Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология

Графология – эта наука, которая позволяет, благодаря анализу почерка, узнать много информации о человека. Еще знания графологии можно использовать подобно детектору лжи, чтобы понять говорит человек правду или нет.

Анализ почерка с примерами в графологии

Благодаря многочисленным исследованиям и обобщению информации, специалистам удалось выделить наиболее часто встречаемые почерки.

Вариант почерка №1 и №2

Подобные почерки чаще всего встречаются у девочек подростков. Такие люди в жизни сосредоточены на себе и на своих чувствах. Они упрямые и эгоистичные, но это в основном связано с желанием достичь независимости. Еще авторы таких почерков переживают по поводу своей внешности и имиджа.

Вариант почерка №3

В графологии анализ этого почерка позволяет узнать, что его автор в жизни часто прячется за «масками». Еще таким людям характера расчетливость, поэтому они успешно манипулируют окружающими, причем незаметно для самих жертв. Авторы такого почерка живут с учетом стереотипов.

Вариант почерка №4

Такой почерк в основном присущ молодым женщинам. Они живут с постоянным чувством долга. Обладательницам такого почерка присуща крайняя критичность к себе, и они в любой ситуации готовы пойти на самопожертвование.

Вариант почерка №5

Графологический анализ почерка говорит о том, что это писала взрослая женщина. Такие люди испытывают и не умеют выражать собственную индивидуальность. Обладательница этого почерка напряжена и неспособна на спонтанные решения.

Вариант почерка №6

Анализ почерка указывает, что писал это эмоциональный человек, который старается всегда держать под контролем собственные эмоции. Ему характерна повышенная сдержанность и самокритичность. Для обладателя этого почерка очень важно почтение и признание окружающих.

Вариант почерка №7

Специалист графологии уверяет, что автор почерка – мужчина, который в жизни любит доминировать. Анализ характера по почерку позволяет узнать, что автор в жизни предпочитает быть победителем. Такие люди плохо ориентируются в быту и любят много разговаривать, при этом, не задумываясь, перебивают собеседника. Мужчина не думает о будущем, для него важно то, что происходит «здесь и сейчас» а еще ему свойственны перепады настроения.


Вариант почерка №8

Необычный почерк, который указывает на то, что его автор индивидуалист. Ему характерно чувство превосходства. В отношениях с другими людьми автор почерка проявляет нечувствительность. Он часто играет роль и старается выглядеть умнее в глазах других.

Время не стоит на месте. Широкая компьютеризация создала условия, при которых мы читаем тексты, написанные стандартными шрифтами. Но от этого нам еще более интересны записи, сделанные рукой человека. Исследователи глубже проникают в особенности психологии человека. Анализ почерка - это важная процедура в познании человеческого характера.

Книга Д. Сара «Тайна почерка» раскрывает картину исследования почерка, предпринятого в США, где в отличие от европейских стран графологию стали использовать сравнительно недавно. Многие фирмы используют услуги графологов при приеме сотрудников на работу.

В США осуществляется та же работа, которую проводили графологи в начале века: изучение образцов письма пациента, полученных под гипнозом, изучение возрастных особенностей почерка, обнаружение признаков почерка, связанных с болезнями. Анализ почерка активно используется на практике - в профориентационной работе, в страховых компаниях, а также в сердечных делах. Первые работы по графологии в США принадлежат Луи Раису и де Уитт Б. Лукасу.

Д. Сара пишет, что часто приходят люди и рассказывают горестные истории своей жизни. Они ждут, что мы сотворим чудо и изменим характеры людей. Это невозможно осуществить с помощью графологии, задача которой сводится лишь к тому, чтобы проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом, постарался приспособить свою личность к личностям других людей с тем, чтобы извлечь наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений: личные отношения, социальные, учеба, деловая жизнь.

Методика анализа почерка, предложенная в книге Д. Сара, заслуживает внимания. Она такова: первое, что необходимо сделать, это получить образец. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованный и без полей. Для создания образца почерка не следует переписывать что-либо из книги или газеты. Лучше предложить человеку написать то, что приходит е м у в голову и поставить после написанного текста свою подпись.

Опытный профессиональный графолог быстро улавливает различные вариации почерка и сопоставляет различные признаки, делая точные выводы. Для начинающего графолога целесообразно проявлять осторожность и внимательнее относиться ко многим взаимоисключающим признакам, прежде чем прийти к окончательному решению.

«Если исследуется почерк знаменитого человека, - пишет Д. Сара, - жившего в прошлом или живущего в настоящем, скептик может сказать: „Но все его хорошо знают". Это не так, потому что публика хорошо знает лишь внешние проявления знаменитого человека, его деятельность или то, о чем пишет прославляющая его пресса. Внутренние черты его характера остаются неизвестными для всех, и анализ почерка может пролить свет на некоторые стороны его личности, оставшиеся незамеченными общественным мнением и далеко не всегда соответствующие известному портрету героя. Почерк человека, который играет злодеев в театре или на телевизионном экране, может раскрыть у него наличие мягкой, чувствительной натуры. А почерк милой инженю может показать агрессивность и стремление к господству».



Каждый почерк является индивидуальным для графолога. Его задача - указать на сильные и слабые стороны человека, проявляющиеся в почерке.

Анализ почерка в книге Д. Сара осуществляется по описанным ниже признакам.

Наклон

Наклон, по определению Д. Сара, позволяет определить, что правит человеком - ум или сердце.

Рис. 6.5. Образцы наклона почерка

А - теплая дружелюбная натура, открыто выражающая свои чувства. Этой натуре не свойственна импульсивность, скорее наоборот, эмоции держатся под контролем. В характере таких людей чувствуется искренняя тяга к общению, поэтому они способны к установлению добрых отношений между людьми. В состоянии влюбленности не склонны скрывать свои чувства и желают ответной любви. Не замыкаются рамками семьи, получая удовольствия от общественных обязанностей, любят принимать гостей.

Б - отражает большую энергию и энтузиазм в восприятии новых идей. Романтические импульсы горячи, если влюбляются, то «по уши» и «с первого взгляда». Могут быть очень уязвлены, если предмет любви обращает внимание не только на них. Здесь присутствуют тенденции ревности и собственнические начала в любви. Одиночество противопоказано. Нуждаются в постоянной активности и встречах с разными людьми, ярком и интересном окружении. Такой Романтической и эмоциональной натуре необходимо, чтобы ее постоянно питали взаимные восхищения и, возможно, лесть в умеренных дозах.

В - наклон назад является признаком того, что интеллект контролирует эмоции. Путь к сердцу таких людей лежит через их голову. Эти люди способны на любовь, но только в том случае, если получат разрешение ума. Внешние проявления чувства не характерны, энтузиазм сдерживается. Наклон назад характерен для молодых людей, которые желают стать взрослыми и независимыми. Но через какое-то время наклон может измениться.

Г - контроль над эмоциями настолько силен, что может подавлять чувства. Люди с подобным наклоном почерка могут быть очень эмоциональными и при этом временами сдержанными в проявлении своих чувств. Здесь есть тенденции к скрытности. Могут производить впечатление холодности и сдержанности, пряча бурю эмоций. Таких людей трудно понять, общаясь с ними, нужно быть готовыми к эмоциональному взрыву. Позвольте им взять инициативу в свои руки для того, чтобы понять, каким образом вызвать их интерес и любовь.

