Советы по уменьшению влияния телевизора на детей. Негативное влияние телевизора на детей

У каждого из авторов этой статьи многолетний педагогический стаж. Мы имели возможность наблюдать постепенное внедрение в жизнь кино и телевидения, а потому можем анализировать и сравнивать «дотелевизионный» период с нынешним. И с педагогической и с психологической точки зрения мы вынуждены прийти к выводам, вызывающим большую тревогу.

Для того чтобы эти выводы не показались читателю субъективными, должны сказать, что мы провели обследование (с помощью анкет, бесед и наблюдений) шести классов (второго, третьего, четвертого, шестого, двух девятых) одной из Могилевских школ.

Сравним, прежде всего, книги и телевидение (кино) по качеству и объему информации, по доступности и силе воздействия.

Качество информации, даваемой книгой и телевидением, совершенно различно. Восприятие книги всегда понятийно, книга воспринимается лишь при условии размышления. Никакой образ не может нести в себе ту меру обобщения, которую несет слово. Вот почему, как бы хороша ни была экранизация какого-либо художественного произведения, она всегда неизмеримо беднее этого произведения - и беднее прежде всего мыслями. Каждый это хорошо знает (вспомните хотя бы хорошую экранизацию «Войны и мира» - не говорим уж о посредственных экранизациях).

Информационно книга несравненно богаче. Кроме того, она обязательно требует интеллектуальных усилий, активной мысли, воссоздающего воображения. Книга развивает мышление человека, обогащает его словарный запас, развивает его речь, его воображение.

Телевидение и кино воспринимаются прежде всего как живой образ действительности. Разумеется, хороший фильм или телепередача может дать и дает пищу мышлению, и неподготовленный зритель (а ведь мы сейчас говорим о детях) может так и остаться на «эмоциональном уровне», тем более что сами по себе образы телевидения и кино так впечатляющи…

Чтение книги так или иначе затрудняет, требует умственного напряжения. Без таких усилий читать «неинтересно», так как многое окажется непонятным и чтение вызовет скуку.

Телевидение (кино) можно смотреть и без всякого интеллектуального усилия, и даже порой без понимания: мелькающие образы все равно развлекают, как развлекает «глазение» в окно на улицу.

Конечно же, телевидение и кино имеют свои достоинства, которыми не обладает книга. Только они могут через образ дать человеку новый опыт, даже такой, который в реальности невозможен (например, живо показать исторические события прошлого или дальние страны).

Вывод один: телевидение может быть лишь дополнением к реальности и книге. При разумном использовании - очень важным и полезным дополнением, помогающим приобрести новый опыт, позволяющим обогатить ум и душу человека, воздействующим через образ и на моральную сферу человеческой личности.

Но в силу перечисленных выше особенностей телевидение требует умелого обращения - иначе оно может увести от интеллектуального развития, увести и от реальной действительности, заменив ее развлечением, жизнью в «псевдореальности».

Если телевидение заменяет книгу или реальное действие, если часы досуга человек проводит в основном за телевизором, если он почти не читает, не общается с близкими, с друзьями, не бродит по лесу - то, как бы ни были интересны передачи, которые он смотрит, все равно - духовное оскудение неизбежно.

Влияние телевидения и кино на детей особенно сильно, тем более что они определенным образом связаны с особенностями восприятия ребенка - он ведь только учится осмысливать мир. Так вот - помогает ли телевидение развитию этой способности осмысления? Или, предлагая ребенку зрелище, оно как бы замораживает его на данной стадии развития?

Все зависит, разумеется, от того, разумно ли пользуются телевизором в семье. К сожалению, приходится наблюдать, как сплошь и рядом пользуются им «стихийно», отнюдь не задумываясь о том, что хорошо и что плохо для развития детей, или о том, насколько это целесообразно - проводить свой собственный досуг, каждый вечер глазея на экран и по существу даже не общаясь друг с другом.

Ежевечернее сидение семьи у телевизора отдаляет ее членов друг от друга. И никакая информация, получаемая по телевизору, не восполнит того духовно-эмоционального и умственного оскудения, к которому неизбежно ведет «недостаточность» в отношениях близких людей, особенно если речь идет о детях.

Существует мнение, что современные дети «много знают» и «очень развиты».

