Проект на тему: Как достичь успеха? Наша технология. Технологии успеха

Как достичь успеха? Наша технология.

Ничто так не сопутствует Успеху, как Успех.

Иоганн Вольфганг Гёте (Гете)

Гимназия № 18 - одна из самых крупных общеобразовательных организаций города Королёв , где реализуется широкий спектр образовательных услуг по программам начального, общего и дополнительного образования.

В 2017 году гимназия отмечает 25-летний юбилей.

Руководит гимназией кандидат педагогических наук Ялышева Лариса Владимировна.

С 2010 года гимназия гордо носит имя Героя Советского Союза Ивана Яковлевича Илюшина.

Месторасположение здания гимназии выгодно отличается от других районов города более благоприятной экологической обстановкой. Гимназия находится в непосредственной близости к зеленой зоне Национального парка «Лосиный остров». Образовательное учреждение расположено максимально удобно в транспортном отношении для учащихся, родителей и гостей гимназии: близость автобусной остановки, удобные внутриквартальные автомобильные и пешеходные дороги.

Гимназия - центр досуга детей микрорайона, т.к. рядом нет социокультурных учреждений. Благоустроенная и красиво оформленная территория образовательного учреждения является местом притяжения жителей микрорайона, создает особый микроклимат.

В основе деятельности МБОУ «Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина» лежит миссия – построение культурно-образовательного пространства как среды непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в которой согласуются цели, ценности и интересы учеников, учителей и родителей. Гимназия № 18 реализует направления: духовно-нравственное, экологическое, спортивное, эстетическое и занимается благотворительностью. Учебно-воспитательный процесс неразрывно связан с внеклассной работой.

Комфортная и безопасная образовательная среда формируется на основе возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволяет не только разумно распределить основную и дополнительную учебную нагрузку, но и широко использовать творческие и гуманно-личностные подходы в обучении и воспитании.

Управление образовательной организацией осуществляется за счет создания системы государственно-общественного управления. В настоящее время политика гимназии в области управления предполагает значительное расширение роли общественности в принятии ключевых решений по ее функционированию.

В учреждении работают 2 музея: «Память» и «История космоса», есть мемориальная стена «Бессмертный полк», просторная библиотека, современный бассейн, скалодром, на территории гимназии высажена сиреневая аллея Победы, аллея первоклассников и выпускников.

Гимназия – победитель конкурса Российской Федерации общеобразовательных учреждений, находится в реестре «Лучшие школы России», победитель Выставки Российской Федерации «Всероссийская выставка ОУ», входит в число Топ 500 лучших школ России, Топ 100 и Топ 75 лучших школ Московской области, победитель отборочного этапа и финалист очного этапа Второго Всероссийского Смотра-конкурса на лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений в номинации «Презентация образовательного учреждения»в Сочи. Гимназия – участник областного конкурса «Стандартов оформления образовательных учреждений».

Педагоги гимназии – участники, призеры и победители различных профессиональных конкурсов. Активно транслируют педагогический опыт. Воспитанники - победители, призеры, участники Всероссийской олимпиады школьников, Международной космической олимпиады, Всероссийской олимпиады «Созвездие», «Шаг в будущее», «Полет времен», Ломоносовской ассамблеи. Ученики гимназии являются стипендиатами Премии Президента, стипендии Губернатора Московской области. Гимназисты – победители спортивных Президентских состязаний, являются лидерами по плаванию и гандболу в городе и области. В гимназии обучается Победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Системная работа учителей-предметников по совершенствованию у обучающихся навыков рациональной организации труда, использованию проектно-исследовательской деятельности позволили добиться высокого качества образовательной подготовки обучающихся.

Выпускники гимназии становятся первокурсниками лучших ВУЗов страны, входящих в топ-100.

Секрет наших успехов прост. Гимназия № 18 –это не только гимназия, в которой хочется учиться, где постигают основы наук,- это гимназия, где развивают в детях стремление быть успешными. Успех в нашем образовательном учреждении обязательное условие, девиз повседневной жизни. В ходе реализации учебно-воспитательного процесса ежедневно формируется установка на успех. Коллектив учителей, родители и дети совместно идут к одной цели.По словам Брайана Трейси: « Настойчивость и воля к победе - два главных фактора успеха». Представьте, путь ребенка к успеху-это лестница. Преодолевая ступеньку за ступенькой, по одной за раз, он поднимается на вершину, внезапно обнаруживая у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха. «Отправная точка успеха-это желание»,- сказал Наполеон Хилл. Все начинается с мотивации. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.Ученики нашей гимназии каждый день, маленькими шажками преодолевают путь к успеху. Терпение, человеколюбие, творческий подход, системность – неотъемлемая часть трудовых будней всего педагогического коллектива.

На сегодняшний день гимназия № 18 - динамично развивающаяся образовательная организация. В учреждении сохраняются лучшие традиции прошлого, при этом накопленный опыт синтезируется со стремлением к современному и инновационному будущему.

Гавриленко Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР,

МБОУ "Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина",

г.о. Королев, Московская область

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.Джон Дьюи

В данном подразделе представлены книги, авторами которых стали люди, добившиеся выдающихся успехов в жизни. Книги успешных людей содержат бесценный опыт, каждая из них вдохновляет, каждая под своим углом рассматривает различные аспекты жизни. Книги многогранны и в какой-то степени дополняют друг друга, рассказывая о том, как добиться успеха . Но все они сходятся в одном: есть моменты, без которых достижение успеха невозможно в принципе. Вот как может выглядеть технология успеха :

1. Нужно принять решение и обозначить цель жизни . Чего Вы хотите в ней добиться? Если Вы будете четко представлять себе свою цель, у Вас появятся шансы её достичь. "Мир уступает дорогу тому, кто знает, куда идет." (Ральф Уолдо Эмерсон)

2. Необходимо начать действовать . Это очень важное решение и один из этапов технологии успеха. Начинать новое дело или новую жизнь всегда страшновато: есть риск, что может не получиться. Но ведь пока не начнёшь делать – не узнаешь, получится задуманное или нет. К тому же, недаром говорится: "Дорогу осилит идущий."

