Семья как социальная ячейка общества. Ячейка общества: Какой бывает семья

Социальная структура - своего рода анатомический скелет общества. Пол структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаи­мосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Отсюда можно сделать вывод, что социальная структура общества - это совокуп­ность статусов и ролей, функционально связанных между собой. Статус - социальное положение индивида в обществе. Роль - модель поведения, со­ответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса. Со­держание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Учитель - статус в системе образования; он обязан передавать знания уче­никам, оценивать и проверять их, следить за дисциплиной. В свою очередь обязанность учеников - регулярно посещать школу, усваивать новые знания.

выполнять домашние задания и т.п. Как у учителя, так и у ученика есть свои права. Совокупность прав и обязанностей учителя - содержание статуса «учитель», совокупность прав и обязанностей ученика - содержание стату­са «ученик». Статус учителя имеет смысл только по отношению к статусу ученика. Они связаны между собой функционально: функция учителя - передавать знания, ученика - усваивать их. Для своих коллег-педагогов учи­тель - не учитель, а товарищ. Статус «солдат» имеет смысл только по отно­шению к статусу «командир» и т.д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передает­ся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистриру­ется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Статус банкира ценится выше статуса сантехника и т.д.

Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами

в рамках одного общества, и тогда она называется межгрупповой, и между индивидами в рамках одной группы - внутригрупповая. Здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Ранг обладает удивительным свойством - он действует как селек­тивный механизм. Чем выше его уро­вень на шкале рангов и престижа, тем больше он ценится, тем выше вознаг­раждаются те люди, которые им обладают. Наконец, если рассматривать со­циальную пирамиду, которая опять же выстраивается благодаря рангам, то чем выше место, тем больше на него претендентов, но и меньше свободных вакансий.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только кос­венно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не пони­мают тех, у кого нет собаки, но кто жалуется на то, что собаки стали хозяе­вами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидете­лей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.


Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, эко­номические, профессиональные статусы человека определяют интенсив­ность, продолжительность, направленность и содержание социальных отно­шений людей. Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с не­родственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус опреде­ляет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Так, предприниматель заинтере­сован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуаль­ном партнере, продавец - как в возможном покупателе. Таковы скрытые мотивы их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и

интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скопи этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует его правилами вежливого поведения, которые создают иллюзию доверительных отношений.

Итак, именно статусы определяют характер, содержание, продолжитечь-ность, интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных и социальных.

«Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну,
И за борт её бросает
В набежавшую волну».

Д. Садовников «Песня про Стеньку Разина»

Лозунг «Семья – ячейка общества» придумал не Карл Маркс. Хотя его советские последователи строго следили за нравственностью рядовых членов партии. Из анекдота: «чем каждая женщина удерживает мужа?» я запомнил: «еврейка – криком, гречанка – грацией, а русская – партийной организацией».

Первым в известной истории произнес слова про «ячейку общества» амалекитянин Аман на пиру у Ахашвероша. Тот ему поверил, принес любимую жену Вашти «на алтарь отечества»,- как и его последователь Стенька Разин, утопивший персидскую княжну в угоду дружкам.

С чего же всё начиналось? Был грандиозный пир во дворце царя, правителя 127 стран. Пир длился 180 дней. Было даже птичье молоко. Да что молоко – суши из далекой Японии привезли!

Все мужчины и женщины сидели раздельно. (Оказывается, это не выдумка раввинов. Просто мудрый царь хотел избежать конфликтов за столом из-за женщин).

Вы думаете, выпивая, мужики, даже цари – как древние, так и современные – обсуждают лунную сонату Бетховена? Как бы не так! Они похваляются красотой своих женщин, хвастаются своими успехами у слабого пола и какие они крутые по этой части.

Кстати, я думаю, Мухаммед спас арабов от вымирания, запретив им вино. Они бы при своём темпераменте погибли от кровосмешения.

И вот персы прославляли красоту персидских женщин, мидьяне – своих. Кстати, сегодня реальность изменилась и мужчины предпочитают женщин другой billiga fotbollströjor Barn национальности и даже расы. Не зря появилась новая форма туризма – сексуальная, в страны Азии. А если сомневаетесь – спросите, кто сегодня в Америке президент?

Но Ахашверош, мидиец, оказался современным мужчиной. Он хвастает фигурой своей жены-вавилонянки и предлагает всем полюбоваться обнажённой царицей. Главе 127 государств мало демонстрации золота, драгоценностей, могущества и так далее. Он хочет ещё, чтобы все завидовали его сексуальным утехам.

Что же Вашти? Я думаю, для неё предложение Ахашвероша было весьма лестным. Она оценила стремление мужа продемонстрировать гостям своё главное koszulki nba sklep достояние и бросилась к зеркалу, чтобы где надо – подпудрить, а где надо – подкрасить… и гордо продемонстрировать миру «основное богатство царя».

Но тут вмешивается Главный Игрок. Её тело покрывается волдырями. Вашти – прежде всего женщина и истинную причину отказа она скрывает за напускной грубостью. Она знает характер мужа, подозревает, чем она рискует… но спесь и глупость – близняшки. Царица предпочитает погибнуть, но не опозориться; и, упрекая мужа, громко заявляет, что тот не умеет пить. Настоящий царь не пьянеет, как конюх!

Ахашверош в бешенстве, он собирает Верховный суд, чтобы определить степень вины супруги и надлежащее ей наказание. Просит помощи у евреев – известных буквоедов и законников. Евреи мудро отнекиваются. Советовать царю — себе дороже.

