Россияне о новой пенсионной реформе. Чего ждать от новой пенсионной реформы

Правительство в очередной раз решило поднять вопрос о пенсиях. Новые споры разгорелись на финансовом форуме в Москве. Министр финансов Антон Силуанов сообщил о планомерной подготовке Российской Федерации к переходу на новую пенсионную систему. Пенсионная реформа 2018 года представляет собой разработку добровольной программы пенсионных накоплений для россиян. Следуя основным моментам новой системы, работающие россияне смогут сами решать, какой процент от собственной заработной платы они будут отчислять «на старость».

В настоящий момент накопительные пенсии «заморожены» на неопределенный срок. И новая пенсионная система призвана «реанимировать» накопительные , однако восстановленная пенсионная система будет иметь принципиальные различия в некоторых ключевых моментах. Помимо обновления пенсионной программы, уже давно ходят слухи о повышении пенсионного возраста, начиная с 2018 года. Давайте разберемся в этих важных вопросах.

Злосчастные пенсии

Ожидается, что новая система пенсионных накоплений заработает уже в 2018 году. Добровольные пенсионные накопления, по заверениям Министерства финансов и Центрального банка, будут выгодны самим же будущим пенсионерам. Кроме того, при необходимости можно воспользоваться накопленными деньгами, еще до выхода на пенсию.

Однако заместитель главы Министерства экономического развития РФ Олег Фомичев не поддерживает радужных ожиданий Антона Силуанова и его ведомства. По его словам, граждане не поддержат проект добровольных пенсионных накоплений.

На сегодняшний день работодатель уплачивает страховые взносы (22% от фонда зарплаты) в Пенсионный фонд. Причем взносы эти, в свою очередь, расщепляются на два компонента – 16% идут на страховые взносы и 6% идут как накопительные средства. Напомним, с 2014 года накопительный компонент пенсионных взносов замораживается каждый год.

Другими словами, работодатель платит взносы за сотрудников, выбравших формирование накопительной части пенсии, но в данный момент все они идут в распределительную часть. Безусловно, этот факт помог властям существенно сэкономить часть бюджетных расходов на переводе средств Пенсионному фонду.

Министерство финансов и Центральный банк выступают с альтернативным предложением – полностью заменить накопительную часть пенсии по старости индивидуальным пенсионным капиталом. В свою очередь, ИПК должен служить «подушкой безопасности», так как накопительная часть пенсии, судя по всему, подлежит ликвидации. Скорее всего, ее включат в страховую часть пенсионных взносов. Итак, страховая часть пенсии будет включать в себя все 22%, которые должен выплачивать работодатель. Это позволит в полном объеме обеспечивать сегодняшних пенсионеров пенсиями.

Глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина заверяет россиян в том, что новая пенсионная система сохранит обязательную государственную пенсию:

«Государственная пенсия обязательно останется. Государственная страховая пенсия - это, по сути дела, социальная гарантия государства по обеспечению базового уровня, базовых потребностей жизни человека, когда он заканчивает трудовую деятельность и выходит на пенсию», — подчеркнула Набиуллина.

Правительство делает все возможное для того, чтобы будущие пенсионеры получали такие выплаты, которых бы хватило на достойную жизнь. Именно поэтому у Минфина и ЦБ родилась идея позволить россиянам добровольно отчислять на свою пенсию любой процент от своей зарплаты в рамках от 1% до 50%.

По словам Эльвиры Наибуллиной, работающий россиянин сам будет решать «судьбу» своей пенсии:

«У человека будет обязательно выбор: участвовать ему в накоплениях либо оставаться только на государственной пенсии. У человека будет выбор в течение жизни увеличивать свои накопления или уменьшать. Для этого государство должно предоставить ему соответствующие стимулы», — отметила глава Центрального банка РФ.

Под новый пенсионный проект автоматически попадают только начинающие работать граждане и те, кто значительно моложе пенсионного возраста. Иные категории россиян должны будут подать надлежащее заявление.

Средства индивидуального пенсионного капитала будут направляться в некоммерческие негосударственные пенсионные фонды. Для «новичков» в трудовых отношениях НПФ будет выбираться посредством компьютерной программы из списка негосударственных пенсионных фондов, входящих в систему гарантирования. Для всех остальных работников, которые сделали выбор в пользу определенного фонда, будет возможность поменять его на любой другой НПФ или же продолжать пользоваться услугами выбранного ранее НПФ.

