Международная сертификационная программа ISPWR «Процессуально-ориентированная психология. Процессуально-ориентированная психотерапия

International Institute for Process Work (Russia) IIPW

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Образовательный стандарт IAPOPhttp://www.iapop.com/ispwr/

Сертификационная Программа по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.

Обучение по стандартам IAPOP.

Уважаемые коллеги! Ведется набор на обучение 2018-2020г.

Расписание семинаров:

1 семинар - 8-9 декабря 2018г - Введение в Процессуальную работу. Теория и практика. Работа с движением. - Сербина Людмила.

Данная программа является уникальной, так как позволяет освоить новый психотерапевтический метод, на профессиональном уровне и получить глубокие знания в области процессульно-ориентированной психологии и психотерапии. Программа включает как теоретическое, так и практическое обучение. Обучение ведется в рамках стандартов IAPOP с использованием теоретического и методического арсенала его преподавателей, которые обладают уникальными и разносторонними навыками и метанавыками и личным глубоким многолетним профессиональным психологическим опытом и вносят его в процесс обучения. Все преподаватели имеют собственную практику ведения личной терапии и преподавания в различных школах и направлениях терапии. Многие преподаватели являются старейшинами процессуального обучения в России, основателями и учредителями Процессуального сообщества в России.

Многие преподаватели сейчас являются членами и руководителями профессиональных психотерапевтических организаций и сообществ: Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР) Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов, Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP), Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).

Преподаватели Сертификационной Программы:

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-риентированных терапевтов, автор и ведущий обучающих программ по работе с шоковыми травмами и травмами развития.

к.пс.н, психотерапевт ЕАР, Дипломант PW, руководитель модальности по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии в ППЛ, член IAPOP.

Врач-биофизик (диплом РГМУ им. Пирогова), врач психотерапевт (диплом ММА им. Сеченова), психолог (диплом МЭГУ), процессуальный терапевт - сертификат 3-х годичной программы Центра по процессуальной работе в Портланде, США (Process Work Center of Portland,USA), гештальт терапевт.

к.пс.н. Процессуальный терапевт,Ведущий курса "Введение в процессуальную терапию".Член Профессионального Сообщества Интегративно Работающих Психологов. Преподаватель и член Совета Московской Психологической Лаборатории 12.

обладатель степени МА «Организационные изменения и фасилитация конфликтов»(Process Work Institute (PWI), Portland,USA), сертифицированный специалист попроцессуальной работе(PWI, USA), бизнес-тренер, дипломированный консультант по управлению (SMC, Россия), коуч (CTI, Amsterdam, Netherlands) с 14-летним стажем работы.

Принцип нашей работы заключается в том, что бы дать качественное образование, где в процессе обучения вы сможете глубоко и интересно учиться и получите новый инструмент и новую методику, что бы использовать это в своей профессиональной деятельности, а так же научиться работать со своими личными проблемами и комплексами.

Особенность нашей программы заключатся в том, что наши преподаватели имеют большой опыт в других подходах, то в процессе обучения будет рассмотрена связь В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Вы получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Программа реализуется в сотрудничестве с членами международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии. Это позволяет глубоко и осознанно освоить метод Процессуальной Работы, основателем которой является Арнольд Минделл, и он работает с большим спектром проблем. Процессуальный подход использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик и исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает.

Процессуальная психология развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, и применяется в различных контекстах, включая индивидуальную терапию и работу с группами и организациями. Особое внимание уделяется работе со снами и с телесными симптомами, включая работу с тяжело больными, с измененными и крайне экстремальными состояниями сознания, с зависимостями, для разрешения личностных и семейных конфликтов с большими и малыми группами в бизнес среде.

Для кого эта программа

Сертификационая Программа Международного Института Процессуальной Работы (Россия) (IIPW) предназначена для психотерапевтов, психологов-консультантов, специалистов, работающих в области здравоохранения и образования, педагогам, социальным работникам а также коучам, людям, занимающимся развитием организаций, бизнес консультантам, а так же всем желающим, кому интересен процессуальный подход для самообразования, самопознания и саморазвития.

Что в результате

В результате прохождения Международной Сертификационной программы IIPW вы освоите и приобретете теоретические практические знания Процессуальной работы, которые необходимы в индивидуальной работе с клиентами, так и в работе с малыми и большими группами, безнес-организациями.