Действительно, дети теперь больше знают, скажем, о внешнем виде городов и стран, так как видели их на экранах (раньше могли только читать и смотреть картинки). Но «внутренняя суть» и городов, и стран им отнюдь не стала более известной.

Знают они теперь много о контрразведчиках и детективах - но что знают? Схватывают лишь внешнюю сторону событий - схватки, преследования, стычки…

Дети теперь в курсе спортивных соревнований, модных песен, разнообразных танцев и КВН. Но значит ли все это, что дети теперь интеллектуально и морально более развиты, чем их сверстники 10 лет назад, выросшие и развивавшиеся без телевидения?

В большинстве семей есть книги и музыкальные инструменты, телевизор и различные игры. Сам уровень образования родителей стал гораздо выше. Дети нормально питаются и хорошо одеты. Казалось бы, есть все необходимое для высокого интеллектуального и морального развития. Но, сравнивая нынешних наших учеников с теми, кого мы учили лет 15-10 назад, мы не видим слишком уж большой разницы.

Словарный запас детей не стал богаче. Пожалуй, более, чем прежде, речь детей, поступающих в школу, засорена жаргонными и бранными словами. Дети менее любознательны. В первом классе их трудно увлечь уроком - они не хотят размышлять и ждут, что учитель будет им что-то показывать и как-то развлекать, у них нет привычки к умственным усилиям. Они привыкли получать интересное без всякого интеллектуального напряжения.

Проходит немало времени, пока удается увлечь детей радостью узнавания нового. В «дотелевизионный» период ничего подобного не было: интерес возникал с первых же уроков и носил более глубокий характер. Тогда и к приготовлению домашних заданий дети относились с большей ответственностью и старанием, интерес же к художественной литературе, к книге был неизмеримо большим. Ведь простое созерцание телепередач не требует умственных усилий; дети и не умеют прилагать их. Они привыкли смотреть только то, что «интересно» в их понимании, то есть то, что развлекает их. Если им предлагается неразвлекающий материал - они не могут сосредоточиться. Младшие школьники тратят минимум 3 часа в день (зачастую же - 5-6 часов) на просмотр телепередач. Смотрят и утром, и вечером, были случаи, что и до часа ночи, смотрят без разбора все подряд.

Мы наблюдаем у наших нынешних учеников и отставание в ряде навыков. Так, навык чтения формируется медленней, так как дети мало читают. В грамматике они труднее усваивают любые орфограммы русского языка, так как у них недостаточен опыт зрительного запоминания написания слов, который обязательно приобретается при чтении. Письменная речь нынешних наших учеников отстает от письменной речи прежних. Во-первых, у нынешних беден запас слов, во-вторых, мало читая, они редко сталкиваются с красивыми оборотами речи, метафорами, сравнениями. Описать, например, красоту весны или осени им очень трудно. Сочинения на эту тему даже в четвертом классе крайне скудны и примитивны, тогда как прежде в этом возрасте дети в какой-то мере владели поэтическим языком.

Должны оговориться - при обучении по новым программам запас слов стал больше, дети лучше владеют ими. Дело в большей активности и самостоятельности детей при изучении языкового материала. И все же по-прежнему читают дети мало, речь их развита недостаточно.

Размышляя над проблемами, которые ставит телевидение перед нами, учителями, нашими учениками и их семьями, мы пришли к выводу, что прежде всего детей нужно учить смотреть кино и телепередачи так, как мы учим их читать - глубоко разбираясь в читаемом.

- Е. Андреева, кандидат педагогических наук, М. Моросникова, М. Шлопак, учителя г. Могилев

Телевизоры есть в каждой квартире, до появления доступного интернета эта техника была единственным средством для развлечения и получения информации. Они довольно прочно вошли в нашу динамичную жизнь, и мы ежедневно смотрим новостные выпуски, фильмы, сериалы и познавательные передачи. Часто телевизор мы включаем просто ради фона, чтобы в комнате не было непривычно тихо, и вроде бы совершенно не обращаем на работающую технику внимания.

Когда в семье появляется новорожденный, вопрос о телевизоре должен встать довольно остро . Все мы понимаем, что работа этой техники может навредить малышу. Но многие родители, не желая перестраивать свои привычки, включают телевизор при младенце. Они мотивируют такое поведение нежеланием приучать ребенка к тишине и считают, что шум работающей техники и мелькающий на экране видеоряд никак не оказывают на него влияние. Но психологи, педиатры и окулисты иного мнения на этот счет.

