Крестьянская семья. Типология семьи

Память – это самое главное,
что может оставить о себе человек

История одной крестьянской семьи

Вспоминая и анализируя жизнь своих предков, да и свою, я убедилась, что ни одно поколение в России не прожило без каких-либо потрясений: войны, революции, контрреволюции, репрессий, засухи, голода и так далее.

Я долго думала надо ли писать эти воспоминания – никому это не нужно. Но решила описать историю одной крестьянской семьи на примере моих предков по материнской линии просто для себя, так как наследников у меня нет.

Краткая история моей Родины

Родина моя – село Бережок Ивановской области Гаврило-Посадского района. «Расположено село в 24 верстах от Юрьева и в 75 верстах от Владимира, на берегу безымянной речки» — так записано в царских грамотах 16 столетия. И в них село Бережок значится государевой дворцовой вотчиной.

В 1587 году царь и великий князь Федор Иванович пожаловал «свое село дворцовое Бережок супруге умершего брата своего, царевича Ивана Ивановича, царице-старице Александре, иночески подвизавшейся в Суздальском покровском женском монастыре».

В 1613 году в своем духовном завещании она пожаловала Бережок Покровскому монастырю, где село и оставалось до изъятия монастырских земель, до 1764 года. В дальнейшем селом владело местное духовенство, крупные землевладельцы и лесопромышленники.

Во многих домах стояли ткацкие станки, на них при свете лучины женщины занимались ткачеством. Затем за мизерную плату сдавали полотно фабрикантам. Крестьяне на своих участках выращивали лен, теребили его, обрабатывали, пряли и ткали холеты. У меня до сих пор хранится рулон льняного полотна, сотканного еще моей бабушкой, которому больше ста лет.

По рассказам моей матери, знаю, что село до революции и во время НЭПа было торговым. Во время ярмарок приезжали торговцы (купцы) не только из соседних сел и деревень, но и из таких городов как Юрьев-Польский, Суздаль, Иваново, Шуя и других. На ярмарке можно было купить все, если были бы деньги. А рыбу какую ели наши предки! Белугу, севрюгу, семгу, осетра, сельдь и другую. А икру красную и черную ели ложками. Любили почему-то больше красную. Рыбы в те времена было очень много, поэтому икру себе могли позволить даже крестьяне.

В селе до революции 1917 года было три церкви. Я помню только одну и то наполовину разрушенную. Ее в 50-ых годах прошлого века разобрали и это место расчистили. Сейчас, говорят, там памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Это была шатровая церковь, точь-в-точь как на картине Саврасова «Грачи прилетели». Когда смотрю на эту картину, вспоминаю раннее детство и явно слышу крик грачей, которые жили на ветлах у церкви, а наш дом был как раз напротив. Может быть, потому что раннее детство проходило под крики грачей, галок, лай собак. И меня этот шум никогда не раздражает. Раздражал и раздражает только громкая музыка, особенно современная.

При советской власти село переживало и взлеты, и падения, но всегда оставалось крупным сельскохозяйственным предприятием, так как земля очень плодородная – черноземная (Владимирское ополье). Каким сейчас оно стало не знаю, не была больше пятидесяти лет.

Фамилия моих предков по материнской линии была очень красивая – Дианова. В селе Диановых было несколько семей – может дальние родственники, а может однофамильцы, как бывает почти в каждом селе или деревне.

Прадед и прабабушка

Прадеда звали Петр, он был военным. В каком звании не знаю, но служил во Владимире, казарма располагалась на Ямской улице. Прабабушка, имя ее не помню, в 38 лет осталась вдовой. В отчаянии она паломником отправилась в Иерусалим, вернулась только через три года, а родные думали, что она погибла. В пути паломники нанимались на разные работы, чтобы иметь пропитание, поэтом так долго и ходили. Прабабушка рассказывала, что когда они шли по территории Турции, турчата (дети) в них кидались камнями. Она принесла святой воды из Иордана. Я помню, что эта вода была в красивой голубой стеклянной бутылке. Если кто болел, моя мать смачивала тряпочку или просто изо рта брызгала на больного. Помогало или нет, не знаю. Эту воду она постоянно разбавляла освященной крещенской водой.