3. Нужно научиться хорошо делать что-то такое, чего раньше Вы никогда не делали. Невозможно кардинально изменить свою жизнь к лучшему и добиться успеха, не начав что-то делать по-новому, не освоив новые навыки . “Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.” (Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев))

4. Следует отслеживать результаты и корректировать свои действия. Это ключевой элемент персональной стратегии успеха. Внимание, гибкость, умение общаться, делать выводы, схватывать тенденции, перестраиваться – всё это поможет Вам вести яхту своей мечты к успеху как в штиль, так и в шторм; вовремя разворачивать корпус и не позволять волне перевернуть её; наполнять паруса ветром и, главное, удерживать курс на цель."Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны: значение имеет лишь мужество продолжать." (Уинстон Черчилль)

5. Копируйте и смело берите на вооружение успешный опыт других людей . Используйте определенные элементы технологий успеха тех людей, которые на практике добились блестящих результатов. Не нужно сейчас изобретать велосипед, ведь его всегда можно скопировать или усовершенствовать. Такой подход наверняка сэкономит время и поможет быстро и оптимально решить возникшую проблему. “Зачем что-то изобретать, если можно копировать?” (Неизвестный автор)

6. Зарядитесь оптимизмом и упорством . Эти качества отличают людей, способных изменить свою жизнь и добиться успеха.Это то горючее, которое даёт энергию для свершений. И пусть Вас не остановит страх неудачи или временные трудности. “Все это так не потому, что я такой умный. Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи.” (Альберт Эйнштейн)

7. Рационально используйте свое время. Время – бесценный, невосполнимый ресурс. Просто необходимо научиться правильно им распоряжаться. Не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, ведь новый день принесёт новые заботы. Определив цель жизни, не упускайте её из внимания ни на день. "Ни на один день не уклоняться от своей цели – вот средство продлить время, и притом очень верное средство, хотя пользоваться им и нелегко"(Георг Лихтенберг)

Пусть удача улыбнется Вам на Вашем пути к успеху!

Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели,– начните делать то, что никогда не делали.Ричард Бах

  • Джон Максвелл Как мыслят преуспевающие люди, или мыслите, чтобы измениться

    Увлекательная книга – совместное с автором путешествие, знакомящее с разными видами плодотворного мышления. Автор убедительно доказывает, что осознанное изменение образа мышления может стать инструментом, помогающим добиться успеха и подняться на, как прежде казалось, недосягаемый уровень жизни.

  • Аллен Джеймс Человек мыслящий

    Переизданная с 1902 года множество раз, книга Джеймса Аллена стала классикой позитивного мышления. Она повествует о расширении человеческих возможностей путём использования силы мысли и доказывает, что источник успеха, процветания и судьбы находится внутри каждого человека. Рассчитана на широкий круг читателей.

  • Кеннеди Дэн Как преуспеть в бизнесе нарушая все правила

    В своей книге, написанной ярко и вдохновляюще, автор раскрывает истинные принципы, лежащие в основе процветания любого бизнеса. Он знакомит читателя с целым рядом правдивых историй о том, как самые разные люди сумели, проявив нестандартный подход к проблемам, кардинально изменить свою жизнь к лучшему, добившись ошеломляющего успеха.

  • Малкольм Гладуэлл Гении и аутсайдеры

    Книга Малкольма Гладуэлла, рассчитанная на широкий круг читателей, исследует жизненные законы, рассказывает о влиянии на личность ценностей мира, в котором мы живём, и окружающих нас людей. Она призвана изменить стереотипное представление о гениальности и успехе, раскрывает секреты его истоков, исследует фактор благоприятных возможностей.

  • Наполеон Хилл Думай и богатей

    В своей книге, настоящем увлекательном учебнике успеха, создававшемся долгие годы, автор раскрывает секрет приобретения богатства. Он предлагает вниманию читателей план действий, исседованный и испытанный временем. Это советы, которые помогут изменить жизнь любого человека, пожелавшего этого. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

  • Роберт Кийосаки Богатый папа, бедный папа

    Книга повествует о влиянии двух различных идеологий на формирование жизни. Автор заставляет задуматься о том, как добиться успеха, о фундаментальном выборе: работать на деньги, действуя по годами сложившейся схеме, или получить финансовое образование, понять, как они работают, обрести над ними власть и заставить работать на себя.

  • Шарма Робин 200 уроков жизни

    В книге Шармы Робин, как бесценные жемчужины, собраны практические советы, помогающие сделать жизнь активной, наполненной, позитивной, здоровой и успешной. Наверняка каждый читатель возьмёт для себя на заметку несколько советов, главное – не просто знать о них, а постараться использовать на практике. Для широкого круга читателей.

  • Эрни Зелински Успех без офисного рабства

    Эта книга написана для тех, кто ценит свою независимость и свободный график. Автор помогает читателю определиться со своими предпочтениями, талантами и препонами на пути к успеху. Управление временем и финансами, здоровье и дружба – та основа, опираясь на которую, по мнению автора, человек может рассчитывать на перемену жизни к лучшему.

  • Роббинс Энтони Беспредельная власть

    В своей книге автор делится опытом саморазвития, собственной технологией успеха, позволившей ему кардинально изменить жизнь и преуспеть в ней. Книга состоит из трёх частей, первая из которых учит коммуникации с самим собой, вторая – с окружающим миром, а третья раскрывает, как стать лидером, используя на практике теоретически приобретённые навыки.