Излучение

Несмотря на то, что производители техники утверждают, что от их изделий не исходит никакого излучения, оно все же есть. Ученые выяснили, что в среднем современные телевизоры выделяют 0, 2 рентгена в месяц. Исследования показали, что даже такое небольшое излучение пагубно отражается на состоянии живых организмов. Влияет на нас также и ультразвук низких тонов, который не слышен взрослым, но к которому восприимчиво ухо новорожденных. Малыши улавливают свистящий высокий звук, исходящий от работающего телевизора. Он пагубно воздействует на становление детской нервной системы, а, следовательно, влияет на весь растущий организм ребенка.

Телевизионное излучение, даже в небольших «дозах», способно замедлить течение обменных процессов в организме. Ученые разных стран, параллельно друг другу проводившие независимые тесты, пришли к мнению, что работающая техника снижает защитные барьеры организма и угнетает работу иммунной системы.

Влияние на зрение

У грудничков органы зрения функционируют еще не достаточно стабильно. Новорожденные дети обладают выраженной физиологической дальнозоркостью и легким . По мере роста ребенка его зрение стабилизируется, он учится фокусироваться на предметах, расположенных на дальних и близких расстояниях от его глаз, учится следить за передвигающимися объектами. Процесс стабилизации работы жизненно важных зрительных органов очень легко нарушить и привести к развитию патологии глаз.

Пагубное влияние этой техники органы зрения человека — давно доказанный факт, поэтому берегите глазки ребенка и избегайте смотреть при нем телевизор.

При телетрансляции световые картинки меняются с большой скоростью, и губительно воздействуют на глаза человека. Даже если грудничок просто находится с работающим телевизором в одной комнате, но не смотрит непосредственно на экран, его глаза будут улавливать сменяющиеся кадры. Мышцы глаз и зрительные центры в головном мозге будут испытывать колоссальную нагрузку, которая усилится, если малыш начнет фокусироваться на экране.


Влияние на психику

Развитие двигательных и сенсорных участков мозга на первом году жизни ребенка происходит довольно активными темпами. Для правильного формирования всех нейронных связей важно, чтобы младенец активно двигался и нарабатывал тактильный опыт. То есть, чтобы ваш малыш развивался, важно предоставлять ему возможность трогать и ощупывать различные предметы, тянуться, переворачиваться и ползать .

Детей, которые уже могут фокусироваться на видеоряде, могут увлечь сменяющиеся на экране яркие картинки. Ребенок перестанет стремиться двигаться, потому что телевизор покажется ему интересней, чем игрушки и неизведанный еще мир квартиры. Особенно сильно малышей увлекают рекламные ролики, грудничок словно замирает и подолгу смотрит на экран, не шелохнувшись. Таким образом, работающий телевизор снижает двигательную активность ребенка, что влечет за собой задержки в психофизическом развитии .

Уже давно доказано пагубное воздействие просмотра телевизора на психику. Малыш может даже не смотреть на экран, но звуковой ряд и видимые на периферии сменяющиеся световые картинки уже могут привести к и эмоциями, а также вызвать головные боли.

Все происходящее на экране телевизора оседает в подсознании у ребенка. Дети, как губка, впитывают в себя ваше настроение, влияет на них также и домашняя атмосфера. Если у вас с мужем идеальные отношения вкупе с полным взаимопониманием, но при этом вы увлекаетесь просмотром реалити- или развлекательных шоу, герои которых часто ругаются и скандалят, — это может негативно отразиться на психике младенца. Малыш будет капризным, у него часто будут случаться истерические припадки по любому поводу.

Привычки

Дети во всем берут пример с нас, и если они видят, что мы все время проводим у телевизора, обязательно будут вести себя так же. Чтобы не сформировать у маленького ребенка неправильное представление о досуге, чаще с ним, читайте книги, занимайтесь лепкой и рисованием.