Дед и бабушка

Михаил Петрович Дианов в селе имел прозвище ямской, потому что родился во Владимире на ямской улице в 60-х годах 19 века. Судьба распорядилась так, что во Владимире он и умер.

Когда Михаил подрос, сосватали ему в жены сироту Варюху (Варвару Сергеевну). Кто ее родители и почему они рано умерли, я не знаю. Грамоте ее никто не научил. Но зато трудолюбием и добрым характером Бог наградил сполна. Детей у них с дедом родилось много, но в живых осталось только четверо – два сына и две дочери. Дети в то время часто умирали от разных инфекционных болезней, особенно те, кто родился летом. Жара, мухи, антисанитария в жилищах способствовали распространению болезней. Бабушка знала много лекарственных трав и охотно делилась ними с односельчанами.

Дед с бабушкой прожили вместе около 50 лет и ни разу не ссорились даже по пустякам. Дед был культурным хозяином, выписывал различные газеты и журналы. Много читал, интересовался новинками садоводства и огородничества. У него был образцовый сад, в котором росли яблони разных сортов, груши, ягоды и даже лесные орехи. Ни у кого на селе такого сада не было. Яблоки и рябину сушили, морозили, мочили и морозили. Зимой к ним любили приходить односельчане на посиделки. Женщины пряли, вязали, пели, шутили. У мужчин были свои разговоры, в основном об урожае, политике и войнах. Дед приносил моченых и мороженых яблок и рябины, угощал всех.

В семье очень любили и умели петь. В праздники к их дому даже приходили слушать пение односельчане. Один сын, Ефим, обладал исключительным слухом и был в церковном хоре регентом. Другой сын, Андрей, очень здорово плясал – в праздники так плясал. Что после сапоги приходилось ремонтировать. Вином излишне никто сильно не увлекался ни в праздники, ни тем более в будни.

Хозяйство было крепким, потому что вместе с родителями жили два сына со своими семьями. У Андрея было девять детей, у Ефима две дочери. Еще младшая дочь Анна (моя мать) жила с родителями. За стол обедать садилось 18 человек. Не представляю как бабушка управлялась по хозяйству. У всех детей и внуков были свои обязанности, но пищу на всех готовила только бабушка. Тогда ведь для приготовления пищи не было ни газа, ни скороварок, ни мультиварок – одна русская печь!

Во время обеда существовал порядок: пока глава семьи не даст сигнал – постучит ложкой по столу, мясо из общего блюда таскать было нельзя. Отец ни на кого из детей никогда не поднимал руку. Но однажды Анна, после репетиции в художественной самодеятельности пришла к ужину и нечаянно за столом запела. Отец дал ей затрещину и выгнал из-за стола. Порядок есть порядок, а она его нарушила.

В хозяйстве было две лошади, две коровы, куры, овцы, свиньи и другая живность. После революции 1917 года жители села никаких особых перемен не почувствовали. Моя мать и ее старшие племянники (они были почти ровесники) вступили в комсомол и молодежное движение «Синяя блуза» (синеблузники). У них была единая форма – всем шили одинаковые блузы синего цвета. Для молодежи организовывали различные мероприятия: спортивные секции, кружки, художественную самодеятельность. Спектакли ставили в основном классические (А. Островского), с концертами и спектаклями ездили в другие села, в Юрьев-Польские, Гаврилов Посад. Для поездок мой дед всегда давал лошадей. Когда мать рассказывала о своей молодости, я ей даже завидовала – как интересно они жили.

Все плохое началось в начале 30-х годов, когда стали громить церкви, организовывать колхозы. Дед выступил осуждающе против погромщиков церквей и в колхоз не пошел. Мою мать за то, что не смогла отца сагитировать выступить в колхоз исключили из комсомола. Лошадей во всей сбруей и коров отобрали. Тогда оба сына отделились, Ефим купил дом в селе, а Андрей с семьей завербовался куда-то на Север, там и загадочно погиб. Семья вернулась в Бережок, а потом уехали в Иваново. Дед с бабушкой и младшей дочерью Анной, которая еще не была замужем, купили плохонький домишко.

