Тайны старых картин — «Неравный брак» В. Пукирева

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.


«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.


Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Сима младше меня лет на десять. А еще мы познакомились с ней на работе. Сима достаточно долго была моей подчиненной. Тем не менее, в итоге у нас сложились дружеские, практически сестринские отношения. Сима оказалась очень открытым и добрым человеком, несмотря на то, что жизнь обошлась с ней довольно жестоко. Ей не было и тридцати, когда она осталась с двумя малышами без мужа, погибшего в аварии.

Сами понимаете, когда Симочка поделилась со мной радостной новостью о том, что она выходить замуж, я сначала обрадовалась, а потом задала резонный вопрос:

— А откуда взялся этот жених?

Встречаемся мы довольно часто и я не слышала о каком-либо мужчине, ухаживающем за подругой.

— Понимаешь, — замялась Сима, - Это родня меня с ним познакомила. Очень достойный человек. И мальчишкам отец нужен, — и она беззащитно улыбнулась.

Сразу скажу, Сима имеет высшее образование, достойную специальность и не похожа на «забитую женщину Востока». Но, что говорить, край у нас многонациональный и порой землячества очень активно навязывают волю старших своим более молодым сородичам.

— Давай, рассказывай, что приключилось, — сказала я, понимая, что начинаю закипать.

Оказалось, что буквально на днях какая-то тетушка из дальних родственников, приехавшая погостить к Симе, обнаружила, что племянница не замужем. Она подняла на ноги всю родню и в минувшие выходные пригласила к Симе домой потенциального жениха. Им оказался вполне преуспевающий мужчина. Руководитель предприятия. Вот только возраст этого дядечки давно уже перевалил за шестьдесят.

— С ума сошла? — довольно бурно отреагировала я на ее рассказ, — Зачем тебе старик? Ты молодая. Красивая. А за ним, что — через пару лет ночные горшки будешь выносить? Подруга, ты точно не из тех женщин, которые готовы из-за денег за старика выйти. Да и зарабатываешь ты сейчас прилично. Поговори со своей теткой. Хочешь я сама с ней поговорю?

— Не кипятись, — улыбнулась Сима, — ты же знаешь, ты для меня как старшая сестра. Вот я и советуюсь. Но хочу сказать, что этот « старичок» мне и правда понравился.

Я только фыркнула.

История получила продолжение через неделю. Сима пригласила меня в гости и я, увидев шикарно накрытый стол, поняла, что готовится сватовство «часть вторая».

— Сейчас ты его увидишь, — заговорщически прошептала подруга. — Он уже едет. И, кстати, после моего рассказа о тебе, очень хочется познакомится.

Я пожала плечами, и тут в комнату вошел высокий седой мужчина. Стройный и подтянутый он, поздоровавшись с Симой, подошел ко мне и хитро улыбнулся:

— Ну и как вам старый жених?

Я рассмеялась. Жених оказался хорошо знакомым предпринимателем и ученым. Я несколько раз встречалась с ним по работе и всегда поражалась его обаянию. Знаете, есть такие мужчины, которые независимо от возраста создают вокруг себя необычайно притягательную ауру сильного человека.

— Рада встретится, но я думала, вы женаты.

— Жена умерла десять лет назад, но я предпочитал носить кольцо. Вокруг столько женщин, — он пожал плечами, — а я никого не хотел видеть. Но когда тетушка Симы показала ее фотографию, я словно проснулся. А насчет ночных горшков не переживайте. У нас в семье генетика хорошая.Я родился когда моему отцу было за пятьдесят. Так получилось, что его первая семья погибла на войне. И это был второй брак. Прожил он до девяноста и до последнего дня был бодрым и здоровым. Да и выглядел молодо. Так что, даете свое благословение? А то Сима вас практически старшей сестрой считает.

С тех пор прошло пять лет. Могу сказать, что неравный брак Симы вполне успешен. А недавно за чашкой кофе она призналась:

— Знаешь, он такой потрясающий мужчина во всех отношениях, и я очень рада, что ему уже за семьдесят. Он и сейчас очень привлекательный. А представь, сколько бы у меня было конкуренток, будь он лет на двадцать моложе?!

Так что любви все возрасты покорны.

Татьяна Шмидт
Неравный брак
Рассказ

Илье Петровичу было под шестьдесят, когда он встретился с Лилей Капустиной на курорте. Она работала там официанткой. С короной темных блестящих волос, нежным фарфоровым кукольным личиком, объемной не по-девичьи грудью и тонкой талией в сочетании с красивыми стройными ножками, она сводила его с ума: его волновал запах ее духов, когда она наклонялась над ним, показывая в разрезе легкой белой блузки пленительные округлости груди и ставила ему столовый прибор.

