Типовые причины супружеских измен. Тренинг « Семья

Внебрачные связи и супружеские измены – явление, которое появилось в нашей жизни не вчера.
Почему же мужчина или женщина изменяют своему партнеру? В чем заключаются основные причины супружеских измен? Что толкает кого-то из пары в объятие другого человека? Самое интересное, что никто не хочет совершить измену просто ради измены. Просто в отношениях люди ищут признания, тепла, любви. Если это не может дать партнер, тогда обязательно возникнет кто-то третий, но то, что и этот третий может дать искомое, далеко не факт, а в большинстве случаев лишь иллюзия получения того, что партнеру не хватает в паре, а мужу или жене в официальном браке.

Давайте попробуем разобраться в типовых причинах супружеских измен, но оговоримся заранее, что у мужчин и женщин такие причины могут все-таки быть разными.

Типовые причины супружеских измен со стороны мужчин

В нашем обществе существуют двойные стандарты при взгляде на супружескую измену. Измена мужчины часто воспринимается окружающими (но уж точно не его женой!) как шалость, как вечное стремление мужчины к полигамии, как возможность избавиться от накопленной отрицательной сексуальной энергии с любой партнершей, которая оказалась рядом, а вовсе необязательно с официальной супругой.

К другим причинам мужских измен относятся:

1. Сильная половая конституция . При этом секс с любой особой женского пола считается дозволительным, здесь не приходится говорить об эмоциональной или духовной близости, физиология в чистом виде. Мужчины этого типа, как правило, не отягощены моральными принципами вроде сохранения верности своей спутнице, а потому не гнушаются мимолетными случайными связями, служебными романами, женами друзей и так далее.

2. Временная разлука с супругой . Жена может неожиданно уехать в командировку, лечь в больницу, отправиться в санаторий и так далее. Мужчина часто расценивает отсутствие супруги рядом как повод найти ей временную замену.

3. «Случайные» обстоятельства . «Не знаю, как это получилось!» — может оправдываться такой мужчина после неконтролируемых алкогольных возлияний, например, во время новогоднего корпоратива. Алкоголь снимает тормоза, а тут до случайной внебрачной связи рукой подать.

4. Новая любовь . Это более серьезная причина для супружеской измены. Здесь работает уже далеко не только физиология, но и взаимное притяжение двух людей, которые испытывают симпатию друг к другу. Пожалуй, подобная измена является самой серьезной, потому что затрагивает не только физиологию, но и эмоциональную сферу.

5. Настойчивость и инициатива женщины . Мужчина просто не в силах устоять перед напором и «женскими чарами». Он также не хочет оскорблять даму, которая шлет ему вполне понятный сигнал, отказом. Ситуация характерна для больших городов, в которых свыше 30% женщин не состоят в постоянных отношениях, но любого понравившегося мужчину, вне зависимости от его семейного статуса, считают своей законной добычей.

6. Самоутверждение . Мужчина постоянно должен доказывать себе, что он мужчина. Многие считают подтверждением своего «мужского статуса» количество сексуальных партнерш. Неважно, женат такой мужчина или нет, он все равно будет коллекционировать новых женщин, которые побывали у него в постели.

7. Месть (за измену или унижение) . Достаточно редкая причина для мужской измены. Скорее, это главная причина, по которой изменяют женщины, но время от времени мужчина может изменить своей жене в результате ссоры, обиды на нее или желания доказать себе и ей, что он волен сам определять свои поступки.

8. Желание выбраться из рутины . Если не работать над семейными отношениями, очень быстро они станут пресными и предсказуемыми. Измена в этом случае – попытка «добавить перца» в слишком пресное блюдо.

9. Любовница как награда . Вы видели успешных бизнесменов с молодыми любовницами? Это как раз тот случай. Мужчина много работал, достиг успеха, вершины карьерной лестницы, материального достатка и решил порадовать себя молоденькой любовницей, которую считает призом за свои достижения.

Типичные причины женских измен

Женщины тоже изменяют своим мужчинам, а жены мужьям. Современный мир – это равноправие, плюс отсутствие строгой морали, плюс свобода нравов, плюс эмансипация. Вот вам результат.
Справедливости ради стоит сказать, что у женских измен несколько иные причины.

1. Месть (мужу за измену) – основная причина, которой сами женины объясняют собственные измены. Женщина узнает о неверности своего супруга и «мстит» ему тем же способом, оказываясь в объятиях любовника.

2. Стремление повысить собственную самооценку . У женщины создается впечатление, что муж не ценит ни ее заботу, ни усилия создать уют, ни то, то она вообще находится с ним рядом. Все приедается, а слова, которые муж говорил ей, когда был еще в статусе жениха, давно забылись. Женщине требуется восхищение и поклонение. Она ищет то, чего не может дать муж, у любовника.

3. Желание испытать сильные чувства . Это тоже своеобразный побег из рутины семейной жизни. Любовнику не надо стирать носки и гладить рубашки, с любовником не нужно видеться каждый день и обсуждать, во что одеть детей или что приготовить им на завтрак. Любовник – сплошной праздник, где присутствуют чувства в чистом виде и никаких ежедневных забот и обязанностей!

4. Жажда новизны . А что будет, если поменять «старого» мужа на «нового»? Многое ли измениться? Некоторые женщины позволяют себе такой эксперимент.

5. Измена ради карьеры . Особый тип измены, на который идут лишь расчетливые и прагматичные женщины. Как правило, они не особо мучаются угрызениями совести или рефлексируют по поводу совершенной измены. Бывают и несколько другие ситуации, когда женщина понимает, что может остаться без работы и средств к существованию, если не уступит домогательствам своего начальника, а потому уступает, испытывая стыд, депрессию и тоску.

6. Секс как благодарность . Благодарность женщина может испытывать за что угодно: за моральную поддержку, за реальную помощь, за оказанную услугу. В качестве ответной благодарности выбирает секс, особенно, если мужчина, к которому она испытывает чувство благодарности, дает понять, что был бы не против.

7. Измена как источник дохода . Сначала мы не хотели рассматривать подобный вариант супружеских измен, но вынуждены признать, что в наше непростое время некоторое количество женщин вступают во внебрачные связи с целью улучшить свое материальное положение. Впрочем, в данном случае речь уже нужно вести не об измене, а о занятиях проституцией, если женщина делает это более-менее постоянно, пусть с одним и тем же любовником.

Резюме

Никто, ни мужчины, ни женщины не ищут сознательно вариантов изменить. Измене предшествует множество обстоятельств, маленьких обид, неудовлетворенностей, недосказанностей, неправильностей. Если бы люди могли обратить на них внимание сразу же после возникновения, сделать правильные выводы и справиться с этими «мелочами», то измен в жизни многих пар было бы значительно меньше или не было бы вообще.

Мы желаем вам гармоничных отношений, но если вас мучают вопросы измены, подозрения или вы не можете до конца простить своему партнеру измену, обращайтесь к нам в Академию, мы как раз и специализируемся на подобных случаях!

Цели: рассмотреть и изучить типы семейных отношений, типы проблем характерные для семей; определить влияние семьи на подростка; сформировать правила предупреждение конфликтов между супругами.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3. Заключение:

  • повторение;

Виды семейных союзов и нарушение семейных отношений.

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связей.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности.

В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений.

Как уже отмечалось, тип семьи определяется качеством семейных отношений, которые включают следующие фазы:

1. Выбор партнера.

2. Романтизация отношений. На этой стадии влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в партнере только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. Если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера, которые в начале как бы не замечались, затем могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие – кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Много повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом или попробовать создать новое. В нормально функционирующей семье тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. Если происходит ригидная фиксация правил в семье, то становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы – это решение вопроса о том, был ли брак подлинным (гармоничным и желанным) или случайным.

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.

На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями – все это приводит к нарушениям в жизни семьи (нарушения функций семьи, а также супружеские отношения).

Какие же типы проблем характерны для семей?

1. Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга. Каждый член семьи, так или иначе, представляет ее себе. Отчасти его представления точны, отчасти искажены и не полны. Однако, вне зависимости от их истинности, они играют огромную роль в жизни семьи. Важность понимания семейных представлений (внутренней картины семьи) признается как отечественными, так и зарубежными учеными, притом самых различных направлений. Некоторые из них считают, что искаженное представление человека о себе и своих отношениях с другими людьми – это чаще всего следствие самых различных семейных проблем.

2. Нарушение процесса коммуникации. Нарушение представлений о другом члене семьи рассматривается как один из важных источников нарушения коммуникативного процесса. Межличностная коммуникация требует от общающихся хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может выступать в качестве серьезного барьера взаимопонимания при информационном общении. Взаимопонимание между супругами рассматривается как одна из важнейших предпосылок стабильности семьи. В процессе коммуникации возникают расхождения между посылаемыми и получаемыми сообщениями, так как один говорящий – слушающий не может овладеть всеми потенциальными возможностями каждого слова.

3. Нарушение механизмов интеграции семьи. По-настоящему семейный человек знает, что вся его жизнь тесно связана с жизнью его семьи, его досуг неразрывен с досугом семьи, многие важные для него потребности удовлетворяются именно в семье, то есть можно говорить об интеграции индивида с семьей. Нарушение механизмов интеграции выражается в тенденции раздельного удовлетворения своих потребностей (отсутствие общего хозяйства, раздельный отдых, денежные средства, компании). Кроме этого, снижается взаимное доверие (доверие в кредит), нет ощущения, что если я что-то делаю для себя, то я делаю и для другого. Причинами нарушений семейной интеграции являются:

а) характерологические особенности супругов, мешающие формированию симпатии и эмпатии друг к другу;
б) неосознанные установки (наивно-психологические представления);
в) отсутствие у членов семьи навыков по выявлению качеств, вызывающих симпатию.

4. Нарушение структурно-ролевого взаимодействия. Для выполнения семейных функций необходима определенная организация семьи. Конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура, существующих в ней ролей. Она определяет, что, кем, в какой последовательности должно делаться. Под «ролью» понимается «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений». Понятие «роль» включает в себя также санкции и нормы. Семейные роли делятся на конвенциональные и межличностные. Конвенциональные – это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого человека (право любой матери по отношению к детям и детей по отношению к матери). Межличностные роли в большей степени зависят от конкретных личностных особенностей семьи (роль любимчика может играть как больной ребенок, так и одаренный). Чтобы семья функционировала должны быть выполнены определенные структурно-ролевые правила.

Правило: роли в семье должны быть распределены таким образом, чтобы давать удовлетворять свои потребности наилучшим образом. Роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика», «больного члена семьи» и другие являются патологизирующими, то есть могут приводить к нарушению жизнедеятельности семьи и травматизации ее членов. Иногда, один из членов семьи проигрывает роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна другим членам семьи. В других случаях члены семьи прямо или косвенно побуждают кого-то из семьи принять на себя такую роль. Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. В настоящее время выделено немалое количество патологизирующих ролей, дано их описание. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. предложили их классификацию. В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой связано с возникновением патологизирующих ролей и мотив их возникновения.

Нарушение семейных отношений – это сложная проблема, требующая комплексного, междисциплинарного изучения. В каждом индивидуальном случае семейного консультирования психолог должен опираться на различные методы и приемы, чтобы выявить данное нарушение семейных отношений и предложить систему мер по его коррекции.

СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК .
В этом разделе я хочу рассказать о влиянии конфликтов в семье на подростка. Я думаю эту тему стоит затронуть из-за того, что конфликты в семье очень сильно влияют на психику подрастающего поколения, а эти нарушения очень сильно сказываются при формировании семьи самим подростком.
Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак в возрасте от 25 до 29 лет — со временем часто расторгают его. У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиаторов и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства болезненных переживаний. одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются другие напротив, настаивают на том что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка.
Характер влияния развода на подростков в значительной мере зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспосабливаться к новой ситуации- особенно если над ребенком осуществляется опека- решительным образом влияют на то, как будет проходить. Адаптация подростка. Чем больше беспокойствия испытывает мать, и отец тем больше вероятность, что душевное состояние ребенка будет нарушено.
Существуют серьёзные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Другими словами, склонность к разводам передаётся от поколения к поколению. Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления. На сегодняшний день для него существует два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившиеся представления о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с большей вероятностью чем у тех кто вырос в крепкой семье. Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей вступают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстановки. Но, как показали исследования, ранние браки значительно чаще заканчиваются разводами.
Очевидно, что среди членов семьи супругов, повторно вступающих в брак, могут установиться довольно сложные отношения. Дети из таких семей, помимо одного из своих родителей могут иметь, в зависимости от ситуации ещё и отчима или мачеху, единокровных или сводных братьев и сестер, неродных бабушек и дедушек и прочих родственников. Сами же муж и жена, кроме общения друг с другом, должны поддерживать отношения со своими родителями, родителями супруга, а так же с прочими родственниками, в том числе возможно и по предыдущему браку. Неудивительно, что часто становление таких семей бывает непростым. Но если посмотреть с другой стороны исследователи отмечают, что муж и жена, создавшие новую семью, в большей степени дорожат браком и не хотят повторения пошлых ошибок. К тому же они уже не так молоды, более зрелы опытнее и более серьёзно относятся к своим обязанностям. Кроме того, отмечается возросшая зрелость при подходе ко многим проблемам, а также улучшение навыков общения и принятия решений, распределение обязанностей в новых семьях становились более справедливыми, чем прежде. В это разделе я надеюсь хорошо описала влияния конфликтов на детей что немаловажно в наше нестабильное время, когда заключается очень много браков по расчету. А если вдруг появляются дети то они (дети) становятся ‘яблоком раздора”, последствия скандалов в семье откладываются именно на детях, а не на ком–либо.

Предупреждение конфликтов между супругами.

Для молодых жен. Многие огорчения и даже страдания в семейной жизни связаны с тем что муж не соответствует выращенному в душе идеалу. В согласии с установившимися представлениями, большинство женщин ценят в мужчине надежность, умение принять решение в трудной ситуации, самостоятельность. Эти прекрасные качества можно усилить в любом мужчине. Однако в той семье, где жена пытается все решения принимать сама это осуществить труднее. Напрашивается вывод принимать решение единолично нецелесообразно перспективнее побуждать мужа к решениям.
Не стесняйтесь своей слабости, если вы боитесь темноты не можете носить тяжелые сумки или вбивать гвозди. Зато если муж вбил гвоздь, то праздник должен быть на всю округу. Мужественность развивается быстрее, если мужчина чаще выступает как защита и опора слабой женщины. Умение поощрять проявление способностей любимого определяет и деловую карьеру мужчины, которая во многом зависит от расположенности жены обнаруживать неустанный интерес и соучастие в его профессиональных делах. Он должен быть уверен, что найдет в жене не только заинтересованного слушателя, но и друга, который, прежде всего, попытается понять и разделить его позицию, встать на его оборону независимо от объективных обстоятельств. Содействие женщины в поддержании чувства собственного достоинства у всех членов семьи в значительной степени определяет её собственную жизнестойкость и самочувствие. Чрезвычайно украшает женщину такт и церемонность. Даже если ей хочется сказать “да” то ей не следует торопиться.
Основные жизненные ценности формируются в родительской семье. Образ, идеал любимой женщины во многом навеян воспоминаниями молодого человека об образе моей матери. И если жена хочет понять какие качества особенно ценит в ней муж полезно внимательной любовно изучать мать и бабушку мужа. То, что многие мужчины выбирают себе жену основываются на том насколько она похожа на мать – факт надежно установленный. Поэтому, зная о свойствах матери мужа можно, в какой-то степени предсказать качество которые определяют выбор этого мужчины. Не удивительно, что понимание женских качеств, которые он ценит в матери поможет жене понять и развить те качества своего характера которое особенно ценит муж. От сюда становится понятной пагубность противопоставления себе свекрови и стремление поссорить с нею мужа. Это нарушает идеальный образ жены, вносит глубокий разлад в его душевную жизнь и разрушает его психическое здоровье. Мать может ревновать сына к жене, учитывая это надо ни в коем случае учитывать возраст свекрови. Например, желательно выбирать ей подарки как женщине, а не как пожилому человеку. Если хотите сохранить мир в семье не вмешивайте в ссоры мужа со свекровью, так как подобное вторжение обидит ее какой бы не была ваша позиция. Лучше просто выражать растерянность и озабоченность.

Для молодых мужей. Для молодых мужей, говоря о причинах непонимания в семье, прежде всего надо помнить о различной доминантности мужчин и женщин. Как показали исследования, среди мужчин чаще встречаются лица с левым доминантным полушарием. Непонимание поведения женщин мужчины убеждены, что женская логика это отсутствие всякой логики. Однако это в большей степени логика чувств и отношений. Женщины интуитивно считают главным достоинством мужчины ум, логику и надежность – (оправдание для тех кто не имеет большого …). Мужчины так же интуитивно больше всего очаровываются внешней красотой женщин, – поэтому говорят, что мужчины и женщины любят по-разному. Мужчины глазами, а женщины ушами. Женщине необходимо подтверждение любви ежедневно иначе она станет думать и говорить, что ее давно разлюбили. Любовь интуитивно по своей сущности неудивительно, что сексуальность нарушается тем больше чем больше контроль и управление над ней. Потребность любви у женщины значительно сильнее, чем у мужчины. Это связано с ролью матери. Лишенная любви женщина быстрее становится деспотичной, так как не имеет возможности раскрыться как женщина.
Поэтому заметив в поведении жены подобный трюк нужно, прежде всего подумать о том, что удовлетворена ли ее потребность в любви.
Неудовлетворенная женщина может заменить мужа как объект нежной привязанности маленьким сыном. Это приводит к слишком раннему развитию у него чувственности, что похищает часть его будущей мужественности. Раздражение нелюбимой жены в основе сценария «все мужчины подонки», который мать неосознанно навязывает дочери.
Как показывают результаты исследований в жизни многих мужчин центр тяжести их интересов приходится на служебный дела, а у женщин, особенно в определенном возрасте доминируют проблемы семейных отношений. Отсюда понятно что при утрате новизны в отношениях у женщин раньше чем у мужчин может возникнуть неудовлетворенность семейным общением и скука начинает активно разъедать интимные отношения. В подобной ситуации мужчине следует преодолеть лень и организовать нестандартные ситуации, что поможет ему и жене повернутся друг к другу новыми гранями своего характера.
Что же такое удачный комплемент? Это не штамп, а проявление доброжелательного внимания, человеку нужно говорить то, что больше всего поддержит его в данной ситуации. Делая комплимент помни, что в каждом человеке есть хорошее. Выделяя и подчеркивая это хорошее не поскупимся на похвалу – в этом и состоит искусство комплимента, его положительная роль, он закрепляет лучшее в человеке фиксируя это лучшее.
Женщины удачный подарок рассматривают как глубокое понимание их желаний способность мужа перейти от декларирования чувств к поступкам. Например, муж вопит: «Я тебе так люблю, что готов подарить тебе все звезды и луну в придачу» — «не надо луну – хочу черевички». Благой порыв иссякает под влиянием прозы жизни – и других неприятностей.
Помните, что любовь нельзя воскресить, а тем более пробудить упреками и призывами.
Любовь держится на человеческих достоинствах, ее не укрепить постоянным подчеркиванием недостатков. Можно воскресить радостным (исступленно восторженным) настроением.
Если мужчины более склонны к любви в периоды тревог и опасностей, то женщины в спокойной и располагающий обстановке.
Если любовь ослабевает то следует искать новые способы вознаграждения и поощрений, так как старые постепенно снижают свою ценность – к ним привыкают.

Литература

1.”Элементы практической психологии” ;Р.М. Грановская; Санкт-Петербург издательство “Свет” 1997
2.”Социальная психология в образовании” Н.И. Шевандрин; Москва издательство “Владос” 1995 г
3. “Психология подросткового и юношеского возраста” Филип Райс Санкт-Петербург издательство ”Питер” 2000 г

4. Рогов Е.И. Психология отношений: мужчины и женщины. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

Тренинг « Семья. Кризисы семейной жизни. Конфликты в семье»

Цель: Раскрыть понятия «семья», «конфликт», «кризисы семейной жизни». Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи: Научиться понимать причины конфликтов и кризисов семейной жизни, их положительные и отрицательные последствия;

Определить собственный стиль поведения в конфликтных ситуациях («Я в конфликте»);

Научиться конструктивно разрешать конфликт, при котором выигрывают обе стороны;

Время:

Ход работы:

1 Упр. «Рука» (10 мин.)

Цель: знакомство участников, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в группе.

Раздаточный материал: листы бумаги, скотч.

Вступление (5 мин):

Так как наша профессиональная деятельность связана с оказанием помощи, работой с семьями и детьми, и сами мы имеем семьи, следует отметить, что значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и ребенку в том числе, тем увереннее человек будет чувствовать себя в жизни, тем лучше станет наше общество. Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне. Именно поэтому так важно научиться понимать и сохранять семейные отношения, понимать причины конфликтов и кризисов семейной жизни, научиться конструктивно разрешать конфликт. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Информационный блок:

Как вы думаете что такое семья? – обсуждение –

Семья – это один из основных институтов людей. Иными словами семья это люди, объединённые семейными узами или браком, живущие вместе. Так же семья это величайшая ценность в жизни большинства людей. Для ребёнка семья это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.

Согласно исследованиям социологов и семейных консультантов - психотерапевтов, каждая семья проходит несколько этапов развития, и переход с одного на другой, как правило, сопровождается кризисом. Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят бытовые трудности. Но, кроме быта, существует масса причин, способных спровоцировать кризис в семье, на любом этапе ее существования. Во-первых, проблемы в семейной жизни могут начаться тогда, когда один из супругов переживает свой собственный психологический кризис, сложности на работе, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, изменение материального положения (как в сторону его ухудшения, так и в сторону улучшения), переезд семьи в другой город или страну. И, конечно, более серьезные стресс-факторы - тяжелые болезни, смерти, потеря работы, рождение неполноценных детей... Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Условно все существующие кризисы семейной жизни рассматриваются как два варианта кризисов: Кризис развития . Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т.д.);

Кризис ситуации . Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод, конфликты и др.);

Возникновение семьи - стадия, условно называемая "пред - семья".

Становление семьи (формирование единого психологического и духовного пространства).

Рождение собственно семьи в ее разветвленной структуре (объединение двух поколений старшего и младшего).

Взросление детей и разделение поколений.

Отделение детей от родительской семьи.

Повторение цикла.

Семья, как живой организм, имеет свои периоды детства, юношества, расцвета, болезней, старения и увядания. Переход от одного периода к другому часто связан с появлением противоречий в отношениях мужа и жены и как следствие может приводить к кризисам семейной жизни. Парадокс заключается в том, что кризисы семейной жизни протекают более мучительно, если семья возникла на основе страстной любви и, наоборот, спокойно и почти незаметно, если создание брачного союза было продиктовано сугубо деловыми соображениями.

Первый кризисный период - связан с изменением образа партнера, а именно, с понижением его психологического статуса. Если в начале семейной жизни он или она казались «самыми-самыми», то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают недостатки близкого человека. Семейная жизнь, как маятник, в начале жизни отклонилась к положительному полюсу (позитивное преувеличение), а затем резко метнулась к полюсу отрицательному (негативное преувеличение).

Разрешение: Конструктивно переживают кризисы семейной жизни пары, которые перестают критиковать друг друга, и переходят к среднему, сбалансированному состоянию, спокойно выделяя как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях они делают именно на достоинствах.

Второй кризисный период - это психологическая усталость друг от друга, тяготение к свежести и новизне в отношениях. Нередко этот период особенно остро переживают мужчины.

Разрешение: Этот кризис семейной жизни менее болезненно переживают те семьи, в которых «ослабевает поводок» - обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга, а также там, где оба начинают искать способы обновления своих отношений.

Третий кризисный период – Рождение ребенка. Обычно его тяжело переносят и мужчины и женщины. Но мужчинам достается много страданий в первый год после рождения ребенка, а женщине во второй. Мужчины часто говорят о том, что у них в первый год очень много страха и тревоги за семью, жена теряет работоспособность и все финансовое бремя ответственности ложиться на мужчину, это очень напряженная ситуация. В этот момент женщина почти не способна оказывать мужу поддержку, она целиком посвящает себя ребенку. Второй год жизни ребенка очень сложен для жены. Она долго была дома, вся ее жизнь была расписанием кормлений. Вот тут у женщины возникают сомнения, а интересна ли она еще мужу, а стоит ли она еще чего нибудь, как специалист.

Разрешение: Обычно выживают те семьи где муж и жена не прекращают разговаривать друг с другом. У мужа и жены в этот период очень разные задачи и живут они, как говориться «про разное» к тому же полностью поглощенные в свое дело.

Четвертый кризисный период – Обычно его выделяют все психологи и даже не психологи. Это возраст семьи семь лет. Обычно кризис этого периода связывают со скукой в семейной жизни, но если задуматься молодой семье еще не от чего скучать. Муж на вершине карьеры, жена продолжает профессиональный путь, ребенок стремительно растет и радует родителей ежедневными «новостями роста». Все дело в том, что в семь лет обычно в семье дети идут в школу. А что это значит? А, значит это то, что молодой семье в первый раз придется показать миру, что они вырастили. Это время первых экзаменов для ребенка, а ребенок плод союза.

Разрешение: Так же помнить об идеализации/обесценивании. Наш ребенок может и не лучше чем у остальных, но уж точно не хуже. Обычно мир хорошо принимает детей, главное чтоб родители не создали дополнительного напряжения.

Пятый кризисный период – Это кризис семейной жизни, когда ребенок превращается в подростка. Первый этап отделения ребенка от семьи, сначала это отделение только мнения. Для подростка появляются авторитеты помимо его родителей. Семьей этот период может восприниматься, как развал семьи, для мужчины и женщины это нечто новое – ребенок приносит в дом еще какие то мнения и взгляды.

Разрешение: Как не парадоксально, но семья будет крепнуть если немного ослабит свои границы. Это прекрасный период когда можно проверить семью на прочность того, что она не разрушается под воздействием нового, нового которое приносит в семью ребенок.

Шестой кризисный период – Это тот момент, когда семья опять становиться из двух человек, дети выходят из дома. Скорее правильней написать про отдаление. Ребенок не уходит из семьи, родительская семья всегда остается для него убежищем, он всегда может туда вернуться. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Обычно сложный и для женщин и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена.

Разрешение: Обычно помогает учиться заново, веселиться.

Упражнение «Режиссер»

Цель: рефлексия пройденного материала.

Инструкция: необходимо снять фильм о семье, которая переживает один из кризисов в отношениях. Сценаристы – пишут краткий сценарий(сцену), предает ее Режиссеру, который распределяет роли и выбирает актеров, Актеры разыгрывают сценку. Обсуждение (в чем конфликт, какой кризисный период вы показали)

Инструментарий: бумага ручка

Упражнение « Театр КАБУКА»

Цель: сплочение коллектива, настройка на дальнейшую работу.

Инструкция: делятся на 2 команды, игра как Камень-ножницы- бумага, только здесь есть принцесса – бьет самурая, дракон – бьет принцессу и самурай – бьет дракона; участники на счет три совещаются а при хлопке показывают какую либо роль играем до счета 3.

Информационный блок:

Конфликт [лат. conflictus- столкновение] - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого К. лежит ситуация.

Упражнение «Черта»

Цель: определение видов конфликта

Инструкция проводится невидимая линия и группе задается вопрос Конфликт – это хорошо или плохо? Обсуждение (выделяем конструктивные и деструктивные конфликты)

Упражнение «Айсберг»

Цель: определение выхода из конфликтных ситуаций путем мозгового штурма

Инструментарий: ватман, маркер

Инструкция: Вы мореплаватель, капитан корабля, встречаете на своем пути айсберг. Что вы предпримите? (записываем – обсуждаем)

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Основные методы разрешения конфликтов не так уж и сложны – и это при всей их весьма высокой эффективности! А самое главное (вот ведь парадокс!) – большинство из них необходимо применять, когда все спокойно и никакой ссорой даже и не пахнет. Проще говоря, эти способы должны стать нормой поведения. И тогда многие конфликты в семье просто не возникнут! Итак, давайте по порядку: что же надо делать и как необходимо себя вести, чтобы семейные бури не тревожили ваш дом? А если уж и случится ссора, как сделать так, чтобы она не навредила вашим отношениям? (методы поведения в конфликтных ситуациях)

Проявляйте интерес к супругу - Помните – тому, кого интересуют только собственные проблемы, будет очень трудно общаться с людьми, и со своим супругом в первую очередь. Понимание другого человека значительно сокращает возможность проявления агрессии с его стороны.

Учитесь слушать - Слушайте друг друга, и тогда вы будете лучше понимать друг друга. Тогда и многих конфликтов вам удастся избежать, ведь взаимопонимание – один из самых надежных способов разрешения конфликтов.

Поставьте себя на место вашего партнера - Каждый из нас видит тот или иной спорный вопрос со своей точки зрения. И очень часто конфликт возникает именно из-за того, что мы наше видение проблемы приписываем и своему партнеру. Не учитывая при этом, что он может воспринимать происходящее по-иному.

Не злоупотребляйте критикой, не вспоминайте прошлое - Конфликты в семье и пути их разрешения могут быть разные, неизменно только одно: во время ссоры необходимо обсуждать только те вещи, которые связаны непосредственно с этой проблемой. Это поможет вам избежать еще больших проблем.

Остыньте! Несколько минут глубокого дыхания творят чудеса -не спешите ни сдаваться, ни достигать победы любой ценой, это даст вам возможность успокоиться и взглянуть на проблему по-другому.

Научитесь признавать ошибки и прощать - не загоняйте себя в ловушку и прощайте друг друга. Прощайте – и двигайтесь дальше.

Идите на компромисс - Очень разумно будет с вашей стороны сделать первый шаг к поиску компромисса. Это нисколько не унизит вас в глазах супруга. Наоборот, такой шаг с вашей стороны может даже побудить его самого сделать следующий шаг к компромиссу.

Улыбнитесь! - Приветливость и доброжелательность одного человека вызывает подобную реакцию от другого, снимая напряжение. Это позволит решить возникшее разногласие, избегая ссоры.

Итак, основные методы разрешения конфликтов:

- Избегайте оскорблений

- оставайтесь спокойными

- Уединяйтесь

- Говорите по одному

-Придумайте стоп-сигнал

- Возьмите на себя ответственность за ссору

- Сначала накормите мужа, а потом выясняйте отношения

- Ходите в гости

Упражнение «Салфетка»

Цель: показать на практике разрушительную силу конфликтов в семье, и основную причину их возникновения

Инвентарь: салфетки

Инструкция: Раздаем салфетки, сладываем по инструкции(как на снежинку) рвем края, раскрываем салфетку, обсуждаем полученый результат: Можно ли вернуть салфетку к прежнему виду? Почему выполняя укащзания ведущего рез-т получился различный? Вывод - каждый видит ситуацию по своему, необходимо придерживаться правил поведения в конфликтных сит-ях что бы не нанести непоправимый вред отношениям.

Конфликты в семье хоть и обычное дело, но они не слишком хорошо влияют на отношения. Поэтому старайтесь их избегать. И помните: ваши отношения могут принести вам больше счастья, чем вы думаете. Поверьте, как бы Вам не надоедали Ваши близкие и чтобы не случалось, они первые люди которые придут к Вам на помощь, согреют и разделят с Вами неудачу.Достаточно сделать, один и очень чёткий вопрос: «Кому Вы нужны на этой земле кроме Ваших родных?». Всегда находите общий язык. И увидите, как семья становится крепче, сплоченные, тем более что все жизненные неурядицы, лучше преодолевать всем вместе.Любите, каждого человечка в семье. Цените время проведённое с ними. Уважайте их такими какие они есть. Ясно и понятно, что идеальных людей не бывает. Но если не концентрироваться, на негативных чертах характера, членов Вашей семьи. То можно найти массу положительных черт

Упражнение «Прощание»

-мягкая игрушка предается с пожеланиями коллективу.

Нарушение супружеских отношений возникают, когда у одного или обоих супругов имеется эмоциональный дискомфорт по причине супружеской неудовлетворенности. Один или оба партнера не получают от интимных отношений того, чего хотелось бы. Однако в большинстве случаев первопричиной разлада являются эмоции. Гнев, злоба, ревность, подавленность, все эти негативные эмоции встают на вашем пути, когда вы пытаетесь наладить отношения с партнером. Как решить проблемы, возникающие в семье, с помощью когнитивной терапии.

Сама методика когнитивной терапии основана на теории о том, что к проблемам во взаимоотношениях приводят неадекватные эмоции. Они же в свою очередь являются следствием иррациональных или нереалистических мыслей, которые основаны на долженствовании или подчинении. В противоположность им рациональные мысли имеют форму предложения. Замена типов мышления ведет к тому, что каждый может получить как конечный результат адекватные эмоции и поведение.

В супружеских отношениях нералистичные ожидания от партнера являются плодотворной почвой для появления проблем. Теория и практика когнитивной терапии подтверждает, что если партнеры овладели необходимыми навыками конструктивного взаимодействия, то они в состоянии сами решить проблемы неудовлетворенности в браке. На момент разлада необходимо проработать эмоциональные нарушения партнеров. Иначе проблемы в отношениях сохранятся вне зависимости от того: насколько партнеры имеют навыки коммуникации, нахождения компромисса и решения проблем. Доказано, что эмоциональные расстройства во время конфликта происходит не столько от события, сколько от оценочного мышления, которое является преувеличенным – то есть иррациональным. Результатом этого являются эмоции уходящие корнями в мыслительный процесс. То есть один из партнеров (а может быть и оба) формируют абсолютные требования или правила к себе или другому партнеру и\или ситуации во взаимоотношениях.

Если люди считают, что какое то событие «должно» произойти, а оно не происходит, то они считают, что «ужасно», «кошмарно» и «страшно» и они не вынесут этого. А то, что этому событию помешало (они сами, другой человек или иные обстоятельства в целом) – нехорошо и отвратительно. Результатом этого человек занимает «богоподобную» позицию, настаивая на том, что мир и люди в нем должны быть такими, какими ему хочется.

Рациональная альтернатива процессу дисфункционального мышления выглядит следующим образом. Предложение вместо желания. Не нужно чувствовать неудовлетворенности, если желание не выполняется. Нужно иметь стимул решить проблему. Эта позиция имеет больше шансов на успех. Однако в том случае, если партнер не подвержен философии долженствования.

"Это плохо" или антидраматизация. Когнитивные терапевты придерживаются взгляда, что не должно быть на самом деле так плохо, как оно есть. Если партнер не получает того, чего он хочет, и не настаивает на этом, то он склонен оценивать ситуацию как «плохо», но никак не «ужасно». Чем более важным для одного из партнеров является нереализованное желание, тем более негативно будет оцениваться ситуация, если это желание не реализовано. То есть только в исключительных условиях эта ситуация может являться плохой на 100%. Неабсолютическая оценка партнерами ситуации (она «плохая», но не ужасная) помогает партнерам улучшить отношения.

Терпимость вместо «я этого не переживу». Вдумаемся в буквальное значение словосочетания «я этого не переживу», то есть человек должен умереть на месте. Еще более буквально это значит то, что человек более не способен испытывать счастье ни при каких условиях и ему правда остается умереть. Но вынести, стерпеть что-либо означает, что нежелательное событие произошло и не существует какого-то закона, который это запрещает. Оценить ситуацию как плохую, но не как ужасную. Понять – возможно ли изменение. Если да, то нужно сделать попытку произвести желаемые изменения, принять суровую реальность – даже если она однозначно не нравится. Терпимость в отношении неблагоприятных условий это та установка, которая способствует конструктивным изменениям, когда как «я этого не переживу» приводит к деструктивным манипулятивным стратегиям.

Принятие вместо осуждения . Эта установка может применятся к себе, другим и миру. Если, например, женщина принимает себя такой, какая она есть, она признает, что она несовершенное человеческое создание, у которого есть возможность совершать ошибки. Это не самобичевание, она просто констатирует факт, что она может и будет совершать ошибки. Если она в состоянии так себя принимать, то она с большей вероятностью осознает свои ошибки, признает их. Но это не помешает достижению ее жизненных целей и осознанию ответственности за них. Более того, если она не настаивает на безупречном поведении партнера, ей будет легче принять его или ее, как несовершенное создание. Но при этом ей не будет нравится плохое поведение партнера. Это инициирует конструктивный диалог, который приведет к улучшению отношений. Партнер несовершенен, но у него есть свои достоинства и его можно улучшить, но нельзя сделать его (партнера) идеальным.

Итак, рациональное мышление в области близких отношений может вести к интенсивным адекватным негативным эмоциям. Таким, как озабоченность, раздражение, грусть, разочарование, сожаление или неприязнь. Эти эмоции могут мотивировать супругов к улучшению отношений, если же конечно хотят сохранить брак.

Когнитивная терапия отмечает, что существует два основных фактора супружеской неудовлетворенности: мифы об отношениях и несовместимость по важным параметрам. Нереалистичность мифов заключается в том, что они идеализируют состояние отношений и способствуют переоценке партнерами того, что они реально могут получить от своего брака. Примеры наиболее распространенных мифов, которые часто сопутствуют супружеской неудовлетворенности:

  • любовь тождественна хорошему сексу
  • романтическая любовь будет длиться вечно
  • мой партнер способен понять чего я хочу, даже если я не говорю об этом
  • я не вынесу никаких лишений или наказаний, которые могут сопровождать наши отношения
  • мой партнер сможет помочь преодолеть мне чувство неполноценности
  • мой партнер восполнит мои прошлые неудачи
  • мой партнер будет снисходителен к моим поступкам
  • мой партнер всегда будет на моей стороне, всегда будет терпимым и всегда будет любить меня, каким бы плохим не было мое поведение.

Если партнеры не модифицируют эти мифы в соответствии со своим опытом, они могут испытывать неудовлетворенность, поскольку реальность будет отличаться от предположений, как должны выглядеть их взаимоотношения.

Неудовлетворенность браком может проявляться если партнеры оказались несовместимы в одной или нескольких областях взаимоотношений. Особенно, если соглашения и компромиссы не решают проблемные вопросы.

Супружеская несовместимость может быть результатом наивного и поверхностного выбора, когда партнеры недостаточно хорошо знают друг друга. Или результатом изменения мировоззрения одного или обоих партнеров. Часто распространенным примером возникшей несовместимости является ситуация, когда женщина стремится к более независимому стилю жизни. Если это выходит за рамки ожидания ее партнера, то она не получит желаемых результатов, либо в значимой для нее сфере, либо в отношениях. Если она не сможет реализовать возникшее желание, то скорее всего она будет чувствовать неудовлетворенность и будет вести себя менее ответственно по отношению к супругу, что вызовет неудовлетворенность у него. Пример – женщина проводит меньше времени дома и как результат получает от супруга упреки в неустроенном быте или отсутствии уюта.


Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" . Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути .

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.