Люблю мужа больше чем он. Люблю его больше, чем мужа

Всем пламенный приветик! Эта моя очередная история. 4 года назад, мой дядя женился. У женщины, которая теперь я стала назвать "тетей", были две дочери, одна из них в том году пошла на 1 класс, а вторая стала моей одноклассницей. У меня все родственники далеко живут. у кого есть дети моего возраста. Так вот понимаете, мне стало интересно с ней общаться. Сначала она показала себя с лучшей стороны, училась она неплохо, в четверть где-то 4-5 четыре, остальные пятерки. Умеет готовить и все в доме убирает. За первое лето проведенное с ней мы играли. Потом начались кошмары. Вот и школа. Я познакомила ее с подругами. Пройдя некоторое время, она почти что не общалась со мной, а разговаривала с моими одноклассницами, улыбалась им, наверно хотела понравится всем, смеялась, хоть и нет ничего смешного. Я терпеть не могу таких людей!!! Но мне пришлось, ведь она теперь мне приходится сестрой, старше на полгода. Еще прошло время. Я стала замечать вот это. Она общается со мной когда ей это нужно, когда никто не хочет с ней разговаривать, а когда мне что-то нужен, ну например, я не поняла тему, она не стала помогать, а делала вид что меня не видет. После этого я некоторое время не общалась с ней. Девчонкам она тоже начала надоедать и в классе остались у нее только 3-4 подруг. Мы помирились конечно)) Однажды я пришла в дом их ночевать, т.е. это не их дом, а моей дяди. Смотрели мультик, потом собрались спать, но теперь вопрос: там 2 диван есть и кто будет спать с ее сестренкой, конечно же я хотела, вместе с ней весело, вообще я люблю детей. Но она категорически была против, злилась и пошла на кухню, включила свет и сидела. Я сначала не обращала на нее внимание, но потом надоело, ведь на электричество все-таки мой дядя плачет, а их мать не работает. Поэтому хотела сказать выключи, иди спать, как она орала мне. На этот раз я тоже не смогла остаться без ответа и мы круто поссорились, в конце она орала сестре:"Собирай вещи, мы уезжаем!" та смотрела на меня ничего не понимая. Теперь понимаю, что "сестра " хотела, чтобы все было как хочет она. У нас еще один случай был. Они со всей семьей пришла к нам на ужин. И она поругалась с моей матерью, дальше мама сказала тети, чтобы она увезла дочку страшую к бабушке, все равно она у них живет одна. После этого она орала! Представляете, как в кино это было, поэтому я даже не понимала в реале ли это происходит. Потом "сестра"ушла из нашего дома захлопая за собой дверь с этими словами:"Я в этот дом никогда больше не приду!!!"И правда, больше мама ее не пускает к нам. На некоторое время я не общалась с ней, а пройдя время, она уже показала себя какой она псих в школе. Теперь парни нашего класса не общаются с ней, а я в свою очередь тоже. Иногда я приду к ним в дом, и вижу как она обижает сестру, и мне больно становится. Зачем только дядя женился??? Все равно тетя не работает, а мой дядя всему не успевает. Мама с бабушкой предложили ей работу, но она знаете ли, такая же эгоистка как дочь! Только младшая у них не похожа им.

Иногда она вас раздражает. Иногда чрезмерно опекает. Но никогда в мире вы не позволите ей уйти. Люди, у которых есть старшая сестра, знают, что это самый дорогой для них человек. Но какие еще хорошие вещи ждут того, у кого есть старшая сестра?

Всякий раз, когда ситуация на личном фронте ухудшается, вы можете обратиться к старшей сестре, которая не только нальет вам стаканчик чего-то крепкого, но и поговорит по душам. Вне зависимости, какая у вас проблема - с первым бойфрендом или оплатой налогов - старшая сестра всегда выглядит как гуру, и к ней можно обратиться, если вы не знаете, что делать.

2. Вы привыкли быть вторым номером в командных играх

Когда приходило время для игр, ваша сестра всегда брала командование на себя. Когда она играла роль родителя, вы были ребенком, а когда она хотела стать учителем, вам приходилось играть роль студента. В основном она полностью отвечала за игру, но это того стоило, ведь она могла придумывать лучшие занятия.

3. Она принимает решения

Когда вы наконец-то выросли, то стали самостоятельно принимать решения, но так было не всегда. В детстве вы наверняка были ее помощником во всех шалостях и кулинарных экспериментах, и это было потрясающим.