Повышение пенсионного возраста

Правительство РФ все еще активно обсуждает вопрос увеличения возраста для выхода на заслуженный отдых. Причем споры на счет определения вариантов решения данной проблемы ведутся уже давно.

Не так давно был одобрен проект «Основных направлений бюджетной политики на 2017-2018 г.», внесший конкретику в животрепещущий вопрос. В документе говорится о планомерном и плавном поднятии пенсионного возраста – в течение каждого года возраст для выхода на пенсию по старости будет повышаться на 6 месяцев. Таким образом, пенсионный возраст для женщин и мужчин будет доведен до 63 лет.

В ответ на сопротивление оппонентов правительство выдвинуло свои аргументы: в условиях экономического (и демографического) кризиса крайне необходимо сохранить стабильность Пенсионного фонда.

Но есть здесь и сдерживающий момент – это относительно невысокая продолжительность жизни в России. У женщин в РФ продолжительность жизни составляет приблизительно 77 лет, у мужчин – 65. Однако и здесь есть свой противовес – согласно прогнозам экспертов, к 2020 году продолжительность жизни в России значительно вырастет, и будет составлять примерно 80 лет у женщин и, соответственно, 74 года у мужчин. А при подобных показателях у правительства есть все основания для повышения пенсионного возраста.

Правительство планирует запустить новую пенсионную систему, первые элементы которой начнут внедряться с 2018 года. Основная цель чиновников – сбалансировать бюджет ПФР. Покрытие дефицита фонда требует значительных затрат бюджетных средств. Кроме того, правительству становится все сложнее проводить ежегодную индексацию.

Действующая пенсионная модель остается несбалансированной, уверены в Минфине, что создает фундаментальные риски для отечественного бюджета. Падение цен на нефть продемонстрировало уязвимость государственной казны перед внешними вызовами. Новая реформа поможет снизить зависимость бюджета от структурных доходов, подчеркивают в Минфине.

Наиболее спорным вопросом реформы, предложенной Минфином, остается проблема повышения пенсионного возраста. Данная мера является абсолютно необходимой, уверены представители экономического блока. Во время кризиса власти отложили принятие данного решения, что связано с ухудшением экономической ситуации. В 2018 году экономика полностью восстановится после кризиса, что позволит правительству скорректировать пенсионный возраст.

Формат будущего повышения нормативного возраста продолжает обсуждаться. Данный показатель может быть увеличен до 63-65 лет, считают эксперты. При этом власти используют опыт пенсионной реформы для госслужащих, ежегодно увеличивая нормативный показатель на 6 месяцев. Данная мера станет основой новой пенсионной системы, которая будет внедряться с 2018 года.

Помимо проблемы возраста, чиновники намерены окончательно решить вопрос с работающими пенсионерами. Согласно позиции Минфина, данная категория граждан не должна претендовать на ежегодную индексацию пенсий, поскольку располагает альтернативными источниками доходов.

Кроме того, представители ведомства намерены существенно сократить категории граждан, которые смогут рассчитывать на досрочную пенсию. Более половины льготников составляют работники вредных и опасных производств. Согласно новой инициативе Минфина, данная категория граждан может лишиться права на досрочные пенсии. Также чиновники предлагают повысить необходимый стаж для бюджетников-досрочников (учителя, медики и т.д.).

Существенные изменения ожидают накопительную систему, реформа которой позволит повысить сознательность граждан.

Стимул к накоплению

Длительная заморозка накопительной части негативно отражается на готовности населения самостоятельно формировать собственную пенсию. Власти рассматривают несколько вариантов реформ действующей модели, которые имеют принципиальные различия.

Представители Минэкономразвития допускают поэтапную разморозку накопительной пенсии. Уже в следующем году власти могут снять ограничения с 1-3% отчислений, что станет положительным сигналом для граждан, намеренных самостоятельно сформировать будущую пенсию. По мере улучшения экономической ситуации, правительство сможет переходить к следующему этапу разморозки накопительных пенсий.

Представители Минфина настроены на более радикальную реформу, которая предполагает отмену действующей накопительной пенсионной системы в 2018 году. Вместо этого чиновники предлагают запустить систему индивидуальных отчислений, участие в которой станет обязательным. В Минфине уверены, что подобный инструмент будет стимулировать граждан активнее участвовать в формировании собственной пенсии.

Эксперты ожидают запуск пенсионной реформы сразу после окончания выборов. Несмотря на нежелание чиновников идти на непопулярные меры, другие альтернативы для стабилизации пенсионной системы отсутствуют.

