Материальное и духовное богатство. Вспомним то, что пригодится для решения проблемы

Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.

  1. Критерий человечности. Что значит быть духовно богатым человеком с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.
  2. Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть няня А. С. Пушкина. Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
  3. Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
  4. Критерий веры. Слово «духовный» произошло от слова «дух». Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.

Признаки духовного богатства в людях

Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.

  • человечность;
  • сопереживание;
  • чуткость;
  • гибкий, живой ум;
  • любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
  • жизнь по законам морали;
  • познания в различных сферах.

К чему ведет духовная бедность

В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества – духовная бедность.

Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:

  • невежество;
  • черствость;
  • жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
  • незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.

Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.

К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх – скатываешься вниз» здесь очень справедливый.

Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство – это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой внутренний мир светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.

Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них – чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы – и тогда убожество духа не коснется вас.

Что значит быть духовно богатым человеком

Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, что такое сопереживание, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.

Вместо заключения

В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.

Литература

Приведите примеры поступков духовно-богатого человека. Не из интернета.

Ответ:

Духовно-богатый-это человек,который может и не имеет материального богатства, но с богатым духовным миром. Такой человек ставит превыше всего моральные ценности, например он может делится последним с малоимущими, быть открытым не только к друзьям, но и к незнакомым людям.

Похожие вопросы

  • Ex3 истеп берсениздер
  • Написать сообщение на тему: Какие были ремёсла и на что их меняли.
  • Помогите пожалуйста срочно нужно! дам 100 баллов номер 137
  • Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ
  • Сократите дробь (3x+7)^2-(3x-7)^2/x
  • Благодаря каким свойствам воздуха появляется ветер?
  • Пожалуйста помогите решить задание.
  • Помогите пожалуйста номер 199
  • Как во множественном числе будет слово brush
  • Решение неравенства k:5+6>10

ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

Сравни мнения ребят о значении выражения «сильный и бо гатый духом». Какое наблюдается противоречие?

Для Саши сильный и богатый духом тот, кто вселяет страх в других и кого боятся. Девочки считаю, что это тот человек, который должен поступать наоборот, не так как Саша.

Сформулируй вопрос, который можно задать наоснове этого противоречия. Сравни свою формулировку с авторской (с. 201).

Какого человека можно назвать духовно сильным и богатым?

ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Объясни значения слов: личность, характер. (Словарь)

Личность – человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности:

– осмысливать себя и мир;

– чувствовать и переживать своё отношение к миру;

– усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.

Характер – индивидуальное сочетание качеств (черт) личности, определяющее особенности поведения, отношение человека к обществу, труду, самому себе, уровень развития во ле вых ка честв.

В чём заключается самореализация личности? (§ 3–4)

Внутреннее развитие.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Человек – существо духовное.

Прочитай текст и ответь на вопросы:

На основе чего формируется человек как духовное существо?

На потребности к познанию и признанию.

Какое значение для человека имеет духовная жизнь?

В процессе духовной жизни формируется мировоззрение человека, которое становится фундаментом для развития взаимоотношений с близкими людьми, с обществом, с окружающим миром.

Какие духовные потребности определяют деятельность человека?

Познание и быть значимым в обществе

Из каких элементов складывается человеческое мировоззрение?

Картина мира, система ценностей, личностные цели.

Попробуй объяснить смысл названия этой схемы.

Духовность человека – это реализованные в человеке знания о Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполняем учебные задания.

1. Приведи несколько примеров (ситуаций) из жизни духовно богатого человека.

Леонардо да Винчи – гений, изобретения которого во многом опередили его время и актуальны сейчас. Произведения искусства, вышедшие из- под руки великого итальянца до сих пор остаются общепризнанными шедеврами.

2. Опиши, чем мировоззрение древнего человека отличается от мировоззрения современного человека.

Знания древнего человека о мире были несовершенных. И он объяснял происходящие явления в силу своих возможностей. Мировоззрение современного человека основано на научных знания.