Не включайте технику для фона, когда кушаете, поскольку доказано, что при одновременном принятии пищи и просмотре телепередач, процесс переваривания ухудшается . Многие родители пользуются увлеченностью ребенка телевизором, и пока малыш смотрит на экран, кормят его. Подобное поведение недопустимо, младенец должен осознанно пережевывать и глотать. Если ваш грудничок сильно капризничает за столом и отказывается кушать пюре или кашу, попробуйте поиграть с ним в «самолетики» или увлечь стихами, но не сдавайтесь и не включайте телевизор.

Телевизор и компьютер в жизнь ребенка вошли настолько прочно, что обратной дороги нет. Однако до сих пор ведутся споры о том, вредно ли ребенку смотреть телевизор и какое влияние оказывает компьютер на психику детей. Так чего же больше от телевизора и компьютера для детей – вреда или пользы?

Чем опасен телевизор для детей и вредно ли маленькому ребенку его смотреть?

Вряд ли найдется в наше время семья, которая не имела бы в доме телевизора и компьютера – дети с этими «чудесами технического прогресса» знакомятся едва не с первых дней жизни. Обычно телевизор является первой совместной покупкой молодоженов и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Во многих семьях телевизионные аппараты присутствуют во всех комнатах, включая кухню, и телевизионная оккупация начинается с момента пробуждения и продолжается до глубокой ночи. На этом фоне протекает вся жизнь семьи с ее радостями, победами и горестями. Невольно в этот круговорот вовлекаются и новорожденные младенцы, для которых включенный телевизор является непременным атрибутом домашнего уюта. Неудивительно, что маленький ребенок «знакомится» с телевизором, едва научившийся говорить. Он свободно произносит рекламные слоганы и, заслышав многократно звучащую в течение дня музыку, опережая диктора произносит: «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!»

Влияние телевизора на психику ребенка очень велико. Изображение, меняющееся на экране, завораживает малыша и привлекает его внимание своими яркими красками, динамичностью, интересным сюжетом, если он доступен пониманию малыша, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве передач. Телевизор прочно вошел в нашу жизнь и все чаще диктует нам условия совместного проживания. Многосерийные сериалы изменяют налаженный режим семьи, заставляя переносить время ужина или вечерней прогулки, чтобы в назначенный час «X» отложить в сторону все дела и удобно устроиться перед экраном, внимая переживаниям несчастной героини и ее превращениям из бездомной, всеми гонимой особы в ослепительную и влиятельную бизнесвумен. Вместе с мамой завороженно смотрит кино и малыш, не понимая содержания. Чем же опасен телевизор для детей в этом случае? Неосмысленный просмотр взрослых фильмов и передач чреват тем, что малыш испытывает нервное и зрительное напряжение, а это может нанести вред детскому здоровью.

Как влияет телевизор на ребенка с неокрепшей нервной системой? Чем длительнее и агрессивнее телеатака, тем больший объем неконтролируемой информации получает малыш, тем быстрее развиваются и более выражены у него расстройства эмоциональной сферы. Влияние телевизора на здоровье ребенка в этом случае резко отрицательно: появляется раздражительность, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушения сна. Это вовсе не означает, что необходимо вычеркнуть телевидение из жизни ребенка. По телевизионным каналам в дом поступает масса интереснейшей информации, с помощью которой можно и нужно стимулировать развитие ребенка. Ведь малыш-дошкольник, как губка, легко и без напряжения впитывает в себя разносторонние знания, развивая интеллект и создавая базу для последующего обучения.

На каком расстоянии и сколько времени ребенку можно смотреть телевизор: правила просмотра

Влияние компьютера на развитие детей дошкольного возраста

Еще пару десятков лет назад слова «дискета», «файл», «мегабайт» и им подобные были недоступны пониманию большинства людей, а на владельцев компьютеров смотрели, как на инопланетян, нечаянно залетевших на нашу грешную Землю. Теперь компьютер наряду с телевизором стал предметом домашнего обихода, а приобщение к нему ребенка происходит едва ли не раньше, чем кроха начинает ходить. Самое интересное заключается в том, что малыши осваивают сложную технику играючи, опережая в развитии начинающих пользователей среднего возраста. Это и понятно, ведь малыши не испытывают страха перед электронной машиной, присущего взрослому человеку, не обладают стереотипным мышлением, вырабатывающимся в течение жизни, и легко осваивают операции, требующие логического мышления. Никого уже не удивляет и не умиляет вид малыша в памперсах и с пустышкой во рту, сосредоточенно нажимающего кнопочки на клавиатуре. Юные пользователи готовы круглосуточно сидеть перед персональным компьютером, осваивая новые программы и сражаясь с заэкранными чудовищами.