Вскоре деда арестовали и посадили в тюрьму, Владимирский централ. Было ему тогда около 70 лет. У бабушки с моей матерью конфисковали дом. Моей матери, а ей было всего 24 года, пришлось выкупать этот дом на торгах. Большинство односельчан понимали, что несправедливо местные власти поступили с семьей деда и прямо во время процессов торгов одолжили деньги. В том году уродилось очень хорошая картошка, и мама стала печь пироги с картошкой и возить на рынок в Иваново. До железнодорожной станции в Гаврилов Посаде было 18 километров, которые надо было пройти пешком с корзиной пирогов. После каждой поездки она с кем-нибудь расплачивалась и вычеркивала из списка. Таким образом, выкупила у государства свой же дом.

Вещий сон

Дед в тюрьме, надо было его навестить. Собрали продуктов, напекли пирогов, и Анна пошла пешком во Владимир, а это 75 верст. Дошла она до Суздаля когда уже начало темнеть. На окраине города она постучала в один из домов и попросилась на ночлег. Хозяйка, очень приветливая женщина, напоила чаем и уложила спать на полатях. Уснула мгновенно…И вдруг ей снится сон: огромное черное только что вспаханное поле. А вдали часовня… В это время ее разбудила хозяйка: «Вставай, молодайка, тебе пора идти». Анна рассказала ей сон, хозяйка встревожилась: «Плохой сон-то».

Дошла она до Владимира, нашла тюрьму, объяснила к кому она пришла. Дежурный сходил в помещение, вышел и сказал, что Михаил Петрович Дианов умер. Якобы ему сказали, что он не виноват и его завтра отпустят. И от радости у него случился разрыв сердца. Мать заплакала и попросила, чтобы ей показали его могилу. Сторож повел ее на кладбище и вдруг она увидела часовню точно такую, какую она видела во сне. Совершено очевидно, что какая-то сверхъестественная сила существует. Искали они со сторожем могилу долго, но так и не нашли. Она отдала сторожу передачу для заключенных и пошла домой. Сейчас я думаю, что он умер, скорее всего из-за того, что из 70-летнего старика выбивали признание в чем-то.

Много лет прошло, и я стала интересоваться, за какую провинность наказали моих предков. Мать говорила за то, что дед выступил против погромщиков церквей. Моя двоюродная сестра рассказала, что в колхозе уродился очень хороший картофель 9семена были элитные). Глубокой осенью, когда с поля картофель был уже убран, и начались заморозки, дед с ведерком пошел и стал собирать клубни на семена, которые уже никто собирать не будет. Один из соседей был членом правления колхоза, увидел и доказал. Я думаю, что деда посадили за все вместе – и за церковь, и за десяток (не больше) подмороженных картофелин. Вот так, десяток картофелин стоили нашей семье собственного дома и жизни деда.

Обращалась я во Владимирскую тюрьму с вопросом, за что же на самом деле был осужден дед. Оказывается, архивы были утеряны при эвакуации во время Великой Отечественной войны. Жаль. У нас в семье не было фотографии деда, и я думала, что хоть на тюремной фотографии увижу, каким был дед.

В заключение несколько слов о моей маме – Пузановой (Диановой) Анне Михайловне. Она была младшим ребенком, родилась, когда родителям было уже больше сорока лет. Левша, но очень рукодельная. В 8 лет самостоятельно научилась вязать, а затем прясть, шить и вышивать. Крестиком, очень мелким, она без всякой канвы могла вышить любой рисунок. В молодости сама себе шила одежду и была в селе самой модной. Был у нее и артистический талант – хорошо пела, танцевала и играла на сцене всегда главные роли в пьесах. Однажды в Бережок приехали искать таланты из театра им. Волкова города Ярославль и только ее одну пригласили на работу в театр. Но мать не пустила, мотивирую тем, что артисты отличаются слишком свободным поведением. Ослушаться она не посмела.

Говорят, что природа на детях отдыхает. Это про меня. Ничего не умею: ни спеть, ни станцевать, да и говорить-то нормально не умею.

Л. Пузанова

Занятие «Традиции и быт крестьянской семьи»

Цель: освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания.