Какую школу можно назвать успешной, каковы критерии показателей эффективности школы? Сегодня оценивание эффективности школы происходит как по общим, универсальным для всех школ, показателям, разработанным на федеральном и региональном уровнях, так и местным, муниципальным показателям, состоящим из большого количества критериев и оценок. В основном они стандартны: количество медалистов, средний балл ЕГЭ, ОГЭ, участие в олимпиадах и конкурсах, поступление выпускников в ВУЗы и т.д. Но даже при наличии высоких показателей в образовательном учреждении, каждый ли её выпускник мог бы сказать, что ему было интересно, комфортно учиться в школе? Думаю, далеко нет. Поэтому очень важно для любой школы иметь свои критерии оценивания эффективности работы. Что же должно стать основой для создания уникальной системы оценивания эффективности? Самое главное здесь - это мнение учащихся и родителей. Невозможно не учитывать запросы участников образовательного процесса, которые могут меняться в зависимости от типов школ, социальной среды. Общественный запрос непосредственно влияет на выбор вектора развития школы и систему показателей эффективности её работы. Иными словами, успешна та школа, которая достигает поставленных обществом перед ней целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как достичь успеха? Наша технология

(проект «Успешная школа»)

Грынина Татьяна Юрьевна учитель информатики

Какую школу можно назвать успешной, каковы критерии показателей эффективности школы? Сегодня оценивание эффективности школы происходит как по общим, универсальным для всех школ, показателям, разработанным на федеральном и региональном уровнях, так и местным, муниципальным показателям, состоящим из большого количества критериев и оценок. В основном они стандартны: количество медалистов, средний балл ЕГЭ, ОГЭ, участие в олимпиадах и конкурсах, поступление выпускников в ВУЗы и т.д. Но даже при наличии высоких показателей в образовательном учреждении, каждый ли её выпускник мог бы сказать, что ему было интересно, комфортно учиться в школе? Думаю, далеко нет. Поэтому очень важно для любой школы иметь свои критерии оценивания эффективности работы. Что же должно стать основой для создания уникальной системы оценивания эффективности? Самое главное здесь - это мнение учащихся и родителей. Невозможно не учитывать запросы участников образовательного процесса, которые могут меняться в зависимости от типов школ, социальной среды. Общественный запрос непосредственно влияет на выбор вектора развития школы и систему показателей эффективности её работы . Иными словами, успешна та школа, которая достигает поставленных обществом перед ней целей.

Наша школа считает, что одним из критериев « успешной школы» является сохранение стремления продолжать образование по завершении обучения на каждой его ступени. Если выпускники школы проявляют мотивацию к продолжению образования, то это означает, что достигнут один из основных критериев успешности – сформированность у детей внутренних субъективных механизмов развития.

Сегодня этот критерий выходит на передний план. Дети информационного века мало читают, у них отсутствуют навыки самоорганизации. Из-за мощного развития сетевых технологий наблюдается ограниченность реального общения со сверстниками. Не сформирована мотивационная сфера (50% детей в 1 классе не хотят учиться). Информационное изобилие и клиповое мышление привели к тому, что дети не могут усваивать большой объем информации, мозг защищается от перегрузок. Ученики воспринимают окружающий мир как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у них появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом они не вникают в её суть. Не осмыслив одной темы, ребёнок переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.

Как выстроить образовательный и воспитательный процесс, чтобы ученик хотел учиться, делал это с удовольствием и желанием? Желание появляются тогда, когда появляется успех. Следовательно, при создании ситуаций успеха, увеличивается эффективность работы ученика, то есть т олько та школа эффективна и успешна, где каждому ребёнку дана возможность раскрыться. А для этого необходима такая организация учебного и воспитательного процесса, которая включала бы в себя различного рода мероприятия, имеющие целью создание оптимальных условий для выявления и максимального развития умственных, творческих способностей учащихся, дальнейшее воспитание у них желания заниматься интеллектуальной, созидательной деятельностью. Одновременно должен идти процесс воспитания настоящего гражданина своей страны. Важно, чтобы эти процессы протекали естественно и непринуждённо для ученика.

После многолетних поисков и апробации различных технологий мы пришли к выводу, что наиболее приемлемыми для нашего учебного заведения являются технологии общешкольных проектов и технологии мастерских.

Работа над созданием творческой среды в нашем образовательном учреждении основывается на проекте « Создание инновационной площадки для организации проектной деятельности в рамках направления «Школьный театр»», который победил в конкурсном отборе образовательных организаций на право получения из бюджета Тульской области гранта на поддержку, внедрение и развитие инноваций в сфере образования в рамках государственной программы Тульской области «Развитие образования Тульской области» .

Инновационная составляющая Проекта : осуществление единой политики в области обучения, воспитания и развития детей - перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства на основе работы над одним проектом. Этот проект обеспечивает возможность самореализации (в зависимости от особенностей характера ) каждому участнику проекта через организацию учебно-познавательной, исследовательской, проектной, театрализованной деятельности независимо от его социального положения. В результате возникает ситуация успеха для каждого ученика. Мотивация к обучению не только не падает, но и растет. Одновременно решаются задачи: коррекция клипового мышления; приобретение учащимися социально значимого опыта с возможностью демонстрации продукта творческой деятельности в учреждениях города и области; формирование гражданской идентичности.

Рис.1 Схема проекта

Как видно из схемы проекта (см. рис. 1), итог годовой работы коллектива школы- премьерный показ спектакля и выставка сопутствующих ему проектов. Тему постановки спектакля выбирают все участники образовательного процесса, исходя из знаковых событий в истории и культуре нашей страны, региона. Вся система работы над проектом призвана объединить в единое образовательное пространство все составляющие внеурочной и урочной деятельности: у нашего учреждения это работа не только указанных кружков, но и сотрудничество со школьной академией наук, цикловыми комиссиями и методическими объединениями.