Отсутствие альтернатив

Ухудшение демографической ситуации на фоне сокращения поступлений от экспорта нефти вынуждает правительство ускорить реализацию пенсионной реформы. Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приводит к увеличению дефицита пенсионного фонда. В результате власти должны изменить базовые параметры, которые определяют размер пенсии.

В таких условиях ежегодная индексация пенсий превратится в настоящую проблему для правительства. Согласно оценкам экспертов, уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать другие виды затрат, перераспределяя ресурсы на повышение пенсий.

В 2017 году стартовала пенсионная реформа для госслужащих, которая затронула ключевые параметры начисления пенсий. Чиновники начали повышать пенсионный возраст для служащих, дополняя данную меру пересмотром необходимо стажа. Подобный подход может стать прототипом реформы для остальных категорий граждан, считают эксперты. Дальнейшее промедление с реформой чревато серьезными последствиями для отечественной экономики.

Повышение пенсионного возраста с 2019 года

Следующим этапом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста и ощутить действие новых правил на себе жители всех регионов России смогут уже с 1 января 2019 года.

Переход к новым нормам обещают сделать постепенным, добавляя ежегодно +1 год.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

В Думе сделали не утешительный прогноз по предстоящей реформе. Возникшие прения привели к тому, что рассмотрение (системы индивидуального пенсионного капитала) отлагается. Осуществление всех необходимых мер, запуск новейшей модели становится реальным лишь через несколько лет.

Рассмотрение инновационной модели продолжиться после проведения и организации правительства страны. Возникает тревожащий вопрос: что нового ожидается в пенсионной реформе 2018 года?

Пенсионная реформа 2018 года в России: ключевые разногласия

Министерство финансов и Центральный Банк Российской Федерации еще в 2016 году анонсировали инновационную реформу для населения страны. Новейшая модель ИПК сменит неконструктивную и непригодную пенсионную систему.

Инновация заключается в том, что граждане страны получат автоподписку на пенсионные отчисления в момент заключения трудового договора. Сумма отчислений будет изменяться на протяжении 5 лет от 1 до 6 % от заработной платы.

Против подобной политики выступили представители социального блока правительства. В сентябре 2017 года заместитель председателя Центрального Банка Швецов Сергей заявил, что ЦРБ отказывается от предложенной системы автоподключения граждан и предлагает принцип работы, заключающийся в авторегистрации участников пенсионной программы.

Будет ли пенсионная реформа в 2018 году в России?

Расхождения в правительстве привели к тому, что новая модель будет запущена не ранее 2020 года. Такой неутешительный прогноз сделал председатель финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков.

Он выразил внутреннюю неудовлетворенность по поводу отлагательства рассмотрения законопроекта. Также он заявил, что внутри правительства не существует целостного понимания предстоящих нововведений.

Представители социального блока готовы начать диалог с представителями правительства, но при условии, что подключение граждан к системе ИПК не будет иметь автоматического характера.

На данный момент рынок ожидает продолжения дискуссии по отношению ИПК, недавно заявил Угрюмов Константин. Глава НАПФ рассказал, что организация может уступить в некоторых моментах. Он подтвердил, что полностью отказываться от автоподписки НАПФ не будет. Некоторые элементы должны быть сохранены.

Негосударственные фонды придерживаются позиции, что автоподписка необходимый элемент для всей пенсионной реформы. Согласно произведенным расчетам авторегистрация значительно снизит приток денежных масс, что сделает все нововведения не эффективными.

Модель ИПК существует в развитых странах уже на протяжении нескольких десятилетий. Нобелевский лауреат Талер Ричард еще в 2003 году в своем исследовании пришел к выводу, что автоподключение граждан к ИПК – это реальная необходимость.

Заместитель директора НПФ «Самфир» Якушев Евгений связывает задержку с принятием пакета законов по реформе в стране с необходимостью интеграции новой модели в государственные структуры.

В пресс службе Министерства финансов не стали комментировать данную ситуацию, а перенаправили с возникшими вопросами у журналистов к представителю социального блока Ольге Голодец. К сожалению, официального ответа не поступило. Поэтому стоит ожидать, что новости пенсионной реформы 2018 года станут ярким событием в жизни общества.

Индивидуальный пенсионный капитал – новая составляющая часть пенсионных выплат, граждан Российской Федерации, которая постепенно заменит собой страховую составляющую пенсии.