Д - вертикальный почерк отражает равновесие между умом и сердцем. Манеры сдержанны, нет подверженности случайным движениям ума, чувства устойчивы, все разумно взвешивается. Когда влюбляются, нельЗя ожидать откровенного выражения эмоциональной реакции. Привязанности не выражены ярко, чувства могут быть раскрыты через проявление преданности, каждодневные знаки доброго отношения. В равной степени принимаются и радости, и каждодневные заботы домашней жизни, причем с таким спокойствием, которое показывает, что ум и сердце уживаются в гармонии и не бунтуют против друг друга.

Бывают почерки, в которых встречается сочетание наклонов. Иногда различаются по наклону строки, иногда слова или буквы. Обычно это характерно для людей, отличающихся непостоянством и придирчивым к мелочам. Иногда это оригинальные натуры, очень переменчивые, интересные, а иногда проявляющие нерешительность при новых обстоятельствах, знакомства с новыми людьми.

Во всех случаях, когда люди находятся в тесных контактах друг с другом и не находят возможности гармонизировать отношения, графология может подсказать, кто находится под властью горячего сердца, кем управляет холодная голова, а кто удерживает равновесие. Понимая суть своего характера, люди смогут добиться желаемых отношений.

Строка

Особенности написания строк связаны с такими характеристиками, как оптимизм и пессимизм.

Рис. 6.6. Образцы расположения строк

1. Если линия строки поднимается вверх, это признак оптимизма, присутствия духа, веры и надежды. Люди, чьи строчки «летят» вверх, являются довольно амбициозными, стремящимися продвинуться вперед. Они легко адаптируются и доброжелательны к друзьям. Люди, строчки которых поднимаются резко вверх, - неисправимые оптимисты. Их суждения часто бывают ошибочными из-за того, что они ходят по земле, высоко задрав голову, и не замечают реальной обстановки.

2. Строка, опускающаяся вниз, выражает пессимизм, который препятствует человеку возлагать надежды на новые идеи, зажигаться энтузиазмом. Иногда это смесь осторожности и критичности. Чем резче вниз опускается строка, тем более убежденным пессимистом является личность. Иногда это временное состояние. И самый бодрый человек может временно испытывать депрессию. Как только жизненная ситуация меняется, строка поднимается вверх с удивительной быстротой.

3. Если слова меняют положение и прыгают вверх и вниз, мы имеем дело с переменчивыми людьми, которые зависят от времени, места, окружающих людей. Им трудно приспособиться к любой работе. Иногда это люди, занимающие высокое положение и очень уверенные в себе. Иногда это умные люди, которые не могут добиться даже того, для чего они созданы, именно переменчивость мешает им в этом.

Если у мужа и жены различные наклоны строк - вниз или вверх, то это свидетельство конфликтов, затрагивающих и детей. Такие конфликты подтачивают отношения между людьми, поэтому им необходима коррекция.

Поля

Существует два способа, позволяющие определить, крепко ли заперт кошелек вашего партнера, клиента или же он открыт нараспашк у. Это можно увидеть по расстоянию между словами и строками, а также величине полей.

Рис. 6.7. Варианты оформления полей

1. Если между словами почти нет расстояния, а строки почти наползают друг на друга, - это признак бережливости. Чем меньше расстояния, тем бережливее человек. Если при этом еще и буквы мелкие, то это очень бережливый человек.

2. Большие расстояния между словами и строками обнаруживают щедрость человека. Чем больше эти расстояния, тем больше усиливается тенденция к расточительству.

Небольшие буквы свидетельствуют о том, что человек не склонен тратить на себя, но щедр в отношении других. Крупные буквы говорят о раскованности. Те, кто пишут крупными буквами, но между словами и строками остается мало места, скорее всего являются душой общества, но при этом прижимисты. Они щедро тратят там, где они на виду.

Если буквы крупные, а расстояния между словами и строками большие, то щедрость человека не знает предела.

Размер полей является дополнительным показателем: широкие поля со всех сторон листа - слева, справа, снизу, сверху - свидетельствуют о хорошем вкусе, инстинктивной тяге к изысканным предметам, на которые человек готов тратиться. Это также не только признак щедрости, но и рассудительности, позволяющей приобретать за деньги наиболее ценные вещи.

Широкие поля слева и справа при их отсутствии внизу и вверху - свидетельство о щедрости без рассудительности. Широкие поля слева и узкие справа являются проявлением расточительного поведения, с которым человек пытается бороться. Но эта борьба может «выгадывать на копейку, потерять на рубль», пытаясь компенсировать крупные растраты мелочной экономией.

Узкие поля слева при широких справа означают, что человек заставляет себя экономить, но у него это плохо получается. Возможно, он дюбит рассуждать о бюджете семьи, но сомнительно, что его слова сочетаются с делом.

Ровные узкие поля слева и справа показывают бережливость и расчетливость в покупках. Если весь лист занят и полей нет, это показа-стель того, что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Но порой эти люди имеют не всегда правильные представления о ценностях. Не следует мерить жизнь деньгами. Деньги не цель, а средство, к которой следует относиться разумно.

Форма букв

1. Округлые буквы показывают, что мы имеем дело с человеком, склонным к сотрудничеству, который удовлетворен лишь в том случае, если работает вместе с другими людьми, разделяет с ними радости и тревоги семейной или трудовой жизни, общественной или предпринимательской активности. Такой человек не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих взглядов или планов. Он ждет, когда кто-то другой проявит инициативу, прежде чем он сам разъяснит свою позицию. Для таких людей жить одному - истинное несчастье. Деятельность, требующая агрессивного напора, для них противопоказана.

2. Угловатые буквы свидетельствуют о духе состязательности, стремлении к независимости, критическом уме, стремлении составлять и осуществлять свои планы.

Если в округленном почерке среди заглавных букв появляются угловатые, это значит, что человек с мягким характером может «встать в позу» и на время принять агрессивный вид.

Круглый почерк, в котором встречаются маленькие угловатые буквы, обнаруживает склонность к сотрудничеству при некоторой хитринке и независимости.

Если угловатые буквы написаны очень крупно, то можно заключить, что их писал человек, не склонный к самоутверждению. У него нет твердых личных убеждений, он осторожен и неуверен в себе, но от сотрудничества отказывается.

Мелкие округленные буквы встречаются редко. Это сочетание присуще людям четкого и осторожного ума, которые выполняют работу особой тщательности, обладают лояльностью и способностью к сотрудничеству.

Буквы крупные и угловатые с сильным нажимом говорят о честолюбивой и напористой натуре, обладающей четкой системой ценностей, в соответствии с которой человек не будет прибегать к компромиссам чаще, чем это необходимо. Он ненавидит занимать подчиненное положение, как в деловых, так и в личных отношениях.

Очень мелкий и ясный угловатый почерк показывает ум специалиста, человека, который хочет сделать одну вещь или пару вещей превосходно, концентрируясь на них, пока не достигнет желаемого результата. Такой человек ничего не принимает как должное, а хочет дойти до самых основ, проанализировать каждую изложенную идею.