В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Структура сертификационной программы :

Условия участия:

Для вступления в Международную Сертификационную программу необходимо:

Заполнить и подать заявление.

Пройти вводную сессию с преподавателем сертификационного курса.

Форма заявления

  • Адрес, электронный адрес, телефон, скайп
  • Резюме (дата рождения, пол, возраст, образование, место работы и др.)
  • Предыдущий опыт процессуальной работы. Какие семинары посещали, какие программы, опыт личной терапии?
  • Какие другие психологические и психотерапевтические подходы изучали? В каких программах принимали участие?
  • Кратко напишите почему вы хотите изучать Процессуальный подход.

Документы:

При успешном завершении Международной Сертификационной Программы International Institute for Process Work (Russia) IIPW (Международный Институт Процессуальной Работы в России) выдаётся:

  • Международный Сертификат по Процессуальной работе.
  • Накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги.(по запросу)
  • Свидетельство о повышение квалификации от об окончании программы повышении квалификации установленного государством образца; (по запросу)
  • Также вы можете получить Диплом о профессиональной переподготовке: «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (в объеме 980 часов), (по запросу)

О формате.

  • 12 семинаров по 2 дня (выходные дни)
  • Личная терапия не менее 20 часов;
  • Супервизии групповые и личные 20 часов;
  • Интервизорские группы не менее 4 раз в год;
  • Сессии с адвайзером (личным куратором) 4 сессии и одна завершающая по итогам обучения;
  • Ведение студенческой зачетной книжки;
  • Ведение личного дневника;
  • Написание итоговой работы (реферат)
Подробнее:
  • Количество часов семинарских занятий составляет 12 семинаров, по выходным дням.
  • Супервизии 20 часов. (Различные форматы: групповая, индивидуальная) Это может быть как очная работа с клиентом, или им так же может быть любой студент программы, а так же разбор Кейсов из личной практики или из работы в интервизорских группах.
  • Интервизорские группы. Самостоятельная работа в малых группах. Группа 3-5 человек. По итогам встречи студенты составляют протоколы по структуре процесса и интервенций. (Каждый из студентов на встрече является Психотерапевтом, Клиентом, Наблюдателем) Протоколы проверяются адвайзером на личных сессиях с ним.
  • Личная терапия минимум 20 сессий. Личная терапия является важной составляющей частью учебного процесса.
  • Сессии с адвайзером, личным куратором в процессе обучения – 5 сессий (2 сессии в год, консультации по написанию итоговой работы, и заключительная (итоговая)сессия)
  • Рекомендуется определиться со своим Адвайзером в течении двух месяцев с момента вступления в программу. При его участии заключается студенческое соглашение и выбирается фокус личных интересов в процессе обучения в сертификационной программе. Для тех студентов, кто одновременно обучается и в сертификационной, и в дипломной программе, адвайзер является одним и тем же лицом.
  • Студенческая зачетная книжка. Сюда фиксируется информация о прохождении семинаров, супервизий, встреч с адвайзером. Ведение дневника необходимо на протяжении всего сертификационного курса и в дальнейшем, если студент продолжит свое обучение в дипломной программе.
  • Ведение Студенческого дневника. На протяжении обучения студенту рекомендуется вести подобный дневник, куда записывается личный опыт от прохождения семинаров, личных сессий, супервизий, интервизий и внутренней работы.
  • Написание итоговой работы (реферат). Общий объем от 10 и более страниц. В этой работе студенты демонстрируют свои теоретические и практические знания в письменном виде. И демонстрируется знание текстов и книг, по Процессуальной работе доступных как на русском, так и на английском языках.
  • Сертификат о прохождении программы выдается после выполнения всех вышеперечисленных требований программы и прохождения заключительной сессии с адвайзером. Преподавательский состав сертификационной программы оставляет за собой право принимать решение о выдаче сертификата студенту, а так же о прохождении дополнительных часов для освоения недоработанных тем.