4. Старшая сестра всегда несет ответственность

Даже если вы присоединялись к сестре во время очередного идиотского эксперимента с едой, вам не приходилось слишком сильно волноваться о его последствиях и возможных неприятностей с родителями. Ведь она старше, а значит, должна все знать намного лучше вас. Старшие сестры во всем мире, спасибо вам за это.

5. Вы знаете все неудобства совместной спальни

Большинство людей, у которых были старшие сестры, знают всю боль разделения с ними совместного пространства. Недостаток места, беспорядок, отсутствие личной жизни. Но это стоило терпеть ради возможности разговаривать ночью, пока ваши родители думали, что вы спите.

6. Она знает, какая у вас сумасшедшая семейка

Каждый человек думает, что именно его семья немного сумасшедшая, но есть не так много людей, с которыми можно об этом поговорить. У вас есть полное право называть своего отца нерациональным, но ни одному вашему другу не позволено этого делать. Единственный человек, с которым вы можете обсудить сумасшествие собственной семьи - это ваша старшая сестра, причем так много и часто, как вы сами того хотите.

7. Она всегда честна с вами

Если вы носите то, что вам не подходит, первый человек, который вам об этом скажет - это старшая сестра. Иногда это может быть больно, но вы должны быть благодарны за то, что имеете человека, который всегда честен с вами. У нее самые лучше намерения, вот почему она просила больше никогда не носить эту одежду.

8. Она облегчила для вас время в школе

Первые посещения школы - это непростой опыт даже для смелых людей, но старшая сестра действительно помогает смягчить удар. Прежде чем вы переступили порог школы, вы уже знали от нее, какие учителя вас будут учить и где можно пообедать. Что еще более важно, то что люди не раз вас спрашивали, имеете ли вы старшую сестру. Так было намного проще заводить новых друзей, да и в глазах сверстников вы выглядели немного круче.

9. Она уже подготовила ваших родителей

Поздние возвращения, алкоголь, сигареты, первый парень - она первая делала все это. Так что когда пришла ваша очередь проходить через те же приключения, ваши родители уже были ко всему готовы. Вы уснули в туалете после первого опыта с алкоголем? Это не так уж и страшно, ваша сестра в свое время уснула в ванной.

10. У вас всегда есть человек, который может занять денег

Если вам нужны деньги на новую одежду, аренду жилья или просто на еду, ваша сестра всегда готова помочь вам в этом деле. Она более надежна, чем друг, и не осуждает вас, как это сделали бы родители, что делает ее идеальным человеком в этом вопросе. Соблюдайте правила и возвращайте все, что вы у нее заняли, чтобы не портить отношения с сестрой.

11. У вас есть тот, кто всегда вас защищает

Даже если ваша сестра сама может неумышленно обидеть вас своей честностью, она всегда будет тем человеком, который вас защитит. Если ваш босс, друг или любимый человек обидят вас, они будут иметь дело с гневом вашей старшей сестры.

12. Она стала для вас примером

В детстве вы стремились быть такой же крутой, как ваша сестра, и она учила вас всему, что знала - от того, как лепить куличики из песка, и до того, как укладывать волосы. Став взрослой, вы все еще восхищаетесь ее силой, добротой и тем, кто она есть, хотя уже давно нашли собственный стиль.

13. Все, что ее - ваше

Будь то игрушки, одежда, косметика или автомобиль, у вас всегда есть человек, чьи вещи можно использовать. Она давала вам машину, чтобы учиться водить, и одалживала одежду для очередного похода в клуб. Со старшей сестрой у вас в два раза больше вещей… хотя она может видеть ситуацию так же.

14. Она сделала вас жестче

Каждый раз, когда она забирала у вас пульт, говорила родителям о ваших проступках или пыталась отобрать любимую игрушку, она показывала вам жестокость взрослого мира. В то время вы, возможно, и ненавидели ее, но это помогло вам стать таким человеком, каким вы являетесь сейчас.

15. Это лучшая подруга, которая у вас когда-то была

Несмотря ни на что, ваша сестра всегда вас поддерживала. Поэтому никто точно не сможет сравниться с ней. Вы были друзьями всю вашу жизнь, и не важно, сколько вам - 8 или 80 - она всегда будет рядом с вами.

Как создавалось сестричество милосердия? Зачем кормить бездомных? Чему сестры милосердия могут научить заключенных? Патронаж или катехизация – что важнее? Об этом и многом другом рассказывает координатор Ассоциации Сестричеств милосердия РПЦ, старшая сестра Общины сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери, Людмила Федоровна Худоярова.


