Всем назло: почему подростки принимают «плохие» решения? Подростковый возраст. Почему подростки по-разному проходят кризис взросления

В конце 2015 года к нам стали обращаться родители, учителя, директора школы, которые спрашивали, что происходит с подростками. А происходило, по их мнению, что-то необычное, поскольку привычные к кризису подросткового возраста люди не понимали, что происходит и что им делать.

Например, они говорили, что:

  • С подростками совсем не получается говорить – они не возражают, не спорят, не отстаивают свою точку зрения, как обычно бывает в подростковом возрасте, а молча разворачиваются и уходят;
  • Их трудно вообще разговорить, сделать так, чтобы они начали раскрываться;
  • Они резко замыкаются и уходят в себя, не заканчивая мысль;
  • Подростки быстро уходят в эмоции - плач, крик, как дети помладше;
  • Нынешние подростки по особому безэмоционально оскорбляют. Они словно выносят приговоры, но сами не замечают этого;
  • Подростки ищут ответы на вопросы о жизни, учебе, общении, но не могут найти удовлетворяющих им объяснений, поскольку чего-то ключевого не хватает. Чего именно не хватает – неясно. А ведь еще несколько лет назад, совсем недавно, получалось поговорить, найти зацепку, объяснить.

Одновременно со всем этим многие подростки хорошо учатся, умеют хорошо говорить и выражать мысли (это сейчас постоянно отмечают взрослые), ходят на множество дополнительных развивающих программ. Правда, не всегда знают, чем будут заниматься в будущем. Получается, что нынешние подростки умные, но внешне жесткие, даже порой жестокие подростки? Или нет? Кто они такие?

Проанализируем, что произошло и почему сейчас сформировались именно такие подростки с поколенческой точки зрения.

Нынешние подростки относятся к пограничному поколению Миллениум-Хоумлендер (2000-2006 г.р.): они родились на стыке поколений и часть ценностей взяли от поколения Миллениум (1985 - 2003г.р.), а часть от поколения Хоумлендер (2003 - 2024 г.р.). Комбинация ценностей именно этих двух поколений и может быть частью нынешней ситуации. Проанализируем особенности обоих поколений.

Что пришло от Миллениумов?

  • Громкие слова и быстрые действия, без анализа последствий и разговора про чувства. Миллениумы в детстве услышали сообщение, что надо открыто высказывать любое мнение – ведь у нас в стране «Гласность!». Что представители поколения и делают. Для них ценностно важнее высказать мнение, предпринять действия, а не думать о чувствах человека, которые их высказывание вызовет.
  • Пройдены разные сценарии и уровни взаимодействия, но они не прочувствованы на себе. Миллениумы играли в разные игры на приставках и компьютерах, видели их трансформацию: игры за время их поколения стали интереснее, насыщеннее, разнообразнее по сюжетам. Действия в играх были, а вот эмоций, которые проживает герой события, а не игрок, было недостаточно: важнее было пройти уровень, а не переживать. Не хватило эмоций, когда человек в личной практике проживает на себе разные ситуации, когда его затрагивает сделанное им.
  • Непонятные смыслы. Миллениумам не очень понятно, к чему стремиться и что делать, чтобы быть хорошим человеком. С ними это не успели проговорить, натаскивая поколение во всем мире на тесте и ЕГЭ. Вот поколение и не знает «что такое хорошо и что такое плохо», «где заканчивается игра».

Что пришло от Хоумлендеров?

  • Мало опыта живого взаимодействия: проявления и понимания эмоций. В их детстве, по сравнению с другими поколениями, оказалось немного ситуаций, когда они сами взаимодействуют со сверстниками. Хоумлендеры проводят много времени со взрослыми, под присмотром. Поэтому они не очень хорошо проработали разнообразное личное взаимодействие. Теперь, когда им надо решить конфликтные ситуации, извиниться или поддержать человека – они просто не знают, как это сделать. Им не хватает разнообразия опыта – как правильно проявить свои эмоции. Одновременно им не хватает опыта понять, что чувствует другой человек.
  • Мало личных ошибок при взаимодействии. Представители поколений не сделали достаточного количества ошибок во взаимодействии, не набрали критической массы ситуаций – чтобы понимать, где граница.

Что делать с подростками?

  1. РАЗГОВАРИВАТЬ! Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.
  2. Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для двух сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.
  3. Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нам нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Родителям подростков Миллениум-Хоумлендер, многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми . Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга. Которые сердца и души затронут по-настоящему.

Почему они ходят на митинги, хотят любви и занимаются сексом

Если интересно, почему ваш ребёнок, став подростком, начал вести себя совсем не как тот десятилетний ангел, лучше пойти к подростку, а не в интернет. И попробовать с ним поговорить. Но если разговаривать он отказывается - ладно. Можно забить свои вопросы в поисковой строке и надеяться, что все ответы найдутся, а тревоги пройдут. «Мел» вместе с «Яндексом» собрали самые популярные* запросы о подростках.

1. Почему врёт подросток

Вопрос, на который, наверное, вообще ответа не существует. В принципе, врут примерно все. И взрослые тоже. А потом, если за правдивый ответ подросток может получить порцию недовольства от своих родителей, то и смысла говорить правду нет никакого.

2. Почему подростки не хотят учиться

Тут причин может быть столько, что все не перечислишь. От банальных лени и подросткового бунта, до, например, проблем в школе вроде буллинга . В последнем случае нужно открыто поговорить с ребёнком: может, условная Марья Петровна назвала его идиотом, и теперь он думает, что всё пропало. А вот если дело в прокрастинации, помогите подростку организовать его работу организовать его работу: вместе составьте план занятий, помогите разобраться в заданиях, не ставьте невыполнимых задач (и объясните, что так делать - себе вредить).

Кажется, потому что многое в жизни подростка меняется: физиологические изменения, психологические. Из детства - в более осознанный возраст. Но это не точно.

4. Почему подростки закрывают лицо на фото

Это можно спросить у своего подростка (если такой есть дома). Но вообще, отношение к себе у подростков часто критичное и не всегда адекватное. Поэтому ощущение «я урод/уродина, только не фотографируйте» - нормально. И потом проходит.

5. Почему идёт кровь из носа у подростка/почему выпадают волосы у подростка/задерживается менструация/появляются растяжки/хрустят суставы и тому подобное

Причин, по которым у взрослого человека или подростка может идти кровь из носа, много. То же самое - с выпадением волос. Это может быть в рамках нормы, а может говорить, например, об эндокринных заболеваниях. В любом случае, если речь идёт о здоровье вашего ребёнка, лезть в интернет и доверять сомнительным форумам - плохая затея. Лучше сходите к нормальному врачу.

6. Почему подростки агрессивны

16. Почему подростки нуждаются в карманных деньгах

Деньги нужны всем и всегда: обед в школе, поход в кино, кафе, покупки, которые можно сделать, не оглядываясь на родителей и не отчитываясь за какие-то мелочи. Карманные деньги - отличный способ научить ребёнка управляться с деньгами, а в будущем не вырастить того, кто промотает свои деньги и ваши заодно. Расскажите ребёнку о семейном бюджете , вместе посчитайте возможные расходы подростка и определите понятные суммы, которые вы готовы давать. И хватит ждать подвоха и думать, что все деньги подросток спустит на развлечения в сомнительной компании.

17. Почему подростки курят

Опять немного про мозг. Центр удовольствия расположен внутри лимбической системы (именно она развивается очень активно в подростковом возрасте). Именно центр удовольствия восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. Поэтому подростки впадают в зависимость от веществ гораздо проще, чем взрослые. Так что тут правильнее спрашивать не «почему курят», а «почему начинают». Вот тут и правда можно говорить про влияние компании и опыта семьи. Если в окружении курят, шанс, что это же начнёт делать подросток, - довольно высокий.

18. Почему подростки жестокие

О каких проявлениях жестокости идёт речь, не совсем понятно. Спускать кошку в мусоропровод - это уже что-то не вполне здоровое. Тут надо, скорее всего, к психологу (или хотя бы начать с текста нашего блогера Анастасии Мироновой «12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра»). А может быть ваш ребёнок стал буллером и травит в школе одноклассников. И хотя травля - это системный сбой школьного коллектива , решить проблему можно. Только для этого должны приложить усилия и учителя, и родители, и ученики.

19. Почему болит сердце у подростков

Если вопрос серьёзный и про здоровье - к врачу. Если это метафора душевных состояний - вспомните себя. Клише «трудный возраст» не такое уж плохое. Если подростку грустно - будьте рядом. Не пускают в комнату - не злитесь. Рано или поздно подросток выйдет на ужин.

20. Почему подростки матерятся

Во-первых, так проще выразить отношение к событиям, которые вызывают сильные эмоции. Во-вторых, способ показать «я уже не ребёнок - мне можно». И посмотрите на себя. Если вы любите крепкие выражения и не стесняетесь их использовать, почему бы подростку, глядя на вас, не делать то же самое. А если вас всё-таки не устраивает, что ребёнок матерится как сапожник, .

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Подростковый возраст - трудное время не только для родителей, но и для самих детей. В это время родители часто понимают, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, в это время часто всплывают ошибки воспитания - они понимают, что нужно что-то менять.

Мы в сайт решили выяснить,что так часто мешает нам, родителям, построить крепкие, теплые отношения с подростками и не потерять их доверие.

13. Настаиваете на откровенности

Многим родителям сложно принять, что повзрослевший ребенок допускает их не во все сферы своей жизни. Часто они начинают требовать большей откровенности от ребенка. Но подростку крайне важно чувствовать свою самостоятельность, опираться на собственное мнение. Чем больше он ощущает давление на себя, обиду со стороны родных, тем сильнее начинает закрываться и защищать свое личное пространство: уходит от откровенности, начинает обманывать.

12. Нарушаете личное пространство

Порой из самых благих побуждений родители начинают проверять карманы, сумку, переписку подростка. Делая так, мы не только проявляем неуважение к ребенку, но и обесцениваем его личное пространство, а ведь он еще только начинает пробовать обращаться с ним.

Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе. Стоит приложить усилия, чтобы контроль стал результатом открытой и честной договоренности между вами и ребенком.

11. Игнорируете мнение подростка

Когда родители не интересуются мнением ребенка, не принимают его в расчет - он чувствует, что оно для родителей не важно, и делает выводы, что его не любят и не уважают.

Такое поведение может спровоцировать в ребенке агрессию . Возможен и второй вариант: ребенок сдастся в ответ на вашу настойчивость и однажды может просто потерять способность принимать решения самостоятельно.

10. Предъявляете размытые требования

Конечно, на уровне здравого смысла ребенок поймет вас, но реализовать требование ему бывает очень сложно, поскольку критерии довольно размыты.

Со временем это может привести к большому расхождению во мнениях между вами : ребенок будет считать, что уже соответствует предъявленным требованиям в полной мере, а вы - что всегда есть к чему стремиться. Чтобы избежать этого, стоит точно представлять, чего вы хотите, и научиться так же точно говорить об этом детям.

9. Обесцениваете его чувства

Родителям часто кажется, что дети излишне драматизируют события. Но если ребенок регулярно не получает поддержку со стороны близких, он чувствует себя отвергнутым и закрывается еще сильнее. Либо начинает протестовать против родителей и вести себя агрессивно.

Старайтесь воспринимать всерьез все то, что происходит с ребенком, уважайте его чувства, цените его доверие. Дайте ему знать, что он понят и принят, что его чувства для вас важны.

8. Не всегда последовательны

Порой, чтобы ребенок выполнил требования, родители прибегают к заранее невыполнимым обещаниям или угрозам. Но, когда желаемая цель достигнута, забывают о своих словах или же просто не спешат их выполнять.

Но стоит помнить: подростки очень щепетильно относятся к выполнению обещаний взрослых. Если раз за разом близкие будут говорить пустые слова - ребенок перестанет верить им. Так родители потеряют авторитет в глазах подростка.

7. Слишком много учите его жизни

Не стоит превращать свою родительскую власть в диктат. В противном случае это просто может привести либо к жесткому отпору и агрессии со стороны ребенка, либо вы просто рискуете сломать его целостность и самооценку.

Родителям подростков стоит стремиться к разумным компромиссам. Принимать решения совместно с ребенком, идти на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. Стоит учиться видеть в ребенке прежде всего личность, которую нужно уважать.

6. Живете его жизнью

Когда вся жизнь родителей построена только вокруг ребенка, растворена в нем - это уже явный перебор. Дети, перенимая отношение родителей к самим себе, могут начать так же явно пренебрежительно относиться к ним.

Родителям стоит уделять время собственным интересам, находить время для отдыха. Без этого крайне сложно выстроить правильные отношения с ребенком, а ему - сложно гордиться своими родителями и ценить их.

5. Не интересуетесь его жизнью

Не зная того, чем живет ребенок, что его интересует, невозможно построить с ним доверительные отношения, которые так важны в подростковом возрасте.

Если вы попытаетесь больше узнать о том, что происходит в жизни ребенка, о его увлечениях и покажете свою осведомленность, то заслужите его расположение, вам будет о чем поговорить.

4. Постоянно критикуете

Часто родители считают, что хвалить нужно только за отличные оценки. Однако подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах. Ребенку это придает силы двигаться дальше, помогает легче переживать неудачи.

Здоровую критику при этом никто не отменяет. Но всегда стоит сдерживать эмоции и помнить, какую цель вы при этом ставите: наказать ребенка? Выразить свое отношение к поступку? Помочь ему осознать свою неправоту? Или решить вместе с ним проблему?

3. Близко не знакомы с их друзьями

Родителям будет не лишним познакомиться с ближайшим кругом общения своих детей. Для этого бывает достаточно просто почаще приглашать их в гости на чашечку чая с пирогом.

Это не только укрепит ваши отношения, но и поможет быть спокойными за собственного ребенка. Если вас очень настораживает кто-то из друзей подростка, вы сможете деликатно обсудить это с ним. Полагаясь на ваше мнение, он и сам сделает вывод по поводу своего товарища.

2. Не проявляете к нему уважения

Конечно, порой ребенок становится виновником ситуаций, в которых сложно сохранять терпение. Но думать, что произнесенные повышенным тоном аргументы станут весомей, -заблуждение. Для него они будут означать ваш срыв и его правоту.

Если ситуация будет повторяться - подросток просто перестанет обращать на вас внимание, перестанет вас уважать. Что превратится в конце концов в замкнутый водоворот.

1. Проводите мало времени вместе

Это только на первый взгляд кажется, что подростки совсем уже большие и не нуждаются в родительском внимании и ласке. Даже если у вас совсем мало времени - пусть качество заменит количество. В будни достаточно проводить вместе по полчаса-часу, но без отвлечений на свои дела, выходные можно посвятить совместному походу, просмотру фильма или играм.

Если же совместная жизнь родителей и подростка сводится только к формальному общению, он может начать чувствовать себя ненужным, незащищенным, ощущать безнадежность, иметь слабую самооценку.

Чаще всего у родителей возникает вопрос: "Отчего у моего ребёнка подростковый возраст проходит так напряжённо, а у некоторых детей, которые с моим ребёнком учатся в одном классе, проблем значительно меньше?".

Давайте разбираться. Поговорим об индивидуальных особенностях подростков. К сожалению, в современной школе и в семье к ребёнку относятся не как к личности, имеющей вполне определённый характер, а как к человеку, имеющему интеллект и определённые способности. О характере говорят, как правило, с негативным оттенком: "Ну и характер у него", "Ты мне характер свой решил показать?!" и т.п. Наличие характера словно мешает ребёнку, особенно если он живой, подвижный и сильный. Имея такой склад характера, ребёнок способен противостоять психологическому давлению со стороны взрослых и ровесников.

Психологи установили, что примерно 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер. Он гибкий, устойчивый к стрессам с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Представляете, 60% оставшихся людей имеют несбалансированный характер?! А у тинейджеров эта цифра ещё больше — почти 95%! Несбалансированный характер ещё называют акцентуированным .

В психологии акцентуациями называют крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты очень усилены. Если сказать проще, то для человека с определёнными акцентуациями (особенностями) характера бывает психологически трудно выносить некоторые ситуации, хотя в других ситуациях он может чувствовать себя вполне нормально. Давайте сразу определимся, что акцентуированный характер считается не патологией. С психикой таких людей всё в полном порядке.

Всего выделяют 11 основных типов характера. В то время как существует ещё 20 смешанных типов — в них черты одного характера сочетаются с чертами другого.

Каждый из типов характера имеет специфическое "место наименьшего сопротивления" — это такое особенности в характере подростка, из-за которых он чувствует себя особенно неприспособленным к определённым условиям или ситуациям. В этих ситуациях подросток начинает вести себя неадекватно, неразумно, не так как другие подростки. В то же время в других ситуациях он не испытывает психологического дискомфорта и ведёт себя так же, как и остальные тинейджеры.

Поэтому родителям и учителям лучше знать и учитывать особенности подростков с разными акцентуациями, чтобы понимать, что происходит с ребёнком, и отчего возникает у него дискомфорт, приводящий к протестам, депрессиям, раздражению или прочим страданиям.

Вот краткий список таких неблагоприятных условий для основных типов характера.

Тип акцентуированного характера Ситуации, которые вызывают у тинейджера психологический дискомфорт. Гипертимный Ситуации, в которых подросток:

    Лишён возможности широких контактов со сверстниками и проявления инициативы;

    находится в одиночестве и занят монотонной работой;

    подвергается жёсткому мелочному контролю и чрезмерно опекаем взрослым, который ему не доверяет.

Аутичный Ситуации, в которых подросток:

    Вынужден устанавливать неглубокие контакты с людьми;

    вынужден оперативно принимать решения.

Застревающий Ситуации, в которых подросток:

    Подвергается давлению со стороны более сильного лидера;

    может быть, обижен кем-то из сверстников.

Демонстративный Ситуации, в которых подросток:

    Ощущает, что на него не обращают внимания или свергают его "с пьедестала".

Неустойчивый Ситуации, в которых подросток:

    Не контролируется взрослыми совсем;

    не подвергается наказанию за проступки со стороны взрослых людей.

Лабильный Ситуации, в которых подросток:

    Чувствует грубость и равнодушие к своему эмоциональному состоянию;

    не имеет тёплых эмоциональных связей с другими людьми.

Сензитивный Ситуации, в которых подросток:

    Обвиняется другими в непорядочных с его точки зрения поступках (предательстве, стукачестве, вранье);

    слышит в свой адрес публичные указания на свои физические или другие недостатки.

Болезненный Ситуации, в которых подросток:

    Должен мобилизовать свои усилия и выносливость (контрольные, соревнования);

    слышит разговоры о смерти или сталкивается с болезнью или смертью людей.

Педантичный Ситуации, в которых подросток:

    Должен принять решение, оперативно действовать, выбирать;

    подвержен повышенным нагрузкам и ответственности, которые на него возлагают близкие.

Конформный Ситуации, в которых подросток:

    Попадает в ситуацию смены стереотипов, в общество людей с непривычными идеями, образом жизни и манерами.

Как проявляют подростки с разными акцентуациями свой протест — в следующей статье.

Благоразумия и спокойствия вам, уважаемый читатель!