Жизнь в Америке с тремя детьми: ожидание и реальность. Американцы не сторонники раннего развития

Американца можно узнать издалека: по раскованности, неспешности, умении достойно выходить из неприятных ситуаций и непременной «американской улыбке». Они очень законопослушны внешне и свободны внутренне.

Дело в воспитании?

Мы не имеем в виду страны латинской Америки, – возьмем только США – в конце концов, именно они породили Спока, Серзов и других известных гуру воспитания.

Как воспитывают детей в среднестатистической американской семье?

Семейные традиции

Говорят, нет понятия «американская нация» - и частично это верно, ведь страна молодая, и состоит в основном из иммигрантов и их потомков. И их менталитет – результат слияний разных менталитетов и культур. Тем не менее, семья для американцев – наивысшая ценность. Хотя создавать ее здесь не спешат – считают, сначала нужно самим встать на ноги, получить образование, устроиться на хорошую работу. Проще говоря, концепция такова: есть деньги–есть возможности–можно обзаводиться потомством. Потому средний возраст вступающих в брак в Америке – около 30 лет, а рожают детей женщины впервые все ближе к 40 годам – и не менее 2-3 детишек-погодок. Считается, одному малышу трудно расти среди взрослых, а детей-погодок растить легче: у них одинаковые интересы.

Отцы и дети

Американские дети, как правило, просто-таки купаются в заботе родителей, не обделены вниманием, а семейные походы на природу, пикники, экскурсии и загородные уикенды – традиция подавляющего большинства американских семей. Есть даже понятие «family day» - это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Кроме того, детишек, даже грудных, родители берут с собой всюду: в парк, в гости, в ресторан, на вечеринку, в путешествия – и это воспринимается обществом абсолютно нормально.

Мало того, в нем, обществе, все для этого приспособлено: всюду есть детские стульчики, пеленальные столики, детские комнаты. А в музеях многие экспонаты можно (и нужно) трогать руками – они рассчитаны на детей. Есть даже специальные музеи - «детские» (Children’s Museums). А вот бабушкам-дедушкам детей в Америке не принято оставлять. Считается: дети – это проблемы родителей, и коль семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Американские бабушки вообще не обременены заботой о внуках – они с удовольствием пользуются своим заслуженным отдыхом. Родители чаще всего, если есть необходимость, нанимают беби-ситтера – но это достаточно дорогое удовольствие (около7 у.е. в час).

Странности воспитания

Об отцовстве

В связи с распространенностью гражданских браков Федеральный закон США требует официальной приписки каждого биологического отца к своему отпрыску: женщина обязана заполнить анкету с данными потенциального отца, которому посылают уведомление с требованием сдать кровь на ДНК – добровольно либо принудительно, в судебном порядке (даже если он проживает с матерью ребенка). Если ДНК совпадают, отцу присуждают платить алименты ребенку – 1/3 зарплаты.

О наказании

По законам США за любые «неправомерные» действия родителя ребенок может подать на него в суд с последующими мерами вплоть до лишения родительских прав или свободы. И даже лишение сладкого и прочих удовольствий в качестве наказания может расцениваться как abuse (противоправные действия). Потому лучшее наказание – беседа. Законом также карается, если родители оставили ребенка до 12 лет одного дома или в машине.

О самостоятельности

Неотъемлемая черта американца – установка на полную самостоятельность с 18 лет. Как правило, после поступления в колледж лет ребёнок уже не живёт с родителями (живет в общежитии, либо подрабатывает и снимает квартиру), иначе рискует прослыть лузером.

О мобильности

Средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни. Зато на Рождество 25 декабря и День Благодарения 26 ноября американцы собираются всей семьей с разных концов континента, чтоб побыть в кругу близких.

О гордости

Американцы гордятся своей мультикультурностью, и в то же время – принадлежностью к американской нации – даже в подготовительном классе школы ежедневно занятия начинаются с хорового прочтения «Клятвы на верность США».

Дошкольники

Формальных детсадовских структур в Америке не так много, и стоят они подчас дороже, чем беби-ситтеры. Да и попасть туда сложно – официально они открыты только для малообеспеченных, оплачиваются казной штата. Подавляющий контингент – дети рабочих мексиканских и черных кварталов. И еду, как правило, в сад нужно приносить свою. Частные сады и, тем более, ясли (nursery) – вообще удовольствие для людей с хорошим достатком.