Работа над проектом расширяет возможности проектной деятельности в области литературы, истории, сценического искусства, технологии. Главный критерий эффективности в данном случае – личностный рост каждого ребенка, его творческих и интеллектуальных способностей. Одновременно проводим диагностику степени развития у обучающихся социальных компетенций, уровня воспитанности. В школе проходит анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности достигнутыми результатами. Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности. Не забываются «классические» критерии успешности школы: качество образовательных результатов; уровень обученности; качество результатов предметных олимпиад, конкурсов; творческих достижений обучающихся; качество итоговой аттестации; процент поступления в высшие учебные заведения.

После первого года реализации проекта в школе стало формироваться единое образовательное пространство для полноценного личностного развития школьников за счет взаимодействия кружков гуманитарного, технического, эстетического направлений. Одновременно произошли изменения в образовательной программе и учебном плане образовательного учреждения: расширился список направлений внеурочной, проектной и исследовательской деятельности. Появилась дополнительная возможность отслеживать личностный рост ребенка и осуществлять коррекционно-развивающую работу. Расширился ореол социального партнерства. Были зафиксированы факты формирования устойчивого интереса у учащихся к собственной учебной деятельности, формирования потребности постоянно обновлять свои знания. Дети осознали, что результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В последний год повысилось качество образования, улучшился психологический комфорт, что привело к повышению уровня готовности выпускников к продолжению образования в других учебных заведениях. Проект обеспечил дополнительную занятость детей, то есть расширилось «воспитательное пространства» для самореализации личности. Увеличилось число педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность. В школе разрабатывается и накапливается банк диагностических материалов для проведения исследований удовлетворенности участников образовательного процесса качеством внеурочной деятельности, организацией проектной и исследовательской деятельности. Обновились программы кружковой деятельности. Было зафиксировано увеличение удельного веса обучающихся, готовых к успешной адаптации в социуме, готовых к саморазвитию. Повысился уровень воспитанности, уровень развития коммуникативных навыков, организаторских способностей школьников.

В ходе защиты портфолио классов, комиссия отметила повышение удовлетворенности школьников членством в коллективе, наличие положительных результатов взаимодействия в коллективе (общая культура детей, стремление стать лидером, снижение степени тревожности и конфликтности).

Итог работы - рост общей активности и результативности школьников при проведении мероприятий разного уровня, повышение уровня проектной и исследовательской культуры школьников.

Введение технологии общешкольных проектов повлекло за собой кардинальные изменения в работе цикловых комиссий и методических объединений. Ранее существовали только вертикальные объединения (гуманитарные, естественнонаучные и т.д.), которые обеспечивали предметные результаты. Содержанием их методической работы было обеспечение вертикали предмета или образовательной области. Теперь же возникла необходимость, чтобы за одним столом собирались все педагоги, работающие в одной параллели (например, работающие с 5 классом) или с одной категорией учащихся (например, с одарёнными детьми). На таких заседаниях изучаются результаты по образовательным периодам. Далее формируются этапы работы с группой учащихся, уточняются методы, формы работы, определяется приоритетность предметов. Педагоги решают, какие виды работ будут входить в урочную деятельность, а что во внеурочную. При такой организации работы в школе стало невозможным возникновение ситуаций, при которых учителя не знали, какой исследовательской или творческой деятельностью занимаются дети на других уроках.

Хорошо зарекомендовал себя приём проведения единого тематического урока. На методических заседаниях продумываются серии уроков, посвящённых какой-нибудь важной теме (например, памятной календарной дате). Каждый педагог с точки зрения своего предмета посвящает часть урока данной теме. При таком подходе у детей формируется завершённое, объёмное понимание того события, которому посвящены уроки. Рассматривая с разных сторон одно и то же событие, мы преодолеваем «клиповость» восприятия мира. Например, темой последнего единого урока стал праздник «Масленица». На уроке английского языка дети составляли рецепт блинов; на уроке музыки – инсценировали песни, которые пелись на масленичной недели; на уроке физической культуры – проводили масленичные состязания; на математике – решали задачи, связанные с символом масленицы,– колесом (окружностью); на уроке изобразительного искусства - изучали картины разных художников на тему «Масленица» и создавали свои рисунки. Таким образом, у учащихся из разнообразных знаний о празднике сложилась цельная картина Масленицы. Каждый ученик, даже если он не силен в как-то предмете, получил возможность проявить себя в той области, где он наиболее успешен.

Однако метод общешкольного проекта не может дать 100% охват учащихся в исследовательской, проектной и творческой работе. Всегда есть категория детей, которые в силу своих особенностей не могут проявить себя в работе над общим проектом, не заинтересовались уроками одной темы. Организовать индивидуальную работу с такими детьми в урочной форме очень сложно. Как показывает практика, учащихся как можно чаще нужно обучать в неформальной обстановке. Для этого организованы уроки свободного дня, которые проходят в нашем образовательном учреждении каждый триместр. Это когда уроков в привычном понимании нет, а обучение идет. Важно, что такие уроки ведут не учителя, а старшеклассники или родители. Для их проведения используется технология мастерских. Учащимся предоставляется возможность выбора: заниматься английским языком в игровой форме, учиться математике или русскому языку в форме КВН, а может плести косички или рисовать колотушкой. Интерес к таким урокам огромен как со стороны обучающихся, так со стороны тех, кто проводит эти уроки. Создана ситуация успеха: у меня получается, потому что мне это нравится.

Предусмотренная в конце года защита индивидуальных для 5-х классов (каждый учащийся на последнем родительском собрании представляет свои достижения) и классных (6-7 классы представляют достижения класса и вклад каждого ученика в эти достижения) портфолио лучше всех мониторингов показывает личностный рост учащихся, эффективность используемых технологий и реализуемых мероприятий.

Но если мы ждем роста от своих учеников, то в школе успеха расти и развиваться должен и каждый учитель, поэтому каждый педагог нашего образовательного учреждения имеет индивидуальную программу развития, а задача администрации школы заключается в создании условий для реализации этой программы. Стимулом к осознанию того, что такая программа необходима, является не только самооценка своей деятельности самого учителя, но и опрос, проводимый среди учащихся. Такое анкетирование позволяет выявить характер межличностных, оценочных отношений учеников и учителей. Учитель видит себя глазами учеников, что дает ему стимул к дальнейшему развитию.