Темы семинаров:

Семинары программы:

(В темы семинаров могут быть внесены изменения и дополнения)

Процессуальная работа. Введение: Теория и практика. Источники и история создания. Основные определения и положения (первичный, вторичный процесс, край). Сновидящее тело и сновидческий процесс. Уровни работы в процессуальном подходе (консенсусный, сновидческий, сущностный). Работа с каналами восприятия.

Работа с симптомами. Соматические заболевания. Работа с соматическими заболеваниями, симптомами в процессуальном подходе. Послание симптомов. «Дух симптома». Работа с различными хроническими и острыми симптомами. Телесно-ориентированная работа с симптомами.

Работа со взаимоотношениями. Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений. Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Мифы в отношениях. Работа с семейными системами. Высокий и низкий сон взаимоотношений. Конфликты, публичные атаки

Теория конфликта с точки зрения процессуально-ориентированной психологии. Мировая работа (World Work) и концепция Глубинной демократии. Основы фасилитации конфликтов. Сигналы эскалации и деэскалации конфликта.. Работа с обвинениями. Понятие рангов и их роль в разрешении конфликтов. Типы рангов и степень их осознанности. Сигналы высоких и низких рангов.

Работа зависимостями: химические и поведенческие зависимости. Процессуальная работа (терапия) с зависимостями. Виды и механизмы формирования зависимостей. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость. Особенности работы с химическими зависимостями. Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края. Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

Сны, сновидения, работа со сновидением. Процессуальная парадигма работы со сновидениями. Определение различных уровней работы со сновидением. Мифы в сновидениях. Работа с ранними детскими снами и их связь с хроническими симптомами и со стилем жизни и жизненными сценариями. Исследование снов и едва заметных предсигналов(Флирты), проявляющихся на грани состояния сна и бодрствования.

Измененные состояния сознания, психопатология, депрессии. Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии. Связь с культуральными и социальными мифами и краями. Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

Работа с травмой. Формирование ресурсов. Особенности соматической работы с посттравматическими расстройствами. Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений. Первичный и вторичные процессы при ПТСР, Работа с травмой как работа с Экстримальными и измененными состояниями сознания. Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Особенности работы в каналах при работе с травмами. Роли. Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка).
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель) , свидетель, защитник)
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР.
Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном) .

Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности,

Диссоциация и паралельные вселенные(Минделл)
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы,
Восстановление оси эго Самость. Работа на сущностном уровне (большое «U»)
Трансформация травмы. Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столковение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

Мировая работа. Принципы мировой работы (World Work). Методы фасилитации группового процесса (Group process). Фасилитация работы в группе на собраниях, совещаниях, стратегических сессиях. «Горячие» моменты в групповой работе (Hot spots). Сложные участники в группе.

Геопсихология. Векторная работа. Векторный метод осознавания, исследование ИСС связанных не только с чувствами и различными внутренними состояниями, но и с природой пространства, связью наших тел с планетой Земля. Понятие большого «U» и малого «u», суммирование векторов. Исследование глубинных состояний и способности нахождения направления как личных, так и коллективных. Понятие кратковременной и долговременной осознанности.

Внутренняя работа. Процесс-ориентированная классическая внутренняя работа. Зачем и когда делать внутреннюю работу? Осознавание сигналов / уровни восприятия. Канал-ориентированные методы усиления сигналов. Навыки раскрытия процесса «Вперёд» (от сигналов к фигуре). Навыки раскрытия процесса «Назад» (от фигуры к её сущности). Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.

Процесс-ориентированный коучинг.Процесс-ориентированный коучинг. Схожести и различия терапии и коучинга.Цели и принципы процесс-ориентированного коучинга. Раскрытие и реализация потенциала человека. Процесс-ориентированный коучинг руководителей. Связь личностного развития руководителя и развития организации в целом. Как личные барьеры руководителя формируют организационные барьеры.

Начало обучения - осень 2018г. Обучение в Москве.

Дополнительная информация.



Процессуально-ориентированная психология или процессуальная работа - достаточно молодое и при этом уже авторитетное направление в психологии. Оно было основано в конце 1970-х годов .
Процессуальная работа делает основной акцент на восприятии потока событий - и уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.
Процессуальная работа означает следование пути природы. Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека, - даже то, что он воспринимает как проблему, является одним из способов, которыми его бессознательное стремится объяснить, что именно ему необходимо для того, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром. Примерно так простыми словами можно передать основную идею этой психологической школы.

