Классный час для студентов к дню знаний. Классный час на тему "день знаний"

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Классный час а тему: День знаний в 8 классе.

Цель: способствовать формированию у учащихся мотивации к учебе в новом учебном году.

Задачи:

  • позитивно настроить учащихся на учебу в новом учебному году;
  • развивать у учащихся желание и стремление учиться, больше знать;
  • создать благоприятную атмосферу в классе.

Форма организации деятельности: беседа, игры.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый день, мой любимый класс. Я рада видеть всех вас веселыми, отдохнувшими, счастливыми и набравшимися сил. Я надеюсь, улыбки на ваших лицах сияют не только от встречи с друзьями и одноклассниками, но и от предвкушения встречи с новыми знаниями.

Но может быть я не права, и вы мечтаете о нескончаемых каникулах и отдыхе. Как приятно было все лето общаться с друзьями, смотреть любимые сериалы и до позднего вечера сидеть перед монитором компьютера. Разве кто-нибудь откажется проводить свободное время так, как вам вздумается.

2. Дискуссия

Давайте помечтаем! Представьте, что вы - участники ток-шоу «Учиться или не учиться – вот в чем вопрос». Вы сторонники различных взглядов на роль образования в нашей жизни. Попробуйте доказательно обосновать свою позицию. Учиться или отдыхать? Школа или постоянные каникулы? Что вы выберите?

(Классный руководитель дает учащимся 3-5 минут для обдумывания своих ответов.)

Теперь давайте обсудим все «за» и «против» образования.

(Цель классного руководителя - выслушав все ответы, подвести учащихся к правильному выводу о необходимости учиться, развиваться, получать знания.)

3. Мини-лекция «Что знание дает человеку?»

Без знаний в жизни не добьешься
Всего того, что хочется иметь.
А в школе опытом ты запасешься,
Чтоб в будущее смело мог смотреть.

Действительно, без знаний невозможно представить нашу жизнь, тем более в современном мире. Для чего человеку знания, какова их роль в жизни человека? Вроде и простые вопросы, но иногда нужно отвечать на такие простенькие вопросы, чтобы лучше понимать некоторые вещи.

Знания играют огромную роль в нашей жизни! Без них невозможно построить дом, вылечить человека, сыграть на пианино - ничего нельзя сделать без определённого багажа знаний в голове! Можно только существовать как неразвитое животное.

Даже для самых простейших разумных действий нужно иметь хоть какие-то знания, не говоря о более серьёзных вещах!

С самого рождения ребенок начинает учиться. Сначала он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова... Развивается внимание, мышление, память, ребенок познает окружающий его мир. Будучи школьником, он продолжает учиться. И те знания, полученные в школе, готовят его к дальнейшему жизненному пути. А одно из самых важных дел в жизни человека – это выбор профессии, ведь каждый мечтает попасть на ту работу, на которой ему было бы интересно. Ведь там, скорее всего, нужно будет провести всю жизнь. Каждой профессии важен тот или иной школьный предмет. А это значит, что, учась в школе, мы должны серьезно думать о будущем и не тратить драгоценное время зря. Сейчас ваш основной труд – это учеба, можно сказать – это ваша профессия. Чтобы овладеть этой профессией, надо проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

4. Поздравление с началом нового учебного года!

Теперь, я надеюсь, у вас не осталось сомнений по поводу учения. И я могу вас поздравить с началом нового учебного года!

Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!

Я поздравляю вас с началом нового учебного года!

5. Игра «Окончание пословицы»

Немного отдохнем и поиграем. Кто не знает пословицу «Ученье – свет, а неученье – тьма» Конечно, это всем известно. А теперь попробуйте продолжить следующие пословицы:

Учиться никогда (не поздно.)

По одёжке встречают - (по уму провожают.)

Век живи - (век учись.)

Мир освещается солнцем, (а человек - знанием.)

Грамоте учиться (всегда пригодится.)

Не стыдно не знать, (стыдно не учиться.)

Кто любит науки, (тот не знает скуки.)

Учись смолоду - (пригодится в старости.)

Повторенье - (мать ученья.)

Кто хочет много знать, (тому мало надо спать.)

Знания в юности - (это мудрость в старости.)

Если за день ничему не научился, (зря прожил день.)

6. Игра «Мир профессий»

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «Мир профессий». В игре участвуют 3 команды (по количеству рядов).

(Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места. Побеждает тот, кто назвал больше профессий)

7. Пожелания

1 Сентября - это первый день нового года, Нового Учебного Года. Следовательно, и в этот день можно что - либо пожелать самому себе на будущее. Причём, сделаем мы это все вместе. Возьмите листок бумаги и, подумав, напишете 1- 2 желания, которые могут относиться только к учебному процессу. Теперь давайте поместим их в шкатулку, а в конце учебного года проверим, сбылись ли наши желания. И так начали...

8. Итог

Вот и время пришло нам попрощаться. Я желаю всем плодотворного учебного года, чтобы ваши мечты осуществились. До встречи.