3. Выберите одно из высказываний и ответьте на вопросы.

Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласны ли вы с ним? Приведите 2–3 аргумента в защиту своих позиций.

А. «Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чём мы черпаем счастье». (Французский естествоиспытатель Жорж Бюффон (1707–1788) Жить с чистой совестью, поступать по совести.

Б. «Жалок тот, кто живёт без идеала». (Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) В процессе индивидуального воспитания и самовоспитания личности представление об Идеале нравственном может играть решающую роль. Молодежь часто берет себе за образец какого-либо подлинного или литературного героя, следует примеру человека, который является для неё моральным авторитетом.

В. «Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена высокою идеею». (Русский мыслитель и писатель Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) Чтобы достигнуть определенных результатов в деятельности, человеку необходимо поставить перед собой цель. Иначе получитса: что-то делаю, но не знаю что получится. А высокие идее, высокие цели оставляют человека в памяти многихпоколений. Кагда человек оставил свой след на земле, сожно говорить, что жизнь прожита не зря.

Г. «Идеал – путеводная звезда. Без неё нет направления, а нет на правления – нет жизни». (Русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Идеал – это зведа, указывающая человеку путь к его достижениям. Идеал – это не только фигура, лдежда и другие материальные ценности. Можно стараться быть таким же добрым и ответственным как родители, таким же мудрым как бабушка и дедушка.

Д. «Жизнь без определённого мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». (Русский писатель и драматург Антон Пав лович Чехов (1860–1904) Когда мировоззрение сформировано, далее им пользуются, но не замечают и не уделяют ему специального внимания. Оно существует как незримый познавательный контекст практического бытия человека. потребность располагать некоей целостной картиной мира или мировоззрением изначально присуща каждому человеку.

Решаем жизненные задачи.

Сложный вопрос малыша

Ситуация. Младшая сестрёнка услышала выражение «духовная пища» и просит взрослых дать ей эту пищу попробовать.

Роль. Старший брат или сестра.

Результат. Объяснение понятными малышу словами, чем духовная пища отличается от обычной.

Духовная пища – это не конкретная еда. Это размышления о человека о том, для чего он живет. Что такое добро и зло. Это посещение музеев, чтение книг. Это то, чем питается душа человека.

Осуществляем проекты.

1. Проведите выставку рисунков и фотографий на тему «Мировоззрение древних народов».

Для примера. Все фото взяты из интернета.

2. Пригласите на классный час выдающегося человека вашего города, села.

Что значит быть духовно богатым человеком? Определенно, по этому вопросу у каждого есть свое мнение. Духовное богатство – это нечто эфемерное, его невозможно вычислить по формулам, немыслимо разложить на молекулы. Оно не поддается структурированию и другим вычислительным методам. Духовное богатство – это внутреннее наполнение человека, состоящее из благородных помыслов, человечности и жажды знаний.

Терминология

Для кого-то писать сочинение «Что значит быть духовно богатым человеком» просто, а кто-то сталкивается с трудностями уже на первом этапе. В основном, это связано с непониманием терминологии. Подсознательно ученик знает, что духовно богатый человек – это тот, кто поступает правильно и никогда никому не навредит. Вот только объяснить этого не может.

Чтобы раскрыть вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, сначала нужно понять, что означает духовность. В публицистике под духовностью подразумевают набор традиций и ценностей, которые сконцентрированы в религиозных учениях и образах искусства.

Кто он, духовно богатый человек?

И все же понятие духовного богатства сложное и многогранное. Его могут связывать с разными философскими и религиозными течениями, уровнем интеллекта или наличием принципов, но этого мало для ответа на вопрос, что значит быть духовно богатым человеком. Прежде всего, это полноценная и гармоничная личность с полным набором общечеловеческих качеств.