Школа успеха - это школа, где созданы условия развития и самовыражения как для учащихся, так и для учителя. Считаем, что представленные технологии, с помощью которых создаются эти условия, полностью соответствуют ФГОС. Технологии, которые дают возможность свои знания подкрепить личным опытом, технологии, которые готовят учеников к дальнейшей жизни, помогают определиться с будущей профессией. Технологии, которые создают для каждого ученика ситуацию успеха. Мы убеждены, что такой подход даёт возможность нашим выпускникам успешно социализироваться, реализовать себя в жизни, стать достойным гражданином своей страны.


Аллахвердиев Ф.А.,

педагог-организатор гимназии №446, Санкт-Петербург

Статья. Технология достижения целей

Мы часто слышим о достижениях людей в разных сферах деятельности, и порой задаемся вопросом, как им это удалось? В чём секрет успешности этих людей? Что использовали они в своей деятельности для достижения поставленных целей?

Давайте вместе попробуем разобраться. Представьте себе, что прямо здесь и сейчас нам поручили сделать оригинальное шоу с участием настоящего живого слона. Какова будет наша первая реакция на подобное предложение? Думаю, не ошибусь, что скорее она будет проходить по сценарию «это невозможно, потому что……».

И таких «потому, что…» мы можем здесь привести достаточно много. Это естественно. Только давайте задумаемся, а продвинут ли хоть как-то организацию этого шоу наши многочисленные «потому, что…». И почему мы не сможем организовать это шоу в принципе?!

Может то, что невозможно сделать прямо сейчас, становится возможным исполнить при определенных условиях? А решения, которые мы не видим в нашем привычном способе действия, лежат в иной плоскости мышления, в иных подходах к их поиску?

Может, мы своим привычным мышлением придумываем себе такие преграды, которые потом не можем даже «мысленно перепрыгнуть» и оправдываем тем самым свою позицию бездеятельности, ссылаясь на невозможность исполнения?

Действительно, изучая стратегии действий успешных людей, добившихся высоких результатов в различных сферах жизни, психологи определили, что одним из краеугольных камней их стратегий является ориентация на результат . Эти люди в своих решениях и действиях чётко сориентированы на достижение результата. Поставив себе цель, они, прежде всего, задаются вопросом, как её можно достичь и что для этого необходимо сделать. Меньше всего они размышляют о том, почему это может не получиться. В первом случае выстраивается стратегия достижения, во втором - история поражения.

Давайте вспомним простой пример из военной области с самонаводящимися ракетами или торпедами. Эти снаряды, выпущенные по движущимся объектам, неуклонно следуют за целью, несмотря на различные помехи и препятствия. Люди, достигающие любых поставленных целей, да простят они за подобные сравнения, в своих действиях подобны этим самонаводящимся системам. Определив для себя цель, они чётко и неуклонно следуют к её достижению, преодолевая всевозможные препятствия на пути к ней, и в конечном итоге достигают её.

А теперь вернёмся к нашему шоу со слоном. Нашему мозгу, в принципе, всё равно в каком направлении ему думать. Захотим мы думать, как можно сотворить шоу со слоном - будем находить определённые решения и возможности. Продвигаясь вперёд, мы будем открывать для себя новые решения и новые возможности. И так до тех пор, пока цель с постановкой шоу не будет достигнута. А думая изначально, по знакомому нам варианту - «это невозможно, потому, что это невозможно в принципе!», мы также откроем для себя немало разных препятствий, почему у нас это не получится. Согласитесь, что в решении любых вопросов существует две альтернативы: или есть результат, или есть история, почему нет результата!

Конечно, в подавляющем большинстве простых ситуаций мы достигаем своих целей. Иначе вряд ли сейчас оказались на том уровне жизни, на котором пребываем в данный момент. В подобных простых ситуациях наш подход, по

сути, ничем не отличается от действий в выше приводимой стратегии достижения цели. Также как и там, мы действуем и решаем вопросы без тени сомнений, и получаем ожидаемый результат. И лишь, когда уровень цели нам кажется высоким и запредельным – происходит «сбой программы» нашего поведения. Здесь чаще всего наши действия сопровождаются различного рода сомнениями, и они не дают нам возможности действовать с полной отдачей. У нас для таких ситуаций и отговорка на случай провала готова - «но я же, делал?!». Понятно, что можно всю жизнь изображать процесс достижения результата, но так и не достигнуть его. И тогда появляется история, почему его нет!

Простая аналогия с механикой - сможем ли мы двигаться на автомобиле с полной скоростью, используя одновременно педали газа и тормоза? Думаю, ответ очевиден. Так и наши сомнения тормозят наши достижения. А там где требуется полная самоотдача для достижения цели, - на тормозах не проскочишь!

Для успешного достижения своих целей также необходимо иметь ясное представление о том, какой результат мы хотим получить. Если мы не знаем, что нам нужно и куда мы должны двигаться, почти невозможно достичь нужного результата.

Конечно, не все люди, которые знают чего хотят добиваются этого, но все люди, которые чего-то добиваются, знают чего они хотят! Чем более точно мы можем определить, чего мы хотим и чем лучше запрограммируем свой мозг на то, чтобы искать и находить возможности, тем с большей вероятностью мы получим то, чего добиваемся. Благоприятные возможности открываются только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности. Чтобы прожить свою жизнь так, как нам хочется, следует знать, чего мы хотим. Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые мы выбираем. И первый шаг состоит в том, чтобы выбрать желаемый результат . Если мы этого не сделаем сами, найдётся масса людей, которые захотят сделать это за нас.