Задачи:

    восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни;

    воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;

    формирование уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, традициям христианской культуры;

    укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России;

    активизация познавательной деятельности;

    развитие и коррекция психических функций и личностных качеств воспитанников.

Дидактическое оснащение

    Оформление рабочего пространства: плакаты с изображение крестьянской семьи, домашних животных, картинки с предметами старины, упоминающимися в процессе занятия (прялка, плуг, ткацкий станок и др.)

    Выставка книг с рассказами и стихами о крестьянском труде, жизни крестьян.

    Листы с указанием видов работ, осваиваемых девочками и мальчиками, магниты.

    Костюм близкий к русскому народному для проводящего занятие.

    Электрический самовар, скатерть, чашки с блюдцами, чай, сахар, баранки, сушки, варенье к чаю.

Здравствуйте ребята!

Сегодняшнее наше занятие называется: «Традиции и быт крестьянской семьи». То есть мы будем говорить о том, какие семьи были на Руси, чем занимались члены семьи и, главное, на что я хотела бы обратить ваше внимание, какие традиции соблюдались в воспитании детей на Руси.

Что касается быта крестьянской семьи, то после беседы мы поднимемся в наш школьный музей «Русская горница» и вы попробуете мне рассказать, как выглядело жилище крестьянской семьи, какими предметами, инструментами русские люди пользовались в быту, а я вам помогу в этом.

Поскольку в конце прошлого учебного года у нас с вами была обзорная экскурсия по музею, то теперь вы будете моими помощниками в описании быта наших предков.

Ну а сейчас первая часть нашего занятия.

Традиции крестьянской семьи в воспитании детей.

Распределялись трудовые обязанности в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом с взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

А теперь внимательно послушайте чему именно учили мальчиков. Потому что следующим заданием будет выбрать из предложенных видов работ те, которым отец обучал сыновей.

Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал.

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

На столе лежат листки с напечатанными на них видами работ. Выберете и прикрепите магнитами на доску те, которым отец обучал сыновей в крестьянских семьях.

А теперь послушайте, чему мамы учили дочерей.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб.

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять всю женскую работу.

Прикрепите на доску листы с видами работ, которым обучали девочек.

Давайте еще раз вслух прочитаем, чему традиционно учили мальчиков и девочек в русских крестьянских семьях.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Ребята, какова же была основная традиция воспитания детей в русских крестьянских семьях? (воспитание в труде)

А теперь поднимаемся на третий этаж в школьный музей «Русская горница».

Вторая часть занятия.

/Воспитатель в русском костюме встречает ребят у входа в музей/

Русь деревянная, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Сегодня у нас необычное занятие. Занятие – экскурсия в музей крестьянского быта «Русская горница».

Скажите, что называли «горницей»?/комнату в избе/

Какая это комната?/большая, светлая, теплая/

Прежде чем наша экскурсия начнется, давайте вспомним, что такое «музей» и как нужно вести себя в музее/руками без разрешения ничего не трогать, не кричать, не перебивать экскурсовода/.

Ну что же, молодцы. Теперь мы можем начать путешествие в прошлое.

И начну я свой рассказ с русской печки .

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова»/то есть самая главная/.

Почему печь главная?/накормит, обогреет/

Варежки сушить поможет,

деток спать в тепле уложит.

И коток поет где – то рядышком,

Как тепло с тобой печка – матушка/обогреет, накормит, как мама/.

Печка – это самая первая помощница хозяйки.

Что ели крестьяне?/щи, кашу/

Так и говорили: «Щи да каша – пища наша». По праздникам ели пироги, блины, кисель.

Щи, каша, картошка – все варилось в горшках или чугунках разных размеров. Помещались они в печь и вынимались оттуда с помощью ухвата.

Сделан он просто – на длинной рукоятке укреплена округлая рогатка; она – то и «ухватывает» горшок или чугунок «под бока».

Ребята, кто хочет попробовать достать из печи чугунок ухватом?/Желающие пробуют с моей помощью/

Ступа - еще один предмет деревенского обихода.

Современным мальчишкам и девчонкам она известна по русским сказкам. Именно на ней летает Баба – Яга, размахивая помелом. Ну а в свободное от полетов время ступа использовалась по своему прямому назначению – в ней толкли зерно.