Так какого человека можно назвать духовно богатым? Во-первых, это человек, который обладает глубокими, всесторонними знаниями, успешно применяя их на практике. Как Леонардо да Винчи. Изобретения этого гения намного опередили его эпоху и являются актуальными даже сейчас. Но знания — это не всё. Необходимо понимать, что любые изобретения должны использоваться во благо человечества. Взять, к примеру, создателей атомной бомбы. Действительно, такой труд достоин уважения, но чем руководствовались ученые, создавая оружие массового уничтожения? Явно не идеями гуманизма. А о них, кстати, ни на минуту не забывает духовно богатый человек.

Во-вторых, духовно богатый человек поступает мудро и принимает взвешенные решения. И в-третьих, такие люди отличаются высокой нравственностью, действуя по законам совести.

Неужели это все?

Быть духовно богатым — значит обладать достойным багажом знаний, поступать гуманно и руководствоваться нормами морали. Но неужели это все? Конечно, такой ответ засчитают и поставят оценку, но у по-настоящему духовно богатого человека останется чувство неудовлетворения своей работой, вызванное недосказанностью.

Поэтому, приступая к написанию эссе «Что значит быть духовно богатым человеком», в первую очередь, стоит подумать о себе. Доволен ли я своими поступками? Что я чувствую, глядя на людей и природу? Что мне нравится и почему? Казалось бы, банальные вопросы, но именно за ними скрывается нужный ответ.

В знаниях сила, но не человечность

Говорят, что духовно богатый человек – это тот, кто постоянно стремится к познанию. И это верно. Он наполняет свой внутренний духовный сосуд разнообразными знаниями из мира культуры, религии, искусства. Такой человек может поддержать любую беседу, блеснуть умом даже среди интеллектуалов. Но и здесь можно найти спорный момент. Человек может превратить себя в энциклопедию, знать ответы на сотни вопросов, но так и не приблизится к истокам духовного богатства. Конечно, в знаниях сила, но какой в них смысл, если личность бездумно цитирует то, что написано в книгах.

Когда-то С. Сухомлинский сказал: «Духовно богатый человек тот, кому доступен весь спектр человеческих чувств и отношений».

За лучами спектра

Каждый может стать духовно богатым человеком, если будет наполнять себя не только информацией, но и эмоциями. Прочитав очередную научную статью, прежде всего, нужно спросить себя, согласен я с этим или нет. И не страшно, если закрадываются какие-то сомнения — только так человек формирует свое внутреннее духовное пространство. Если ему претит какая-то мысль, которая не соответствует его моральным принципам и ценностям, он должен принять это. Понять, почему он не согласен, и сформировать свое отношение к тому или иному вопросу. Именно так создается и усваивается духовная пища.

Чтобы расширить свое духовное наследие, человек должен понимать, что могут чувствовать другие люди. Не искать оправданий их поступкам, но осознавать, что у того или иного действия был мотив. Каждый человек хочет быть счастливым. В погоне за своими желаниями люди могут поступать необдуманно, рискованно и неправильно. Но что плохого в том, чтобы хотеть урвать хоть немного счастливых моментов у судьбы? И как только человек осознает эту простую аксиому, его духовный сосуд наполнится наполовину. Он поймет, что за любыми действиями всегда стоит бесхитростное стремление к простому человеческому счастью и тогда он станет смотреть на мир другими глазами. Будет находить истину между пафосных строк, видеть скрытые послания в картинах и протягивать руку помощи каждому, кто будет в этом нуждаться.

Я – Вселенная

Духовно богатый человек – это личность, внутри которой находится целая Вселенная. Увидев такого человека в компании, сразу становится понятно, что он сделан из другого теста. Он доброжелательный, отзывчивый, внимательный и очень любит улыбаться. Он всегда найдет слова поддержки и утешения, поможет решить сложную проблему и наверняка сможет рассказать не одну сотню занятных историй. Такие люди никогда не станут никем пренебрегать, тактично выскажут свое несогласие и каждую минуту, по крупицам будут наполнять свой духовный сосуд.