Зато очень распространены различные клубы-развивалки, «домашние» детсады (в которых одна мама остается на день с несколькими детьми) и различные неформальные объединения. Главная их функция – не развитие детей, а совместное времяпровождение и общение «по интересам». Потому дошкольное воспитание, как правило, сводится в основном к семейному. А обучать детей «по-настоящему» начинают только в подготовительном классе при школах.

Школьники

Учиться ребенок начинает с 5 лет – когда поступает в подготовительный (нулевой) класс при школе – там им занимаются профессиональные педагоги. Это необязательно и бесплатно. Теперь ребенка ждут 12 лет обучения. Частные школы, как правило, готовят к поступлению в престижные вузы и часто работают по принципу интерната, принимая учеников на конкурсной основе и со всех уголков страны.

Особенности американских школ

1. Четкое деление на категории:

Elementary School: начальная школа: 1-4 (5) классы.
-Middle School: средняя школа: 5 (6)-8 классы.
-High School: старшая школа: 9-12 классы.

Каждый уровень предусматривает отдельное здание, администрацию и преподавательский состав.

2. Возможность выбора учеником дисциплин в рамках определенных категорий по склонностям (например «технологии», «искусство», «иностранные языки»). Факультативно можно посещать курс сексуального воспитания. Это формирует чувство свободы уже в раннем возрасте и осознанный подход к учебе. Кстати, атмосфера на уроках тоже свободная.

3. Обилие различных воспитательных, развлекательно-познавательных и оздоровительных мероприятий, регулярные костюмированные представления, утренники.

3. Ориентация на индивидуальность, а не на коллектив: в старшей школе классов, как таковых, не существует – на каждом уроке они разные, а в обучении делается упор на практические знания и навыки.

4. Удобство – детям: в школу их возит школьный автобус, не надо носить портфели – все необходимое хранится в индивидуальном шкафчике-lockerе с замком.

5. Отметки выставляются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительная.

Студенты

Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. Особенно это касается частных вузов (Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд). Чем отличается университет от колледжа? И там, и там учатся 4 года, но в колледже научная работа, если она есть – на втором плане. Вступительных экзаменов, как таковых, не существует – выпускники проходят единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). Кроме того, необходимо заполнить специальную анкету, где указываются не только школьные оценки, но и «внеклассные» интересы, достижения, подаются рекомендации от учителей. Главное – поступить в вуз, факультет же можно окончательно выбрать в процессе обучения.

Иногда к основной специальности можно добавить дополнительные. Обучение в основном платное, но малоимущим, если они успешно прошли все тесты, платят стипендию. После 4-летнего обучения студенты получают степень бакалавра – undergraduate level. Затем можно учиться дальше еще 2-3 года, чтобы получить степень магистра или доктора философии, медицины, права. Это уровень graduate level, соответствующий нашей аспирантуре. Затем еще через два года можно получить, например, степень MBA (Master"s of Business Administration) или заниматься дальнейшей научной работой. В США высокий уровень образования гарантирует более высокий уровень доходов: американец со степенью магистра или доктора, зарабатывает, в среднем на треть больше, чем бакалавр.

Конечно, по «задорновским» меркам американцы нам – не указ, и в их воспитании и обучении есть свои недостатки, все же некоторые особенности американского воспитания можно взять на заметку.

В каждом обществе воспитание подрастающего поколения имеет свою специфику. Мы, родители, не задумываясь, воспитываем детей так же, как это делали наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Однако, как только переезжаешь в другую страну, начинаешь понимать разницу в подходе. Вот что увидела я, после того как переехала в Америку из Беларуси.

1. Американские родители всегда предлагают выбор. Будь-то одежда, еда, игрушки и т. п. Одежда не по погоде и не сочетается? Ерунда! Будет ребенку холодно — оденется, вымокнет — переоденется, если захочет. Ну, а не захочет — это его выбор.

Признаюсь, первое время сильно удивлялась детям в шлепанцах при почти нулевой температуре и внутри просто кричал голос: “Куда смотрят родители? Ведь заболеет ребенок!”. Прошло время, и я поняла — это стиль воспитания такой. И, главное, всех это устраивает, а детей не дергают по мелочам — ребенку разрешается делать все, что не угрожает его жизни.