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему «От сессии до сессии…»
Разработала Лупоносова Наталья Васильевна, преподаватель техникума технологий и дизайна.
Тема: "От сессии до сессии…"
Цель:

1. Познакомить студентов с историей возникновения студенчества
2. Сплочение коллектива.
3. Выработать умение общаться в малых группах, отстаивать свою точку зрения.
4. Развить способности к творчеству, импровизации, организаторским и коммуникативным качествам.

Форма проведения: игра «Пойми меня»

Оснащение классного часа:
Телефоны, наушники, карточки-задания, эмблемы команд, плакаты болельщиков, украшения для аудитории
Место проведения: аудитория № 16 А
Участники мероприятия: студенты группы КЦ-10, СДКХ-10
Ход классного часа:
1. Вступительное слово преподавателя
2. Оглашение правил игры
3. Игра
4. Подведение итогов
5. Заключительное слово преподавателя
Вступительное слово классного руководителя об истории возникновения студенчества

До ХVII века в России существовали школы при монастырях и архиерейских дворах. В 1632 году при Киево-Печерском монастыре была основана Киево-Печерская монастырская академия, а в 1687 году Славяно-греко-латинская Академия в Москве. На длительное время они стали центрами по подготовке высококвалифицированных кадров для нужд Русской православной церкви. Со временем при них открылись и первые светские школы.
Но настало время Петра I и его нововведений, появилась острейшая в специалистах технических и естественных направлений. За высшим светским образованием Петр посылает за границу, а школы, готовящие студентов, открываются в России.
В школах, а затем в Академии преподавали в основном иностранцы. В гимназии обучались дети солдат, мещан, ремесленников, детей дворян не привлекал тяжелый путь в науку. Преподавание предметов шло на немецком языке, жаловаться было некому.
За несколько десятилетий существования Петербургская гимназия при Академии наук не подготовила ни одного студента для ее университета, создав впечатление о полнейшей неспособности русских к наукам. Только после возвращения в Россию М.В. Ломоносова дело начало медленно сдвигаться с мертвой точки.
Ломоносов разрабатывает проект Московского университета. В нем предлагает открыть три факультета: философский, медицинский и юридический.
Свой проект ученый предложил осуществить Ивану Ивановичу Шувалову - фавориту императрицы Елизаветы.
В 1754 году сенат одобрил этот проект. Указ об основании Императорского Московского Университета Шувалов подал на подпись Императрице Елизавете Петровне 12 (25) января 1755 года. Это было не случайно. Иван Иванович хотел сделать подарок не только родной Москве, но и родной матушке Татьяне Петровне Шуваловой в день ее именин.

Строки средневекового мыслителя, поэта и ученого востока Омара Хайяма:

От неверия до веры расставанья -
Вдох один
От сомненья и исканья до познанья -
Вдох один.
Проведи в веселье это драгоценное
Мгновенье,
Ибо наш расцвет и наше увяданье -
День один.

«ПОЙМИ МЕНЯ»
Основные правила игры

1) В игре принимают участие 2 команды по 5 игроков

2) Игра проходит в три тура

3) В начале 1 тура проводится жеребьевка

4) Команда, набравшая большее количество очков в 1 туре, начинает 2-ой тур

5) 3 тур начинает команда, набравшая большее количество очков по итогам 1 и 2 туров

6) Во время игры участники могут использовать слова, мимику, жесты. Но при этом нельзя произносить однокоренные слова

Этапы проведения игры:

1 тур:
Первый игрок команды получает задание: Объясняет значение слова, не называя его, и не произнося однокоренных слов. Все остальные участники слушают музыку.
Объяснение происходит по очереди, но от первого до последнего игрока. За правильно угаданное слово командой игрок получает 1 бал. Затем происходит перестановка игроков и аналогично разгадывается новое слово. В конце 1 тура обе команды подсчитывают получение баллы.

2 тур:
Проходит перестановка игроков. Этот тур осуществляется аналогично 1 туру. Но задание усложняется.
Игрок, выслушав объяснение слова, не называет его, а записывает молча на листе бумаги. За каждое правильно угаданное слово - 1 балл.
В конце 2 тура подсчитывают баллы.

3 тур:
Осуществляется перестановка игроков.
1 игрок получает задание:
Высказать все свои ассоциации с полученным словосочетание. Остальные игроки при этом слушают музыку.
Затем поочередно каждый последующий игрок называет свои ассоциации с полученным словосочетанием.
Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше совпадений.
За ходом игры наблюдают эксперты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 ТУР
СЕССИЯ
ПЕРЕМЕНА
ЭКЗАМЕН
ШПОРГАЛКА

2 ТУР
КУРС
ЗАЧЕТКА
СЕМЕСТР
ЛЕКЦИЯ

3 ТУР
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛЕНИЕМ

Литература
1. Торгашов В.Н. В эфире новости (Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры). Педагогическое общество России. М. 2000
2. Женский сайт http://www.magiclady.net
3. По материалам книги Праздник круглый год
Гиляровский В.А. «Москва и москвичи»:
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему «От сессии до сессии…»
Разработала Лупоносова Наталья Васильевна, преподаватель техникума технологий и дизайна.