Он так хотел с ней поближе познакомиться, но все не представлялся удобный случай. А надо сказать, что Илья Петрович в настоящее время жил один, вернее вместе с матерью – старушкой в красивом собственном особняке. Женился он не раз но матери все никак не могла угодить его очередная жена.

Дольше всех он – пятнадцать лет прожил с первой женой Тамарой, от которой у него были две, теперь уже давно взрослые дочери – Юля и Марина. Обе были замужем, обе имели детей – его четверо внуков – два мальчика и две девочки. Тамаре он постоянно изменял: то с секретаршами, то с буфетчицами и даже один раз с кондуктором поезда, когда отправился отдыхать в санаторий на Черное море. В санатории он всегда быстро знакомился с женщинами и ухитрялся дружить даже не с одной. Предпочитал больше замужних – от них меньше было риска подцепить венерическую болезнь.

Жена знала об его изменах, но старалась молчать, хотя и случались, конечно, скандалы на этой почве, но в конце концов, не выдержав постоянных измен мужа и мелочных придирок свекрови, такой деспотичной женщины, всю жизнь проработавшей бухгалтером на одном месте, чем она очень гордилась. Сын по ее настоянию стал экономистом, а потом и старшим экономистом в банке. Деньги у него водились всегда. После развода с женой он оставил ей с детьми квартиру, а сам замахнулся на собственный особняк, который построил за короткое время и стал подумывать об очередной женитьбе.

После Тамары он сходился с женщинами еще несколько раз, но все неудачно. Больше года очередная жена не выдерживала. Помня об алиментах, детей он больше не заводил. Новые жены делали аборты или пили таблетки, презервативами он не пользовался.

Последнее время он жил один с матерью в новеньком коттедже, со всеми удобствами, садом и огородом, мать занималась цветами. В общем, жил он, как в раю, но что-то пусто было на душе, не хватало женского тепла, да и уставал на работе.
В этот раз поправить здоровье он решил в знаменитом сибирском курорте, и надо же – сразу такая удача, но эту девушку он должен был завоевать.
Лиле было лет двадцать пять. От матери она уехала давно. Жила на разных квартирах, а еще надо было прилично одеться, купить хорошую косметику, белье, к тому же она помогала матери, которая жила одна без мужа и не могла работать по инвалидности.
Осторожно узнав о Лиле от ее подруг – официанток, Илья Петрович твердо решил наступать, пока «добыча» сама просится ему в руки, и решил сразу брать «быка за рога».
Как-то после ужина он пригласил он пригласил ее прогуляться, тем более, что летний вечер был изумительно хорош:
– А что вы делаете, Лилечка, сегодня вечером после работы?
– Да, как вам сказать, собственно говоря ничего, хотела просто отдохнуть дома, - Лиля привыкла к подобного рода вопросам и ухаживаниям со стороны молодых и старых ловеласов, поэтому не удивилась предложению отдыхающего.
– А не хотите ли прогуляться, сходить в дискобар?
– Не откажусь, -просто ответила Лиля.
– Ну так в девять часов я буду ждать вас у фонтана. Согласны?
– Да, -слегка краснея, ответила девушка и стала собирать со столика посуду.

В назначенное время Илья Петрович уже был в условленном месте с букетом белых лилий, которые бесподобно пахли. Лиля явно этого не ожидала, а он, действительно, оказался щедрым: в дискобаре пили шампанское, потом он угощал ее фруктами, шоколадом.

С тех пор они почти каждый вечер, когда она была свободна, гуляли по набережной реки, любовались закатом солнца, вдыхая запах цветущей белой акации, ходили в ресторан. Он мог себе это позволить.
В день когда Лиля не работала, он пригласил ее в частную гостиницу, сняв отдельный номер. Там впервые они провели ночь любви, и там впервые он увидел прекрасную наготу ее цветущего молодого тела.
– Богиня, богиня, - шептал он, целуя ее покатые плечи до исступления, а рано утром, еще в гостинице, неожиданно спросил:
– Лилечка, а ты не хочешь стать моей законной женой?
– Дайте подумать, Илья Петрович, ведь вы человек в возрасте, - она от неожиданного предложения просто оторопела и не нашла сказать ничего другого.
– Ах, в возрасте! – и он опять накинулся на нее, как лев на беззащитную лань, стремясь показать свою мужскую силу.
Хорошее питание, здоровый образ жизни, плавание летом и лыжи зимой давали ему эту силу. А в молодости он вообще был неутомим. Сейчас его плоть поднималась на подвиги, глядя на молодость и свежесть Лили, тем более, что она оказалась прекрасной любовницей, уступая всем его прихотям изощренного ловеласа – видно годы работы в санатории оставили след, и он у нее был не первый, но это ничего не меняло в их отношениях.