В этом плане “наши” дети также вызывают удивление, но другой крайностью — зачем так закутывать ребенка и так им управлять, контролируя при этом чуть ли не каждый шаг?! Для нас норма — для американцев удивление.

2. Очень многие родители-американцы приучают своих чад к самостоятельности с ранних лет. Примером может служить 2-летний ребенок моих соседей, которого в течение дня родители оставляют одного (в комнате имеется видеонаблюдение!) в комнате примерно на час. Постепенно время увеличилось до 2 раз в день по часу. Сначала малыш немного пугался одиночества, но постепенно научился сам себя занимать игрой. И подобных примеров могу привести не 1 и не 2.

3. На мой взгляд, одна из потрясающих особенностей американского стиля воспитания, который, конечно, присутствует в “наших” семьях, но в гораздо меньшей мере — это совместное времяпрепровождение детей и родителей. И неважно, будет это вечерняя игра в “Монополию” или мяч, посиделки у костра или прогулка — главное, что все вместе и рядом. Семья!

4. Очень тщательно в классических американских семьях следят за вопросами морали. Даже самые маленькие дети на пляже – обязательно в купальном костюме, а европейские плавки на мужчинах и мальчиках — верх неприличия. При этом для многих моих соотечественников не считается зазорным или неприличным, когда малыш на пляже бегает вовсе без одежды, что изумляет, если не сказать по-другому — возмущает — американцев. Не единожды была свидетелем, когда “русских” родителей на пляже просили надеть на ребенка хоть какую-нибудь одежду.

5. Начиная с довольно юного возраста многих детей учат распоряжаться деньгами и заводят персональные счета. Не скажу, что на сегодняшний день это для меня удивительно (с собственным сыном я это обучение провожу с 6 лет), но чаще всего “наших” детей обращению с деньгами, счетами и чеками не учат. Максимум, что доверено — в магазин сходить с конкретной суммой и подробными мамиными инструкциями.

6. Бескомпромиссность в вопросе ответственности также, на мой взгляд, является одной из определяющих черт американского подхода. Неважно, что это будет — главное, что ребенок несет за это ответственность. Требования при этом структурны, просты и понятны, нередко прописаны на бумаге в вывешены на видном месте. Дело и ответственность за него стоят всегда превыше всего.

Что касается “нашего” воспитания, то мы, русские, более лояльны в вопросах принципов. Зачастую суровый приговор: “За свои проступки ты лишаешься… планшета, просмотра телевизора, компьютерной приставки (нужное подчеркнуть)”, после уговоров ребенка трансформируется в более мягкую версию с условиями или отменяется вообще: “Пообещай мне, что больше такого не будет, и на этот раз я тебя прощу, но, если следующий раз такое случится, то …”. Несомненно, обрадованное чадо тут же обещает все, что от него требуют, и счастливое возвращается к тому, что ранее было запрещено “суровыми” родителями.

7. Очень немногие американские бабушки и дедушки принимают активное участие в деле воспитания внуков. Ваши дети — ваши проблемы, а у нас с дедом своя жизнь! И все. Предельно четко и понятно. Поэтому американцы ходят с детьми везде, начиная с самого нежного возраста. Вариант — няня или соседская дочка-подросток, которая не прочь подзаработать (несомненно, при ответственном отношении к делу последней). Присутствие детей везде нередко удивляет вновь прибывших иммигрантов.

Что же до граждан США, то их удивляет другое — почему, вырастив детей, “русские” бабушки и дедушки, вместо того чтобы получать от жизни удовольствие, взваливают на свои немолодые и некрепкие плечи новый груз ответственности за следующее поколение.

8. Многих русских, и я не исключение, удивляет такой факт, как отсутствие в Соединенных Штатах декретного отпуска и возможности воспитывать ребенка до того момента, когда он станет более самостоятельным и сможет полноценно участвовать в социальной жизни.

Когда я сказала, что на родине у нас декрет длится 3 года, американцы буквально засыпали меня вопросами по поводу того, как это, иметь возможность воспитывать ребенка до достижения им 3-летнего возраста и при этом: 1) не потерять рабочее место; 2) получать ежемесячное денежное пособие.