В этом разделе Вы можете ознакомиться с основами теории, практики и со структурой международной .

Если Вас заинтересуют прочитанные материалы, Вы можете присоединиться к программе на любом из предложенных модулей или стать , на котором студенты программы практикуются в овладении полученных методов.

Особенности процессуально ориентированной психологии делают спектр ее применения очень широким. Ее методы оказываются действенными на всем протяжении жизни человека - от перинатального периода развития до околосмертных состояний. Они применимы для личностного роста, работы с отношениями, коллективами, организациями, бизнес-структурами и мировыми проблемами. Эти методы оказываются результативны при работе с телесными и психическими заболеваниями. Особое внимание уделяется .

Понятие «терапевт» в процессуальной психологии уступает место понятию - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. При этом фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Глубинное «недуальное» или заличностное состояние сознания, которое становится доступно при этом, родственно духовным и религиозным переживаниям, дающим ощущения «вездесущности», «всеведения», «просветления». Здесь процессуально ориентированная психология смыкается с наследием мировых духовных и религиозных школ, а также постулатами квантовой физики.

Ключевое понятие психологической школы А. Минделла - По сути, это любой феномен, который уже происходит.

Процессы делятся на первичные и вторичные. Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.

Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той ипостаси человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах. Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

На «краю» - грани, отделяющей первичный процесс от вторичного - зачастую могут быть обнаружены одна или несколько «краевых фигур». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры. Затем поддерживается обогащение личного опыта клиента путём усиления и разворачивания переживаний вторичного процесса, чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.


Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне привычной нам реальности (ОР). Это состояние сознания названо А. Минделлом «процессуальный ум».

НАША ГРУППА ПО СНОВИДЕНИЯМ В ФЕЙСБУКЕ ГРУППА В ФЕЙСБУКЕ для тех, кому интересны новые знания и глубинные методы духовно-ориентированной психологии для помощи себе и близким.

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Как часто называют процессуально ориентированную психологию, расширяет юнгианскую концепцию бессознательного и использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик. . В ней сосуществуют и дух шаманизма, даосизма, буддизма, актерской игры и открытия современной физики. Она соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания, соединяя восточные духовные практики и западные методы психологии. Особое внимание уделяется работе со снами. Методы Процессуальной психологии применяются при лечения заболеваний любой сложности: раковых заболеваний, зависимостей, восстановления после черепно-мозговых травм.
Процессуальная работа - пока единственное психологическое направление, работающее с комой.

Процессуальная психология, в отличие от традиционных школ, действует более системно и глубинно - она воздействует не только на симптомы, а экологично работает со всей системой - внутренним миром человека, его отношениями, социальным окружением и миром, в котором он живет.

Процессуальная работа означает следование пути природы . Все что происходит в теле, в душе, во снах, в отношениях, в пространстве человека - даже то, что он воспринимает как проблему - является его учителем. Все, что происходит с человеком, несет в себе ключ к достижению целостности: гармонии с собой и окружающим миром, здоровью.

Любой симптом имеет тенденцию к исцелению. Иначе говоря, любая конфликтная ситуация, любая проблема, любое заболевание уже содержит информацию о своем решении. «Проблема» является посланием, которое нуждается в понимании на уровне тонких сигналов, «флиртов», сновидений, и поэтому вынуждено проявиться через конфликты, ухудшение здоровья и т.д.

Если Вы научитесь отслеживать и осознавать свои внутренние процессы, понимать их, то сможете максимально свободно чувствовать себя в любой сфере своей жизни, направлять энергию в полезное русло и получать неординарные результаты в любом виде деятельности.

Помимо таких важных целей, как решение жизненных проблем и избавление от заболеваний, Процессуальная работа помогает прикоснуться к своему настоящему, глубинному Я, понять и реализовать свои истинные цели и мотивы, отыскать свой собственный уникальный Путь и осознанно участвовать в Величайшем Приключении своей Жизни - самой Жизни.