Новое любовное приключение закружило голову старого волокиты. Он неожиданно влюбился по-настоящему, всерьез, и в конце курортного сезона сказал ей:
– Увольняйся, поедешь со мной, будем жить вместе.
– А как же твоя мать? Она же не примет меня, - засомневалась Лиля.
– Не беспокойся, с мамой я все улажу, да, я думаю, ты ей сразу понравишься, красавица такая, - и он ласково потрепал ее по румяной щеке. – Я сегодня же ей позвоню, что приеду с невестой, приедем, подадим заявление, распишемся. Она будет рада.
Утром он повел ее в ювелирный отдел большого торгового центра; там ей сразу подобрали обручальное кольцо, а у него кольцо уже было но он его не носил.
– Такое дорогое? Может подешевле возьмем? - надевая на палец усыпанное мелкими бриллиантами кольцо, спросила Лиля.
– Что мы будем мелочиться? Тебе это очень идет.
– Выписывайте чек, - обратился он к продавцу.
В тот же день ей купили красивый дорогой летний костюм, белые босоножки из натуральной кожи со стразами и сумочку в тон костюму, когда она надела все это – ее было не узнать. Настолько дорогая изысканная одежда украсила девушку.

Вскоре он представил ее перед матерью Софьей Львовной, которой понравились красота и скромность девушки. А через некоторое время они расписались в загсе и обвенчались в местной церкви и стали законными мужем и женой. Большую свадьбу он делать не стал. Устроили банкет для самых близких друзей и родных в ресторане. И все восхищались красотой невесты, которая была в дорогом свадебном платье, фате и белых перчатках с огромным букетом белых роз.

Так началась их совместная жизнь, а Илья Петрович ходил, как в тумане, не уставая восхищаться прелестями молодой жены: грудь упругая, тугая, как у девочки, нежный овал лица и такое невинное выражение, какое бывает у рафаэлевских мадонн. И такая стройная, что талию можно было обхватить руками и притом красиво очерченная линия бедер и стройные длинные ноги. И муж старался всячески угодить молодой жене. Он воспламенялся как юноша, ожидая ее в постели, пока она разденется и приготовится ко сну, а она не торопясь, наносила на лицо вечерний крем, расчесывала длинные темные волосы, а он все ждал и думал:
– А волосы-то совсем как у госпожи Бовари из романа Флобера. И как только она ложилась с ним, грубое мужское желание охватывало его всего. Его не смущало даже, когда у жены были критические дни, она волновала тогда еще больше, и он сам на руках уносил ее в ванную или под душ после жарких ласк.

Иногда, как бы он ни был занят, в жаркие летние дни он вывозил ее на берег реки с теплой, как парное молоко водой. Она все еще стеснялась его.
В машине, отворачиваясь от него, надевала купальник, красиво подчеркивающий ее высокую грудь, тонкую талию и округлые будра. Она заходила в воду прямо с распущенными волосами и походила тогда на русалку. Он закрывал машину на ключ и уводил ее подальше от людей и назойливых глаз, находил местечко, где никого не было, и там в зарослях ивняка, а то и прямо в воде занимался с ней любовью.
Друзьям, которые спрашивали, как он живет, отвечал:
– Я помолодел на двадцать лет, как женился на Лиле.
– Еще бы – такую красавицу подцепил, - подтрунивали они.

А Лиле в душе претили все его ласки, его тихий вкрадчивый голос, когда он разговаривал с ней наедине. Молодость бурлила в ней, а рядом был
человек старше на тридцать пять лет…
Тонкая и чувственная по натуре, она понимала, что ему нужна не ее душа а ее молодость и красота, а Илье Петровичу захотелось наследника от молодой жены. Каждый месяц он тревожно спрашивал:
– Ну как, не понесла?
– Нет, еще – отвечала она, виновато опуская глаза, опушенные длинными густыми ресницами.

