряет насыщенности цвета. Фиолетовый невероятно восприимчив к влиянию белого. Так, глубокий темно-фиолетовый выглядит угрожающе, при добавлении белого в нем появляются лиловые оттенки, и это дает зрителю ощущение спокойствия при взгляде на объект такого цвета.
  2. Чистый цвет можно смешать с черным. При таком варианте у желтого цвета пропадает лучистость, и появляется налет болезненности и ядовитости. Черный акцентирует свойственную фиолетовым тонам тревожность, дарит своеобразное чувство слабости и вялости. Добавляя черный к ярко-красному цвету, мы получаем фиолетовый. Синий становится темнее. Даже малое количество черной краски способно свести на нет его чистоту. Зеленый более гибок, в отличие от фиолетового, синего. Черный уводит все перечисленные краски от света, уничтожает чистоту цвета.
  3. Насыщенный цвет легко ослабляется, благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть серого цвета. От его появления тона выходят светлее или темнее, но, несомненно, менее активные, чем раньше. Краски, в которые подмешали серый, называют «слепыми».
  4. Чистые цвета просто разнообразить путем добавления соответствующих дополнительных цветов. Добавьте в фиолетовый цвет желтый и получите промежуточные варианты от светло-желтого до темно-фиолетового. Зеленый и красный между собой близки по светлоте, поэтому вместе образуют серо-черный. Комбинации двух дополнительных цветов с белым составляют интересные оттенки большой сложности.

Когда смесь вмещает 3 цвета «первого порядка», она кажется тусклой, невыразительной. В зависимости от соотношения она может быть ближе к желтоватым, красноватым, синеватым или черным оттенкам. При помощи 3 основных цветов достижимы все степени сниженной насыщенности цвета в краске. Это же правило действует и для 3 цветов «второго порядка» и любой комбинации, где наблюдаются 3 основных цвета: желтый, красный и синий.

Противопоставление «блеклый - насыщенный» далеко не всегда является безусловным. Абсолютно каждый цвет покажется вам насыщенным в сравнении с выражено блеклым, и наоборот.

Если необходимо получить выразительную композицию, исключительно играя с насыщенностью цветов, то блеклые цвета советуем создавать на базе насыщенных. Тогда чистый красный должен спорить со своим блеклым вариантом, а насыщенный синий – с блеклым синим. Однако недопустимо использование, например, чистого красного с блеклым синим или красного с блеклым зеленым. Здесь сопоставление по насыщенности будет заменено любыми другими сравнениями, например, холодного и теплого. А действие изначально противоположности станет спорным.

Интересно, что варианты серого кажутся зрителю живыми благодаря соседствующим им чистым цветам. Проиллюстрируем это. Пусть на «шахматной доске» клетки через одну будут закрашены серым, а в остальных квадратах стоят чистые, насыщенные цвета совпадающей с ним светлоты. Очевидно, что серому цвету передастся живость, а хроматические цвета окажутся менее сочными, более ослабленными.

Как способ печати влияет на насыщенность цвета

Типографии применяют два метода печати полиграфической продукции:

  1. Цифровая печать. Такая печать осуществляется при помощи лазерного луча на лазерном принтере. С ним удаётся получить более глубокий и насыщенный цвет. Особенность этого вида – возможность вносить изменения в готовый шаблон. Цифровая печать характерна для малотиражной печати полиграфии, и для нее подходит любой тип бумаги. Готовая продукция подвергается термообработке, поэтому краска стремительно высыхает. Эта характеристика позволяет быстро проводить постпечатную обработку.
  2. Офсетная печать экономически выгоднее первого варианта. При изготовлении большого тиража стоимость единицы продукции оказывается не такой высокой. Но за это приходится расплачиваться низкой насыщенностью цвета. Передача цвета в этом варианте тоже плохо поддается контролю. Отметим, что проба является дорогой. Из-за этого заказчик может в результате получить продукт другого формата, менее глубокого цвета, нежели то, что предполагалось.

Как насыщенность цвета влияет на выбор бумаги для печати

Качественная цветопередача, кроме правильно составленного макета, требует качественной краски, бумаги и исправного современного оборудования для печати. Характеристики, с которыми работает полиграфист – это размер и плотность бумаги, тираж. Бумага бывает таких типов:

  • газетная;
  • дизайнерская;
  • мелованная и офсетная.

Чем выше плотность бумаги, тем большая насыщенность цвета и лучшая цветопередача будет вам обеспечена. Тонкая газетная бумага быстро впитывает краску и искажает оттенки, в связи с этим подобные издания изготавливают в большинстве случаев черно-белыми на бумаге низкого качества. Печать в полном спектре цветов может осуществляться на офсетной бумаге. Что важно – среди неё есть варианты для бюджетной печати.

Мелованная бумага имеет плотную структуру и пригодна для хорошей цветопередачи. Усилить цвета на плотной бумаге позволяет прием глянцевания. Это делает продукцию приятной не только визуально, но и наощупь. Такая технология распространена в печати журналов. Кроме глянца любима заказчиками матовая мелованная бумага. Она сохраняет насыщенный оттенок без бликов, что выглядит естественно и ярко.

Размер и плотность бумаги для печати в типографии зависит от потребностей и запросов клиента. Если важна цветопередача и насыщенность цветов, лучше выбирать среди качественных вариантов плотной бумаги. Она позволяет передать необходимые оттенки без разводов и добиться желаемого эффекта без дополнительных настроек оборудования.

Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.

Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.

Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!

Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.


Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.

Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.

Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.

Характеристики цвета.

1) ЦВЕТОВОЙ ТОН . Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.

Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.

Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона ! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.


2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ .
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ . Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).

3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА .
Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.

4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ) . Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).

Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.

Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).

Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.

Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)

И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.

Потренируемся определять ведущую характеристику.

Или одну ведущую и одну – дополнительную.

На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.