Процессуальная психология - пожалуй, единственная область современной психологии, одинаково эффективно применимая в столь разных областях, как:
. Работа с телом . Посредством работы с телом методами процессуальной психологии можно справиться с кратковременными и долгосрочными заболеваниями, избавиться от них и предупредить в дальнейшем. В том числе и от тех, которые «не лечатся» классической и нетрадиционной медициной (см. работу А.Минделла ).
. Работа со сновидениями . С помощью работы со сновидениями в процессуально-ориентированной психологии можно из каждого, даже самого незначительно сна извлечь множество посланий, в том числе о сценариях жизни и отношений, заболеваниях, решении текущих жизненных и творческих проблем и т.д. Техники работы со сновидениям разительно отличаются от психоанализа, и при этом доступны не только для узких специалистов, но и для всех желающих.
. Работа с конфликтами и отношениями . Техники процессуальной психологии позволяют легко решить проблемы во взаимоотношениях и конфликты, групповые и личные.
. Работа с депрессиями . С помощью процессуальной психологии можно не только работать с депрессиями, но и мягко и экологично снимать человека с антидепрессантов, прописанных психотерапевтами для подавления симптомов депрессии.
. Работа с комой и повреждениями головного мозга . Техники процессуальной психологии позволяют вернуть к нормальной жизни человека, пережившего кому и повреждения головного мозга.
. Работа с психическими расстройствами . Процессуальные психологи с успехом работают с шизофренией, эпилепсией и другими расстройствами психики.
. Работа с зависимостями . Процессуальные техники применимы для избавления от зависимостей, алкогольных, наркотических и не только.
. Работа с бизнес-структурами . С помощью последних наработок процессуальной психологии можно успешно оптимизировать бизнес-процессы (см. ).
. И прочее, прочее, прочее... Сложно назвать задачи, которые нельзя решить процессуальной психологией, хотя наши учителя не перестают повторять, что решение проблемы - лишь приятный побочный эффект...

Процессуальная работа помогает свершиться процессам, заложенным "внутри" человека, организации, сообщества. Она направляет и усиливает их. В этом наиболее существенная системообразующая черта процессуальной психологии. Не лечить пациентов, а помогать людям пройти свой путь, осуществить то, к чему есть внутренняя готовность.

Процессуальный метод был основан в конце 1970-х годов .
Мировой центр процессуальной психологии находится в Портленде, США, штате Орегон.

Мы предлагаем Вам принять участие в уникальной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ – впервые в России программа проходит в полном объеме , с возможностью дальнейшего получения международного диплома* процессуального терапевта.

В Нашем институте программа проводится исключительно дипломированными * специалистами Процессуально-ориентированной психологии (из Швейцарии, США), имеющими право преподавания, и полностью соответствует требованиям Научно-исследовательского общества Процессуально-ориентированной психологии (Цюрих, Швейцария).

Основатели процессуальной терапии – Арнольд Минделл и Эми Минделл

Что такое процессуальная терапия? Сертификационная программа по процессуальной терапии

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work ) - теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы.

Процессуальная терапия была основана в 70-х годах доктором Арнольдом Минделлом , специалистом по юнгианскому анализу из Цюриха. Процессу­ально-ориентированная психотерапия − это междисциплинарный подход, гармонично соединяющий западную психологию и восточную философию. Часто обучающиеся психотерапии получают набор стандартных процедур, разрозненных навыков и мучаются, пытаясь определить – когда же какой прием необходимо применить в своей терапии. “Обычно терапевты гораздо более осведомлены о своих теоретических позициях, чем о реальном поведении с клиентами”. Процессуально-ориентированная психология дает ответы на эти вопросы в самом процессе терапии.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Минделл расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от общепринятых взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концецпию «бессознательного», чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется - с другой.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым мы себя идентифицируем, и тот, который определяется как «чуждый» нам. Переживания, с которыми мы себя идентифицируем, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом нами уровне. Опыт, маргинализируемый нами в качестве «чуждого», называется «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом. Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии: “В какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает проблемы своего клиента; а в другом случае он похож скорее на танцевального или арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни”.

Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет – работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не “неразборчивость” и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы. Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме. Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и измененных состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.

Попытаемся кратко описать философию процессуально-ориентированной психологии . Основные понятия процессуальной терапии – первичный и вторичный процесс. Первичный процесс – это то, что мы осознаем, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно – то, что мы в данный момент не осознаем, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несет в себе очень важную и полезную информацию, к которая мы может получить доступ. Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge ) идентичности человека.

Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.

Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.

Социальные : пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.

Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта – отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности. Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам дает бессознательное через вторичные процессы, дает ключ к решению проблем и личностному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умения отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и “промежуточной”, так называемой “краевой”, когда человек колеблется, отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. “Край” может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. “Без осознания своих меняющихся чувств терапевт может подавлять другого человека или действовать с позиции превосходства”. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, – задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой дает терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии. “Мы развиваем способность ценить и принимать собственные чувства, с которыми сталкиваемся на практике.”

“Терапевт может обратить внимание на различные чувства и состояния, возникающие у него во время работы. Если он способен сознательно уловить эти “голоса” и может озвучить их в своей работе, то становится гибким практиком, который превращает свои чувства в пользу. Потом он замечает обратную связь клиента и может настроиться на нее. Он следует за процессом клиента и своим собственным, используя свои чувства, состояния и техники в работе.”

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира

Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться неосознаваемому процессу, включающему различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны, в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом.

В процессе обучения техникам процессуальной терапии Вы:

    получите глубокие, необычные переживания и овладеете навыками глубинной и нетрадиционной работы работы с ними;

    овладеете техниками раскрытия посланий и управления сновидениями;

    научитесь работать с телесными симптомами и хроническими заболеваниями, а также предупреждать их;

    обучитесь техникам работы с личными и групповыми конфликтами, семейными и индивидуальными взаимоотношениями;

    различными зависимостями и депрессиями;

    обучитесь продуктивному планированию будущего и его использованию в настоящем;

    Вы обогатите свой профессиональный арсенал набором оригинальных техник доступа к глубинным и трансперсональным процессам человека, что позволит Вам эффективно работать с разнообразными запросами клиентов;

    на практике освоите новые техники ведения групп с использованием процессуальных техник.

    Вы узнаете о новом, оригинальном, продуктивном пути личностного и профессионального роста.

Вы сможете работать в следующих областях:

– индивидуальная психотерапия, консультирование пар, семей, групповая ПТ;

– работа с физическими симптомами, включая соматические заболевания;

– патологические измененные состояния сознания (в т.ч. терминальные, бессознательные состояния), пограничные состояния, зависимости и заболевания, относящиеся к области психиатрии

– групповое и организационное консультирование и решение конфликтов

В Базовой программе освещаются следующие темы:

    Общая структура и динамика психики в Процессуальной терапии и связь с другими теориями личности. Философия процессуальной терапии. ПТ и восточные практики: даосизм, буддизм, шаманские практики.

    Первичные и вторичные процессы и идентичности. Край, фигура на краю и способы её формирования. Двойные сигналы.

    Каналы в процессуальной терапии. Занятые и незанятые каналы, переключение каналов. Первичные и вторичные процессы в каналах. Разворачивание вторичных процессов. Краевое поведение.

    Работа с вторичными процессами в психотерапии. Техники амплификации и разворачивания сигналов. Взаимодействие первичных и вторичных процессов в контакте терапевт-клиент. Послания. “Тело сновидений”.

    Внутренняя работа. Работа с каналом мира, “флирты”. Экстремальные события, катастрофы, травмы. Повторяющиеся события.

    Работа с симптомами. Послание симптомов. “Дух симптома”.

    Работа с различными хроническими и острыми симптомами.

    Работа с экстремальными и изменёнными состояниями сознания (ИСС), психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Работа с различными видами депрессий.

    Работа с зависимостями. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость.

    Работа с отношениями. Высокий и низкий сон отношений. Три уровня работы с отношениями. Мифы в отношениях. Смысл отношений. Отношения с “невыносимыми” людьми.

    Конфликты, публичные атаки, критики. Разрешение конфликтных ситуаций. Три уровня работы с публичными атаками и конфликтами, связь с личной историей человека. Публичные выступления.

    Работа с группами и процессуальный подход к групповой динамике. Линейная и нелинейная работа с группой. Теневые процессы в группе. Роли, ролевое поведение в группе, виды ролей.

    Ведение групповой работы в процессуальной терапии. Роль и линейные шаги работы фасилитатора группового процесса. Лидерство в групповом процессе.