Ей самой хотелось ребеночка, но что-то не получалось, хотя она ходила к гинекологу и врач, тщательно осмотрев ее, сказал, что она здорова. Сама она думала: «Может отразилось тяжелое детство, побои отчима, плохое питание в детстве» , - кто знает, но забеременеть она не могла, а муж сильно огорчался, но потом в конце концов успокоился – ну есть же у него дочери, внуки, не бездетный же он на самом деле, и он продолжал наслаждаться жизнью с молодой и покорной женой.

Жизнь текла тихо, мирно и размеренно, всем домом управляла старая мать Ильи Петровича – Софья Львовна, хотя ей было уже под восемьдесят. Она родила сына в восемнадцать лет, и ей хотелось теперь на старости понянчить внука или внучку, но и она смирилась – раз уж Бог не дает пока, что ж поделаешь. Она гордилась перед соседями, молодой и красивой снохой, тем более, что сноха ей попалась тихая и кроткая. Недовольства мужем не выказывала, как ребенок радовалась его подаркам. Всюду они ходили вместе: пожилой, солидный мужчина и молодая эффектная брюнетка.

Иногда сын и маму брал на отдых, для нее он клал в багажник специальный складной шезлонг и кучу разнообразных продуктов. Усаживал маму на берегу любоваться пейзажем, а сам уводил Лилю подальше от чужих взоров, мать же начинала готовить на свежем воздухе бутерброды с икрой, резала колбасу, сыр, делала окрошку или салаты, или еще что-нибудь вкусное, чтобы побаловать молодых. Мать до сих пор серьезно считала сына большим ребенком – этого пожилого, лысого мужчину с седыми висками, хотя он и занимал ответственный чиновничий пост.

А что же Лиля? Как чувствовала она себя в новой семье? Первое время ее пугали ее вкрадчивые, настойчивые ласки, потом как-то свыклась, но все было не так, как раньше, когда она дружила с молодым и красивым парнем из их села Сергеем, который учился с ней в одной школе, но был на два года старше. Сергей после школы закончил автошколу и устроился после армии в тот же санаторий водителем, где работала Лиля. В школе он ее не замечал, а тут сразу заметил. Подружились они быстро, и как-то быстро у них возникла горячая взаимная любовь, какая бывает только в юности. Сергею в то время было двадцать один год а Лиле девятнадцать, и он стал первым мужчиной в ее жизни, но Лиля жила на квартире, а Сергей вообще, где придется – то у каких-то знакомых, то у друзей, да и жениться пока не собирался – хотел погулять после армии, потом уехал служить по контракту, и больше она ничего о нем не знала. Писем он не писал, но Лиля помнила его жаркие объятья, его горячие поцелуи, все его молодое мускулистое тело: он еще до армии занимался тяжелой атлетикой, и ей нравилось трогать его тугие бицепсы, гладить его точно литые мышцы. Он поднимал ее одной рукой, словно пушинку.

И теперь, живя в прекрасном доме со всеми удобствами, имея все, что нужно и даже больше, ей не хватало самого главного – любви. Илья Петрович хоть любил ее, но годился ей в отцы, и она прекрасно понимала это, но тем не менее жила с ним. А куда было деваться? Куда она могла пойти работать? В лучшем случае продавцом или официанткой в кафе, а чем оплачивать квартиру, на что есть, одеваться? И она покорно принимала ласки мужа, почти каждый день по его просьбе делала ему массаж его уже стареющего тела, а он просил еще и еще, а после опять приставал со своими ласками.