9. Материальное поощрение детей за домашнюю работу также непривычно для русских. Но этот факт существует в очень многих американских семьях. Выполнил работу качественно — получил денежный бонус. Некачественно — переделывай, а деньги только после того, как родители получат удовлетворительный результат.

10. То, что так отличает американских детей от “наших” — это индивидуализм. СССР и его коллективизм не так далеко отошел от нас. Теперешние 40-летние — по-прежнему “рожденные в СССР”. И дети наши тоже покрыты этим ментальным налетом, как бы мы ни стремились его нивелировать. Здесь, пожалуй, хорошо подходит притча про веник, когда один прутик ломается, а много — нет. Американские дети другие. Они растут в условиях культированной и тщательно взращенной индивидуализации. Их мнение учитывается. На индивидуализацию личности направлена вся система образования и воспитания, начиная с семей и заканчивая многими бизнесами. Получается это сделать или нет — это уже вопрос другого порядка…

Общаясь со многими американцами, я вижу, насколько силен миф, что “русские” — это “ушанка, водка и медведь”, а американцы — “толстые гамбургероеды”. Но постепенно это взаимное удивление стирается, и окружение привыкает к нестандартному поведению, и так приятно видеть, как постепенно отходят в сторону стереотипы, а люди начинают понимать, почему мы и наши дети такие, какие есть.

Почему выражение «маменькин сынок» имеет негативное значение в России и позитивное — в США? Об этом и многом другом в сегодняшней статье про американское воспитание! 😉

Моя статья предназначена для тех, кому интересны другие модели воспитания. В статье я излагаю факты, с которыми мне пришлось столкнуться в США. Я не психолог и не пытаюсь вас учить воспитывать детей. 🙂

Американское воспитание — как все начинается?

Как говорит моя мама, от осинки не родятся апельсинки! 🙂 Все знают, что американцы привыкли вести себя дружелюбно с незнакомцами. А дети, как известно, копируют поведение окружающих, особенно, родителей. Однажды в магазине животных я подошла к клетке с кошкой, стою, любуюсь. Тут прибегает мальчонка и останавливается впереди меня, начинает что-то эмоционально лапотать. Его мама, увидев это, пожурила его, что он мне не сказал «excuse me», то есть он как бы меня блокирует, мешает мне. Но он мне совсем не мешал, он же маленький. Тем не менее без «excuse me» тебя автоматически считают грубияном.

Они и в магазинах, проходя мимо друг друга, говорят excuse me, даже если находятся на расстоянии метр друг от друга, то есть чисто теоретически не могут мешать друг другу. Ну, может быть, это еще одна форма приветствия такая. Вместо hello – excuse me... (об особенностях американского менталитета я писала .)

Вообще российское воспитание во многом схоже с американским, но есть и особенности.