Угловатый почерк, отличающийся неровностью, принадлежит человеку, обладающему большой внутренней силой. Он не хочет придерживаться обычной рутины, им движут эмоции. Его личность полна жизненной силы и часто противоречива. У такого человека развито чувство соперничества. Иногда он не умеет расслабиться и в то же время не может сосредоточиться на тех целях, к которым стремится.

Человек, пишущий угловато, проявляет нетерпение по отношению к человеку, который пишет закругленными буквами. Особое раздражение вызывает медленное принятие новых идей. Человек, пишущий округлыми буквами, иногда с неприязнью воспринимает того, кто пишет угловатыми буквами, из-за его неуступчивости и его стремления верховодить.

Привычки мышления и многие черты характера людей, которые пишут округло или угловато, сильно отличаются друг от друга, им трудно установить гармонию отношений, сопряженности вкусов, взглядов, действий. Знание этих различий позволит добиться лучшего взаимопонимания между людьми и наладить плодотворные отношения.

3. «Гирлянда» из букв «ю, «и», «ш» характеризует людей, любящих удовольствия, комфорт и роскошь. Однако часто бывает так, что подобный почерк свойственен людям, которые трудятся в поте лица и не умеют или почти не имеют предметов роскоши. Тем не менее «гирлянда» - показатель желания легкой жизни, наполненной удовольствиями. Люди с таким почерком обладают тактом и очарованием, которыми умеют пользоваться. Им нравится работа, связанная с общением и позволяющая встречаться с приятными людьми. Они являются гостеприимными хозяевами и проявляют изысканный вкус в устройстве дома и выборе одежды.

Нажим

1. Легкий нажим, когда линии плетутся как нити, выдает натуру, чувствительную к людям и окружению. На таких людей оказывают большое влияние другие люди, все, что они говорят и делают. Люди, почерк которых характеризуется легким нажимом, тяготеют к идеализации мира, обладают тонким вкусом и критическим умом.

Несмотря на внушаемость и тонкость натуры, эти люди могут брать на себя ответственность, осуществлять руководство и добиваться хороших результатов. Они могут стать преуспевающими торговцами, хотя им далеко не всегда приятно проявлять свою напористость. В этом случае им приходится работать с удвоенной энергией.

Рис. 6.9. Варианты нажима

Часто этих людей называют интровертами.

2. Сильный нажим обнаруживает решительную и энергичную натуру, которая проявляет интерес к новому окружению и активным людям. Людям, прибегающим к сильному нажиму при написании слов, удается сочетать идеализм с интересом к материальной стороне жизни, страстность в сердечных делах. Для них не характерна застенчивость, но это не мешает им выбирать деятельность, связанную с контактами с людьми, не поддаваться расстраиваться и разочаровываться, быть выбитым из колеи. Они не считают ответ «нет» окончательным. Неудача может лишь подхлестнуть их активность. Это экстраверты.

3. Средним нажимом обладают люди, которым удается сочетать чрезмерную чувствительность и достаточно выраженные материальные интересы. Таких людей легче понять, они более предсказуемы.

Сочетание легкого нажима с сильным свидетельствует о том, что самоконтроль не подавляет человека, а, наоборот, порой проявляются нетерпение и неожиданные эмоциональные вспышки.

Бывает, что письмо написано легким нажимом, а подпись, поставленная под ним, - сильным. Это говорит о том, что человек обладает чувствительной натурой, но время от времени демонстрирует свои возможности быть жестким и наоборот, если весь текст написан сильным нажимом, а подпись слабым, то это человек с сильным характером, который хотел бы казаться мягким.

Сильный и четкий нажим при оригинальном написании заглавных букв свидетельствует о том, что энергия человека может быть направлена в творческую или руководящую деятельность. Такой человек не любит думать и действовать мелкомасштабно. Чем больше размах предприятия, тем его участие в нем энергичнее.

Сильный нажим, создающий впечатление грязного письма, характерен для людей, которые с трудом контролируют свою энергию. Для таких людей сложна «сидячая» работа, поскольку им трудно концентрировать внимание на отдельных деталях. Они часто проявляют нетерпение и резко реагируют на непрошеные советы.

Легкий нажим с ровными буквами маленького размера свидетельствует о дисциплинированности человека, высоком уровне морального развития, чувствительности и эмоциональности.

Если легкий нажим сочетается с неровным написанием строки и неразборчивостью букв, то это означает, что человек ждет инициативы от других людей. Это люди деликатные и восприимчивые и долго переживающие по поводу задетого чувства собственного достоинства, независимо от того, было ли в самом деле оно задето.

Сильный, средний или слабый нажим - проявление физического фактора, а сила, которая требуется при сильном нажиме, выражена меньше, чем при среднем и слабом нажиме. Разнообразие и неустойчивость нажимов - свидетельство того, что человек находится в процессе своего физического роста, умственного и душевного развития. Различие в нажимах говорят о противоречиях между страстью и выдержкой, оптимизмом и пессимизмом, ориентацией на идеальное и материальное.

Размеры букв

Рис. 6.10. Размер букв

1. Мелкие буквы обозначают способность к концентрации, сдержанность.

2. Крупные буквы характерны для людей самостоятельных, не желающих быть в подчиненном положении.

3. Буквы среднего размера наиболее распространены и не являются самостоятельным показателем.

Мелкий почерк с крупными заглавными буквами - свидетельство личной храбрости и гордости.

Мелкий почерк с маленькими заглавными буквами характерен для человека, не обладающего способностью постоять за себя по причине чрезмерной скромности, которая из добродетели превращается в недостаток.

Если мелкий почерк с тесно написанными крохотными буковками плохо читается, то мы имеем дело с человеком исключительной скрытности. Скрытность не дает возможности развиться и проявиться ряду прекрасных качеств, свойственных этому человеку. Его склонность к одиночеству может приниматься за отсутствие дружелюбия.

Крупный почерк бывает у людей, желающих много увидеть и быть в поле зрения окружающих, общительных, иногда агрессивно реагирующих на ситуацию, когда их не замечают.

Крупный почерк с оригинальными буквами свидетельствует о творческом мышлении, склонности к драматизации и отсутствию склонности обращать внимание на детали. Этот почерк часто бывает у квалифицированных специалистов, которые стремятся к воплощению своих идей в конкретные дела и не склонны к скрытности и замкнутости.

Крупные изящные заглавные буквы характерны для людей общительных и романтичных, способных повелевать и привлекать к себе людей. Красивые и необычайно крупные заглавные буквы характерны для лиц, ощущающих свое величие. Такой почерк можно увидеть у представителей королевских семей.

Особенности личности, отраженные в почерке

Оказывается, что точки над буквой « ё » имеют большое значение при анализе почерка (рис. 6.11). Можно выделить несколько вариантов их написания, среди которых мы рассмотрим следующие:

Рис. 6.11. Оформление буквы «ё»

1) Волнистые линии, полукружья, полумесяцы или другие забавные формы - свидетельство наличия чувства юмора. Чем необычнее изображение точек, тем острее чувство юмора, а также способность пародировать других людей.

2) Если точки невелики и неярко выражены, так и чувство юмора достаточно сдержанно. Тщательность изображения точек свидетельствует об осмотрительности человека.

3) Тщательно поставленные точки говорят о человеке, который склонен настаивать на своем.