Возрождение сестричества на месте приюта для дворянских детей

Историю организации и развития сестричества диктовала сама жизнь. В 1995 году Московское подворье Валаамского монастыря получило указание из Патриархии начать служение в НИИ нейрохирургии им. Бурденко. Это теперь институт располагается в новом здании, а тогда, в 95-м, располагался только в здании бывшего Александровского приюта для дворянских сирот. Приют был открыт в 1901 году с великолепным храмом во имя св. Николая Чудотворца. На освящении храма присутствовали великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной, посещала его императорская чета. После революции в здании приюта были разные учреждения, в 30-е годы разместился институт нейрохирургии, а в самом храме была операционная. Сотрудники института сами обратилось в Патриархию с просьбой возобновить богослужения в некогда бывшем здесь храме. Начиналось богослужение в небольшой части библиотеки, где был устроен временный алтарь.
После изучения обстановки стало ясно, что кроме богослужения, понадобится помощь другого рода. Палаты были большие, по 8-10 человек, очень тяжелые пациенты, перенесшие операции на головном и спинном мозге, онкологические больные. Здесь находились люди из разных городов, рядом не было родных, и им нужна была элементарная помощь: покормить, обмыть и т.п. Институт согласился принять нашу помощь, и тогда игумен Варсонофий обратился к прихожанкам подворья с просьбой помочь... У нас сформировалась небольшая группа из двенадцати человек, мы начали посещать институт, чтобы организовывать службы, дежурить в храме и петь на клиросе. В институте для нас провели небольшой курс подготовки младшего медперсонала, то есть санитарок, и мы начали работать: мыли огромные старинные окна, убирались в реанимации и других палатах, помогали в уходе за больными, - словом, делали все, что нам поручали. Сейчас институт занимает новое замечательное здание с самым современным оборудованием, пациенты обеспечены хорошим уходом. В настоящее время основная наша работа - обеспечение богослужений и ежедневное дежурство в храме, функции требных сестер. Еженедельно по субботам и по большим праздникам в храме служат литургию, по вторникам – молебны. Сестры обходят всех больных (их всего 300, в т.ч. 50 – в детском отделении) и выявляют желающих причаститься, готовят их к исповеди и Причастию, а затем вместе со священниками проходят по палатам со Святыми Дарами. Часть больных причащаются а храме, но большинство лежачих причащают в палатах. В храме есть крестильня, много больных приняли Крещение, были венчания и отпевания.
Как всякое другое дело нельзя начать и бросить, так и тут было понятно, что мы начинаем работу на постоянной основе. К 1997 году состав группы стал более или менее стабильным, и мы юридически оформили нашу организацию. Архимандрит Кирилл (Павлов) благословил нас на создание общины и дал нам имя: Община во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Что не запрещено - разрешено


С детьми сложилось так

В 1997 году Валаамское подворье получило землю под строительство скита в Коломенском районе. Община сестер милосердия решила приобрести себе участок по соседству. В 1990-е годы это было сделать гораздо проще, чем сейчас. Мы купили здание школы, которая была закрыта из-за отсутствия детей, и небольшой участок земли. Здание было в очень плохом состоянии, но мы его реконструировали, и оно сейчас радует сестер и наших гостей. В 1998 году был построен и освящен домовый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. В храме служат клирики Московского подворья Валаамского монастыря. Теперь здесь постоянно проживают десять сестер. Это стало нашей загородной базой и Коломенским отделением, благодаря чему община получила статус межрегиональной.
В Коломне практически сразу мы познакомились с персоналом и детками Дома ребенка и стали им помогать. Слава Богу, сейчас детские дома хорошо снабжаются, а в 1997 году все было гораздо хуже, нахватало самого необходимого. Мы включились в помощь детским домам. К нам поступали обращения сиротских учреждений из разных областей - Тула, Рязань, Ярославская область. Сейчас на нашем попечении около десяти детских домов, с которыми у нас многолетняя связь. Раньше приходилось чаще оказывать материальную помощь, теперь реже, удовлетворяем некоторые нужды: лекарства, канцтовары, обязательно поздравления и подарки к праздникам. А в основном сейчас мы, что называется, занимаемся социализацией: устраиваем экскурсии по монастырям, возим в театры, музеи. В поездках обязательно водим детей в кафе, чтобы сделать им маленький праздник. На самом деле, сейчас для детских домов находятся спонсоры. В Москве и области у детского дома может быть не по одной организации-опекуну. А с Коломенским Домом ребенка мы в неразрывной связи, в том числе с замечательным директором и персоналом. Священство Валаамского подворья крестит и причащает детей, за прошедшее время окрестили уже сотни вновь поступающих деток.
На основе этого опыта у нас появилась идея создать в Коломенском отделении свой детский дом семейного типа. Это такая структура, когда как бы семейно живут 6 - 10 детей с воспитателями (мамами), вместе участвуют в хозяйственной деятельности, учатся в обычной школе. К сожалению, у нас это не получилось. Мы столкнулись с тем, что не могли получить детей, притом, что имели для этого все условия. Спонсоры построили замечательный дом, оборудовали всем необходимым, причем по нормам, далеко превосходящим государственные, получили все документы приемки. Мы подбирали педагогический и другой персонал, но на уровне органов опеки упирались в стенку. Так было, как сейчас - не знаю. В результате, после двух лет бесплодных попыток мы эту идею оставили.
Однажды, после разговора с владыкой Пантелеимоном (я советовалась, как нам пробить эту стену), мы пришли к решению предоставить наше замечательное здание в пользование Свято-Дмитровскому приюту и приюту Марфо-Мариинский обители. Этими домом они пользуются как базой отдыха. Мы довольны, что приняли правильное решение. Дом служит по назначению, мы рады. когда они приезжают, стараемся их угостить нашими хорошими молочными продуктами, овощами и пр. Нам радостно видеть их в нашем домовом храме.