Американское воспитание — основы

  1. Они начинают приучать к самостоятельности с младенческого возраста. Некоторые «продвинутые» мамочки даже имеют специальные методики воспитания, которыми я с вами сейчас поделюсь. Ее ребенку 1,5 года, и она дважды в день оставляет его одного в комнате, дабы он привыкал к самостоятельности. Дважды в день по одному часу. В комнате есть видеонаблюдение, поэтому за ним можно присматривать из другой комнаты. Ребенок сначала немного поплачет, но через какое-то время успокаивается и может самостоятельно играть. Если он не успокаивается в течение 15 минут, «испытание одиночеством» нужно, конечно, прекратить.
  2. Детям дают понять, что семья — это самое важное в жизни. Например, вышеописанная мамочка имеет следующую методику: каждый вечер семья собирается вместе, родители и дети. Дети играют, а родители в это время мило беседуют рядом, что-то обсуждают. Здесь родителям обязательно быть дружелюбными и любящими, иначе толку от такого метода – ноль. Дети должны видеть, что родители проводят время вместе, что они любят друг друга, и что семья – это важно. У них также существует понятие «family day», когда семья проводит целый день вместе.
  3. Американское воспитание имеет определенные табу. Здесь воспрещено оскорблять ребенка, повышать на него голос, а тем более шлепнуть по попе или дать подзатыльник. Во многих штатах это не только не принято, но и уголовно наказуемо. Вас также могут лишить родительских прав. Хотя у нас в Техасе к шлепку по попе относятся нормально, считают это обычным воспитательным процессом.
  4. Детей приучают к ответственности в бескомпромиссной форме. Здесь вам не будет «мама, я больше так не буду». Воспитание последовательное, твердое. Это не так, как у нас: наказали, теперь ребенку «на компьютере играть нельзя», ребенок молит, сердце мамы не выдерживает, берет мама 33 обещания и играть снова можно. Ох уж эта широкая русская душа! 🙂 Здесь нельзя – значит нельзя. Без исключений. Однажды, когда моему мужу было лет 16, ему захотелось взять машину его деда, проехаться по дворам. Взрослые обнаружили пропажу машины и позвонили 911. Он был дома уже буквально через 10 минут, где его уже встречали вместе с полицией. Это не единичный случай, его друг, однажды взял родительское золотое кольцо и заложил его. Его родители также позвонили в полицию. Здесь 11-летнего ребенка могут обязать к принудительным работам, если он ввязался в драку.
  5. К моральной стороне воспитания относятся тоже очень серьезно. Даже самые маленькие дети на пляже – обязательно в купальном костюме. К тому же девочки всегда носят под юбкой короткие шорты, дабы всё было прилично. 🙂
    Я вообще не понимаю, зачем детей голых на пляж выводить... Здесь ни при каких обстоятельствах ваши дети не могут видеть вас раздетыми – это растление малолетних. К растлению также относят тот случай, когда вы загораете на своем заднем дворе топлес, а дети ваших соседей вас случайно увидели.
  6. Детей не дергают по мелочам. В этом американское воспитание схоже с голландским. В «дергании по мелочам хуже нас только, наверное, польские мамаши. А что получается в итоге? 100 замечаний – и вы становитесь «фоном» для вашего ребенка. Какая разница, что делать, если вы все равно не довольны? А право на собственное мнение дети у нас, как правило, отстаивают с кулаками.
    Эх, куда уж деваться, да, мы такие. Или вы не такие? В США же, напротив, ребенку разрешается делать все, что не угрожает его жизни. Я слышала, что в Германии вообще некоторые родители стоят и спокойно смотрят, как ребенок ест ложками песок. Какой результат ожидают от такого воспитания? Говорят, дети вырастают свободными и раскованными (если песок был хороший 🙂) Попробовали — обожглись. В следующий раз пробовать не будем.
  7. Детей нельзя оставлять без присмотра. Это касается и магазинов, и улицы. В некоторых штатах, если люди увидят ребенка одного в отделе, могут сразу позвонить 911 (видимо, в тех штатах, где похищение детей распространено). В некоторых штатах запрещено оставлять детей до 12 лет одних дома.
  8. В школе детей хвалят за малейшие достижения. Хвалят всех без исключения. А если ребенок отстал от программы — об этом узнают только его родители, т.к. оценки передаются им в закрытом конверте и обсуждаются наедине с учителем.
  9. Американское воспитание направлено на коллективизм. Например, в американских школах (о которых я писала подробнее ) за чтение книг дают баллы, эти баллы складываются и так класс может выиграть приз. Таким же образом вся школа рисует рисунки, после чего эти рисунки складываются и получается название школы во всю стену.
  10. В США очень распространены понятия «мамин сынок» и «папина дочка». Эти понятия имеют только позитивные значения и показывают связь мамы с сыном и дочери с отцом до подросткового возраста. Когда девочек начинают интересовать мальчики, косметика и мода — они всё больше и больше обращаются к маме. То же самое происходит с мальчиками, когда они взрослеют.

Ах, да... по поводу любимого российского упрека Америке — «стреляют». Тяжело жить в обществе неорущих людей, иногда так хочется заорать, а непринято. Сдерживаешься-сдерживаешься, а потом и за автомат возьмешься... 🙂 (о преступности в США я писала


Американское образование и воспитание глазами русского учителя. Что меня поражает в Америке? То, что по сравнению с Россией здесь «все наоборот». В семье родился ребенок. Папа присутствовал при родах, помогал, участвовал. «Мы рожали». Дитя сразу же приезжает в свою, заранее приготовленную для него, комнату, чтобы своим присутствием не мешать родителям вести привычный (по возможности) образ жизни. Соску лучше не давать. Надо вместо этого научить сосать пальцы, если еще не умеет. Зачем пальцы? Как зачем? Чтобы был независим от взрослых, вдруг соска выпадет, а подать-то и некому.