4) Тяжеловесные точки - свидетельство упрямства.

5) Точки в виде палатки указывают на наличие у человека особого ума и тонкого юмора. Его чувство юмора смягчает чрезмерную критичность своих замечаний.

6) Точки, которые высоко парят над буквой, - свидетельство живого воображения.

7) Точки в виде кружочков обычно свидетельствуют о художественной натуре.

Наличие узелков и крючков говорит о тенденции к упрямству. Появление крючков в конце слова характерно для людей, которые сначала принимают новые идеи, а затем оказывают им энергичное сопротивление. Если крючки появляются в начале и в конце слова, то мы имеем дело с человеком, который может даже не выслушать другого человека. С такими людьми следует вести себя осторожно и не выдвигать новых планов и предложений без предварительной подготовки.

Современные или традиционные идеи (рис. 6.13) связаны с лаконичностью почерка и отсутствием штрихов.

1) Использование штриха в начале буквы - признак традиционного ума.

2) Если начальный штрих отсутствует, то обычно у такого человека нет сомнения в необходимости новых идей.

3) Заключительные штрихи - склонность к традиционности.

4) Отсутствие начальных и завершающих штрихов - решительный разрыв с традиционностью.

5) Длинный завершающий штрих свидетельствует о самоуверенности. В сочетании с угловатыми буквами длинный штрих является признаком сильного характера.

6) Тяжелый и тупой заключительный штрих - показатель властного характера.

7) Короткий, обрывающийся штрих с легким нажимом - показатель душевности и мягкости в отношении с людьми.

8) Буквы в стиле прошлого века обнаруживают люди романтического склада, стремящиеся к изысканности и традиционному стилю.

9) Буквы, написанные современным стилем, - тяготение к стилю «модерн». Использование печатных букв вместо письменных означает движение к новым взглядам.

Рис. 6.13. Лаконичность почерка и наличие штрихов

Независимое или осторожное мышление (рис. 6.14) связано с наличием петель в буквах «в», «д», «з», «у» , «ц» и «щ».

1) Петли отсутствуют - мышление человека с независимым характером.

2) Петли отсутствуют, но буквы написаны тяжелыми штрихами - свидетельство того, что человек обладает прямотой и стремлением все сводить к наиболее существенному, но проявляет самоуверенность и нетерпеливость в делах.

3) Узкая петля - признак осторожного мышления. Такой человек сдерживает свой энтузиазм и воспринимает новые идеи со скепсисом.

4) Длинная и широкая петля говорит об устремлениях, направленных на удовлетворение материальных потребностей и эмоций не духовного начала.

5) Короткая верхняя петля - признак осторожного мышления, скромного поведения, стремления к сдержанности.

6) Нижняя петля, которая непомерно велика, - признак веселого характера. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее характер и активнее поиск удовольствий.

7) Если верхняя и нижняя петли непропорционально малы по отношению к буквам, то это признак характера, который не стремится быть независимым, не готов стать лидером и не обладает достаточной степенью общительности. Этот человек может довольствоваться малым.

8) Петля, загнутая вовнутрь как преувеличенный крючок, - признак осторожности и внимания к деталям.

9) Петли, расположенные в петле, - признак независимого ума, стремления к оригинальности и необычности.

10) Петли развернуты в обратную сторону и закрыты - признак живого ума, способного понимать людей и ясно выражать идеи.

11) Буква «д» похожа на цифру 8 - признак независимого ума, способного к восприятию новых идей и умеющего приспосабливаться к новой обстановке.

12) Угловатая петля - свидетельство мужества и решимости, которые проявятся в нужную минуту.

13) Узелки в петле - признак преувеличенного упорства в отстаивании своих идей.

14) Разрывы между буквами свидетельствуют о том, что человек полагается на интуицию и делает умозаключения на основании быстрых наблюдений.

15) Отсутствие разрывов между буквами - признак логического ума.

Рис. 6.14. Наличие петель

Перечеркивание семерки (рис. 6.15) - признак силы воли и особенностей ее проявления.

1) Линия останавливается на наклонной черте цифры - признак промедления, откладывания дел в «долгий ящик».

2) Короткий и тупой штрих, направленный вниз, - признак критического ума, склонность к особому мнению.

3) Полуштрих, указывающий вниз, - промедление и дотошное критиканство.

4) Длинный штрих - наличие силы воли, самовыдвижения, энтузиазм.

5) Крючки и узелки на черте, проведенной через цифру, - признак упорства, а также выжидательности созревания идеи.

6) Забавная завитушка - признак веселости, романтизма.

7) Штрих, летящий над цифрой, - воображение и энтузиазм, желание достичь невозможного.

8) Штрих, устремленный вверх, - признак сочетания практицизма и высоких духовных запросов.

9) Штрих, направленный вниз, - признак наибольшей практичности.

10) Штрих замыкается на линии цифры и продолжается вдоль нее - чувствительность натуры при отсутствии инициативы.

11) Штрих соответствует размеру цифры - признак высокого самоконтроля и владения эмоциями.

Рис. 6.15. Перечеркивание цифры «7»

Скрытность или откровенность проявляется в неравномерности размера (рис. 6.16).

1) Слово начинается с мелких букв, которые увеличиваются в размерах, - признак неумения хранить секреты. 2) Буквы вначале крупные, а затем мелкие обычно свойственны людям, которые являются интересными собеседниками, но проявляют сдержанность в выборе тем для разговора.

3) Конец слова превращается в прямую или волнистую линию - обычно сдержанность превращается в скрытность.

4) Чем более «открыты» буквы, тем большей разговорчивостью человек обладает.

5) Открытая «в» - признак легковерности.

6) Закрытые буквы - признак сдержанности в разговоров.

7) Буквы с узелками - признак осторожности в речах.

8) «Седлообразные буквы» - признак умения хранить тайны.

Рис. 6.16. Неравномерность размера

Заглавные «Я» (рис. 6.17)- чем более вычурная буква «Я», тем сильнее попытки человека обратить на себя внимание. Если « Я » неприкрашенное, то человек держится за свои раз и навсегда принятые идеи.

Рис. 6.17. Заглавные «Я»

Подпись как автопортрет (рис. 6.18). При анализе подписи лучше иметь несколько образцов, выполненных в разное время. В этом случае можно обратить на особенности изменения или стабильности росчерка. Обращая внимание на наклон, можно определить эмоциональное состояние человека. Наклон вперед - признак дружелюбной натуры. Подпись с наклоном назад - признак контроля над эмоциями.

Иногда кажется, что подпись не имеет ничего общего с почерком человека. Например, текст выполнен мелким почерком, а подпись - крупным или текст написан с наклоном назад, а подпись, наоборот, с наклоном вперед. Это говорит о том, что человек имеет свои желания, но подчиняется определенным требованиям окружения.

1) Короткая прямая линия под росчерком - лояльность и отсутствие агрессивности.

2) Длинный и прямой прочерк с легким нажимом - наличие напористого характера со склонностью к материальным выгодам.

3) Длинный прочерк с сильным нажимом - признак наличия целей обогащения и признания.

4) Мелкие двойные вертикальные черточки, проведенные в центре прочерка, - признак делового стиля.

5) Изящная изогнутая линия - признак характера романтического героя, который любит утонченную жизнь, комплименты.

6) Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляются амбициозность, решительность и сила воли.

7) Прочерк, являющийся продолжением последней буквы, - свидетельство упорства, готовности постоять за себя.

8) Подпись подчеркнута необычным способом - признак уникальности характера, оригинальности и неординарности.

Рис. 6.18. Варианты подписи

Степень разборчивости почерка:

1) Ясный и разборчивый почерк, буквы выписаны медленно и тщательно, в почерке нет букв, привлекающих внимание, - признак умения все тщательно взвешивать в сочетании со стремлением к независимости, готовности к сотрудничеству при отсутствии склонности к независимой работе.

2) Почерк разборчив, но буквы оригинальны в начертании - признак творческого ума, интеллектуальной любознательности и способности ясно мыслить.

3) Неразборчивый почерк с беспорядочными, связанными буквами - признак ума, неспособного к ясному и логическому мышлению, а также нетерпеливости, подозрительности. Обычно людям такого типа трудно обрести счастье в личной жизни из-за того, что понять их трудно. Частая смена настроений, неразумное отношение к финансам, сочетания больших трат с приступами жадности.

4) При большой скорости письма почерк становится неразборчивым - свидетельство быстроты мышления.

Тяжело найти в мире двух абсолютно одинаковых людей (близнецы - это особая тема). Даже если личности внешне схожи, маловероятно, чтобы у них совпадали все индивидуальные характеристики.

Яркая отличительная черта - почерк человека. Может быть аккуратным и небрежным, мелким, крупным, растянутым или сжатым. С другими «выкрутасами» и «прибамбасами». Начинает формироваться со школьных лет. Когда-то были уроки чистописания в первом классе, когда учительница внимательно следила, как малыш выводит буквы, поправляла, чтобы они были красивыми, внятными и без помарок. Однако такая усердная нивелировка письма по «правилам» не срабатывала. Взрослея, каждый ученик обретал свойственную только ему психологию почерка, и учитель, проверяя школьные сочинения, даже не зная фамилии ученика, мог сразу определить, кто написал.

Как по почерку определить характер человека, этим занимается наука о письме - графология. Ученые-графологи уверены, что «закорючки» на бумаге раскрывают основные черты личности и даже могут рассказать о здоровье.

Например, такая патология нервной системы, как болезнь Паркинсона, характеризуется дрожанием рук. Больной интуитивно старается их удержать и пишет дробно. Когда недуг прогрессирует, почерк становится еще мельче. При болезни Альцгеймера буквы жмутся одна к одной или, наоборот, растягиваются.

Люди давно проявляли интерес к почерку. В древнем Китае философ Конфуций (551-479 г. до н. э.) считал, что по письму можно узнать о великодушии или вульгарности. Аристотель (384-322 г. до н. э.) утверждал, что «вид записи каждого человека» различается и свидетельствует о характере автора.

В Древнем Риме при императоре Нероне почерк стал политическим аргументом, когда нужно было свести с кем-либо счеты. Августейшему подсовывали тексты попавших в немилость, чтобы по характеру письма он убедился, что этот человек неблагонадежный.

В средние века английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292) написал «Краткое руководство по изучению философии», где высказался, что по особенностям почерка можно определить характер личности.

В то время такие утверждения были просто догадками, не имеющими под собой серьезной научной почвы. Началом научной истории мировой графологии можно считать труд испанского врача и философа Иоанна Уарте Сан-Хуана «Исследование методов scienzias, где показаны различия в буквах, которые имеются у людей с отличной друг от друга гендерной принадлежностью» (1575). Позже появился не менее интересный трактат итальянского врача и философа Камилло Бальди «Как узнать природу и качество человека, взглянув на букву, которую он написал» (1620).

За прошедшие четыре столетия на Западе появилось много трудов, где авторы пытались дать достоверное объяснение характера человека по почерку. Только перечисление их займет много страниц. Назовем лишь нашу современницу Инессу Гольдберг - израильского графолога с мировым именем, ее перу принадлежит восемь книг из серии «Секреты почерка».

Труды по графологии российских авторов значительно уступают западным. Причина в советском прошлом, когда науку о письме считали псевдонаукой. Специалисты опирались на книги дореволюционных отечественных авторов: Зуева-Инсарова и Моргенштерна, брошюру Ф.Ф. Германа «О графологии. Человек по почерку» (1934).

Значительные работы написали советские почерковеды-криминалисты, занимающиеся экспертизой почерка при расследовании уголовных дел. Однако эти труды совсем не имеют отношения к анализу почерка в психологии. Потому считать криминалистов графологами нельзя.

Важно знать! Почерковедение - узкий раздел криминалистики, где почерк исследуется как вещественное доказательство преступления. Этим отличается от графологии, которая изучает взаимосвязь между письмом и психологическими особенностями личности.

Что можно узнать по почерку


О чем говорит почерк человека, с уверенностью скажут специалисты-графологи. Проведя психологический анализ «письмотворчества», они дадут объективную информацию о личности: расскажут о положительных и отрицательных сторонах характера, помогут выявить причины, допустим, неадекватного поведения.

И не нужно бояться графологического анализа. Он не только расскажет о человеке, но заставит задуматься, что, возможно, нужно что-то менять в своем образе жизни.

Если личность чересчур эмоциональная, об этом можно узнать по манере письма. Допустим, все буквы скособочены вправо и написаны с небольшим нажатием, это свидетельство эмоциональной неустойчивости и подверженности фобиям. Такого человека любые переживания выбивают из колеи.

В письме отображаются только устойчивые черты характера. Такие, что присущи личности долгое время, возможно, с детства. Постоянные скандалы в семье, беспризорность при живых родителях, бездушное отношение, травмы, другие негативные впечатления детских лет надолго остаются в памяти. Это влияет на психику, закрепляется в поведении. А внешне проявляется в манере письма, что можно назвать психологией почерка.

Когда человек постоянно боится (кого-то или чего-то), это отражается на стиле писания. Почерк становится неясным и дерганым - неровным. Такое быстрое написание свойственно людям со слабым характером.

Если же личность зациклена на своих душевных фобиях, письмо будет сжатое - буковка к буковке. Когда же между ними большие пробелы, это показатель, что сумятица не раздирает душу, страхи отсутствуют.

При графологическом анализе почерка обращают внимание на текст. Чересчур мелкий свидетельствует о душевных страхах. Они постоянно держат в напряжении и не позволяют выработать определенную жизненную позицию. Такой человек боится людей, избегает общения, склонный к замкнутому образу жизни, что может быть признаком психического заболевания - аутизма.

«Крупнокалиберный» текст характерен для уверенного в себе человека, умеющего высказывать свои мысли, заставляющего прислушиваться к своему мнению. Тщательный разбор почерка убеждает, что графология совсем не лженаука, как убеждали в советское время. Внимательное изучение графики написанного (размер букв, ширина раздела между ними, наклон, нажим, корявость или стройность текста) позволяет дать точную психологическую характеристику личности.

Стоит внимательно присмотреться к своему «письмотворчеству». И не нужно расстраиваться, если вдруг обнаружатся не очень приятные грани характера. Подробный графологический анализ почерка поможет критически осмыслить свой нрав и избавиться от его неприглядных черт.