Духовно богатые люди всегда остаются собой, не надевают маски, не играют роли. Они чувствуют и понимают других, с ними, как ни с кем другим, не хочется расставаться. Ведь за их внешней оболочкой скрываются неизведанные галактики, их помыслы чисты и благородны, а взгляд всегда искрится от счастья. Они рады просто тому, что существуют, а в мире еще столько неизведанного. Они понимают и принимают свои недостатки, но желают их исправить. Они не стремятся стать идеальными, а просто хотят показать другим, что мир, в котором мы живем, действительно прекрасен. Это и есть пример, что значит быть духовно богатым человеком.

ДЕНЬГИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЮТСЯ ДУХОВНОЙ КАТЕГОРИЕЙ

Все просто! Денежная энергия в первозданном виде относится к СИЛАМ ВСЕЛЕНСКОГО ИЗОБИЛИЯ! Это означает, что денежная СИЛА изначально принадлежит к СИЛАМ ТВОРЕНИЯ ВСЕГО СУЩЕГО, конкретно к энергиям ЛЮБВИ-МУДРОСТИ. А это уже конкретный аспект Творения из тонких планов наших мыслей абсолютно материальной действительности

Интересно получается:

  • сначала мы думаем о деньгах-как хорошо их иметь и зачем они нам нужны;
  • мы планируем варианты и различные возможности приобретения конкретных материальных средств на наши нужды и желания;
  • если наше желание получить эти деньги достаточно сильное и четко выраженное-мы неминуемо начинаем предпринимать активные действия, которые позволяют нам получить требуемую сумму денег

Духовное богатство

С духовной же точки зрения происходит следующий процесс: ДЕНЕЖНАЯ СИЛА ВСЕЛЕНСКОГО ИЗОБИЛИЯ попросту начинает притягиваться к Вашим позитивным мыслям о деньгах. Срабатывает еще один ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАКОН- ПРИТЯЖЕНИЯ. Схема работы ЗАКОНА ПРИТЯЖЕНИЯ тоже простая:-думаешь о деньгах со злобой на их отсутствие-и вместо денег притягивается их отсутствие! Думаешь о деньгах как о благотворной СИЛЕ дарующей возможности улучшать свою жизнь и жизнь других людей-и получаешь реальные деньги, часто даже большие, чем запланировал.

Давайте спокойно осознавать непреложный ВСЕЛЕНСКИЙ факт-ДЕНЬГИ ЯВЛЯЮТСЯ ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И БЛАГОТВОРНОЙ СИЛОЙ, и в сотрудничестве с нами они призваны создавать ГАРМОНИЮ ВСЕХ СФЕР ЖИЗНИ во всех ее проявлениях!

ДЕНЕЖНАЯ ЭНЕРГИЯ, или просто СИЛА, притянувшись нашими мыслями, начинает существенно уплотняться,материализовываться, благодаря нашему желанию получить нужную сумму денег. Само ЖЕЛАНИЕ дает нам толчок, импульс к действиям. А ПРОДУКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ приносят практический результат-РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ!

Духовное богатство
Основные принципы всех наиболее успешных людей планеты можно свести примерно к следующему:

  1. ЗАНИМАЮСЬ ПРОДУКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВО БЛАГО СЕБЕ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ;
  2. ПОСТОЯННО ИЩУ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СОЗДАЮ НОВЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВСЕСТОРОННИХ БЛАГ;
  3. САМОСОВЕРШЕНСТВУЮСЬ СОГЛАСНО С ВСЕЛЕНСКИМ ЗАКОНОМ ЭВОЛЮЦИОННОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ!!!

Как видите все просто, но действенно и приносит реальные практические результаты. Начиная от растущего банковского счета до овладения высшими духовными практиками.