Кроме мужа она старалась угодить и свекрови, старалась держать дом в чистоте, работала в саду и огороде. Ей было скучно дома, хотелось устроиться куда-нибудь на работу, и она попыталась, попросить мужа подыскать ей что-нибудь подходящее но он категорически был против:
– Еще чего, моя жена будет работать? Сидеть целый день в фирме или торговом центре? Ни за что! Ну скажи, что ты можешь делать? Быть сиделкой в больнице?
– Я подучусь.
– Ах, подучусь, с этими молодыми вертопрахами? Ну скажи, чего тебе не хватает? Еды? – он показал на забитый битком огромный холодильник.
– Тряпок у тебя тоже хватает. Золото есть. Ах, да я же обещал купить тебе шубу норковую. Извини, забыл. Завтра же поедим и купим.
И на другой же день после работы он повез ее в шикарный магазин «Мех и кожа», где они долго выбирали ей шубу и наконец выбрали из голубой норки недлинную, чуть пониже колена и такого же цвета шапку. Она оделась, и он обомлел – перед ним стояла роскошная женщина.
– Спасибо, Илюша, - говорила она свои воркующим голоском, – Ты все мне да мне, давай тебе тоже что-нибудь здесь возьмем, пройдем в мужской отдел.
– Да мне ничего и не надо. Ну ладно уж зайдем, посмотрим.
В мужском отделе они выбрали Илье Петровичу шапку из серебристого меха, какого-то северного зверька. В ней он стал еще солиднее. Кроме того в этот же день ей купили в обувном магазине дорогие, изящные сапожки из натуральной кожи, не забыли и о матери, ей купили теплый норковый шарф, о котором она давно мечтала.
Увешанные покупками, они вернулись домой, а дома свекровь подала ей нераспечатанное письмо от матери. Мать писала, как обычно, о сельских новостях, кто умер, кто женился и вкратце сообщала: «из Чечни наконец-то вернулся Сергей Зверев, спрашивал о тебе, но я сказала ему что ты замужем, и чтобы он тебя не разыскивал, а постарался забыть. А он сказал: «Это мы еще посмотрим». Он отчаянный с детства был, таким и остался. Боюсь я, как бы он счастье твое не нарушил. Если вдруг появится – гони его от себя прочь. Поняла?» - писала мать.
Лиля прочитала письмо матери и спрятала его подальше – не дай Бог, увидит муж. Он и так очень ревнив.

На другой день, когда муж ушел на работу, она задумалась. Нет, Сергея она не забыла и руки его, и губы, и ночи горячие помнит. Ведь долго дружили пока он по контракту не ушел. Хотел на квартиру для них заработать. Детство у него тоже было нерадостным: вырос без отца, с матерью-одиночкой. Она работала уборщицей в магазине. Получала копейки. Жили они на окраине села в маленьком ветхом домишке, жену привести понятное дело некуда было.
После той первой ночи встречались они в номерах гостиниц, да и то несколько раз, но и эти ночи она забыть не могла. А через полгода он решил уйти по контракту в Чечню. На прощание он так и сказал ей:
– Знаешь, пока на квартиру не заработаю, не вернусь: а ты смотри – ждать или не ждать - твое дело. Ты в любом случае свободна.

Вот и воспользовалась она своей свободой, когда целых три года он него ни письма ни строчки, а жить надо, вот и перебивалась она, как могла, и даже было у нее несколько случайных связей с богатыми отдыхающими, такими, как Илья Петрович, только все они были женаты, и замуж ей никто не предлагал, хоть и восхищались, и подарки дарили, и только он вытянул ее из этой грязи, за что она была благодарна ему, конечно, но ведь сердцу не прикажешь. И когда лежала под одним одеялом с мужем и отдавала ему себя, ее душа витала где-то и думала она в такие минуты о другом. Ласки мужа ее не трогали, хотя он и старался, но не мог разбудить в ней женщину, а ей так хотелось любви, большой и настоящей…
Она долго думала над письмом матери, а потом решила пойти на хитрость, и сказала мужу утром за завтраком:
– Илюша, я к маме хочу съездить, она просила приехать, болеет опять.
– Да, конечно съезди, я сам тебя отвезу, вот только с отчетом на работе управлюсь.
– Нет, Илюша, мне срочно надо. Зачем ты из-за меня будешь отрываться от важных дел, а я ждать не могу. Сам ведь знаешь, какая она больная.
Муж с минуту раздумывал, потом пристально, пытливо посмотрел на нее, как бы соображая: отпустить, ее одну или нет, но потом успокоился – так невинен был взгляд жены. Да и мать поддакнула:
– Конечно, пусть съездит, ведь не за тридевять же земель, пусть мать попроведает, наскучались небось обе.
– Ну, так и быть, съезди, только ненадолго, - разрешил муж. – Какого числа мне приехать за тобой?
– Ну я не знаю, как она там. Я тебе позвоню на сотовый.
– Звони почаще, а то я от тоски умру. Когда думаешь выезжать?
– Завтра утром.
– Ну я тогда тебя на вокзал сам отвезу.
– Хорошо, - согласилась Лиля.
Вечером после ужина она собрала самое необходимое в дорожную сумку и взяла с собой немного денег. Утром муж отвез ее на вокзал, и отсчитав пачку денег, подал ей:
– Вот матери подарок купишь от меня, на лекарство потребуется, - она покорно приняла деньги и положила в сумочку.
– Ну, ты звони, милая, и быстрее возвращайся.