Наши одинокие старушки



Когда мы обосновались в Коломенском районе, из сельской администрации к нам обратились с просьбой включиться в помощь одиноким и немощным жителям окрестных деревень. Мы выяснили, кому и какая помощь нужна, составили списки. Так у нас появилось новое направление деятельности и около 25-30 подопечных (в разное время) в 15 населенных пунктах. Это в основном одинокие старушки, плюс неблагополучные семьи с малыми детьми. Два раза в неделю сестры выезжают к ним, оказывают любую помощь. Тем, кто не может готовить, привозят горячую еду, кто может - привозят продукты, убираются, если человек немощный, кого-то помоют, кому-то постирают. Если человек болен и нуждается в госпитализации, помогают в этом. Мы занимаемся всем, вплоть до похорон. Иногда делаем это за свой счет, потому что родственники отказываются участвовать, бывает и такое. Валаамское священство опекает наших стариков при жизни и отправляет в последний путь.
Местная администрация в нас заинтересована. Но это не значит, что мы станем делать за них их работу. Дело в том, что существует перечень обязанностей социальных служб. Но для немощного человека этого перечня недостаточно. Убирать, стирать за стариками соцработники не обязаны, воду и дрова таскать – тоже. Вот к нам и обращаются. Эти обращения мы проверяем, действительно ли человек нуждается, согласовываем с администрациями местных поселений (бывшими сельсоветами). В деревне все обо всех знаю, в том числе - и кому действительно нужно помогать.

Письма веером


Обычное дело, что в храмы приходят письма с просьбами от заключенных. Мы попробовали удовлетворять просьбы таких людей, собирали и отправляли посылки, которые часто к нам возвращались. Дело в том, что заключенные рассылают свои письма веером по десяткам приходов, надеясь, что кто-нибудь откликнется и вышлет им: очки, белье, книги гостинцы. Однако посылки им позволено получать не чаще, чем раз в три месяца. Да и не все в письмах бывает правдой. Чтобы не расходоваться впустую на почтовые издержки, мы обратились в 2006 году в Патриархию с просьбой закрепить за нами колонию, которую могли бы опекать. Получили женскую колонию в Костромской области, где содержатся от 700 до 1000 заключенных. Одна из благотворительных организаций построила там храм. Мы стали помогать закрепленному местному священнику организовывать службы, стали приезжать с поздравлениями и подарками в православные праздники. Подарили храму книги, иконы, видеоматериалы и т.п. Два года назад мы открыли в колонии двухгодичные заочные катехизаторские курсы «Основы православной веры». Наши сестры регулярно ездят с лекциями, литературой, оставляют и проверяют задания. По окончании курсов проводится экзамен и выдается диплом. В этом году окончили курсы 9 человек, и это для такой среды хорошо. Администрация колонии наградила нашу Общину грамотой, а Костромская епархия – медалью во имя св. Феодора Стратилата.