Все молчат. Скажешь: «казнить» — проспится царь от вина и припомнит. Скажешь: «помиловать» — сейчас же обвинят в пренебрежение царским достоинством и первым отправят на плаху.

А у меня вопрос: почему царь, отличавшийся крутым нравом и самоуправством, интересуется чужим мнением? Возможно, оскорбление себе он бы «любимой игрушке» простил… Не зря же он так переживает потом, после казни о красоте Вашти! Что же он хочет знать? Не разрушит ли пример Вашти Империю!

У Амана свои интересы и он рискует дать совет царю. Во-первых, он не забыл пощечину, которую некогда получил от Вашти – а амалекитяне страшно злопамятны. По сей день кто на евреев «бочку катит» – начинает припоминать все «обиды» от убийства Каином Авеля. Во-вторых, Аман мечтает выдать дочь за царя. В третьих, хочет при помощи приказа царя заставить свою упрямую супругу Зереш говорить с ним дома по-амалекски.

И он за тысячи лет до Карла Маркса восклицает: «Семья – ячейка общества! Пример царицы негативно повлияет на все семьи!».

А царю разве не плевать на все семьи? Своё-то гнездо он должен будет разорить! Но он понимает, что отсутствие мира в семьях разрушит Империю,- а за Империю billiga Nike fotbollsskor Ахашверош любому пасть порвет. Так что замысел Амана осуществился и царь, подобно Стеньке Разину, казнил любимую жену. Любимая-то любимая, а «своя Империя ближе к телу».

И в этом Ахашверош, несомненно, прав. В смысле, не в казни, а в «рубашке». Откуда мы знаем, что мир сегодня нестабилен и скоро сильно переменится? Из того, что устойчивую семью, «ячейку общества», во многих странах начинают заменять куда более свободные отношения «бой-френдов» с «гёрл-френдами». Впрочем, бросать красивых княжён в набежавшую волну всё же без особой нужды не следует.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д., это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе (путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

После Октябрьской революции по стране повсеместно стали усиленно распространяться идеи женского равноправия. О них во всеуслышание заявляли «музы» русской революции Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых. Коллонтай пошла дальше: она предрекала, что со временем семья отомрёт, и женщины научатся заботиться обо всех без разбора детях как о своих собственных. Вождь мирового пролетариата Владимир Ленин не разделял убеждений милых дам, хотя и придавал большое значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма».

Советское правительство регулирует семейные отношения.

Не секрет, что Советской властью жен-щина всегда рассматривалась с двух по-зиций: как мать и как активный строитель нового общества.

К 30-м годам XX века разговоры о правах женщин утихли. закрыл женотделы и объявил об окончательном разрешении женского вопроса. В 1936 году был принят новый Семейный кодекс, запретивший аборты.

Государство принялось бороться за укрепление семьи. Республике нужны были рабочие силы. «Свободную любовь» заклеймили как антисоциалистическую.

В годы войны угроза вымирания советского общества заставила Правительство принять ряд законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. 8 июля (это не случайное совпадение: бывший семинарист Иосиф Сталин отлично помнил, что православные в этот день обмечают день памяти покровителей семьи Петра и Февронии) 1944 года был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почётного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и «Медали материнства». В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение «законный брак» вновь стало общеупотребительным. Брак без регистрации в органах ЗАГС официально назывался «сожительством».

В Советском Союзе свободной любви нет и быть не может.

Середина 50-х годов была ознаменована двумя эпохальными для советской семьи событиями: были вновь легализованы аборты, и органы ЗАГС переданы в ведение местных Советов депутатов.

К этому времени советские люди чётко знали: «Семья - это ячейка общества». И каждый гражданин обязан её создать. Семья в СССР начиналась с регистрации ЗАГСе. Конечно, не все сограждане были сознательными и официально оформляли свои отношения. Но общество осуждало такие пары. И уж под закат Советского государства мужчины и женщины совсем... распустились: чтобы купить квартиру, заняться предпринимательской деятельностью стали вступать в фиктивные браки и браки по расчёту.

В СССР свободной любви нет - утверждали партийные лидеры. Но как же было назвать то, что происходило, когда граждане выезжали в командировки, на турбазы или курорты? Объективным доказательством свободной любви и нравственной ответственности по-советски стал пик абортов, который пришёлся на 1964 год. В большинстве этих случаев беременность наступала вне брака.

Существовал и институт разводов. При разводе связь между супругами не прерывалась: бывший муж поддерживал материально семью (в 99% разводов ребёнка оставляли матери), участвовал в воспитании ребёнка. Разводы в СССР были распространены с 1966 года примерно так же широко, как сейчас.

Постепенно общая картина рождаемости в СССР стала указывать на спад проявлений глубокой любви со стороны семейных пар к детям. Женщины рожали мало, в городской семье чаще всего были один или два ребёнка. Жертвовать своим комфортом ради стирки пелёнок люди теперь не желали.

Так называемое раскрепощение женщин, безусловно, имело и положительные стороны. Женщина осознавала себя личностью - это огромный плюс всей пропагандистской работе коммунистов. Но минусов было больше. Государство, как и мечтала Александра Коллонтай, взяло на себя функции воспитателя, отца и матери. Разрыв родственных связей был неизбежен. Сугубо личные вопросы выносились на суд общественности, потом те же женщины бегали в партком с просьбами образумить мужей и вернуть их в семью. Советская женщина стала борцом, изменив своей сути и не по своей воле.