Сделана ступа просто: в колоде, коротком толстом бревне, в верхней части выдолблено углубление, куда насыпалось зерно. По нему бьют пестом – небольшим, но увесистым деревянным стержнем с округлыми концами.

Насыпали в ступу пшено и били пестом, пока из него не получалась мука.

В обиходе крестьянина обязательно были коса и серп – кривой нож с зазубринами для сжатия хлеба. Серп стал символом труда землепашца. Во время работы коса, естественно, тупилась. И косец точил ее бруском, который всегда был при нем – на пояске сзади в деревянной «кобуре» или плетеном туеске .

Вот родился в крестьянской семье ребенок. Где спать он будет?/в люльке или качке/

Люльку делали из дерева. Подвешивали к потолку на крючок. Ребенку шили постель из лоскутков ткани. Чтобы ребенок заснул, ему пели колыбельные песни./включить колыбельную песню, желающий из ребят качает люльку или качку/

Шифоньеров и шкафов раньше не было. Вещи хранились в сундуках. Сундуки делали деревянные, украшали резьбой, ковали железом. У сундука есть крышка, ручки, замок. Ручки и замок делали из железа, чтобы не сломались. Вещи складывали в сундук для хранения. Давайте откроем наш сундук и посмотрим, есть ли там что – нибудь/в сундуке русские народные костюмы, элементы костюмов/. Ребята надевают вещи/жилеты, кепки с цветком, девочки – платки/.

Крестьяне были верующими людьми. Что это значит? /верили в бога, молились/. А какую религию исповедовали наши предки и исповедуем мы, современные русские люди? /Православие/

Поэтому в «красном углу», наискосок от печки, помещались иконы .

Ребята, кто может быть изображен на иконах?/Иисус Христос, Богородица и Канонизированные святые/

Украшением избы и гордостью хозяина был начищенный до блеска самовар. «У нас и самовар на столе, и часы на стене», - мог похвастаться хозяин.

Домашняя утварь крестьян была однообразной. Глиняные миски, деревянные ложки. Вилки, между прочим, были большой редкостью.

Ребята, а что это такое?/коромысло/ Для чего нужно было коромысло, вы знаете?/переносить ведра с водой/ А теперь давайте попробуем перенести ведра с водой с помощью вот этого детского коромысла/в коридоре пробуют с моей помощью, в ведрах воды на треть/.

Теперь давайте вернемся в музей. Вы можете еще раз пройти, посмотреть старинные вещи. Если у вас возникли вопросы – задавайте/ребята ходят, смотрят, задают вопросы/.

/сидя на скамейке/Наше занятие подходит к концу. Кто мне скажет, как оно называлось? О каких предметах крестьянского обихода вы узнали?

Молодцы, ребята. А теперь мы все пройдем в соседнюю комнату и по старому русскому обычаю попьем чай из самовара.

/за столом/ Старую деревню невозможно представить без песни. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные, колыбельные, даже разбойные… Песни сопровождали крестьянина с рождения до его последних дней. Пели дома, на улице, в поле. Во время работы и на отдыхе. Все вместе и в одиночестве. Вот и чай мы будем пить под русские народные песни/включить магнитофон/.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи. Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

3 слайд

Описание слайда:

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было. Окно – еще один вход в дом. Окно – слово очень древнее, в летописях впервые упоминается в 11 веке и встречается у всех славянских народов. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как под ним «стоит ангел Господень». «В окно подать (нищему) – Богу подать». Окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы).Именно поэтому на наличниках часто вырезали знаки солнца. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Окна в доме традиционно в русской культуре всегда старались ориентировать «на лето» - то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» или «косящатыми

4 слайд

Описание слайда:

Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега

5 слайд

Описание слайда:

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

6 слайд

Описание слайда:

Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи

7 слайд

Описание слайда:

О, русская белая печка Источник блага для дома. Ты так мне близка И с детства так знакома. Вкусом своих пирогов И блинов на истоме. Кашей с наваром Из тех чугунков. Тем хлебом ржаным В кузовках самодельных. И варением вкусным Из ягод лесных. Ароматом грибов На лежанке сушеных. И треском поленьев В чреве печном

8 слайд

Описание слайда:

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой - хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

9 слайд

Описание слайда:

Печь служила не только для обогревания крестьянской избы и приготовления пищи. В печи мылись в Древней Руси.