Благодетели

За 18 лет для своей деятельности мы приобрели необходимый транспорт, сельскохозяйственное оборудование и инвентарь, построили скит в Коломенском районе, т.е. имеем значительную материальную базу. Что-то мы получили за счет грантов, но эти суммы незначительные, а большую часть наших потребностей покрывают благодетели, которые нам доверились. И они не просто в стороне, они с нами вместе. Многие из наших благодетелей познакомились с сестричеством еще в 1990-е годы, когда у нас и ложки не было. Некоторые постепенно сами включались в эту работу. Одна благодетельница, которая строила в Коломенском отделении детский дом, сама вступила в Общину и стала и руководительницей детского сектора. За всей нашей деятельностью всегда стоит благодетель, начиная от крупы для бомжей и кончая покупкой автотранспорта. Но люди что-то дают на дело только тогда, когда видят результат. И мы стараемся. И еще у нас есть закон строжайшей экономии.

Актуальна помощь

Некоторые ошибочно считают, что сестры милосердия - это монашеские общины. В 1990-е годы меня отправили от Патриархии в Англию знакомиться с опытом благотворительной работы разных негосударственных организаций, в том числе сестер милосердия.. Эти действительно католические монашеские общины, они объединяют людей «для социальной работы», их задача - помощь ближнему. Устроение православных монастырей другое, их главное дело – молитва за мир, но они никогда не отгораживались от мира, и всегда монастыри были центрами помощи во всех бедах. Сестричества во всем мире, и в России объединяли всех женщин, которые хотели помочь ближним, большинство из них не были монахинями. В России расцвет сестричества как явления приходится на эпоху войн, когда общество самоорганизовывалось в тяжелый для страны исторический период. Например, в русско-турецкую, первую мировую войны женщины - девицы и вдовицы, знатные особые и члены императорской фамилии - оказывали помощь раненым в госпиталях, выезжали на поля сражений и были лучшими помощницами врачей. Вспомните воспоминания хирурга И.Павлова. И они не были монахинями. Другой вопрос, что милосердие существовало и до образования сестричеств и было всегда сосредоточено вокруг монастырей. Но возникая как необходимая потребность в условиях войны, сестричества сохранились на постоянной основе, ведь и между войнами людей страждущих достаточно. На долгие годы эта христианская традиция была прервана, но 20 лет назад возродилась и успешно развивается. Патронаж и помощь обездоленным, заключенным в тюрьмах, бездомным и сиротам не перестают быть актуальными и сейчас.
Сегодня в Москве около 15 сестричеств разных форм устройства: с штатными сотрудниками, добровольцами, смешанного типа. В нашей Общине нет штатных работников. Все добровольцы. И отчасти это проблема, потому что приток желающих стать сестрами нельзя назвать потоком, скорее ручеек. Владыка Пантелеимон прав, когда говорит, что средний возраст сестры милосердия ок.60 лет. Слава Богу, что у нас есть сестры, которые много лет назад еще девочками пришли к нам с мамами и остались, но таких немного. Вообще обновление и приток молодежи – проблема для всех сестричеств. И хотя за эти годы число членов Общины выросло в несколько раз (нас теперь более 50) - этого при наших задачах мало. При этом из первоначального списка осталась половина. Текучка в сестричествах тоже присутствует. Искушения сопровождают всех, а кто решился на добрые дела – тем более. Кто смог, тот удержался. Люди отсеивались в разное время, кто-то почти сразу, кто-то продержался подольше. Когда меня спрашивают, почему я сама не ушла, мне это даже непонятно. Я не просто по своему желанию пришла, меня благословили. Недавно я пришла к духовнику со словами: «Батюшка, я слабею, глупею, старею, мне уже 71 год!..» - «Но не 91 же», - ответил он. Дальше я не продолжала. Вообще, приходить в сестричество, оставаться или уходить – личное дело каждого, его состояния души. Все будем перед Богом отвечать. Каждый за себя. В Царствие Небесное не ходят компаниями, и даже общинами.