Независимость превыше всего. Начинается она от рождения. Будет свято взращиваться всю жизнь и заботливо оберегаться до самой смерти. А сейчас пусть дитя приучается себя успокаивать сам. У меня в школе 6 -- 7-летние дети сосут пальцы. Как замечтаются или расстроятся, так сразу большой пальчик в рот.

В кроватку к ребенку кладется плюшевый мишка или еще какая-нибудь мягкая игрушка. Дитя будет спать с ней иногда до... совершеннолетия. Друг моего старшего сына не забывал захватить своего сильно истасканного мишку, когда приходил к нам с ночевкой, лет так до 13 как минимум. Часто эту роль выполняет детское одеяльце или пеленка: у меня в школе семилетняя девочка не расстается со своей детской пеленкой. Взрослые говорят, что это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, так ему не очень одиноко в этом мире.

Здесь очень много говорят о синдроме внезапной детской смерти, еще его называют колыбельной смертью. Ребенок умирает от удушья. Случается это без какой-либо видимой причины в возрасте до года, во время сна и, что главное, в кроватке. Это никогда не происходит на руках. Если находиться рядом и при сбое дыхания ребенка взять на руки, дыхание восстанавливается и ничего не происходит.

Предлагаются разные решения этой проблемы, много обсуждается поза, в которой лучше укладывать малыша, на животик, на спинку или на бочок. При этом ребенок оставляется на ночь в другой комнате. Взять его к родителям нельзя, ведь им надо заниматься сексом, а при ребенке, даже новорожденном, это по местным понятиям совершенно недопустимо.

Американский пуританизм в его современном виде в совмещении с ранним посвящением (лет так с 12 -- 13) в секс, практикуемый как вид спорта, -- нечто совершенно особенное и интересное само по себе. Вернемся пока к воспитанию детей.

Дитя растет, его заваливают игрушками в невиданных по российским понятиям количествах. Сколько подарков приносит Дед Мороз на Новый год? Здесь на Рождество Санта принесет маленькому американцу штук 5 или 6, столько же будет от мамы с папой, есть еще родственники, бабушки и дедушки. Если судить о любви по количеству того, что приобретается за деньги, то американские родители, наверное, самые любвеобильные на свете.

Интересно наблюдать за детьми, разрывающими красивые обертки с подарков под елкой и недовольно отбрасывающими их после этого в сторону. Столько ожиданий и столько разочарований! Угодить очень трудно. Поэтому заранее составляется список всего, что хочет в данный момент левая нога. Такой же список составлялся и родителями малыша, когда те женились. Они шли в магазины и вносили там в компьютер все, что хотели бы получить в подарок на свадьбу, потом приглашенным давали список магазинов, и они могли выбрать там подарок, заранее выбранный молодоженами. Если же упрямые гости проявляют своеволие, то их непрошенные дары часто просто сдаются обратно в магазин. После Рождества такие возвраты тоже очень распространенное явление.

Обычно в каждом «школьном районе» есть несколько начальных школ, одна «средняя» и одна «высшая» школа. Чаще всего все они разбросаны по всему району. Обучение начинается с полных пяти лет. Нулевой класс называется «детским садом», за ним следуют еще четыре или, в некоторых районах, пять. Следующий этап -- 6 -- 8-е классы. Эта школа называется «средней», располагаться она будет в другом здании. С 9-го по 12-й класс -- «высшая школа», здание опять же другое.

В школе, которую окончил мой старший сын, с 9-го по 12-й класс обучалось полторы тысячи человек. В его классе было человек 300. Не то чтобы они все вместе присутствовали на каком-либо уроке, просто класса как такового у них вообще нет: начиная со средней школы, они идут на каждый урок в разном составе. Собственно, тасовать их начинают с детского сада.