Важно знать! Графология - это наука, опирающаяся на психологические методы исследования. Но графолог - не экстрасенс, предсказать будущее не в силах. По почерку можно определить психофизическое состояние личности только в данный момент.

Разновидности и характеристика почерка


У каждого человека только присущий ему индивидуальный стиль письма. В результате скрупулезных исследований манеры написания букв графологи вывели определенные закономерности, подсказывающие, как характер личности, темперамент, внешность и даже род работы сказываются на почерке.

Каким бывает «письмотворчество», что может рассказать специалисту, рассмотрим детальнее. Почерк может быть:

  • С наклоном . Эта характеристика говорит о эмоциональности и отношении к людям. Вертикальное расположение букв - завышенная самооценка, невозмутимый и спокойный характер, сдержанность по отношению к другим. Легкий правый наклон - свидетельство мягкого нрава, добродушия. Обладатель такого почерка не особенно сдержан в чувствах. Более сильный скос букв вправо - натура порывистая, в постоянном душевном напряжении. Буквы убежали влево - личность холодная, эгоистичная. Небольшой левый завал - смелый и осмотрительный человек, надеющийся только на себя. Сильный «левацкий» уклон подсказывает о плохих чертах характера: злопамятности, обидчивости. Обладатель такого почерка может быть меланхоликом с постоянно дурным расположением духа, не склонным к искусству.
  • С нажимом . Нажатие на ручку характеризует эмоции пишущего. Слабое - человек с интеллектом, романтик, но слабовольный, легко поддается чужому влиянию, не способен к глубокому переживанию. Сильное давление на «писало» показывает, что личность эмоционально взрывная, переживания всегда присутствуют в ощущениях.
  • Небрежный . Так пишут те, кто торопится, рука у них бежит впереди мысли. Такие люди реалисты по жизни, бывают резкими и вспыльчивыми, но быстро забывают обиду, любят творчество, часто испытывают приступы вдохновения, скептически относятся к всякого рода гаданиям о своем будущем. Вариант небрежного почерка - неуклюжий, грубый. Может принадлежать щедрому, общительному и отзывчивому, однако недальновидному, не всегда удачному в жизни человеку. Из-за своей нервозности он часто попадает впросак, но всегда удачно выбирается из неприятного положения.
  • Мелкий и неразборчивый . Принадлежит застенчивым, стеснительным людям, неспособным преодолевать серьезные трудности. Такие личности обладают определенным талантом и логическим мышлением, им есть что скрывать. Часто бывают замкнутыми и необщительными.
  • Крупный . Принадлежит уверенному человеку, привлекающему внимание, лидеру и душе компании, проницательному и открытому, совершенно не умеющему лукавить. Отрицательные черты характера - излишняя доверчивость к незнакомым, непрактичность в житейских делах.
  • Все буквы написаны слитно . Такое письмо характеризует прямолинейность, умение здраво мыслить, хорошую интуицию. Подчеркивание букв, слов, фраз свидетельствует об исполнительности, серьезном отношении к порученному делу. Семейная жизнь у обладателей такого почерка счастлива, их не терзают сомнения. Слитное и компактное письмо - свидетельство гордого и независимого характера, такие люди не любят лишних знакомств и стараются их избегать.
  • Разрыв между знаками . Если небольшое количество, это свидетельство ясного ума и гармонии в душе. Просветов множество - мышление наглядно-образное, личность мечтательная и «мутная» - неясная в своих поступках, любит, чтобы на нее обращали внимание. Незначительное расстояние между буквами свидетельствует об открытости, дружелюбном общении. Большой разрыв - боязнь контакта с незнакомыми.
  • Угловатый почерк . Указывает на независимость, критичный склад ума и любовь к состязанию в любом деле, будь то спорт или что иное, чтобы показать свою значимость. Ломаные и округлые буквы в письме - независимая личность, гостеприимная, умеет привлекать к себе, обладает отменным вкусом, всегда добивается своего. Однако такой человек очень эгоистичен, не любит, когда ему указывают как и что делать.
  • Завитушки . Маленькие и снизу на буквах - личность незамысловатая, довольствующаяся и быстро приспосабливающаяся к простому быту. Со своим независим суждением, не любит фальши в отношениях. Завиток на одном знаке - духовное развитие, любовь к семейному очагу, круг общения замыкается на родных и хороших знакомых. Широкие нижние «кудри» - целеустремленность, направленность на материальный достаток и общение. Загогулина внизу несоразмерная букве - много лени, нет любимого дела. Такая же кудряшка снизу и сверху - характер свободолюбивый, человек обходится совсем малым.
  • Каллиграфический . Человек с таким почерком - весьма чувствительный и аккуратный, отличный семьянин. В жизни у него нет больших перепадов, проблем на работе, все протекает без нервирующих душу приключений. С такими любят дружить. Недостаток обладателя такого почерка - неуверенность в своих силах, это вынуждает искать помощь того, кто способен внимательно выслушать и поддержать.
  • Заостренный почерк . Интеллект и наблюдательность сочетаются с агрессивностью и хитростью, недоверчивым, равнодушным отношением к людям, их образу жизни и мышлению.
  • С большим размахом . Такой почерк характеризует человека гордого, стремящегося к самоутверждению, желающего всегда быть в любом деле на первых ролях. Это совсем не мешает быть романтиком, видящим все вокруг в прекрасном свете. Такие люди быстро забывают и прощают обиды, у них любящее, доброе сердце, а потому нередко считают их странными.
  • Печатный . Некоторые люди пишут только печатными буквами. Это может говорить о закомплексованности: заниженной самооценке, зависимости от мнения других, болезненном восприятии критики. Такой человек постоянно держит себя на самоконтроле, чтобы не сорваться и не показать свою ранимую душу. Хотя со стороны кажется искренним и открытым.
  • Переменчивый . Когда буквы разные, а письмо быстрое и небрежное или медленное и старательное. Это говорит о сиюминутных переменах настроения. Почерк подсказывает, что писал с завышенной самооценкой или, наоборот, неуверенный, скрытый и подозрительный человек. Только детальный анализ личности может дать ясный ответ. Другой нюанс: пишется произвольно, независимо от ситуации. Тут можно говорить об открытости, внутренней свободе автора, свободного от многих условностей жизни.

Важно знать! Графология очень востребована в практической психологии. Как «отражение нашего мозга на бумаге», она помогает психологам более точно определить характер личности.

Методика определения характера по почерку


Такая методика объективна для людей возрастом 25-45 лет, когда психофизические характеристики личности наиболее стабильны. Исследуется несколько страниц почерка. На первой человек пишет скованно, а на последующих его «отпускает», письмо становится более естественным. Наибольший интерес представляют последние страницы.