Нести проповедь Христа


Несколько лет назад владыка Пантелеимон, знакомясь с деятельностью сестричеств, предложил мне стать координатором вновь созданной Ассоциации сестричеств милосердия РПЦ С тех пор наша Община несет это послушание. В задачу Ассоциации входит знакомство и обмен опытом российских сестричеств, координация их деятельности, распространение основных положений Церкви, объединение в общих социальных проектах. Сейчас в России по разным сведениям более 300 сестричеств и групп милосердия. Их число растет, в последние 2 года это связано, в том числе, с введением в храмах должности социального работника. И так как один в поле не воин, вокруг возникает группа поддержки.
В некоторых сестричествах часть сестер работают на штатной основе, в том числе в медицинских учреждениях. Иногда задают вопрос: чем они отличаются от медицинских сестер, работающих рядом? Я понимаю это так: сестра милосердия должна своей жизнью, своим примером для окружающих нести проповедь Христа. Это не значит, что она должна быть обязательно катехизатором. Это, кстати, многие делают, и не всегда хорошо. Своим поведением, особым отношением, своей любовью к людям она должна нести проповедь. При этом надо сказать, что есть замечательные медицинские сестры, настоящие профессионалы, на которых держится наша медицина, я таких знаю немало.
На последних Рождественских чтениях один священник из Белгородской области, который сам серьезно занимается социальной работой, рассуждал о процессе наращивания социальной деятельности в Церкви. «Живя среди неблагополучия, приходится этим заниматься. Но заигрывать с обществом не следует, потому что те, кто нарек себя «обществом», никогда не будет лояльно к Церкви, как ты перед ним не расшаркивайся», - говорил он. Главная задача Церкви, и здесь я с ним согласна - души спасать.

Сестрами милосердия становятся те, у кого душа болит о ком-то, кроме себя



К нам в общину приходят очень разные люди. Очень разного социального уровня. Молодые, пожилые, успешные. Разные. У нас была Галя Аверина. Уборщица, не семи пядей во лбу, но она несла такую любовь. Вся ее жизнь была жертвенная. У нее был пьющий муж, много проблем, но она оставалась лучом света - не только для своей семьи, для всех вокруг. В нашей Общине она всегда была среди первых, всегда готовая выполнить любую работу. Она уборщица, а другие - кандидаты наук, врачи. Очень разные люди, с разным социальным уровнем. Но всех объединяет одно: меня не удовлетворяет жизнь только для себя, только для своей семьи. Я хочу помочь кому-то еще. Как смогу. Чем могу.
Кто-то считает, что кормить опустившихся бомжей - это развращать их. А к нам приходят сестры с другой позицией: бездомные - тоже люди. Каждый человек - образ Божий, пусть и в таком безобразном, кошмарном виде. У каждого есть душа. Да, по какой-то причине, как правило, по собственной вине, человек оказался там, где оказался. Ну и что теперь, пусть погибает у тебя на глазах?! Он же человек. Сестрами милосердия становятся тогда, когда душа болит о ком-то, кроме себя. И видя за окном мороз, думаешь: «А как там наши бомжи?»

Обыкновенная жизнь верующего человека

Мы живем в жестокой, безнравственной атмосфере. Лет двадцать назад мы представить себе не могли в страшном сне, в каком «обществе» мы окажемся. Но я удивляюсь, что и на этом навозе могут вырастать прекрасные цветы. Таких прекрасных людей я знаю, в нашем окружении они есть, есть и в нашей Общине. Я уверена, что каждый отвечает сам за себя в любой обстановке. У нас не будет возможности, представ пред Богом, винить атмосферу, в которой все так жили. Мы этим не оправдаемся. И есть люди, которые это понимают. И это те люди, которые с нами в Общине. Может быть, они не могут это вербализовать, но приходят они в сестричество именно с таким чувством.
Да, мы стареем. Сестры, с которыми мы начинали, стареют, а моя любимая Галя Аверина, умерла несколько лет назад от рака. Но мы не унываем. Вообще, я считаю, что нет ничего самоотверженного в том, чтобы жить и трудиться, как сестра милосердия. Это обыкновенная жизнь обыкновенного верующего человека. И верю, что Господь нас не оставит, как помогал все эти годы.

Записала Дарья Рощеня.
Материал подготовлен для сайта www.miloserdie.ru

Старшая сестра - это диагноз

Никто и не говорит о том, что родители не имеют право на второго, третьего и последующего ребенка. Но при этом они должны понимать, что с появлением брата или сестры старшие не становятся взрослыми. Они по-прежнему – дети со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

И тебя посчитают

В семье может быть сколько угодно детей, но родителям полезно знать, что «порядковый номер» появления на свет играет роль при формировании личности каждого из них – от первого до второго, третьего, пятого, десятого. Не главную, если понимать суть того, что происходит в голове у ребятишек. И довольно существенную, если не обращать внимания на их переживания. Это относится и к сыновьям. Психологи об этом хорошо знают, поскольку регулярно работают с комплексами и синдромами старших, средних, младших братьев и сестер. Но со старшими сестрами специалисты встречаются особенно часто.