В первый день осени учебные заведения распахивают двери для миллионов учеников и студентов. Это не просто день окончания каникул, а самый настоящий праздник, именуемый Днем Знаний. А почему именно в этот день ученики России и некоторых других стран отправляются на учебу? Почему именно 1 сентября начинается учебный год и празднуется День Знаний? Давайте разберемся в этом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: День знаний.

Процедура проведения:

1. Организационный момент.

2. Знакомство с внутренним распорядком в техникуме и группе.

3. Беседа «День знаний»

А) История праздника.

Б) Разговор о значении обучения и развития личности для ее социализации.

4. Знакомство учащихся и нацеливание на серьезное отношение к учебе и сплочение коллектива группы:

Быть студентом - это классно!
Быть студентом - красота!
Пусть дела идут прекрасно,
Вам ни пуха, ни пера!

В первый день осени учебные заведения распахивают двери для миллионов учеников и студентов. Это не просто день окончания каникул, а самый настоящий праздник, именуемый Днем Знаний. А почему именно в этот день ученики России и некоторых других стран отправляются на учебу? Почему именно 1 сентября начинается учебный год и празднуется День Знаний? Давайте разберемся в этом.

История 1-ого сентября как особого дня уходит своими корнями в глубокую древность, а именно – в 4-ый век нашей эры. В 325 году Константин Великий, римский император, сделавший христианство господствующей религией, созвал первый Вселенский собор, на котором, помимо прочего, было решено начинать новый год с 1 сентября .

На Руси же праздновали Новый год в марте-апреле, и продолжалось это довольно долго. Только в конце 15 века православная Русь начала отмечать начало нового года 1-ого сентября. Первым годом, начавшимся на Руси с 1 сентября, был 1492-ой. И случилось это по указу Иоанна III.

Все первые школы были при церквях, поэтому и обучение в них начиналось с церковного нового года – с 1 сентября. Вот такое простое объяснение. Точная дата появления традиции начинать учебу с 1 сентября неизвестна, ведь, по мнению многих историков, церковь на Руси начала отмечать новый год в сентябре задолго до указа Иоанна III.

Кстати, 1 сентября не только отмечали Новый год и начинали учебу, но и собирали налоги. В первый день нового года традиционно представляли народу царского наследника, если в ушедшем году ему как раз исполнилось 14 лет (совершеннолетие «по-старорусски»). Этот день, ко всему прочему, называли Днем Семена (в честь преподобного Симеона Столпника). По этому поводу в домах и на площадях устанавливали деревца (не хвойные) и украшали их лентами, свечами и бусами (кое-что напоминает, не правда ли?).

Одни традиции меняются, другие – остаются!

Продолжалось сентябрьское «новогодие» на Руси совсем не долго: уже в 1699 году Петр Первый издал указ о переносе Нового года на 1 января, чтобы не отличаться от . Так получилось, что 1699 год длился всего 4 месяца – с 1 сентября по 1 января, когда начался новый 1700 год. Но учеба-то уже началась в сентябре – не заставишь же учеников учиться без перерыва больше года, чтобы устроить им осенние каникулы и начать следующий учебный год только 1 января 1701 года.

Вероятно, значение имел и наш климат: все-таки холодные осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше радости и пользы, чем теплые летние. В общем, традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой. Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем не только учебного, но и календарного года!

В 1984 году Верховный Совет СССР учредил новый праздник – День Знаний . Датой же праздника стал самый любимый день всех первоклашек – Первое сентября !

На самом деле, задолго до 1984 года 1 сентября являлся торжественным днем. Всегда в этот день девочки шли в школу в белых фартучках, а мальчики – в наглаженных костюмах. В руках ученики несли цветы для своих любимых педагогов. В школах проходили торжественные линейки, а после официальных мероприятий старшеклассники устраивали пикники или вечеринки. Родители новоиспеченных первоклассников нередко накрывали дома праздничный стол. Одним словом, 1 сентября давным-давно является настоящим праздником, хотя вплоть до 1984 года официально он признан не был. Но справедливость восторжествовала, и 1-ое сентября стал красным днем календаря.

Хотя 1 сентября как День Знаний считается международным праздником, традиция начинать в этот день учебный год существует далеко не во всех странах. Например, в Японии первый звонок звенит в апреле, а последний – в марте следующего года. В США вообще нет четко установленной даты первого дня нового учебного года. Дату определяет каждый образовательный округ: получается, что американские дети из разных штатов идут в школу в разные дни – кто-то в конце июля, кто-то в августе, а кто-то и в сентябре. В Австралии учебный год начинается в феврале, а в Германии – в середине октября.

Кстати, в России все чаще говорят о преимуществах гибкого учебного года по модели США, ведь страна у нас большая и состоит из множества регионов, климатические особенности которых порой очень существенно различаются. Поэтому индивидуальный подход к формированию учебного графика вполне оправдан. Например, в жарких регионах предлагается сдвигать начало учебного года на более поздний срок, а на Севере уже давно отправляют детей на каникулы в период полярной ночи. Однако стоит ли отказываться от старых русских традиций – большой вопрос.