10 слайд

Описание слайда:

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо, связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

11 слайд

Описание слайда:

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. .

12 слайд

Описание слайда:

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, которые принесут семье болезни и голод.

13 слайд

Описание слайда:

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

14 слайд

Описание слайда:

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах». Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

15 слайд

Описание слайда:

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки) стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

16 слайд

Описание слайда:

Традиционной утварью были: кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата (его еще называли рогач) передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти

17 слайд

Описание слайда:

Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов

18 слайд

Описание слайда:

В глиняных крынках хорошо хранилось молоко в погребах, а сметана в глиняных горшочках. Парное молоко пили со ржаным хлебом из глиняных кружек.

19 слайд

Описание слайда:

Позже появилась железная посуда. Здесь у нас представлены чугунки. Чугунок - крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.

20 слайд

Описание слайда:

Из дерева делали кадушки и бочки для соления капусты и огурцов. Вкус капусты и огурцов необыкновенный.

21 слайд

Описание слайда:

Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары.

22 слайд

Описание слайда:

Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов

23 слайд

Описание слайда:

Для сыпучих продуктов делались туески –короба из бересты. Зачастую они покрывались орнаментом Из ивовых веток плели корзины.

24 слайд

Описание слайда:

Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.

25 слайд

Описание слайда:

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами, Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

26 слайд

Описание слайда:

Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. А здесь уже современныйэлектрический утюг Другой вид утюга – цельнолитой, изготовлялся из чугуна или бронзы. Такие утюги изначально нагревались на печи, а позже – на электрических и газовых плитах на медленном огне в течение получаса. Поскольку их нельзя было брать без прихватки, со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным 30 слайд

Описание слайда:

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага. Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником. Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку. Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители. За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка. Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми. Отец помогал мальчикам, наставлял, похвааливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за спиной невиснет», приговаривал отец

31 слайд

Описание слайда:

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище. Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей. Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями. С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье. С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил. К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

32 слайд

Описание слайда:

Введение к первой части

В общих чертах польская крестьянская семья представляет собой социальную группу, включающую все виды кровно- и законодательно-родственных отношений, обычно ограничивающихся четвертым уровнем. В более узком понимании: семья это супружеская пара с детьми, которую иногда называют «брачной группой». Эти две концепции – семейная группа и брачная группа – необходимы для понимания жизни семьи.

Получается, что не идея общего происхождения устанавливает единство семейной группы, а именно конкретная сплоченность группы определяет насколько далеко можно проследить общее происхождение. Единое происхождение, конечно, обуславливает сплоченность группы, но только благодаря общественным связям передающимся из поколения в поколение.

Итак, семья это комплексная группа, со слабо очерчеными границами и большим набором видов и уровней внутренних отношений. Но основные семейные отношения едины и непоколебимы; они не могут быть переведены в какие-либо другие групповые отношения или изолированные личностные взаимоотношения. Это можно назвать семейной солидарностью, которая проявляет себя как в поддержке, так и в контроле одного члена другим, представляющим группу в целом. Эта солидарность в корне отличается от территориальной, религиозной, экономической или национальной солидарности, хотя они, естественно, способствуют семейной солидарности, и скоро мы увидим, что любое их нарушение влечет за собой непоправимые последствия для семьи. Итак, семейная солидарность и уровни поддержки и контроля внутри нее не должны зависить от индивидуальных характеристик членов, а только от вида и степени их взаимоотношений; семейные отношения между двумя членами не имеют градации, как не имеют ее любовь или дружба.