И она уехала, помахав из автобуса рукой, а к концу дня была уже у матери. Скрипел снежок под ее новыми сапожками. Она торопилась домой, и как же волновалась она, пока достучалась в окошко, и наконец увидела свою мать. Мать к дочери приезжала всего один раз – она побаивалась зятя, которого сама была моложе.
–Наконец-то приехала, дай хоть взгляну на тебя, мою красавицу, -сказала мать, и они обнялись.
–А вроде я не звала тебя, а ты приехала? Может из-за Сережки. Так ведь он не стоит того: как узнал, что ты замуж вышла, пьет, с девчатами гуляет напропалую. Ну правда, домик матери купил, да и инвалид он теперь – ранение в голову получил. Не ходи туда.
– Нет, мама, я все равно должна его увидеть, -твердо ответила дочь.

И на другой же день несмело подошла к небольшому, пятистенному дому по улице Горького. Несмело постучалась в калитку, залаяла собака, вскоре появился человек, которого она не сразу узнала, но это был он, конечно он, Сергей, но как он изменился за эти годы, что они не виделись! На лице появились морщины, а на правой стороне щеки пролег глубокий шрам. Лишь глаза остались прежними и синели, как васильки среди ржи, из под кустистых бровей.
– Ну вот и свиделись наконец, моя желанная, -произнес он и обнял ее. Она почувствовала запах перегара и невольно отвернула лицо.
– Ну заходи, заходи в дом. Вот недавно сюда переехали, еще ремонт не делали – руки не доходят. Мать к брату поехала на неделю.
Они зашли в дом, небогато обставленный, и тут он оглядел ее всю:
– Богато живешь, вижу, замуж вышла говорят, ну что ж я рад за тебя. Повезло тебе.
А ей хотелось сказать ему, что она любит его и помнит все, но почему-то не сделала этого:
– Но ты же не написал ни строчки! – почти прокричала она.
– А ты знаешь, в каком аду я был? Я ведь и в плен попадал, и ранило меня в голову, в госпитале лежал четыре месяца. Когда уж было писать. А ты не дождалась. Все вы такие, - и он махнул рукой.
Она заметила, пока он говорил, у него постоянно слегка дергалась правая бровь.
– Ну и что теперь? Как нам быть?
– Ну я же люблю тебя! – выдохнула она.
Тогда он снял с нее шубку и на руках понес в свою комнату. И опять были жаркие объятия, сплетение рук, поцелуи до того, что у нее сразу опухли губы, но она заметила, что он стал грубее, нетерпеливее, жестче.
Потом они сидели на кухне, пили чай с вареньем, и ей было хорошо и просто, будто и не была она замужем, и не знала Илью Петровича, но тут зазвонил ее сотовый: это конечно был муж – она отключила телефон, а когда включила телефон, опять раздался звонок:
– Здравствуй, Лилечка, ну как там теща, уже лучше? А ты когда приедешь?
– Прости, Илья, я может не приеду совсем.
– Что? Не понял.
Она опять отключила телефон.
–Ты что решила со мной остаться? Я же человек покалеченный, к тому же я пью. Тебе тяжело со мной будет, да и как мы будем жить на мою пенсию, когда ты к роскоши привыкла уже. Не хочу я, чтобы ты из-за меня жизнь калечила.
Но она не хотела ничего слушать. Другую ночь они тоже провели как в угаре, а на следующий день к вечеру, к ее матери нагрянул Илья Петрович. Мать, увидев его высокую сутулую фигуру во дворе, легла на койку притворившись тяжело больной. Он постучался и зашел в дом.
– Здравствуйте, Раиса Ивановна, а где же Лиля? – заподозрив неладное спросил обескураженный муж.
– К подружке детства пошла ночевать, наговориться видать не могут, с первого класса дружили.
– Как же вы на ночь ее отпустили?
– Да что мне ее под подолом держать – она ведь взрослая. Вот ты муж – ты и спрашивай с нее, - рассердилась мать.
Илья Петрович позвонил ей на сотовый:
– Ты где, жена? Я сейчас подъеду за тобой.
– Не надо. Я сама дойду - это недалеко.
– А ты не боишься одна в потемках ходить?
– Нет. Я все тут знаю. Я скоро.
Сергей все время их разговора лежал неподвижно на кровати, а потом спросил Лилю:
– Ну что ж, вернешься к нему?
– Видно придется, милый. Ведь я его законная жена, мы даже обвенчались. Да и не отстанет он от меня.
– Ну что ж, я держать тебя не стану, только не надо больше нам видеться, поняла? – и у него еще сильнее задергалась правая бровь и заходили желваки.
Он встал с кровати, налил полный стакан водки, и залпом выпил, не закусывая:
–А теперь иди. Не терзай мне душу.
Лиля вышла, стирая перчаткой с глаз слезы, катившиеся по лицу.
Ну вот и все. Видно ее судьба такая – жить с постылым старым мужем, потому, что она безвольная тряпка, и ничего в своей судьбе переделать не может уже. Муж встретил ее озабоченно, глядя на часы:
– Где ты так долго пропадала? Я ждал тебя. Не позвонила ни разу, я так беспокоился за тебя и за тещу, - и он стал вытаскивать из пакетов разные деликатесы, фрукты и вино. И когда стол был накрыт и все сидели за столом, Илья Петрович налил всем дорогого сухого вина и сказал: «Ну за здоровье моей дорогой любимой тещи. За вас, Раиса Ивановна, выпейте, выпейте, это вино не повредит вам». Вскоре и правда приятное тепло разлилось по телу Лили. Она подкладывала мужу в тарелку только что изжаренные котлеты и смотрела на него ласково. А что ей оставалось делать.
На другой день рано утром они выехали из поселка. На прощание мать отозвала ее в сторонку и тихонько сказала дочери:
– Не дури. Живешь как барыня в свое удовольствие. Вот управлюсь с делами, приеду к вам на недельку, соседку попрошу печку топить.
Они поцеловались и поехали. Когда проезжали по улице Горького, что была на выезде из поселка, Лиля глянула в окно на домик Сергея. Что-то дрогнуло в ее душе, когда увидела его худую высокую фигуру, убиравшую лопатой снег. Хотелось сказать мужу: «Останови здесь. Я не поеду с тобой»,- но она не решилась сделать этого.