Важно уяснить для себя, что слагаемыми любого достижения являются: желание достижения, вера в то, что поставленная цель является достижимой, действия по достижению цели и ожидание результата. Ключом к достижению служит наша мотивация. Мы должны испытывать сильное желание активизироваться и приложить все возможные усилия к достижению цели. Наша позиция должна быть активной, а результат, который мы хотим достигнуть, должен в разумных пределах находиться под нашим контролем. Результат, который изначально зависит от действий других людей, не является хорошо сформированным. Ведь люди могут реагировать не так, как нам хочется. Поэтому нужно сосредоточиться и на том, что необходимо сделать, чтобы вызвать у них соответствующие реакции.

Следует, конечно, заметить, что цели достижений могут быть разные, как по уровню сложности, так и по масштабу, но каждый достигаемый результат должен иметь реальные размеры. На достижение неопределённых результатов может не хватить и целой жизни. Результат может быть очень большим и тогда его следует разбить на несколько более мелких, легко достижимых результатов. Здесь можно использовать различные варианты решений – разделить цель на возможные составные части и двигаться поэтапно, создавать определённые условия, при которых цель будет достигнута и так далее. Старая индийская притча гласит - даже одному человеку под силу съесть целого слона, - по частям!

Естественно, что для достижения некоторых целей, возможно, потребуются определённые ресурсы. Эти ресурсы могут быть внутренними - особые умения, знания, внутренняя энергетика и так далее, или внешними - материальная база, люди, финансы и так далее. Возможно, для получения внешних ресурсов, необходимо будет пополнение внутренних ресурсов, например, получить дополнительные знания и умения через образование.

При достижении результатов необходимо также учитывать их последствия для других людей, возникновение побочных эффектов. Результаты - это не то, что нам необходимо получить в ущерб другим. Наиболее значительные и удовлетворяющие результаты получаются путём переговоров и сотрудничества, чтобы установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем.

Разумеется, высокие достижения – это не путь, усыпанный розами, и не всё получается сразу. Часто на пути к достижению цели люди терпят неудачу и получают отрицательный результат. К подобному итогу можно отнестись по-разному. Для кого-то отрицательный результат может явиться своеобразным тупиком в достижении цели и человек «опускает руки», считая, что он не способен достигнуть поставленной цели. Основная проблема здесь заключается в том, что для достижения своих целей обычный человек, как правило, использует одну - две стратегии не больше. Это объяснимо – зачем ещё что-то, если можно вот так. Но «вот так» работает до поры до времени. А когда не срабатывает – у человека не оказывается в запасе других альтернативных подходов. Он порой даже не предполагает, что можно действовать как по-другому, и считает, что столкнулся с невозможным. Но не зря говорят, что невозможное – это то, что можно достичь чуть позже и другим способом.

Поэтому, для кого-то отрицательный результат - это лишь информация о том, что применяемый подход к достижению цели не эффективен и требуется другое решение. Для такого человека неудача не является конечным итогом его стремления к достижению, а получаемый отрицательный результат - это сигнал к смене его варианта действий . Чем гибче такой человек в своих решениях и чем шире у него арсенал различных вариантов действий – тем успешнее он справляется с решением различных задач. Гибкость в подходах необходима для того, чтобы изменять свои действия до тех пор, пока не получится желаемый результат. Если то, что мы делаем, не работает, нам необходимо предпринять какие-либо другие действия. Поэтому, важно иметь запас разнообразных вариантов действий. Обладание только одним вариантом действия – это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, иногда – нет, так что всегда найдутся ситуации, в которых с данным способом действия мы не достигнем желаемого результата. Чем шире у нас выбор действий, тем вероятнее успех. В любом нашем взаимодействии, тот человек, у которого больше гибкость поведения (вариантов действия), будет контролировать ситуацию. И этот фактор является ещё одним важным слагаемым в стратегии достижений.

В каком бы затруднительном положении в жизни мы не оказались, следует помнить, что из любой ситуации есть выход - главное, не сдаваться и действовать. Можно вспомнить классический пример с двумя лягушками, упавшими кувшин с молоком. Одна из них, решив, что барахтаться бесполезно, утонула сразу, а другая боролась за свою жизнь, и, барахтаясь в молоке, сгустила его до состояния масла. Так она выбралась наружу. Жизнь полна подобных примеров, просто мы не всегда знаем о них лично.

Иногда решение вопроса лежит в непривычной нам плоскости мышления, и поиск решения лучше вести, выйдя за пределы существующих у нас стереотипов. Вспомним интересный пример оригинального решения побега из тюрьмы замка Иф, описанный в приключенческом романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Ведь выбраться оттуда жаждали многие, а подход к решению лежал в иной плоскости мышления - «живым отсюда не выйти, а мёртвым тебя вынесут сами». И нужно было превратиться в «мертвяка»!

Или подобный пример, из книги Ч.Абдуллаева «Голубые ангелы», где секретный агент Интерпола совершил побег из индонезийской тюрьмы. Заманив охранника к себе в камеру и оглушив его, агент забрал у него ключи и первоначально запер себя в соседней, пустой камере. А когда охранники, не найдя его в своей камере решили, что ему удалось каким-то образом выскользнуть из тюрьмы и перенесли свои поиски за ее территорию - он «выскользнул». Стремление человека к свободе и добровольное свое заточение – «не уложилось» у охранников в стереотипе их мышления.

Подобными трюками с нашим мышлением жизнь пестрит, особенно в разделах криминальной хроники. Ведь в основе многих мошеннических действий лежит именно расчёт на наши стереотипы мышления.

По сути, каждый из нас, в процессе своей жизни «программируется» воспринимать реальность определённым образом и это программирование является результатом воздействия на нас окружающего социума, процесса воспитания, образования, нашей последующей специфики деятельности, то есть всего того, что на нас влияет, и на что мы в ответ хоть как-то реагируем. Да и эти свои реакции на определенные события мы стараемся перевести в ранг привычных ответов, чтобы действовать по шаблону, освобождая сознание для других вопросов. Всё это накладывает определённые рамки на наш поиск решений и, в этой своей «системе координат», мы порой не можем найти эффективного решения для той или иной проблемы.

