Компьютерные технологии в жизни детей и подростков. Влияние современных технологий на подрастающее поколение Подростки и современные технологии

Особенности современных подходов в организации профилактической работы с подростками девиантного поведения: зарубежный и отечественный опыт.

Современные формы социально-педагогической профилактики. Формы социально-педагогической профилактики, направленные на организацию социальной среды. Формы социально-педагогической профилактики, направленные на активное социальное обучение социально-важным навыкам. Формы социально-педагогической профилактики, направленные на организацию деятельности альтернативной девиантному поведению. Формы социально-педагогической профилактики, направленные на организацию здорового образа жизни. Формы социально-педагогической профилактики, направленные на активизацию личностных ресурсов.

Современные социальные технологии в работе с подростками девиантного поведения: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации, технология изменения социальной среды.

Интерактивные формы и методы работы с подростками группы риска. Информационные технологии и коммуникационное взаимодействие в социально-профилактической работе.

Несмотря на разнообразные организационно-практические модели помощи подросткам, существующие в зарубежных странах и в нашей республике, можно проследить общие тенденции и единые принципы воспитательно-профилактической работы:

Гуманизация системы профилактики;

Профессионализация воспитательно-профилактической деятельности (введение специальных должностей социальных педагогов, социальных работников и практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции девиантного поведения и оздоровлению условий семейного воспитания);

Создание сети специальных структур, призванным помогать семье, школе, различным категориям населения: психологические службы и консультации, телефоны доверия, социальные приюты для детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации;

Психологизация воспитательно-психологической деятельности;

Ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции девиантного поведения детей и подростков;

Осуществление социально-правовой, психолого-педагогической помощи и поддержки семье, организация специальной работы по оздоровлению условий воспитания в семьях группы социального риска.

Анализируя практику социально-психологической работы за рубежом, выделяют несколько организационных моделей в сфере профилактики девиантного поведения подростков в странах Европы, Америки, Японии.

Первая условная модель организации работы по профилактике девиантного поведения реализуется в работе европейских стран. Исходной идеей новейших концепций социально-педагогической помощи и профилактики девиантного поведения, которая лежит в основе современной европейской модели является практика повседневной социальной действительности, которую молодежь и подростки должны понять и с проблемами которой уметь самостоятельно и с помощью специальных служб справляться. Указанная специфика (ориентированная на повседневность) состоит в отсутствии жестких методических и содержательных рекомендаций. Опыт социально-педагогической деятельности в области профилактики девиантного поведения показывает многообразие и гибкость форм работы с подростками.

Важным направлением в европейской модели воспитательно-профилактической работы является психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности. Ведущая роль принадлежит медико-психологической помощи и поддержке несовершеннолетним с девиантным поведением. В рамках этого направления обслуживанием и оказанием социальной помощи занимаются профессионалы, имеющие соответствующие образование и специальную подготовку. В европейской модели оказания социально-педагогической помощи несовершеннолетним специальная роль отводится полицейской службе, которая специализируется на проблемах детей и молодежи.

Интересен опыт организации профилактики девиантного поведения в Соединенных Штатах Америки, так как у них на данном этапе развития широко используются инновационные формы работы. Анализируя американский опыт, логично выделить вторую условную модель – американскую.

Суть данной модели заключается в том, что несовершеннолетним преимущественно оказывается индивидуальная психотерапевтическая помощь, осуществляемая государственными, общинными, волонтерскими организациями.

Профилактика правонарушений у подростков в США осуществляется путем создания системы муниципальных служб, общественных организаций, государственных организаций, государственных и частных фондов.

Обращает на себя внимание тот факт, что законодательная база для каждого штата Америки своя, это дает возможность для формирования различного опыта в организации профилактики правонарушений.

Отличительным в американской модели является то, что девиантными подростками занимаются профессиональные работники и непрофессионалы (волонтеры, добровольцы и общины).

В последние 15 лет как в Америке, так и странах Европы наблюдается тенденция к расширению сети учебных заведений (средних, специальных, высших), занимающихся подготовкой квалифицированных социальных педагогов и работников.

Третья условная модель организации воспитательно-профилактической работы – Япония. Особенностью этой модели является то, что профилактической работой занимаются общественные, полуобщественные ассоциации граждан, профессионалы и непрофессиональные работники. Воспитательно-оздоровительной работой занимаются учителя, родители, а также сама молодежь.