Место образования в процессе социального становления личности

Личность является продуктом социально -исторического и онтогенетического развития человека . Формирование личности невозможно вне социальной деятельности, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, приобретает социальные качества, вырабатывает ценностные ориентиры.

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества. Процесс социализации личности предполагает превращение человека в полноправно члена общества, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Важнейшим инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт . В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества.

Функционирование образовательной системы протекает в условиях реально действующих отношений в обществе. Отсюда, процесс реформирования образования должен строиться на основе существующих социальных закономерностей общественного развития. Происходящие в обществе социально-экономические, политические и нравственно-этические преобразования, происходящие в обществе, определяют необходимость обновления системы образования, ее содержательного функционирования с целью обеспечения адекватности подготовки молодежи к изменениям в обществе. В современных условиях демократических преобразований социальной среды и создания гражданского общества роль образования неизмеримо возрастает, его функции расширяются, растет ответственность за воспитание моральных ценностных представлений учащихся. В сфере образования закладываются основные ценностные ориентации, усваиваются базовые социальные норы и отклонения от них, формируется мотивация социального поведения.

Проблема установления взаимосвязи между понятиями «социализация личности», «образование» и «воспитание» сегодня наиболее актуальна для понимания роли и места образовательной системы в формировании социальных качеств учащегося, его моральных ценностей, личных потребностей и обязанностей. Безусловно, воспитание способствует развитию и формированию нравственных и гражданских качеств личности, тем самым влияет на его социализацию. Процесс социализации, как приобщение учащегося к активному участию в развитии общества, составляет важнейшую педагогическую задачу воспитания и образования.

Известно, что образование в широком смысле рассматривается как обучение, как педагогический процесс, в ходе которого учащийся под руководством учителя, воспитателя овладевает знаниями, умениями, навыками. В то же время закладывается определенное мировоззрение, мораль, характер учащегося, развивается личность, иными словами, формируется не только качества учащегося, но и гражданина. Освоение учащимися морально-этических ценностей, активного приобщения к социальному опыту является целью обучения. Поэтому обучение включает в себя значительное педагогическое воспитательное воздействие на личность, на его социальный облик.

Тренинг «Игра в лотерею»

Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе.

Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся).

Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.

Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»

Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии

Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:
Учителя
Родители
Условия обучения
Сокурсники и друзья
Я

Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.

5. Заключение:
- Надеюсь, сегодняшняя наша встреча помогла вам и познакомиться и понять, каким образом вы должны дальше действовать. Ну а мы, работники техникума и ваши товарищи, всегда вам в этом поможем. Удачи!

ПОЛОЖЕНИЕ

о классном руководителе (кураторе)

автономного образовательного учреждения

Вологодской области

среднего профессионального образования

«Устюженский политехнический техникум»

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом техникума, инструктивно-методическими документами об организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и деятельности классного руководителя.

1.2Настоящее положение регламентирует деятельность классных руководителей учебных групп (СПО), кураторов групп и мастеров производственного обучения (НПО) (далее - классный руководитель)

1.3. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание обучающегося в ученическом коллективе.

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конвенцией о правах ребенка, законодательством Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом РФ «Об образовании», нормами Устава техникума и настоящего Положения.

1.5. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья обучающихся, гражданственности, свободного развития личности.

1.6. Классный руководитель назначается и освобождается приказом директора техникума на учебный год.

1.7. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет директор.

1.8. За выполнение обязанностей классного руководителя (куратора) педагогу устанавливается доплата, размер которой определяется Положением об оплате труда работников АОУВО СПО «Устюженский политехнический техникум»

1.9. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией техникума, органами ученического самоуправления, родителями (законными представителями обучающихся), общетехникумовским родительским комитетом, социальным педагогом, педагогом-психологом, педагогом-организатором, заведующим общежитием, воспитателями.

II. Функции классного руководителя

2.1. Аналитическая функция:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

Выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива учебной группы;

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого обучающегося;

Изучение и анализ влияния окружающей среды и малого социума на обучающихся группы;

Анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.

2.2. Прогностическая функция:

Прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива учебной группы;

Прогнозирование результатов воспитательной деятельности;

Построение модели воспитания в учебной группе, соответствующей воспитательной системе техникума в целом;

Определение ближайших и дальних перспектив жизни и деятельности отдельных обучающихся и группы в целом;

Предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.

2.3. Организационно-координирующая функция:

Формирование коллектива учебной группы;

Организация и стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в коллективе учебной группы;

- оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся в организации деятельности органов студенческого самоуправления;

- поддержание связей семьи и техникума, техникума и социума;

- содействие в получении обучающимися дополнительного образования в техникуме и вне его;

- защита прав обучающихся;

- организация индивидуальной работы с обучающимися;

Участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, совета профилактики правонарушений;

Ведение документации классного руководителя и журнала теоретического обучения;

Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период проведения внеклассных и внетехникумовских мероприятий.