Попытайтесь съездить в Тибет поучиться духовной мудрости без денег и над вами посмеется вся ПЛАНЕТА, от тонкоматериального ПЛАНЕТАРНОГО РАЗУМА до всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА включительно. Ведь на проезд и проживание, да и на пожертвования тибетским гуру тоже деньги нужны! Так что от материальной реальности в духовные сферы не убежишь.
К тому же рост духовной и материальной составляющей человеческого существа неразрывно связаны друг с другом. Давайте снова вернемся к тому, что деньги-это производная энергии спокойной ВСЕЛЕНСКОЙ СИЛЫ:ЛЮБВИ-МУДРОСТИ.

Нужно отдавать себе ясный отчет в том, что ЛЮБОВЬ есть категория ТРИЕДИНАЯ, и духовная,и душевная,и материальная. Естественно, что ЛЮБОВЬ ДУХОВНАЯ,уплотняясь и усиливаясь, плавно перетекает в энергии нашей ДУШИ, даря нам радость жизни и удовольствие от самого процесса жизнедеятельности. Это и есть ЛЮБОВЬ-МУДРОСТЬ нашей ДУШИ

А ДУША, как непосредственный Вдохновитель и Творец собственно реальности, дает позитивный импульс к действию нашей ЛИЧНОСТИ. Вот тут то мы и становимся ТВОРЦАМИ СОБСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ! И только от нас самих зависит то, насколько мы подготовлены и насколько мы умеем собственной жизнью управлять. Этому тоже постоянно учиться надо.

К тому же помнить о простых истинах:

  1. ЗНАНИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ НИЧЕГО НЕ СТОЯТ;
  2. ДЕЙСТВИЕ БЕЗ ПРОЧНОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРИВОДИТ В ТУПИК.

Конечно, каждый вправе сделать собственные выводы из всего вышеупомянутого. Но, если честно, вывод напрашивается сам-нельзя рассматривать себя по кусочкам как отдельно взятые дух, душу и личность. Человек слишком ЦЕЛОСТНОЕ СУЩЕСТВО, чтобы отдавать предпочтение какой-либо из своих же частей.Если мы действительно стремимся реализовать в жизни собственные планы и представления об УСПЕХЕ, хотим раскрыть и умножить весь данный БОГОМ нам при рождении потенциал, то давайте следовать принципу ЦЕЛОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ нашего индивидуального человеческого существа.

Давайте относиться к самим себе и друг к другу как к настоящим проявлениям ИСТИННОЙ ПОЛНОТЫ ТРИЕДИНСТВА TBOPEHИЯ!

ТРЕНИНГ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ, КОУЧЕЙ И ЛЮДЕЙ ЖЕЛАЮЩИХ УВЕЛИЧИТЬ СВОЙ ДОХОД —

Довольно давно по телевидению в США шла передача под названием «Миллионер». Каждую неделю какой-нибудь достойный человек получал чек на предъявителя на миллион долларов от неизвестного благодетеля. Получатель чека мог оставить деньги себе и тратить их как угодно - при условии, что не назовёт, откуда они. Каждую неделю получателя ждало немало трудностей в связи с этим соглашением. И достаточно часто получателю приходилось деньги возвращать.

В Голливуде снято немало фильмов, демонстрирующих то, что счастье даётся не материальным богатством. В фильме «Деньги на деревьях не растут» рассказывалось о семье, которая внезапно разбогатела, обнаружив, что на одном из деревьев во дворе растут деньги. И сюжет показывает немало трудностей, которые переживает эта семья из-за денежного дерева.

Это - вымышленные примеры, когда люди не находили счастья в богатстве. Но как насчёт реальности? Бывают случаи, когда люди мгновенно становились миллионерами, выиграв крупный приз в лотерее или получив нежданное наследство.

На вопрос о том, как изменилась их жизнь после получения денег, многие отвечали, что их жизнь сильно осложнилась. В их распоряжении появились крупные суммы, но они не стали счастливее: наоборот, у них появилось много новых проблем.