До города доехали быстро, ехали молча, каждый думал о своем. А дома по приезде она забралась в благоухающую пеной ванну и долго мылась, как бы очищая себя от греха. Больше с Сергеем они не встречались. Только вот Лиля стала курить, ходить на шейпинг, в солярий, к косметологу, у нее появились новые подруги – жены сослуживцев мужа, и потянулась ее размеренная, сытая, теплая жизнь, как у кошки, только дремала душа, и она уже ни о чем не жалела. Что ж, видно такая ее судьба жить без любви, но с богатым человеком. Со временем стала ездить на курорты одна – теперь муж доверял ей во всем, вскоре научилась водить машину. Появились у нее курортные романы, но все было так мимолетно. Теперь она дорожила своей жизнью и даже считала, что ей повезло.

Презентация полотна, которое в наши дни известно даже последнему двоечнику, состоялась на Академической выставке в сентябре 1863 года. Критики приняли «Неравный брак» с распростертыми рецензиями.

Казалось, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но он не ликовал. Его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. И вот почему...


Сергей Варенцов отличался живописными внешними данными и оттого (ну и еще немного потому, что был баснословно богат) не знал недостатка в женском внимании. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта. Звали девушку Софья Рыбникова.

Роман Сергея и Софьи развивался стремительными для XIX века темпами: молодые люди быстро перешли от стадии томных взглядов до стадии перешептываний в углу бальной залы. Все были уверены, что дело идет к свадьбе: жених завидный, за невестой дают достойное приданое... Но неожиданно для общества ухаживание прекратилось. Причем по инициативе Софьи. Она предпочла другого.

Из воспоминаний родственника Сергея Варенцова, тоже купца Николая Варенцова: «Они были влюблены друг в друга, но волею судьбы, по неизвестной мне причине, мадемуазель Рыбникова не отдала своей руки любимому человеку, а вышла замуж за пожилого и очень богатого фабриканта Карзинкина» . Бракосочетание состоялось в церкви Трех Святителей на Кулишках. (Она, кстати, по сей день стоит в Малом Трехсвятительском переулке близ станции московского метро Китай-город.)

Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоял Сергей Варенцов. Собственно, увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал.

Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца.

Между тем Софья была счастлива в «неравном браке». Если уж на то пошло, то брак оказался не таким уж неравным: жениху Карзинкину было всего 38 лет. И, судя по тому, что в браке родились трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Как видишь, все в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился.