Что это значит?

Опытный психолог быстро вычислит старшую сестру в любой компании.

На пляже рядом со мной и подругой-психологом расположилась семейная пара – муж и жена средних лет. Расстояние минимальное, хочешь-не хочешь – становишься слушателем и зрителем. Никаких откровений не случилось: обычное общение отдыхающих – пошли купаться, держи полотенце, надо натереться кремом, но… Все эти слова произносила женщина, а мужчина все время оставался субъектом, на которого и была направлен ее активность. «Типичная старшая сестра, – почти беззвучно произнесла приятельница». И пояснила, что просто заботливая жена делала бы то же самое, но не назойливо, в ответ на просьбу мужа, а не предупреждая его желания. «Вот увидишь, через некоторое время она заставит его собираться домой, ведь перед обедом надо еще и душ принять или что-то в этом роде сделать». Примерно так и произошло, супруга обязали протереть руки влажной салфеткой и съесть персик, а когда он потянулся за вторым, одернули, дескать, не перебивай аппетит перед обедом. «Ну что я говорила? – констатировала психолог. – Типичная старшая сестра, которую мама отправила на пляж с младшим братиком».

Шаг за шагом

Еще вчера – единственная дочь, а уже сегодня – старшая сестра. Психика девочки очень быстро реагирует на перемену семейного статуса. Ребенок переучивается на новую роль, ищет новые установки и мотивы поступков, проверяет, как на них реагируют окружающие, и в зависимости от результата принимает модель поведения или ищет другую. Допустим, соглашается выключить телевизор, чтобы его шум не разбудил младенца, мама довольна, а девочка грустит или злится, ведь ей так хочется смотреть передачу. Первый шаг на пути к формированию комплекса старшей сестры сделан. Добавится и второй, а за ним и следующие. И в итоге жизненный опыт старшей сестры пополнится практической наработкой, звучащей примерно так: «Я должна отказаться от чего-то приятного, чтобы окружающие были довольны». Другой акцент – протестный – тоже вероятен: «Ну почему я должна отказаться от того, что мне нравится?»

Если девочка не послушается, мама рассердится и покажет свое неодобрение: не погладит по головке, перестанет разговаривать, не купит новую куклу, назовет плохой, поставит в угол? И каково будет дочери? Удастся ли ей «держать удар»? Обойтись без ласки и внимания, терпеть ограничения? Чем младше старшая, тем меньше выбор моделей поведения. Но так или иначе методом проб она сконструирует подходящее лекало, миллиметр за миллиметром построит выкройку, по которой рано или поздно «сошьет костюм», наденет и будет носить.

Комплекс и синдром

Выкройка – это комплекс, готовое изделие – синдром. Платье можно сшить, но не надевать, если нет подходящего случая. Не исключено, что перебравшись через первые трудности жизни с младенцем, родители оглядятся и заметят свою старшую девочку, поймут, что ей необходимы и внимание близких, и шумные игры, и шалости, и забавы, которых было так много прежде. И тогда ситуация с включенным телевизором и спящим карапузом обретет другой финал: например, папа купит наушники, в которых можно смотреть передачу, и шум никого не разбудит или девочку отвлекут от экрана, предложив более интересное занятие с родителями. Вариантов много.

Нужная композиция

Позднее, когда мы близко познакомились с соседями по пляжу, выводы подруги подтвердились. Женщина действительно была старшей сестрой – и ни одного, а двух братьев. Первый появился на свет, когда ей было 5 лет, следующий – через два года. Мама растила всех одна, много работала, часто задерживалась на службе, а дочь должна была следить за сорванцами, проверять уроки, разогревать обед, укладывать их спать. Мама возвращалась усталая, и чтобы ее не огорчать, дочь старалась ничего не упустить, не отвлекаться на свои дела – общение с подругами, игры в куклы и прочие обязательные занятия маленьких девочек. Если назвать вещи своими именами, она жертвовала собственными потребностями ради мамы и младших. Так и привыкла сначала думать о них, а уж потом про себя. Да и то, если время и силы останутся.

Психологи считают, что девочка, оказавшаяся в такой ситуации в дошкольном возрасте, сразу перепрыгивает в 12 лет, середину подросткового периода, не успев к нему как следует подготовиться. Она даже почти не помнит себя маленькой, зато брата – прекрасно. А по мере взросления превращается в суперответственную и гиперконтролирующую женщину, которая все делает сама, и гордится этим. Оно вроде бы и ничего, только ноша слишком тяжела. Рано или поздно придет усталость, за ней – раздражение и депрессия.