Во многих вымышленных и реальных ситуациях такого рода отсутствует важное связующее звено. Если мы не выработали в себе источник духовного богатства, то никакие суммы денег не сделают нас счастливыми. Духовное богатство приносит счастье. Оно даёт нам любовь. Оно дарует мудрость. Духовное богатство ведёт к счастью потому, что помогает нам строить отношения с окружающими на основе любви.

Очень легко подсчитать своё материальное богатство, а вот для того, чтобы увидеть, насколько мы богаты духовно, важно посмотреть на свою жизнь. Какие у нас отношения с окружающими? Научились ли мы любить и принимать других такими, какие они есть, без всяких оговорок? Научились ли мы прощать и забывать то, что воспринимали как обиды? Ценим ли мы жизнь в её многообразных проявлениях? Полностью ли мы используем наши таланты? Ответ на эти вопросы позволит нам достаточно точно оценить размер и качество наших духовных резервов. Нам может казаться, что счастье - это результат внешних обстоятельств.

- это духовный принцип, который мы можем усвоить и использовать независимо от внешних обстоятельств и условий.

Не нужно ожидать, чтобы счастье принесли нам обстоятельства. Когда мы пытаемся сделать счастливыми других, то нам воздаётся сторицей. Мы можем творить свою радость - и пусть она меняет обстоятельства нашей жизни. Один из величайших парадоксов истины заключается в том, что счастливое сердце притягивает к себе всё то, что ему нужно для счастья.

Духовное богатство может стать путём к подлинному и надёжному счастью, потому что с ним мы имеем возможность получить всё, что нам нужно. Материальное богатство может зависеть от множества внешних факторов, которые иногда находятся вне нашего контроля. Духовным богатством можно управлять, потому что оно - «дело внутреннее». Мы сами определяем, насколько широко нам открыть наши сердца и умы. Если мы проверим себя и обнаружим, что не обладаем духовным богатством, у нас есть возможность пополнить его запасы. Внутри нас находится всё необходимое для того, чтобы построить плодотворную и счастливую жизнь.

Мы можем приобрести способность быть полезными и тем самым получить возможность наслаждаться жизнью, вне зависимости от того, что при этом происходит вокруг нас.

Конечно, материальные удобства могут быть положительным фактором нашей жизни. С ними у нас нет проблем с питанием, оплатой счётов или обучением детей. При сильной экономике материальное богатство даёт надёжную защиту. Но что происходит, если состояние экономики ухудшается? Когда мы создаём духовное богатство, наша внутренняя уверенность всегда остаётся с нами. Если мы лишимся наших сбережений и источников дохода, наше духовное богатство поможет нам выстоять и восполнить потери. Если наша жизнь основана на духовном богатстве, мы обретаем глубокое и надёжное спокойствие, которого нельзя получить только от материального богатства.

Если мы искренне хотим быть счастливыми, надо помнить три основных принципа.

  1. Счастье может быть как причиной, так и следствием притока благ в нашу жизнь.
  2. Наше счастье увеличивается за счёт его использования, потому что когда мы думаем, говорим и поступаем с радостью, то в нашей жизни не остаётся места для чего-то меньшего.
  3. Мы можем культивировать счастье, служа другим.

SHARES

Казалось бы, абсолютно не сочетаемые понятия из разных сфер жизни, оказывается, имеют прямую взаимосвязь. Понятие несовместимости этих вещей существовало раньше и нас так воспитывали. Мол, порядочный и духовный человек не имеет ничего общего с деньгами. Деньги - это зло и к духовности не имеют никакого отношения. Так воспитывались целые поколения.