2.4. Коммуникативная функция:

Развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми;

Оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;

Оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

III. Обязанности классного руководителя

3.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости обучающихся и динамики их общего развития.

3.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в учебной группе; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность коллектива учебной группы и техникумовского коллектива.

3.3. Изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и техникуме.

3.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию техникума.

3.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.

3.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите обучающихся.

3.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в учебной группе педагогов-предметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

3.8. Пропагандировать здоровый образ жизни.

3.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность родительского комитета учебной группы.

3.10. Контролировать посещение учебных занятий обучающимися.

3.11. Координировать работу преподавателей-предметников, работающих в группе, с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

3.12. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в техникуме.

3.13. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные мероприятия и участвовать в общетехникумовских мероприятиях с учебной группой.

3.14. организовывать дежурство группы по техникуму.

3.15. Вести документацию по группе (журнал теоретического обучения), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в группе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности обучающегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

3.16. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.

3.17. Соблюдать требования охраны труда, нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период проведения внеурочных и общетехникумовских мероприятий.

3.18. Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.

IV. Права классного руководителя

4.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников.

4.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося группы с целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся.

4.3. Координировать работу преподавателей-предметников в группе.

4.4. Выносить на рассмотрение администрации техникума, педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени коллектива учебной группы, так и от своего имени.

4.5. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства техникума, а также органов самоуправления.

4.6. Самостоятельно планировать воспитательную работу с коллективом учебной группы, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности коллектива учебной группы и проведения классных мероприятий.

4.7. Приглашать в техникум родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

4.8. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с обучающимися.

4.9. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с группой с учетом основных принципов общетехникумовского планирования.

4.10. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации техникума, родителей, обучающихся, других педагогов.

V. Организация работы классного руководителя

5.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава техникума, настоящего Положения.

5.2. Классный час может проводиться классным руководителем в учебной группе в произвольной форме.

5.3. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в семестр.

5.4. Классный руководитель обязан по требованию администрации техникума готовить и предоставлять отчеты различной формы о группе и собственной работе.

5.5. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании.

5.6. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей.

5.7. Работа классного руководителя с группой и отдельными ее обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой:

Классный руководитель ежедневно:

Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;

- организует и контролирует дежурство обучающихся в учебном кабинете;

организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

Классный руководитель еженедельно :

Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;

Организует работу с родителями по ситуации; проводит работу с преподавателями-предметниками, работающими в группе, по ситуации;

Анализирует состояние успеваемости в группе в целом и у отдельных обучающихся.

Классный руководитель ежемесячно:

Посещает уроки в своей группе по приглашению преподавателя-предметника;

Берет консультации у педагога-психолога;

- решает организационные вопросы в учебной группе;

Организует заседание родительского комитета в учебной группе;

Организует работу актива учебной группы.

Классный руководитель в течение семестра:

- оформляет и заполняет классный журнал;

- участвует в работе методического объединения классных руководителей;

- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за семестр, состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;

Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый семестр; - проводит родительское собрание;

Представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся группы за семестр.

Классный руководитель ежегодно:

- анализирует состояние воспитательной работы в группе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;

Составляет план воспитательной работы в группе (план классного руководителя).

VI. Критерии оценки работы классного руководителя

6.1. Критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры обучающихся.

6.2. Критерием является так же и уровень зрелости коллектива учебной группы, а также активная позиция классного руководителя в жизни техникума.

VII. Подготовка и общие условия работы классных руководителей

7.1. Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:

- знания по педагогической и возрастной детской психологии, валеологии, социальной психологии;

Знания теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;

- организаторские умения и навыки;

- коммуникативные способности;

- высокая духовная культура.

7.2. Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:

Материально-техническое обеспечение организуемой им воспитывающей деятельности;

Организационно-методическую помощь со стороны администрации, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора и других педагогических работников техникума.


Классный час, посвященный «Дню Знаний»

Цели :

    Восстановить доброжелательный, благоприятный микроклимат внутри коллектива после продолжительного отдыха;

    создать положительный эмоциональный настрой на начало занятий, способствовать творческому включению учащихся в учебно-воспитательный процесс.

    формировать у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека; умение сочетать личные и общественные интересы, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Дать возможность каждому студенту почувствовать себя уверенно и комфортно в кругу своих одногруппников;

    воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, колледж, стремление к миру.

    Воссоздать атмосферу доброго трогательного праздника, который останется в памяти будущих выпускников на долгие годы

Задачи:

    формирование учебной мотивации и желания учиться;

    развивать коммуникативные способности;

    воспитание общечеловеческих ценностей, доброжелательности, инициативности и активности.

Оформление : Название классного часа. Эпиграф.

«И вот опять зовет сентябрь за парты -

Случайных баллов и побед не жди,

И помни: колледж станет только стартом

Дальнейшего тернистого пути».