Каково влияние компьютера на здоровье ребенка и как относиться к новому повальному увлечению подрастающего поколения? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. Наряду с огромной пользой, которую приносит в нашу жизнь умение пользоваться сложной техникой, и теми возможностями, которые она предоставляет человеку во всех сферах деятельности, следует помнить и об обратной стороне медали. А эта теневая сторона свидетельствует о многочисленных проблемах, растущих параллельно с расширением компьютерной сети.

Для самых маленьких детей с повышенной нервной возбудимостью длительное нахождение перед монитором является сильным раздражителем, который световыми мельканиями навязывает свой ритм коре головного мозга, способный вызвать судороги.

Влияние компьютера на здоровье и психику детей настолько сильно, что компьютерная наркомания поражает малышей, начиная с дошкольного возраста, и прогрессирует к подростковому периоду, когда виртуальная жизнь перевешивает по значимости и ценности реальную действительность. А такая ситуация требует немедленного вмешательства психологов и психиатров, чтобы вернуть ребенка к нормальным детским интересам и увлечениям.

Ребенок, испытывающий недостаток любви и ласки в семье, в виртуальном мире чувствует себя увереннее и комфортнее, компьютер дает ему возможность спрятаться от реальности и уйти в вымышленный мир, где можно почувствовать себя всесильным и независимым героем.

По наблюдениям психологов, особенно велико влияние компьютера на психику «проблемных» детей, имеющих затруднения в общении с ровесниками и взрослыми, плохую успеваемость и заниженную самооценку. Чем хуже обстоят дела в реальной жизни, тем глубже погружается он в вымышленную, раскрепощаясь в ней и ощущая свое «могущество».

Учитывая влияние компьютера на детей дошкольного возраста, чтобы прогресс не способствовал отставанию, соблюдайте правила, стараясь свести к минимуму неблагоприятное воздействие на ребенка.

Максимальное излучение сосредоточено на задней панели аппарата, поэтому поставьте его в угол, желательно, чтобы окно располагалось слева. Лицо ребенка должно находиться на расстоянии не менее 50 см от дисплея. Крохе неудобно сидеть на вашем стуле, поэтому приобретите специальный стул, регулирующийся по высоте, или установите на сиденье скамеечку, а под ноги соорудите подставку, чтобы они не болтались без опоры. Клавиатура должна находиться на удобной высоте, чтобы не уставали руки. Желательно, чтобы у стула были подлокотники, поддерживающие предплечья ребенка.

До пятилетнего возраста длительность пребывания перед монитором не должна превышать 15 минут. Если вы обучаете ребенка работе на компьютере, сажайте его прямо перед экраном, а не сбоку от него - это портит зрение.

Объясните ребенку, что компьютер существует не только для развлечения, его возможности гораздо шире, нежели примитивные «стрелялки» и «бродилки». Ознакомьте юного пользователя с выходом в Интернет и возможностью получения любой информации из Всемирной паутины. Это заставит ребенка относиться к компьютеру как к идеальному средству самообразования и расширения кругозора и подтолкнет к изучению иностранного языка.

Ни для кого не секрет, что в наше время средства массовой информации, в том числе телевидение, культивирующие насилие и вседозволенность, оказывают разрушительное действие на детскую психику и подрывают здоровье детей. Свой вклад в этот процесс вносят детские и подростковые журналы, наружная реклама, низкопробные детективы с пролитыми на их страницах литрами крови и компьютерные игры, вызывающие формирование агрессивности и бесчувственного отношения к людям и животным. Как результат - увеличение психоневрологических нарушений у российских детей в 10 раз по сравнению с годами «застоя».

Разлагающему влиянию компьютера на развитие ребенка противопоставьте в своей семье доброжелательность, заботу, сочувствие, сострадание, ограждающие детскую психику от массового «заражения насилием».