Отношения мужа и жены контролируются обеими семьями, и муж и жена не рассматриваются с точки зрения чувств, а только как члены группы, свзязанные единственно возможным образом. Следовательно, брачной нормой является не любовь, а уважение, как оношение, которое может контролироваться и подкрепляться семьей, и которое представляет члена другой семьи и достоинства его группы. Уважение как норма со стороны жены по отношению к мужу включает в себя послушание, верность, забоу о комфорте и здоровье мужа; со стороны мужа по оношению к жене эта норма выражается в хорошем оношении, верности, запрещении работы жены, если только в этом нет необходимости. В общих чертах, ни муж ни жена не дожны делать то, что могло бы понизить социальный статус друг друга, так как это приведет к снижению статуса всей остальной семьи. Чувства не являются неотъемлимой частью нормы уважения, но приветствуются. Сексуаьные оношения носят личностный характер и не могут быть социализированны ни в каком виде; семья сознательно игнорирует их, и малейшая непристойность или нескромность оносительно сексуальных оношений в браке воспринимаются с отвращением и морально табуированы.



Мы описали традационную организацию семейной жизни, но на практике она в чистом виде не встречается. Семейная жизнь, преставленная в материалах данного исследования, подвергается в настоящее время глубокой дезинтеграции на нескольких уровнях и влиянию различных факторов. Основными тенденциями этой дезинтеграции являются: изолированность брачной группы и личностная индивидуализация. И хотя эти процессы следуют иногда друг за другом, а нередко и смешиваются, они могут развиваться независимо, и для нас лучше их рассматривать поотдельности. Тем не менее некоторые общие факторы, приводящие к дезинтеграции традиционной организации, образуют новую форму семейной жизни, которая нуждается в тщательном исследовании.

Традиционную форму польской крестьянской семьи можно обнаружить только в сельской общине, при условии, что семья проживает там по крайней мере четыре или пять поколений и за это время не подвергалась серьезным изменениям (классовым, религиозным, национальным или профессиональным). Как только происходят изменения на каком-нибудь из этих уровней, дезинтеграция неминуема. Брачная группа или индивид включается в новую общину, отличную от привычной для других членов его семьи, и рано или поздно старые связи должны ослабнуть или разорваться. Последние пятьдесят лет принесли много таких социальных изменений в крестьянскую жизнь. Эмиграция в крупные города, в Америку и Германию расшатывает семью. Такой же результат дает прогресс промышленности, так как многие дети фермеров уезжают работать на производства и переходят в клсс пролетариата. Индустриальное развитие страны приводит к изменениям профессий. Также наблюдается быстрая эволюция польской классовой структуры, и благодаря этому крестьяне могут переходить в средний класс или в нижний средний класс за одно поколение, что отражается на отношениях с другими членами семьи. Религиозные и национальные изменения редки, но если они обнаруживаются, то изменения протекают быстро и радикально.

При исследовании влияния этих изменений мы должны принимать во внимание проблему адаптации к новым условиям. Здесь важны два момента: способность к адаптации и ее размеры. Например, адаптация крестьянина приехавшего в польский город на место рабочего достаточно легка, но охват адаптации в данном случае маленький; другое дело эмиграция в Америку или продвижение по социальной лестнице – здесь крестьянин сталкивается с более сложными проблемами адаптации, но ее возможности намного шире.

Влияние этих различий на семейную жизнь не зависит от природы новых форм семейной организации, которые индивид (или брачная группа) могут обнаружить в своем новом окружении. Конечно, адаптация редко редко доходит до имитации семейной модели нового окружения, если только индивид не входит в этот новый круг через брак. Единственный случай имитации семейной организации крестьянином происходит в случае его вхождения в класс польской аристократии. За исключением этих редких случаев, эволюция семьи происходит за счет изоляции брачных групп и индивидов и сопутствующих им изменениям установок и самой личности.

Если этот процесс затруднен или неудачен, то изолированный индивид или брачная группа имеют тенденцию возвращаться в свой старый круг и принимать семейную солидарность, которая, несмотря на свои недостатки, облегчает борьбу за жизнь в определенных рамках. Мы говорим в определенных рамках потому, что семейная солидарность это помощь в основном для слабых, тем, кому семья не позволяет опускаться ниже определенного стандарта жизни, хотя это и является некоторой обузой для сильных. Неудачная или осложненная адаптация может привести к возрождению семейных чувств и отношений или даже их идеализации. Мы находим такие установки у многих брачных групп в Южной Америке, Сибири, среди солдат русской армии, среди неудачных рабочих в Америке, Западной Европе и даже в польских промышленных центрах.