1. Вступительное слово куратора

1) Поздравление

Добрый день, дорогие мои студенты!

Рада вновь встретиться с вами в стенах родного колледжа. Рада видеть вас красивыми, здоровыми, бодрыми и весёлыми. Ещё раз, а точнее, 4-й раз мы встречаемся с вами 1-го сентября и испытываем знакомые нам чувства: приятное праздничное волнение, радостное возбуждение после долгой разлуки, некоторое беспокойство по поводу неизвестного будущего, смутные ожидания чего-то нового, но непременно хорошего и доброго. Да, всё это уже было, это мы ощущаем и сегодня, но всё это происходит с нами в последний раз. Оттого так трогательно сегодня звучат привычные вашему слуху стихи и поздравления. Оттого так проникновенны были сегодня на линейке слова директора, обращённые к вам, оттого так взволнованно вы чувствуете себя в стенах родного кабинета среди своих одногруппников. Именно так и должно быть сегодня, в последнее студенческое 1-е сентября и все слова и пожелания, которые вы слышали и услышите сегодня в свой адрес, по-настоящему искренни и добры. В том числе и эти строки, которые я посвящаю вам.

Я люблю вас, трудяжек, зануд и лентяев,

Хоть немало, признаюсь, терпеть довелось!

Я люблю вас, настырных, порою отчаянных,

Доводящих меня до мучений, до слёз.

Вы сейчас не поймёте, как ночью бессонной,

Не успев отдохнуть от забот и тревог,

С вами мысленно я, неустанно, упорно,

О премудростях жизни продолжаю урок.

Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон:

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

Но когда расцветут ваши милые лица

И живым любопытством глаза озарит,

И в десятках голов моя мысль шевелится,

и в десятках сердец моё сердце стучит,

Я готова опять к напряжённости буден,

Чтоб мечтать и творить, и работать, горя…

Я приветствую вас, мои юные люди,

В этот радостный день, первый день сентября!

2) Пожелания

Делай в новом учебном году все, чтобы себе понравиться.

Пусть с вами чаще встречаются сердечные приступы любви к одногруппникам.

Будь независим, но не от своих друзей.

Не экономь на своем здоровье. Не пропускай уроки физкультуры.

Выучи однажды все уроки и проживи хоть один день в году спокойно.

Будь более расточительным на комплименты для одногруппниц и мамы.

Засыпая, чаще думай о том, что завтра будет все замечательно.

Не ходи в колледж натощак, это может плохо отразиться на твоем настроении.

Поменьше в тетрадях ошибок и больше на лице улыбок.

И еще несколько более серьезных пожеланий: крепкого вам здоровья, долготерпения, усидчивости, выносливости, ответственности. Желаю сдавать сессии на "4" и "5", успешно закончить учебный год, прекрасно защитить дипломные проекты!

2. Ну, а теперь приступим непосредственно к самому классному часу.

Сегодня нас собрал колледж, мы находимся в своём кабинете в кругу своих одногруппников. Сейчас мы кое-что выясним и узнаем скрытые подробности о каждом из присутствующих. А помогут нам в этом ваша активность и аплодисменты. Аплодирует тот, кто …

Рад встрече с друзьями;

Нисколько не соскучился по колледжу

Прочитал всё, что изучали в прошлом году;

Настроился закончить колледж на “4” и “5”;

Закончит колледж с красным дипломом;

Не хочет уходить из колледжа;

Уже определился со своей будущей работой;

Уже ждёт ближайших каникул;

Хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;

Встретил сегодня любимого преподавателя;

Встал не с той ноги;

Уже побаивается предстоящих экзаменов….

3. А теперь продолжим. Нам предстоит выяснить очень важные, возможно даже, никому не известные подробности о каждом из вас. Мы узнаем сегодня «Кто есть кто» среди присутствующих. Загадайте про себя два числа от 1 до 11 (например, 2 и 8). Встаньте те, кто загадал число

    Это будущие знаменитости;

    – это лентяи;

    – это гении;

    – это трудяги;

    – это зубрилки;

    – это гордость нашей школы;

    – это наши глаза и уши;

    – это лучшие спортсмены;

    – это сони;

    – это мечтатели и фантазёры;

    – это спорщики и драчуны…

Как много нового мы узнали друг о друге сегодня. Надеюсь, вы получили удовольствие и готовы отправиться дальше?

ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ ВАМ ПРОРОЧИТ

1). Хронические недосыпания.

2). Непредвиденные вызовы родителей в колледж.

3). Временную амнезию во время ответов у доски.

4). Циклические (в конце каждого семестра и во время сессии) припадки любви к преподавателям.

5). Быть героем студенческих историй.

6). Славу победителя в школьном кроссе.

ЧЕГО СТОИТ ОПАСАТЬСЯ В НАСТУПИВШЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ

1). Своего острого языка.

2). Перемен в личной жизни, которые произойдут на большой перемене.

3). Овладения навыками пользователя компас-графика и его повышенного интереса к дискам с коллекциями студенческих чертежей преподавателем инженерной графики

4). Потерять учебник по монтажу.