Только сумев выйти за привычные рамки мышления, мы находим необходимые решения. Поэтому, в поисках нестандартных решений и мыслить нужно нестандартно . Не зря говорят: «хочешь получить что-то необычное - постарайся сделать что-то необычное!»

В психологии предложено немало подходов к нахождению нестандартных решений и примеров тому немало. Давайте вспомним хорошо известный пример такого решения, спасший немало человеческих жизней.

Во время второй мировой войны немецкие подводные лодки топили немало английских кораблей, следующих с продовольствием, техникой и вооружением. Эти потери крайне беспокоили морское ведомство Британии, и по этому поводу были собраны лучшие умы военно-морских сил и науки Британии. На этой встрече обсуждались разные варианты, как противостоять торпедным атакам и что можно для этого сделать. Высказывались разные идеи, и ничто не отметалось с порога. В процессе обсуждения, кто-то из присутствующих в шутку высказался, что морякам нужно дуть навстречу движущейся торпеде. За эту идею уцепились, и в дальнейшем она воплотилась в тактику борьбы английских кораблей с торпедными атаками немцев. Своевременно заметив торпедную атаку, моряки на кораблях включали мощные водяные насосы и встречными струями воды отводили торпеду с намеченного курса. Так было спасено немало кораблей и жизней моряков.

Жизнь постоянно преподносит нам разные проблемные ситуации, и мы как-то решаем их, при этом нередко задаваясь вопросом «за что мне это?». Наши эмоциональные переживания и внутренние страхи, связанные с необходимостью преодоления возникающих препятствий буквально сжигают нервную энергию, истощая наши жизненные ресурсы. Когда мы воспринимаем подобные проблемные ситуации как «я должен…!», «я обязан это сделать…!», «это необходимо…!» - у нас возникают соответствующие реакции эмоциональной напряжённости, некоторого недовольства от отсутствия других альтернатив, кроме действий в этом направлении и опасений за конечный результат своих действий.

А есть ли другой подход к решению возникающих проблем, другой психологический настрой на них? Есть, и он заключается в том, что возникающие проблемы рассматриваются как возможности, а не необходимости , как возможности личностного развития при решении проблем, раскрытия различных граней своей индивидуальности. Ведь мы как «вещь в себе», сокрыты даже для себя, пока не проявимся в действии. Согласитесь, что при подобном отношении к проблемам, эмоциональный настрой в действиях будет совсем иной - свободный и творческий, а на этой основе и решения наши будут соответствующие. Здесь также необходимо сосредоточиться на имеющихся возможностях, а не на ограничивающих нас обстоятельствах.

И, наконец, имеет смысл упомянуть ещё об одной характерной черте в поведении людей, успешно достигающих своих целей. Известно, что в определённом возрасте у маленьких детей происходит своеобразный «информационный взрыв» в познании окружающего мира, и мы, взрослые, наивно считаем, что дети просто быстро учатся в этом возрасте. Не умаляя достоинств детей к обучению в этом возрасте, давайте вспомним о том, что именно в этот период дети начинают нам задавать столько разных вопросов обо всём, что мы буквально устаём от них и даже пытаемся как-то пресечь этот шквал вопросов. А дети, они просто пытаются понять суть окружающих их вещей и делают это свободно и непосредственно, задавая вопросы нам, взрослым. Они понимают, что мало знают и поэтому много спрашивают, совершенно не беспокоясь о том, что могут показаться кому-то глупыми, если будут задавать вопросы. Так вот, люди достижений также как дети умеют «докапываться» до сути проблемы , не стесняясь показать свою неосведомлённость в чём-то. Это позволяет им быть более адекватными и точными в своих решениях, не тратя попусту ресурсы и время при движении к цели.

Но почему мы стали такими, какими стали - «счастливыми обладателями» малоэффективных стратегий? Как мы приобретаем убеждения, которые превращают нас в неудачников и неважно, сколько потом у нас будет атрибутов успеха - денег, материальных благ, власти? Почему нас всегда будет преследовать убеждение, что мы недостаточно хороши? И страх потерять всё это?

Давайте пристальней вглядимся в своё прошлое. Наши основные жизненные программы закладываются в достаточно раннем возрасте и потом реализовываются нами всю оставшуюся жизнь. Большое воздействие на нас оказывают родительские установки, поэтому почти все мы в большей или меньшей степени повторяем их судьбу.

Наши родители с гордостью говорят о хорошем воспитании своих детях, понимая нередко под хорошим воспитанием своего ребёнка то, что у них с ним нет проблем. Послушный ребёнок – это удобно, нет лишних хлопот и волнений, ребёнок действует по указке родителей. Но такой подход к воспитанию имеет тенденцию в дальнейшем спровоцировать у детей, либо подростковый бунт, бессмысленный и, порой, крайне жестокий. Сколь много мы слышим о том, как дети из хороших семей являются главными фигурантами различных криминальных происшествий. Либо эти дети так и остаются детьми по жизни! Они не способны принимать собственные решения, отличаются беспринципностью и склонны к соглашательским позициям. Такие люди оказываются очень зависимыми от мнения других людей, ими проще манипулировать. Собственных решений они принимать не умеют, потому что им всю жизнь говорили, что и как делать. Им хорошо и уютно, когда решения принимаются за них, и они оказываются беспомощными в ситуациях выбора.

Конечно, возможно, у родителей были лучшие намерения в подходе к воспитанию своих чад и они не могли представить себе его последствия, но факт остаётся фактом. В своих подходах к воспитанию мы или способствуем формированию личности, создавая условия для раскрытия её индивидуальных способностей, или мы формируем у ребёнка психологию раба, навязывая ему установки типа «делай, что говорят, и не рассуждай!» «родитель (начальник) всегда прав!», «будь как все!», «не высовывайся!» и т.д.