Если процесс адаптации прост, но ограничен, то результат более сложный. В этом случае еще сохраняется тяга к старым условиям жизни, но она не настолько сильна, чтобы испортить новые условиям жизни. Семейные чувства сильны, но семейная социальная жизнь не дает полного удовлетворения социальным установкам индивида, и объект этих семейных чувств сводится к одной брачной группе. Брачная группа изолирована от своей семейной группы не только территориально, но и от традиционных правил, оценок и чувств своей семьи. В отсутствии этих традиций семья становится организацией, основанной на личностных взаимосвязях между ее членами, которых достаточно только для соединения брачной группы, а также при необходимости ближайших родственников – родителей, братьев, сестер мужа или жены. Такую брачную группу мы находим не деревне, а только в городе, где экономические условия позволяют выживать, но не развиваться.

Третий вид адаптации – относительно легкий и успешный – является основой для определенного типа индивидуализации, который обнаруживает себя среди молодых эмигрантов обоих полов в Америке и среди многих сезонных рабочих в Германии. Успех этой адаптации – которая, конечно, должна измеряться понятиями эмигранта, а не общества, в которое он приезжает – зависит в основном от экономического развития и роста социального влияния. Как в Америке, так и в Германии в первую очередь это зависит от размера заработной платы, но в демократичной Америке польская социальная жизнь дает эмигранту чувство значимости, что в польской общинной жизни является привилегией только нескольких влиятельных фермеров. Основания для развития самоутверждения нет в Германии, но эмигрант возвращается каждый год на родину с багажом нового опыта и деньгами, и таким образом его социальная роль расширяется. Формально индивид ценится только как член семьи; с новой социальной ролью он сам себя оценивает по-другому. В данном случае семья уже не нужна. Она не помогает индиуиду, так как он остается наедине сам с собой. Семья не нужна более для удовлетворения социальных потребностей, так как они могут быть удовлетворены через друзей и коллег. Общность опыта и установок создает чувство солидарности среди молодого поколения в противоположность старому поколению, которое всегда ориентируется на семейные связи. Социальные и семейные связи больше не совпадают, а даже пересекаются.

Последний тип адаптации – требующий значительных изменений, но предполагающий обширный контроль – типичен для крестьянства и всегда связывается с интеллектуальным развитием. Этот тип адаптации также приносит большие изменения в семейные отношения. Индивидуализация естественным образом влечет за собой возвышение над первичной группой и отделение от нее. В тоже время, в отличие от предыдущего типа, эта форма адаптации приводит к качественным изменениям в концепции семьи. Индивид не только отходит от семьи, но и от общины и отказывается от большинства традиционных элементов, что в результате приводит к тому же что и второй тип адаптации. С другой стороны, индивид сталкивается на своем новом культурном уровне с универсальными традициями, составляющими основное содержание христианской морали. Христианские элементы входили в систему крестьянских традиций, но они были лишь частью богатых традиций, и их влияние на крестьянскую жизнь отличалось от того, каким его задумывала церковь и популярное христианство. Их власть над крестьянской жизнью заключалась в социальном обычае , а на более высоком интеллектуальном уровне развития и индивидуализации они называются социальными нормами , направляющими мораль сознательного индивида. Таким образом, семейные установки крестьянина, поднимающегося по социальной лестнице, подвергаются двойной оценке: они упрощаются и переходят из сферы обычая в сферу сознательной, рефлектирующей морали. Моральные обязательства перед другими людьми ничем не отличаются от обязательств перед друзьями или знакомыми, они не являются семейными обязательствами. Содержание такой нравственной семьи больше не зависит от социальных факторов, а только от нравственного развития самого индивида, при условии полного исключения элемента обычая. Мы встречали индивидов, воспринимавших обязательства как тяжелое бремя и хотевших поскорее от него избавиться; были и другие, которые принимали их с готовностью и рассматривали семью как объект моральных обязательств, даже после утраты ею социальной почвы.

При рассмотрении этих четырех типов эволюции семейной жизни мы абстрагировали их друг от друга и от реальности и исследовали самые крайние проявления. На практике, тем не менее, мы находим бесчисленное количество промежуточных и незавершенных форм, и мы должны помнить об этом при анализе конкретных материалов.