Рассмотрим один из графологических способов определения характера:

  1. Внешний вид бумаги . Исписанные страницы много могут рассказать об авторе. Если человек неопрятный и жадный, они маленького формата, засаленные и грязные. А большие и чистые подсказывают, что писал педантичный и добрый.
  2. Внимание на поля . Узкие - бережливость, когда слишком сжатые, может означать мелочность, скупость. Широкие - душа нараспашку, открытость, доброта. Слишком уж просторные - высокомерие, бахвальство, стремление к богатству.
  3. Размер букв . С возрастом они становятся крупнее (ухудшается зрение). Маленькие буковки - личность, привыкшая довольствоваться тем, что есть, может быть замкнутой и страдать аутизмом. Из знаков среднего размера выудить какую-либо информацию невозможно. Так пишет подавляющее большинство людей. Здесь подходит выражение «такой, как все». Большие свидетельствуют о лидерских качествах, эмоциональности и общительности.
  4. Заглавная буква . Если с «наворотами», автор не уверен в своих силах, зависит от чужого мнения, старается, чтобы его заметили. Маленький первый знак характеризует внутреннюю скованность, закрепощенность, неспособность к непринужденному общению.
  5. Исследование нажима . Характеризует эмоции в настоящий момент. Чем сильнее давление на ручку (карандаш), тем больше переживания. Слабое нажатие - характер вялый, слабовольный. Буквы «жирные», четкие - бодрость, энергия, общительность.
  6. Внимание на строки . Волнистые - переменчивость настроения, авантюрность, изворотливость, лживость в делах и поступках. Аккуратные, ровные - эмоции на «приколе», человек трезво смотрит на жизнь, здраво оценивает свои возможности. Если строка убегает в «гору», автор - оптимистическая натура. Съезжающая вниз свидетельствует о пессимизме и заниженной самооценке.
  7. Наклон и форма написанного . Буквы могут быть угловатыми, острыми, округлыми, по-разному связанными между собой. Допустим, слишком закругленные буковки подчеркивают, что личность слабая, податливая чужому влиянию. Такие люди редко добиваются своей цели. А связь нескольких знаков говорит о спокойствии и сдержанности. Большой наклон вправо свидетельствует о властности. Такой человек может быть влюбчивым и ревнивцем. Резкий уклон влево характеризует упрямство, граничащее с неразумностью, когда твердо отстаивают свою пусть даже неправильную точку зрения.
  8. Подпись . Красноречиво свидетельствует о характере. Обычная - уверенность в себе, устоявшийся образ жизни. С подчеркиванием - предприимчивость, изворотливость в делах. Петельки-завитушки на буквах - наблюдательность, проницательность. Перечеркнутая - характер взрывной, принадлежит экстраверту. В «траурной» рамке - автор интроверт или подвержен фобиям, из робких.

Важно знать! Графология - серьезная наука, но не истина в последней инстанции. Тем не менее, исследование почерка может дать вполне достоверные сведения о характере и других чертах личности.


О чем говорит почерк человека - смотрите на видео:


Графология сегодня востребована. Графологи состоят в штате серьезных фирм, занимаются подбором кадров, оценивают по почерку поступающих на работу и дают характеристику конкурентам. Это официальная сторона их деятельности, но любому человеку будет интересно к ним обратиться, чтобы определить по своему письму черты характера. Вполне возможно, что это поможет избавиться от плохих, а значит, улучшить качество своей жизни.

Что может сказать почерк о характере человека

Согласно исследованию израильских ученых, графология – наука по анализу почерка, гораздо точнее, чем общеизвестный детектор лжи, определяет честность и нечестность автора почерка. Кроме этого, графология позволяет четко определить характер и настроение человека.

На сегодняшний день, благодаря анализу почерка, возможно выяснить умственный потенциал человека, его активность, способность обучаться, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельностью, стрессоустойчивость, самоконтроль, амбициозность, надежность, законопослушность и многое, многое другое.

Графология: анализ почерка

Итак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:

Общая организованность почерка.

Имеется ввиду ровность почерка. От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать: положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.

Размер почерка.

Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше –к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.

Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.

Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.

Линии и строчки.

В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана. Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше условностей.

Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.

При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.

Отдельное направление в графологии – направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.

Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре – пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.

В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.

Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.

Интервалы.

В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.

Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.

Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.

Следующий блок исследований в графологии – интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающими.

Если пробелы между словами одной ширины, то человек адекватно воспринимает социальное неравенство и ко всем относится с уважением, а также он стабилен в межличностных отношениях. Если промежутки неодинаковые, то человек непостоянен в контактах с другими людьми: с одними он слишком плотно общается, других – игнорирует.

Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.

Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим – это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.

Наклон букв.

Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.
Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.

Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны

Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.

Черты характера - по почерку??

Да-да, именно по почерку Вас можно охарактеризовать, совершенно не зная как человека, и даже вовсе никак не общаясь с Вами! Так делает нередко, к примеру, работодатель, предложивши эксперту-графологу провести экспертизу листочка с Вашими записями на свободную тему. И, что самое интересное, обмануть никак не получится, даже если Вы просто очень старались писать красиво и правильно. Итак, о чертах характера по почерку!

Оказывается, при написании «от руки» поступают определенные импульсы из мозга, которые связаны с чертами характера человека.

Анализом почерка занимается графология. Благодаря данной дисциплине по почерку оказывается возможным определить самооценку, силу воли, эмоциональность и многое другое.

Графология та научная область знаний, которая изучает взаимосвязь между почерком и характером человека. Графологический анализ имеет ряд параметров. Их довольно много. К ним относятся направление букв, их наклон, расположение на листе, степень сжатости почерка и т.д.

Благодаря хорошему, профессиональному графологическому анализу оказывается возможным определить перспективы личностного роста, склонность к наркомании и многое другое.

Научиться узнавать характер по почерку - это огромный труд. Но некоторые самые общие элементы можно постичь без особых усилий.

Итак, берем с Вами чистый лист бумаги, на котором не нанесены поля и пишем, к примеру, 10 предложений на свободную тему! Или же возьмем свой личный дневник. Но для анализа записи вроде поздравления в открытке не подойдут, так как почерк сделан искусственно. Запись, которая будет подвергаться анализу, должна быть сделана в спокойном состоянии, когда человек не торопиться. Идеальным вариантом для этого будут несколько записей, сделанных в разное время. Стоит отметить, правда, что нельзя не учитывать и ряд факторов: почерк ведь также зависит от настроения, ситуации, состояния эмоционального фона и тому подобных вещей.

Наука, раскрывающая тайны характера

Как было сказано выше, раскрывает специфику характера по почерку графология . В целом следует отметить, что данная дисциплина получила признание далеко не среди всех научных исследователей. Многие считают ее и вовсе псевдонаукой. Однако многие психоаналитики, работодатели и др. все же не гнушаются воспользоваться графологической экспертизой. Графологию следует отличать от почерковедения, которое применяется непосредственно в судебной практике. Благодаря анализу характера по почерку оказывается возможным узнавать те вещи, которые с помощью других средств распознать практически невозможным.

Почерковедение в целом представляет собой раздел криминалистики, который изучает в целях разрешения задач судебно-почерковедческой экспертизы развитие письменно-двигательных навыков человека, а также разрабатывает методы исследования почерка.

Почерковедение, в отличие от графологии, делает акцент на стереотипность действий, совершаемых при письме, а также на индивидуальность почерка и избирательную изменчивость (результат реакций организма на различные условия).

О чертах характера по почерку начали судить уже давно. Истоки графологии восходят к античности. Ее начатки можно встретить в трудах Теофраста, Аристотеля, Диония Галикарнасского и др.

Одним из первых на связанность почерка с характером обратил внимание римский историк Светоний. В 1622 году была написана работа, которая положила начало развитию графологии. Автором этой самой книги под названием «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», является К. Бальдо.