Только нынче прошли времена жирных злых панов и худых добрых святых. Успешный человек сегодняшнего дня - это добрейшей души миллионер с высокими целями. Ведь, достигая высоких целей, человек одновременно растёт в двух направлениях: приносит пользу окружающим и увеличивает своё финансовое благосостояние. И здесь прямая зависимость. Чем большему количеству людей человек принесёт пользу (духовное начало), тем больше денег в свою жизнь он получит (материально начало). В одной из статей этого сайта, мы рассматривали понятие . Так вот при достижении духовных вершин, энергоинформационное поле человека становится ближе по вибрациям к энергоинформационному полю денег, то есть, блага. Благосостояние - это состояние блага во всех смыслах этого слова . И автоматически происходит переход на более высокую точку существования в двух сферах. Материальное и духовное нынче не разделяются такими жесткими ограниченными понятиями, как бедный, зато честный. Теперь это, как минимум, неуместно. Почему надо выбирать? Почему мы должны быть либо богатыми, либо честными? Либо богатыми, либо здоровыми? Либо богатыми, либо счастливыми? И так далее. А почему мы не можем быть сразу и всем? Почему человек не может быть богатым, счастливым, здоровым, да еще добрым в придачу? А? А потому что нас так не учили. Очень много поколений людей тупо чмырили, если они пытались хоть как-то выбраться из серого существования и жить свою жизнь. Ну, это история, с ней уже ничего не сделаешь, разве что, научишься на ней. Вот мы и будем учиться.

Напрашивается вывод: если мы становимся на путь духовного развития, это совсем не значит, что нам надо отказаться от материальных благ этого мира. Скорее, наоборот. Чем выше и чище вибрации мы излучаем во Вселенную, тем наши желания скорее находят путь реализации в нашей жизни. И, если, материальные блага - это часть желаемых достижений, то они автоматически проявятся на пути человека. Неприятие же материальных благ - это, скорее, неестественное состояние. Деньги открывают массу возможностей. Если кто-то нуждается в помощи, мы, имея деньги, можем просто помочь. А, не имея, никакой практической пользы, кроме, посочувствовать, человеку на окажем. Так что, в данном случае, лучше? Мы живём одновременно и в тонком мире, и в материальном. А, значит, нуждаемся в благах и того и другого качества.

Человек может прийти к духовности либо через знания, либо через религию. Если мы идем путем знания - нам проще соединить понятие духовного и материального в единую картину. Если же мы больше склонны к религиозному пониманию жизни, то, ситуация несколько другая. В святых писаниях наряду с истинными зернами мудрости множество искажений. Информация скрывалась, переделывалась, уничтожались настоящие труды Великих Учителей. В церковной литературе человек выступает запуганным бесправным рабом. Зачем и почему так преподносится человеческая суть, сейчас сказать тяжело, да и не в рамках этой статьи. Может быть, это заведомо держало в узде средневекового человека. Постоянные утверждения того, что он раб и обещания наказаний за все отклонения от нормы, могло быть единственным возможным вариантом направления человека менее развитого на путь истины. С другой стороны, мы знаем, что Святые Писания не дошли нам в тех оригиналах, которые были даны свыше. Сколько властвующих во все времена приложило руку к редактированию текстов в соответствии со своим видением порядка. Книги уничтожались, переписывались, скрывались. Даже настоящее учение Иисуса не дошло нам в том свете, в котором Он его дал. Существует мнение, что в архивах Ватикана хранится учение Иисуса. Папа Римский Иоанн Павел Второй хотел его открыть всему миру. Ему физически не дали этого сделать. Не дали взять его из архивов и передать людям в том виде, в котором он было изначально. Почему? Потому что вся церковная система уже построена на тех учениях, которые дозволено знать людям. И любое несоответствие оригиналу может эту систему поколебать. А кому из высокопоставленных это надо?

Нет, в религии нет ничего плохого. Даже более того, это очень мощная возможность духовного роста и развития. Но только не в тупом отбивании поклонов, а в стремлении к знаниям и развитию. Человек, который через религию приходит к знанию, уже не воспринимает себя рабом и не находит материальные блага враждебными его сути. Он понимает Истину. Духовность и Материя - одно целое, стремящееся к развитию.

Напишите, что Вы думаете по этой теме. Как в Вашей жизни соотносится материальное и духовное?

Возвращайтесь на и мы вместе разберём еще множество интересных и важных понятий.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см.