А вот муж нашей новой знакомой в семье своих родителей был младшим братом. «Он сменил одну старшую сестру на другую и прекрасно себя чувствует, – продолжила психоанализ подруга. – Поэтому-то они и живут счастливо много лет. Будь он старшим ребенком в семье или единственным, мог и сбежать от такого диктата. А она бы потом долго мучилась, бесконечно пытаясь найти ответ на вопрос «почему он ушел», ведь я старалась, чтобы ему было хорошо». Такой брак называется комплементарным или взаимодополняющим: каждый из супругов оказывается в привычной, освоенной с детства роли, и чувствует себе комфортно.

Другой вариант

В литературе у классиков и современных писателей много истории старших сестер с неудавшейся личной жизнью. Вспомним чеховские «Три сестры»: Ольгу – старшую, «переполняет усталость», «преследует головная боль и недовольство работой…», средняя – Маша – «витает далеко в своих мыслях», младшая – Ирина – «чувствует себя белой птицей», «на душе у нее хорошо и спокойно». Сам того не ведая, а может, и ведая, Антон Павлович описал своих героинь буквально по Фрейду и Адлеру, проследивших, как порядковый номер, под которым человек появился на свет, влияет на его характер и судьбу.

На чеховскую Ольгу похожа и старшая героиня пьесы Александра Володина «Моя старшая сестра» Надя. Она работает на заводе, учится на вечернем отделении в техникуме. Лида – ее младшая сестра – куда более беззаботна, заканчивает школу, влюблена и крутит роман. Когда-то девушки вместе занимались в театральном кружке, старшая бросила – надо было вести хозяйство и работать, чтобы младшей не пришлось отказываться от любимого хобби. «Она талантливая, куда мне до нее», – решила Надя и отказалась от своих удовольствий. Но на поверку оказалось иначе: Лида не прошла прослушивание в театральный институт, а Надя, пришедшая просить, чтобы ее сестру проэкзаменовали еще раз, покорила приемную комиссию и была принята. Но учиться не стала. Помешали чувство вины перед младшей и все та же установка – я должна ей помогать любой ценой. Позднее, через несколько лет, когда Лида уже стала самостоятельной, Надя пытается реализовать себя, как мечтала. Но путь в обход оказывается более тернистым.

«Если бы у нашей новой знакомой был не брат, а младшая сестра, – завершала размышления подруга, – то, скорее всего, она бы не построила свою семью. И сейчас бы рядом с нами загорали ее младшая сестра с мужем. А она сама осталась дома, чтобы присматривать за их детьми и внуками. При такой авторитарной старшей, младшая почти всегда быстро выскакивает замуж, оставляет родителей на ее попечение, а потом и своих отпрысков добавляет. И если бы вырвалась за пределы семейного круга, но не познакомилась бы с типичным «младшим братом», то все равно жила бы одна. Правда, наверняка бы стала авторитетным специалистом, титулованным ученым или большим начальником. Старшие сестры обычно очень организованные, ответственные и целеустремленные».

Подведем итоги

Совсем неплохо и более того – даже замечательно – быть неединственной дочерью в семье, возиться с забавными малышами, помогать маме, расширяя кругозор и жизненный опыт. Главное, чтобы взрослые не злоупотребляли естественным стремлением ребенка нравиться родителям. На поверку же, почти у каждой старшей сестры есть претензии к маме и папе, поскольку:

стремясь оправдывать ожидания близких, они выставляют себе завышенные требования;
к синдрому старшей сестры часто добавляется комплекс неполноценности, ведь не всегда получается соответствовать высоким стандартам своим собственным и обозначенным окружающими;
ответственность за младших детей, возложенная на плечи старших, формирует привычку все и всех контролировать и рано или поздно приводит к психологической усталости;
у старших дочерей довольно поздно появляется желание стать мамой, ведь они уже «сыграли» или такую роль и она им даже надоела;
конкуренция за внимание родителей способна обернуться ненавистью к младшим брату или сестре и плохими отношениями с родителями;
женщины, выросшие из девочек с «синдромом старшей сестры», обычно авторитарны и категоричны, стремятся выбиться в лидеры. Эти качества мешают идти на компромисс, быть терпимой, в результате им сложнее найти спутника жизни.

С любой из этих проблем можно справиться – в той или иной степени. Главное – понимать, что есть, над чем работать.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала психолога, психотерапевта, кандидата медицинских наук Дарью Поливанову.