Телевидение настолько прочно вошло в нашу жизнь, что стало одним из главных и доступных способов организации досуга не только взрослых, но и детей. Яркие цветные картинки, с быстротой меняющие друг друга, очень привлекают малышей. Какую пользу может принести телевиденье вашему ребенку? Как правильно организовать такое времяпровождение малыша без вреда для его здоровья? Ответы вы найдете в нашей статье.

Польза и вред телевизора для детей

Нередко взрослые поощряют просмотр ребенком мультфильмов и телепередач, так как в то время, пока малыш поглощен этим занятием, можно решить свои вопросы и выполнить множество дел по дому.

Однако родителям необходимо помнить, что слишком длительный просмотр телевизора может принести ребенку большой вред . Глаза малыша подвергаются повышенной нагрузке, из-за чего в будущем могут возникнуть проблемы со зрением. Нервная система маленьких детей легко перегружается, вследствие чего могут возникнуть головные боли, проблемы со сном и аппетитом . Малыш при этом становится капризным и даже агрессивным, раздражительным.

Многие дети страдают таким недугом, как телезависимость . Их перестают увлекать обычные игры, общение со сверстниками. С помощью истерик и капризов они снова и снова требуют у родителей включить им любимый мультфильм.

Телевидение при грамотном использовании способно приносить пользу. В наше время можно встретить множество достойных развивающих программ. С помощью их просмотра ребенок получит полезную информацию и повысит уровень своего интеллекта. Интересные мультипликационные фильмы с добрым сюжетом подарят крохе возможность погрузиться в волшебный мир. Просмотр полезных передач обогатит лексикон новыми словами.

Не во всех семьях есть возможность совершать путешествия по миру. Телевизионные программы познакомят ребенка с культурными традициями стран, он сможет узнать о редких видах животных и насладиться красочными пейзажами различных уголков мира.

ОСОБЕННОСТИ! В первые 2 года у ребенка активно развивается речь и мелкая моторика, в это время он учится быть частью социума и общаться со сверстниками. Чрезмерное времяпровождение у телевизора значительно тормозит формирование этих жизненно важных навыков.

Мы подготовили для вас несколько советов, которые подскажут вам, как получить пользу от просмотра телевизора.

  • Исключите просмотр телевизора в вечернее время и перед сном. Из-за перегрузки нервной системы малыш может страдать бессонницей и ночными кошмарами, частыми пробуждениями.
  • Смотрите вместе с ребенком полезные передачи или мультфильмы, поговорите с ним о сюжете, спросите у крохи, какие герои ему понравились, а какие нет и почему. Это поможет ему правильно воспринимать информацию и извлекать из нее пользу.

  • Следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Изолируйте его от передач и мультфильмов с агрессивными сценами и ненормативной лексикой.
  • Соблюдайте правильную продолжительность просмотра телевизора. Для малышей до 2 лет это время должно составлять не более 30 минут в день, для детей постарше – не больше, чем 1-1,5 часа.
  • Запрещайте малышу смотреть телевизор во время еды . Употребление пищи у включенного экрана способствует возникновению пищевых проблем.
  • Уделяйте время общению с ребенком, совместному времяпровождению. Отдавайте предпочтение развивающим и полезным занятиям, таким как чтение и активные игры на свежем воздухе.
  • Расскажите своему малышу, почему чрезмерное времяпровождение у телевизора вредно для здоровья.
  • Подавайте крохе пример . Ведь если родители сами слишком долго и часто смотрят телевизор, то научить ребенка правильному досугу будет сложнее.
  • Находите компромиссные решения, разрешайте крохе проводить время за просмотром любимого мультфильма дозировано и в определенные часы.

ВАЖНО! Помните, то время, которое ваш малыш провел у телевизора можно провести с намного большей пользой. Например, сходить на театральное представление и посетить интересный музей.

  • Следите, на каком расстоянии карапуз сидит у экрана. Оно не должно быть менее 1,5 метра и более 5 метров.
  • Не допускайте просмотр в темноте или в слабоосвещенном помещении. Слишком большой контраст создает высокую нагрузку на зрение ребенка.
  • Выключайте телевизор во время того, как кроха выполняет какие-либо упражнения с помощью умственного труда. Фоновый шум отвлекает малыша и значительно снижает эффективность обучения.
  • При необходимости отрегулируйте такие параметры экрана, как яркость, контрастность и насыщенность.