Как назвать детский сад с реджио подход. Парамонова Л

В основе Реджио-подхода лежит вера в силу и возможности ребенка и вера в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. Это гуманистический оптимистический подход к развитию и образованию детей. Главная цель при реализации Реджио-подхода - предоставить человеку как можно больше инструментов и возможностей, которыми он сможет воспользоваться на протяжении всей своей жизни. Это могут быть навыки творческого подхода к познанию и жизни в целом, умение задавать вопросы и искать на них ответы, возможность высказывать свое мнение и умение слышать и принимать позицию другого, умение аргументировать свою позицию и т.д.

“Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем.”

ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ

Подход Реджио-Эмилия (Реджио-подход) зародился в послевоенные годы прошлого века в маленькой деревушке на севере Италии рядом с городом Реджио-Эмилия, в честь которого он и получил свое название. Жители этой деревни все свои силы и ресурсы после войны вложили в создание и развитие нового детского сада, чтобы обеспечить своим детям свободное и достойное будущее. Вдохновившись идеями этой общины, педагог и психолог возглавил создание детских садов с новым подходом. Он стал идейным вдохновителем и основателем подхода Реджио-Эмилия, в дальнейшем Лорис Малагуцци открыл Муниципальный Психолого-Педагогический Медицинский Центр в Реджио-Эмилия, стал консультантом Министерства образования Италии, основал Национальную Группу Раннего Детства и стал создателем концепции «100 языков детей». В Италии Реджио-сады являются муниципальными и поддерживаются на государственном уровне. Своей целью Лорис Малагуции видел создание «дружелюбной, трудолюбивой, изобретательной, комфортной, приветливой школы, с возможностью документирования работ, местом исследования, познания, признания, размышления, где дети, преподаватели и родители будут счастливы».

Концепция "100 языков детей" предполагает, что у каждого ребенка есть сотни и тысячи способов и возможностей познавать, исследовать мир и выражать себя. Подход и концепция получили распространение во всем мире – от Старого до Нового Света, от Ближнего Востока до Японии. Реджио-садами и центрами называются только те, которые находятся непосредственно в регионе Реджио-Эмилия. Все остальные сады и центры мира считаются «вдохновленные Реджио-подходом» (Reggio Inspired). В основе подхода лежат несколько ключевых постулатов, которые определяют его суть и приверженность к которым позволяет считать себя «вдохновленным Реджио».

“Дети способны сами развить свой интеллект. Задача взрослого предоставить ребенку возможности для развития.”

ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ

    К ребенку относятся, как к сильному, знающему, способному человеку, заслуживающему уважения, признания и внимания. Дети рождаются с неутомимым желанием познавать и исследовать мир и себя в нем, взрослый же должен обеспечить безопасную психологическую атмосферу, предоставить возможности и богатую среду, а также поддержать ребенка.

    Взрослый – соратник, соавтор, со-исследователь, проводник, тот, кто находится на одной стороне с детьми, поддерживая и уважая их самостоятельность и осознанность. Такая позиция позволяет устанавливать доверительные отношения, добиваться высокого уровня вовлеченности как детей, так и взрослых в процесс обучения и творчества, получить большую отдачу и результативность. «Взрослый для ребенка – не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя исчезать и появляться» - писал Малагуцци.

    Ребенок развивается и корректирует свое представление о мире путем общения с другими детьми, родителями, взрослыми и его сообществом. Межличностная и групповая коммуникация очень важна для формирования корректного знания и представления о мире и себе самом. Более того, общение позволяет детям развивать и устанавливать отношения друг с другом, корректировать свое поведение, ценности и т.д.

    Для Реджио-подхода обязательно наличие богатой и открытой среды, насыщенной эстетическими материалами с открытым назначением. Среда – третий учитель. Богатство нашего опыта напрямую зависит от количества материалов, с которыми мы взаимодействуем. В Реджио-среде преобладают натуральные качественные материалы, такие как дерево, картон, стекло, цветы, проволоки, ткани, бумага, шишки, желуди, ракушки и т.д. Детям предлагается множество качественных материалов для творчества: глина, тесто, акварель, пастель, тампера, масляные краски, мелки, мозаика, холсты. Предпочтение отдается материалам с открытым назначением, взаимодействие с которыми требует от детей использования своей собственной фантазии и развития своего внутреннего мира.

    Образовательный процесс строится на основе спонтанного расписания. Педагоги, наблюдая за детьми, следуют за их интересом, развивая актуальные для детей темы в настоящие проекты с глубинным исследованием и расширением знаний за счет изучения смежных тем. Таким образом, дети сами могут контролировать свое развитие и обучение.

    У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа и т.д.). Каждый человек уникален, у каждого преобладает тот или иной тип интеллекта, а значит, для каждого нужен свой способ выражения и понимания мира.

Создатели и последователи Реджио-подхода в своих работах и идеях опирались в том числе и на теории известных ученых и педагогов, такие как:

    теория о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского;

    теория сенситивных периодов, принцип «Помоги мне это сделать самому» и «Среда – третий учитель» Марии Монтессори;

    теория когнитивного развития Ж. Пиаже

    теория множественного интеллекта Г. Гарднера и другие.

Стоит также отметить, что на становления подхода оказало немалое влияние местное сообщество, особенности жизненной позиции и менталитета жителей Реджио-Эмилии, поэтому нельзя считать Реджио подход методом. Не существует университетов или курсов, где бы официально обучали Реджио-педагогов. Можно только приехать в Реджио, увидеть все своими глазами, вдохновиться и стать последователем этого удивительного подхода, в котором так по-честному и по-доброму относятся к детям и взрослым.

Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.

«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.

Как появился реджио-подход

После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.

В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.

Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.

В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.

Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.

В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.

Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.

Суть реджио-педагогики

Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.

Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.

Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.

Пространство поделено на разные зоны:

от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.

Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.

Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.

Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.

Дина Дианова — эксперт по адаптации реджио-подхода, 12 лет она развивает студию свободного развития« Зеленое яблоко». Именно этот подход был выбран для , и он показался нам настолько интересным, что захотелось рассказать о нем и другим. Эта тема не связана с продуктами питания, о которых мы обычно пишем, но очень близка к философии« ВкусВилл». Надеемся, нашим читателям будет интересно.

« В центре реджио-подхода стоит ребенок, не привычный нам пустой сосуд, который надо наполнить чем-то необыкновенным с нашей, взрослой, точки зрения, какой-то научной картиной мира и правильными вещами, — рассказывает Дина Дианова, — Мы относимся к ребенку, как к ларцу с сокровищами, которые надо явить миру. И взрослым надо создать такие условия, в которых эти сокровища явятся».

Для этого создается особая богатая среда, наполненная различными материалами, специальными устройствами и возможностями, которые провоцируют интерес ребенка, а взрослые являются своего рода фасилитаторами, которые помогают ребенку в этой среде реализовать этот интерес и строить свой мир.

« Это нам позволяет увидеть реальные интересы ребенка: как он строит отношения с другими детьми, другими объектами, как он себя проявляет в этом взаимодействии. Потому что реджио — это действительно педагогика свободы, но это свобода сообщества, в которой ребенок находит баланс между своими интересами и интересами группы, в которой он находится», — объясняет Дина.

Подход был создан гражданами, это не выдуманная в кабинетах система, а педагогика, выросшая из реальной истории маленького городка Реджио-Эмилия на севере Италии, откуда она и получила свое название. В послевоенные годы жители решили, что их будущее будет зависеть от настоящего их детей и захотели создавать такие школы и сады, в которых личность развивалась бы свободной, творческой, критически мыслящей, то есть, приобрела бы все бесценные навыки для XXI века — софт-скиллз, как мы бы назвали их сейчас.

Потом к энтузиастам присоединился молодой учитель Лорис Малагуцци. Он был настолько вдохновлен гражданским подвигом простых людей, что начал активно изучать, привлекать и перерабатывать все новое в психологии и педагогике того времени, включая систему Марии Монтессори, вальдорфскую педагогику, идеи основателей когнитивной психологии Льва Выготского и Жана Пиаже, а также других мыслителей практиков.

В итоге к 60-м годам в Реджио-Эмилии возникла целая система дошкольных учреждений, которая включала в себя ясли и сады с совершенно уникальным подходом — в центре сада Лорис Малагуцци поставил фигуру« художника», который работает с детьми, и «ателье» — у нас бы это называлось« творческая мастерская», наполненная разными возможностями.

В этой мастерской происходит много интересного — там нет программы, а есть проектирование — постоянно возникающая программа от задач, которые стоят перед ребенком, перед группой детей, перед сообществом. И всегда есть ответ на вызов времени: возникают какие-то интересные явления в городе, и это явление может стать предметом проекта в группе.

Нет никакой, в нашем понимании, программы обучения, жесткости плана, а есть открытая творческая обстановка. Всячески приветствуется исследовательское поведение детей, выдвижение детьми собственных гипотез. Ошибки и время рассматриваются как личный и групповой ресурс.

Нет четких рамок в проекте: он может начаться, притормозиться, снова возобновиться. Он может охватывать всю группу, или быть предметом интереса одного или двух детей. Взрослый не указывает, что делать, а включен в процесс вместе с детьми. Он не навязывает помощь, не диктует, не задает вектор. Но может провоцировать.

Например, ребенок приносит в студию игрушку, маленькую морскую звезду, кладет ее на поверхность оверхед-проектора, который в увеличенном варианте проецирует ее на большой белый лист на стене, затем он обводит эту уже выросшую в размерах звезду. А это волшебное действие провоцирует интерес у других детей и становится началом большому Морскому проект, в котором создается целый мир, населенный разными подводными обитателями, реальными и фантастическими.

Итак, пространство мы создали, теперь оно должно наполняться правильными взрослыми. В чистом виде подход существует только в Реджио-Эмилии. За последние 50 лет по всему миру вдохновившиеся реджио-педагогикой специалисты и родители адаптируют ее и развивают под свои задачи и окружение. Но главное везде — насыщенная различными предложениями среда и сотрудничество детей и взрослых. Причем, взрослый не дает готовой научной картины мира, не критикует« несовершенные» детские гипотезы, он, прежде всего, создает возможности, наполняет ими среду и вместе с детьми ее поддерживает и наполняет.

Реджио-педагогика развивает в растущем человеке творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде.

В реджио-подходе заложен огромный потенциал развития демократии — правила не спускаются сверху, а рождаются из прецедентов и ситуаций. Они свободно обсуждаются, поддерживаются и транслируются самими детьми. В подходе, прежде всего, уважается право ребенка на свой путь развития и строительства собственного знания о мире и о себе. Дети открыты к познанию, они с радостью объединяются в группы вокруг общих интересов. И у каждого ребенка должна быть возможность и самому что-то поделать или укрыться в уютном домике-норке и подглядывать за миром.

«Ребенок состоит из сотни.
У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров,
чтобы совершать открытия.

У ребенка
сто(и еще сто, сто, сто) языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.

В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть".
Лорис Малагуцци, основатель реджио-подхода

Иван Шамаев и Наталья Лазуткина занимаются детскими образовательными проектами в России и строят детский сад с реджио-подходом к воспитанию. А для интересующихся родителей и педагогов Иван и Наталья организуют на родине реджио-педагогики — в Италии — обучающий тренинг на русском языке 2-5 июля 2018. Сейчас ещё можно записаться .
Нам ребята рассказали, чем же так хорош реджио-подход.

«Во время семинара будет полное погружение в работу одного из самых успешных международных детских садов Италии. Он построен по космическому архитектурному проекту компанией Benetton. Будем разбираться, как организовать такое пространство у себя дома или в саду».


Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци , на протяжении многих лет руководивший городскими детскими садами на территории Италии в городе Реджио-Эмилия. В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики и стал активно участвовать в создании новых школ и садов в послевоенной Италии. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио-Эмилия, соблюдая новые педагогические принципы. И вот в чём они заключаются.

Методика известна во всем мире как одна из самых мягких и уважительных к ребёнку : ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как любой человек - неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог.

Реджио-подход можно внедрять в любой стране, в любой культуре, учитывая местные особенности, традиции, менталитет. Подход не навязывает четких методик и инструкций, по которым необходимо вести образовательную программу.

В основе подхода — проектная деятельность , которая стала популярна во всем мире не только для образовательной деятельности, но и для успешного решения рабочих задач во многих компаниях. Проекты в детском саду – это самостоятельная деятельность детей под наставничеством взрослых. Участие в проекте позволяет малышам проявить свои способности. В ходе работы ребёнок учится планировать свои действия, контролировать процесс выполнения задач, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Реджио-подход — это подход открытых вопросов. Это значит, что начиная рассказ о новой теме, мы сначала спрашиваем детей, что они уже знают об этом? Так мы способствуем развитию у них креативности и критического мышления.
Главная задача педагогов — задавать как можно больше открытых вопросов, а не закрытых, на которые можно ответить только «да» или «нет». Важно — побудить ребёнка подумать, предложить своё видение темы.

Основа реджио-воспитания – это работа детей в малых группах (2-4 человека). Дети сами решаютпроектные задачи.

Пространство детского сада само становится как бы воспитателем. Детям в саду должно быть спокойно, тихо, тепло. Сами стены призваны воодушевлять ребёнка на познание, общение и сотрудничество. Эстетика пространства имеет в реджио-подходе огромное значение.

Реджио-подход направлен на выстраивание дружественных равнозначных отношений . Родители являются полноценными участниками процесса познания и приглашаются к активному участию в совместных занятиях, событиях и обсуждению того, что можно улучшить в детских садах.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Сегодня речь пойдет еще об одной, совершено уникальной методике детского развития — Редджио Эмилиа. Рано ли, поздно ли, но каждый сознательный человек обязательно задаст себе один сокровенный вопрос – как правильно воспитывать свое чадо? В поисках этого ответа очень полезно ознакомиться с принципами методики «Reggio Emilia».


Прежде всего, стоит сказать, что методика Редджио Эмилиа — это не новомодная модель или забытая теория. Правильнее описать её как опыт совершенно иного отношения к детям и их воспитанию. Основоположником-теоретиком этого подхода стал итальянец Лорис Малагуцци, впоследствии он же разрабатывал образовательные программы Редджио Эмилиа. В основу своей идеи он положил разработки великих педагогов мира – , Пиаже, Дьюи, Выготского, Штайнера, Брунера.

Название этой методики происходит от названия итальянского города Reggio Emilia, а появилась она в послевоенные годы, приблизительно в 1963 году. Италия, изможденная фашизмом, жаждала начала новой, совершенно отличной от предыдущей жизни. Поэтому вопрос о воспитании нового поколения, не поддающегося негативному влиянию, способного самостоятельно мыслить, стоял особенно остро. Обсуждая все возможные способы воспитания, участники многочисленных дискуссий пришли к единому мнению, что детей необходимо воспринимать как равноправных членов общества. Это не только способствует развитию когнитивных (т.е. высших мозговых) способностей у детей – памяти, мышления, творческих способностей, логики, внимания и т.д., но и помогает им в адаптации и разумном понимании общественного устройства в целом.

Согласно этой методике окружающая среда играет роль третьего воспитателя, а максимальное внимание уделяется чувствам и эмоциям детей. В таком садике дети не только соучастники обучающих моментов, но и отчасти сами являются их соавторами. При написании программы обучения во внимание берутся интересы детей, а все, что является результатом творчества ребенка или его взаимодействия с окружающими, фиксируется на фото, видео и аудио. По методике Редджио Эмилиа дети воспринимаются как редчайшие и уникальнейшие сущности, у которых потенциал к обучению невероятно высок. Ведь именно интеллектуальная и творческая инициативность в раннем детстве бесценно важна для формирования личности. В детском саду, реализующем принципы Reggio Emilia, детям не дают готовых знаний, а позволяют самостоятельно обучаться, лишь направляя в нужное русло. По методике общение в коллективе ставится на первый план, именно поэтому организуются помещения с условиями для беспрепятственного общения детей с окружающими. В этом и состоит самое главное отличие данной методики.

В соответствии с философскими уставами методики Редджио Эмилиа к ребенку нужно относиться с уважением как к любому взрослому человеку, предоставлять ему множество возможностей для самовыражения и реализации. В таких развивающих группах всегда есть места со свободным доступом к материалам для поделок, с помощью которых любой ребенок сможет выразить что-то свое внутреннее, сокровенное, очень личное. Иными словами, Reggio Emilia – это целый мир эмоций и чувств, совершенно новая философия, которая заставляет задуматься над вопросом воспитания детей в их взаимодействии со взрослыми и, в первую очередь, с родителями. Она помогает осознать, насколько это взаимодействие равноценно и уникально и учит относиться к любым достижениям в этой области с особым трепетом и уважением.