Главные аспекты:

  • существование специальных льгот работнику и работодателю, избравших ИПК;
  • гибкие дополнительные ставки по формированию личного капитала;
  • обязательный страховой взнос (22%) от заработка гражданина используется для выплат людям, достигшим пенсионного возраста. ИПК будет переводить 6% от страхового взноса на специальный счет гражданина, которым впоследствии можно будет воспользоваться по личному усмотрению;
  • льготный период для принятия решения участия в ИПК.

Подобная система станет приятным довеском при выходе человека на пенсию.

Решение о формировании ИПК

На данный момент ведутся оживленные споры о возможности участия граждан в формировании ИПК. В правительстве РФ не могут решить, что будет соответствовать демократическим принципам автоподключение граждан или предоставление возможности выбора и как следствие — авторегистрации.

Главные факторы формирования ИПК:

  • первоначальный взнос составит 0%;
  • именно гражданин определяет размер добровольного взноса во время переходного периода;
  • авторизация в системе предполагает, повышение ежегодного взноса, который будет производиться по принципу + 1 % в год и первоначально достигнет 6%;
  • существует возможность остановить выплаты сроком не более пяти лет;
  • количество отчислений можно периодически изменять, как в меньшую, так и большую стороны.

Уплата добровольных взносов

Новая концепция позволит гражданам самостоятельно выбрать процент пенсионных отчислений в переходный период. Первоначально ежегодный рост взносов будет происходить до отметки 6%, но в правительстве рассматривают возможность повышения этой планки до 12 %.

В Центральном Банке РФ уверены: подобная модель отчислений не станет обременять граждан. Наоборот, позволит выбрать оптимальный график накоплений, что станет ощутимой прибавкой к пенсии.

Налоговый вычет и НДФЛ в новой системе

Законопроект предполагает, что россияне сами будут копить на свою пенсию. Существует ряд льгот для работодателя и работника, которые к тому же будут значительно расширяться.

На данный момент предполагается два вида льгот:

  • пенсионные отчисления на первом этапе не превысят 6%;
  • возможные льготы для третьих лиц, которые платят пенсионные отчисления за своих родственников;
  • ставка НДФЛ будет снижена до 10%.

Министерство экономического развития настаивало на повышении ставки для льготных категорий, которые не будут платить первый взнос до 12 – 15 %. Впоследствии ставка выровняется до минимального уровня.

После принятия соответствующего закона начнет процесс внедрения пенсионной инновации. К сожалению, проверить новую пенсионную модель станет возможным лишь через несколько лет.

Главными вопросами формирования ИПК остаются:

  • добровольное участие граждан в ИПК;
  • добровольное перечисление взносов на счет ИПК.

Эксперты уверены в необходимости проведении разъяснительной работу среди населения, чтобы реформа не воспринималась обществом, как дополнительное бремя.

Просто снять накопленные денежные средства невозможно до момента выхода на пенсию. Существуют некоторые отступления от правил, когда есть возможность получить досрочно накопления:

  • смерть владельца накопительного счета;
  • единовременная выплата будет произведена в случае получения тяжелой травмы, болезни, инвалидности (см. );
  • можно получить 20 % от накопленной суммы при чрезвычайном происшествии;
  • выплата может производиться по заявлению владельца счета, но не менее чем пяти лет до момента выхода на пенсию заявителя.

Разница между ИПК и накопительной пенсией?

ИПК предполагает формирование большего пенсионного капитала для граждан. Новая система имеет принципиальные отличия:

  • накопления формируются за счет добровольных взносов;
  • средства на накопительном счете – личная собственность гражданина;
  • формирование и процесс накопления ИПК будет возможен только в негосударственных фондах;
  • разнообразные льготы для участников программы.

Несмотря на все положительные стороны новой программы, государство понесет убытки на первых этапах программы.

Существенным фактором, который может затормозить процесс введения новой пенсионной системы – это недоверие в обществе.

Накопления граждан будут преобразованы по следующим сценариям:

  • автоматический перевод в ИПК;
  • самостоятельный перевод в негосударственный фонд;
  • накопленную сумму можно будет оставить без изменений и дождаться пенсионной выплаты.

Данный перечень не остаточный и может быть изменен.

Пенсионная реформа 2018 года по задумке законодателей будет иметь следующие положительные моменты:

  • позволит правильно формировать пенсионный фонд и выплаты, что сразу отразиться на людях, не предпринимавших никаких действий для формирования своей пенсии;
  • пенсионный капитал, «собранный за жизнь», можно будет наследовать согласно законодательству;
  • в случае смерти человека и отсутствии наследников, индивидуальный пенсионный капитал будет перечислен в пользу государству.

Стоит заметить, что подобная пенсионная модель существует во всех цивилизованных странах.