«Неравным» можно назвать брак по ряду причин. Это может быть большая разница в возрасте супругов, разный социальный статус. Сюда же можно отнести случай, когда, муж — «писаный красавец», а у жены, как говорят в народе, «ни кожи, ни рожи». В общем, если что-то отличает супружескую пару от норм, которые приняты в обществе, то люди видят в этом мезальянс… Перед вами - пять союзов, на которые окружающие в свое время наклеили ярлык «неравный брак» по той или иной причине…

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Императрица Елизавета Петровна отказала французскому королю Людовику XV и принцу Голштинскому. А все потому, что уже была замужем. Ее избранником стал черниговский казак, певчий придворного хора (впоследствии граф), Алексей Разумовский. Официально о браке не объявляли, но при дворе об этом знали все.

Портреты Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, 1757 год.

Не прошло и года после смерти «дщери Перта», как престол заняла Екатерина II. Она пожелала узнать, так был ли заключен церковный брак между Елизаветой и Разумовским, и отправила к графу гонца. Разумовский отказался от борьбы за власть: он сжег официальные бумаги о браке на глазах изумленного посланника.

Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев

Она — дочь кузнеца, актриса крепостного театра, Прасковья Жемчугова. Он — граф Николай Шереметев, хозяин этого самого театра. Их роман никого не удивил, а вот законный брак произвел эффект разорвавшейся бомбы. Общество так и не приняло этот союз.

Портреты Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой и Николая Шереметева, 1803 год.

Через два года после свадьбы Прасковья умерла. Злые языки даже поговаривали, что она была отравлена завистливой дворней, либо родственниками Шереметева, недовольными этим мезальянсом. Но, скорее всего, она стала жертвой чахотки.

Жанетта Полина Гебль и Иван Анненков

О красивом, молодом и богатом Иване Анненкове мечтали многие барышни из известных семей. Однако он выбрал французскую модистку, католичку Жанетту Полину Гебль, приехавшую в Россию, и не прогадал.

После восстания декабристов, в котором Иван принимал участие, ему был вынесен приговор — 20 лет каторжных работ. Юная француженка, не зная русского языка и не представляя, что такое вообще Сибирь, решила последовать за возлюбленным.

«Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание… Молю на коленях об этой милости…», − писала она в обращении к императору. Эта решительность окончательно покорила русского дворянина.

Портреты декабриста Ивана Анненкова и Жанетты Полины Гебль, 1825 год.

«Ангел, которого я обожал всю мою жизнь! Я не смею больше словами выражать все чувства, которые ты мне внушаешь. С того времени как я знаю, что ты настаиваешь на выполнении обещанной жертвы, молчаливое восхищение — вот единственное чувство, дозволенное человеку, который недостоин тебя ни в каком отношении. Итак, ты неизменна, божественная женщина!» − писал Иван возлюбленной.

Влюбленные прожили вместе всю жизнь. У них родилось семь детей. Иван Анненков пережил свою спутницу всего на год и четыре месяца. «После смерти бабушки дед впал в болезненное состояние и последнее время своей жизни страдал черной меланхолией », − вспоминала внучка Анненковых.

Анна Сниткина и Федор Достоевский

Федор Михайлович Достоевский и Анна Сниткина, вторая жена писателя, встретились, когда ей было 20 лет, а ему — 45.

Портрет Анны Сниткиной и Федора Михайловича Достоевского, 1863 год

На момент их встречи Федор Михайлович был измучен жизнью, больной, нищий. Но Анна, несмотря на столь юный возраст, сумела понять его многострадальную душу, полюбить и стать писателю не просто женой, а и другом, и помощницей, и «ангелом-хранителем».

Лидия Циргвава и Александр Вертинский

Еще один счастливый «неравный» брак — союз Александра Вертинского и Лидии Циргвава. Они поженились, когда ему было 52, ей всего 19 лет. Вертинский, кумир эстрады, был пленен красотой дочери служащего КВЖД, она — его талантом.


Александр и Лидия Вертинские.

Родители Циргвава были против брака дочери с Вертинским.

Александр Николаевич безумно любил свою супругу. В письмах к ней обращался очень ласково, называя «Лиличка», «Пекочка», «лучший мой друг». Он подробно рассказывал жене обо всех событиях, происходящих в его гастрольной жизни, делился своими переживаниями. Лидия Владимировна принимала эту любовь, уважала мужа, была ему преданна.

Она осталась вдовой в 34 года, прожив в счастливом (пусть и неравном) браке с Вертинским 15 лет, и замуж больше не выходила. Память о муже пронесла через всю оставшуюся жизнь.

link