Основной принцип, на котором строится работа японской модели организации профилактической работы, - принцип «открытости». Эта специфика связана с национальной моделью социальных связей, межличностных отношений, идеологией «группового сознания».

Превентивная работа в Японии строится в соответствии с восточной моделью развития личности, в соответствии с которой упор делается на интериоризацию, конформизм, групповое сознание. Основной структурной единицей в системе организации профилактической работы являются муниципальные службы.

Основной упор в социальном воспитании делается на семью, которая и готовит ребенка к успешному социальному взаимодействию с окружающей действительностью, осуществляет первичную и главную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самым широким диапазоном влияния на социальное формирование и развитие личности.

Так, например, в Японии в рамках этого направления создается множество ассоциаций граждан, полуобщественных организаций, деятельность которых направлена на предупреждение преступности. Низовыми единицами ассоциаций предупреждения преступности являются пункты связи по предупреждению преступности. Указанные пункты информируют полицию о происшествиях и несчастных случаях, возникающих в районе среди населения или несовершеннолетних, распространяют среди населения разнообразную информацию, касающуюся предупреждения преступности, проводят беседы.

Отечественный опыт организации профилактической работы отличается тем, что проблема девиантности подростков рассматривается на государственном и общественном уровнях. Она требует межведомственного участия в ее разрешении многих социальных институтов.

Деятельность воспитательно-профилактической системы строится исходя из концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи, оказываемой обществом девиантным подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации.

Основной упор в воспитательно-профилактической работе переносится на своевременное выявление неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических, социальных факторов, выявление криминальной среды, обуславливающей отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков.

Основной метод – метод индивидуального подхода, при котором правопоступок рассматривается в комплексе причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, с тем, чтобы с учетом его индивидуально-психологических особенностей могут быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры.

В настоящее время в социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков наиболее эффективно используются следующие современные технологии: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации и технология изменения социальной среды.

Технология социального успеха предполагает, прежде всего, включение самих подростков групп социального риска в реализацию программ по личностному развитию через привлечение к активной общественной жизни, созданию ситуации «успеха», стимулированию творческого потенциала. Вовлечение подростков в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию, позволяет усилить уровень самозащиты. Целенаправленная работа по привлечению подростков групп социального риска в активную деятельность, направленную на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, помогает им в то же время в приобретении позитивных социальных навыков.

Технология позитивной коммуникации направлена на развитие у девиантных подростков коммуникативной культуры, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способствует выходу на более высокие уровни социальных отношений, формированию и укреплению социальных и жизненных навыков, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения.

Технология позитивной коммуникации основан на том, что, что многие подростки, относящиеся к группе социального риска, практически не имеют возможность общения в позитивной среде (пропуски занятий без уважительной причины, неблагополучная семья). Практика показывает, что работа по формированию безопасного и ответственного поведения у этой категории учащихся малоэффективна по той простой причине, что не хватает практического позитивного опыта общения со сверстниками, в семье. Именно учреждение общего среднего образования должно стать важнейшим источником формирования адекватной и здоровой модели поведения.

Технология изменения социальной среды - улучшение взаимоотношения родителей и детей, находящихся в социально опасном положении, через организацию временной совместной жизнедеятельности в рамках иной социальной среды, создающей благоприятные условия для нормализации детско-родительских взаимоотношений и самореализации каждого (просветительский лагерь, выездная учеба, интерактивные семинары и т.д.).

Данные методы способствуют формированию и укреплению необходимых социальных и жизненных навыков не только ребенка, но и его «неблагополучного» родителя, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения. Вовлечение подростков и родителей в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию.


Похожая информация.


Влияние современных технологий на подрастающее поколение

Грунин Никита Андреевич

Башкирский ГАУ г.Уфа

студент 3 курса

Марченко Анастасия Сергеевна, доцент социологических наук, профессор, преподаватель социологии, Башкирский ГАУ

Аннотация:

В данной статье мы достаточно точно определили какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выяснили как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

In this article, we accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова:

современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

modern technologies; the younger generation; prevention measures

УДК 004

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков - это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда - высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий - это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно - нравственных ценностей. Но, к сожалению зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно - нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно - нравственные ценности информацию.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

  1. Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.
  2. Эффективным методом борьбы с интернет - зависимостью является использование различных контролирующих программ. Существует программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебный процесс от игровой деятельности. При учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру будет гаснуть монитор.
  3. С первого дня появления компьютера обязательно показать несовершеннолетнему все возможности «нового друга»: получать необходимую и полезную информацию, с помощью него развиваться интеллектуально. Таким образом, выработается культура общения с компьютером у подростка.
  4. Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование несовершеннолетним, которая может оказать негативное влияние на него.
  5. В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Библиографический список:


1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.
4. Толковый словарь [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru

Рецензии:

15.09.2014, 18:07 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия : Работа посвящена актуальному вопросу влияния IT-технологий на подрастающее поколение. Новизна её, - в выделении основных каналов воздействия IT-технологий на людей и способов купирования тех из воздействий, которые являются нежелательными. Работа написана доходчивым языком. Замечаний по содержанию не имею. Работа может быть рекомендована к публикованию. А.С. Бондаревский. Вопрос к авторам (безотносительно рецензии, - в порядке любознательности): Наука - это структурированные сведения, имеющие собственную (применяемую только и только для этих сведений) теорию: формализованные (чтобы быть нетрактуемыми) теоремы, уравнения, законы и правила. Пожалуйста, назовите мне ([email protected]) таковые для науки социологии. С уважением. Бондаревский.

22.09.2014, 23:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Статья актуальна, т.к. зависимость современного поколения от IT-технологий очевидна. Рекомендуется к печати.

17.02.2015, 23:44 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия : Тематика, затронутая в статье, несомненно, очень важна. Однако, выделенные автором меры по профилактике зависимости от современных технологий списаны со статьи Панова С.С. даже без авторских исправлений и указания ссылки (http://www.elib.grsu.by/katalog/167185-367676.pdf). Считаю, что необходимо лио сослаться на оригинал, взяв текст в кавычки, либо перефразировать. После доработки статью можно рекомендовать к печати. И ещё... написать рекомендации можно, но как их реально осуществить??? Может в статье произвести классификацию контролирующих программ, ведь не только от игр нужно ограждать подростков, но и от пустой траты времени в соцсетях, на сайтах, которые не нужны для познавательной деятельности... Успехов в освоении непростой тематики.

С 19 по 21 сентября в Москве состоялась конференция « PRO подростков: лучшие практики работы специалистов с подростками-сиротами в госучреждениях и приемных семьях для повышения качества жизни молодых людей» .

На форуме выступили более 30 экспертов. Фото с сайта pro-podrostkov.ru

Организаторы — благотворительные фонды «Солнечный город», «Измени одну жизнь», ​«Открывая горизонты» и Межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры».

По словам организаторов, «за последние два года очень сильно возросло число подростков, которые длительно живут в учреждениях. Малышей и младших школьников забирают в российские семьи охотно, а вот дети старшего возраста не часто находят свои «новые семьи». А работать с подростками, ох, как сложно, да и немногие это вообще умеют! Отсюда возникает масса проблем, в том числе и после того как дети выходят из детского дома».

Если же подростков усыновляют, то нередко приемные родители признаются в том, что не справились, и вновь сдают детей в детдом или интернат. Таких ребят называют «вторичниками» - потому что от них отказались не только их родные родители, но и приемные. Возвратов детей в последнее время становится больше.

Целью конференции стало обучение технологиям и обеспечение инструментами эффективной работы специалистов сферы защиты детства с детьми старше 10 лет, оставшимися без попечения родителей.

На форуме выступили более 30 экспертов - представителей органов исполнительной власти и некоммерческих организаций, работающих в сфере защиты детства, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и служб сопровождения замещающих семей.

Организаторы поделились с корреспондентом фонда «Измени одну жизнь» своими впечатлениями о конференции.

Марина Аксенова, директор Детского благотворительного фонда «Солнечный город»

«Нам удалось собрать для участия в конференции очень много специалистов из разных регионов, готовых не только обсуждать темы, связанные с усыновлением и воспитанием подростков, оставшихся без попечения родителей, но и делиться собственными уникальными практиками.

Таким прикладным вещам нигде и никого не учат. А мы предложили специалистам сферы защиты детства для эффективной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, овладеть ими.

Мы провели конференцию так, чтобы новые знания легли на основу осознания эмоционального характера. Таким образом, от участия в этой конференции выиграют все участники воспитательного процесса: и наставники, и их подопечные подростки.

Специалисты продемонстрировали новые уникальные практики. Фото с сайта pro-podrostkov.ru

Я считаю, что на таких форумах должны присутствовать представители разных институтов сферы воспитания, представители всех ветвей власти, связанные с этой темой. Им необходимо научиться понимать подростков-сирот, уметь общаться с ними и знать, что необходимо для их воспитания и образования. Тогда во взрослой жизни эти дети войдут не как социологические единицы группы риска, а полноценные представители нашего общества».

Александра Телицына, исполнительный директор МОО «Старшие Братья Старшие Сестры»

«На конференции обсуждались актуальные вопросы, к примеру, уважение к человеческой личности вообще, и к личности подростка в частности, говорили о бережном отношении к самоопределению подростков. Дискутировали на тему возрастных кризисов, бунтов — как с этим жить, как их использовать в качестве непрерывного источника личностного роста. Говорили о том, как надо правильно конфликтовать.

Были представлены конкретные практики. К примеру, представители проекта «Упсала-цирк» показали многим пример, как надо выстраивать работу с подростками.

«Упсала-цирк» знает, как выстраивать работу с подростками. Фото с сайта pro-podrostkov.ru.

Времени на все, конечно же, не хватило. Не успели обсудить такие вопросы, как мотивировать сотрудников детских учреждений для детей-сирот, изменить их отношение к профессии, к своим обязанностям, понимать, что именно личным примером они формируют отношение подростков к будущей взрослой жизни. Работа «по нужде, а не по призванию» — недопустима при взаимодействии с подростками. Это, в частности, касается воспитателей.

Актуальными остаются и такие темы, как нарушение прав детей – отбирание из кровной семьи, потребительская позиция подростков – воспитанников детских учреждений, формирование общечеловеческих ценностей у подростков, у которых сбиты ориентиры «брать чужое — не хорошо, не помочь – стыдно и др.», вранье и воровство у воспитанников детских учреждений, безысходность и перспективы — почему подростки не представляют себе свое будущее, триада школьной травли, сексуальное и сексуализированное поведение детей и подростков в учреждении и многие другие.

Хотелось бы видеть на подобных форумах в качестве участников диалога с благотворительными организациями для обсуждения и решения сложившихся проблем с подростками-сиротами в госучреждениях вице-премьера РФ Ольгу Голодец, депутата Госдумы РФ Ольгу Баталину, а также нового уполномоченного по правам ребенка РФ Анну Кузнецову».

Юлия Юдина, директор

«Конференция была практической, и я в своем выступлении рассказала о реальных возможностях Интернета и новых информационных технологиях в деле содействия семейному устройству детей-сирот.

Могущество Интернета в России нельзя недооценивать. Согласно международному исследованию 2015 года, Россия – третья страна в мире по уровню проникновения социальных сетей и активности их использования.

При этом важно понимать, что аудитория соцсетей достаточно сильно отличается друг от друга, в частности, по возрастному и гендерному составу, по популярности в отдельных городах. Поэтому для эффективного общения с пользователями ВКонтакте требуются другие форматы, другой язык, нежели при выстраивании коммуникации с пользователями Фейсбука или Одноклассников. Это требуется учитывать, разрабатывая PR-кампании детей, которым нужны семьи.

Фонд «Измени одну жизнь» прикладывает много усилий для того, чтобы тысячи видео детей-сирот, снятые нашим фондом, были увидены, замечены потенциальными родителями.

«На конференции мы смогли осветить вопросы и проблемы работы с подростками в полной, так сказать, «хронологии событий»: изъятие ребенка из кровной семьи и помещение в госучреждение, его пребывание в учреждении, помещение в замещающую семью, пребывание в замещающей семье, выпуск из учреждения.

Самая важная мысль прошла для участников нитью через все три дня конференции – мы: представители органов опеки, учреждений, НКО – то есть все взрослые, должны действовать исключительно в интересах каждого конкретного ребенка! Вот это самый важный вопрос.

Наш фонд участвовал в двух секциях. В секции «Сюжетно-ролевые игры. Формирование целеполагания и мотивации через игру» мы представили уникальную методику образовательных игр живого действия, разработанную специально для социальной адаптации воспитанников детских домов. В рамках нашей благотворительной программы «Открывая горизонты» мы проводим в госучреждениях 17 регионов России игры, направленные на развитие у детей следующих навыков: коммуникация, самостоятельность, планирование, убеждение, решение жизненных задач.

Мы выбрали именно образовательные игры живого действия, потому что основная проблема воспитанников детских домов – отсутствие возможностей для самостоятельных действий в сиротских учреждениях. Мы даем им такую возможность, создавая пространство для самостоятельных действий.

На второй секции — «Работа по профориентационному самоопределению — помощь НКО» мы представили нашу программу «Шаг в будущее». Это программа профориентации «полного цикла», включающая в себя 6 содержательных блоков: образовательные игры по профориентации, практически занятия и тренинги (от поиска вакансии с интернете до прохождения собеседования), экскурсии в учебные заведения и на предприятия, профессиональное обучение в корпоративных университетах наших партнеров, стажировки и трудоустройство. Программа вызвала бурное обсуждение, значит, тема профориентации очень актуальна для воспитанников госучреждений.

Конференция – один из первых шагов в большой работе по улучшению жизни подростков. Фото с сайта pro-podrostkov.ru

Ситуацию всегда меняют люди. В нашем случае – люди на местах, те, кто, вернувшись домой после конференции, будет (или не будет) использовать полученные знания для изменения ситуации в своем конкретном учреждении или регионе. Есть такой хороший старообрядческий девиз — «Хотя что-нибудь, да делай». Мне кажется, если участники нашей конференции внедрят в свою работу с подростками хотя бы 10 процентов из того нового, что они услышали и увидели, и, при этом, продолжат использовать свои успешные практики, это уже будет значительный результат.

Хочу надеяться, что наша конференция – это только один из первых шагов в той большой работе, которую мы вместе должны проводить, чтобы действительно улучшить жизнь подростков в детских учреждениях. Нестандартный формат (игра-погружение в начале) позволил «расшевелить» участников и провести действительно эффективное мероприятие».

Все материалы конференции — по ссылке.

  • Добавить в избранное 0

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Интерактивные технологии в работе с трудными подростками имеющими аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.
Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).
Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.

Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Под интерактивными методами обучения и воспитания понимаются методы, основанные на взаимодействии несовершеннолетнего с другими несовершеннолетними, педагогами, родителями и другими субъектами социально-педагогического процесса.
Данные методы позволяют несовершеннолетним самостоятельно решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную; позволяют получать выигрыш во времени, являются психологически привлекательными и комфортными для несовершеннолетних.
Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства.
Следует также подчеркнуть, что активность педагога, уступает место активности несовершеннолетних, его задача – создать условия для их инициативы. Интерактивные методы социального воспитания несовершеннолетних – это модель открытого обсуждения, способствующая развитию у подростков умения решать конфликты мирным путем. В рамках классификации, имеющей в основании виды цели, можно выделить следующие группы интерактивных методов:
– передача социального опыта в виде знаний, информации (лекции, беседы);
– изменение отношения к окружающему миру (дискуссии, ролевые игры, дебаты, шоу-технологии);
- технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);
– обучение социальным навыкам (тренинги, ролевое моделирование).
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.


По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.
В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности

Когда моей старшей дочери было восемь, она начала просить сотовый телефон. Ей казалось, это будет “прикольно”, и, конечно, это соответствовало распространенной среди современных детей тенденции. Чтобы оставаться на связи друг с другом, они используют в повседневной жизни различные технологии, включая социальные сети, сотовые телефоны и sms.

Сегодня в обсуждениях, касающихся детей, технологии часто вызывают тревогу. Родители и специалисты одинаково обеспокоены в лучшем случае увлечением, в худшем - настоящей зависимостью. Страдают семейные отношения, родительский авторитет отодвигается на задний план, могут портиться оценки, жизненные цели отметаются в сторону, пока подростки сосредоточены на том, что и с кем происходит в режиме реального времени. Поминутная проверка связи удобна и соблазнительно доступна благодаря современным мобильным технологиям. Наверняка, во всем виноват технический прогресс!

Однако я вспоминаю более простые технологии связи, которые были доступны в моей молодости… телефон. Я помню сетования взрослых, обеспокоенных, что дети слишком много болтают с друзьями, вися на телефоне часами днем и ночью, если чувствуют отсутствие контроля. Те же темы, что и сегодня: детали другие, темы те же.

Согласна, тогда технологии были совсем другими: телефоны времен моей юности включались в сеть, так что ты, по крайней мере, всегда знал, где твой ребенок! Но кроме этого очевидного преимущества, я также помню из своей юности, что проговаривались и соблюдались ограничения и правила для надлежащего использования телефона, гарантирующие, что нас не будет заносить. Существовала настоящая “культура” использования телефона, позволяющая сделать так, чтобы телефон вписался в нашу жизнь, а не наша жизнь вращалась вокруг телефона!

Друзьям не разрешалось звонить после 19:30 по будням, поскольку это было время для отдыха и семьи; нам не разрешалось разговаривать во время приема пищи, и друзьям тут же говорили перезвонить позже или подождать до завтра; устанавливались рамки максимального разумного времени разговора, а затем мы должны были повесить трубку; нас всегда спрашивали, кто звонил; нам не разрешали пользоваться телефоном в школе, чтобы связаться с друзьями и, в конечном счете, нас всегда побуждали оставить телефон в покое и отдохнуть от постоянного общения со сверстниками. Родители также понимали, что установка телефона в детской - это потенциальные неприятности. Пытались ли мы испытывать на прочность и оспаривать эти правила? Конечно. Капризничали ли мы, плакали или иногда ужасно расстраивались? Конечно. Но эти правила были установлены, чтобы регулировать использование чего-то, чем мы могли чрезмерно увлечься.

Сегодня технологии развиваются так быстро, что у нас не хватает времени развить у детей и подростков культуру подходящего и здорового обращения с ними. К сожалению, мы видим много примеров, когда детям предоставлен полный карт-бланш в доступе к технологиям при минимальном надзоре и без правил и ограничений. Мы должны помнить, что эти необходимые элементы стоят на страже того, чтобы дети не слишком увлекались, впадали в зависимость или вовлекались в опасные занятия вследствие чистого любопытства, озорства или незрелости. Наши дети - это всего лишь дети. Они еще очень незрелые по своей природе, и у многих из них еще нет чувства меры по отношению к тому, что для них хорошо и полезно. Вдобавок, общение со сверстниками может перевозбуждать и затягивать. Наши дети нуждаются в отдыхе от постоянного и навязчивого желания “быть в центре событий”.

Подумайте над такой аналогией: вы бы позволили сверстникам своего ребенка иметь к нему доступ 24 часа в день 7 дней в неделю, возможность приходить в дом в любое время дня и ночи, возможность прерывать время с семьей, возможность отрывать ребенка ото сна, возможность отвлекать во время уроков и возможность как угодно увлекать, провоцировать и выражать протест? Интуитивно вы бы понимали, что это вредно для вашего ребенка и в итоге вмешались бы, чтобы защитить его от этой постоянной суеты. Это этап развития, где абсолютно необходим отдых от суеты и забот, чтобы отвлечься, переработать, определить свою отдельность от сверстников, и отдельность от сложного, утомительного и часто ранящего взаимодействия с ними.

Когда мы отстраняемся от сложных ситуаций, у нас появляется возможность притормозить, успокоиться и лучше увидеть, что хорошо и плохо, как мы себя чувствуем на самом деле, и, возможно, как исправить или скорректировать ситуацию. Негативная динамика поведения в коллективе детей или подростков (например, обзывания и драки) может стать намного более выраженной, обостренной и агрессивной, если сохраняется без перерыва. Карт-бланш в использовании технологий для установления привязанности вполне может ухудшить ситуацию, потому что в таком случае для ее участников недостаточно времени и места, чтобы остановиться, отвлечься, оставить в покое, подумать о себе, нащупать линию поведения, и, возможно, посмотреть на происходящее другими глазами.

Технологии это потрясающая вещь: они могут использоваться, чтобы во многом улучшить нашу жизнь, но они могут создать огромные проблемы для здорового развития и семейной жизни при отсутствии правил использования, особенно среди детей. Моя дочь в то время была еще слишком мала, чтобы по-настоящему нуждаться в сотовом, но когда мы все же решили привнести эту технологию в ее жизнь, мы постарались установить четкие правила и ограничения.

Были ли попытки проверки на прочность и обсуждения? Конечно. Были ли капризы, слезы и огорчения? Естественно. Но это в порядке вещей… хоть технологии и меняются со скоростью света, дети - нет. У них все те же потребности в развитии, та же потребность в защищенности для роста и та же потребность во взрослых, которые справятся с их огорчениями, потому что, в конечном итоге, это взрослые должны “держать на своих плечах” общую картину, пока ребенок дорастет до того, чтобы ее увидеть.

Дарлин Дэнис-Фриск (Darlene Denis-Friske)

переводИрины Одновал

фото flickr.com/photos/blushingmulberry

В помощь родителям:

Вебинары серии : "Не хочу, не буду, не желаю!Как помочь подростку вырасти самостоятельным"

Авторский вебинар Екатерины Бурмистровой : “ Три кита взаимодействия с тинэйджером: автономность, бережность, коммуникация”