5). Приводящего в восторг ощущения свободного полета при своем падении в глазах преподавателя физкультуры.

6). Однажды прийти в колледж в свитере наизнанку и не заметить этого.

4. Вы прекрасно знаете, что от нас, преподавателей, постоянно требуют сдать какие-то данные по группе, в которой мы работаем. В этом году Министерство Образования Республики Башкортостан потребовало следующие данные по нашей группе:

А) Длина носа 4 ГС

Б) Ширина улыбки 4 ГС

В) Цвет глаз 4 ГС

Деваться некуда! Вот сантиметр. Приступаем!

(Студенты мерят друг у друга носы, улыбки, указывают цвет глаз. Я на доске записываю все числа и цвета в столбик, затем подводим итоги.)

5. Немного самокритики, самохарактеристики. Вы сейчас хорошенько подумайте и подберите по 3 самых точных прилагательных, которыми вы могли бы себя охарактеризовать, а затем представьте себя, например: Гульсима - добрая, справедливая, иногда шумная.

Заключение

Поскольку у нас классный час, не мешало бы выполнить и общественно-полезную работу. Давайте сделаем стенгазету, тем более что всё для этого у нас есть: лист ватмана, фломастеры. Пусть каждый из вас сейчас подойдет к этому листу. Обведет свою руку, а в контуре напишет какие-нибудь хорошие, добрые слова.

Каждый из вас хозяин своей судьбы. И то, как будет складываться ваша жизнь, зависит только от вас самих. Не забывайте преподавателей, студенческие годы, родной колледж. Где бы вы ни были, эти воспоминания отзовутся в ваших сердцах добром, нежностью и любовью. Не бойтесь трудностей, учитесь их преодолевать. Умейте дружить, тогда у вас в нужную минуту всегда будет рядом надёжная поддержка. Любите и уважайте людей, и они непременно будут отвечать вам тем же. И не переставайте учиться, учиться и учиться. Ведь каждый прожитый день – это тоже урок. Урок приобретения новых достижений, ошибок, успехов и неудач, а в целом - опыта и мудрости!

Незаметно вы стали взрослыми,

Быстро учебные годы летят,

Три курса уже стали прошлыми,

Их, увы, не вернуть назад.

Впереди будет год замечательный,

Замечательный, но непростой,

Будет он для вас испытательный,

Ведь четвертый курс – выпускной!

Ну, вот и всё, наш классный час подошел к концу. Вы можете провести последний спокойный денёк в этом учебном году, а завтра начинаются беспокойные студенческие будни. До свидания!

Классный час «День знаний»

в 5 «А» классе

Кл.руководитель - Хубаева Мадонна Иродиевна

1 сентября 2015 г.

Классный час «День знаний»

(Первый раз в 5 класс)

Цели: познакомить детей с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива.

Ход классного часа

У. Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Для вас пятиклассники – это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. Пятый класс – это самая первая ее ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными, как и сегодняшние наши выпускники. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.

Учеба принесет вам много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем коллективе было хорошо, как в большой дружной семье.

Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом. Вы становитесь хозяевами этого учебного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок .

Почему 1 сентября отмечается День Знаний?

В 1984 году Верховный Совет СССР учредил новый праздник – День Знаний . Датой же праздника стал самый любимый день всех первоклашек – Первое сентября !

Ну разве не праздник?!

На самом деле, задолго до 1984 года 1 сентября являлся торжественным днем. Всегда в этот день девочки шли в школу в белых фартучках, а мальчики – в наглаженных костюмах. В руках ученики несли цветы для своих любимых педагогов. В школах проходили торжественные линейки, а после официальных мероприятий старшеклассники устраивали пикники или вечеринки. Родители новоиспеченных первоклассников нередко накрывали дома праздничный стол. Одним словом, 1 сентября давным-давно является настоящим праздником, хотя вплоть до 1984 года официально он признан не был. Но справедливость восторжествовала, и 1-ое сентября стал красным днем календаря.

Не во всех странах дети идут в школу 1 сентября

Хотя 1 сентября как День Знаний считается международным праздником, традиция начинать в этот день учебный год существует далеко не во всех странах. Например, в Японии первый звонок звенит в апреле, а последний – в марте следующего года. В США вообще нет четко установленной даты первого дня нового учебного года. Дату определяет каждый образовательный округ: получается, что американские дети из разных штатов идут в школу в разные дни – кто-то в конце июля, кто-то в августе, а кто-то и в сентябре. В Австралии учебный год начинается в феврале, а в Германии – в середине октября.

Игра «Вопрос-ответ»

У. Продолжаем наше знакомство. Ребята, вам, конечно, интересно узнать что-то обо мне. А мне в свою очередь интересно поближе познакомиться с вами. Предлагаю вам поиграть в ещё одну игру «Вопрос-ответ». Я буду проходить между рядами с волшебной коробочкой. Для каждого ученика там есть вопрос, вы опускаете руку в коробочку, вытягиваете карточку – вопрос и отвечаете на него. А потом любой вопрос задаёте мне, и я отвечаю на него.