Каждый год всех заново перемешивают и дают нового учителя. Учителя, как правило, преподают только на одном уровне, например только в первом или во втором классе, и так далее. Бывают и исключения, но редко. На мой вопрос директору школы, где обучался в то время мой старший сын, зачем их перетасовывают, мне ответили, что делается это для того, чтобы дети знали как можно большее количество детей и не привязывались к кому-то конкретно. «Ничего, что они в этом году оказались с другом в разных классах. У вашего сына будет много новых друзей! Это еще лучше!»

Привязанность здесь -- скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и ДЛЯ СЕБЯ -- самое главное. А вот агрессивность -- положительное, означает силу, напористость, умение добиваться СВОЕГО -- это качества лидера. А зачем меняют учителей? А это чтобы, если тебе плохой учитель достался, так на следующий год его уже не будет. А в одном только классе они преподают, потому как это легче делать. Узкая специализация. Представьте себе учителя математики, разбирающегося в основном только в алгебре для 6-го класса.

При системе, где дети на каждый урок идут в разном составе, и перемены только 3 минуты, чаще всего глубоких дружеских отношений не образуется, хотя бывают опять же и исключения.

Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», -- говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Встречаются «друзья» для того, чтобы что-то делать вместе.

Например, поиграть в баскетбол или на компьютере, съездить в магазин. Если погода плохая, пойти некуда, новых компьютерных игр нет, то и встречаться незачем. На мой вопрос старшему сыну, имевшему в «друзьях» полрайона семиклассников, почему он сегодня, в субботу, сидит дома и не позвонить ли ему Джордану или Стиву и не позвать ли их к нам, я могла услышать что-то типа «да на улице же дождь и в баскетбол не поиграешь» или «мы уже побили все игры, которые у нас есть, и теперь у нас делать нечего». Короче, просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия. Ситуация несколько изменится, когда одним из таких занятий станет секс.

Дело это все же не такое простое, как игра на игровых приставках, тут хочешь не хочешь, а общаться приходится, поэтому начинают встречаться и собираться почти что «просто так». От друга многого не ждут, претензий не имеют, особой верности не хранят. Друзья часто меняются без особых трагедий.

Еще одна интересная деталь, которая не перестает поражать меня в школе, где я работаю. Дети рассаживаются в классе сами, группами, с теми, с кем дружат. Начинаются болтовня и игры, списывание, что и понятно, делаешь кому-то замечание, и тут все сразу же начинают сваливать на «друга», причем так горячо обвиняют его во всех возможных грехах, что кажется, больше уже никакой дружбы между ними и быть не может, ан нет, все остается без изменений. «Друг» поступит в подобных обстоятельствах так же. Всем, безусловно, понятно, что своя шкура ближе к телу. Обижаться тут не на что.

Индивидуализм проповедуется и воспитывается яростно, хотя результат чаще всего бывает обратный. Мне понравились фотографии, сделанные старшеклассниками моей школы во время поездки в Питер. На девяти из каждых десяти фотографий были... сами дети, не дети на фоне, скажем, Невского или на Дворцовой площади, нет. Дети в аэропорту, дети в комнате, дети где-то там еще, трудно сказать где. Главный объект фиксируемой в данный момент истории не новая, чужая страна, не они сами в этой стране, ТОЛЬКО ОНИ. На стенде в школе, где учился мой сын, висит стенная газета с фотографиями поездки во Францию. И что же? Кроме Эйфелевой башни, одни американские мальчики и девочки то в столовой, то в аэропорту, то в комнате в отеле, где они жили... И при всем при этом, что касается индивидуальности, то именно ее-то чаще всего и не хватает американцам.

Сравнивая русских, ливанских и американских детей, я могу сказать, что у первых и вторых гораздо больше индивидуальности как в одежде, интересах, манере себя держать, так и во взглядах. В 1991 -- 1992 годах я преподавала в университете курс по русской культуре. При обсуждении на уроке любой темы в классе самое большее было два мнения. Отличались они друг от друга так же, как отличаются позиции демократов и республиканцев. Молодое население оставалось строго в партийных рамках. Поражала при этом пассивность аудитории. Расшевелить их, вызвать интерес к чему-то, не имеющему непосредственного отношения к их быту, было очень трудно. Больше всего это напоминало недавно оставленный мною Советский Союз. Разница была только в том, что там свое мнение публично высказывать просто боялись, но все же его имели, здесь же идеология не спускается сверху, ею пропитаны сами массы.

