Параметры микроклимата в спальных помещениях дошкольных групп. Микроклимат дошкольных учреждений

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращает внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

18-24°C - в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе;

17-20°C - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских;

20-24°C - спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната;

20-22°C - медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала;

19-21°C - санитарных узлах и комнатах личной гигиены.

Учебные помещения следует проветривать во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

22-24°C - приемные, игровые ясельных групповых ячеек;

21-23°C - приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек;

19-20°C - спальни всех групповых ячеек;

22-24°C - помещения медицинского назначения;

25-26°C - раздевалка с душевой бассейна.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю будут приняты меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.

Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

2363

Комментариев: 1

Наконец-то.подняли эту,очень актуальную, тему.Сейчас в детских садах и школах не мерзнут дети(что,конечно, хорошо), а находятся в тепличных условиях(жара в помещениях),особенно в отопительный период.

Консультация для воспитателей

«Создание благоприятного микроклимата в группе»

одна из важных задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

Детей надо приучать жить среди людей,

формировать у них определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

Микроклимат для малышей

В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.
«Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

«Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

За стенами детсада

Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

«Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

«Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

«В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

Дети нуждаются в красоте

Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».
С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

«Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

Пресс-служба CAPAROL

Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности и, безусловно, отличаются от физических нагрузок взрослого работающего населения. Поэтому микроклиматические условия в дошкольных и школьных организациях имеют свои отличия от микроклиматических условий производственных помещений. Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются и оборудуются специальные помещения.

Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, необходимых для проведения занятий физической культурой, площадь и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.

Большая чувствительность детей и подростков (в связи с возрастными особенностями терморегуляции) к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для тренировки приспособительных механизмов. Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней.

2.1. Нормирование микроклимата дошкольных организаций.

Гигиенические требования к показателям микроклимата и инженерным системам, обеспечивающим микроклимат в дошкольных организациях, установлены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных организаций (далее – ДО), входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.Здания ДО оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.Теплоснабжение зданий ДО следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных.Паровое отопление не используется. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулирующими устройствами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. Во избежание травматизма детей (ожогов) температура поверхности нагревательных приборов должна быть в пределах 70-80 °C.

В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 °C. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60 %, в производственных помещениях пищеблока и постирочной – не более 70 %.Скорость движения воздуха в основных помещениях для детей должна быть 0,05-0,1 м/сек. Нормируемые уровни температуры воздуха и показатели кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных организаций приведены в таблице 4.

Для осуществления проветривания всех основных помещений ДО окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года фрамугами и форточками. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 °C.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте 0,8-1,0 метра от пола.

Таблица 4 – Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных учреждений

Помещения

Темпера-тура воздуха, ºС

Кратность обмена воздуха в 1 час

В I А, Б, Г климатических районах

В других климатических районах

Приемные, игровые младшей дошкольной группы

Групповые, раздевальные

Спальни дошкольных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Медицинские помещения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Подготовила педагог – психолог Бытотова А.Н.

Абакан 2016

Методы и приемы создания благоприятного микроклимата в группе детей младшего дошкольного возраста.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, поэтому воспитателю важно создать в группе благоприятный социально-психологический . В общении с детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. В неизбежны конфликтные ситуации. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

Немаловажные задачи воспитателя - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе, не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. В детском коллективе дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Кроме того, социально – психологический микроклимат (СПК) в группе один из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В группе, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми , жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом, друг с другом.

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого ребенка и тем самым определяющих его личностное развитие и группы в целом. Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Благоприятный социально-психологический климат в условиях детского проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, , сопереживания.

В младших группах создание благоприятного микроклимата из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми.

Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Этому способствуют такие приемы как:

Обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала;

Проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных процедур;

Участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера;

Отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно:

Играть в хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Заинька попляши». Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. Играть в пальчиковые, настольно – печатные игры «Лото», «Домино»; заучивание мирилок, - организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими : «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку»; - организовывать рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах; совместные наблюдения в природе, общественной жизни; коллективные работы художественного ; - использовать театральную деятельность.

Предметная среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать детали в группе с целью предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить.

Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка :

заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать

его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки . Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка : характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.

Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Затруднения в адаптации испытывают также левши, что обусловлено преобладанием у них активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей любят обижать , дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Замкнутых детей , которые не общаются с остальными, нужно привлекать к совместной деятельности группы , чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей: празднование воспитанников, совместное изготовление несложных для именинников, ритуалы начала и завершения дня.

Например:

- Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей - приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, заявляя о своём присутствии в группе.

- «Утро радостных встреч», дети после выходных рассказывают: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают о событиях, которые произошли в детском саду в его отсутствие.

- Уголок настроения - Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик, магнит соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

- Ковер мира . Использование принципа М. Монтессори. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру). Затем дети мирятся.

- Можно выбрать эмблему и девиз группы: «Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны».

- «Шкатулка добрых дел». Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. За каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок - синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

- «Волшебный мяч» - Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они называют доброе дело или с кем в группе дружат.

- «Цветок успехов» - В серединке цветка – фото ребенка, на лепестках его достижения.

- «Звезда недели» : в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.

- «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

- «Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться; Использование в течении дня игры- правила: «Кричалки – шепталки - молчалки», «Поём - молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей).

Доброжелательная улыбка воспитателя, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.

Создание благоприятного микроклимата в группе

    Мотивация деятельности.

Ритуалы «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «День радостных встреч».

- «Доска настроения», «Доска желаний», «Кубик - нделька».

    Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей.

- «Сонные игрушки», «Шкатулка добрых дел», «Панорама добрых дел».

Релаксация.

Коррекционные игры.

Объединяющие игры с воспитателем.

    Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре.

- «Правила группы». Совместно с детьми разработать правила группы Что можно делать, что нельзя.

Дидактические игры.

Занятия, беседы по нравственному воспитанию.

    Учет физиологических и психологических возможностей детей при организации педагогического процесса.

Учет особенностей здоровья детей;

Учет индивидуальных особенностей детей;

Соблюдение режима дня;

Соблюдение требований к физиологической нагрузке для детей в течении дня (смена видов деятельности, использование различных видов игр, физминуток, гимнастик (зрительной, речевой, утренней, просыпательной и др.), Соблюдение времени занятий и т.д.).

    Работа с семьей по выработке единых требований и методов воспитания (индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные походы в театр, зоопарк, детские центры и т.д.).

- создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

- особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действия или поручения.

- распределять между воспитанниками поручения.