Первые попытки систематизировать характерные черты почерка были произведены в 1871 году и принадлежат они Ж.-И. Мишону. Он же и ввел такое понятие как «графология» (от греч. сл. “grapho” - пишу, “logos” - учение). Он полагал, что данная дисциплина должна широко применяться при экспертизе письме (в суде, например). По его инициативе в конце 19 века стали выпускаться специализированные журналы на эту тематику, а также организовываться графологические сообщества. Сам Мишон принимал участие в установлении авторства.

Биолог В. Прейер изучал вопросы патологии письма, психологии и физиологии. Он провел весьма интересный эксперимент над письмом под гипнозом. Тому, кто находился в роли испытуемого, внушалось, что он обладает такими чертами характера, как скрытность, скупость и т.п.. При этом он должен был писать под диктовку. Почерк становился другим, нежели чем тот, который был присущ человеку при обычных обстоятельствах.

Также проводилось еще немало исследований, благодаря которым открывались новые тайны графологии. К примеру, Р. Визер, исследуя почерки более 700 преступников, подтвердила, что по почерку можно выявить наличие в человеке преступных наклонностей. Такой вывод в свое время сделал Ч. Ломброзо.

Направление строк

При проведении анализа почерка следует обращать внимание на его размер, наклон, нажим, очертания, расположение строк.

Итак, приступаем!

Многое может рассказать направление строк. Об умении лгать и изворотливости, а также ловкости говорит волнообразное направление.

На апатию, пессимизм, неуверенность в себе, сентиментальность, неверие в свои силы, отсутствие инициативы говорят строки, идущие вниз. Если же строки восходят вверх, то человек наверняка храбр, сознает собственные силы, решителен, искренен, настроен на успех, уверен в себе, но честолюбив, тщеславен.

На уравновешенность, рассудительность, сильно развитое чувство долга, силу воли, уверенность в себе, доверие говорят прямые строки.

О слабом желании начать работу, но сильном довести дело до конца говорят строки, сначала опускающиеся, а затем поднимающиеся.

А если же они сначала восходят, а потом опускаются, то это означает, что человек интересуется различными видами деятельности, берется за несколько дел сразу, но редко их заканчивает. Также для него характерны такие черты, как нетерпение и непостоянство.

Расположение букв

У людей с преобладанием образов и интуиции над абстрактным мышлением, а также с развитым эстетическим чувством буквы стоят изолированно друг от друга. Зачастую их поступки не поддаются логическому объяснению, но их жизнь имеет богатое внутреннее содержание.

О сообразительности, инициативности, активной деятельности, а также предприимчивости говорит почерк с наиболее рациональной комбинацией букв между собой, беглость почерка.

Сплошная связность букв также говорит о предприимчивости плюс умении критически мыслить и хорошей логике.

О плохой способности критически мыслить, мечтательности, склонности к фантазиям говорит несвязность букв.

Если письмо является беглым и связующие линии едва читаются, то это говорит об особой даровитости.

Правильный почерк показывает человека как уравновешенного и спокойного.

Каллиграфический же говорит об обязательности, аккуратности, но отсутствии самостоятельности.

Неразборчивость почерка демонстрирует энергичность, беззаботность, но при этом нервозность.

О доброте, отзывчивости и способности идти на компромиссы говорит почерк с округлыми буквами. Угловатость букв говорит об эгоизме и независимости.

Размер букв зависит от степени общительности. Крупный почерк выдает человека, легко идущего на контакт. Мелкий - о замкнутой, скрытной личности.

Если же величина букв постоянно «скачет», то это признак того, что человеку присущи неуравновешенность, чрезмерно бурная деятельность, «кипение», беспокойство (как внешнее, так и внутреннее).

Широкий почерк открывает нам человека широкой души, а узкий - человека рационального, бережливого.

Наклон

При анализе необходимо обратить внимание на то, какой наклон имеет почерк. У

большинства людей он «смотрит» вправо. Если он является небольшим, то это говорит о человеке как о спокойной и уравновешенной личности, всегда открытой к общению, но которая временами не прочь побыть в одиночестве. О настойчивости и целеустремленности говорит сильный наклон вправо. Также люди с таким почерком влюбчивы, ревнивы, приступают к делам при установке «либо все, либо ничего», им присущ максимализм.

Индивидуалисты в почерке имеют небольшой наклон влево. Также для них характерно ставить свои интересы выше групповых. Из достоинств им присуще хорошее критическое мышление. Самодостаточными и независимыми являются обладатели почерка с сильным наклоном влево.

Прямой наклон характеризует человека упрямого. Это личность, которая умеет все взвесить. Эмоции соотносятся с рациональностью.

О сердечности и готовности к сочувствию говорит «косой» наклон. Если буквы почти «лежат», то их владелец, вполне вероятно, - человек невоздержанный, вспыльчивый.

Если же они смотрят в разные стороны, то можно сказать, что человек капризен, нерешителен, у него присутствует разлад между разумом и чувствами, но относится он ко всему этому с юмором.

Поля

Когда человек пишет несколько предложений или кусок текста, то он в любом случае оставляет поля. Как слева, так и справа. Расположение полей расскажет нам об отношении человека к материальным благам. О бережливости говорят узкие поля, а о щедрости - широкие. Скупость и жадность свойственна людям, оставляющим сужающийся левый край. Расточительность - если край расширяется книзу.

Если в целом поля являются маленькими и располагаются именно слева, то это говорит о склонности к семейной жизни, а также, возможно, некоторой мелочности.

Слишком широкие поля говорят о щедрости, стремлении к оригинальности, изысканным манерам и привычкам, но роскоши, блеску, гордости, изысканным манерам и привычкам.

Нажим

У романтичных, очень чувствительных натур нажим будет легким. Такие личности, возможно, - мечтатели. Они отличаются ответственностью и аккуратностью. Неторопливы, в деле стараются ошибок не допускать. Из недостатков - слабовольность.

Уверенные и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью, имеют сильный нажим. Также для них являются характерными такие черты как целеустремленность, оптимизм и общительность.

Если сильный нажим сочетается с крутым, отвесным наклоном, то это говорит о человеке со строгим взглядом на жизнь.

Анализ подписи

У хитрых и наблюдательных особ подпись будет состоять из петель. Об энергичности, а также импульсивности говорит зачеркнутая подпись.

О неуравновешенности говорит зигзагообразный росчерк. А об уме и расчетливости говорит, в свою очередь, его отсутствие.

В кружок подпись обводит человек робкий и замкнутый. На смелость и уверенность в себе указывает подпись незамысловатая.

Почерк - это по-прежнему загадка, но все же место, в котором лежит ключ к ее решению, известен. Однако в своих выводах о человеке согласно особенностям его почерка не стоит быть уверенным на все 100 %. Но внимания эта тема, безусловно, заслуживает. Мы видим, что эскперименты оправдали графологию. Действительно есть подтверждения ее выводам. Следует просто учитывать, что данной дисциплине предстоит еще пройти путь по своему совершенствованию в методологии. Но заслуг у нее уже есть достаточно для того, чтобы учесть ее тезисы.

Благодаря анализу характера по почерку можно избежать многих ситуаций и обратить внимание на свои недостатки.

help-me.by