В полном смысле «народ и партии едины». Мне даже один раз угрожали на уроке. На мое замечание, что неплохо было знать немного о тех странах, куда Америка без конца сует нос, студенты спросили меня, не боюсь ли я, иностранка, делать такие замечания, ведь это звучит как-то «против их страны». Я выразила удивление и поинтересовалась, что случилось со «свободой слова».

Знаете, как у нас относятся к ябедам? В Штатах же ябедничать старательно приучают с детства. При возникновении любого конфликта надо сразу же прибегнуть к помощи взрослых. Если ты ответил ударившему или оскорбившему тебя, то неважно, кто прав или виноват, а наказаны будут оба и при этом одинаково, разбираться в этом никто не будет, каждый ответит за свои личные действия, чем бы они ни были вызваны. И это не только у детей. Ябедничать вменяется в обязанность каждого гражданина. Увидел, что где-то кто-то от правил отступил, -- сообщи, выполни свой гражданский долг. Неважно, кто это сделал, друг или родители, сообщи, чтобы вовремя были приняты меры.

В возрасте семи лет старший сын, придя как-то из школы, заметил, что, мол, «будете кричать на меня, уроки заставлять делать, позвоню в полицию, нам сегодня учительница сказала, что, если нас дома обижают, надо набрать 911, придет полиция и разберется». Через десять лет, когда 7 лет исполнилось младшему сыну, он, наблюдая наши попытки заставить старшего брата заниматься, просто взял и набрал эти самые 911, потом, правда, испугался, повесил трубку, но нам сразу же «оттуда» перезвонили. На вопрос, зачем он это сделал, ребенок сказал, что это потому, что мы на брата кричали, а в школе им сказали, что надо делать в этом случае.

Сын моей местной русской подруги тоже угрожал своим родителям привлечением полиции к разрешению конфликта поколений и тоже примерно в 7 лет. А уж о том, что происходит в школе, и говорить не приходится. Исключение составляет только такая вещь, как наркотики. Тут будут хранить молчание. Дело это серьезное, за это могут убить.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 18 минут

А А

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются основные принципы воспитания малышей в разных странах?

Америка. Семья – это святое!

Для любого жителя Америки семья – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папы успевают уделить время и женам, и детишкам, и не только по выходным дням.

Особенности воспитания детей в Америке

Америка. Особенности менталитета

Италия. Ребенок – дар небес!

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит.

Особенности воспитания детей в Италии

Италия. Особенности менталитета

  • Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными.
  • Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом.
  • Они не терпят критики и не меняют своих привычек.
  • Итальянцев все устраивает в своей жизни и стране, которую они сами считают благословенной.

Франция. С мамой – до первой седины

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Особенности воспитания детей во Франции

Франция. Особенности менталитета

Россия. Кнут и пряник

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец – кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше – либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Особенности воспитания детей в России

Россия. Особенности менталитета

Особенности русского менталитета прекрасно выражены всем известными афоризмами:

  • Кто не с нами – тот против нас.
  • Зачем упускать то, что само плывет в руки?
  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое.
  • Бьет – значит, любит.
  • Религия – опиум для народа.
  • Вот приедет барин, и нас рассудит.

Загадочная и таинственная русская душа подчас непонятна даже самим русским.

  • Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут.
  • Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди.
  • Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.
  • Основа русского менталитета – это чувства, свобода, молитва и созерцание.

Китай. Приучение к труду с пеленок

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Особенности воспитания детей в Китае

Китай. Особенности менталитета

  • Основы китайского общества – это скромность и покорность женщины, уважение к главе семьи, строгое воспитание детей.
  • Детей растят, как будущих тружеников, которые должны быть готовы к тяжелой многочасовой работе.
  • В повседневной жизни китайцев бессменно присутствует религия, соблюдение древних традиций и вера в то, что бездеятельность – символ разрушения.
  • Основные качества китайцев – упорство, патриотизм, дисциплинированность, терпение и сплоченность.

Какие мы разные!

В каждой стране – свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду. В Южной Корее дети до семи лет – это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям .