Что такое эмоциональный дискомфорт? Здоровьесберегающая деятельность в доу средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников.

Юлия Кулачкина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников

Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка , его эмоционального благополучия , комфорта , встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу. Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия , необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ .

Одним из направлений работы нашего педагогического коллектива является создание для детей комфортного психологического климата .

При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт : "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков, использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Используем в работе принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному (здесь на помощь приходит кабинет психолога ) в этом году на группах (в спальнях будут создаваться уголки уединения – это место где можно побыть одному, полежать, успокоится, поиграть в спокойную игру, помечтать.) Так же в группах в уголках социально-эмоционального развития имеются пособия помогающие детям и воспитателю регулировать свои взаимоотношения : коврики «Дружбы» , ленточка «Мирись, мирись больше не дерись» , мешочек плохого настроения, тапочки «Мира» .

В каждой группе воспитателем выстраивается система правил созданы каталоги в карточках - схемах «Этого нельзя» . В рамках правил ребенок учиться отличать себя от других, правила развивают у детей чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом укрепляется Я ребенка.

Чтобы снять приступ агрессии у ребенка, в группах создаются «Уголка ярости» , с подбором материала помогающего детям выплескивать накопившиеся негативные эмоции , чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка» ). Воспитателями в течении дня проводятся игр, упражнения для профилактики агрессивного поведения.

В режим дня введены минуты тишины и минуты релаксации. В группах введен ритуал утреннего приветствия «Давай поздороваемся » , воспитателями используются психологические речевые настройки .

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым. В каждой группе созданы руками воспитателей экраны настроения все они разные по стилю, оформлению и содержанию. Они помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей .

Проблема дневного сна так же очень актуальна в наше время. Родители нарушат режим ребенка вне детского сада. В результате дети испытывают трудности при отходе ко сну или совсем не спят. А пролежать два часа в кроватке, (особенно для гиперактивных детей) не только не успокаивает, но и еще больше перевозбуждает ребенка. А ведь дневной сон дошкольника важная составляющая часть его психического и физического здоровья . В нашем детском саду мы с воспитателями нашли пути решения этой проблемы : при входе в спальную комнату дети проходя через сухой дождь, детский сон охраняют игрушки – ангелочки. Воспитатель говорит слова : «Пусть сладко вам всем спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки охраняют вас!». Во время укладывания детей на дневной сон воспитатели проводят тактильную релаксацию перед сном, особенно с детьми гиперактивными, агрессивными которые имеют проблему засыпания. Во время ее проведения используется спокойная, релаксирующая музыка. Все это создает обстановку защищенности, спокойствия, способствует быстрому засыпанию.

В новом проекте федеральных государственных стандартов основным из направлении развития дошкольника является развитие коммуникативных черт личности (умения общаться) . В связи с этим нами была продуманна новая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей - разговор в круге, проведение ежедневных и еженедельных ритуалов, целью которых является предоставление детям возможности высказать свои мысли, установить доверительные с ними отношения, дать модель поведения и отношения к проблемам другого, повысить их самооценку.

Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Ежедневный ритуал включает в себя разговор с детьми в утренний приём или в вечерний отрезок времени. Обсуждают, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришёл, чем будут заниматься, выслушивают пожелания детей на случай отмены прогулки (дождь, мороз) и вносят свои предложения.

Еженедельный ритуал заключается в проведении "Пятничного круга". Воспитатель обсуждаем с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. В течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет экран добрых дел и в конце недели каждому вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Считаю эту форму совместной деятельности очень важной , поскольку "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни, чем интеллектуальная успеваемость и другие результаты деятельности ". Именно общение в круге стало необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.

Особое внимание уделяется психологическому комфорту педагогов . Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями , поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение . С воспитателями проводятся комплексы упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Сотрудники нашего детского сада стараются, каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние , откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .

Показатели и ключи интерпретации

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

Лживость +

Принятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

Непринятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

Принятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

Непринятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98

Внешний контроль

13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

Доминирование

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

Эскапизм

17, 18, 54, 64, 86

Обработка и интепретация результатов теста

Интегральные показатели

    Адаптация : A=a/(a+b)*100%;

    Самопринятие : S=a/(a+b)*100%;

    Принятие других : L=1.2a/(1.2a+b)*100%;

    Эмоциональный комфорт : E=a/(a+b)*100%;

    Интернальность : I=a/(a+1.4b)*100%;

    Стремление к доминированию : D=2a/(2a+b)*100%;

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

Лживость +

Лживость –

Это ко мне совершенно не относится

Мне это не свойственно в большинстве случаев

Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне

Не решаюсь отнести это к себе

Это похоже на меня, но нет уверенности

Это на меня похоже

Это точно про меня

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие , а после самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие .

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

    Демахина Анастасия Валерьевна. 27 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у Анастасии Валерьевны: показатели эмоционального комфорта, внутреннего и внешнего контроля находятся выше нормы показаний, все остальные показатели находятся в пределах норм показаний. Самоприятие у Анастасии Валерьевны находится на достаточно высоком уровне, как и адаптация, и эмоциональная комфортность. Принятие других, стремление к доминированию и интернальность находятся чуть выше средней отметки.

    Анонимно.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизма и лживости – чересчур низкие, показатель принятие других – выше среднего, все остальные показатели находятся в норме данных показателей. А так же можно сказать, что у пациента Адаптация, самопринятие и принятие других находится на достаточно высоком уровне, Эмоциональная комфортность и контроль так же находятся на высоком уровне, а стремление доминировать чуть выше среднего значения.

    Майорова Надежда Николаевна. 29 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизм, ведомость – в пределах норм данных значений, показатели доминирование, внутренний контроль, эмоциональный комфорт, принятие других, принятие себя и адаптивность – выше норм данных показателей, все остальные показатели чрезвычайно низкие. По интегральным показателям можно отметить, что все показатели выражены достаточно высоко.

    Бездомникова Людмила Николаевна. 53 года.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели ведомость, внешний контроль, эмоциональный дискомфорт, непринятие других, непринятие себя, лживость и дезадаптивность находятся ниже среднего уровня и считаются чрезвычайно низкими. Показатели адаптивность, принятие себя, принятие других, внутренний контроль – высокие. Эмоциональный комфорт, доминирование и эскапизм находятся на уровне средних значений. Интегральные показатели адаптации, принятия других, интернальности, самопринятия и эмоциональной комфортности находятся на высоком уровне, а стремление к доминированию чуть перешло середину данного значения.

    Онищенко Сергей Васильевич. 55 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели лживости чрезвычайно низки, показатели эмоционального комфорта и внешнего контроля на высоком уровне, все остальные показатели находятся в пределах норм данных значений. Интегральные показатели интернальности очень низкие, показатели адаптации, принятия других, самопринятие, эмоциональный комфорт находятся выше средних значений, что указывает на их высокий уровень, а значение стремление к доминированию находится чуть выше средней отметки.

Колышкина Гульназ Василовна

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущее из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по этому эмоциональное благополучие можно считать наиболееемким понятием для определения успешности развития ребенка.

Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).

Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности - одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы решить её, необходимо опираться на более полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, на исследования ученых в этой области, а не только на представления взрослых о том, что, как им кажется, хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Кроме того, очень многое зависит и от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых - руководителя дошкольного учреждения, воспитателей, специалистов, родителей, - от их отношения к происходящему в данном учреждении, к самим себе, друг другу, к ребенку. Причины сниженного эмоционального настроения детей могут крыться как в семейных условиях воспитания, так и в условиях эмоционального климата ДОУ.

Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.

Итак, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.

Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.

Примеры игровыхситуаций:

  1. Наши добрыедела (Ситуации, направленые на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям). Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни. Сделаем выставку рисунков для наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
  2. Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье. Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками. Подготовим для малышей кукольный театр. Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
  3. Наша забота нужна всем Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги. Мы выращиваем зеленый лук и петрушку. Мы готовимся к ярмарке.
  4. Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп). Мастерская умелых рук. Избушка рукодельниц. Домик затейников. Пещера фантазий. Совет эрудитов. Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
  5. Ситуации гуманистического выбора (Неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы). Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого оределенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний (Эмоциональное развитие дошкольника / под. ред. А.С. Кошелевой. М., 2007.). Пример: 1. На шкафчиках отклеились картинки. 2. Не все краски выставлены к рисованию. 3. Не хватает пластилина для лепки. 4. На полу разлитая вода.

Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.

Итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.

Под этой мудреной на первый взгляд фразой скрываются хорошо известные всем нам чувства: тревога, неуверенность, беспокойство, страх, напряженность, раздражение, тягостные предчувствия, сильная озабоченность чем-либо, чувство вины и т.п. Этот список можно продолжить, но и без того видно, что, постоянно испытывая такие негативные эмоции, человек не может полноценно жить и работать, получая удовольствие от жизни. Говоря словами из песни, человек пребывает: «Не в ладах сам с собой и в раздоре с судьбой».

Психологи называют эмоциональным дискомфортом такое душевное, или эмоциональное состояние индивидуума, которое может нарушить его спокойную, нормальную жизнедеятельность и воспринимается самим человеком как неприятное и тягостное. А под эмоциональным (душевным) комфортом понимают состояние спокойствия и уверенности, удобства и довольства, наличие оптимизма, отсутствие навязчивых мыслей и страхов, необоснованной тревоги и чувства вины.

Конечно, каждый из нас наряду с позитивными эмоциями почти ежедневно испытывает и негативные – те же раздражение, беспокойство или тревогу, но, как правило, эти эмоции кратковременны и преходящи, поэтому надолго не выводят нас из состояния равновесия и не нарушают нашего душевного комфорта в целом. К тому же, каждому человеку дан определенный резерв психологической устойчивости, благодаря которому он может более или менее спокойно реагировать на повседневные неприятности и помехи, и воспринимать их как неизбежную часть нашей жизни.

Если же человек постоянно находится в подавленном состоянии, у него возникают навязчивые мысли или необоснованные страхи, он неуверен в себе, страдает от заниженной самооценки, мрачен и пессимистичен, то можно говорить, что этот человек постоянно испытывает эмоциональный дискомфорт.

Эмоциональный дискомфорт – это негативные эмоции, которые разрушают нашу жизнь. Основными причинами этого состояния являются тяжелые межличностные отношения, проблемы с детьми или родителями, с сексуальным партнером, проблемы в общении с коллегами или начальством, неудовлетворенность своей работой или внешним видом, осуждение или дискриминация со стороны других людей, проблемы со здоровьем, социально-бытовые проблемы – одним словом все то, без чего немыслима наша жизнь. Но все-таки главные причины, ведущие к эмоциональному дискомфорту, а далее к неврозам и депрессиям, кроются внутри нас. Мы под влиянием других людей или сами усваиваем установки, которые формируют неправильный взгляд на окружающую нас действительность и способны разрушить нашу душевную гармонию.

Например, часто можно слышать:

«Я плохо себя чувствую из-за него, нее, их…» - здесь преувеличена возможность других людей управлять нашими чувствами. Как бы сильно не влиял на нас другой человек, наши чувства зарождаются внутри нашей души и зависят в первую очередь от нас самих.

«Он, она, они не помогают мне в решении моих проблем (мало помогают, плохо помогают)» - на самом деле никто лучше нас не решит наши проблемы. К тому же, окружающие не обязаны их решать, у них есть свои.

«Это (все вокруг) делается неправильно, а на самом деле это должно быть по-другому». Многое в этом мире происходит по своим объективным законам и правилам, на которые мы не в силах повлиять. Поэтому пустая трата времени и сил раздумывать о том, принимать эти законы или нет. Нельзя изменить мир – нужно изменить свое отношение к нему.

«Чтобы это (все вокруг) стало правильным нужно изменить этого человека (этих людей)».

Очень часто за искренним желанием сделать другого человека «лучше» скрыто почти неосознанное желание сделать его удобным именно для себя, хотя, как известно, наши возможности в отношении «усовершенствования» других людей весьма ограничены.

«Я должен стремиться к совершенству во всем…». А что значит совершенство? Можно всю жизнь провести в поисках идеала и стремлении к совершенству, но так и не достичь его. На самом деле человек слабо осознает, насколько достижим его идеал и какова будет цена его достижения.

«Я должен всем нравиться и приложу все силы, чтобы добиться этого» - абсолютно тщетная затея. Нравиться всем – невозможно. А если постоянно стремится к этому, то эмоциональный дискомфорт обеспечен, а там и до депрессии недалеко.

«Я не должен открыто выражать свои чувства» - первый шаг на пути к душевному дискомфорту. Конечно, не стоит обрушивать на окружающих шквал эмоций, но если вы рады – радуйтесь, огорчены – огорчайтесь, обижены на подругу – поговорите с ней об этом и простите, не таите обиду в себе. Кстати, умение прощать себя и других людей – первый шаг к обретению гармонии с самим собой и окружающими.

«Я несчастлив» - самая бессмысленная и депрессивная установка, потому что счастье находится внутри нас. Никакие внешние обстоятельства не сделают нас счастливыми, потому что ощущение счастья – это отношение человека к жизни в целом и готовность видеть себя счастливым.

Одним словом, чтобы избежать эмоционального дискомфорта, надо смотреть на жизнь с оптимизмом, не зацикливаться на неприятностях, не давать волю негативным эмоциям и помнить, что счастье находится внутри нас. Повторюсь, внешние обстоятельства не сделают нас счастливыми и не внесут гармонию в нашу жизнь, ведь большая часть событий в нашей жизни нейтральна, мы сами окрашиваем их в черные или светлые тона, исходя из своего восприятия этого мира и готовности быть счастливыми.