Какое мороженное ты любишь?

Какой цветок тебе больше всего нравится?

Твой любимый цвет. Почему?

Какой подарок тебе хотелось бы получить на день рождения от своих друзей?

Твой любимый день недели?

Школьный предмет, который тебе больше всего нравится.

Школьный предмет, который тебе больше всего не нравится.

Самый трудный день недели?

Главный документ школьника?

Твой лучший друг?

Животное, которое тебе хотелось бы иметь дома?

Как звали вашу учительницу в начальной школе?

Чтобы ты хотел пожелать своим одноклассникам?

Самое интересное мероприятие, которое ты помнишь из четвёртого класса?

Твоя любимая книга?

Твой любимый писатель?

Чем ты увлекаешься?

Как ты проводишь свободное время?

Как ты провел летние каникулы?

Когда твой день рождения?

Твоё любимое блюдо?

Твоё нелюбимое блюдо?

В 5 классе вас ждет много нового и интересного. У вас будет много разных предметов и много новых учителей.

Игра «Путешествие по планете знаний»

Послушайте внимательно загадку и дайте ответ (назвать имена учителей-предметников, с которыми будут работать в этом году).

    Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать … (математика)

    Грамотным будет любой ученик,

Если он знает… (русский язык)

    Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать язык … (иностранный)

    Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках … (литературы)

    Укрепит мускулатуру всем детишкам… (физкультура)

    Картины, краски, высокие чувства-

Этому учит… (изобразительное искусство)

    Мастерить, работать с увлечением-

Для этого нужно… (трудовое обучение)

    Далёкое прошлое, древние территории-

Это изучает наука… (история)

    Компьютерная то наука.
    О вычислениях она.
    Ее учить совсем не скучно,
    Она загадочна, сложна.
    Рифмуется с «грамматикой»,
    Зовется..
    .(информатикой)

Игра «Рецепт приготовления 5-го класса»

У. Знакомо ли вам слово «рецепт»? Что оно означает?

Рецепт - это состав продуктов, которые необходимы для приготовления вкусного и незабываемого блюда. Приведите мне, пожалуйста, рецепт вкусного супа.

Как вы думаете, можно ли слово «рецепт» использовать применительно к классу?

Каким должен быть рецепт дружного класса?

Давайте попробуем составить рецепт нашего класса.

На доске в хаотичном порядке расположены слова: доброта, дружба, озорство, любознательность, смелость, интерес, ответственность/взять, добавить, приправить, размешать, влить, остудить, украсить.

Звучит музыка, дети записывают рецепт. Желающие зачитывают.

Рецепт может быть таким:

Взять большой класс, добавить доброты и дружбы, приправить

ответственностью, влить любознательности, остудить озорство, украсить

смелостью и ответственностью.

Ребята, а какую же оценку вы хотите получать в 5 классе? (5)

Тогда давайте проведём ритуал обращения к Повелителю пятёрок.

Подняли вверх руки, растопырили пальцы, которых, как известно, пять на каждой руке, что символизирует желаемую оценку. Теперь громко по команде крикнем: «Хочу учиться на пятёрки!»

Итак, приготовились: руки у всех подняты? Пальцы растопырены? Знаем, что надо просить? Три, четыре…

У. Дорогие ребята! Вы оказались внимательными, старательными и привлекательными. А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня день рождения. А в день рождения нужно делать подарки. Вот я и приготовила вам подарок. (На доске цветик-семицветик). Я хочу подарить вам волшебный цветок- цветик-семицветик . Если на его лепестки прикрепить свои пожелания, то всё задуманное обязательно сбудется. У вас на партах лежат листочки бумаги. Вам даётся 3 минуты, чтобы придумать и записать своё пожелание. Только оно должно начинаться словами: «В 5 классе я хочу…». И ещё один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги! (Дети пишут на листочках, я тоже пишу: «Я хочу, чтобы мои ученики стали умными, добрыми, дружными и красивыми»)

А теперь осталось только прикрепить наши желания к лепесткам волшебного цветка и ждать. В конце учебного года мы проверим, чьи мечты цветик-семицветик исполнил, а чьи остались только на бумаге. Вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный цветок. Только те, которые ты сам стараешься осуществить. (Дети прикрепляют записки к лепесткам).

Игра «Волшебный клубочек»

Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то одноклассникам, можете рассказать, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение. Если ничего не хотите сказать, просто передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте. (Учащиеся высказываются. Когда клубочек возвращается к ведущему все оказываются связанными одной нитью.)

А теперь закройте глаза, натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым.

Продолжите предложения:

Своей работой я. . .

Я понял, что. . .

Мне было интересно, потому что. . .

Вот и подошёл к концу наш первый классный час. Я ещё раз поздравляю вас с днём рождения коллектива. Думаю, что все наши пожелания исполнятся, потому что мы не одни, потому что рядом с нами друзья.

Дополнительный материал

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

    любовь;

    прощение;

    терпение.