И чем будет руководствоваться в жизни человек с подобными убеждениями, - представить нетрудно. Стратегия его действий к получению каких-либо результатов будет иметь в основе не преодоление препятствий на пути к цели, а желание избежать неприятностей для себя по принципу «если я не сделаю этого или сделаю не так, мне будет плохо!». Разумеется, и тот и другой подход к своим действиям приносят свои плоды, только вкус у них несколько разный. Приятней исполнять свои желания, чем чужие.

Мы действуем и достигаем своих целей не в вакууме, без каких-либо помех и препятствий. На пути к цели нам приходится вступать в различные взаимоотношения с людьми, которые оказывают нам либо поддержку и помощь в наших действиях (или хотя бы не создают помех), либо дело может доходить до прямого противодействия.

Во многом - то, как люди будут относиться к нам, к нашим желаниям и стремлениям зависит от нашего понимания человеческой психологии и наших умений налаживать контакты с людьми. Поэтому, мы должны представлять себе, как лучше взаимодействовать с людьми, чтобы налаживать хорошие отношения. И почему могут происходить ситуации, в которых мы не достигаем взаимопонимания, с тем, чтобы предотвращать, по возможности, подобные ситуации. А для этого желательно иметь представление не только о других людях, об их особенностях, но и о себе, как одной из сторон этого взаимодействия. И об этом разговор пойдет уже в другой статье.

Литература

1.Аксёнов Д.В. Слово из трёх букв или НЛП по-русски. М.: Профит Стайл, 2007 г. - 284 с.

2. Аллахвердиев Ф.А. Маленькие секреты больших достижений. (Методическое пособие). ГОУ ВПО «СПб Государственный университет технологии и дизайна». - СПб, 2010. - 69 с.

3.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987 г. - 281 с.


Найдите наилучшие приемы побуждения, которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности. Напишите несколько вариантов самопобуждений. Какими по форме они будут - душевными просьбами, безаппеляционными приказами, логическими аргументами, эмоциональными призывами или грубыми ругательствами - зависит от вас. Выберите из них наилучшие.

2. Разбейте конечную цель на ряд конкретных промежуточных этапов и осознайте важность достижения каждого из них. Ставьте перед собой как можно больше конкретных (и реальных) целей и стремитесь достичь их. Перечислите конкретные этапы достижения цели.

3. Спланируйте, как добиться определенной цели (или отдельного этапа ее достижения). Цель следует выбрать средней сложности, поскольку достижение легких целей не будет переживаться как успех, а достижение слишком сложных потребует очень много времени и сил, а часто просто невозможно. Какую цель вы хотели бы достичь?

4. Определите количественные или качественные показатели, по которым вы могли бы фиксировать даже незначительные позитивные сдвиги в работе. Например, в спорте улучшение результатов даже на тысячные доли уже стимулирует спортсмена, ибо свидетельствует о продвижении вперед. В изучении языков таким критерием может быть увеличение активного словарного запаса и т.д.

5. Приложите все усилия, чтобы успешно выполнить поставленное задание, достичь хотя бы одну из поставленных вами целей. Достигли ли вы этой конкретной цели? Какие трудности вам пришлось преодолеть?

6. Не забудьте похвалить самого себя за то, что добились даже небольшого успеха (״Какой я молодец!״). Позитивные эмоции, связанные с достижением успехов, очень важны.

Подготовила

психолог Ю.В. Голубович

Казенное учреждение Омской области"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"

Отделение приёма, диагностики и перевозки несовершеннолетних

Как добиваться поставленных целей

г. Омск-2015

Секретные технологии достижения успеха

Как добиваться поставленных целей

В жизни часто бывает так, что вам необходимо сделать нечто важное. Вы осознаете важность дела, но вам не хватает желания и энергии работать. Как говорят психологи - у вас низкая мотивация к деятельности. Мотивация тесно связана с другими психологическими процессами: восприятием, мышлением, отношением к самому себе. Меняя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и новое отношение к своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и свою мотивацию к деятельности. Существует несколько технологий, позволяющих добиться высокой мотивации минимальными усилиями.

Оживить приятные воспоминания

1. Вспомните тот период своей жизни, когда вам что-то хорошо удалось сделать. Что именно и почему так легко удавалось вам тогда? Почему вам не удается сделать что-то сегодня?

2. Вспомните конкретный успешный эпизод и попробуйте опять пережить его в деталях. Потом оживите приятные воспоминания из других эпизодов. Какими тогда были ваши чувства, впечатления? Что мешает вам почувствовать похожие чувства теперь?

3. Попробуйте вызвать эти чувства сейчас и увлечься чем-то. Перенесите эти чувства из прошлого на ту деятельность, которую вам необходимо выполнить сейчас. Свяжите вдохновение от прошлых успехов со своими сегодняшними целями.

4. Запишите свои впечатления, чувства, рассуждения. Напишите текст для самовнушения, который можно будет перечитывать и поддерживать свою мотивацию в дальнейшем.

Никто не побежден, пока не признал себя побежденным.
Я верю в себя.
Я твердо знаю, чего хочу достичь.
Я не буду отказываться от дела при первой неудаче.
Я буду превращать неудачи в победу.
Я обязательно добьюсь успеха.
Готовность к успеху - главный секрет его достижения.
Я сделаю все, что задумал.
Успех зависит от моих усилий и желания достичь его.
Успех приходит к тому, кто к нему стремится.
На мою мечту ничто не повлияет.

Изменить отношение к ошибкам

Ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражают позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки своей мотивации.

2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над способами их преодоления. Определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определенных навыков и способностей.

3. Придумайте несколько варианта девизов, которые помогли бы вам позитивно реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например: ״Ошибки - это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать״.

Создать ситуацию успеха

1. Человек способен побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение или просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.